Конспект урока контрольный диктант 6 класс

Обновлено: 05.07.2024

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Слово учителя.
  4. Работа с текстом.
  5. Работа над орфограммами в словах.
  6. Физкультминутка.
  7. Наблюдение над языковым материалом.
  8. Тест по синтаксису и пунктуации.
  9. Итог урока.
  10. Задание на дом.
  11. Рефлексия.

Ход урока

1. Оргмомент

эмоциональный настрой на урок.

– Ребята, посмотрите в окно! Видите, какой сегодня прекрасный осенний день.

Вы знаете, что осень – пора сбора урожая, подведения итогов. Пришло время и нам подвести некий итог нашей недолгой учёбы в этом году. Мы всё это время трудились не покладая рук: повторяли изученный материал за 5 класс, настраивались на удачный новый учебный год. И пришло время проверить свои знания. Мы с вами сегодня должны всё ещё раз вспомнить и написать диктант. Надеюсь, что ваши отметки-плоды будут радостными и для вас, и для ваших родителей, и для меня, конечно! Удачи нам!

2. Проверка домашнего задания.

упр. 33 (выборочная проверка)

а) дать характеристику последнего предложения (с места);

б) фонетический разбор слова (на доске) слова ручья.

3. Слово учителя.

Объявляет тему урока, цели.

Записываем: число; классная работа, тема урока.

– Сегодня у нас урок повторения изученного материала за 5 класс. Подготовка к контрольному диктанту с грамматическим заданием.

Цели: повторить, обобщить знания, полученные в 5 классе, систематизировать их.

– Запишем несколько предложений на доске.

(кто-то к доске выходит).

4. Работа с текстом.

Утром в низинах расстилался густой туман. Но вот из-за горизонта появляется солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана.
Солнце всходит и разбрасывает свои тёплые лучи по полям жёлтой пшеницы, верхушкам далекого леса.
На расстоянии километра от леса замечаешь блестящую на солнце поверхность озера. В него впадает извилистая речонка. Мы направляемся к ней.

!(Дать время проверить ученику самостоятельно свои записи)

  1. Что мы с вами записали? (текст)
  2. Докажите, что это текст? (предложения связаны между собой по смыслу и грамматически)
  3. Можете ли вы назвать тип речи? Почему?
  4. А определите стиль этого текста? (художественный).
  5. А как вы определили, что это художественного стиля текст? (воздействие на мысли и чувства читателей с помощью образов; использование изобразительно-выразительных средств).
  6. Например: расстилался туман, лучи съедают пелену, солнце разбрасывает лучи, тёплые лучи, блестящую поверхность озера, извилистая речонка.
  7. ? Придумайте такие словосочетания, чтобы слова съедают, разбрасывают были употреблены в прямом значении (съедают кашу; разбрасывают вещи по комнате).
  8. Подберите синонимы к слову из текста блестящая (искристая, сверкающая, переливчатая); антонимы к словам появляется (исчезает), тёплые (холодные)

→ На нашем тексте мы должны с вами повторить все разделы РЯ. Сейчас повторили стилистику и лексикологию.

5. Работа над орфограммами в словах.

– Давайте посмотрим на текст и обратим внимание на орфограммы.

– Допущены ли учеником (ученицей) ошибки. Если да, то объясните орфограмму.

1. Выписать из текста слова с орфограммами в зависимости от того, в какой части слова находятся и вида орфограммы.

– У вас на партах лежат таблички на разные виды орфограмм, которые встречаются в нашем тексте. Давайте посмотрим на неё и заполним примерами.

(На доске чертим таблицу. Даём время на выполнения работы. Затем проверяем, вызывая к доске учащихся (слабые детки по ходу работы заполняют свои таблички)

Орфограммы в приставках на з- и с- Безударная гласная в корне, проверяемая ударением Чередование гласных в корне О – Ё после шипящих и ц Безударные личные окончания глаголов
Расстилался В низинах расстилался жёлтые появляется
разбрасывает появляется блестящую пшеницы всходит
всходит съедают речонка разбрасывает
расстояние направляемся впадает
извилистая далёкого направляемся
замечаешь

(объявлять отметки уч-ся за выполненные задания)

→ итог: повторили орфографию.

6. Физкультминутка.

– отвести в сторону окна взгляды, посмотреть на небо, листву деревьев, порадоваться лучам солнца.

– быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. 2-3 раза.

Б) если существительное – похлопать в ладоши, прилагательное – сжать и разжать кулаки; глагол – потрясти кистями рук.

Появляется, явление, съедают, густой, еда, съедобный, всходит, восход, тёплые, впадает, падение, направляемся.

7. Наблюдение над языковым материалом.

– Вы заметили, что я вам называла слова из нашего текста?

– Мы с вами как определяли часть речи слов? (по вопросу и значению).

– Как называются такие пары слов, как съедают, еда, съедобный? (однокоренными)

– Какие слова называются однокоренными?

– Давайте найдём и отметим из текста те глаголы, которые я вам назову и разберём их по составу.

появляется, съедают, разбрасывает, замечаешь, впадает, направляемся.

а) от чего зависит гласная в окончаниях этих глаголов? (от спряжения)

б) как вы определите спряжение? (по н.ф.)

в) образуйте от этих глаголов форму 3 лица, мн. ч. (появляются, съедают, разбрасывают, замечают, впадают, направляются)

– Какой вывод можно сделать?

? г) морфологические признаки глагола замечаешь.

глаголы 1 спряжения в 3 лице мн. ч. имеют окончания -ут, -ют; 2 спряжения – -ат, -ят.

→ итог: повторили такие разделы, как морфемика, морфология.

8. Тест по синтаксису и пунктуации.

– А вот разделы синтаксис и морфемику мы повторим с помощью небольшого теста, который лежит у вас на парте.

Из предложения Утром в низинах расстилался густой туман выписали словосочетания. Что из указанного НЕ является словосочетанием?
а) расстилался утром;
б) густой туман;
в) расстилался туман;
г) расстилался в низинах.

В предложении Солнце всходит и разбрасывает свои тёплые лучи по полям жёлтой пшеницы, верхушкам далекого леса выделенное слово является
а) обстоятельством;
б) дополнением;
в) подлежащим;
г) определением.

Укажите ПРАВИЛЬНОЕ утверждение о предложении Но вот из-за горизонта появляется солнце ( ) и его лучи съедают серую пелену тумана.
а) это простое предложение с однородными членами, на месте скобок нужна запятая;
б) это простое предложение с однородными членами, на месте скобок запятая НЕ нужна;
в) это сложное предложение с союзом, на месте скобок запятая НЕ нужна;
г) это сложное предложение с союзом, на месте скобок запятая нужна.

На ватмане записываются правильные ответы, ученики сверяют.

– Покажите мне с помощью сигналов светофора, как вы справились с заданиями теста (зелёный – всё правильно, жёлтый – два верных ответа, красный – один и меньше) (1. в; 2. б; 3. г.)

– А вот если мы посмотрим на наш текст, со всеми ли знаками препинания вы согласны?

а) Разобрать синтаксически 3-е предложение в тексте (не выписывая его)

– А почему этот разбор помещён под цифрой 4?

(4 этапа: подчеркнуть, указать части речи, схему составить, характеристику дать).

(ЕСЛИ ЕСТЬ ВРЕМЯ, ТО ПЕРЕЙТИ ЕЩЁ К ЗАДАНИЯМ ИЗ ЭТИХ РАЗДЕЛОВ. )

б) выписать из этого предложения несколько словосочетаний.

в) во всех предложениях подчеркнуть грамматические основы.

9. Итог урока.

– Итак, мы с вами можем подвести небольшой итог. Мы закрепили основные сведения из разделов русского языка; постарались отработать навыки определения орфограмм в разных частях слова, пунктограмм, изученных в 5 классе, поработали над речью. Всё это должно нам помочь и в написании диктанта, и в будущем при изучении русского языка.

10. Задание на дом.

  • знаки препинания;
  • синтаксический разбор предложений;
  • морфологический разбор слова сена.

Выставление отметок за работу на уроке (если кого-то не учли в процессе работы!)

11. Рефлексия (получение обратной связи).

– Ребята, у вас на партах лежат фигурки солнышка и тучки. Вы хорошо поработали на уроке. Я благодарю вас за работу. Мне с вами было интересно, а вам? Если вам было интересно и понятно все, подарите мне солнышко, а если вы испытывали затруднения с заданиями, темой, правилами – подарите тучку (все анонимно).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Контрольный диктант

Цель урока: определить степень усвоенности пройденного материала; проверить орфографическую и пунктуационную грамотность.

Подготовка к контрольному диктанту. Повторение пройденного материала

Беседа по вопросам:

- Какие бывают предложения по количеству грамматических основ? ( Простые и сложные)

- что называется простым предложением? (простым предложением называется предложение, в котором есть одна грамматическая основа – подлежащее и сказуемое)

- Что называется сложным предложением? ( сложным предложением называется предложение, содержащее в себе две или несколько грамматических основ)

- Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении? (в сложном предложении между простыми ставятся запятые, даже если между ними стоит союз И)

- Каков порядок синтаксического разбора простого предложения?

(1. Вид предложения по цели высказывания

2.Видпредложения по интонации.

3. Грамматическая основа предложения.

4. Вид предложения по наличию второстепенных членов.

5. Наличие второстепенных членов

6. Однородные члены (если есть).

7. Обращения (если есть).

Диктант "Необычный стрелок"

Одна́жды я гуля́л по песча́ному берегу моря. Был жа́ркий день. Припека́ло со́лнце, и пове́рхность моря сверка́ла сере́бряными и́скрами.

Неширо́кая доро́жка вила́сь среди́ кусто́в с нея́ркими желто́-бе́лыми цвета́ми. Чуть да́льше вы́строились в ряд высо́кие сосны. У меня́ под нога́ми скрипе́ли песчи́нки. Иногда́ ве́тер приноси́л с моря ме́лкие водяны́е бры́зги. Тишину́ наруша́ло то́лько пе́ние ма́леньких белогру́дых пти́чек.

Вдруг разда́лся непродолжи́тельный, но ре́зкий шум. Он напомина́л взрыв бума́жной бомбочки. Я останови́лся и осмотре́лся. Все вокру́г дыша́ло тишино́й и споко́йствием.

Я пошёл по тропи́нке и че́рез не́сколько мину́т вновь услы́шал шум. Он исходи́л из земли. Моё внима́ние привлекли́ ме́лкие тёмно-кори́чневые зёрнышки. Тогда́ я понял, что э́то цвето́к разбра́сывает свои́ семена.

Я до́лго рассма́тривал э́то интере́сное расте́ние.

(119 слов) (По Г. Угарову)

Выполнение грамматического задания

Выписать из текста два простых и два сложных предложения. Выполнить синтаксический разбор. Нарисовать схемы предложений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дуб – удивительное растение. Он растёт сотни лет. Молния опалит его огнём, но весной распустятся на чёрных ветках зелёные листочки.

Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зелёный, а дуб чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью, когда наступит мороз. Листья на дубе свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.

В дубовой роще кормятся кабаны желудями, а в дупле живёт сыч и зимует летучая мышь.

Иногда смотришь: за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжёлые жёлуди. Это сойка осенью спрятала жёлуди и забыла о них, а они проросли.

Синтаксический разбор предложения:

1 вариант: Листья на дубе свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.

Материал конспекта формирует у учащихся умения пользоваться различными приёмами аудирования (ознакомительным, детальным), умениями письменной речи: самостоятельно писать текст под диктовку, осуществлять самоконтроль, писать слова с изученными орфограммами, правильно употреблять и писать имена прилагательные, пунктуационно оформлять текст. Конспект содержит также грамматическое задание к тексту, которое формирует умения различать имена прилагательные среди других частей речи и определять их морфологические признаки.

Читайте также: