Конспект урока контрольная работа по теме причастие 7 класс

Обновлено: 07.07.2024

А5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
На песчаной косе (1) усеянной рыбьей чешуёй (2) возвышался шалаш (3) сделанный из прутьев ивы (4) коры и рогож.
1. 2,3,4
2. 1,3,4
3. 1,2,3
4. 1,2,3,4

А6. Укажите правильное объяснение постановки запятых или их отсутствия в данном предложении.
Извивались между деревьями (?)спускавшиеся к реке (?) тропинки.
1. Простое предложение с однородными членами. Запятые нужны.
2. Предложение с причастным оборотом. Запятые нужны.
3. Причастный оборот стоит перед определяемым словом. Запятые не нужны.
4. Предложение с причастным оборотом. Запятые не нужны.

А7. От какого глагола не образуется действительноепричастие настоящего времени?
1. Давать
2. Совершаться
3. Засмеяться
4. Произрастать

А8. В каком причастии на месте пропуска пишется Я?
1. Защища..щий
2. Бре..щийся
3. Потряса..щий
4. Терп..щий

А9. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Е?
1. Ненавид..вший
2. Ре..вший
3. Выяв..вший
4. Повыс..вший

А10. Укажите страдательное причастие настоящего времени
1. Пускающий
2. Приделанный
3. Составляемый
4. Оставленный

А11. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Е?
1. Замеш..нный в преступлении человек
2. Картины развеш..ны
3. Поле засе..но
4. Измер..нное расстояние

А12. В каком слове на месте пропуска пишется одна буква Н?
1. Решё..ая задача
2. Мороже..ые овощи
3. Освещё..ая улица
4. Копчё..ая на костре рыба

А14. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется А(Я)?
1. Вид..щий, сморщ..нный
2. Проща..щийся, озадач..нный
3. Стел..щийся, потрач..нный
4. Кле..щий, рассе..нный

А15. В каком примере НЕ с причастием пишется слитно?
1. (Не)работающий, а сломанный телефон
2. Посуда (не)убрана в шкаф
3. (Не)накормленная вовремя собака
4. (Не)оконченная повесть

В17. Из данного предложения выпишите причастия, определите их разряд
Над широко расстилающимся пшеничным полем виднеются парящие в небе ястребы.

В18. Из данного предложения выпишите причастия, определите их разряд
Колеблющийся полёт бабочки над свежей зеленеющей полянкой – одно из прелестнейших зрелищ.

В19. Напишите, как пишется НЕ в данном предложении и почему
Книга ещё (не)прочитана.

С20. Выполните полный морфологический разбор выделенного причастия
Над широко расстилающимся пшеничным полем виднеются парящие в небе ястребы.

Вариант 2

А1. Укажите страдательное причастие настоящего времени
1. Пускающий
2. Приделанный
3. Составляемый
4. Оставленный

А2. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Е?
1. Замеш..нный в преступлении человек
2. Картины развеш..ны
3. Поле засе..но
4. Измер..нное расстояние

А3. В каком слове на месте пропуска пишется одна буква Н?
1. Решё..ая задача
2. Мороже..ые овощи
3. Освещё..ая улица
4. Копчё..ая на костре рыба

А4. В каком причастии на месте пропуска пишется буква Е?
1. Ненавид..вший
2. Ре..вший
3. Выяв..вший
4. Повыс..вший

А5. От какого глагола не образуется действительное причастие настоящего времени?
1. Давать
2. Совершаться
3. Засмеяться
4. Произрастать

А6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на местекоторых в предложении должны стоять запятые?
На песчаной косе (1) усеянной рыбьей чешуёй (2) возвышался шалаш (3) сделанный из прутьев ивы (4) коры и рогож.
1. 2,3,4
2. 1,3,4
3. 1,2,3
4. 1,2,3,4

А8. В каком примере НЕ с причастием пишется слитно?
1. (Не)работающий, а сломанный телефон
2. Посуда (не)убрана в шкаф
3. (Не)накормленная вовремя собака
4. (Не)оконченная повесть

А10. Укажите правильное объяснение постановки запятых или их отсутствия в данном предложении.
Извивались между деревьями (?) спускавшиеся к реке (?) тропинки.
1. Простое предложение с однородными членами. Запятые нужны.
2. Предложение с причастным оборотом. Запятые нужны.
3. Причастный оборот стоит перед определяемым словом. Запятые не нужны.
4. Предложение с причастным оборотом. Запятые не нужны.

А11. В каком причастии на месте пропуска пишется Я?
1. Защища..щий
2. Бре..щийся
3. Потряса..щий
4. Терп..щий

А12. В каком ряду в обоих причастиях на месте пропуска пишется А(Я)?
1. Вид..щий, сморщ..нный
2. Проща..щийся, озадач..нный
3. Стел..щийся, потрач..нный
4. Кле..щий, рассе..нный

А13. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1. О выпавш..м снег..
2. О затаивш..йся мыш..
3. О скачущ..й лошад..
4. С бьющ..мся сердц..м

А14. Какое слово является причастием?
1. Детальный
2. Тонущий
3. Могучий
4. Зелёный

А15. Укажите причастие совершенного вида
1. Вертевший
2. Помогавшая
3. Влиявший
4. Созревшая

А16. Укажите страдательное причастие
1. Причесанная
2. Маячивший
3. Нуждающийся
4. перегоревший

В17. Из данного предложения выпишите причастия, определите их разряд
Над широко расстилающимся пшеничным полем виднеются парящие в небе ястребы.

В18. Из данного предложения выпишите причастия , определите их разряд
Колеблющийся полёт бабочки над свежей зеленеющей полянкой – одно из прелестнейших зрелищ.

В19. Напишите, как пишется НЕ в данном предложении и почему
Книга ещё (не)прочитана.

С20. Выполните полный морфологический разбор выделенного причастия
Над широко расстилающимся пшеничным полем виднеются парящие в небе ястребы.

Ответы к контрольной работе

Вариант 1

А1. 2
А2. 4
А3. 1
А4. 1
А5. 4
А6. 3
А7. 3
А8. 4
А9. 1
А10. 3
А11. 1
А12. 4
А13. 2
А14. 4
А15. 4
А16. 1

В17. Расстилающимися(д), парящие (д)
В18.колеблющийся (д), зеленеющей (д)
В19. Слитно, так как без НЕ теряется значение

С20. Расстилающимся - причастие(над каким?)
действительное, несов.вид, наст.вр.
полное, ср.р, ед.ч, Т.п.
определение

Вариант2

А1. 3
А2. 1
А3. 4
А4. 1
А5. 3
А6. 4
А7. 2
А8. 4
А9. 1
А10. 3
А11. 4
А12. 4
А13. 1
А14. 2
А15. 4
А16. 1

В17. Расстилающимися(д), парящие (д)
В18. Колеблющийся (д), зеленеющей (д)
В19. Слитно, так как без НЕ теряется значение

С20. Расстилающимся - причастие (над каким?)
действительное, несов.вид, наст.вр.
полное, ср.р, ед.ч, Т.п.
определение

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Активизировать самостоятельную деятельность учащихся;

Контроль формирования орфографических и пунктуационных умений и навыков;

Развитие логических умений: анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал;

Воспитание стремления к системным занятиям по русскому языку и к самоконтролю.

По степени самостоятельности учащихся при работе с учебным материалом: проблемные, частично- поисковые;

По применению логических операций: продуктивно-дедуктивные, индуктивно-детективные;

По источнику знаний: практические.

Оборудование: тестовые задания 1 и 2 вариант

Постановка темы целей урока

- нахождение и выделение запятыми одиночных причастий и причастного оборота в предложениях;

- различение действительных и страдательных причастий, правописание суффиксов действительных и страдательных причастий;

Задания контрольного тестирования направлены на предупреждение грамматических ошибок: в согласовании и управлении, в образовании грамматических форм, в употреблении причастий и причастного оборота.

Самостоятельная работа учащихся

Выполнение тестовых заданий(приложение)

Вариант 1.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Выделите часть слова, в которой пропущена буква.

Терп.щие бедствие, ла.щая собака, слыш.мые вдалеке, расходу.мые средства, ненавид.мый всеми.

Выпишите слова, которые являются страдательными причастиями. Выделите суффиксы причастий. Образуйте краткую форму (в И. п., м. р., ед. ч.).

Пронесший, разбуженный, обидевшийся, накрытый, вставляемый, умоляющий, уносимые, основанный.

Выпишите слова, которые являются действительными причастиями. Выделите суффиксы причастий.

Любящий, укрепленный, пробегающий, раскинувшийся, критикующий, доставляемый, разбитый, разбуженный.

Спишите. Раскройте скобки. Выполните морфологический разбор выделенного

(Не) любимая ребенком игрушка. Ничем (не) оправданный поступок. (Не) отправленное письмо. Дом (не) оштукатуренный, а обитый рейками. Площадка (не) пригодна для стройки.

5. Вставьте Н или НН в слова. Спишите. Выделите суффиксы причастий.

Изреза…ые листы, тисне…ый золотом, жела…ый гость, маринова…ые фрукты, правильно реше…ая задача, ошибка сдела…а в диктанте, стреля…ый – перестреля…ый воробей, свежезамороже…ая рыба, мороже…ое мясо, купле…ый мяч.

Спишите. Расставьте знаки препинания. Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите причастие и выполните его морфологический разбор

В гору поднимались телеги груженные мешками с мукой.

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Со всех сторон высятся неприступные скалы (1) обвешанные зелёным плющом (2) жёлтые обрывы (3) исчерченные промоинами (4) а внизу Арагва тянется серебряной нитью.

Вариант 2.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Выделите часть слова, в которой пропущена буква.

Завис.мый от ситуации, верт.щийся на ветру, стро.щееся здание, дыш.щий тяжело, сража.щихся врагов.

Выпишите слова, которые являются действительными причастиями. Выделите суффиксы причастий.

Пронесший, разбуженный, обидевшийся, накрытый, вставляемый, умоляющий, уносимые, основанный, догоняющий, зависящий.

Выпишите слова, которые являются страдательными причастиями. Выделите суффиксы причастий. Образуйте краткую форму (в И. п., м. р., ед. ч.).

Любящий, укрепленный, пробегающий, раскинувшийся, критикующий, доставляемый, разбитый, разбуженный, слышимый, лакированный.

Спишите. Раскройте скобки.

(Не) любимая ребенком игрушка. Ничем (не) оправданный поступок. (Не) отправленное письмо. Дом (не) оштукатуренный, а обитый рейками. Площадка (не) пригодна для стройки.

5. Вставьте Н или НН в слова. Спишите. Выделите суффиксы причастий.

Рассея…ые семена, моще…ая кирпичом, неслыха…ая новость, иллюстрирова…ая книга, задача реше…а правильно, ошибка сдела…ая в диктанте, ноше…ое – переноше…ое пальто, златоокова…ые ворота, незва…ый гость, непечё…ый картофель.

6. Спишите. Расставьте знаки препинания. Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите причастие и выполните его морфологический разбор.

В домике царила тишина нарушаемая тиканьем часов.

7.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В степи(1) расположенной по соседству с пустынными песками(2) в полдень(3) находилось большое стадо овец(4) улегшихся на отдых.

Образовательные:

1. Познакомить учащихся с понятием “ толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности.
2. Уточнить значения слов тематической группы “ толерантность”.
3. Повторить материал о сочинении- рассуждении.

Развивающие:

1. Сформировть умение определять понятие “ толерантность”, разграничивать черты толерантной и интолерантной личности.
2. Сформировать умение определять значения слов тематической группы “толерантность”.
3. Закрепить умение строить текст рассуждения.

Воспитательные:

1 . Воспитать у учащихся чувство доброты и ответственности, самоуважения и уважения окружающих.

I. Вступительное слово учителя.

- Добрый день, ребята! Начинаем урок подготовки к сочинению. Сейчас улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.

Наш урок начнем с разговора о вечном, о любви. Послушайте сказку:

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет. . .

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное

Место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать. . .

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет твоей подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему?

Ученики: Доброту, так как без нее нельзя прожить на свете.

Звучит музыка и продолжение сказки:

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку

Ребята, В. Гюго писал: “Во внутреннем мире человека доброта - это солнце”.

II. Работа с пословицами.

- Какие пословицы, стихотворения о доброте приготовили к уроку вы?

Доброта без разума пуста.

Доброе дело питает и душу, и тело.

Добрый человек в добре живёт век.

Доброта нигде не теряет своего достоинства.

Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги
Тропою
Доброты
И радость помоги найти кому-то. (И. Романов)

Как бы жизнь не летела -
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело -
Тем живём на земле. (А. Лесных)

- Давайте обобщим сказанное:

Каким делает человека доброта?

Ученики: доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.

Какой человек может быть добрым?

Ученики: добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других.

- Сегодня, ребята, 16 ноября – Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Послушайте, как слово “толерантность” определяется на разных языках земного шара.

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Какое из определений импонирует вам более всего?

Ученики: на арабском языке, т. к. более раскрывает смысл этого понятия.

- Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

Ученики: т. к. у каждой нации свои представления о человеческих ценностях.

III. Выступление учащихся.

- Ребята, человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот. Послушайте выступление своих одноклассников, которые подготовили сценку “Перед вами две дороги, выбирайте. . . ”:

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрёпанная сумка. Он тихо стонал, а в глазах стояли слёзы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Он грязный, ты подцепишь заразу,- ответил молодой человек, сжав её руку.

- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я всё равно подойду, - вырвала руку девушка

- Я тебя не пущу. Ты - моя девушка и не смей общаться со “всякими”. Пойдём отсюда,- он попытался увести её.

- Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой?

- Я сломал её. . . кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.

- Спасибо, леди, спасибо. . .

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда. . . Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

- Девушка! - окликнул её мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась-. Вы обязательно найдёте свое счастье.

Почему молодой человек отказался помочь?

Ученики: т. к. считает, что этот человек недостоин помощи.

- Как бы вы поступили в этом случае?

Ученики: не прошли бы мимо, вызвали скорую помощь.

- Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Ученики: стараемся помочь, позвать взрослых, вызвать скорую помощь.

Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, будь то случайный попутчик, бродяга, друг – это и будет проявление доброты.

IV. Работа по группам над понятием “толерантная” и “интолерантная” личность.

- Итак, есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный. Сейчас класс разделится на 2 группы. 1 группа будет описывать черты, присущие толерантной личности, 2 группа – черты, присущие интолерантной личности. Давайте уточним понятие “интолерантная личность”. Это человек, который думает только о себе, равнодушен к окружающим.

Работа по группам

Уважение мнения других

Желание что-либо делать вместе

Понимание и принятие

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций, обычаев.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.

V. Работа по составлению “солнца” толерантности.

- Ребята, давайте обобщим сказанное. Слово “толерантность” у нас будет в виде солнца, а ваши ответы - в виде лучиков.

hello_html_m78bda450.jpg

VI. Построение синквейна.

- Проведем работу в виде синквейна. Вспомните общую схему построения синквейна (название темы – атрибутивная характеристика – характеристика по действию – отношение автора – обогащенное название). Попробуем составить вместе синквейн для слов доброта и толерантность.

Доброта
Отзывчивый душевный
Поддерживает помогает облагораживает
Доброта спасёт мир
Душевность

Толерантность
Терпимый снисходительный
Принимает располагает прощает
Толерантность способствует уважению
Терпение

VII. Выводы, обобщения.

- В качестве обобщения материала урока используем китайскую притчу “Ладная семья”:

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: сто раз любовь , сто раз прощение, сто раз терпение . Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

- Я думаю, что вы со мной согласитесь, что ваш класс – это маленькая семья. И поэтому старайтесь, чтобы в ней всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание. Наша сегодняшняя тема предполагает написание сочинения-рассуждения. Ребята, вспомните, какова композиция сочинения-рассуждения?

Ученики: композиция сочинения-рассуждения такова:

I. Основная мысль (тезис).

- Дома напишите сочинение: “Что такое толерантность?” на черновиках, используя материал урока.

Целями и задач ами работы с дидакти ческим матери алом являются :

• развитие способн ости опознавать, анализировать, с опоставлять,

классифицировать и оценивать языковые факты, совершенств ование

орфографическо й и пункту ационной грамотности, развитие умени й

стилистическ и корректног о использова ния лексики и фразеологии

• совершенствов ание комму никативны х способностей, ф ормирование

готовности к сот рудничеству , созидательной де ятельности, у мений

вести диалог, иск ать и находить с одержатель ные компроми ссы;

1. Моя мать, Марин а Ивановна, имела фигу ру егип етского мальчика . 2. У нее

даже скл..нивше йся над письме ( нн , н)ым столом бы ла строгая, стройная осанка

крупно и мягко были з олотисто - каштановые . 4. Светлыми и ( не ) меркну щими

были ее г лаза — з..леные, цвета в..нограда окаймле ( нн ,н)ые к..ричневатыми

веками. 5. Че рты ли ца и к онту ры его были точ ны и четки: (н..)какой ра ( с ,з) -

плывчатости, ( н ..) че го ( не ) додума ( нн , н)ого масте ром, ( не ) пройде ( нн ,н)ог о ре з -

цом, ( не ) отшлифова ( нн , н)ого. 6.К..завш.. ся заверш..( нн ,н)ым и замкнутым лицо

было полно постоя ( нн ,н)ого вну тре ( нн ,н)его дв..жения, пот ае ( нн ,н)о й

На выполнение задания учащимся дается 45 минут; учащимся с НОДА – 60 минут.

учени_ 7 _ класса

Желаем удачи!

Прича́стие (калька с лат. participium) в грамматике — самостоятельная часть ______ или особая форма глагола, которая обозначает ________ предмета по действию и отвечает на вопросы прилагательного. Называется так, потому что причастно к свойствам как _________ (образовано с помощью его корня), так и имени _________ (образовано с помощью его окончания). Глагольные признаки причастия — категории вида, залога, а также особенная предикативная форма времени.

В каком ряду допущена ошибка в образовании причастия? Ответ запиши цифрой (номер ряда)

Восстанови словообразовательную цепочку. В какой последовательности должны стоять приведенные ниже слова? В ответе укажи без запятых последовательность цифр (номеров строк).

В каком из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения? Запиши номер строки.

В каком (-их) ряду (-ах) во всех словах надо вставить одну и ту же букву? В ответ запиши номер (-а) строк.

В каком (-их) ряду (-ах) во всех словах надо вставить одну и ту же букву? В ответ запиши номер (-а) строк.

Укажи цифры, на месте которых надо вставить НН.

Смущё(1)ый и удивлё(2)ый, Пётр пересёк гости(3)ую и подошёл к занавеше(4)ому тюлем лимо(5)ого цвета окну, обращё(6)ому к реке, которая уже была разбуже(7)а весной и начала освобождаться ото льда.

Укажи номер предложения, в котором НЕ с причастием пишется РАЗДЕЛЬНО.

Предмет на верху композиции был явно (НЕ) УРАВНОВЕШЕН.

Девочка дерзка и (НЕ) УРАВНОВЕШЕННА.

(НЕ) НАЧАТАЯ работа долго длится.

Он казался (НЕ) ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМ.

Внеси данные ниже слова в таблицу. Какое слово нельзя в нее внести? Запиши его в ответ.

Причастие образовано от глагола 2 спряжения, в суффиксе пишется И

Причастие образовано от глагола 1 спряжения, в суффиксе пишется У

Знач_мый, лепеч_щий, меч_щийся, вычита_мый, неразлич_мый, ищ_щий.

На месте каких цифр в предложении надо поставить запятые? Запиши эти цифры в ответ.

Сегодня утром (1) встреченный мной вчера (2) на набережной (3) старик опять сидел на той же скамейке (4) обращенной к пристани (5) и с тем же безразличным выражением на лице (6) смотрел на море.

Установите соответствие между ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Ошибка в окончании причастия

Б) Ошибка в употреблении причастного оборота

В) Ошибка в употреблении однородных членов, выраженных причастиями.

1) Так и не решённая вчера задача не давала мне покоя и не позволяла уснуть.

2) В горах реки протекающие в жару часто мелеют.

3) Я решила взять с собой купленную за границей шампунь.

4) Цветок был чудесно благоухающий и неизвестен никому из ребят.

Прочитай текст и выполни задания с 12 по 16.

1) Белуга – самая большая из обитающих в наших пресных водоёмах рыба. 2) Она входит в семейство осетровых и занесена в Красную книгу. 3) Хотя белуга и пресноводная, живёт она как в реках, так и в Каспийском, Чёрном и Азовском морях (в зависимости от времени года и жизненного цикла).

4) Длина ее обычно более 4 м, а вес около полутора тонн, хотя описана белуга девятиметровой длины и весом 2 тонны.

5) В настоящий момент осталось не так уж много особей этого вида. 6) Конечно, это объясняется тем, что белуги нередко скрещиваются с близкородственными осетровыми (стерлядью и проч.), что дает в результате организм с другими особенностями.

7) … главная опасность, угрожающая рыбе этого вида, – человек. 8) Из-за нежнейшего мяса и восхитительной на вкус икры белуги часто становятся добычей браконьеров. 9) Килограмм белужьей икры стоил на чёрном рынке десять лет назад семь тысяч евро, что привлекает беспринципных людей, стремящихся к наживе.

Восстанови последовательность пунктов плана, записав номера пунктов в правильном порядке.

Где живет белуга?

Белуге угрожает человек.

Скрещивание с другими осетровыми.

Размер и вес белуги.

Прочитай словарную статью и определи, в каком значении употреблено слово ВИД в предложении 5. В ответ запиши номер пункта словарной статьи.

1. Классификационная единица в систематике, объединяющая разряд предметов, явлений и т.п. с одинаковыми признаками, входящий в состав более общего разряда (рода). Кресло - вид мебели .

2. обычно мн.: виды, -ов . Разновидность, тип. Новый в. спорта. Виды городского транспорта.

3. Лингв. Грамматическая категория, обозначающая характер протекания глагольного действия. Совершенный, несовершенный в .

Какое слово должно стоять на месте пропуска в 7 предложении?

Из предложения 2 выпиши термин.

Найди ОШИБОЧНОЕ утверждение, запиши в ответ его номер.

ОБИТАЮЩИХ (1 предложение) – действительное причастие настоящего времени, употреблено в родительном падеже множественного числа.

Читайте также: