Конспект урока компьютерная зависимость

Обновлено: 05.07.2024

Цель: формирование у подростков представления о компьютерной зависимости.

раскрыть понятие компьютерная зависимость;

ознакомить подростков с видами и признаками компьютерной зависимости;

расширить представление о пользе и вреде компьютера;

познакомить с профилактикой компьютерной зависимости;

привить бережное отношение к своему здоровью.

В современном обществе компьютер и телефон есть практически в каждом доме. Большинство пользователей компьютеров уже не представляют свою жизнь без этих технических средств. Скажите, а как вы используете компьютер и телефон. (Игры, поиск информации, социальные сети, просмотр Ютуба). А как много времени вы проводите за этими занятиями? А вы знаете, что такое компьютерная зависимость?

Компьютерная зависимость – это пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, в том числе и уменьшению общения с другими людьми. А как вы думаете, есть ли у вас это пристрастие? Давайте проверим:

1. Сидя за компьютером или в Интернете, вы теряете ощущение времени. Из-за этого часто пропускаете еду и сон?

2. Вы скрываете от друзей и близких, сколько времени вы провели за компьютером или телефоном?

3. Вы постоянно вспоминаете о том, что хорошо бы посидеть за компьютером или телефоном, когда вам приходится отлучаться от него?

4. Вы способны погрузиться в депрессию, если в компьютере или телефоне происходит сбой?

5. Ваша привязанность к компьютеру или телефону мешает вам в выполнении домашних обязанностей?

6. В Интернете вы сознательно выбираете себе виртуальный образ, противоречащий вашей морали и ценностям?

7. Вам больше нравятся виртуальные развлечения, нежели реальные?

9. В состоянии грусти или депрессии вы предпочитаете посидеть за компьютером или телефоном, чем поделиться эмоциями с друзьями?

6-9 очков - возможно, у вас есть серьёзная зависимость от компьютера, которую обязательно нужно преодолеть, чтобы предотвратить тот вред, который компьютер может вам нанести.

Выделяют три вида зависимости от компьютера, хотя все они имеют одинаковый механизм:

Игровая зависимость – зависимость от компьютерных игр

Зависимость от социальных сетей

А как понять, есть ли у вас компьютерная зависимость ?

Признаки компьютерной зависимости :

Потребность проводить в сети все свободное время, отсутствие других увлечений и хобби.

Беспокойство, раздражительность если вас ограничили в компьютере или телефоне.

Вы обманываете родителей и близких о том, сколько времени провели на самом деле за компьютером.

Стремление продолжать играть, несмотря на то что, домашнее задание не выполнено а по некоторым предметом ты имеешь плохие оценки.

Пренебрежение внешним видом и личной гигиеной — подросток может перестать мыться без напоминания, становится равнодушен к своей внешности

Физические признаки: бессонница, нервозность, сухие воспаленные глаза, головные боли. В качестве одного из последствий компьютерной зависимости у подростков может развиться синдром запястного канала (боль в запястье из-за работы мышкой)

Есть множество причин появления компьютерной зависимости у подростков:

влияние окружающих и друзей,

интерес вызванный рекламой,

нехватка внимания и живого общения,

проблемы в семье,

неодинаковое отношение к детям,

страхи социального характера,

неуверенность в себе,

Наиболее уязвимыми становятся подростки от 7 до 14 лет , которые:

не могут вписаться в социальную среду, подвергаются насмешкам со стороны сверстников и не имеют друзей,

получают мало внимания от родителей, которые часто заняты на работе или другими детьми,

не знают, чем занять свободное время, не имеют хобби, не посещают кружки и уделяют мало времени учёбе.

Так, давайте подумаем от компьютера и телефона, может быть только вред? Или польза тоже какая-то есть? Как вы думаете?

Давайте разделимся на 2 команды. Одна команда будет говорить о положительных сторонах компьютера, а другая команда - о отрицательных. И каждой команде необходимо доказать свою точку зрения.

Подросток, переживая тяжелый возраст, избавляется от негатива и отрицательных эмоций посредством компьютерных игр, а не в реальной жизни.

Существует много игровых программ, позволяющих в игре учиться русскому языку, математике, иностранному языку и другим наукам.

С помощью специальных программ можно развивать творческие способности детей – к примеру, рисовать, играть на пианино.

Большое количество полезной информации.

Работа за компьютером улучшает мелкую моторику, координацию рук и глаз.

Стоит обратить внимание на разновидности компьютерных игр, которые способствуют развитию интеллекта, логики, внимания, памяти и других качеств. Это различные логические игры, головоломки, ребусы

Работая на компьютере, ребенок усваивает новый, более простой и быстрый способ получения и переработки информации.

Некоторые новые игры, которые разрабатываются сейчас, будут развивать у ребёнка нравственные качества: способность к состраданию, желание заботиться о ближнем, любовь к людям.

Развитие компьютерной зависимости.

На первых порах компьютер может компенсировать ребенку дефицит общения, затем это общение может стать не нужным вовсе.

В процессе игр, или нахождения в интернете ребенок теряет контроль за временем.

Негативное влияние на здоровье. Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу.

Могут наблюдаться проблемы с осанкой.

Большое количество вредной, негативной информации для подростков.

Содержание игр провоцирует появление детской агрессии и жестокости.

Большой риск оказаться жертвой мошенничества.

И так, посмотрев все плюсы и минусы компьютера, мы видим, что без компьютера нам никак не обойтись. А как же нам тогда можно избежать компьютерной зависимости?

Частично или полностью заменить чтение электронных книг, на бумажные.

Не забывать наполнять жизнь эмоциями. Гулять, заниматься любимым видом спорта или хобби. Общаться с друзьями вне социальных сетей.

Наполнять жизнь положительными событиями, поступками.

Тщательно выбирать компьютерные игры, чтобы они были развивающие и полезные, вызывали только положительные эмоции.

Не боятся знакомиться и общаться с людьми в реальном мире.

Общаться в социальных сетях лишь с тем, кого знаешь в реальности.

Иметь свои взгляды и убеждения.

Необходимо иметь выходной день один раз в неделю, когда за компьютер не садишься вообще.

Помогать родителям по ведению домашнего хозяйства и воспитанию младших братьев и сестёр.

Надеюсь что все вы для себя сделали вывод, и помните что ваше будущее в ваших руках!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Формирование позитивного отношения к компьютеру и формирование умения использовать его во благо себе.

1. Ознакомить учащихся с вредными последствиями компьютерных игр, дать

представление об Интернет - зависимости;

2. Развивать умения видеть положительные и негативные стороны в работе

2. Формировать у школьников умение анализировать, сравнивать, обобщать;

3. Развивать навыки участия в дискуссии;

4. Воспитывать у ребят дружеское отношение друг к другу, умение

работать в коллективе.

Оборудование и материалы:

1. Мультимедийное оборудование.

3. Видеоролики о компьютерной зависимости.

Ход классного часа

Наш классный час будет проходить в форме дискуссии. Что такое дискуссия? (Отвечают)

Верно, дискуссия - это спор, обсуждение какого-нибудь вопроса в беседе. (так объясняет значение данного слова толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова)

В дискуссии будут принимать участие все присутствующие сегодня здесь.

Сегодня мы затронем очень важную тему для всех подростков, да и не только подростков, но и взрослых.

Как вы считаете, действительно ли существуют такая проблема, как компьютерная зависимость?

Что Вы думаете об этом? (учащиеся высказывают свои мнения)

Человек, погрузившийся в вымышленный мир под чужой маской, постепенно теряет свое лицо, теряет и реальных друзей, обрекая себя на одиночество.

Как вы понимаете это выражение? (ученики отвечают)

А сейчас давайте посмотрим социальный ролик. (Видеоролик 1)

Последние два десятилетия ознаменовались повсеместным распространением Интернета в профессиональной и в обыденной жизни миллионов людей.

Как вы думаете, какое место по количеству пользователей интернета занимает Россия?

В конце 2011 года по количеству интернет-пользователей, Россия вышла на первое место в Европе.

Знаете ли вы, сколько людей пользуется интернетом ежедневно? (Отвечают)

На сегодняшний день каждый второй житель России является пользователем Интернета, а каждый третий – посещает Интернет ежедневно, т.е. это очень большое количество людей.

А как вы считаете? Интернет – это добро или зло? И почему вы так считаете, аргументируйте свои ответы.

Про какие случаи вы слышали?

Учитель: Я могу рассказать о случаях, о которых я прочитала.

Еще пару лет назад понятие компьютерной зависимости ввело бы в замешательство наших даже самых технически развитых соотечественников.

И поэтому встаёт вопрос: компьютер – друг или враг здоровью? Есть ли вред от компьютерных игр?

Как вы считаете, ребята? (отвечают)

Как вы думаете, от каких игр нет вреда?

Не все игры построены на агрессии. Есть логические игры, игры для изучения школьных предметов. Есть тренажёры, с помощью которых можно получить важные и полезные навыки. Есть игровые тесты, которые помогут проверить свои знания. Что касается Интернета, то там есть форумы, где обсуждаются серьёзные вопросы и где можно высказать свою точку зрения. Можно создать свой сайт, сделать его популярным.

Скажите, а только ли дети страдают от компьютерной зависимости? (Отвечают)

Вы правы, не только дети страдают такого рода зависимостью. Взрослые тоже страдают компьютерными зависимостями, интернет-зависимостью, правда, дети им более подвержены.

На Западе уже есть клиники, где лечат разные компьютерные расстройства. В Финляндии даже были случаи, когда призывники получали отсрочку от армии для лечения компьютерной зависимости. В России пока мало людей обращаются за медицинской помощью, родители боятся вести ребенка к психиатру, не хотят, чтобы их чадо лежало в одной палате с наркоманами и алкоголиками.

Как мы видим, ни в самом компьютере, ни в Интернете нет ничего такого, что вызывало бы зависимость.

- Ребята, а какую информацию вы ищете в Интернете? Какими сайтами вы чаще всего пользуетесь?

- Знаете ли вы о санитарных правилах пользования компьютером?

Давайте их вспомним.

1. За компьютером можно находится на уроке не более 30 минут на первом часу занятий, и не более 20 минут на втором часу занятий

2. Играть в компьютерные игры в день можно не более 15 минут. Запрещается играть в компьютерные игры перед сном.

3. Правильное расстояние до монитора 45-60 см, жедлательно ниже уровня глаз.

4. Правильное освещение, естественный свет, падающий слева.

5. В темное время суток лампа должна освещать только документ, с которым работает ребенок, но не сам экран монитора, чтобы избежать бликов, осложняющих работу.

6. При работе за компьютером нужно делать 2-3 минуты перерыва.

Вывод: К чему же мы пришли на этом этапе дискуссии: есть ли компьютерная зависимость или это выдумки? (Да, есть)

Мы познакомились с разными точками зрения на проблему компьютерной зависимости. Как вы считаете, а кто виноват, что все больше и больше людей становятся интернет-зависимыми и зависимыми от компьютера?

Учитель: Я считаю, что
-Виноваты производители компьютеров и различных гаджетов. Они выпускают все новые и новые игры и программы, которые требуют все более и более мощных компьютеров. Поэтому люди вынуждены постоянно обновлять свои машины. А любопытные дети все хотят попробовать и попадают в зависимость.
-Родители виноваты. Если бы они сами освоили компьютер, они бы могли понять, что можно, а чего нельзя ребенку. А так им кажется, что раз они купили детям компьютер, то об их развитии можно не заботиться. Тогда об этом позаботятся дяди и тети из Интернета и игровых клубов.
-Врачи тоже виноваты. Нужно было ставить эти вопросы перед правительством, привлекать к обсуждению прессу, телевидение.
-Виноваты сами подростки, т.к. мало чем интересуются помимо компьютера.

Мы выслушали различные точки зрения, определили виновных. Попробуем ответить на вопрос:

Что делать, чтобы люди не попадали в плен кибермании? Как вы думаете?

Какой выход видите, чтобы не попасть в компьютерную зависимость?

Подведём итог: Мы выяснили, чтобы не попасть в компьютерную зависимость, нужно стать грамотным пользователем, не покупать вредные игры, меньше играть, а заняться спортом, общаться с друзьями, читать книги. Я тоже так считаю. Наше обсуждение подошло к концу. И завершить его я хотела бы словами одного писателя, который так говорил: "Я пишу свои размышления на компьютере, отправляю их электронной почтой через мировую сеть. Нужную информацию беру из Интернета. Но при этом я не становлюсь зависимым от компьютера. Более того, я очень люблю этот маленький ящик, который помогает мне жить. Но моя любовь закончится в тот момент, когда я пойму, что не я владею им, а он мной".

Конспект классного часа по теме

2) Формировать положительное отношение к живому общению.

Ход классного часа.

Сегодня мы затронем насущную тему для всех подростков.

Поднимите руки, у кого есть дома компьютер?

- Докажите, что компьютер друг? (ответы учащихся)

- Испытываете ли вы удовольствие от работы за компьютером?

- Злитесь ли вы на тех, кто отвлекает вас от компьютера?

Сегодня мы коснемся очень важной проблемы: проблемы компьютерной зависимости ребенка (подростка).

Основными причинами компьютерной зависимости могут быть:

-Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми.

-Недостаток внимания со стороны родителей.

-Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении.

-Склонность к быстрому "впитыванию" всего нового, интересного.

-Желание быть "как все" его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.

-Отсутствие увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером.

Опасности компьютерной зависимости

1.Компьютер становится мощным стимулом и главным объектом для общения.

2.На первых порах компьютер может компенсировать дефицит общения, затем это общение может стать не нужным вовсе.

3.В процессе игр, или нахождения в интернете человек теряет контроль за временем.

4.Подросток может проявлять агрессию, в случае лишения его доступа к компьютерным играм.

5.Вседозволенность и простота достижения цели в играх может повлиять на уверенность ребенка, что и в реальной жизни все так же просто и можно "заново начать" игру.

6.Из-за пренебрежительного отношения к еде может возникать недостаточность витаминов и минералов.

7.Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу.

8.Могут наблюдаться проблемы с осанкой, появляться головные боли.

9.Дети перестают фантазировать, снижается способность создавать визуальные образы, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.

10.Компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги.

11.Часто подросток может пренебрегать своим внешним видом и личной гигиеной. Могут возникать депрессии, при долгом нахождении без компьютера. Дом и семья уходят на второй план. Могут наблюдаться проблемы с учебой.

Типы игр, и их опасность, начиная с самой высокой.

Специалисты отмечают, что различные виды компьютерных игр могут по-разному влиять на ребенка. Самыми опасными считаются ролевые игры с видом "из глаз" компьютерного героя. Не менее опасны игры с видом извне на "своего" компьютерного героя. Стратегические игры, "руководительские" менее опасны, но могут здорово втянуть ребенка. Далее следуют неролевые игры: аркады, головоломки, игры на быстроту реакции, азартные игры.

Паша был хорошим учеником. И за это родители купили ему компьютер. Теперь Паше уже 25, а он ни с девушками не общается, ни в клубы не ходит, и друзей не видит. Только сидит в очках перед своим новым другом и, не отрываясь, лихорадочно барабанит пальцами по клавиатуре.

Такие случаи компьютерной зависимости - далеко не единичны. Молодые люди перестали знакомиться на улицах, у них есть Интернет, они не гуляют во дворе - ведь компьютерные игры намного интересней, не читают книг, потому что полезной и интересной информации в Сети, по их мнению, можно найти гораздо больше. Что говорить, компьютерная зависимость, поражающая и взрослых людей, на подростков оказывает еще большее воздействие.

Когда стоит задуматься?

Психологи разработали список тревожных симптомов:

- навязчивое желание проверить свою электронную почту;

- постоянное ожидание следующего выхода в сеть;

- пристрастие к работе (играм, программированию или другим видам деятельности) и информационная перегрузка (то есть непреодолимая тяга поиска информации в Сети или веб-серфинг);

- нежелание отвлечься от работы или игры с компьютером;

- раздражение при вынужденном отвлечении;

- неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;

- расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в т. ч. игр), так и устройств компьютера;

- забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;

- пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;

- злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;

- готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;

- ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером;

- обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.

Если перечисленные пункты вам знакомы, тогда, пожалуй, настала пора подумать о глубине проблемы и о способах ее решения.

Предлагаю всем пройти тест

"Есть ли у вас зависимость от компьютера?"

1. Сидя за компьютером или в Интернете, вы теряете ощущение времени. Из-за этого часто пропускаете еду и сон. Да Нет

2. Вы скрываете от друзей и близких, сколько времени вы провели за компьютером

3. Вы постоянно вспоминаете о том, что хорошо бы посидеть за компьютером, когда вам приходится отлучаться от него.

4. Вы способны погрузиться в депрессию, если в компьютере происходит сбой

5. Ваша привязанность к компьютеру мешает вам в выполнении домашних обязанностей

6. В Интернете вы сознательно выбираете себе виртуальный образ, противоречащий вашей морали и ценностям

7. Вам больше нравятся виртуальные развлечения, нежели реальные

8. Вы уверены, что Интернет - это "другая" реальность, и вам там комфортнее, чем в реальном мире

9. В состоянии грусти или депрессии вы предпочитаете посидеть за компьютером, чем поделиться эмоциями с друзьями

¨ За каждый ответ "Да" поставьте себе 1 балл.

¨ За ответ "Нет" - 0 баллов

Если больше чем на половину вопросов вы ответили утвердительно, то, возможно, у вас есть серьёзная зависимость от компьютера, которую обязательно нужно преодолеть, чтобы предотвратить тот вред, который компьютер может вам нанести.

В итоге, хочу сказать, что игры - это безусловно, важная часть современного общества и несёт в себе массу минусов и плюсов, поэтому жизненно важно "правильно" играть в игры. То есть, не перенапрягать себя, не уделять играм много времени и получать, по возможности, знания и развивать свой кругозор. К сожалению, многие неправильно воспринимают игры и просто чересчур увлекаются ими, хотя, по своей сути, игры — это всего лишь развлечение, никогда не забывайте этого.

1.1. Понятие компьютерной зависимости

Может ли компьютер вызвать психологическую зависимость, т.е. стремление много времени проводить за компьютером? Безусловно, да. Однако психологи и психиатры до сих пор спорят, каких людей считать зависимыми, а каких - нет. Если брать за критерий время, проведенное за компьютером, - тогда всех программистов, за редким исключением, придется признать зависимыми. Но это не совсем так. В отличие от действительно зависимых людей у программистов нет патологического стремления постоянно работать на компьютере. Просто по долгу службы им приходится это делать. Поэтому психологи пришли к выводу, что зависимый от компьютера человек - прежде всего тот, кто проводит слишком много времени за компьютером не по делу, и при этом осознанно (или неосознанно) вредит своему здоровью.

Отдельно различают психологическую зависимость от Интернета (сетеголизм) и компьютерных игр (кибераддикция). Каждая из них имеет свои причины и последствия и распространяется на различные возрастные группы. Играми, как правило, увлекаются молодые люди в возрасте от 10 до 18 лет. Сетеголики - нередко представители старшего поколения. К примеру, недавно проведенные в США исследования выявили, что больше времени в Интернете проводят пенсионеры и домохозяйки, нежели школьники или студенты.

Под игровой компьютерной аддикцией понимают психологическую зависимость человека от компьютерных игр. Игровым компьютерным аддиктом называют человека, страдающего игровой компьютерной аддикцией.

Под длительным и регулярным нахождением в виртуальной реальности понимают такое поведение человека, когда игровая деятельность занимает более 60 часов в месяц и носит регулярный, систематический характер (перерыв без объективных причин не более 3-х дней).

Под виртуальным миром конкретной игры понимают виртуальную реальность, создаваемую этой игрой, в совокупности с ее отражением в психике играющего и отношением играющего к виртуальной реальности.

Виртуальная реальность - это некий иллюзорный мир, в который погружается и с которым взаимодействует человек.

1.2. Причины возникновения компьютерной зависимости

Основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей психологи считают недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми.

Чаще всего предрасположены к компьютерной зависимости дети, чьи родители работают за границей или часто уезжают в командировку, а также дети преуспевающих бизнесменов. На первых порах компьютер компенсирует общение с родителями, а потом родители становятся неважны.

Кроме того, зависимости подвержены те, у кого заниженная или завышенная самооценка. И если первые находят в компьютере понимающего собеседника и друга, а также возможность преуспеть в компьютерной жизни, то для вторых важно достижение результата при минимуме усилий.

1.3. Развитие заболевания

Завзятого компьютерщика можно отличить сразу. Он обращен внутрь себя, не замечает или игнорирует внешние события, плохо адаптируется к реальной жизни. Даже красоты природы – и те воспринимаются с меньшим восторгом, поскольку возможности компьютерной графики безграничны, и на экране монитора появляются дивные, фантастически прекрасные пейзажи, которые не существуют в действительности. Тяга к компьютерным играм – с их путешествиями в невероятные миры приводит ко все большему погружению в виртуальность. Тут-то человека и подстерегает Интернет-зависимость.

На второй стадии симптомы нарастают как снежный ком. Если человека насильственно отлучить от сети, он будет испытывать чувство, похожее на муки наркомана, которому не дали очередную дозу. У пользователя нарушается внимание, снижается работоспособность, появляется бессонница. К психическим расстройствам добавляются головные боли, скачки давления, резь в глазах, ломота в костях.

1.4. Симптомы психологической зависимости от компьютера

Психологи выделяют следующие симптомы психологической зависимости от компьютера:
- хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером;

раздражение при вынужденном отвлечении;

неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;

расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления программного обеспечения (в том числе игр);

забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;

пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;

человек предпочитает есть перед монитором;

обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.

Упражнения для снятия нагрузки при работе с компьютером

Если долго сидите у монитора, время от времени проверяйте свое зрение. Для профилактики неплохо бы делать упражнения для глаз - посмотрите на кончик носа, потом на палец выставленной вперед руки. Попробуйте минуты 2-3 поморгать - крепко зажмуривая, а потом раскрывая глаза. Потрите закрытые глаза ладошками.

1.5. Группа риска

Психологи выявляют компьютерную зависимость и у шестилетних детей, однако наиболее нежелательной она является для подростков 12-15 лет. Причем на одну зависимую девочку приходится девять-десять мальчиков. Связано это с тем, что компьютерные игры в основном рассчитаны на мальчиков, да и кризис подросткового возраста они переживают тяжелее.

— Подростковый возраст — это период формирования ценностей, расширения социальных контактов, — говорят психологи. — А зависимый ребенок ограничивает свой круг общения компьютером. В результате — отсутствие жизненного опыта, инфантилизм в решении жизненных вопросов, трудности в социальной адаптации. И это при том, что умственный коэффициент у таких детей, как правило, очень высок.

Зависимого ребенка могут начать раздражать другие люди, отмечают специалисты. Часто они проявляют агрессию по отношению к родителям, которые пытаются ограничить их общение с компьютером. Известен случай, когда самым сильным желанием зависимого подростка было, чтобы не стало его родителей.

К сожалению, отмечают психологи, общественность не уделяет этой проблеме должного внимания. Поэтому, и называет компьютерную зависимость бомбой замедленного действия.

Установлено, что каждый пятый-шестой зависимый от компьютера ребенок перерастает эту проблему самостоятельно и без последствий.

1.6. Профилактика компьютерной зависимости

А теперь несколько советов для профилактики компьютерной зависимости.

1) Чётко выделите количество времени для провождения у монитора.

2) В перерывах между играми выполняйте несложные упражнения—прогнитесь, потянитесь, походите по комнате или попрыгайте.

4) Соблюдайте режим дня, прогуляйтесь на улице, пообщайтесь с друзьями.

5) Если долго сидите у компьютера, время от времени проверяйте своё зрение, делайте упражнения для глаз (см. выше).

6) Если вам неуютно от того, что рядом нет компьютера, вы редко фантазируете, а перед глазами герои компьютерных игр—не стесняйтесь и поговорите об этом с родителями, может быть, необходима помощь психолога.

Часть II . Изучение влияния компьютера на учащихся
ГОУ СОШ №1295 с углубленным изучением иностранных языков

1. Вы испытываете хорошее настроение, когда работаете за компьютером?

2. У вас бывает чувство опустошённости, плохое настроение или раздражительность, когда вы не за компьютером?

3. Вы проводите 3 и более часов за компьютером в день?

4. Вы пропускали приём пищи (завтрак, обед или ужин), работая за компьютером?

5. Вам легче общаться с людьми через интернет, нежели лицом к лицу?

6. Ваши друзья или родственники говорили вам, что вы слишком много времени проводите за компьютером?

7. Влияет ли отрицательно на успеваемость увлечение компьютером?

8. Были ли неудачные попытки ограничить время работы за компьютером?

9. Увлекаетесь ли вы компьютерными играми?

10. С какого возраста вы увлекаетесь компьютерными играми?

Компьютерная зависимость учащихся разных возрастных групп

Увлечение компьютерными играми
(по возрастам)

Заключение

Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия как для физического, так и для психического здоровья.

Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу. Более того, долгое нахождение в сидячем положении оказывает сильную нагрузку на позвоночник, что вызывает частые боли в пояснице и проблемы с осанкой. Еще одна болезнь современных пользователей - туннельный синдром. Это нарушение, проявляющееся болью в запястье и возникающее от неудобных условий работы с клавиатурой и мышью. В свою очередь психологическая зависимость менее заметна для человека. Он даже может не замечать, как много времени тратит на компьютер, как отдаляется от друзей, забывает поесть.

По мнению психологов, обычно компьютерной зависимости подвержены неуверенные в себе люди, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенность, имеющие низкую самооценку, комплексы или от природы застенчивые. Компьютер (прежде всего игры и Интернет) дает им возможность уйти от реальности, реализовать свои желания, почувствовать себя значимым, сильным, вооруженным, испытать какие-то новые эмоции. В виртуальном мире можно запросто поменять возраст, пол, имя, внешность и биографию. Усугубляя свое положение, человек начинает все больше времени тратить за компьютером, общаясь в чатах или играя в игры. В редких случаях человек может смешать реальность и виртуальность. Он может начать действовать и думать по-новому, стать агрессивным, склонным к насилию.

Исследуя компьютерную зависимость учащихся нашей школы, мы пришли к следующему выводу:

компьютерной зависимости больше всего подвержены мальчики 10-13 лет (младший подростковый возраст) – 43%;

если общий процент ребят этого возраста, увлеченных компьютером, по данным социологов, составляет 80%, то в школе он равен 31%.

на данный момент высокая компьютерная зависимость школьников отсутствует; на наш взгляд, это объясняется тем, что учащиеся больше времени уделяют подготовке к урокам, занятиям в кружках, спортивных секциях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2) Формировать положительное отношение к живому общению.

Ход классного часа.

Сегодня мы затронем насущную тему для всех подростков.

Поднимите руки, у кого есть дома компьютер?

- Докажите, что компьютер друг? (ответы учащихся)

- Испытываете ли вы удовольствие от работы за компьютером?

- Злитесь ли вы на тех, кто отвлекает вас от компьютера?

Сегодня мы коснемся очень важной проблемы: проблемы компьютерной зависимости ребенка (подростка).

Основными причинами компьютерной зависимости могут быть:

-Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми.

-Недостаток внимания со стороны родителей.

-Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении.

-Отсутствие увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером.

Опасности компьютерной зависимости

1.Компьютер становится мощным стимулом и главным объектом для общения.

2.На первых порах компьютер может компенсировать дефицит общения, затем это общение может стать не нужным вовсе.

3.В процессе игр, или нахождения в интернете человек теряет контроль за временем.

4.Подросток может проявлять агрессию, в случае лишения его доступа к компьютерным играм.

6.Из-за пренебрежительного отношения к еде может возникать недостаточность витаминов и минералов.

7.Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу.

8.Могут наблюдаться проблемы с осанкой, появляться головные боли.

9.Дети перестают фантазировать, снижается способность создавать визуальные образы, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.

10.Компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги.

11.Часто подросток может пренебрегать своим внешним видом и личной гигиеной. Могут возникать депрессии, при долгом нахождении без компьютера. Дом и семья уходят на второй план. Могут наблюдаться проблемы с учебой.

Типы игр, и их опасность, начиная с самой высокой.

Ситуация.

Паша был хорошим учеником. И за это родители купили ему компьютер. Теперь Паше уже 25, а он ни с девушками не общается, ни в клубы не ходит, и друзей не видит. Только сидит в очках перед своим новым другом и, не отрываясь, лихорадочно барабанит пальцами по клавиатуре.

Результат.

Такие случаи компьютерной зависимости – далеко не единичны. Молодые люди перестали знакомиться на улицах, у них есть Интернет, они не гуляют во дворе – ведь компьютерные игры намного интересней, не читают книг, потому что полезной и интересной информации в Сети, по их мнению, можно найти гораздо больше. Что говорить, компьютерная зависимость, поражающая и взрослых людей, на подростков оказывает еще большее воздействие.

Когда стоит задуматься?

Психологи разработали список тревожных симптомов:

- навязчивое желание проверить свою электронную почту;

- постоянное ожидание следующего выхода в сеть;

- пристрастие к работе (играм, программированию или другим видам деятельности) и информационная перегрузка (то есть непреодолимая тяга поиска информации в Сети или веб-серфинг);

- нежелание отвлечься от работы или игры с компьютером;

- раздражение при вынужденном отвлечении;

- неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;

- расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в т.ч. игр), так и устройств компьютера;

- забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;

- пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;

- злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;

- готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;

- ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером;

- обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.

Если перечисленные пункты вам знакомы, тогда, пожалуй, настала пора подумать о глубине проблемы и о способах ее решения.

Если больше чем на половину вопросов вы ответили утвердительно, то, возможно, у вас есть серьёзная зависимость от компьютера, которую обязательно нужно преодолеть, чтобы предотвратить тот вред, который компьютер может вам нанести.

Читайте также: