Конспект урока классификация предложений 8 класс

Обновлено: 08.07.2024

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

УРОК № 6

Тема. Предложение и его основные признаки

Цель: углубить и обобщить знания учащихся о предложении как синтаксической единице; развивать умения и навыки распознавать на слух вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; воспитывать культуру речи.

Оборудование: учебник, таблицы, раздаточный и дидактический материал.

Даже в прекраснейших своих грёзах человек не может вообразить ничего прекраснее природы.

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

(Ученики выполняют синтаксический разбор словосочетаний у доски.)

— Запишите слова под диктовку. Составьте с ними три словосочетания, используя разные виды подчинительной связи.

Диалог, масштаб, молодежь, сверстник, лестница, чувствовать, встречаться, поблагодарить, поверхность, независимость, помощник, преподаватель, образование, единственный, искусственный, положительный, влево, вправо, сначала, по-русски, сплошь, горячо, нередко.

1) Что такое словосочетание?

2) Какие способы связи слов в словосочетании существуют?

3) Что такое предложение?

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1) Прочитайте и сравните записи на доске. Чем они отличаются?

2) Можно ли назвать запись № 1 текстом? Почему?

3) Можно ли назвать запись № 2 текстом? Почему?

4) Чем словосочетание отличается от предложения?

5) Назовите типы предложений, которые использованы в данном тексте.

6) Какие предложения называются повествовательными, вопросительными, побудительными; восклицательными, невосклицательными?

Украинская ночь; украинской ночи; с середины неба; необъятный небесный свод, еще необъятнее.

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. (н.В. Гоголь)

— Используя слова из диктанта составьте три предложения (повествовательное, вопросительное, побудительное; восклицательное, невосклицательное), выделите грамматическую основу в каждом из предложений.

(Учитель может предложить учащимся прочитать теоретический материал учебника.)

Предложение — основная синтаксическая единица. В отличие от словосочетания предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов или одного из них.

Для предложений характерна интонационная и смысловая законченность, то есть они представляют собой отдельные высказывания.

Предложение как основная синтаксическая единица

1. Назначение предложения

1) формирование мысли;

2) выражение мысли;

Интонация конца — средство выражения смысловой завершенности высказывания

2. Строение предложения

1) грамматическая основа;

2) грамматическая связь компонентов;

3) порядок компонентов;

4) структурная схема предложения

3. Грамматическое значение предложения

1) вид предложения по цели высказывания;

2) соотнесенность смысла высказывания с действительностью;

3) смысловые отношения между компонентами предложения

По цели высказывания

Запад гаснет в дали бледно-розовой.

Вы бы проверили перевод!

Молчать! Ужасный век!

По количеству грамматических основ

Простые (одна грамматическая основа)

Дорога шла по крутому берегу Днепра.

Сложные (несколько грамматических основ)

Река еще не замерзла, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах.

По строению грамматической основы

Двусоставные (подлежащее + сказуемое)

Быстро сохнет трава.

Односоставные (с одним главным членом)

По наличию второстепенных членов предложения

Распространенные (второстепенные члены есть)

Нераспространенные (второстепенных членов нет)

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

(Работа проводится у доски.)

1) Запишите предложения под диктовку учителя.

2) Выделите в предложениях грамматические основы.

3) Дайте характеристику предложений, руководствуясь таблицей № 2.

1. Вспоминается мне ранняя, погожая осень. 2. Всюду славно пахнет яблоками. 3. В поредевшем саду далеко видна дорога к шалашу. 4. Ветер не шелохнется. Тишина. 5. Поздняя ночь. Море шумит за окном. 6. Однажды я шел по дороге из города. Вечерело.

(Выполняют несколько учеников.)

1) Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

2) Выделите грамматические основы.

3) Дайте характеристику предложений в соответствии с таблицей № 2.

Я на днях заночевал на степном озере || Оно почти сплош.. зар..сло высок.. камыш..м || На середине бл..стела у..кая полоса чистой воды || Медленно гасла з..ря || В спокойной воде отражались первые звезды || Скорей бы прошла ночь || Перед р..светом тревожный ут..ный крик заставил меня очну(т,ть)ся || (От)чего бе..покоились утки || Кто мог их потревожить || Какая(то) тень мелькнула перед моими глазами чьи(то) крылья едва (не)задели меня по лицу || Сова || Вот кто губит птиц по ночам || Берегись ноч(?)ная хищ(?)ница ||

(Выполняют несколько учеников высокого уровня.)

(Во время индивидуальной работы учитель предлагает остальным ученикам выполнить упражнения из учебника.)

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

1) Что такое предложение?

2) Чем предложение отличается от словосочетания?

3) Каковы основные признаки предложения?

4) Что называется грамматической основой предложения?

5) Назовите виды предложений по цели высказывания.

6) Как делятся предложения по количеству грамматических основ?

7) Как различаются предложения по количеству главных членов в грамматической основе?

8) Как различаются предложения по наличию-отсутствию второстепенных членов?

Вывод. В отличие от словосочетаний предложения имеют грамматическую основу, состоящую из главных членов (двусоставные) или одного из них (односоставные). Для предложений характерна интонационная и смысловая законченность, то есть они представляют собой отдельные высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные, по наличию второстепенных членов — на распространенные и нераспространенные.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения из учебника (на выбор учителя).

3. Ученикам высокого уровня дописать сочинение-миниатюру, выделить грамматическую основу в предложениях.

В ходе урока урока учащиеся совершенствуют умение различать двусоставные и односоставные предложения, знакомятся с понятием определённо - личное предложение.

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse_opredelenno_-_lichnye_predlozheniya.docx 24.15 КБ

Предварительный просмотр:

  • Обучение умению различать односоставные и двусоставные предложения;
  • Дать понятие определенно-личных предложений;
  • Формирование умения находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям;
  • Развитие умение использовать односоставные предложения в разных стилях речи;

Вступительное слово учителя. Постановка учебной задачи.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. Нам известна крылатая фраза: "Не стыдно не знать, стыдно не учиться"

-Как вы понимаете данное высказывание? (Плохо, когда человек не имеет знаний, но ещё хуже, когда он не стремится их получить, когда не прилагает никаких усилий, чтобы постичь новое для себя).

Давайте сегодняшний урок проведем под девизом: "Единственный путь, ведущий к знанию, - деятельность"

Объясните постановку знаков препинания в этом предложении.

2. Актуализация знаний.

- Проведем зарядку для мышления, освежим знания, которые нам потребуются на уроке .

1.Назовите местоимения 1 и 2 лица (я, мы, ты, вы)

2.Как называются предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена? (односоставными)

3. Является ли обращение членом предложения? (нет)

4. Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (лицам, числам)

5. Для какого стиля характерно яркое, поэтическое описание? (художественного)

6. Какие наклонения имеет глагол? (изъявительное, повелительное, условное)

7. Можно ли у глагола радовался определить лицо? (нет, потому что это прошедшее время, а лицо можно определить только у настоящего и будущего времени)

3. Анализ предложений.

Проанализируйте пары предложений. Что в них общего и что различного?

Я позвоню тебе вечером. – Позвоню вечером.

Мы сходим завтра в кино? – Сходим завтра в кино?

Меняется ли структура предложений? (Да)

Меняется ли смысл предложений? (Нет).

4. Проблемная ситуация.

К нам пришло письмо с просьбой о помощи

-Посмотрите на слайд:

Ученику 11 класса на экзамене дали такое задание: среди предложений 1-4 найти простое односоставное определенно-личное предложение.

1) Соловьиное эхо несется с блестящей реки
2) Шепот, робкое дыхание, трели соловья
3) Каждый звук и шорох слышу я
4) Люблю летние вечера и скрип кузнечиков в траве

Что нужно знать для того, чтобы выполнить задание? (Знать определение односоставных предложений и определенно-личных предложений)

Мы можем сейчас помочь ученику? (нет) Почему?

- Какова тема сегодняшнего урока?

Какие задачи вы поставите себе на сегодняшний урок?
1. Дать понятие определенно-личных предложений. (Вывешиваем на доску)
2. Научиться находить определенно-личные предложения. (Вывешиваем на доску)

5.Новые знания ( К доске…) письменно заполнение таблицы

Дать понятие определенно-личным предложениям вы постараетесь сами после анализа записанных предложений.

(подчеркнуть грамматическую основу)

Люблю тебя, Петра творенье! (А. С. Пушкин)

Закрой глаза, прислушайся. (Ю. Яковлев)

Едем бором, черными лесами (И. Бунин)

Дополнительные вопросы: ответы на какие вопросы в начале урока помогли в практической работе? (Назовите местоимения 1 и 2 лица (я, мы) Как называются предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена? Является ли обращение членом предложения? Какие наклонения имеет глагол?)

Что обозначают сказуемые в предложениях? (Действие определенного лица)

Чем выражены сказуемые в предложениях? (Глаголами в форме повелительного или изъявительного наклонения, 1 или 2 лица, единственного или множественного лица)

Попробуйте дать понятие определенно-личным предложениям по опорной схеме.

Опорная схема: Определенно-личные предложения – это …….. предложения с главным членом - ……. которое обозначает действие……….. и выражается……

Можно ли считать данное нами определение научным? (Нет)

С.92 учебника читаем правило. Сравнить со своим.

На доску опорные слова из правила: Определенно-личные предложения

главный член – сказуемое

С первой поставленной задачей справились. Как решить на уроке вторую задачу?

6. Первичное усвоение знаний.

Прочитайте текст. Определите тип предложений по наличию грамматических основ.

Утром я встаю в семь часов утра. Я делаю зарядку. Потом я умываюсь и завтракаю. В восемь часов я иду в школу.

Всё ли вам нравится в данном тексте. (Повторяется я)

- Перестройте предложения в определенно-личные.

7. Работа с текстом лабораторной работы по физике.

- Найдите односоставные определенно-личные предложения. Определите, чем выражен главный член предложения.

Укрепим (изъяв.наклон., 1 лицо, мн.ч) на подставке кусок плоского стекла в вертикальном положении. Поставив перед стеклом зажжённую свечу, мы увидим в стекле, как в зеркале, изображение свечи. Возьмём ( изъяв.наклон., 1 лицо, мн.ч) теперь вторую такую же, но не зажжённую свечу и расположим (изъяв.наклон., 1 лицо, мн.ч) её по другую сторону стекла.

Передвигая вторую свечу, найдём (изъяв.наклон., 1 лицо, мн.ч) такое положение, при котором вторая свеча будет казаться тоже зажжённой . Это значит, что незажжённая свеча находится на том же месте, где наблюдается изображение зажжённой свечи. Измерив расстояние от свечи до стекла и от её изображения до стекла, убедимся (изъяв.наклон., 1 лицо, мн.ч), что эти расстояния одинаковые.

Дополнительные вопросы: найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом

Индивидуальные карточки для работы сильным учащимся.

Опишите свои действия при решении уравнения 4 (х + 6) =88, используя определенно - личные предложения.

А теперь давайте вернемся к письму с просьбой.

  1. Соловьиное эхо несется с блестящей реки
    2) Шепот, робкое дыхание, трели соловья
    3) Каждый звук и шорох слышу я
    4) Люблю летние вечера и скрип кузнечиков в траве

Где же нам пригодятся полученные на уроке знания

9. Домашнее задание.

Ответьте на вопросы:

  1. Я понял новую тему…
  2. У меня вызвало затруднение на уроке…
  3. У меня хорошо получилось на уроке…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру. Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м.

Урок русского языка 9 класс Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"

Урок русского языка 9 класс. Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе".


Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"

Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения". Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях.


конспект урока русского языка 11 класс Сложносочиненное предложение.

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Сложносочиненное предложение". На уроке отрабатываются задания 15, 19 ЕГЭ.

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру. Всё это бессло­весный язык природы. И только ч.


Урок русского языка 8 кл., тема: "Определенно-личные предложения"


Данная разработка представляет собой первы урок по теме типы предложений по составу. Поэтому на теоретическую сторону обращается больше вниманий, однако упражнения на практику также даются. Используется взаимопроверка, индивидуальная и группаваяпроверка.

Содержимое разработки

Школа: Шубаркудукская школа-гимназия №1

Дата: 23.01.18г

ФИО учителя: Султанова.В.С

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Типы простых предложении по наличию второстепенных членов.

Учащиеся знают:

Что такое предложение и его группы по другим типам, кроме по составу

Учащиеся узнают:

Типы простых предложении по составу и их группы

Учащиеся смогут:

отличить их друг от друга, находить их в предложении.

Критерии оценивания

Определяет тему, основную информацию прочитанного текста.

Привитие ценностей

Уважение и любовь к своему народу

Межпредметные связи

Межпредметные связи со вторым языком, литературой, историей.

Навыки использования

Работа с презентацией.

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Организационный момент. Приветствие учащихся.

Психологический настрой.




Выберите себе понравившийся природное явление, которое изображено на картинках и объясните свой выбор. Звезды и луны в одной, облако и солнце в одной команде. Первая команда- предложение, вторая команда- словосочетание.

Сборник эмоциональных настроев

Учебник, плакат, маркеры.

Середина урока 35 минут

Критерии оценивания на весь урок. Собрать побольше денег на свой банк. У первой группы Халк банк, во второй Казком.



Проверка домашнего задания. Взаимопроверка. Упражнение 220, 221 Стр 113. Разберите предложения и охарактеризуйте.

Слово учителя о односоставном и двусоставном предложении.

Что такое двусоставное и односоставное предложения?

По структуре простые предложения делятся на двусоставные и односоставные.

Односоставное предложение — предложение, грамматическая основа которого состоит из одного члена: либо только подлежащего, либо только сказуемого.

Нельзя гладить кота против шерсти. В этом предложении есть только один главный член — сказуемое нельзя гладить.
Чёрный кот. В этом предложении есть только один главный член — подлежащее кот.

Двусоставное предложение — предложение, грамматическая основа которого состоит из двух членов: и подлежащего, и сказуемого.

Наш кот подолгу смотрит в окно. В этом предложении два главных члена: подлежащее — кот, сказуемое — смотрит.

Ловить мышей — себя не уважать. В этом предложении тоже два главных члена: подлежащее — ловить, сказуемое — не уважать.

Если в предложении есть несколько однородных подлежащих при отсутствии сказуемого или несколько однородных сказуемых при отсутствии подлежащего, такое предложение тоже является односоставным.

Критериальное оценивание по постерам групп

Выполнение упражнении по учебнику (224, 225)

8.Физминутка. Полетим вверх как: бабочки (повторяем движение летим как бабочка), птицы (повторяем движение летим как птичка), одуванчики (повторяем движение летим как одуванчики), самолет (повторяем движение летим как самолет)

Творческое задание. Работа по видео материалу. Чудо природы. Беседа по содержанию и написание мини сочинение-рассуждение, с использованием односоставных предложений.

Рефлексия.Заполнение карточек.







Подсчет денег на банках и выставление оценок.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Дать представление о системе односоставных предложений, научить пользоваться опорным конспектом для определения вида односоставных предложений.

образовательная: углубить представления учащихся об односоставных предложениях; научить различать двусоставные и односоставные предложения, определять виды односоставных предложений.

развивающая: формирование умения создавать опорную таблицу по данной теме; развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания, памяти учащихся, формирование информационной культуры.

воспитательная: формирование чувства долга и ответственности за собственные результаты в учебе.

Тип урока: объяснение нового материала.

Методы обучения: Работа с учебником, опорной таблицей, решение проблемных вопросов, практическая работа.

Оборудование: 1. Учебник

4. Презентация по теме

Педагогические технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология блочного изучения материала на основе опорного конспекта, структурированного по методике В.Ф.Шаталова.

Терминология: односоставные и двусоставные предложения, грамматическая (предикативная) основа предложения (подлежащее, сказуемое), определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное предложения.

Содержание этапа

Решение проблемного вопроса. Анализ предложений

Изучение нового материала

Работа с учебником

Составление опорного конспекта

Диагностическая самостоятельная работа.

Как определить вид односоставного предложения? Для чего нужно знать виды односоставного предложения?

Оценивание работы учащихся.

Способы деятельности по выполнению задания, индивидуально

Организационный момент.

Решение проблемного вопроса.

Объяснить, почему в предложениях перед союзом и необходима запятая.

Осень, и воздух становится свежим. Наступит утро, и наше настроение изменится.

От решения проблемы переходим к мотивации работы над новой темой. Чтобы не допускать пунктуационных ошибок в сложном предложении, надо научиться распознавать в его составе особый тип простого предложения и все его разновидности.

Запишите под диктовку строфу из стихотворения С. Есенина:

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Сколько в этой строфе предложений?

Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

Чем отличается грамматическое строение предикативной основы?

Может быть, это неполные предложения, и есть необходимость восстановить недостающие члены? Давайте попробуем это сделать. (Вариант получается неудачный.)

Изучение нового материала.

Работа с учебником и беседа по прочитанному материалу:

В чем различия между односоставными и двусоставными предложениями?

В чем сходство между односоставными и двусоставными предложениями?

Какие предложения называются односоставными? Зачем необходимо распознавание односоставных предложений?

Вывод: уметь распознавать односоставное предложение важно не только для того, чтобы не допускать пунктуационных ошибок, но и для того, чтобы понимать, а значит, и использовать в своей речи синонимичные типы предложений, строить собственное высказывание своё высказывание на основе разных синтаксических конструкций.

Составление опорного конспекта по презентации и материалам учебника.

С чего следует начинать работу по определению вида односоставного предложения? Запишем первую часть опорного конспекта:


Н айди главный член предложения






подлежащее сказуемое

Прочитайте в учебнике названия видов односоставных предложений

Тип односоставного предложения определяется формой выражения главного члена – подлежащего или сказуемого. Прочитайте в указанных параграфах, какой частью речи выражается главный член предложения определенно-личного, неопределенно-личного, безличного. Отразите это в опорном конспекте.

В опорном конспекте появляется запись (алгоритм действий):

Найди главный член предложения





назывное Определи, чем выражено сказуемое





глагол 1-го, 2-го л. глагол 3 л. мн.ч. –безличный глагол;

наст. (буд.) вр., наст.(буд.) вр., - личный глагол в

повелит. накл. мн.ч. прош. вр. безличном значении.


? ? ? ? ? ?

☺ ☺ ? ? - н. ф. глагола

я ты мы? вы? они? - вспомог. гл. + н.ф. гл.

определенно-личное неопределенно-личное - было (нул. св.) + нареч.

(о/л) (н/л) - было (нул. св.) + кр.прич.

Чтобы ориентироваться в опорном конспекте бегло и оперативно при выполнении упражнений, проведем игру на внимание:

Задание. Кто быстрее узнает тип односоставного предложения, если сказуемое выражено:

Глаголом в форме мн. числа прошедшего времени?

Кратким страдательным причастием в среднем роде?

Глаголом в 1 лице будущего времени?

Неопределенной формой глагола?

Глаголом 3 лица мн. числа настоящего времени?

Безличным глаголом 3 лица будущего времени?

Личным глаголом в безличном значении?

Глаголом в повелительном наклонении?

Глаголом в форме 2-лица настоящего времени?

Если в предложении только подлежащее?

Запись образцов рассуждения.

Примеры и образцы рассуждений к ним также записываются в опорном конспектев следующем виде:

Пахло милым тлением осени - предложение односоставное, так как в нем один главный член - сказуемое, выраженное личным глаголом в безличном значении; это безличное предложение.

Люблю грозу в начале мая - предложение односоставное, так как в нем один главный член- сказуемое, выраженное глаголом 1-лица будущего времени; это определенно- личное предложение.

Славная осень - предложение односоставное, так как в нем один главный член - подлежащее, это предложение назывное.

Схоронили его за Москвой – рекой - предложение односоставное, так как в нем один главный член - сказуемое, выраженное глаголом 3 лица множественного числа прошедшего времени, это предложение неопределенно- личное.

Возьмемся за руки, друзья! - предложение односоставное, так как в нем один главный член - сказуемое, выраженное наречием; это безличное предложение.

Объяснительный диктант с грамматическим заданием.

Задание. Подчеркните главные члены. Укажите тип односоставного предложения.

сущ. Им.п сущ. Им.п. сущ. Им.п.

Майский полдень. Топот и фырканье. (н)

Расскажите мне что-нибудь веселенькое.

В газетах бранят его очень.

На этот вопрос нельзя ответить сразу.

Дождя уже не было слышно.

Ему стало стыдно за человечество.

Чуть брезжило.

И скучно, и грустно, и некому руку подать.

Задание. Определите тип односоставных предложений. Запишите ответ, используя сокращения (о-л, н-л,б-л,н)

Серое осеннее утро. Вот и станция.

О причинах не спрашивайте.

Заговорили насмерть

Было холодно и сыро.

Чуть брезжило.

Диагностическая самостоятельная работа.

Задание. Определить тип односоставного предложения.

1. Люблю тебя, моя Россия!

2. В справочное бюро часто звонили.

3. Мне не спалось.

4. Утро. Тишина.

5. В доме тепло и сухо.

6. Не бывать несчастьям.

7. Открой окно.

8. Нет лампады

1. Поражаюсь погоде, Миша!

2. Пишут о выборах.

3. Вчера матери нездоровилось.

4. Москва. Кремль.

5. Нам очень хорошо.

6. Не догнать тебе бешеной тройки.

7. Не торопись.

8. У меня планшета нет.

Подведение итогов.

Выявление уровня усвоения материала.

Оценивание самостоятельной работы учащихся, корректировка неправильного определения вида односоставного предложения.

Домашнее задание.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по русскому языку в 8 классе.

Тема урока: Строение простого предложения. Классификация предложений.

1)закрепить знания учащихся по данной теме (углубленное повторение);

2) повторить виды и типы предложений.

развивать познавательный интерес к предмету "русский язык" и "литература".

воспитывать эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность при работе с опорной картой.

Организация урока .

Опрос и усвоение материала, изученного на прошлом уроке -

Работа у доски. Выполнить синтаксический разбор словосочетаний:

кружится в воздухе

Проверка домашнего задания: упр.№84

Изучение нового материала.

Работа с текстом:

Рассказ этот вами прочитан дома.

Выразительное чтение текста

(1)Паровоз шибко (шибко) работая локтями бежал сосновым лесом. (2) Затем – облегченно – полями.…(3) Как все это увлекательно! (4)Какую прелесть приобретает мир, когда заведен и движется каруселью! (5) Какие выясняются вещи! (6) Жгучее солнце проб..ралось к углу окошка и вдруг обливало желтую лавку. (7) Безумно быстро неслась плохо выглаже…ая тень вагона по травяному скату, где цветы сливались в цветные строки. (8) Шлагбаум. (9)Ждет велосипедист опираясь одной ногой о землю.(10) Деревья появлялись партиями и отдельно показывая новые моды. (11)Синяя сырость оврага. (12) Воспоминание любви переодетое лугом. (13)Перистые облака вроде небесных борзых. (14) Бывало, на дальнем склоне или лесном просвете появится и как бы замрет на мгновение как задержа…ый в груди воздух место до того очаровательное, - полянка, терраса, - такое полное выражение нежной, благожелательной красоты, что, кажется, я мог бы остановить поезд и - туда, навсегда, к тебе, моя любовь.… (15) Но уже бешено заск…кали вертясь в солнечном кипятке тысячи буковых стволов. (16) И я опять проз…вал своё счастье …

Какие мысли навеял вам отрывок из рассказа В.Набокова? Каким вы представили главного героя, от лица которого идет повествование.

В тексте пропущены орфограммы, давайте их вставим и графически объясним:

1) шибко - шибко (правописание сложного наречия).

- К какой группе слов по употреблению принадлежит данное слово? (просторечное). - Подберите литературный синоним к этому слову (быстро-быстро).

- Найдите в тексте еще один пример употребления просторечного слова. ( "Прозевал", литературный синоним – пропустил. Слово "прозевал" выражает досаду, отчаяние главного героя по поводу потери счастья.). - Какая орфограмма пропущена в этом слове? (проверяемая безударная гласная в корне)

2. - Найдите пример с пропущенной гласной в корне с чередованием. (Заскакали).

- Какое выразительное средство мы можем наблюдать в словосочетаниях "солнце пробиралось" и "тысячи буковых стволов заскакали"? (олицетворение)

. В тексте пропущены и знаки препинания. Сгруппируйте предложения по пропущенным пунктограммам.

1. Предложения с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами (предложения №1,10, 15).

- Какие выразительные средства можно найти в этих предложениях? (олицетворения, метафора)

2. Предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом (12). Как вы понимаете смысл этого предложения?

3. Предложения с сравнительными оборотами (14).

- Почему облака сравниваются с небесными борзыми? (борзая – одна из самых быстрых охотничьих собак.) Этосравнение передает стремительное движение поезда)

Благодаря обилию выразительных средств в тексте мы имеем возможность представить яркие картины природы за окнами проносящегося поезда. Мы можем почувствовать настроение, эмоциональное состояние главного героя, это происходит благодаря использованию автором разнообразных по структуре и видам предложений. Давайте вспомним, какие виды предложения мы знаем и найдем примеры в тексте.

1. По цели высказывания.) Какие предложения представлены в этом отрывке? (повествовательные). Почему только повествовательные? (Главный герой наблюдает за происходящим, он погружен в свой внутренний мир.)

2. По интонации. )Найдите примеры разных по цели высказывания предложений. Почему много предложений восклицательных по эмоциональной окраске? (Герой восхищен красотой мира, находится в приподнятом эмоциональном состоянии)

3. По количеству грамматических основ:( простые и сложные.) Найдите в тексте примеры простых и сложных предложений. Выделите грамматическую основу в сложных предложениях.

4. По характеру основы( двусоставные и односоставные.)

- Найдите примеры каждого вида.

- Почему автор употребляет в тексте достаточное количество односоставных назывных предложений? (Поезд мчится, картины сменяют одна другую со стремительной скоростью, взгляд героя не задерживается на предметах, а как бы скользит от одного к другому. Эту быструю встречу передают односоставные назывные предложения)

5. По наличию второстепенных членов предложения: распространенные и нераспространенные. Найдите примеры каждого вида. Объясните роль нераспространенного предложении.

Гениальный французский художник Клод Моне очень любил живописать дым и гарь вокзалов, проносящиеся куда-то вдаль поезда. Посмотрите на репродукцию его знаменитой картины "Поезд в деревне", может ли она стать иллюстрацией к этому тексту? Какие схожие мотивы мы можем найти? Что передает текст, чего не может передать картина и наоборот. Найдите и зачитайте предложения, которые могут проиллюстрировать репродукцию.

картина

Мы увидели ситуацию с двух сторон: и глазами героя рассказа В.Набокова, который видит происходящее из окна несущегося поезда, и глазами художника, который как бы остановился и смотрит на проносящийся мимо поезд.

Наш попутчик Василий Иванович, герой рассказа Владимира Набокова, "прозевал свое счастье", давайте подарим герою счастье, которое он так искал.

Итак, представьте, мчится поезд, вы вместе с Василием Ивановичем смотрите за окно и вдруг…(звучит музыка) .

Напишите о своих впечатлениях , что вы увидели и услышали.

Работа в своих опорных картах.

Проверка выполненного: чтение текста учащимися.

.. А какие по типологии получились у вас предложения? (учащиеся высказываются).

С каким же чудом на самом деле встретился герой рассказа Владимира Набокова? . На следующем уроке внеклассного чтения мы с вами поразмышляем над этим рассказом и увидим героя с новой стороны.

Закрепление изученного материала.

Работа у доски: записать предложения, выполнить синтаксический разбор.

Записать предложение, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, разобрать по членам предложения.

Объяснить графически постановку знаков препинания.

Дерев…я нап…минали высокие скалы обр…сшие темным мхом.

Девочка ст…яла у окна и заслоняя гл…за от со…нца смотрела (в)низ.

Ветерок переб…рает пеструю листву и в нём чудит (?) ся шелест и осен…яя прохлада.

Читайте также: