Конспект урока как ежик с медвежонком протирали звезды

Обновлено: 06.07.2024

• Развитая сфера этических чувств, добро ж елатель но сти и эм оциона льно –нравств енной отзыв чив о сти.

• Спо собность приним ать и сох р анять цели и зада чи учебн ой деятельности, нах о дить средств а и спо собы ее

• У ме ния планиров ат ь, к о нтролир о в ать и оценив ать учебные действия в соотв етствии с по ставленной за д а че й и

• У ме ния грамот но строить ре чевые выск азывания в соот ветствии с за да чами к ом муникац ии , слуша ть и слышат ь

собес е дника, в е сти диа лог , ясно и чёт к о излага ть свою т о чку зрения и а ргументиров а ть её.

Обору д ование: тек ст сказки, му ль тиме диа (му ль тфильм, фо тография ав тора, иллюст рация к ск азк е)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Литературное чтение.

3 класс (1-4). Система Л.В.Занкова. Учитель: Морозова И. В.

Тема: Красота спасет мир. С.Козлов. «Как Ежик с Медвежонком протирали

Цель: Выявление учащимися особенностей произведения С.Козлова .

Задачи: Знакомство с произведением С. Козлова;

учить детей анализировать произведение, делать выводы, давать

развивать умение устно и письменно выражать отношение к прочитанному;

воспитывать стремление сделать мир лучше, чище, добрее; умение понять

свое место в жизни, обогащение мира чувств и эмоций ребенка.

I . Организационный момент.

II . Мотивация к учебной деятельности.

Живет повсюду красота,

Живет не где-нибудь, а рядом,

Всегда открыта нашим взглядам,

Всегда доступна и чиста.

Живет повсюду красота…

- На предыдущем уроке мы начали говорить о красоте и решили исследовать: верно ли утверждение, что красота спасет мир? И я думаю, произведение, с которым мы сегодня познакомимся, нам поможет сделать какие-то выводы. На доске я записала те слова-рифмы, которые вы подобрали к слову КРАСОТА.

На доске : красота

- Какие прекрасные слова рифмуются с этим словом!

III . Проверка домашнего задания.

- Дома вы записали свои мысли о красоте. Кто хочет поделиться ими со всеми? ( заслушать 2-3 человека о том, что мы называем красивым, зачем нужна красота, как красота помогает жить ).

-Выделите важные слова. ( красиво, вздрагивал, снится).

-В каких произведениях С.Козлова речь идет о том, что красота помогает жить?

(Дети обращаются к выставке рисунков).

Физкультминутка.

V . Работа над произведением.

1) Первичное восприятие ( чтение учителем под музыку ).

2 ) Анализ произведения с целью выявления главной мысли.

-Назовите героев произведения ( Ёжик и Медвежонок )

-Это сказка или рассказ? ( это сказка (герои – звери); это рассказ (проблемы не звериные, а человеческие).

-Как вы считаете, события, которые происходят, реальны или фантастичны?

( звезды существуют, падают – это реально, что герои их протирают – фантастика).

- Но писатель соединил реальность и фантастику, чтобы мы поняли характеры героев. Какой Мишка в сказках ? (добрый, неуклюжий)

- А какой он здесь ? (тоже добрый, неуклюжий, заботливый, старательный, благодарный, романтичный). Как он выполняет свою работу?

- А как это делает Ежик? Какой он? (трудолюбивый, кропотливый, т.е. внимательно относится к деталям, тщательный, пунктуальный, старательный).

- А какие проблемы обсуждаются в произведениях С.Козлова? (о красоте, о страхе, что все проходит, а красота остается, снова рождается и т.д.).

3 ) Упражнение на формирование умения строить сравнительную характеристику героя.

- Оформите мысль, сопоставляя героев:

Если в Ежике автор подчеркивает …, то в Медвежонке …

(слова: аккуратность, кропотливость, романтичность, обязательность).

Хотя Медвежонок и неуклюж, но … (он очень старательный, но он хочет, чтобы звезды светили для всех… .

- Каждый из нас делает работу по-разному. Ведь все мы разные. Но важно сознавать необходимость своей работы.

- О чем же эта сказка?

- Только ли Ежик с Медвежонком должны делать мир чище?) (Беседа о назначении каждого человека делать мир чище, красивее, о необходимости ухаживать за планетой, чтобы всем было хорошо; надо научиться видеть красоту природы удивляться, радоваться ей, беречь ее).

- Можно смотреть и можно всматриваться. Есть ли разница?

- Автор сумел увидеть необычное, красивое и передать это нам.

- Подумайте и припомните случай, когда вы увидели красивое, необычное и вам захотелось сберечь это для людей.

5) Беседа заключительная.

- Многие писатели удивляются чуду природы – звездам. А ведь звезды – они живые. Они умирают, рождаются. Поэтому люди сравнивают зажигающиеся звезды с таким чудом, как рождение детей.

Дети – звезды в небе светятся.

К папам, мамам дети движутся.

Дети – звезды в ночи сияют,

Дети – звезды в ночи мерцают . (Лазарев)

VII . Рефлексия учебной деятельности.

- А теперь я предлагаю вам взять листы зелёного цвета и оценить свою деятельность на уроке. ( Дети заполняют таблицу ) ПРИЛОЖЕНИЕ.

VIII . Итог урока.

- Мы начали исследования. А какие открытия сделал каждый для себя на уроке?

- Наш урок я хочу закончить словами:

Живет повсюду красота,

Сердца нам радуя и грея.

И всех нас делает добрее

Она, наверно, неспроста.

Живет на свете красота!

понятен / не понятен

7. Теперь я могу…

Самоанализ урока литературного чтения в 3 классе по СРО Л.В.Занкова.

Авт. учебника: Свиридова В.Ю. Учитель: Морозова И. В.

Тема: Красота спасет мир.

Помогают оживлению детских мыслей музыка, стихи, текст поэтической притчи С.Козлова.

Тип урока: развивающий.

Задачи: : Знакомство с произведением С. Козлова; учить детей анализировать произведение, делать выводы, давать характеристику героев; развивать умение устно и письменно выражать отношение к прочитанному; воспитывать стремление сделать мир лучше, чище, добрее; умение понять свое место в жизни, обогащение мира чувств и эмоций ребенка.

Анализ организации учебного процесса урока.

3. Все этапы урока логически связаны. Порядок следования их позволил развернуть исследование детей на поставленный вопрос, опираясь на тексты художественных произведений С.Козлова, что соответствует поставленной цели и задачам урока.

4. Система заданий позволила выявить у учащихся понимание особенностей произведения С.Козлова, литературного языка и характеров героев.

5. Психолого-гигиенические и эстетические требования выполнялись (упражнение на развитие двигательной активности, физкультминутка, смена деятельности; культура речи, музыка, постоянное обращение к жизненному опыту ребенка).

6. Время урока использовано рационально.

7. Домашнее задание носит творческий характер, дано вариативно, что дает учащимся право выбора.

Анализ дидактической и методической деятельности.

1.С целью осознания учащимися учебного материала проводилась глубокая работа над словом с использованием подбора слов-магнитов, антонимов, синонимов, родственных слов, применение их в контексте, использовался словарь. Созданы условия для детей действовать по схеме: говорю. чувствую… создаю (образ), идет превращение чувства (ощущения) в слово.

2.Использовались методы: проблемная постановка вопроса, исследовательский (исследование текста, приведение примеров из своих наблюдений), личностно-ориентированный (использование детских высказываний о красоте, их рисунков, жизненного опыта).

3.На уроке развивалось умение учить детей анализировать произведение, делать выводы, давать характеристику героев; развивать умение устно и письменно выражать отношение к прочитанному.

4.Для выявления понимания детьми текста, проблемы в целом использовались виды работ: коллективный анализ произведения, выборочное чтение, детские рисунки, домашнее мини-сочинение, приведение примеров из жизни детей, обоснование своего высказывания, самоанализ (какие открытия я сделал для себя на уроке?).

5.Дифференциация заключалась в следующем. Были вопросы для слабых учеников: они должны были озвучить то, что уже прозвучало. Для не очень сильных учеников были вопросы, требующие внимательного вычитывания текста и его пересказа. Для сильных - вопросы, требующие обобщения.

Анализ деятельности учащихся.

1.На уроке литературного чтения сочетались словесно-наглядно-практические способы деятельности учащихся, достаточная смена видов деятельности.

2. Проблемная ситуация решалась путем исследования текста с использованием жизненного опыта детей совместно с учителем.

Выбранные методы обучения и способы организации деятельности учащихся подчинены целям и задачам урока и соответствуют уровню обученности учащихся 3 класса.

3.Высокая активность и работоспособность учащихся достигались за счет выбранных приемов работы, методикой развивающего обучения, интереса к изучаемому материалу.

4.Учащиеся показали умение работать с текстом, вести диалог, строить высказывания, доказательства, гипотезы, умение слушать друг друга.

5. Школьники показали хороший уровень применения литературных терминов, использование полученных ранее знаний о приемах и средствах художественной выразительности.

6. Учащиеся показали хорошие навыки выборочного чтения, умение выражать отношение к прочитанному, свое впечатление от прочитанного в слове, рисунке.

7. У учеников сформирована оценочная самостоятельность: умение обосновывать.

Вывод: цель урока достигнута. Учебные и развивающие задачи решались последовательно, с использованием современных методов и приемов. Дети в течение урока были активно вовлечены в учебную деятельность. Урок имеет большую воспитательную направленность, нравственный смысл, положительную эмоциональную окраску.

Нажмите, чтобы узнать подробности

3. воспитание в детях желание совершать хорошие поступки, дела, приносящие людям пользу и радость.

Тип: изучение нового материала

Методы обучения: беседа, анализ текста

Наглядность: слайды, портрет писателя, иллюстрации к сказке
Ход урока:

I.Организационный момент.

ІІ. Новая тема

1) отгадывание загадки

Раскинут ковер, рассыпался горох.
Ни ковра не поднять, ни гороха не собрать.
(Звездное небо)

– Ребята, видел ли кто из вас звёздное небо? Опишите, как оно выглядит?

  • Сегодня у нас встреча с героями одной чудесной сказки. Это очень романтичные и мечтательные герои. А написал эту сказку Сергей Козлов.

Сергей Григорьевич Козлов родился в Москве в 1939г. С детских лет сочинял стихи и рассказы. В 1965 году окончил Литературный институт. Первая книжка “Как солнце разбилось” появилась в печати в 1962 году. Свои первые стихи (о летчике) он написал, когда учился в восьмом классе. До того как стать профессиональным писателем, Сергей Козлов был рабочим в типографии, работал токарем, учителем пения, кочегаром на паровозе, ездил в геологические экспедиции и водил экскурсии в пушкинском музее-заповеднике Михайловское. Молодой писатель быстро нашел свой путь в литературе – его привлек жанр сказки.

Ежик - дикое животное, он защищается от своих врагов с помощью волосяного покрова на теле - колючих иголок. Ежи висят около семисот граммов, питаются мелкими грызунами, лягушками, даже змеями. Зимой ежи впадают в спячку.
Теперь поговорим о медведях. Это одно из крупных хищных зверей. Они могут плавать, лазать, быстро бегать, обладают отличным обаянием и слухом.

3) – Ребята, перед тем как мы обратимся к тексту, обратите внимание на новые слова (На доске написаны новые слова)

потускнеть – стать бледными

кропотливая — е?бекті керек ететін

4) – А теперь прочитаем текст. Чтение текста учителем

- Можно ли этот текст назвать сказкой?

- Какие признаки сказки есть у этого текста?

- Что необычного в этой сказке?

5) чтение текста учениками

6) Анализ произведения.

- Как вы считаете, события, которые происходят, реальны или фантастичны? ( звезды существуют, падают – это реально, что герои их протирают – фантастика).

- Зачем надо протирать звёзды? (Они запылились, их никто не увидит. Чтобы в лесу было светло. Чтобы на земле было чисто. Ёжик делает добро для других).

- Как это делает Ежик? А как Медвежонок? Почему по-разному? (Ёжик тщательно и осторожно, Медвежонок очень старается, но у него не получается).

- Для кого стараются Ёжик и Медвежонок? (для всех)

- Они ждали награду за свою работу? (этого мы не видим)

7) - Давайте немного отдохнём. Представьте, что у вас в правой руке свежий веник, а в левой чистая тряпочка. Поднимем руки вверх. Осторожно обстучим веником звёздочку, осторожно, чтобы случайно не сбить с неба. А теперь переложим веник в правую руку, а тряпочку в левую и начнём протирать звёзды до блеска, тщательно, кропотливо. Если не мы, то кто же протрёт звёзды? Протёрли, давайте другую. Вон какая пыльная!

8) сравнительная характеристика героев

- Ёжик. Какой он? (трудолюбивый, кропотливый, т.е. внимательно относится к деталям, тщательный, пунктуальный)

- Медвежонок. Какой он? (тоже добрый, неуклюжий, заботливый, романтичный)

- Обобщение: Да, они разные, каждый делает работу по-разному. Ведь все мы разные. Но важно сознавать необходимость своей работы.

III. Домашнее задание: 1) пересказ текста

IV. Итог урока (чтение мини-сочинений)

Учитель: Вот сколько хороших дел вы можете сделать. Все эти маленькие и незаметные усилия позволяют сохранить нашу землю, укрепляют веру людей в добро, во взаимопомощь, а это делает нашу жизнь радостной.

Задачи урока: создать условия, для того чтобы учащиеся:

способствовать ф ормированию умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и идею художественного произведения, находить элементы сюжета;

п одвести детей к пониманию сложного лирико-философского смысла сказки;

учились читать выразительно, передавая эмоции героев;

способствовать ф ормированию умения осознанно, правильно и выразительно читать; анализировать повествовательный текст, выделять главное и существенное, сравнивать, делать обобщения.

Планируемые результаты:

Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения.

Умение анализировать свои действия и управлять ими.

Развитая сфера этических чувств, доброжелательности и эмоционально –нравственной отзывчивости.

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы ее осуществления.

Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения.

Умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Ум ения взаимодействовать в статичных парах.

Формирование навыка чтения.

Умение находить заглавие текста, называть автора произведения.

Умение углубляться в содержание произведения.

Развитие умения анализировать текст.

Тип урока: Комбинированный урок

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: текст сказки, мультимедиа (мультфильм, фотография автора, иллюстрация к сказке)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку литературного чтения.

Проверка учащимися готовности к уроку.

Личностные: Положительное отношение к учению, чтению, познавательной деятельности

2. Подготовка к первичному восприятию

Сегодня мы познакомимся с произведением, которое написал человек, сменивший ни одну профессию. Он работал и кочегаром, и токарем на заводе, и учителем музыки, и геологом в экспедициях, в музее-заповеднике был экскурсоводом, работал в типографии. (На экране показываю портрет автора) Его зовут Сергей Григорьевич Козлов, но знаем мы его именно как детского писателя. Он родился 22 августа 1939 года в Москве. Он написал много сказок (цикл) с участием трех главных героев Ёжика, Медвежонка и Зайца. С одной из них мы сегодня познакомимся, но сначала вспомним что такое сказка.

А виды сказок каждый из вас запишет самостоятельно на листках в виде кластера. Молодцы!

Какие особенности есть у волшебных сказок?

Какие мысли и чувства вызывает у вас название этой сказки?

Какую иллюстрацию вы бы сделали к сказке?

Учащиеся дают определение сказки устно, а затем создают кластер.


Один из учащихся рисует на доске верный кластер и объясняет его.

В волшебных сказках: есть два мира (реальный и волшебный), волшебные предметы, герои-помощники, события происходит три раза, всегда добро побеждает зло.

Учащиеся высказывают свои предположения. Например, о том, как главные герои протирают звезды на небе.

Учащиеся описывают воображаемую картину к сказке.

Познавательные: у ченики учатся: о риентироваться в своей системе знаний; д обывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на предыдущих уроках;

Коммуникативные: у ченики учатся: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста);

Регулятивные: ученики учатся:

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

3. Первичное восприятие

Учащиеся слушают сказку.

4. Проверка качества первичного восприятия

Понравилась ли вам сказка?

Какое у вас настроение после прочтения?

А вы любите наблюдать за звёздами?

Вы замечали, что звёзды на небе видны не всегда? Иногда они светят тускло, а иногда ярко. Как вы думаете почему?

(На экране иллюстрация к сказке С. Острова). Отличается ли иллюстрация на экране от той, что вы сами представили? Какое настроение хотел передать С. Остров?

Учащиеся описывают свои чувства, делятся впечатлениями. Учащиеся отвечают на вопросы.

Настроение: умиротворение, легкость на душе, радость.

Учащиеся высказывают свое мнение.

Настроение схожее с тем, что почувствовали учащиеся во время прослушивания сказки.

Познавательные: умение оценивать услышанное

5. Постановка учебной задачи

Прочитаем еще раз сказку. О чем она?

Учащиеся по цепочке читают текст вслух.

О том, как Ёжик и Медвежонок протирали звезды, чтобы они освещали небо и землю. Так герои наводили чистоту.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Р егулятивные: умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; поиск решения проблемы.

Коммуникативные: умение д оносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);слушать и понимать речь других.

6. Вторичное восприятие

Учащиеся слушают сказку еще раз.

7. Анализ произведения

А можно ли этот текст назвать сказкой? Почему?

Какие признаки сказки есть у этого текста? Каких нет?

Обратимся к главным героям.

Герои в этой сказке такие же как герои в сказках о животных?

Опишите характер Ёжика, подтвердив свои слова примерами из текста.

Опишите характер Медвежонка. Чем отличается медведь из русских народных сказок от Медвежонка в этой сказке? Подтвердите свои слова примерами из текста.

Что помогло вам понять характеры героев? Что особенного в этих монологах? Верно.

А сейчас проведем эксперимент: представим, что мы сейчас прочитаем текст первый раз: но прочитаем его без слов Ёжика и Медвежонка. Что изменилось? Какой текст вам больше нравится? Почему?

Итак, именно монолог героев помогает нам представить героев, понять весь сюжет сказки.

Отличается ли монолог Ёжика от монолога Медвежонка по настроению?

Как это показывает автор?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Признаки сказки: животные могут достать до звезд, но нет тройственности действий, волшебных предметов, волшебных героев; на самом деле звезды падают не из-за неосторожности Медвежонка.

Нет. В этой сказке есть Ёжик, хотя обычно встречаются волк, лиса.

Ёжик: маленький, добрый, трудолюбивый, любознательный.

Помогли сами слова героев, их монологи в виде риторических вопросов.

Текст стал не таким эмоциональным. Мы не знаем зачем герои протирают звезды.

Авторский текст нравится больше, т. к. мы знаем что они думают, и чувствуют.

Л ичностные: эмоциональный отклик;

Коммуникативные: умение выражать собственное мнение, владеть монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, культурой поведения в учебном диалоге;

Познавательные: развитие логических операций.

Регулятивные: контролирование своей деятельности по результату, сохранению заданной цели .

А сейчас мы посмотрим мультфильм по этой сказке.

Какое настроение у вас было при просмотре?

Отличается ли оно от того, что было при чтении сказки? Что помогло создать настроение мультфильма?

Сохранится ли настроение таким же, если читать сказку быстрее?

Почему так важно было диктору читать сказку медленно? Как скорость чтения передает характер героев?

Есть ли такие герои-философы в других сказках о животных?

Если бы вы написали эту сказку, то к какому роду литературы вы бы отнесли это произведение? Какой бы вид сказки это был? Верно, это лирическая. философская сказка.

Учащиеся высказывают свое мнение.

Такое настроение помогла создать минорная музыка.

Нет. Герои при медленном чтении представляются нам мечтателям, философами.

Сказка- рассуждение, философская сказка.

Для поддержания чистоты окружающего мира, заботы о нем.

Они могли потом любоваться красотой вокруг себя.

Нет. Оба слова в этой сказке являются синонимами.

Личностные: умение дать объективную оце нку результатов детельности.

9. Итог урока/Рефлексия

Итак. Мы познакомились с вами с необычной сказкой С. Козлова, в которую заложен глубокий смысл.

Попробуем теперь прочитать его по ролям так, чтоб слушатель мог прочувствовать состояние героев.

Учащиеся читают по ролям.

10. Домашнее задание

Читайте также: