Конспект урока изложение заботливый зверек

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 1641 0

Задачи урока:

1. Создать условия для развития умения записывать слова с изученными орфограммами.

2. Создать условия для развития умения работать с текстом.

3. Развивать речь и память учащихся.

4. Формировать умение составлять план текста, находить опорные слова.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, наглядный, поисковый, практический, взаимодействия и самоконтроля.

Формы организации: коллективная, индивидуальная.

Технологии: развивающего, здоровьесберегающего, дифференцированного обучения.

Оборудование:

Презентация к уроку.

Загадка, рассказ о бурундуке.

Учебник. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 3 кл. В 2ч. Ч 1. – М.: Дрофа, 2015.

Структура и подструктура компонентов

Первичный синтез

Подготовка к восприятию текста

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

Он на белочку похожий

Пять полосок на спине.

Зерна, ягодки, орешки

В норке прячет он в земле.

-Совершенно верно.

- Что вы знаете о бурундуках?

- Обратите внимание на слайд (некоторая информация о бурундуках)

- Ребят, а вы хотите услышать текст о бурундуке?

- Давайте прослушаем текст и выясним, бурундук заботливый или запасливый.

Первичное восприятие текста

Заботливый зверек.

Ясным осенним днем я шел по лесной тропе.

Вдруг на поляне показался бурундук. Я замер. Щеки у зверька раздуты тугими пузырями. Он сдавил их лапками, и изо рта посыпались кедровые орешки.

Это зверек выносит свои запасы на просушку. Уже греются на солнце ягоды черники и малины. Рядками лежат орехи и сухие грибы.

Я вышел из укрытия. Зверек заметался. Я поспешил уйти.

Проверка первичного восприятия

- Понравился ли вам рассказ?

- Что именно понравилось?

Всесторонний анализ

- Кто является главным героем?

- Где и когда происходит действие?

- Давайте разделим текст на смысловые части и составим план. На сколько частей разделим его?

Ну, давайте попробуем.

- Прочитайте первую часть.

- Где и когда происходит событие?

- Хорошо, какой день описывается?

Какое слово вызывает у вас затруднение? Произнесите его вслух.

- Почему между данными словами не стоит запятая?

- какая служебная часть речи встретилась нам? Что можете сказать?

- Какие орфограммы нам еще встретились в этой части?

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать?

- От чьего лица ведется повествование?

- А давайте продолжим следующим абзац от 3 лица? Что изменилось?

- О чем сказано в первой части?

- Верно. Как озаглавим первую часть?

- Хорошо, продолжим. Прочитайте 2 часть.

- Как показался бурундук на поляне?

- Что это за слово?

- А как вы его напишите. Произнесите.

- Какие словарные слова вам встретились еще во 2 части?

- А какая еще орфограмма в этом слове?

- А что нужно делать, чтобы правильно написать?

- Кого человек встретил на поляне? За каким занятием?

- Каким образом он это делал?

- Что сделал бурундук на поляне?

- Подберите к данному слову синонимы

- Как отреагировал автор на появление бурундука?

- Давайте подберем синонимы к данному слову.

- Где бурундук прятал еду??

- Обратите внимание на написание данного слова.

- У кого были раздуты щеки?

- Почему орешки посыпались изо рта бурундука?

- А что случилось с орешками?

- Обратите внимание на правописание приставки.

- Заметили ли вы, что в этом предложении стоит запятая, обратите на это внимание, а правила ее постановки вы узнаете, когда станете чуть постарше.

- Какие еще орфограммы встретились в данной части?

- А что с ними делать, мы уже вспомнили.

- О чем мы узнали во второй части?

- Какова главная мысль данной части?

- Прочитайте 3 часть.

- С какой целью бурундук выносил запасы из норки?

- А как зверек просушивает свои запасы?

- А какое слово вам здесь встретилось?

- Как вы его напишите?

- Что зверек запас на зиму?

- Какие еще словарные слова вы встретили в данной части?

- Какая еще орфограмма встретилась в словарных словах?

- А в каком еще слове данной части встретилась данная орфограмма?

- Как будем проверять?

- Хорошо. Какие еще орфограммы встретились?

- Например, в каком слове?

- Хорошо, какова основная мысль данной части?

- Прочитайте 4 часть.

- Почему зверек заметался?

- Как отреагировал зверек на появление человека?

- Что значит данное слово?

- подберите синоним к данному слову.

- Обратите внимание на правописание приставки в этом слове

- Как автор отнесся к бурундуку?

- Какие еще орфограммы в данной части есть?

- Какова главная мысль?

- Как озаглавим 4 часть?

- Так, на сколько смысловых частей мы разделили наш текст?

- О ком говорится в тексте?

- А какой это зверек? И почему? И согласны ли вы с заголовком автора?

- Хорошо. А как вы думаете, что еще хотел нам передать автор?

- на поляне, осенью

- осенним днем, на лесной тропе

- потому что это неоднородные члены.

- предлог, пишется раздельно со словами

- проверяемая гласная в корне слова

- нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы безударная гласная стала под ударением.

- от первого (автора)

- Стало не совсем понятно/ меняется смысл.

- Автор шел по лесной тропе осенним днем

1. По лесной тропе

- парная согласная в корне слова

-нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы после парной согласной стоял гласный звук.

- бурундука, он нес кедровые орешки

Смотрят. Замереть - стоять, не двигаться, не делать ни шага.

- застыть, окаменеть, обмереть.

- потому что он их сдавил щеками

- они посыпались изо рта

- безударные гласные в корне слова.

-мы узнали, как бурундук переносит орешки во рту./ автор встретился с бурундуком

2. Встреча с бурундуком

- чтобы просушить их.

-выносит их на солнце

- солнце, словарное слово

- ягоды черники и малины, орехи, грибы.

- ягоды, черника, малина, орехи, грибы.

- парная согласная в корне слова.

-как зверек просушивает свои запасы

3. Запасы на просушку

- потому что автор вышел из укрытия
- место, служащее прикрытием, позволяющее остаться незамеченным, ускользнуть от чьего-либо внимания.

- бросаться из стороны в сторону, беспокойно двигаться.

- он поспешил уйти

- зверек напрасно волновался

4. Напрасная тревога

-на 4 части

1. По лесной тропе

2. Встреча с бурундуком

3. Запасы на просушку

4. Напрасная тревога

-о бурундуке

- заботливый и запасливый, заботливый, потому что вынес свои запасы на просушку, запасливый, потому что сделал много запасов.

- Что человек не обидел маленького лесного зверька.

Вторичный синтез

Воспроизведение текста

- Открываем тетради и начинаем работать. План изложения перед вами. Пишем внимательно, аккуратно. Не забываем, что это самостоятельная работа.

Все возможные опасные места мы с вами повторили.

Открывают тетради, начинают писать изложение.

Самопроверка и редактирование написанного учащимися

- Кто закончил с написанием изложения, проверяем внимательно. Соотнесите с планом. Проверьте внимательно орфограммы.

Внимательно проверяют, соотносят с планом.

По лесной тропе

Встреча с бурундуком

Запасы на просушку

Напрасная тревога

- С каким текстом мы познакомились? О чем он?

- текст о заботливом и запасливом бурундуке, который заботится о своих запасах на зиму. И о том, что человек не тронул лесного зверька.

- Нарисуйте в своих тетрадях на полях лесенку и изобразите себя на ней.

Если на уроке вам все было понятно и ничего не вызывало трудностей, то на верхней ступени. Если были какие-то трудности, но они решаемы, то на средней. Если урок вызвал у вас достаточное количество трудностей, то на нижней.

Рисуют лесенку на полях и изображают себя на ней.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Сегодня на уроке мы пишем изложение. Работать будем 2 урока. Ваша задача – к концу второго урока написать подробный пересказ текста.

(Текст напечатан, лежит перед каждым учеником).

Заботливый зверёк.

Я вышел из укрытия. Зверёк заметался. Я поспешил уйти.

Это зверёк выносит свои ягоды на просушку. Уже греются на солнце ягоды черники и малины. Рядками лежат орехи и сухие грибы.

Ясным осенним днём я шёл по лесной тропе.

Вдруг на поляне показался бурундук. Я замер. Щёки у зверька раздуты тугими пузырями. Он сдавил их лапками, и изо рта посыпались кедровые орешки.

Прочитайте название. Попробуйте определить тему текста. О чём будет идти речь? (гипотеза) (О заботливом зверьке, который запасает припасы на зиму).

На доске записаны опорные слова: показался, выносит, лежат + картинки: белка, бурундук, медведь.

Что необычного вы заметили в построении текста? (Части текста перепутаны).

Можно ли так написать текст в изложении? Почему? (Неясно, трудно понять текст).

Как должны располагаться части в тексте? (Части должны идти по порядку, т. е. по развитию события).

2. Восстановление последовательности частей текста.

  1. Вводная (начало).
  2. Основная часть.
  3. Заключительная.

Представьте, как происходило событие? С чего всё началось? Что было дальше? Как развивались события? Чем все закончилось?

Расположите части в правильном порядке. Работаете в парах.

Проверим, как выполнили задание. Какая часть должна быть первой? О чем говорится в ней? Прочитайте. (Автор шел по лесной тропе).

Это начало события. Вводная часть. Поставьте цифру 1.

Как дальше развивается действие? (Дети читают 2 часть).

Какое слово соединяет эти 2 части? (Вдруг)

Подчеркните это слово.

Какая часть должна следовать за ней? (Дети читают 3 часть – это…)

Что делал зверёк? (Сушил запасы ягод и орехов на зиму).

Каким словом соединяются 2 и 3 под части? (Это).

Как называется эта часть? (Основная).

Сколько получилось мини – частей в основной части? (2 маленькие части).

Чем закончился рассказ? (Автор не трогает зверька, он уходит).

Какие слова помогли определить порядок частей? (Вдруг, это).

Прочитайте текст, который у нас получился.

3. Чтение текста упр. 259 с. 97. Анализ содержания и языковых средств.

Откройте учебник. Прочитайте текст. Сравните с текстом, который мы составили.

Подтвердилась ли наша гипотеза. Какова тема рассказа? О чем говорится в тексте? (Бурундук – заботливый, запасливый зверек).

Физминутка.

Попробуем определить главную мысль текста. Для этого понаблюдаем, как автор описывает своих героев, их поступки, события, какие использует слова.

Найдите в тексте, описание бурундучка. Какие слова употребляет автор, чтобы вы могли представить зверька? (Щеки у зверька раздуты тугими пузырями).

Какие слова использует, чтобы показать, что это заботливый, аккуратный зверек? (Он выносит свои запасы на просушку. Орехи, ягоды и грибы лежат рядками).

Что еще зверек запас на зиму? (Кедровые орешки, ягоды черники и малины).

Какова главная мысль текста? Как человек отнесся к бурундуку? (Человек очень внимателен к заботливому зверьку. Он поспешил уйти, как только увидел, что зверек заметался).

4. Составление плана.

Сегодня мы составим план рассказа.

Когда произошла встреча?

Найдите ответ в учебнике. Прочитайте.

Из скольких предложений состоит вводная часть? (1)

Кого человек встретил на поляне? За каким занятием?

Найдите ответ в учебнике. Прочитайте.

Что зверек запас на зиму? С какой целью бурундук выносил запасы из норки?

Найдите ответ в учебнике. Прочитайте.

Как человек отнесся к бурундуку?

Найдите ответ в учебнике. Прочитайте.

План.

1. По лесной тропе.

2. Встреча с бурундуком.

3. Запасы на просушку.

4. Напрасная тревога.

Попробуем пересказать текст по плану. (Пересказываем все вместе, используя движения).

Кто может пересказать сам. (Пересказывает ребенок, учитель показывает движения).

Пересказ детей в парах, друг другу.

Инсценировка текста (Пересказ).

Ход урока 2

5. Орфографическая подготовка.

Что нужно делать при подготовке к изложению, чтобы грамотно написать? (Разобрать в словах орфограммы).

Работать будем в книжках малышках.

Вспомните правило, которое нужно знать, чтобы правильно написать гласные в словах: (слова написаны на доске) л..сной, тр..пе, п..ляне, пок..зался, зв..рька, к..дровые, св..и, р..дками, л..жат, гр..бы. Проверьте гласные в словах.

Найдите в тексте словарные слова.

Вдруг, орехи, солнце, ягоды, черники, малины.

Объясните написание согласных в словах: ла..ками, оре..ки, просу..ку.

Найдите в тексте однокоренные слова. Шел – вышел, орехи – орешки.

Обратите внимание на написание слов: осенним, замер, щёки, тугими пузырями, сдавил, посыпались, на просушку, греются, заметался, поспешил.

Обратите внимание, в тексте есть сложное предложение.

Чертится схема предложения. |_____, и изо ________.

Физминутка.

Закройте учебник. Прослушайте внимательно рассказ еще раз. (Текст читает учитель).

6. Запись текста.

Сколько частей в тексте? Как покажем при записи?

Откройте тетради для творческих работ. Напишите число, изложение, название. Приступайте.

(Дети, написавшие раньше других, получают задание: продолжить текст, нарисовать картинку к тексту).

7. Проверка изложения.

8. Итог урока.

Чему учились на уроке? (Определять последовательность частей, тему текста, выделять главную мысль рассказа).

Что помогает определить последовательность частей? (Порядок событий и слова, связывающие части между собой).


Эта презентация подойдёт для проведения уроков по русскому языку по УМК "Школа России", Рамзаева Т. Г. Презентация очень интересна, включает в себя не только поэтапную работу, но и ознакомительные факты о животных

Содержимое разработки

Пятое декабря. Изложение. Заботливый зверёк .

Пятое декабря.

Заботливый зверёк .

загадка У него в полосках спинка, Хвостик легкий, как пушинка. Все запасы, как в сундук, Прячет в дупла . Что ты знаешь о бурундуке?

У него в полосках спинка, Хвостик легкий, как пушинка. Все запасы, как в сундук, Прячет в дупла .

Что ты знаешь о бурундуке?




Заботливый зверёк. Ясным осенним днём я шёл по лесной тропе. Вдруг на поляне показался бурундук. Я замер. Щёки у зверька раздуты тугими пузырями. Он сдавил их лапками, и изо рта посыпались кедровые орешки. Это зверёк выносит свои запасы на просушку. Уже греются на солнце ягоды черники и малины. Рядками лежат орехи и сухие грибы. Я вышел из укрытия. Зверёк заметался. Я поспешил уйти.

Ясным осенним днём я шёл по лесной тропе.

Вдруг на поляне показался бурундук. Я замер. Щёки у зверька раздуты тугими пузырями. Он сдавил их лапками, и изо рта посыпались кедровые орешки.

Это зверёк выносит свои запасы на просушку. Уже греются на солнце ягоды черники и малины. Рядками лежат орехи и сухие грибы.

Я вышел из укрытия. Зверёк заметался. Я поспешил уйти.

 Ясным осенним днём я шёл по лесной тропе. Вдруг на поляне показался бурундук. Я замер. Щёки у зверька раздуты тугими пузырями. Он сдавил их лапками, и изо рта посыпались кедровые орешки. Это зверёк выносит свои запасы на просушку. Уже греются на солнце ягоды черники и малины. Рядками лежат орехи и сухие грибы. Я вышел из укрытия. Зверёк заметался. Я поспешил уйти. Когда произошла встреча? С какой целью бурундук выносил свои запасы из норки? Как он это делал? Что зверёк запас на зиму? Как человек отнёсся к бурундуку?

Ясным осенним днём я шёл по лесной тропе.

Вдруг на поляне показался бурундук. Я замер. Щёки у зверька раздуты тугими пузырями. Он сдавил их лапками, и изо рта посыпались кедровые орешки.

Это зверёк выносит свои запасы на просушку. Уже греются на солнце ягоды черники и малины. Рядками лежат орехи и сухие грибы.

Я вышел из укрытия. Зверёк заметался. Я поспешил уйти.

Ясным осенним днём я шёл по лесной тропе.

Вдруг на поляне показался бурундук. Я замер. Щёки у зверька раздуты тугими пузырями. Он сдавил их лапками, и изо рта посыпались кедровые орешки.

Это зверёк выносит свои запасы на просушку. Уже греются на солнце ягоды черники и малины. Рядками лежат орехи и сухие грибы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Русский язык

Слова с проверяемыми безударными гласными и парными согласными в корне

Задачи урока:

1. Создать условия для развития умения записывать слова с изученными орфограммами.

2. Создать условия для развития умения работать с текстом.

3. Развивать речь и память учащихся.

4. Формировать умение составлять план текста, находить опорные слова.

Тип урока : комбинированный.

Методы: словесный, наглядный, поисковый, практический, взаимодействия и самоконтроля.

Приёмы: рассуждение.

Формы организации : коллективная, индивидуальная.

Технологии: развивающего, здоровьесберегающего, дифференцированного обучения.

Оборудование:

Презентация к уроку.

Загадка, рассказ о бурундуке.

Учебник. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 3 кл. В 2ч. Ч 1. – М.: Дрофа, 2013.

Толковый словарь С.И.Ожегова.

Карточки со словами для всех учащихся.

Карточки индивидуальной помощи для некоторых учащихся.

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок.

- Подровнялись, показали готовность к уроку.

- Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу. Садитесь.

- Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

Познавательные УУД

1. Ра звиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.

2. П редставлять информацию в виде плана.

3 . Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться в учебнике.

7. Находить ответы на вопросы в тексте, по иллюстрациям.

8. Развивать умение записывать слова с изученными орфограммами, подбирать проверочные слова.

9. Активизировать словарный запас. Подбирать синонимы.

10 . Развивать устную речь.

11. Формировать умение работать со словарём.

Регулятивные УУД

1. Р азвиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрациями, текстами и материалом учебника.

2. О ценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами.

3. П рогнозировать предстоящую работу.

4 . Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1 . Р азвиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2 . О ценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3 . Ф ормируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

II . Актуализация знаний.

- А о ком пойдёт сегодня речь на уроке, вы скажете мне, отгадав загадку. Слушаем внимательно.

Загадка (загадывает ученик)

У него в полосках спинка,

Хвостик лёгкий, как пушинка.

Все запасы, как в сундук,

Прячет в норке… (бурундук)

(Слайд с фотографией бурундука)

- На какого зверька он похож? (на белку)

- Что вы знаете о бурундуке? (Где он живёт? Чем питается? Где его норка? И т.д.)

Рассказ ученика о бурундуке.

Бурундук (Tamias striatus) - млекопитающее из отряда грызунов и сем.белок. Это небольшое животное , имеющее 15 см. длины. Б. красноватого цвета с 5 черно-бурыми продольными полосами, чередующимися с четырьмя желтоватыми. Он вообще похож на белку, но отличается от нее более удлиненною мордою, отсутствием первого коренного зуба в верхней челюсти, защечными мешками, доходящими до затылка и менее пушистым хвостом, который всегда короче тела (10 см. длины). Шерсть его короткая. Б. распространен во всей Сибири, где только есть леса, от Камы и Урала до Охотского моря и р. Анадырки, а также и в Северной Америке. Любимое местопребывание его - кедровые леса, но он попадается также и в других лесах, как хвойных так и лиственных. Б. устраивает себе нору между корнями деревьев и живет в ней одиночно. В нору ведет длинный узкий проход, который местами расширяется; в одном из таких расширений живет само животное , а в остальных 2 - 3 помещаются его запасы. Питается Б. кедровыми орешками и различными зернами и в Америке иногда вредит полям, засеянным маисом и пшеницею. Это дневное животное ; на зиму оно впадает в зимнюю спячку, но часто просыпается.

I I I. Формулирование проблемы.

- Кто догадался, что вы сегодня будете делать? (Составлять текст.)

- Сегодня мы будем готовиться к написанию изложения.

- Прочитайте название текста.

- Как вы думаете, о чём этот текст? О ком он?

- Что значит заботливый?

Работа с толковым словарём С.И.Ожегова (один ученик)

Заботливый – проявляющий заботу, внимательный, старательный.

Заботливое отношение к делу.

- Какая же может быть забота у зверька?

- Прочитаем текст и сравним наше предположение с мнением автора.

Коммуникативные УУД

1. Р азвиваем умение слушать и понимать других.

2 . Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3 . Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

I V . Целеполагание.

- Какая цель нашего урока?

Цель - подготовиться к написанию текста.

- Для того, чтобы достичь этой цели, написать правильно текст, что нужно сделать?

- Какие задачи вы ставите на этом уроке?

1. Познакомиться с содержанием текста, научиться его пересказывать.

2. Составить план текста, найти опорные слова.

3. Научиться писать слова с изученными орфограммами.

4. Учиться общаться, правильно вести себя на уроке.

Оцените свою работу на данном этапе.

Самооценка. (Учимся работать по алгоритму.)

1.Что тебе нужно было сделать?

2.Удалось тебе выполнить задание?

3.Ты сделал всё правильно или были недочёты?

4.Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

5.Какую отметку ты бы себе поставил?

Физкультминутка для глаз.

V . Развитие умений.

1.Ознакомление с текстом.

Чтение текста (упр. 259 на стр.110) про себя, затем комментированное чтение вслух.

Заботливый зверёк.

Ясным осенним днём я шёл по лесной тропе.

- Кто рассказал нам эту историю? (мальчик)

- Где он это наблюдал?

- Когда? В какое время года?

Вдруг на поляне показался бурундук. Я замер.

- Ожидал мальчик увидеть бурундука?

- Какое слово показывает нам, что действие произошло неожиданно?

Щёки у зверька раздуты тугими пузырями.

- С чем автор сравнивает щёки зверька?

- Почему тугими? Как это понять?

Он сдавил их лапками, (Зачем?) и изо рта посыпались кедровые орешки.

- Почему автор использует слово орешки, а не орехи?

- Что он хочет подчеркнуть?

Это зверёк выносит свои запасы на просушку.

Уже греются на солнце ягоды черники и малины. Рядками лежат орехи и сухие грибы.

- Какое ещё встретилось слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом? (рядками)

- Почему мальчик говорит рядками, а не рядами?

- Как это рядками?

Я вышел из укрытия.

- Как это понять, из укрытия?

- Значит, бурундук видел мальчика?

- Как это? Подберите синонимы. (засуетился, забегал)

Я поспешил уйти.

- Как вы думаете, почему?

- А как поступили бы вы?

2. Выявление признаков текста.

- Что мы прочитали?

- Почему это текст?

- О чём он? Определите тему текста.

(Как бурундук заботится о своих запасах на зиму.)

- Где отражается тема текста? (в названии)

- Что можно определить по названию текста? (его тему)

3. Ответы на вопросы учебника после прочтения текста.

- А теперь ответим на вопросы в учебнике.

Читаем и отвечаем на первый вопрос:

-Когда произошла встреча? (ясным осенним днем в лесу)

Читаем и отвечаем на второй вопрос:

- С какой целью бурундук выносил запасы из норки? (чтобы их просушить на солнце)

Читаем и отвечаем на третий вопрос:

- Как он это делал? (Запасы бурундука рядами лежали и грелись на солнце.)

Читаем и отвечаем на четвертый вопрос:

- Что зверек запас на зиму? (чернику, малину, грибы)

Читаем и отвечаем на пятый вопрос:

- Как человек отнесся к бурундуку? (Не обидел, не тронул лесного зверька.)

О чем говориться в тексте? Какова его тема ? (Бурундук - заботливый и запасливый зверек.)

Какова основная мысль текста? (Человек не обидел маленького лесного зверька.)

Физкультминутка. (Дети выполняют упражнения.)

Речевая разминка.

4. Структура текста.

-Из скольких частей состоит текст? Назовите их. (Вводная, основная, заключительная.)

- Сколько частей в этом тексте?

- Прочитаем вводную часть.

- Прочитаем заключительную часть.

- Какая часть осталась? (основная)

- Из скольких частей она состоит?

5. Составление плана.

- Какой тип текста прочитали? (Повествование.)

- Прочитаем первую часть.

- Какова главная мысль первой части? (Мальчик шел по лесной тропе.)

По лесной тропе. (Пишу на доске, дети в тетрадях.)

- Прочитаем вторую часть.

- Какова главная мысль второй части? (Мальчик встретился с бурундуком.)

Встреча с бурундуком. (Пишу на доске, дети в тетрадях.)

- Прочитаем третью часть.

- Какова главная мысль третьей части?

- Лесной зверек готовил запасы на зиму, он сушил их на солнце.

Запасы на просушке. (Пишу на доске, дети в тетрадях.)

- Прочитаем четвертую часть.

- Какова главная мысль четвертой части?

- Зверек испугался, но напрасно. Человек не обидел лесного зверька.

Напрасная тревога. (Пишу на доске, дети в тетрадях.)

По лесной тропе.

Встреча с бурундуком.

Запасы на просушке.

Оцените свою работу на данном этапе.

Самооценка. (Учимся работать по алгоритму.)

1.Что тебе нужно было сделать?

2.Удалось тебе выполнить задание?

3.Ты сделал всё правильно или были недочёты?

4.Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

5.Какую отметку ты бы себе поставил?

6.Нахождение в тексте опорных слов.

- Пересказывать текст вам помогут опорные слова. Давайте вместе их найдём. Читаем текст по частям и находим глаголы.

- Какие ещё слова вам помогут вспомнить содержание текста?

- С какого слова она начинается?

Опорные слова: Ясным, шёл

- Сколько предложений в этой части? (1)

- Кто может её повторить?

- Какое слово связывает 1 и 2 части? (вдруг)

- Зачем его использует автор? (Действие происходит неожиданно.)

- Сколько предложений в этой части? (4)

- Кто может её повторить?

- Каким словом связаны 2 и 3 части?

- Сколько предложений в этой части?(3)

- Кто может её повторить?

- Сколько предложений в этой части? (3)

- Кто может её повторить?

У детей получается такая таблица.

По лесной тропе.

Встреча с бурундуком.

Запасы на просушке.

Оцените свою работу на данном этапе.

Самооценка. (Учимся работать по алгоритму.)

1.Что тебе нужно было сделать?

2.Удалось тебе выполнить задание?

3.Ты сделал всё правильно или были недочёты?

4.Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

5.Какую отметку ты бы себе поставил?

7.Орфографическая подготовка.

Составьте предложение из слов.

Показался, поляне, вдруг, на, бурундук.

Напишите это предложение. Выполните его разбор.

*Если есть время, то аналогичная работа проводится со словами первого предложения: я, шёл, лесной, ясным, тропе, осенним, днём.

2) Прочитайте слова. Что вы можете сказать о написании этих слов?

Вдруг, черника, малина, ягода, солнце, уйти.

(Написание этих слов надо запомнить.)

Прочитайте слова, на какие 2 группы их можно разделить?

О сенним, по л е сной, тр о па, на п о ляне, пок а зался, у зв е рька, сд а вил, ла п ками, к е дровые, оре ш ки, р яд ки, зам е тался, посп е шил.

(1 группа – слова с безударным гласным в корне слова.

2 группа – слова с парным согласным в корне слова.

Правописание этих слов можно проверить.)

Дети выписывают слова по группам и подбирают проверочные слова. Обозначают орфограммы.

Работу начинаем в классе.

Оцените свою работу на данном этапе.

Самооценка. (Учимся работать по алгоритму.)

1.Что тебе нужно было сделать?

2.Удалось тебе выполнить задание?

3.Ты сделал всё правильно или были недочёты?

4.Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

5.Какую отметку ты бы себе поставил?

VI . Домашнее задание

Закончить эту работу. Подобрать к выписанным словам проверочные. Обозначить орфограмму.

Для тех, кому трудно было пересказывать текст на уроке, подготовиться дома.

VII . Рефлексия

1.Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

- Сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.

2.Интеллектуальная рефлексия.

- Мне было интересно…

- Я могу себя похвалить…

- Мне было трудно…

- Я хочу сказать спасибо…

- Подчеркните нужные слова в таблице.

1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен / не понятен

7.Домашнее задание мне кажется

VIII. Итог урока.

- Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока.

- Удалось ли достичь этой цели?

- Кто чувствует, что он готов к написанию текста по памяти?

- Вспомните задачи урока.

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

- Кто сегодня получил отметку в дневник?

- Подводим итог урока. Посмотрите, какие отметки были у вас на разных этапах урока. Оцените себя. Поставьте себе отметку за урок.

Устно пересказывать текст-повествование с элементами описания (подготовиться к написанию обучающего подробного изложения текста).

Читайте также: