Конспект урока изложение как я покупал собаку 8 класс разумовская

Обновлено: 06.07.2024

Тип урока: комбинированный (повторение теории, обучение работе по сжатию текста, словарная работа, творческая работа) .

Оборудование урока:

  • дидактический материал (текст изложения – 1 экземпляр для каждого учащегося);
  • тексты памяток написания изложений,
  • пустая таблица для написания микротем;
  • презентация (Приложение 1).

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя.

Рассказать о каком-то случае, событии в вашей жизни можно подробно со всеми деталями, а можно и кратко, т. е. самое главное, без подробностей и каких-либо моментов уточнения.

Умение кратко и лаконично говорить очень важно в современной жизни. В каких ситуациях может это потребоваться? Это, например, обзор новых книг, вышедших из печати, или объявление программы передач по телевидению. На уроках литературы и русского языка вы научились выделять самое главное в текстах, именно эти умения помогут вам в написании сжатого изложения в 9 классе на экзамене в форме ГИА.

Учитель.

Как вы понимаете, что значит пересказать текст подробно, сжато?

Примерный ответ.

Подробно – это близко к тексту.

Слово сжато от глагола сжать (сократить, уменьшить в объеме). Сжать можно за счет того, что мы исключим, уберем из текста детали (не нужные на наш взгляд подробности) или обобщим отдельные факты, действия.

Слайд 1

III. Работа по памяткам написания изложений (есть у каждого учащегося).

  1. Прочитать текст, определить его тему и главную мысль (то есть идею текста), отметить изобразительно-выразительные средства.
  2. Подумать, кому будет адресовано сжатое изложение, какова его задача.
  3. Выделить в тексте все части (абзацы) отметить, сколько их.
  4. Определить, какие части можно исключить, объединить. Почему?
  5. Составить план (можно цитатный) сжатого изложения.
  6. В каждой части текста отметить главное, то есть выделить ключевые слова.
  7. Отметить в тексте то, что можно объединить, сделать короче.
  8. Подобрать обобщающие слова и предложения, если сокращать текст будете этим способом.
  9. Изложить сжато каждую часть, не пропуская ключевых слов.
  10. Подумать, как связать части между собой (какие союзы, союзные слова добавите).
  11. Объём изложения должен быть девяносто (90) слов.

IV. Проверка домашнего задания

Учитель.

Вы получили на дом текст, в котором должны были оставить только необходимую лексику, а слова, без которых могли обойтись, взять в скобки или подчеркнуть цветной пастой.

Два ученика читают получившиеся варианты, остальные проверяют, объясняя, почему убрали некоторые слова.

Учитель.

Каким способом вы сократили данный текст?

Учащиеся.

Все три абзаца сократили способом исключения.

Проверка данного задания после работы с учащимися по слайду.

рис.1

Учитель.

Сегодня мы продолжим данную работу. Прослушайте текст, который у вас лежит на столах.

Чтение текста учителем.

(У учителя для урока уже выделено в тексте всё необходимое и заполнена таблица микротем. У учащихся текст дан без выделения абзацев, а таблица пустая. Её необходимо будет заполнить в ходе урока)

Информация о тексте для сжатого изложения

Я помню, что у моей мамы самыми лучшими подругами до конца её долгой жизни ос­тавались школьные подруги. То же и у моего отца: все его друзья были друзьями молодости. Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно. Именно в молодости форми­руется характер человека, формируется и круг его лучших друзей — самых близких, самых нужных.

Информация о тексте для сжатого изложения

Характер человека и круг его лучших друзей формируется в молодости.

В молодости формируется вся жизнь человека, и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и радость.

До глубокой старости храните молодость в своих старых друзьях, в при­вычках, в своей открытости людям.

V. Анализ текста.

Беседа с учащимися по следующим вопросам:

1. Какова тема и главная мысль этого текста?

(Тема – дружба; основная мысль – настоящая дружба начинается с детства) В тетрадь по развитию речи пишем. Слайд 2 (на нём тема и идея текста)

2. Слайд 3 Определите тип речи текста. (Повествование с элементом рассуждения)

3. А стиль? (Это текст публицистического стиля (обращение к публике, к читателю)

4. Где в этом рассказе экспозиция, где завязка? (1 и 2 предложения – экспозиция, с 3 – завязка)

6. Укажите развязку в тексте (не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иными и будете жить в другом мире)

7. На сколько смысловых частей можно разбить текст? (на 3) Слайд 4

8. Что можно сохранить, а что убрать как второстепенное в каждой части текста? (Можно убрать из текста однородные члены, лексические повторы)

9. В какой части текста предложения можно объединить? (Последний абзац)

VI. Сжатие текста. 1 часть.

Подчеркните слова, без которых нельзя передать содержание 1-й части.

1) Я помню, что у моей мамы самыми лучшими подругами до конца её долгой жизни оставались школьные подруги. 2) То же и у моего отца: все его друзья были друзьями молодости. 3) Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно.4) Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его лучших друзей — самых близких, самых нужных. (25 слов)

Учитель. Способ сжатия?

Исключение. Слайд 5 – проверка

Учитель. Сформулируйте микротему. Запишем её таблицу.

Характер человека и круг его лучших друзей формируется в молодости.

Подчеркните слова, без которых нельзя передать содержание 2 части.

Слайд 6 – проверка

Учитель. Способ сжатия?

Учитель. Эту микротему пишем во второй строке таблицы.

В молодости формируется вся жизнь человека, и, если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и радость.

Подчеркните слова, без которых нельзя передать содержание 3 части.

Слайд 7 – проверка

3-й пункт тезисного плана. Запишем его как микротему в листы.

До глубокой старости храните молодость в своих старых друзьях, в при­вычках, в своей открытости людям.

Учитель.

Пользуясь записями в тетради, перескажите весь текст сжато.

Имеете ли вы право добавлять в пересказ свои слова?

Ученик. Да, особенно, если это союзы или местоимения.

Учитель. Так как мы сдаём экзамен по русскому языку, обратим внимание на орфографию, чтобы написать изложение грамотно.

Критерии оценивания изложения вы знаете, они есть и у вас в пособиях.

Орфографическая и пунктуационная подготовка .

  1. Как определить окончание глагола? (По 1 и 2 спряжению)
  2. Найдите в 1 абзаце текста глаголы 1 спряжения (формируется, выберет, будет).

Выделите зелёной пастой в тексте окончания этих глаголов.

  1. Как определить, когда у существительных на конце пишется Е, а когда И?

Ученик.

У существительных окончание –Е– пишется в Д.п. и П.п. 1-го склонения, в П.п. 2-го склонения, у разносклоняемых и существительных на –ИЯ-ИЕ-ИЙ в Т.п.

  1. Найдите в 1 абзаце сущ. 3 склонения (молодость). Выделите окончание.

Учитель.

Посмотрите в пособие по подготовке к ГИА и скажите, в каком задании предлагается определить лексическое значение слова?

– А 2

А определить средство выразительности текста?

– А 3.

Поможет ли вам в написании изложения задание В2?

-Да, потому что не всегда запомнишь точно словосочетание, а если понял смысл, можешь его записать по-другому.

Учитель.

РЕШИТЕ ТЕСТ (СЛАЙДЫ) с № 8

А 2. Укажите, в каком значении используется в предложении 4 слово формируется?

а) развивается б) определяется в) организовывается

А 3. В какой части текста встречается такое средство синтаксической выразительности, как анафора? ( в 3-й)

В 2. Замените словосочетание душевное богатство, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление (богатство души)

В 3. Выпишите грамматическую основу первого предложения третьего абзаца

(храните – односоставное.)

В 6. Укажите количество грамматических основ в предложении № 5. (Три)

Домашнее задание: (оно высвечивается на слайде, чтобы все учащиеся могли записать его)

Подробное описание хода урока дано в методических рекомендациях (8 класс) под редакцией М. М. Разумовской на с. 107-110.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Изложение с языковым анализом текста

Цели: - формировать умения писать изложение по коллективно составленному плану, правильно употреблять глаголы в письменной речи, анализировать текст, выяснять лексическое значение слов, заменять одни слова другими – синонимами;

- способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, мышления, памяти4

Текст изложения:

Как я купил собаку.

Охотник продавал собаку. Это была большая, умная собака. Я купил её. Собаку звали Томка. Мы вышли из дома хозяина. Томка вздрогнул и оглянулся.

Дома собака опустила мне на колени голову. В глазах мелькнул ужас. Три дня она отказывалась от еды. Собака мучилась. Я полюбил её за верность хозяину.

Я вызвал охотника телеграммой. Он приехал. Томка радостно завилял хвостом, лёг на бок.

Собака дала нам хороший урок. Мы поняли, что друзей не продают и не покупают.

Примерный план изложения:

1.Охотник продал собаку.

2.Томка грустит о родном доме.

Орфографическая подготовка:

хозяин, колени, охотник, на бок, не продают, не покупают.

Я люблю собак потому, что среди животных они самые верные друзья человека. Мне даже трудно жить и работать, если у меня дома нет хорошей собаки. Я всегда сам их выращивал и воспитывал.
Скоро наш главный знаток собак и судья Александр Александрович Чумаков позвонил мне по телефону и сказал, что есть такая собака в городе Орехово-Зуеве, недалеко от Москвы. Пёс, как рассказывал Александр Александрович, был очень красив и силён, и звали его так же, как моего последнего собачьего друга, – Томкой.
Долго не раздумывая, я поехал в Орехово покупать собаку.
Огромный сеттер понравился мне с первого взгляда. Навстречу мне он только чуть приподнял свою умную, лобастую голову и по приказу хозяина шагнул вперёд, сурово и с достоинством. Хозяин коротко назначил цену и, не глядя больше ни на меня, ни на собаку, отвернулся к стене.
Я не торговался, отсчитал деньги и положил их на стол, взял ремённый поводок, протянутый мне женой хозяина, и сам пристегнул его к собачьему ошейнику. На улицу, к машине, мы вышли вместе с хозяевами собаки. Томка уселся на заднем сиденье, у правого окна. Я сел с ним рядом. Когда машина тронулась с места, Томка вздрогнул и оглянулся. Вслед за Томкой я тоже посмотрел назад. Старый его хозяин всё стоял у ворот – мне показалось, в раздумье. Жена хозяина вытирала платком глаза. Дул сильный ветер.
Всю дорогу до Москвы пёс неожиданно тихо сидел на своём месте. Он и в мою квартиру поднялся как будто спокойно.

Весь день Томка лежал неподвижно возле стола, рядом с окном, положив морду на низкий подоконник. В сумерки, когда стало трудно различать лица прохожих на улице, он встал, подошёл ко мне – я в это время сидел на диване, у другого стола, – и вдруг неожиданно опустил мне на колени свою тяжёлую голову. Я боялся пошевельнуться.
Прошло пять минут, десять. По лёгкому, чуть заметному покачиванию собачьего тела я понял, что Томка дремлет. Прошло двадцать минут, полчаса. Ноги мои затекли, сидеть становилось всё труднее и труднее, и наконец я не выдержал.
– Томка,– сказал я жалобно, – проснись.
Пёс только вздохнул во сне.
– Томка!– сказал я чуть громче. – Томка! Я устал.
Я взял его за ошейник и легонько тряхнул. Томка всхрапнул, доверчиво потянулся ко мне всем телом и только потом открыл глаза. И вдруг. в собачьих тёмных зрачках мелькнул ужас. Томка оскалил зубы и зарычал злобно и непримиримо. Я пробовал уговорить его, успокоить.
– Томка! Милый, хороший.
Рычанье нарастало, как гром. Томка бесновался. Только что ему снился родной дом и старый, любимый хозяин. А теперь он увидел, что дома нет и хозяина-друга, которого он преданно столько лет любил, тоже нет, а может быть, никогда не будет.
Он зарычал ещё раз и бросился. Я еле успел схватить его за ошейник. У меня в руках он как будто успокоился немного, но всю ночь пролежал возле моего дивана настороженный и злобный. Когда я шевелился, Томка рычал грозно, шерсть на нём вставала дыбом. Человек, который его обманул и увёз, не смел шевелиться при нём.
На третий день нашей совместной жизни я понял, что мне не удастся приручить Томку: он слишком сильно любил своего старого хозяина. Три дня Томка лежал в углу, у окна, без сна, не притрагиваясь к пище. Он тосковал и мучился, как человек. Я тоже мучился. Я уже успел полюбить Томку за верность.
К концу третьего дня я дал телеграмму в Орехово-Зуево: "Приезжайте и возьмите собаку обратно. Она не может привыкнуть ко мне".
Хозяин приехал за своей собакой тотчас же, ночным поездом.

Томка первым услышал его шаги на лестнице. Он ещё не верил, что это возвращается самый любимый его человек. Когда я открыл дверь и хозяин вошёл в комнату, Томка не бросился к нему, не стал лаять и прыгать. Он только завилял хвостом, лёг на бок и закрыл глаза. Может быть, он опять боялся проснуться. Потом он повернулся и, как маленький щенок, опрокинулся на спину. По-собачьему это значило, наверно: "Видишь, я не могу жить без тебя. Это хорошо, что ты вернулся".
В эту же ночь Томка уехал со своим другом-хозяином. Томкин хозяин понял, что друзей не продают, а я – что друзей и не покупают за деньги: дружбу и уважение надо заработать.
На прощанье Томка помирился со мной. Он сам подошёл ко мне и тронул мою руку своим холодным, мокрым носом. Он как будто извинялся за своё поведение. Пропажа хозяина оказалась временной и не страшной, и ненавидеть меня было не за что.
Я вышел на улицу их провожать. Подошла машина. Они уехали. Теперь я стоял у ворот и смотрел им вслед. (723 слова)

Читайте также: