Конспект урока истории 11 класс переход к демократическим формам правления

Обновлено: 05.07.2024

и должны полу чить это без всякого с нохождения. Генри Лу ис Менкен.

3. Демократи я не может встать выше уровня того человеческого материала, из

которого составл ены избирател и. Джордж Бернар д Шоу.

4. Демократия – это форма правлени я, при которой каждый получает то , чего

5. Демократия обозначает правление необразованных, а аристократия –

6. Если мужик может стать королем, не думай, в королевстве уже демократия.

7. При демократии одна партия все свои силы тратит на то, чтобы доказать, что

другая неспособна управлять страной, и обычно обеим удается и то и другое. Генри

8. Демократия спотыкается на каждом шагу по дороге к правильному решению,

вместо того, что бы прямо и без запин ок идти в ту пик. Лоренс Питер.

9. Демократия – это когда вл асти уже не назначаются го рсткой развращенны х, а

выбираются невеже ственным больш инством. Джо рдж Бернард Шоу .

10. Демократи я – самый плохой с пособ правлен и я. Не считая остальных. У.

Задание: дать определен ие понятию д емократия из предложенных слов

(общество, форма, признание, источник, народ, власть, основан ная, устройство,

Демокра т ия – форма политического, эконом ического устройства обще ства,

основанная на признании народа в каче стве источника в ласти.

Следующее з адание предполага ет усвоение пр изнаков понятия.

Учитель кратко характеризует представ ительну ю и прямую формы демократии.

Задание : установ ите соответстви е между понятиями и примерам и.

5. участие в в ыборах в закон одательные органы власти.

Далее вводятся п онятия: избиратель ная система, т ипы избирательн ых сис тем.

Учащиеся анализиру ют схему и отвечают на вопрос: Какой вариант реализован

в РФ? Какая из двух избиратель ных систем представляется справедл ивее?

Далее школьник и формулиру ют основные принци пы демократич еских

выборов: пр инцип равенства, принцип тайног о голосования, принцип всеобщно сти,

принцип состязател ьности, принцип гласности, принцип свободы выборов, принцип

ограничения ср ока выборов. Ка ждый принцип р аскрывается на п римерах.

Для конкре тизации т еоретических положений урока можно предл ожить

1. В государстве су ществует одна партия. Можно ли там провест и

2. Правомер ны ли избирательные цензы? Если да, то какие цензы на Ваш

3. Как осу ществляется связь парламе нтариев с избирателям и?

4. Выдержан ли принцип справедливости, если какое - то решение в парламенте

Избира т ельная сис т ем а – особый пол итический инст итут, св язанный с

организацией в ыборов полит ических деятелей, с о способом провед ения

голосования и определения его резуль татов, а также с распре делением ман датов

Закрепление материала . Учитель организовывает игр у «Свободный

проблеме: «Демократия: за и против? Мо жно предположить, что в преимуществах

демократии будут названы уважение прав и свобод человека, активное участие

народа в полити ческой жизни, ограничение всевластия г осударства. Среди

недостатков демократии прозвучит коррупция, лоббизм, зависимость политиков от

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методическая разработка открытого урока №10 Дата 09.10.2019г.

11 класс история

Тема: По пути демократии

Требования к знаниям, умениям учащихся:

Образовательные:

Выяснить расстановку политических сил в феврале-августе 1917 года, оценить альтернативы послефевральского развития страны. Рассмотреть шансы различных политических сил в борьбе за власть. Ответить на вопрос: неизбежны ли были октябрьские события и приход большевиков к власти. Оценить роль субъективных и объективных факторов.

Воспитательные:

Воспитание чувства заинтересованности к изучению переходного периода истории своей страны, через анализ событий XX века. Размышление ребят о будущем своей Родины, формируется чувство не посредственного наблюдателя, а возможного творца истории от которого зависит развитие государства.

Развивающие:

Развитие умений работы с историческими источниками, программными документами, историографическими оценками и т.д.

- подвести обучающихся к пониманию, осознанию исторической закономерности февральской революции, ее объективных и субъективных предпосылок;

-обучающиеся должны уяснить причины движущих сил революции в России; давать аргументированную оценку двоевластию .

Оборудование:

компьютеры, проектор, распечатки документов, учебник.

1. организационный. (1 мин)

2. Актуализация. (3 мин)

Звучит песня. Параллельно вспоминаем пройденный материал. Итоги 1й мировой войны. В Османской империи, Австро- Венгрии, Германии и России произошли революции.

О чем мы будем говорить?- о революции.

Рассуждаем по вопросам.

• зачем мне нужно изучать данную тему

(зачем нужна была революция? Какое значение она имела для истории страны? Революция-это добро или зло?)

• где мне может эта информация пригодиться

(чтобы понимать материал по истории в дальнейшем; чтобы сдать экзамен ЕГЭ)

• как в дальнейшем я могу использовать освоенные знания и т.п.

(могу сравнивать те события с событиями современной истории, например, с переворотом на Украине в 2014 году)

Что для вас революция, какие эмоции у вас возникаю? Ответы учащихся.

3. мотивация (5 минут)

На экране высказывания

1. Революция 1917 года- новая эра в истории России и всего мира- А. Рабинович Как вы оцениваете это высказывание? В каком случае мы могли бы согласиться с мнением автора (если цели революции были достигнуты)

На какой вопрос вы хотели бы узнать ответ?

Проблемный вопрос: Добилась ли революция своей цели?

Что бы ответить на этот вопрос, что мы должны узнать?

Составляем план урока

1. что такое революция

2. причины революции

3. ход революции

4. итоги революции

4. получение новых знаний (5 минут+ 7 минут+ 7 минут)

Прежде чем перейдем к изучение непосредственно революции, что мы должны выяснить. что такое революция? изучаем высказывания на листах .

1. коренное качественное изменение, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому.

2. наиболее острая форма борьбы между новыми и старыми, отживающими общественными отношениями при резко обострившихся политических процессах, когда меняется тип власти, к руководству приходят победившие революционные силы, устанавливаются новые социально-экономические основы общества.

3. насильственный переворот в социально-политической и духовной жизни народа, имеющий целью ниспровержение существующего порядка и замене его новым.

Изучаем термины, сводим к одному.

Революция — коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности .

Причины революции

На экране сословия, учащиеся сами на основе имеющихся знаний формируют причины

1. крестьяне- не хватка земли- ликвидация помещичьего землевладения

2. рабочие- тяжелое материальное положение связанное с отсутствием рабочего законодательства- введение рабочего законодательства

3. буржуазия- стремление к участию в политической жизни страны- политические права

4. национальные меньшинства- русификационная политика- независимости.

Смотрим документ, дополняем список причин.

Работа с документом:

На основе приведенных в тесте данных, какой главный вывод мы можем сделать?

5. экономическая разруха вызванная войной

Ход революции:

Читаем параграф 70-71 составляем таблицу

Солдаты запасного батальона присоединяются к демонстрантам.

Массовый переход солдат на сторону народа

Правительство не справляется с ситуацией

Между лидерами двух органов достигнуто соглашение

Образовано Временное правительство во главе с князем Г.Е. Львовым

Николай II подписал отречение от престола в пользу своего брата Михаила

Михаил отказался от престола. Российская монархия фактически перестала существовать

Вывод: в России сложилось двоевластие.

Двоевластие (составляем на доске, комментированное чтение стр. 71)

Временное правительство Петроградский совет рабочих депутатов

Состав- буржуазно- либеральные партии Состав- умеренные социалисты

Не обладали реальной властью Получили массовую поддержку

1. + и - преобразований проведенных ВП Стр. 74

2. почему ВП не смогло провести кардинальных изменений? Стр.75-76

5. включение в систему новых знаний (5 минут)

Вспоминаем проблемный вопрос. Добилась ли революция своих целей? (и да и нет)

Вывод: ответ на проблемный вопрос: Какие итоги событий марта- февраля 1917года? (самодержавие ликвидировано, основные вопросы решены не были). Революция не добилась тех целей, которые ставила, соответственно должна была последовать еще одна революция.

6. Первичное закрепление (5 минут)

А1. Причиной Февральской революции 1917 г. стало:

1) создание РСДРП (б) 2) поражение в Русско-японской войне
3) ухудшение экономического положения страны
4) постановление о роспуске IV Государственной думы

А2. Правительство, сформированное из представителей различных партий, называется:

1) выборным 2) коалиционным 3) временным 4) учредительным

A3. Издание Петроградским Советом Приказа № 1 привело к:

1) отречению Николая I I 2) переходу армии под контроль Советов
3) апрельскому кризису Временного правительства
4) переходу большевиков на нелегальное положение

А4. Эсеры и меньшевики, в отличие от большевиков, в ходе Февральской революции:

1) выступили за сохранение монархии 2) поддержали политику Временного правительства 3) взяли курс на подготовку социалистической революции
4) выступили с лозунгом свержения Временного правительства

В1. Какие события произошли в ходе Февральской революции? Укажите два верных ответа из пяти предложенных.

1) ликвидация общины 2) социализация земли 3) отмена смертной казни
4) возвращение В. Ленина из эмиграции 5) провозглашение конституционной монархии

А1. Февральская революция 1917 г. завершилась:

1) уничтожением самодержавия 2) установлением диктатуры пролетариата 3) ликвидацией помещичьего землевладения
4) приватизацией государственной собственности

А2. Политическая ситуация, сложившаяся в стране в ходе Февральской революции, получила название:

1) двоевластие 2) военная диктатура 3) междуцарствие 4) всевластие Советов

A3. Причина апрельского кризиса Временного правительства:

А4. Петроградский Совет рабочих депутатов, в отличие от Временного правительства:

1) был законодательным органом власти 2) был представительным органом власти 3) возник в ходе Февральской революции
4) состоял из представителей разных партий

В1. Какие мероприятия были проведены Временным правительством в ходе Февральской революции? Укажите два верных ответа из пяти предложенных.

Домашнее задание: (2 минут)

1.параграф 10, вопросы устно

- Как вы думаете, какое событие и какие три дня имел в виду философ В.В. Розанов?

Дайте политическую оценку действиям Николая II по отречению от престола.

7. Рефлексия. (3 минут)

Какие трудности возникли? Что было самым важным на уроке? Зачем мы сегодня на уроке…?

Что для тебя было легко (трудно)? Доволен ли ты своей работой? За что ты хочешь похвалить себя или тех, кто работал с тобою в группе?

Нажмите, чтобы узнать подробности

2.Способствовать развитию аналитического мышления учащихся, умений работать с историческим источником.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: портреты, ксерокопии газет, дидактический материал

1. Кризис власти осенью 1917 г.

2. Вооруженное восстание

3. Первые декреты новой власти

Тема урока: Переход власти к партии большевиков.

Цель: 1. Сформировать представление о предпосылках и обстоятельствах перехода власти к большевикам и установлении советской власти

2.Способствовать развитию аналитического мышления учащихся, умений работать с историческим источником.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: портреты, ксерокопии газет, дидактический материал

1. Кризис власти осенью 1917 г.

2. Вооруженное восстание

3. Первые декреты новой власти

Оформление доски: одна часть доски оформляется как портретная галерея – по ходу урока она пополняется новыми персонажами (Керенский, Ленин, Троцкий, Дзержинский);

1. Учитель: Как можно охарактеризовать внутреннее положение России к осени 1917 г?

Первое пополнение портретной галереи- портрет Керенского и краткая биографическая справка, дается учеником. (опережающее задание)

Задание: 1. докажите, что в России летом-осенью 1917 г. сложилась кризисная ситуация.

2.причины прихода к власти большевиков

1. Ошибки Временного правительства

2.Стремление большей части рабочих, солдат, матросов быстро разрешить жизненно важные вопросы( земля, мир)

3.Экономический, социальный, политический кризис в стране.

4.Деятельность партии большевиков и выдвижение привлекательных и понятных лозунгов.

2. По второму пункту возможна работа по двум вариантам:1. Рассказ учителя

2.Рассказ ученика (опережающее задание). Походу освещения восстания идет пополнение портретной галереи – портреты В.И.Ленина и Л.Д.Троцкого , и дается краткая биографическая справка.

3. Учитель: Одновременно с вооруженным восстанием начинает работу II Всероссийский съезд Советов. Среди делегатов преобладали большевики и левые эсеры. Меньшевики и правые эсеры отказались принимать участие в работе съезда.

- Верным ли было их решение?

На съезде были приняты первые декреты новой власти

Всероссийский Съезд Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов, постановляет

Образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного Собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных комиссаров. Заведывание отдельными отраслями государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить проведение в жизнь провозглашённой Съездом, в тесном единении с массовыми организациями рабочих, работниц, матросов, солдат, крестьян и служащих. Правительственная власть принадлежит коллегии председателей этих комиссий, т.е. Совету Народных комиссаров. Контроль над деятельностью народных комиссаров и право смещения их принадлежит Всероссийскому Съезду Советов Рабочих, Крестьянских и Солдатских Депутатов и его Центральному Исполнительному Комитету.

Вопросы для обсуждения: 1. Как большевики планировали решить аграрный вопрос?

2. Почему они признавали в этот момент эсеровскую аграрную программу, а не осуществляли свою?

Учитель: В ноябре 1917 г.национализированы крупные банки и предприятия. Управление предприятиями перешло под рабочий контроль. Для управления экономикой создан Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). 7 декабря 1917 г. учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией (ВЧК) во главе с Ф.Э.Дзержинским.

В портретную галерею – портрет Дзержинского и краткая биографическая справка.

1. Каковы причины взятия власти большевиками в октябре 1917 г.?

2. Можно ли говорить о том , что это событие было неизбежно?

3. Перечислите основные преобразования, которые провели большевики. Определите их характер.

4. Оцените влияние событий октября 1917 г. на будущее России.

Работа с документом. Декларация о праве наций на самоопределение.

Вопросы к документу: 1. Какие принципы положены в основу Декларации?

2. К каким политическим последствиям вела такая модель решения национального вопроса?

Пытаясь упредить выступление большевиков, А. Ф. Керенский начал стягивать верные ему воинские части к Петрограду. В ответ на это ВРК принял решение разослать во все части своих комиссаров. Контроль над большей частью Петроградского гарнизона окончательно перешел в руки ВРК.

Провозглашение советской власти

26 октября после доклада Ленина съезд принял Декрет о мире, в котором всем воюющим народам и их правительствам предлагалось немедленно начать переговоры о справедливом демократическом мире без аннексий (территориальных захватов) и контрибуций (денежных выплат). Обращение было адресовано народам воюющих стран, минуя правительства, и имело пропагандистский эффект.

Съезд принял Декрет о земле. Частная собственность на землю отменялась, земля подлежала уравнительному разделу между крестьянами.

Съезд избрал новый состав ВЦИК. Из 101 его члена 62 являлись большевиками, 29 — левыми эсерами, 6 — меньшевиками-интернационалистами. Председателем ВЦИК был избран Л. Б. Каменев, а после его отставки 8 ноября — Я. М. Свердлов.

Положение большевистского правительства было неустойчивым. Власть была захвачена только в Петрограде. Войска под командованием генерала П. Н. Краснова и А. Ф. Керенского начали наступление на Петроград. 29 октября в городе вспыхнул мятеж, главной силой которого были юнкера. Мятеж сопровождался жестокими убийствами с обеих сторон и был подавлен большевиками. Всероссийский исполнительный комитет профсоюза железнодорожников (Викжель) потребовал прекратить военные действия и создать социалистическое правительство. Однако после разгрома 30—31 октября войск генерала П. Н. Краснова В. И. Ленин прекратил переговоры с Викжелем. Часть большевистского правительства и ЦК партии была возмущена недемократичным поведением своего лидера и сложила с себя полномочия. Для предотвращения раскола в верхушке партии В. И. Ленин пошел на то, что в состав СНК вошли левые эсеры.

Основные решения II Всероссийского съезда
Советов рабочих и солдатских депутатов


Владимир Ильич Ленин

Владимир Ильич Ленин (наст. фам. Ульянов) (1870—1924 гг.) — российский общественно-политический и советский государственный деятель, теоретик и практик международного революционного движения, публицист и учёный (экономист, философ, социолог), один из основателей Российской социал-демократической рабочей партии, лидер большевиков. Родился в г. Симбирске (ныне — Ульяновск) в семье инспектора народных училищ, получившего за свои успехи по службе звание потомственного дворянина.

Основные направления деятельности:

Читайте также: