Конспект урока индия модернизация и роль традиций

Обновлено: 05.07.2024

4. Предоставление независимости и раздел страны

В 1947 г. колониальная администрация заявила о
предоставлении Индии независимости. Единая
прежде колония разделялась на два
государства по религиозному признаку —
индуистскую Индию и исламский Пакистан,
которые получали статус доминионов.
Княжествам и провинциям (штатам)
Британской Индии следовало определиться, в
состав какого из государств они войдут.
В результате миллионы человек оказались
вынуждены переселяться из родных мест.

Многие города стали ареной кровопролитных
столкновений между сторонниками индуизма
и ислама. Началась индо-пакистанская война
1947—1949 гг., прекращенная после
вмешательства ООН на основе компромисса
— раздела Джамму и Кашмира между Индией
и Пакистаном.
Завершающим шагом к приобретению
независимости было принятие конституции
1950 г. Правящей партией, удерживавшей
власть до 1977 г., стала ИНК. Ее лидером до
своей смерти в 1964 г. был Дж. Неру, которого
на этом посту сменила его дочь — И. Ганди.

6. Особенности политики модернизации

ИНК проявляла большую осторожность в
проведении социально-политических
преобразований, пыталась преодолеть
наиболее архаичные формы общественной
жизни. Была ликвидирована кастовая
система, уравнены в правах представители
высших и низших каст (к последним
принадлежало три четверти населения).
Была ослаблена основа феодальных
порядков: арендаторы получили право
выкупа обрабатываемых ими земель,
помещики лишались права собирать налоги с
крестьянства.

Большое значение придавалось поддержанию
социальной и политической стабильности,
являющейся условием привлечения
иностранного капитала. В 1960-е гг.
правительство, стремясь предотвратить
развитие социального неравенства, повысить
степень контроля над экономикой,
национализировало крупнейшие банки,
систему оптовой торговли, ввело
дополнительные ограничения на
максимальный размер земельных владений.
Показательно, что при общем низком уровне
жизни разрыв в уровнях дохода 20%
богатейших и 20% беднейших семей в Индии
составил в 1990-е гг. всего 4,7 к 1

8. Итоги модернизации

Итогом модернизационной политики стало
формирование многоукладной экономики,
усложнение социальной структуры общества.
В Индии выросли города-гиганты европейского
типа, возникли анклавы
постиндустриального, высокотехнологичного
производства, научные центры. Передовые
технологии в городах соседствуют с
натуральным хозяйством в деревнях,
сочетаются с положением, когда до трети
взрослого населения неграмотно, не умеет ни
читать, ни писать.

10. Внешняя политика Индии

11. Проблемы современной Индии

Стала проявляться неравномерность в
развитии штатов Индии, усилились
сепаратистские движения, наметился рост
межэтнических, религиозных конфликтов. По
абсолютному объему ВВП (324 млрд. долл.) к
концу 1990-х гг. Индия приблизилась к
показателям России. Однако по производству
ВВП на душу населения (около 340 долл.)
Индия относится к группе наименее развитых
стран мира, уступая России примерно в 7 раз,
США — в 80 раз.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На протяжении всего урока формировуются представление о стране, методы применяемые в ходе урока способствуют воспитанию интернациональных чувств, интереса к познанию жизни других народов и стран. Ведется работа по решению задач:

Развивать мышление учащихся путем организации работы по решению нетрадиционных задач и проблем.

Совершенствовать умения анализировать, показывать, убеждать.

Развивать монологическую речь учащихся через подготовки опережающего индивидуального задания рассказа

Способствовать развитию эмоциональной сферы личности учащихся, познавательного интереса к знаниям.

Коррекция речевой деятельности и мыслительных операций через работу с научной статьей

Способствовать воспитанию интереса к познанию жизни других народов и стран.

Воспитывать ответственность, организованность, самостоятельность

КОУ ОО «Болховская специальная общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными

МО УЧИТЕЛЕЙ ПРЕДМЕТНИКОВ


Открытый урок

по географии


Ишутина Светлана Юрьевна

Индия – население, культура, обычаи и традиции

Тип урока: комбинированный (с мультимедийной поддержкой)

Цели и задачи урока:

- сформировать представление о стране, способствовать воспитанию интернациональных чувств, интереса к познанию жизни других народов и стран.

Развивать мышление учащихся путем организации работы по решению нетрадиционных задач и проблем.

Совершенствовать умения анализировать, показывать, убеждать.

Развивать монологическую речь учащихся через подготовки опережающего индивидуального задания рассказа

Способствовать развитию эмоциональной сферы личности учащихся, познавательного интереса к знаниям.

Коррекция речевой деятельности и мыслительных операций через работу с научной статьей

Способствовать воспитанию интереса к познанию жизни других народов и стран.

Воспитывать ответственность, организованность, самостоятельность.


Оборудование: карты Индии (физическая, экономическая), атласы, мультимедийный проектор с подготовленной презентацией, учебник; музыка: звук самолета, музыка для релаксации; аром лампа (корица); индийский чай; бейджики с индивидуальными названиями; словарные слова.

Оргмомент. (полная готовность класса и оборудования,

быстрое включение в деловой ритм)

1. Рапорт дежурного

2. Приветствие учителя, эмоционально-психологический настрой.

II. Проверка домашнего задания.

Проверка знаний номенклатуры; всесторонняя проверка знаний:

А- Индивидуально – на политической карте мира отметить флажком изученные раннее государства Зарубежной Азии, назвать их столицы. (слайд №2)

Государство расположенное в двух частях света: Европе и Азии, большая часть лежит в азиатской части (Турция – Анкара)

Главный доход стране всегда приносила разработка нефтяных месторождений, но несмотря на богатейшие запасы нефти –это одна из самых бедных стран мира (Ирак- Багдад)

Это страна с древних времен и до начала 20 века называлась Персией (Иран – Тегеран)

С конца 20 века, более 10 лет в этой стране не прекращалась гражданская война, военные действия довели государство до полной нищеты (Афганистан – Кабул)

Это самая населенная страна мира, родина бумаги, механических часов, пороха и магнитного компаса (Китай- Пекин)

Граничит это страна всего с двумя государствами – Россией и Китаем (Монголия- Улан-Батор)

Островное государство, расположенное на 4 крупных и множество мелких островов (Япония – Токио)

Это седьмая по величине территории страны мира (Индия – Нью-Дели) (слайд 3)


Какое место по площади занимает территория Индии в мире?

Назовите пограничные государства Индии. (слайд №4)

Какие два сезона выделяют в Индии?

Расскажите о животном и растительном мире Индии

Назовите важнейшую отрасль экономики Индии

Где родина цейлонского чая?

Кто стоит во главе Индии?

IV.Работа по теме урока:

Подготовка к основному этапу занятия.

Создание игровой ситуации (слайд№5-6)

(перелет на самолете Москва- Нью-Дели).

Итак, сели поудобней, взлетаем (звук взлетающего самолета)

Усвоение новых знаний и способов действий. Рассказ учителя: (слайд№7)

Индия приятно шокирует вас своим величием, шумом и разнообразием и если вы любитель древних легенд и загадок, то вам будет где порыться в пыльных пергаментах и побродить по старинным храмам. Индия - это чувственная драма, которая разворачивается прямо у вас на глазах, она быстро привяжет вас к себе прочными узами страсти. Индия - это страна волшебства и тайны, ослепительной красоты и экзотического очарования; страна, где сходятся века, а современность сплетается с древностью; страна, где гостеприимство - традиция, а развитие - страсть. Красота, неподдающаяся описанию и сравнению. Цивилизация древняя, как сама история. Индия - это переливающаяся мозаика народов, различных религий и культур, многообразных климатических зон, буйной растительности и пустынь, рек и гор, современности и многовековых традиций, удивительного благосостояния и глубокой нищеты, счастья и несчастья.

Индию можно назвать колыбелью человеческой цивилизации. Индийцы первыми в мире научились выращивать рис, хлопчатник, сахарный тростник, первыми начали разводить домашнюю птицу. Индия подарила миру шахматы и десятичную систему исчисления. Достижения древней и средневековой Индии в области науки, литературы и искусства, а также зародившиеся здесь различные религиозно-философские системы оказали основополагающее воздействие на развитие многих стран Востока, стали неотъемлемой частью мировой культуры.

Оздоровительный комплекс- Ароматерапия.(слайд№8)

Запах корицы — теплый, пряный, сухой, жгучий, резкий и сильный. Она не только повысит настроение, согреет и прогонит депрессию. Аромат корицы буквально окрыляет, дарит энергию и смелость осуществлять свои намерения, прекрасно повышает веру в себя и свои силы.

Носом вдох, выдох ртом – дышим, дышим, дышим

Первичная проверка понимания учащимися нового материала (слайд №9)

Индия –вторая по численности населения страна мира. В стране жителей больше, чем в Африке и Южной Америке, вместе взятых.

Слайд№10

Слайд№11



слайд №12-13

Актуализация опорных знаний. (слайд №14)

Актуализация опорных знаний


слайд №18

Словарная работа – сари; каста; рикша

V.Оздоровительный комплекс.

Чувствую, у нас стало очень жарко, предлагаю обмывание в священной реке Ганг-

слайд №19

(звучит спокойная расслабляющая музыка)

VI. Закрепление новых знаний.

Работа с учебником- чтение текста о крупных городах Индии-слайд№20

Нью-Дели-стр.159 слайд №21-22

Бомбей –стр.159. слайд №23

Калькутта-стр.159 слайд№24

Практическая работа – нанесение городов Индии на контурную карту.

Просмотр видео фильма мавзолей Тадж-Махал


VII. Подведение итога.

Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении: стр.157-161 читать, отвечать на вопросы.

Презентация на тему: " Индия во второй половине XX- начале XXIв. Учитель истории МБОУ СОШ 72 г.Липецка Кокорева О.М." — Транскрипт:

1 Индия во второй половине XX- начале XXIв. Учитель истории МБОУ СОШ 72 г.Липецка Кокорева О.М.

2 Цели урока : Раскрыть события, связанные с завоеванием независимости Индией Раскрыть события, связанные с завоеванием независимости Индией Объяснить обстоятельства раздела Объяснить обстоятельства раздела Выделить особенности процесса модернизации Выделить особенности процесса модернизации Охарактеризовать основные направления внешней политики Охарактеризовать основные направления внешней политики

5 Общие сведения Население – человек Население – человек Индия состоит из 29 штатов Индия состоит из 29 штатов Форма правления – парламентская республика Форма правления – парламентская республика Столица- Нью – Дели Столица- Нью – Дели Валюта- рупия Валюта- рупия

9 Премьер – министр - Нарендра Моди Нарендра Моди с 2014 г с 2014 г

11 Обретение независимости В 1947 г. Великобритания предоставила независимость Индии. В 1947 г. Великобритания предоставила независимость Индии. Индия разделилась: Индия разделилась: 1 -индуистская Индия 1 -индуистская Индия 2 -исламский Пакистан 2 -исламский Пакистан Территория княжеств Джамму и Кашмир –спорные Территория княжеств Джамму и Кашмир –спорные –индо – пакистанская война –индо – пакистанская война

12 Первые преобразования 1950 г-Конституция Индии 1950 г-Конституция Индии Правящая партия ИНК Правящая партия ИНК Д.Неру - в гг Д.Неру - в гг премьер – министр премьер – министр Индии от ИНК Индии от ИНК

13 Индра Ганди - премьер министр Индии ,

14 Раджив Ганди премьер-министр, сын И.Ганди В 1991 г был убит.

15 Политика модернизации Конституция уравнивала в правах представителей высших и низших каст Конституция уравнивала в правах представителей высших и низших каст Арендаторы могли выкупать обрабатываемые ими земли Арендаторы могли выкупать обрабатываемые ими земли Сохранялись общины с натуральным и полунатуральным хозяйством Сохранялись общины с натуральным и полунатуральным хозяйством

16 Политика модернизации Создан государственный сектор экономики (ж/д, энергетика, промышленные и военные предприятия) Создан государственный сектор экономики (ж/д, энергетика, промышленные и военные предприятия) Вводилась система пятилетних планов Вводилась система пятилетних планов Национализация банков, оптовой торговли, ограничения на максимальный размер земли Национализация банков, оптовой торговли, ограничения на максимальный размер земли Инвестиции в перспективные секторы экономики Инвестиции в перспективные секторы экономики Протекционистская политика Протекционистская политика Зеленая революция Зеленая революция

17 Итоги модернизации экономики Усложнилась социальная структура Усложнилась социальная структура Созданы города- гиганты Созданы города- гиганты Создано ядерное оружие Создано ядерное оружие Третья страна(после США, Японии) в создании сверхмощных компьютеров Третья страна(после США, Японии) в создании сверхмощных компьютеров С середины 1970-х годов обеспечена продовольствием С середины 1970-х годов обеспечена продовольствием Произошел рост среднего класса Произошел рост среднего класса

18 Политическая жизнь 1977 ИНК впервые лишился власти 1977 ИНК впервые лишился власти 1978 ИНК раскололась 1978 ИНК раскололась 1980 г- Бхаратия джаната партия 1980 г- Бхаратия джаната партия 1988 г- создана новая партия Джаната дал- оппозиция ИНК 1988 г- создана новая партия Джаната дал- оппозиция ИНК 1998 г программа БДП(культурный национализм, борьба с коррупцией, экономический национализм, социальная гармония, полная грамотность, решение жилищной проблемы) 1998 г программа БДП(культурный национализм, борьба с коррупцией, экономический национализм, социальная гармония, полная грамотность, решение жилищной проблемы)

19 Внешняя политика Политика неприсоединения Политика неприсоединения война с Пакистаном война с Пакистаном 1971 конфликт в Восточном Пакистане – создание Бангладеш 1971 конфликт в Восточном Пакистане – создание Бангладеш С1998 г индо-пакестанское противостояние стало ядерным С1998 г индо-пакестанское противостояние стало ядерным Межэтнические конфликты Межэтнические конфликты Взаимовыгодное сотрудничество с Россией Взаимовыгодное сотрудничество с Россией

20 Встреча лидеров БРИКС

22 Рефлексия Когда Индия получила независимость? Когда Индия получила независимость? Почему Индия разделена на Индию и Пакистан? Почему Индия разделена на Индию и Пакистан? Основное направление внешней политики? Основное направление внешней политики?


План-конспект урока географии в 11 классе на тему "Индия" Урок разработан по третьему базовому уровню.

Содержимое разработки

Урок: География

Индия. Структура и государственное устройство. Природные ресурсы и природные условия.

Дальнейшее формирование знаний о особенностях стран Азии в том числе о Индии. Ознакомление учащихся с влиянием окружающей среды на здоровье человека.

Задачи для учащихся

Учащиеся узнают характеристику ЭГП Индии. Узнают о географическом положении, природных ресурсах и населении. Будут развивать навыки работы с различными ресурсами.

Будут развивать групповые, коммуникативные, вербальные способности, критическое мышление

Оборудование

Карта, интерактивная доска, презентации, учебник, ресурсы

Виды работ на уроке

Используемые активные способы преподавания (действия учителя)

Действия учеников

Что учащиеся будут знать, понимать или способны делать

Создание атмосферы сотрудничества

Австралийский дождь 1.Щелчки пальцами 2.Тереть ладошки 3.Хлопать по бедрам 4.Топать ногами

Научатся слушать команды учителя, работать в унисон

Деление на группы

4 учащихся заранее выбрать в свою группу двух-трех учеников с класса, которых они знают несколько меньше, чем других. И выполнить с ними задания по теме.

Учащиеся собирают в свою команду по 3-4 ученика с класса

Будут работать в группах независимо от симпатии

Работа в группах

Вопрос- ответ

Какие интересные факты вам известны о государстве Индия?

В какой части Азии находится Индия?

На каком полуострове находится Индия?

Каков национальны состав Индии?

Быстро отвечают на вопросы на листочках

Будут развивать быстрое мышление, вспомнят пройденный материал и закрепят свои знания.

Последующие задания

1 группа. ЭГП. Индии (смотреть в тетради)

2 группа. Природные условия и ресурсы

3группа История формирования государства.

Самостоятельно подготовят мини доклады и презентации по темам

Латифундия – крупные хозяйства.

Научатся самостоятельно пользоваться материалом из учебника и интернета.

Последующее чтение

Население и хозяйство. (см. в тетради) выписать из учебника природные ресурсы Индии.

Доп. Материал из интернет

Научатся находить нужную информацию

Оценивание практического занятия

Критерии оценивания . взаимооценка

Будут оценивать себя и др. группы по заранее подготовленным критериям

Домашнее задание

Анализ урока

Учащиеся пишут на стикерах рефлексию, делятся впечатлениями в группе. Опираясь на выработанные критерии оценивания, оценивают своих одноклассников.

Видеть сильные стороны групп, выработают способность к здоровой конкуренции.

Могут выражать свое мнение о уроке

Что нового узнали?

Что хотелось бы узнать?

Площадь государства 3 287,5 тыс. км2

Население 1 131 191 071 человек (2 место в мире) (2008)
Плотность населения 329 чел/км2 (2 место в мире)
Столица Нью-Дели
Государственный строй республика
Государственное устройство федерация
Национальная валюта рупия 5,57 за 1 евро
ВВП на душу населения 1081 долл. США (2008)

Географическое положение: Индия входит в десятку крупнейших стран мира. Из-за огромного разнообразия природных условий, богатства ресурсов, а также этнической, религиозной и культурной пестроты Индия иногда называют субконтинентом или материком в миниатюре. Используя атласы дать характеристику ЭГП Индии. Индия (на яз. Хинди Вharat) – государство в Южной Азии, на полуострове Индостан, включает Лаккадивские, Андаманские и Никобарские острова. Граничит с Китаем, Пакистаном, Афганистаном, Непалом, Бутаном, Шри-Ланкой. Граница с Китаем в Гималаях немаркирована.
Индия находится в напряженных отношениях с соседними государствами (прежде всего с Пакистаном и Китаем). С этими странами у Индии существуют давние неурегулированные территориальные споры. Но если спорные с Китаем территории лежат в высокогорьях Гималаев и не имеют большого значения для экономики этих стран, то конфликт с Пакистаном связан исключительно важным районом Джамму и Кашмир. Этот штат Пакистан считает своей территорией, что усугубляется серьезными сепаратистскими движениями в штате, который не желает быть ни частью Индии, ни частью Пакистана.

Государственное устройство. Федеративная республика. Глава государства – президент. Избирается коллегией избирателей, состоящей из обеих палат парламента и законодательных органов штатов на 5.ти летний срок. Законодательный орган – двухпалатный парламент, состоит из Совета штатов и Народного Собрания. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром, назначенным президентом. Административно-территориальное деление: 28 штатов и 7 союзных территорий центрального подчинения.

Население: Учащиеся получают одинаковые карточки-задания. Во время выполнения задания можно пользоваться материалами учебника, источниками дополнительной информации. Работа рассчитана на минут.
Задания: 1. Определите этнический состав населения Индии.
2. К какой языковой группе и семье относятся народы индии. (Индоарийская группа, дравидийская семья)
3. Перечислите государственные языки страны. (хинди, английский). В Конституции Индии определен 21 официальный язык; 1625 диалекта.
4. Приверженцы каких религий проживают в Индии? Что вы знаете об этих религиях?
Более 900 млн. индийцев исповедует индуизм, ислам, христианство, сикхизм, буддизм.
Религиозные традиции индуизма и буддизма неразрывно связаны с природой. Индуисты, например, поклоняются реке Ганг, многим животным, почитая их как священных. Среди этих животных – корова, крокодил, слон, кобра. В Индии коровы встречаются повсюду. Они могут остановить уличное движение, улегшись отдыхать на проезжей части, могут полакомиться овощами с лотков торговцев. И никто не будет им мешать. Коровы считаются здесь священными животными, а питаться говядиной просто запрещено. Более 200 миллионов коров снабжают население молоком и маслом. В Индии распространена кастовая система, которая возникла много столетий назад. Все общество разделено на группы (касты): к первой относятся жрецы, вторую составляют воины, правители, знать, к третьей принадлежат земледельцы, торговцы, скотоводы, к четвертой – слуги, ремесленники. Таким образом, принадлежность к той или иной касте определяется положением человека в обществе и неизменна от его рождения до смерти. Для каждой касты существуют свои правила поведения, нарушение которых ранее строго каралось. Деление на касты является довольно жестоким, но оно было естественным способом ограничения воздействия на природу, ведь владеть землей и обрабатывать ее мог не каждый житель этой перенаселенной страны. В настоящее время барьеры между кастами постепенно стираются.
5. Государственным языком после провозглашения независимости был призван хинди. Прошло несколько десятков лет и вторым государственным языком признается английский. Как вы думаете почему? (В многонациональной стране, население которой говорит на десятках разных языков, очень важно наличие языка межнационального общения, понятного большинству жителей страны. Таким языком является английский. На нем дублируются все официальные документы и выпускаются газеты).
6. Проанализируйте карту урбанизации мира, определите степень урбанизации Индии. (25,7% - жители городов) В Индии более 30 городов-миллионеров. Образ жизни сельского населения почти не изменился за прошедшие столетия. Крестьяне каждый день носят воду из деревенского колодца и освещают дома масляными светильниками. Однако в некоторых деревнях появились водопровод и провели электроэнергию. Часть населения Индии носит европейскую одежду, но многие предпочитают национальные костюмы.
7. Рассмотрите карту плотности населения страны. Какие районы страны более густо заселены? Объясните причину неравномерной плотности размещения населения? ( Индия является одной из самых густонаселенных стран мира. Средняя плотность населения 329 чел/км2)

В различных регионах Индии используются разные виды традиционной индийской одежды. Её цвет и стиль зависит от различных факторов, таких как климат. Популярной является одежда из несшитых кусков ткани, такая как сари для женщин и дхоти или лунги для мужчин; также пользуются популярностью такие сшитые одежды как шаровары для женщин и курта-пижама, а также европейского стиля брюки и рубашка для мужчин.

Большинство индийских праздников имеют религиозное происхождение, хотя некоторые из них отмечаются всеми индийцами, независимо от кастовой или религиозной принадлежности. Некоторые наиболее популярные праздники, это Дивали, Ганеш-чатуртхи, Угади, Тхай-понгал, Холи, Онам, Виджая-дашами, Дурга-пуджа, Ид аль-Фитр, Курбан-байрам, Рождество, Весак и Вайсакхи. В Индии существует три национальных праздника. В различных штатах также отмечаются от девяти до двенадцати официальных местных праздников. Религиозные практики являются неотъемлемой частью повседневной жизни индийцев и проводятся открыто и публично с участием огромного количества людей.

Традиционные индийские семейные ценности пользуются большим уважением. Огромное значение придается семейным связям, и брак рассматривается скорее как союз между двумя семьями, чем между двумя людьми. По индийской традиции, супругов своим детям выбирают родители. В настоящее время индийская молодежь все чаще отказывается от этой традиции, самостоятельно выбирая себе спутника жизни.

Индийская кухня характеризуется большим разнообразием региональных стилей и изысканным использованием кухонных кореньев, трав и приправ. Она очень своеобразна. С непривычки еда кажется слишком острой, поскольку изобилует приправами – острым перцем Чили и карри. Многие индийцы – вегетарианцы, они совсем не едят мяса, обходясь рисом, овощами и хлебом. Рис – национальная еда, и жители Индии знают много способов, как сделать его особенно вкусным. Едят чаще всего просто руками. Ложкой индийцы пользуются очень редко. Ножом и вилкой – никогда.

Читайте также: