Деление клетки 6 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цели урока:развивать понятие о клетке, как о живой единице; изучить митоз - один из способов деления клеток; изучить механизм процесса деления и получения клетками наследственной информации; сформулировать умение обсуждать проблемные вопросы и делать выводы.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: проблемный

Структура урока:

Важнейшее свойство клеток – деление.

Основные фазы митоза.

Закрепление. Итоги урока.

На прошлом уроке мы убедились в том, что растения состоят из клеток. Назови некоторые органоиды клетки? (оболочка, цитоплазма, ядро и.д.).

Клетка – самостоятельная живая система. Докажем это утверждение. Она обладает всеми признаками характерными для живых организмов. Перечисляем эти признаки: клетки питаются, дышат, растут и делятся. Итак, к числу свойств клетки, как живой самоорганизующейся системы относится и способность к делению.

Попробуй ответить на вопрос: за счет чего растет организм – вырастают его клетки или возрастает их количество?

- Для поддержания своего нормального роста и развития организм должен производить новые клетки на смену старым.

Откуда же берутся новые клетки на смену старым?

- Они появляются в результате деления предшествующей клетки.

Таким образом, какой же можно сделать вывод? (работа с учебником, самостоятельно формулирует ответ)

Деление – важнейшее свойство клеток, без него были бы невозможны рост и развитие многоклеточного организма, замена и восстановление отдельных клеток, тканей и целых органов.

Запись в тетрадях.

Деление клетки – сложный процесс, состоящий из нескольких этапов. Важную роль в процессе деления клетки играет ядро, т.к. именно в ядре содержится вся наследственная информация.

Работа с рисунками, показывающими фазы митоза.

Что происходит с дочерними клетками сразу же после деления?

- Они растут, готовятся к новому делению. В них образуются белки, удваиваются органоиды.

Зачем это необходимо?

- Чтобы при делении содержимое материнской клетки было поделено поровну между дочерними.

Запись в тетрадях.

Процесс подготовки клетки к делению носит название интерфазы. Вся жизнь клетки от момента его возникновения в результате деления материнской клетки до ее собственного деления или гибели называется жизненным или клеточным циклом.

А теперь перейдем непосредственно к фазам митозам. Митоз включает 4 фазы:

1. Профаза; 2. Метафаза; 3. Анафаза; 4. Телофаза.

Название каждой фазы и их греческое происхождение.

У различных растений митоз длится 1-2 часа. Молодые клетки имеют тонкие клеточные оболочки, густую цитоплазму и крупные ядра. Вакуоли в них очень малы. Деление клеток продолжается на протяжении всей жизни растения. Благодаря делению и росту клеток происходит рост самого растения.

Закрепление знаний и умений.

Ответить на вопросы:

Доказать, что клетка является живым организмом.

Попробуй описать все этапы митоза.

Прочитать параграф, уметь объяснить основные понятия и термины. Нарисовать в тетради схему основных стадий митоза, уметь объяснить их.

Вылепить из пластилина на листе картона схему основных фаз митоза.

Задание для учеников, интересующихся биологией

Сопоставьте следующие факты и сделайте вывод, о каком процессе, характерном для клетки, говорится в этих примерах:

Определение темы урока и основных задач.

II. Изучение нового материала

Закончите предложение: Деление – важнейшее свойство клеток, без него были бы невозможны: … (рост, размножение организма, замена и восстановление клеток, тканей и целых органов)

Постановка познавательной задачи: Митоз - это деление, характерное для большинства клеток нашего организма. В результате митоза из одной клетки образуются 2 дочерние, имеющие такой же хромосомный набор, как и материнская. В чём секрет такого деления?

Решение познавательной задачи:

Что происходит после деления клетки? (Рост клетки и подготовка к следующему делению).

Интерфаза – подготовительный этап перед делением клетки. Интерфаза и деление клетки образуют клеточный цикл. Заполните схему, используя текст учебника:

Интерфаза – подготовительная фаза перед делением клетки.

Происходит удвоение органоидов, синтез органических веществ, удвоение хромосом (образование сестринских хроматид).

Хромосомы можно различить только под электронным микроскопом.

Выделяют четыре фазы митоза:

Задания для учащихся: просмотреть слайды презентации и описать состояние клетки в данную фазу.

Профаза – спирализация хромосом (хромосомы хорошо заметны), растворение ядерной оболочки, появление веретена деления, исчезновение ядрышка.

Метафаза – хромосомы располагаются по экватору клетки, прикрепляются к веретенам деления.

Анафаза – хроматиды (дочерние хромосомы) расходятся к полюсам клетки.

Телофаза – веретено деления исчезает, образуется ядерная оболочка, происходит деление цитоплазмы, образуется 2 клетки.

В результате митоза из одной клетки образуются 2 дочерние клетки, имеющие такой же хромосомный набор, как и материнская. В чём секрет такого деления? (В анафазе к полюсам клетки отходят не целые хромосомы, а сестринские хроматиды, поэтому количество хромосом остаётся таким же, как и в материнской клетке.)

Биологическое значение митоза: дочерние клетки содержат такое же количество хромосом, что и материнская клетка.

Закрепление изученного материала.

Рассмотрите микропрепараты, сравните наблюдаемые фазы деления с рисунками учебника.

Самопроверка (тест)

1. Сколько клеток образуется в результате митоза?

2. В результате митоза из ядра с 8 хромосомами образуются ядра:

a) с 4 хромосомами

b) с 6 хромосомами

c) с 8 хромосомами

d) с 12 хромосомами

3. Сходство дочерних клеток с материнскими обеспечивают(ет):

4. Перед митозом число

a) хромосом удваивается

b) хроматид не изменяется

c) хроматид удваивается

d)хромосом не изменяется

5. При митозе делится:

a) ядро, а потом цитоплазма

c) цитоплазма, а потом ядро

d) одновременно ядро и цитоплазма

6. Митоза не бывает:

a) у вируса СПИДа

b) у паука-крестовика

Правильные ответы: 1- b; 2 – c; 3 –b; 4 – c; 5 - а; 6 – а;
Домашнее задание: изучите текст на стр. 24-25, приведите сюжеты из народных сказок и мифов, в которых описан процесс регенерации. Работа с терминами

а) сформировать знания учащихся о разных видах деления клетки (митозе и мейозе);

б) сформировать представление о главных чертах сходства и различия между процессами митоза и мейоза, их биологической сущности.

в) рассмотреть механизмы, обеспечивающие генетическую идентичность дочерних и материнских клеток.

а) развивать навыки работы с разными видами информации и способами её представления;

б) способствовать приобретению навыков анализа и сравнения процессов деления клетки.

3. воспитательная: формировать познавательный интерес к информации из разных областей науки.

Планируемые достижения учащихся: умение обсуждать проблемные вопросы и делать выводы; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; понимание биологического смысла митотического деления клетки.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: проблемный.

Авторский медиапродукт – презентационное сопровождение урока (среда POWER POINT).

1. Организационный этап.

2. Этап проверки домашнего задания.

3. Этап актуализации знаний.

4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

5. Этап формирования новых знаний.

6. Этап закрепления новых знаний.

7. Этап формирования умений и навыков.

8. Подведение итогов урока.

9. Этап информирования учащихся о домашнем задании.

  1. Здравствуйте, ребята! Настроились? Присаживаемся! Спинки держим ровно, прямо. (Слайд №1)

- Есть ли отсутствующие в классе?

- Все ли готовы к занятию? Учитель проверяет наличие учебников и тетрадей. Проверка подготовленности классного помещения к уроку. Организация внимания учащихся.

2. - Все из вас выполнили домашнее задание?

- Почему не справились?

[Слайд 2] Тест по домашнему материалу

(1 минута. 5 вопросов, на каждый по 10 -15 секунд).

Использование взаимопроверки учащихся.

Проверка и обсуждение результатов теста.

Выполнили? Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг другу. [Слайд 3]

Работа с микроскопами. [Слайд 4]

– На ваших столах находятся микроскопы. Рядом с каждым из них 2 засекреченных готовых микропрепарата. Известно, что это клетки. Ваша задача: определить, какие именно клетки перед вами: растительная или животная. Обоснуйте свой выбор. Прежде чем приступить к работе давайте вспомним правила работы с микроскопом. [Слайд 5]

Парная работа. Использование самоконтроля учащихся.

Учитель оценивает уровень домашней подготовки. Определяет типичные недостатки в знаниях и их причины.

Исправляет ошибки, допущенные учащимися. Осмысление учителем своей деятельности на прошлом уроке.

3. – Молодцы, ребята.

Теперь скажите, знакомы ли вы с элементарной единицей живого?

– Перед вами определение одного из важнейших свойств характерных для живого организма.

Посмотрите видеофильм. Попробуйте ответить на вопрос: за счет чего растет организм ? [Слайд 7]

– Откуда же берутся новые клетки на смену старым?

4. –Итак, какая тема у нас сегодня, скажите ребята? О чём пойдёт речь?

–Скажите, а все ли клетки делятся одинаково?

– Тогда какие виды деления вы знаете?

– С какой проблемой мы столкнулись?

–Итак, в таком случае, сформулируем цель нашего сегодняшнего урока? Какая будет цель? [Слайд 9]

– Какие задачи возникают? [Слайд 10]

– Сегодня нам предстоит решить поставленные задачи.

5. – Способность к делению - свойство клетки, как живой самоорганизующейся системы.

Что же сказано о делении в наших замечательных учебниках? (стр.25)

– Существует несколько видов деления и каждое из них имеет свое особое предназначение. Закончите схему виды деления. (учебник стр.25)

1.Митоз - деление соматических клеток.

2.Мейоз - деление половых клеток.

3.Амитоз - деление стареющих, патологических клеток.

1.Заживание раны после пореза.

2. Размножение организмов.

Дети приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Называют отсутствующих, если таковые имеются. Класс должен быть проветрен перед уроком. Доска готова к работе.

Отдельные ученики называют причины невыполнения домашнего задания. Принятие решения к его выполнению на следующее занятие.

Выполняют тестовые задания.

После выполнения обмениваются тетрадями. Происходит взаимопроверка по ключу к тесту.

Подписали листы, отметили нужный вариант.

Оценивают свою работу.

Определяют тип клетки (растительная и животная), обсуждают и объясняют свой выбор.

Приводят наличие зелёных пластид ( хлоропластов ), как отличие растительной клетки от животной.

Использование взаимопомощи учащихся.

Привлечение к проверке домашнего задания учеников-консультантов.

Заполняют необходимые пункты.

Оценивают свою работу.

Внимательно читают определение.

Думают, с каким процессом оно связано.

Приходят к выводу, что речь идёт о Росте .

Смотрят фильм. Составляют ответ на поставленный вопрос. Предположительный ответ:

– Для поддержания своего нормального роста и развития организм должен производить новые клетки на смену старым.

– Они появляются в результате деления предшествующей клетки.

Записывают число и тему урока. Слушают учителя.

–Нет, не все клетки делятся одинаково.

– Мы еще не изучили их.

У нас еще не достаточно знаний о делении клетки.

– Наша цель изучить типы деления клеток, их роль в организме.

– Познакомиться с разными видами деления клетки. Узнать в чем их сходство и различие. Установить биологическое значение.

Дети внимательно слушают учителя.

Работая по учебнику, самостоятельно формулируют ответ:

– Деление – важнейшее свойство клеток, без него были бы невозможны рост и развитие многоклеточного организма, замена и восстановление отдельных клеток, тканей и целых органов.

Смотрят на слайд.

– Есть деление, которое называется митоз, оно справится с задачей под номером 1.

И есть деление, в ходе которого образуются половые клетки, обеспечивающие размножение организмов. Это деление называется мейоз.

- Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали?

– Настало время более детально познакомиться с первым типом деления, который называется…

–Просмотр фильма о митозе (1мин 35 сек).

– Мы уже сказали, что митоз характерен для неполовых клеток.

Какой набор хромосом у неполовых клеток?

– Сколько из одной материнской клетки образуется дочерних в результате митоза?

– Идентичны ли они материнской клетке?

– За счет чего они идентичны? Что происходит с дочерней клеткой в период между делениями?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня на уроке мы продолжим с вами изучение клетки, её строения и жизнедеятельности.

Этот урок, для нас необычный, у нас сегодня гости, поэтому я попрошу вас не волноваться и работать в обычном режиме.

Начать урок я хочу с небольшой сказки, которая поможет вам вспомнить то что мы уже изучили, а значит лучше понять новый материал.

СКАЗКА

Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит -
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
В клетку пища поступает
Очень даже непростая,
Днем и ночью круглый год
Поступает кислород.
Должен пищу он окислить,
А из клетки – углекислый.
Часть веществ построит клетку,
(Так растет листок иль ветка)
Часть – отложится в запас,
Что не нужно в тот же час
Удаляется из клетки.
Коли пища поступает,
Клетка быстро подрастает.
Наступает миг деленья,
Это не одно мгновенье.
Длится рост и размножение
Столько, сколь живет растение.
И название “растение”
Получило объяснение.
Мы вам сказку рассказали.
Что о клетке вы узнали?

Прочитайте сказку еще раз, самостоятельно, запишите какие процессы происходят в клетке?

Ответ: Движение цитоплазмы, питание, дыхание, обмен веществ, выделение, деление, рост,

Изучение нового материала я предлагаю начать с просмотра отрывка из мультфильма "Первая охота" И так прошу внимания!

МУЛЬТФИЛЬМ


Вопросы по мультфильму:
Кто был главным героем мультфильма?
Ответ: Щенок.
На кого охотился щенок?
Ответ: На кота, ящерицу и кур.
Какие повреждения он нанёс животным?
Ответ: Коту - отдавил хвост.
Курице - выщипал немного перьев.
Ящерице - откусил хвост.
Ребята, как вы считаете, эти повреждения опасны для жизни?
Ответ: Нет.

Почему?
У кошки, хвост заживёт.
У кур, перья вырастут заново.
У ящерицы, хвост вырастит заново.
Т.е все повреждения, который нанёс щенок, не опасны для жизни и в скором времени все они будут восстановлены.
Как вы считаете, за счёт чего произойдёт восстановление повреждённых органов?

Ответ: Восстановление, произойдёт за счёт новых клеток.
(Давайте подумаем что должно произойти с клеткой, для того чтобы восстановить, какой-то повреждённый или утраченный орган?)

Какую цель мы должны поставить перед собой исходя из темы нашего сегодняшнего урока?

Ответ: Выяснить как происходит деление клетки.

А для того чтобы понять как происходит этот процесс жизнедеятельности, давайте вспомним строение клетки.
Из каких основных частей состоят клетка?
Ответ:

Генетический аппарат
Клеточная мембрана
Цитоплазма

Как вы считаете, какая структура отвечает за процесс деления клетки?

Ответ: Генетический аппарат

Ребята давайте вспомним, чем представлен генетический аппарат клетки?

Ответ: Ядро и хромосомы.

Деление клетки это сложный процесс состоящий из нескольких последовательных этапов, а для того чтобы выяснить как происходит он я предлагаю вам выполнить следующие задание.

Я попрошу вас разбиться на группы по 4 человека; перед вами конверты, в которых вы найдёте этапы деления клетки. Ваша задача подумать и постараться расположить их в правильной последовательности.

УБРАТЬ ЭКРАН

Я попрошу представителя из …группы выйти к доске и представить свой результат.

РЕЗУЛЬТАТ

Ребята, у всех ли получилась такая же последовательность этапов деления клетки?

Давайте откроем учебники и проверим себя. Стр.37

Расположи этапы деления клетки в правильной последовательности.

(Как вы считаете, из-за чего вы допустили ошибку?)

(Какая структура клетки отвечает за её деление?)

Ответ: Генетический аппарат

И так мы знаем, что именно генетический аппарат отвечает за деление клетки

Теперь наша задача выяснить, что происходит с ним во время этого процесса.

А чтобы нам лучше понять, как происходит деления клетки, я предлагаю вам вспомнить строение Земли.

ГЛОБУС МОДЕЛЬ КЛЕТКИ

Как называется самая южная и самая северная точка Земли?

Что располагается по её центру?

Так и в клетке есть свой экватор и полюса

И так, что мы наблюдаем на первом этапе?

Ответ:.Клетка готовится к делению.

Что происходит с генетическим аппаратом на втором этапе?

Ответ: Хромосомы изменяются

ЯБЛОКО

Хромосомы удваиваются (копируют себя), образуют две одинаковые части которые называются -хроматиды

СТРОЕНИЕ ХРОМОСОМЫ

(давайте сделаем схематический рисунок)

Что происходит на 3 этапе ?

Ответ: Хромосомы выстраиваются по экватору клетки

Что происходит на 4 этапе ?

Ответ: Хроматиды расходятся к полюсам клетки

Что происходит на следующем заключительном этапе деления клетки?

Ответ: Образуются две новые клетки.

И так мы с вами выяснили что происходит с генетическим аппаратом во время деления клетки.

Давайте вернёмся к нашим конвертам

Я попрошу вас приклеить этапы деления клетки в нужном порядке в столбик друг под другом, а на против записать что происходит с клеткой на каждом этапе деления.

ЭКРАН

А для того чтобы понять для чего необходим такой сложный многоэтапный процесс, я попрошу вас ответить на вопрос в рубрике ПОДУМАЙТЕ ! в ваших учебниках.

ПОДУМАЙТЕ!

И так, как вы считаете, мы справились с поставленной целью урока, мы выяснили, как происходит процесс деление клетки.

САМООЦЕНКА - РЕФЛЕКСИЯ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ! параграф 9,

Я хочу предложить вам творческое задание: нарисовать рисунок или написать небольшое сочинение на тему "Жизнь организмов без деления клеток"

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Нам радостно, нам весело! Смеемся мы с утра.
Но вот пришло мгновенье, Серьезным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили, Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку, Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого, А себя лишь одного!


1. Познакомить учащихся с фазами митотического деления клетки.

2. Добиться понимания биологического значения митоза.

3. Расширять кругозор.

4. Развивать познавательный интерес.

5. Создать условия для успешной работы учеников.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Конспект урока по биологии по теме Деление клетки. Митоз

II. Этап актуализации знаний

Наше путешествие мне хотелось бы начать словами Готхольда Эфраима Лессинга

Почему у нас растут ногти и волосы, а у ящерицы отрастает новый хвост?

Как вы думаете, как будет называться моя проблема, в которой мне нужна будет ваша помощь? Предлагаю проверить версии учащихся и узнать, как на самом деле происходит деление клеток.

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Сценарий урока биологии в 6 классе

Организационная информация

Процессы жизнедеятельности клетки

Деление клетки. Митоз.

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Павлоградская Екатерина Игоревна, учитель биологии

Методическая информация

Познакомить с процессом деления клеток и его биологическим значением.

Метод обучения

Форма урока

Групповая работа, коллективная.

Познавательный аспект

Знакомство с биологическим процессом жизнедеятельности клетки.

Развивающий аспект

Развитие способностей приводить примеры взаимосвязи процессов жизнедеятельности клетки с процессами жизнедеятельности живых организмов, оценивать их биологическое значение.

Воспитательный аспект

Воспитание познавательного интереса к биологии. Представление о клетке как целом организме, обладающем всеми признаками живого.

Учебный аспект

Характеризовать фазы митоза и его значение.

Задачи урока

1. Познакомить учащихся с фазами митотического деления клетки.

2. Добиться понимания биологического значения митоза.

3. Расширять кругозор.

4. Развивать познавательный интерес.

5. Создать условия для успешной работы учеников.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать: сущность процесса митоза, учеть узнавать схемы иллюстрирующие митоз.

Метапредметные:

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умение работать индивидуально и в группах.

2. Осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

1. Познавательный интерес к биологии.

2. Представление о клетке как целом организме, обладающем всеми признаками живого.

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Оценивать собственный вклад в работу группы.

Умение организовать выполнение заданий учителем. Развитие навыков самостоятельной работы, самооценки и самоанализа.

Умение воспринимать информацию на слух, задавать и отвечать на вопросы.

Результаты урока

Интерфаза, фазы митоза, биологическая роль.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Элементы информационно-коммуникационных технологий, игровых технологий, здоровосберегаюшие технологии, технология проблемного обучения, технология смыслового чтения.

Время реализации урока

Необходимое оборудование и материалы

3. медиа проектор;

5. беспроводная мышь;

6. Раздаточный материал (приложение №2)

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

2. Мультимедийные продукты.

Сервисы и программы используемые для создания ИКТ компонентов урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ В 5 классе.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

время

I. Организационный момент. Этап мотивации к деятельности.

Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас в кабинете биологии сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы с вами совершим незабываемое путешествие в удивительный мир. А какой вы узнаете чуть позже. А вы мне в этом поможете. Для этого, пожалуйста, встаньте из-за парт. - Вы любите мечтать? – Закройте глаза. – Представьте, что вы ученые. Путешествовать мы будем по маршруту, который отправит нас в удивительный мир знаний. Помогите мне разобраться с одним вопросом. Вы мне поможете?

(Маршрутный лист лежит на партах)

Объясняет правила маршрута.

1.Вы получаете задание. Предлагает выбрать капитана.

2. Выполнив первое задание, приступаете к другому заданию и так до тех пор, пока вы не вернетесь на свое место.

3. Приступая к очередному заданию, вы проверяете предыдущее задание, которое выполняли ваши одноклассники. (Эталон правильного задания на слайде)

Учащихся рассаживаются на свои места

Класс поделен на 4 группы

Дети встают, отвечают на вопрос, закрывают глаза. Представляют. Продолжают работать.

Рассматривают, маршрутный лист лежит на партах.

Слушают, отвечают на вопросы. Выбирают капитана.

Каждой группе выдана маршрутная карта. Выбирают капитана. Знакомятся с маршрутной картой. Приложение №1

Читайте также: