Конспект урока и самоанализ по музыке

Обновлено: 06.07.2024

· научить детей слышать в музыкальных произведениях пульсацию;

· совершенствовать навык музыкально-пластической деятельности;

· формировать вокально-хоровые навыки.

· словесные (беседа, диалог, разъяснение, пояснение);

· наглядные (слуховая и зрительная наглядность);

· метод эмоциональной драматургии.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

задания для учащихся:

· исполнить пластический этюд "Менуэт" под музыку В.А. Моцарта;

· сочинить мелодию на стихи (музыкально-творческая деятельность);

· вспомнить основные жанры (песня, танец, марш);

Оборудование:

· Распевание:______________________________________ 9:56-9:58

· Музыкально пластическая деятельность

· Музыкально-творческая деятельность _______________10:32-10:34

· обобщение: ______________________________________10:34-10:35

структурный план урока:

Содержание урока:

У: Здравствуйте ребята, давайте поприветствуем друг друга.

Ребята, сегодня у нас будет не простой урок, а урок – соревнование, давайте с вами разделимся на 3 команды. У нас будет три колонки, первая у двери, вторая посередине, третья у окна. За каждый правильный ответ я буду ставить плюсик.

Делю доску на три части.

У: Какие основные жанры вы знаете?

Д: Песня, танец, марш.

У: Какие танцы вы знаете?

Д: Менуэт, полька, полонез, вальс.

У: Ребята, кто узнал, какая музыка звучала, когда вы вошли?

У: Молодцы.

Слушательская деятельность:

У: Ребята, как называется музыкальный спектакль, где главным является жанр танца?

У: Какие балеты вы можете назвать?




У: Может быть, мне кто-нибудь назовёт композитора?

Д: П.И. Чайковский.

Учитель показывает слайд с портретом, пишет на доске имя композитора.

У: Ребята, все шаги у нас были одинаковые или какие-то выделялись?

У: У нас выделялась всё время правая рука?

Д: нет, они чередовались

У: Давайте с вами посчитаем, сколько у нас от одного сильного звука до другого.

Учитель считает с детьми во время звучания музыки.

У: Пульс полонеза считается на 3.

Учитель пишет цифру 3 рядом с полонезом.

Музыкально-пластическая деятельность:

Певческая деятельность:

· создать условия для целостного восприятия песни;

· осваивать мелодию и текст песни;

· добиваться напевности мелодии, плавного звучания;

· продолжать формирование навыка певческого дыхания;

· работать над выразительностью исполнения фраз;

· выразительно исполнить первый куплет песни.

У: Ребята, к нам сегодня в гости пришёл сказочный гость, а вот кто нам подскажет песня, послушайте, пожалуйста.

Д: Песня про гнома.

Учитель показывает гнома.

У: В каком жанре написана песня, которую я вам спела?

У: Давайте с вами попробуем найти пульс этой песенки. Приготовили ладошки, давайте прохлопаем.

У: Ребята у нас все звуки были одинаковые или какие-то выделялись?

Д: Выделялся первый звук

У: Правильно. Ребята, сколько звуков от одного сильного до другого сильного?

У: Наша песня считается на два, и имеет пульс 2.

Учитель пишет слово полька и цифру 2 рядом с ним.

У: Давайте споём эту песню.

· проговариваю слова первой фразы;

· обращаю внимание на певческую посадку детей;

· выстраиваю первый звук;

· пропеваю с детьми первую фразу;

· сравниваем первую и вторую фразы;

· пропеваем вторую фразу, затем соединяем 1 и 2 фразы;

· в припеве работаю над чистым интонированием сексты и выразительным исполнением;

· концертное исполнение 1 куплета.

Слушательская деятельность:

У: Ребята, гном наш живёт в сказочном королевстве, в большом, красивом замке.

Показываю слайд дворца.

Как раз сейчас в этом замке проходит бал, и на нём танцуют. Ребята, а какие вы знаете старинные танцы?

У: Кто мне скажет, какой пульс у менуэта? какое проверочное слово мы ему подставляли из трёх слогов?

У: Какой пульс имеет наш танец?

Пишу рядом со словом менуэт цифру три.

У: Давайте представим себя на балу у нашего сказочного персонажа, включаю слайд 1 дворец и менуэт.

Музыкально-пластическая деятельность:

У: Девочки давайте встанем и вспомним движения.

Делаю отдельно с девочками

У: Хорошо, теперь давайте отдельно с мальчиками.

Повторяю движения с музыкой.

У: Давайте все встанем и станцуем менуэт. Ребята кто помнит движения?

У: Выходит мальчик и девочка

У: Начинают девочки. Приготовились, начали,

У: Этот менуэт написал австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт. Показ слайда.

У: Молодцы, все хорошо станцевали.

У Давайте с вами посмотрим небольшой фрагмент видео. Как в те времена танцевали.

У: Ребята, как называется танец, который танцуют в те времена?

У: Менуэт, какого композитора мы послушали?

Певческая деятельность:

· исполнить целиком первый куплет, я допеваю второй;

· добиваться ведения фразы;

· сравнить 1, 3 и 2, 4 фразы;

· добиваться напевности мелодии, плавного звучания;

· продолжать формирование навыка певческого дыхания;

· выразительно исполнить 2 куплета песни в концертном варианте.

У: Гном нам показал своё сказочное королевство, давайте и мы расскажем ему, где мы живём, но рассказ наш будет не простой, а музыкальный.

У: Спины выпрямили, руки на коленки, сели на край стульчика и ноги поставили на пол. Выстроим первый звук.

Будьте внимательны, у нас есть вступление, посмотрите на меня, я вам всё покажу.

исполнение песни.

У: Давайте с вами разберём слова второго куплета

читаю текст (протяжнее, нежнее, плавно, напевнее), сравниваю фразы. Говорю про снятия, что они мягкие, тянуть гласные.

У: Ребята, а когда у нас идёт мелодия наверх, как вы думаете, что происходит?

открывается вся широта природы, красоты.

У: давайте встанем и споём первый и второй куплет. Выстраиваю первый звук, напоминаю слова, у нас есть вступление.

У: Мы с вами послушали детскую симфонию австрийского композитора Й. Гайдна.

У: Вам она понравилась?

У: Ребята, а как вы думаете, почему Йозеф Гайдн назвал её детской?

У: какие там были музыкальные инструменты?

Д: кукушка (свистулька), труба, трещотки, барабан, треугольник.

Вокальная импровизация:

У: Ребята, мы сегодня нашему гостю и пели, и танцевали, теперь покажем, как мы сочиняем.

У: Посмотрите, пожалуйста, на слайд, кто хочет попробовать сочинить?

Обобщение:

У: Ребята, какой персонаж, у нас сегодня побывал в гостях?

У: Какие мы сегодня пели песни?

У: Каких композиторов слушали?

Д: Й. Гайдн, В.А. Моцарт, П.И. Чайковский.

У: Ребята, какие вы основные жанры знаете?

Д: Песня, танец, марш.

У: Какие жанры у нас сегодня были?

Д: Полонез, менуэт.

У: Молодцы! Вы все хорошо запомнили! Досвидания, увидимся на следующем уроке.

Самоанализ урока:

Данный урок включал в себя различные виды деятельности (слушание, музыкально-пластическая, певческая и вокальная импровизация) и различную интересную музыку (знакомую и незнакомую детям).

Певческая деятельность (распевание) на мой взгляд, прошла не очень успешно, потому что я была не очень готова к пению, поэтому распевание было не совершенно, и отсюда звук был вялым. Дети слушали и отвечали достаточно активно на уроке. Урок был построен как соревнование, поэтому дети активно отвечали на поставленные вопросы. На мой взгляд, в слушательской деятельности я не смогла реализовать все поставленные задачи, которые хотела. Я плохо следила за временем, и поэтому мне постоянно не хватало времени на некоторые виды деятельности. Мне не хватает уверенности в себе и эмоциональности, чтобы добиваться большего результата. Я пыталась создать довольно хорошую атмосферу и общаться с детьми доброжелательно. На мой взгляд, я выбрала хороший тон общения с детьми, что проявлялось в свободном взаимодействии. Дети хорошо реагировали на все мои вопросы и предложения.

Певческая деятельность мне кажется, что мне не хватало выразительности, при показе, дети не понимали, что я от них хочу. Я ставила перед детьми конкретную задачу, но добиться её не могла, или просто мне не хватало умений и навыков этого сделать. Детям песни очень понравились, но с моей не эмоциональностью, я не смогла добиться того, чего хотелось бы.

Единственный плюс, то, что я хорошо обращаюсь со всей техникой, поэтому урок я пыталась по максимуму разнообразить, видео, изображения, фильмы, музыка. Детям это очень нравилось, они ещё больше входили в мир музыки. Если это был менуэт, то я им показывала фрагмент, как танцевали в те времена, дворец, где танцевали и в чём, т.е. в каких нарядах. Дети это с восторгом воспринимали.

Урок, я считаю, не совсем удался, но я буду стараться, и всё получится. Я, конечно, стала более пластичной и более эмоциональной, но это недостаточно для показа детям. Но детям понравился в целом урок, чему я очень рада, хотя ещё работать и работать.

Учитель: Козырева Инга Олеговна.

Методист: доцент Б.С. Рачина.

Дата: 16.12.2010

время: 9:55-10:35

программа: Д. Б. Кабалевский.

Тема: Танцы.

· научить детей слышать в музыкальных произведениях пульсацию;

· совершенствовать навык музыкально-пластической деятельности;

· формировать вокально-хоровые навыки.

· словесные (беседа, диалог, разъяснение, пояснение);

· наглядные (слуховая и зрительная наглядность);

· метод эмоциональной драматургии.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

задания для учащихся:

· исполнить пластический этюд "Менуэт" под музыку В.А. Моцарта;

· сочинить мелодию на стихи (музыкально-творческая деятельность);

· вспомнить основные жанры (песня, танец, марш);

Оборудование:

· Распевание:______________________________________ 9:56-9:58

· Музыкально пластическая деятельность

· Музыкально-творческая деятельность _______________10:32-10:34

· обобщение: ______________________________________10:34-10:35

структурный план урока:

Содержание урока:

У: Здравствуйте ребята, давайте поприветствуем друг друга.

Ребята, сегодня у нас будет не простой урок, а урок – соревнование, давайте с вами разделимся на 3 команды. У нас будет три колонки, первая у двери, вторая посередине, третья у окна. За каждый правильный ответ я буду ставить плюсик.

Делю доску на три части.

У: Какие основные жанры вы знаете?

Д: Песня, танец, марш.

У: Какие танцы вы знаете?

Д: Менуэт, полька, полонез, вальс.

У: Ребята, кто узнал, какая музыка звучала, когда вы вошли?

У: Молодцы.

Слушательская деятельность:

У: Ребята, как называется музыкальный спектакль, где главным является жанр танца?

У: Какие балеты вы можете назвать?

У: Может быть, мне кто-нибудь назовёт композитора?

Д: П.И. Чайковский.

Учитель показывает слайд с портретом, пишет на доске имя композитора.

У: Ребята, все шаги у нас были одинаковые или какие-то выделялись?

У: У нас выделялась всё время правая рука?

Д: нет, они чередовались

У: Давайте с вами посчитаем, сколько у нас от одного сильного звука до другого.

Учитель считает с детьми во время звучания музыки.

У: Пульс полонеза считается на 3.

Учитель пишет цифру 3 рядом с полонезом.

Музыкально-пластическая деятельность:

Певческая деятельность:

· создать условия для целостного восприятия песни;

· осваивать мелодию и текст песни;

· добиваться напевности мелодии, плавного звучания;

· продолжать формирование навыка певческого дыхания;

· работать над выразительностью исполнения фраз;

· выразительно исполнить первый куплет песни.

У: Ребята, к нам сегодня в гости пришёл сказочный гость, а вот кто нам подскажет песня, послушайте, пожалуйста.

Д: Песня про гнома.

Учитель показывает гнома.

У: В каком жанре написана песня, которую я вам спела?

У: Давайте с вами попробуем найти пульс этой песенки. Приготовили ладошки, давайте прохлопаем.

У: Ребята у нас все звуки были одинаковые или какие-то выделялись?

Д: Выделялся первый звук

У: Правильно. Ребята, сколько звуков от одного сильного до другого сильного?

У: Наша песня считается на два, и имеет пульс 2.

Учитель пишет слово полька и цифру 2 рядом с ним.

У: Давайте споём эту песню.

· проговариваю слова первой фразы;

· обращаю внимание на певческую посадку детей;

· выстраиваю первый звук;

· пропеваю с детьми первую фразу;

· сравниваем первую и вторую фразы;

· пропеваем вторую фразу, затем соединяем 1 и 2 фразы;

· в припеве работаю над чистым интонированием сексты и выразительным исполнением;

· концертное исполнение 1 куплета.

Слушательская деятельность:

У: Ребята, гном наш живёт в сказочном королевстве, в большом, красивом замке.

Показываю слайд дворца.

Как раз сейчас в этом замке проходит бал, и на нём танцуют. Ребята, а какие вы знаете старинные танцы?

У: Кто мне скажет, какой пульс у менуэта? какое проверочное слово мы ему подставляли из трёх слогов?

У: Какой пульс имеет наш танец?

Пишу рядом со словом менуэт цифру три.

У: Давайте представим себя на балу у нашего сказочного персонажа, включаю слайд 1 дворец и менуэт.

Музыкально-пластическая деятельность:

У: Девочки давайте встанем и вспомним движения.

Делаю отдельно с девочками

У: Хорошо, теперь давайте отдельно с мальчиками.

Повторяю движения с музыкой.

У: Давайте все встанем и станцуем менуэт. Ребята кто помнит движения?

У: Выходит мальчик и девочка

У: Начинают девочки. Приготовились, начали,

У: Этот менуэт написал австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт. Показ слайда.

У: Молодцы, все хорошо станцевали.

У Давайте с вами посмотрим небольшой фрагмент видео. Как в те времена танцевали.

У: Ребята, как называется танец, который танцуют в те времена?

У: Менуэт, какого композитора мы послушали?

Певческая деятельность:

· исполнить целиком первый куплет, я допеваю второй;

· добиваться ведения фразы;

· сравнить 1, 3 и 2, 4 фразы;

· добиваться напевности мелодии, плавного звучания;

· продолжать формирование навыка певческого дыхания;

· выразительно исполнить 2 куплета песни в концертном варианте.

У: Гном нам показал своё сказочное королевство, давайте и мы расскажем ему, где мы живём, но рассказ наш будет не простой, а музыкальный.

У: Спины выпрямили, руки на коленки, сели на край стульчика и ноги поставили на пол. Выстроим первый звук.

Будьте внимательны, у нас есть вступление, посмотрите на меня, я вам всё покажу.

исполнение песни.

У: Давайте с вами разберём слова второго куплета

читаю текст (протяжнее, нежнее, плавно, напевнее), сравниваю фразы. Говорю про снятия, что они мягкие, тянуть гласные.

У: Ребята, а когда у нас идёт мелодия наверх, как вы думаете, что происходит?

открывается вся широта природы, красоты.

У: давайте встанем и споём первый и второй куплет. Выстраиваю первый звук, напоминаю слова, у нас есть вступление.

У: Мы с вами послушали детскую симфонию австрийского композитора Й. Гайдна.

У: Вам она понравилась?

У: Ребята, а как вы думаете, почему Йозеф Гайдн назвал её детской?

У: какие там были музыкальные инструменты?

Д: кукушка (свистулька), труба, трещотки, барабан, треугольник.

Вокальная импровизация:

У: Ребята, мы сегодня нашему гостю и пели, и танцевали, теперь покажем, как мы сочиняем.

У: Посмотрите, пожалуйста, на слайд, кто хочет попробовать сочинить?

Обобщение:

У: Ребята, какой персонаж, у нас сегодня побывал в гостях?

У: Какие мы сегодня пели песни?

У: Каких композиторов слушали?

Д: Й. Гайдн, В.А. Моцарт, П.И. Чайковский.

У: Ребята, какие вы основные жанры знаете?

Д: Песня, танец, марш.

У: Какие жанры у нас сегодня были?

Д: Полонез, менуэт.

У: Молодцы! Вы все хорошо запомнили! Досвидания, увидимся на следующем уроке.

Самоанализ урока:

Данный урок включал в себя различные виды деятельности (слушание, музыкально-пластическая, певческая и вокальная импровизация) и различную интересную музыку (знакомую и незнакомую детям).

Певческая деятельность (распевание) на мой взгляд, прошла не очень успешно, потому что я была не очень готова к пению, поэтому распевание было не совершенно, и отсюда звук был вялым. Дети слушали и отвечали достаточно активно на уроке. Урок был построен как соревнование, поэтому дети активно отвечали на поставленные вопросы. На мой взгляд, в слушательской деятельности я не смогла реализовать все поставленные задачи, которые хотела. Я плохо следила за временем, и поэтому мне постоянно не хватало времени на некоторые виды деятельности. Мне не хватает уверенности в себе и эмоциональности, чтобы добиваться большего результата. Я пыталась создать довольно хорошую атмосферу и общаться с детьми доброжелательно. На мой взгляд, я выбрала хороший тон общения с детьми, что проявлялось в свободном взаимодействии. Дети хорошо реагировали на все мои вопросы и предложения.

Певческая деятельность мне кажется, что мне не хватало выразительности, при показе, дети не понимали, что я от них хочу. Я ставила перед детьми конкретную задачу, но добиться её не могла, или просто мне не хватало умений и навыков этого сделать. Детям песни очень понравились, но с моей не эмоциональностью, я не смогла добиться того, чего хотелось бы.

Единственный плюс, то, что я хорошо обращаюсь со всей техникой, поэтому урок я пыталась по максимуму разнообразить, видео, изображения, фильмы, музыка. Детям это очень нравилось, они ещё больше входили в мир музыки. Если это был менуэт, то я им показывала фрагмент, как танцевали в те времена, дворец, где танцевали и в чём, т.е. в каких нарядах. Дети это с восторгом воспринимали.

Урок, я считаю, не совсем удался, но я буду стараться, и всё получится. Я, конечно, стала более пластичной и более эмоциональной, но это недостаточно для показа детям. Но детям понравился в целом урок, чему я очень рада, хотя ещё работать и работать.

Войти через uID

Войти через uID

Самоанализ урока музыки: примеры, образцы и рекомендации по написанию


В способности анализировать свою исполнительскую, коммуникативную, организаторскую, исследовательскую и конструктивную деятельности проявляется профессиональное самосознание учителя. В процессе составления самоанализа урока учитель музыки выявляет, насколько его профессионализм отвечает современным требованиям организации и проведения урока и в соответствии с этим намечает пути дальнейшего саморазвития. Развитие профессионального самосознания, овладение рефлексией имеют прямое отношение к проблеме самосовершенствования учителя. Читать далее >>>

Урок музыки дан по программе Т.И. Науменко, В.В. Алеева, Т.И. Кичак.


Кожинова Елена Петровна (Публикатор)


27.09.2015

Урок разработан в соответствии с региональным компонентом учебного плана и темой опытно-экспериментальной работы школы.


Кожинова Елена Петровна (Публикатор)


27.09.2015

Самоанализ урока музыки: примеры, образцы и рекомендации по написанию


В способности анализировать свою исполнительскую, коммуникативную, организаторскую, исследовательскую и конструктивную деятельности проявляется профессиональное самосознание учителя. В процессе составления самоанализа урока учитель музыки выявляет, насколько его профессионализм отвечает современным требованиям организации и проведения урока и в соответствии с этим намечает пути дальнейшего саморазвития. Развитие профессионального самосознания, овладение рефлексией имеют прямое отношение к проблеме самосовершенствования учителя.

Примерная структура самоанализа урока музыки по ФГОС

Характеристика класса

  • Общая учебная подготовка класса.
  • Заинтересованность в учебной деятельности и общий уровень включенности.
  • Взаимоотношения между детьми: насколько умеют взаимодействовать на уровне ученик — ученик, ученик — учитель, ученик — группа.
  • Уровень самооценки и оценка друг друга.

Освоение программы на данном этапе.

Общая структура урока и ее оценка

  • Определение типа урока: комбинированный; интегрированный; усвоение новых знаний; обобщение и систематизация знаний, умений и навыков; контроль полученных знаний и умений; коррекция навыков; повторение; закрепление.
  • Место и роль урока в данной теме, разделе. Связь с предыдущей и последующей темами.
  • Оптимальность выбора и рациональное распределение времени на каждый элемент урока.
  • Сильные и слабые этапы урока, повлиявшие на конечный результат.

Реализация дидактических целей урока

  • Учтены ли требования программы и как продумана и применена методика изучения темы.
  • Насколько активны ученики при освоении нового: каково восприятие, понимание, пробуждение интереса в процессе узнавания.
  • Процент охвата учащихся при проверке знаний и умений.

Задачи развития учащихся

  • Использование межпредметных связей.
  • Вовлечение детей в процесс анализа, обобщения, систематизации получаемых знаний и умений.
  • Стимулирование творческого подхода к решению поставленных задач.
  • Информация для общего развития.

Решение воспитательных задач

  • Использование воспитательных возможностей изучаемого материала.
  • Связь темы урока с жизненными ситуациями.
  • Формирование широкого мировоззрения.
  • Использование воспитательных возможностей оценки.
  • Положительное влияние личности учителя.

Какие методы обучения были применены

  • Наблюдения и сравнения.
  • Интерактивный.
  • Проблемно-поисковый.
  • Наглядно-слуховой.
  • Метод междисциплинарных взаимодействий
  • Интонационный анализ художественных произведений.
  • Метод игры, драматизации, театрализации.

Оценка работы учителя на уроке

  • Виды деятельности: слушание, исполнение, беседа, словесный показ, помощь учащимся.
  • Установление индивидуальных и групповых контактов.
  • Создание на уроке положительного эмоционального настроя.
  • Применение различных средств, методов и приемов взаимодействия с детьми.
  • Контроль за усвоением знаний.

Работа учеников на уроке

  • Активность детей на каждом этапе работы.
  • Разнообразие видов деятельности.
  • Учебные действия учащихся для успешного усвоения изучаемого материала.
  • Дисциплина на уроке.

Используемые формы работы

Рефлексия и итог урока

  • Достижение поставленных целей и задач и совпадение их с конечным результатом.
  • Насколько удалось реализовать программу урока.
  • Комфортность пребывания на уроке детей и самого учителя.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

Екатерина Викторовна Кара-Гиаур

Тема и номер урока в теме

Цель урока: Сформировать представление у учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.

Самоопределение : научить слушать и понимать музыку балета, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;

Смыслообразование : повысить мотивацию собственных знаний;

Ценностная и морально-этическая ориентация: осознание учащимися для чего им необходимо получить знания по данной теме.

Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации

Коммуникативные: уметь работать в малых группах, выражать свою позицию.

Познавательные: выяснить какую роль играет литература в музыке.

  • учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии
  • развивать умения определять в балете тот или иной танец, слышать его
  • воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней,

желание слушать ее и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкусы, нравственные качества личности.

Формы работы учащихся: групповая, коллективная , индивидуальная

Методы: ролевая игра

Общенаучные: обобщения, сравнительный.

Педагогические: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия, перспективный, т.к. данная тема в 5 классе является первоосновой для соответствующих тем в 7 классе

Необходимое техническое оборудование мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, музыкальный инструмент.

Структура и ход урока

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Вопросы к учащимся: самостоятельное это произведение или является фрагментом? как оно называется? Какие средства выразительности использовал композитор в развитии образов?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, опираясь на уже полученные знания и формулируют тему урока.

Этап актуализации и пробного учебного действия (завязка)

Виртуальное путешествие в музыкальный театр, знакомство с театрами. Видеопоказ театров. Когда и где возник балет? (Просмотр видеоряда с комментариями учителя).

Учащиеся смотрят презентацию.

Дети выбирают театр для посещения.

Этап развития действия (разработка)

Показ фрагмента из балета.

Для постановки балета нужны те же профессии, что и в опере.

Вспомните, кто нужен для постановки музыкального спектакля?

Работа в группах. Тем, кто отвечает правильно, раздаются карточки с эмблемой, названной учеником театральной профессии. Остальные карточки с эмблемами раздаются учителем, формирующим группы с учётом индивидуальных интересов и способностей учеников.

Развитие действия (разработка).

А теперь приступаем к постановке спектакля.

(Прослушивание Вступления к балету, определение состава музыкальных инструментов оркестра, затем – музыкально-пластическая импровизация под музыку вступления. Остальные ученики после прослушивания определяют, какие музыкальные инструменты были изображены.

Уч.ся отвечают на ряд вопросов: как в театре надо себя вести?

место, где располагается оркестр называется. что такое либретто?

(ученики читают либретто)

Художники рисуют афишу спектакля (работа с интерактивной доской).

Музыканты, расположившись в оркестровой яме, начинают репетировать вступление к балету. Занавес ещё закрыт.

И вновь – работа художников. Рисуем декорации, подбираем костюмы артистов.

(Работа с интерактивной доской).

Кульминация (этап первичного закрепления нового знания). Самостоятельная работа с самопроверкой.

Чтобы понять, в чём сходство и различие оперы и балета, составим таблицу, в которой выделим характерные черты музыкальных спектаклей - оперы и балета.

Музыкально-пластическая импровизация под музыку:

Знакома ли нам эта музыка? (Да) В каком музыкальном фрагменте балета мы её слышали? (Во Вступлении).

  1. Музыкально-пластическая импровизация: принцесса Аврора и принц Дезире.

Знакома ли нам эта музыка? (Да) Как называется этот танец? (Вальс).

Наш спектакль закончен. Аплодисменты всем участникам!

Развязка (реприза). Этап включения в систему знаний и умений

( составляется учениками совместно с учителем):

Эпилог. Этап рефлексии учебной деятельности.

- Новые знания мне пригодятся…

- Какие нравственные качества героя сегодняшнего урока вы хотели бы воспитать у себя?

- Что ярче всего запомнилось вам из прослушанного сегодня?

Дети отвечают устно.

Комментарии учителя . Искусство балета появилось в Европе благодаря королевским балам. Например, в Италии придворные танцы под руководством специальных учителей-танцмейстеров напоминали театральное действие. Первый балетный спектакль был поставлен более четырёхсот лет назад во Франции. В старину на сцене танцы сменялись пением и чтением стихов. Особенно популярны были балеты-маскарады и балеты на рыцарские и фантастические темы.

Его-то мы и поставим сейчас собственными силами. Попробуем?

6. 2. Самоанализ урока музыки

1. Характеристика класса.

Класс, в котором проводился урок достаточно сложный по поведению. В нем есть ребята, которые умеют творчески мыслить, анализировать, искать пути решения. При выборе форм и методов учебной деятельности были учтены особенности данного класса. В классе – 14 человек. По типу темперамента преобладают холерики, уровень развития – средний. Большинство ребят имеют интерес к предмету и активно участвуют в работе на уроке.

Второй урок по теме (из двух).

  1. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей, воспитывающей.

В ходе урока планировалось развитие творческих способностей в процессе коллективного обсуждения, что приводит учащихся к осознанию необходимости изучения данной темы, в результате чего расширяется кругозор учащихся и развивается креативности мышления. Этапы урока логически прослеживаются, присутствует плавный переход от одного к другому. Можно проследить целостность и завершенность урока. Считаю, что выбранная структура урока рациональна, т. к. позволяет реализовать в комплексе все цели и задачи урока.

Урок был ориентирован на использование деятельностных методов и приемов. Формы и методы были выбраны мной исходя из объёма и сложности материала.

На уроке применялись индивидуальная, фронтальная, групповая формы.

Методы также были разнообразны.

• Интерактивный (учитель-ученик) и с помощью интерактивной доски;

• метод междисциплинарных взаимодействий;

Большая часть времени на уроке ушла на основной этап (ребята знакомились с новым материалом, участвовали в инсценировании, слушали музыку)

Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий произведён в соответствии с целями урока.

Все учащиеся активно участвовали в процессе обобщения изученного материала. Интерес учащихся проявился в ходе практической работы и в процессе работы у доски. На завершающем этапе мною был подведен итог урока, поставлены оценки, а также прокомментировано домашнее задание. Для меня важным было участие каждого ребенка в учебной деятельности, а знание реальных возможностей и способностей учеников, помогло им проявить себя, дало возможность самореализоваться. Считаю, что детям на уроке было комфортно, тем самым было выполнено одно из требований к современному уроку – создание ситуации успеха, ребята ушли с урока удовлетворенные тем, как прошел урок.

При организации учебной деятельности я старалась спланировать работу, опираясь на компетентностный подход. Деятельность учащихся была разнообразной, соответствующей уровню возможностей школьников и направленной на формирование УУД.



7. Аспект оценки конечного результата урока:

На данном уроке реализовывались задачи формирования метапредметных УУД: регулятивных, коммуникативных, познавательных, личностных.

На этапе целеполагания урока учащиеся самостоятельно поставили цель урока. Прогнозировали, осуществляли контроль и коррекцию исполнительской деятельности

На этапе закрепления учащиеся выполняли задания требующие анализа музыкального произведения.Учились моделировать музыкальный материал, выдвигать гипотезы на этапе формирования новых понятий и способов действий

Личностные: На протяжении всего урока учащиеся проявляли своё эмоциональное отношение к материалу в движении под музыку, инсценировании. Проводилась работа с мотивированными и творчески одарёнными учащимися.

Формированию коммуникативных умений способствовала работа в группах. Дети учились оформлять свои мысли, высказывать свою точку зрения, доказывать, обсуждать. Учились сотрудничать. Участвовали в коллективном и групповом исполнении музыкального материала

Своих целей урок достиг, как показало закрепление и рефлексия, учащиеся были заинтересованы темой и активно выполняли учебные действия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

При проведении комплексного самоанализа урока музыки необходимо рассмотреть следующие положения:

Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся класса. Какие особенности учтены учителем при планировании данного урока.

Какова главная цель и направленность урока. Какие задачи обучающего, развивающего и воспитывающего характера решались учителем в ходе урока. Была ли обеспечена их комплексность и взаимосвязь. Что являлось главным, стержневым в уроке. Насколько успешна реализация этих параметров.

Какова структура урока. Насколько логично и последовательно выстроены эго этапы. Какое место в уроке занимали опрос, беседа, диалог с учащимися, изучение нового материала, закрепление и обобщение пройденного, проверка и определение домашних заданий. Как в них рассматривалась тема. По какому принципу выстроена драматургия урока.

Какое сочетание методов, приемов и техник обучения было избрано учителем для достижения поставленной цели. Насколько оптимален их выбор. Какие элементы требуют коррекции на последующих уроках.

Какие формы работы были предложены на уроке. Имел ли место индивидуально-дифференцированный подход к учащимся. Соответствовал ли уровень сложности особенностям учащихся класса.

Насколько высока работоспособность учащихся в течение всего урока, за счет чего она обеспечивалась. Как поддерживалась благоприятная психологическая атмосфера урока. Какой стиль общения доминировал. В чем проявлялось воспитательное влияние личности учителя.

Рационально ли использовано время урока. Как предупреждались перегрузки школьников.

Присутствовали ли на уроке моменты педагогической импровизации, насколько они оправданы. Возникали ли в ходе урока непредвиденные педагогические ситуации, какими способами они разрешались.

(Самоанализ урока заверяется руководителем ООУ)

Самоанализ урока музыки

Тип урока: урок открытия новых знаний

При планировании данного урока учитывались реальные учебные возможности учащихся первого класса. У всех детей преобладает эмоциональная и познавательная мотивация в обучении. Ученики в основном правильно понимают содержание предлагаемого материала, эмоционально правильно его принимают, правильно определяют характер предлагаемой музыки. Большая часть класса работоспособны, хорошо развито внимание, быстрое включение в работу. Практически все способны регулировать свое поведение на основе взаимодействия с одноклассниками и с учителем. Но есть дети, нуждающиеся в дополнительной эмоциональной мотивации со стороны учителя.

Цель урока: помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе, связать жизненные впечатления детей с художественными образами.

Урок был направлен на формирование эмоционально-ценностного отношения к музыке и другим видам искусства, чувства уважения к национальной культуре, внимательного и родственного уважения к природе, эмпатии, чувства коллективизма, ответственности за выполненное дело; на формирование сознательного отношения к музыке – умение слушать музыку, определять ее характер и высказываться о ее звучании, узнавать звучание музыкальных инструментов, закреплять названия музыкальных произведений, имен композиторов, музыкальных понятий; на формирование деятельно-практического отношения к музыке во всех видах музыкальной деятельности: пении, игре на детских инструментах, музыкально-пластическом движении.

Планируемые результаты урока.

Предметные: научатся слушать мотивы осенних мелодий П.И. Чайковского, Г.В. Свиридова; эмоционально откликаться на музыку, определять образное содержание и характер музыки, высказываться о ее звучании, сравнивать произведения; осознанно и выразительно исполнять музыку во всех видах музыкальной деятельности – пении, музыкально-пластическом движении; узнают названия произведений, имена композиторов, художников, музыкальных инструментов, понятия музыка, живопись, литература, характер настроения, напевность.

Метапредметные УУД

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкального сочинения, построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные: воспринимать музыкальные произведения и мнение других людей о музыке, работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир, природу, произведения искусства, продуктивное сотрудничество с учителем, одноклассниками при работе в парах, внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание.

Реализация поставленных цели и задач способствовало логичное и последовательное построение урока, все этапы которого вытекали друг из друга.

Музыкальная разминка - музыкальное приветствие, дыхательная гимнастика, распевание, игра на свирелях. Применялся деятельно-практический метод, здоровье сберегающие технологии, которые были направлены на развитие певческих и исполнительских навыков уч-ся.

Вывод. Учитель говорит о том, что на уроке мы попытались войти в мир красоты осенней музыки. Что вдохновляет композиторов, художников, поэтов создавать прекрасную музыку, живопись, поэзию об осени и других временах года? Отвечают – красота природы. (Наглядный, наглядно-слуховой, проблемно-поисковый, практический, словесный, сравнения, эмоционального воздействия).

Рефлексия учебной деятельности на уроке. Учитель спрашивает, что нового узнали на уроке, какого характера может быть музыка осени, что делали на уроке, какое музыкальное произведение понравилось больше всего. Дети отвечают, благодарят Музыку за прекрасные осенние мелодии. (Словесный, обобщения).

Домашнее задание. Прогулка в осенний лес – вспомни, исполни, нарисуй музыку осени.

На уроке использовались фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы. Использовались как общедидактические методы обучения и воспитания, так и музыкально-педагогические, способствующие приобщению детей через сопереживание к полноценному художественному творчеству и сотворческому восприятию искусства. Использование данных методов свидетельствует о применении следующих педтехнологий развивающего обучения: ИКТ, проблемного обучения, интерактивные, игровые, здоровьесберегающие. Все это позволило осуществить достижение поставленной цели и задач данного урока.

Повышению эффективности урока послужило использование различных средств обучения: дидактических и технических (учебники, карточки, фигуры на магнитной доске, портреты композиторов, презентация с картинами, музыкальные инструменты, телевизор, DVD-плеер, запись музыки).

Работоспособность детей на уроке была высокая за счет применения разнообразных методов обучения и разнообразных видов деятельности. Урок прошел интересно, с эмоциональным настроем.

Читайте также: