Конспект урока греческие колонии на берегах средиземного и черного морей

Обновлено: 05.07.2024

Цель - формировать у учащихся ценностное отношение к процессу греческой колонизации на основе выявления причин и последствий этого процесса, развивать навыки работы с исторической картой, текстом источника.

- развивающие: развивать умения сравнивать, систематизировать информацию, выявлять причинно-следственные связи, давать оценку и аргументировать свою позицию, работать с текстом, исторической картой, в группах, коммуникативные навыки;

- воспитательные: способствовать формированию у учащихся ценностного уважительного отношения к греческой колонизации как процессу, способствующему культурному, экономическому сближению народов, способу разрешения экономических и политических противоречий.

Учебное пособие (урок 32), компьютер, мультимедийная установка

Раздаточный материал (распечатанные исторические карты), отрывки из произведений художественной литературы, фрагмент фильма о греческой колонии (на электронном носителе), атрибуты, используемые на этапе рефлексии

Планируемые результаты урока

учащиеся ценят значение греческой колонизации (хозяйственное освоение берегов Черного и Средиземного морей, распространение области земледелия, культурное и экономическое сближение народов, влияние на решение проблем перенаселения и роста социальной напряженности в Греции)

учащиеся понимают сущность колонизации, ее причины и последствия, выделяют социальные группы населения Греции, участвующие в колонизации и мотивы их переселения, понимают особенности устройства греческих колоний и взаимодействия колонистов с местным населением и метрополией

метапредметные
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

а) регулятивные УУД (ученик ставит цель собственной познавательной деятельности и придерживается ее, адекватно реагирует на замечания и принимает критику для коррекции результатов деятельности, регулирует собственную деятельность в соответствии с морально-этическими нормами, оценивает собственные достижения);

б) познавательные УУД (способен ориентироваться в тексте учебника, выделять важную для изучения нового материала информацию, разрабатывать план ее изучения, умение сравнивать, систематизировать, выявлять причинно-следственные связи);

в) коммуникативные УУД (владеет навыками групповой работы, выполняет свои обязанности в группе и видит цель своей деятельности, прислушивается к мнению собеседников, высказывает свою точку зрения и аргументирует ее, грамотно оформляет свои мысли в устной речи, читает про себя текст и понимает содержание, оказывает помощь, владеет навыками участия в диалоге).

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Фронтальный и индивидуальный опросы учащихся, составление кластера, организация работы с текстом, выполнение творческой работы в парах и индивидуально (по обобщению пройденного материала)

Литература и интернет-ресурсы

Вигасин А. А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2015

Колобова К. М. и Озерецкая Е. Л. Как жили древние греки.

Прилежаева-Барская Б. М. В Северном Причерноморье.

Щеглов А. Н. Подвиги Геракла. По памятникам Херсонеса Таврического.

Фрагмент учебного видеофильма о греческой колонии

План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся

с указанием форм организации

Используемые методики

и технологии (на разных этапах урока)

Приветствует учащихся, проверяет подготовленность классного помещения к уроку, наличие у учащихся школьных принадлежностей.

Учащиеся приветствуют учителя, показывают готовность к уроку.

Учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать название темы, определить предмет изучения, рассмотрев исторические карты и прослушав шутливое высказывание Сократа о греческой колонизации.

Записывает название темы урока.

Учащиеся анализируют содержание исторической карты, отвечают на вопрос учителя (приходят к выводу, что на уроке речь пойдет о переселениях греков и создании греческих колоний).

Записывают название темы урока.

3. Актуализация знаний

Учитель предлагает учащимся поработать с исторической картой, найти греческие колонии и описать их местоположение; наметить план изучения новой темы путем постановки вопросов об устройстве колоний, причинах их основания и последствиях колонизации.

Учащиеся работают с исторической картой, выявляют проблемы, определяют, каких знаний не хватает, что нужно узнать на уроке. Намечают план изучения новой темы (причины создания колоний, устройство греческих торговых поселений, последствия колонизации).

Технология проблемного обучения, наглядно-иллюстративный метод

4. Изучение нового материала

Предлагает поработать с текстом учебника, выявить, какие мотивы заставляли греков покидать Родину, какие социальные группы участвовали в колонизации. Рассказывает о подготовке переселениям.

Учитель предлагает поработать с отрывками из произведений художественной литературы, обращает внимание на иллюстрации презентации и учебника, просит выявить особенности устройства колонии, хозяйственной жизни переселенцев и их культурных контактов с местным населением.

Показывает фрагмент фильма об Ольвии, памятниках греческой культуры, обнаруженных в Северном Причерноморье, о развитии культуры колоний, контактах греков со скифами.

Учащиеся работают с текстом, отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся читают фрагменты произведений художественной литературы, работают с иллюстративным материалом, выявляют особенности устройства колоний (местоположения колоний, управления, торговых и культурных контактов переселенцев).

Учащиеся смотрят фильм, делают вывод об особенностях колоний, культурном и хозяйственном значении колонизации.

Технология проблемного обучения, работа с текстом, наглядно-иллюстративный метод, метод ценностной ориентировки

5. Первичное закрепление пройденного на уроке материала

Предлагает учащимся закрепить пройденный материал, подготовить творческую работу (рассказ от имени переселенца по плану: причины выезда из Греции, подготовка к переселению, местоположение колонии, особенности ее устройства, культурных и хозяйственных контактов ее жителей).

Учащиеся выполняют творческое задание, работая в парах или индивидуально. Затем отвечают.

Работа в парах, систематизирующий метод, метод ценностной ориентировки

6. Подведение итогов урока

Предлагает составить кластер по теме.

Предлагает провести рефлексию работы учеников на уроке, используя необходимые атрибуты (шкатулки и листочки трех цветов, отражающих эмоциональное восприятие урока и уровень собственной успешности на уроке); выставляет оценки за работу.

Составляют кластер, показывая связь ключевых вопросов, рассмотренных в ходе изучения темы; делают вывод о значении колонизации.

Участвуют в проведении рефлексии (оценивают свою работу на уроке), выставляют оценки.

Метод рефлексии, систематизирующий метод, метод ценностной ориентировки

7. Организация изучения домашнего задания

Колония – это зависимая территория, находящаяся под властью иностранного государства и управляемая им.

Боспорское царство это античное государство в Северном Причерноморье на Боспоре Киммерийском (Керченском проливе).

Колонизация это процесс заселения и освоения новых территорий земли людьми.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Древний мир. Книга для чтения по истории / Под ред. В. П. Буданова. – М.: АСТ., 2006. С. 74–103.
  3. Андреев, Ю. В. Раннегреческий полис (гомеровский период), Издательство Ленинградского университета, 2009 г.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В VIII веке до н.э. началась Великая греческая колонизация, которая продлилась 300 лет. Начало колонизации в Греции связано с тем, что население росло, земли на всех не хватало. Начинался голод. Кроме того, когда жителей полиса становилось очень много, сложно было принимать решение на народном собрании. Была и другая причина массовых отъездов за море, во многих полисах шла ожесточённая борьба между демосом и знатью.

Развитие технологий у греков было выше, чем у местного населения. Поэтому происходили такие истории, как история Скила. Недалеко от колонии Ольвия жил скифский царь Скил. Его матерью была гречанка. Она научила сына греческому языку. Хотя Скил царствовал над скифами, он мечтал жить как грек. Часто царь приходил к стенам Ольвии, оставлял охрану снаружи и участвовал в греческих праздниках. Для этого он переодевался в хитон и гиматий и в таком виде ходил по улицам. Немудрено, что он влюбился в гречанку и даже построил в Ольвии огромный дом для неё. Когда его соплеменники узнали об этом, Скила сочли предателем и казнили.

Греческая колонизация имела три основных направления. Самым значительным было Западное направление в сторону острова Сицилии, Южной Италии, Южной Франции и Испании. На юге, в Африке, греки основали несколько колоний, например, Кирену. Двигаясь на северо – восток, греки селились по берегам Чёрного моря. Там было основано много колоний. Это территория современной России и Украины.

Самое мощное государство, которое возникла здесь – Боспорское царство.


Оно возникло из греческой колонии, располагавшейся на берегах Керченского пролива (он соединяет Азовское и Черное моря). Столицей был город Пантикапей (нынешняя Керчь). Оно входило в состав разных государств, но окончательно прекратило свое существование только в V в н.э., т.е. просуществовало почти 1000 лет. Пантикапей объединил вокруг себя разные полисы – Фанагорию, Киммерик, Нимфей. Главное, чем славилось Боспорское царство – выращивание злаков. Оно поставляло зерно греческим полисам. Демосфен рассказывает, что Афины получали с Боспора половину всего необходимого им привозного хлеба – около 16 тысяч тонн в год.

На окраине Севастополя находятся развалины греческого города Херсонес. Колонии были в городах Калос Лимен (северо – запад Крыма), Феодосия, Нимфей (17 км к югу от нынешней Керчи), Киммерик (Крым), Керкинитида (нынешняя Евпатория), Танаис (30 км к западу от нынешнего Ростова – на – Дону), Фанагория, Гермонасса и Кепы (Таманский полуостров), Торик (нынешний Геленджик), Питиунт (современный поселок Пицунда), Диоскуриада (современный Сухуми). И это не полный список.

Греки очень ответственно относились к торговле. Масло и вино для перевозки разливали в специальные сосуды – амфоры, на которые ставились клейма – знаки производителя, владельца, инспектора. Да, были и такие люди. Если продукт был некачественный, по клейму можно было определить торговца или винодела и подать жалобу. Ученые расшифровывают эти знаки и таким образом определяют, откуда прибыла та или иная амфора. Собрав эти данные, можно составить карту торговли колоний с греческими полисами и соседними народами.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Кем считали себя греки – переселенцы? Выберите один вариант ответа.

Единым народом – эллинами

Единым народом – эллинами

Пояснение: В результате колонизации греки познакомились со многими народами, которых они раньше не знали. Греки видели, что эти народы отличаются от них по языку, обычаям, культуре. Благодаря этому греки начали осознавать себя единым народом – эллинами. Все другие народы они называли варварами.

Задание 2. Как развивалась торговля в греческих колониях? Установите соответствие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование и материалы: учебник по Истории для 5 класса под ред. Вигасина А.А.

Мотивационный этап (стадия вызова)

Изучение нового материала (стадия осмысления):

Подведение итогов (рефлексия).

Приветствие учащихся, проверка отсутствующих

2. 3.Мативиционный этап(стадия вызова)

Тема урока: Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей

План изучения;

1.Почему греки покидали родину

2.В каких местах греки основывали колонии

3.Греки и Скифы на берегах Чёрного моря

В это время Д/З готовятся отвечать следующие ученики:

Отвечают на вопросы

Отвечают домашнее задание.

В это время класс работает с параграфом класс письменно отвечая на первые 3 вопроса

Записывают тему урока

4.Изучение нового материала

1. Почему греки покидали родину

Греция была бедной: не хватало хлеба – стремились найти более плодородные земли

Бедные земледельцы продавшие свои участки, должники – стремились снова обрести свою землю и попробовать разбогатеть

Проигравшие в столкновениях демоса и знати. Иногда уезжали очень быстро, бросив дома и рабов.

Но чаще всего уезжали организованными группами. Город снабжал кораблями, припасами, охраной и всем что может понадобиться. (Надеялись на прибыль от торговли с местным населением и решали проблему малоземельных и бедных граждан)

2. В каких местах греки основывали колонии

Вблизи моря с удобной гаванью (линия берега)

Источники пресной воды

Старались наладить мирные отношения с местным населением.

Из Греции в колонии ввозились: Вино, оливковое масло, оружие, ткани, вазы, статуи

Из колоний в Грецию везли: пшеницу, мёд, рабов, шкуры животных

3. Греки и Скифы на северных берегах Чёрного моря.

Колонией управляли: Народное собрание, архонты, городской совет

Геродот рассказал о Скифском царе Скиле:

Скифы жили рядом с греческой колонией. Мать Скила – гречанка. Научила сына греческому языку и письму. Начав царствовать Скил часто посещал Оливию, оставлял охрану за воротами переодевался в греческую одежду, любил греческие обычаи, женился на гречанке и построил для неё дворец. Но когда Скифы узнали что их царь поклоняется чужим богам то восстали, выбрали себе нового царя а Скила убили.

Во всех колония Греки разговаривали на одном языке, Одним Алфавитом, Поклонялись Олимпийским богам, Себя называли Эллиными. Грецию -Элладой

Конспект урока по теме

Способствовать ознакомлению с важнейшим явлением в истории Греции – колонизацией VIII–VI вв. до н. э.; создать условия для определения причин колонизации, развития умений характеризовать основные направления колонизации, выделять факторы, определившие деятельность греков в каждом направлении, определять характер взаимоотношений эллинов с местными жителями, взаимное влияние этих контактов; раскрывать последствия Великой греческой колонизации; содействовать формированию навыков работы с картой, учебником

Тип и вид урока

Комплексное применение знаний, способов действий / исследовательская лабораторная работа

Планируемые
результаты
(предметные)

Умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность

Выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания больше узнать; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

Метапредметные
результаты

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах

Основное содержание темы, понятия и термины

Великая греческая колонизация. Причины колонизации. Основные направления колонизации. Установление отношений между колонией и Грецией. Взаимоотношения с местными жителями. Эллины и варвары. Значение Великой греческой колонизации. Колонизация, колония, пираты, мрамор, скифы, эллин, Эллада, гиматий, хитон, хламида

Образовательные ресурсы

Организационная структура урока

Формы,
методы, методические
приемы

характеристика
основных видов
деятельности

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II. Актуализация знаний

Парная. Словесный, игровой. Работа
с хронологией, игра

Составить вопросы для игры.

Называют даты исторических событий, применяют исторические знания в нестандартной ситуации

Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Коммуникативные: умеют работать в паре; умеют задавать вопросы

Игра с хронологией

III. Постановка учебной задачи

– Сократ шутливо говорил, что греки расселись вокруг моря, как лягушки вокруг болота. Что имел в виду афинский мыслитель? Сегодня мы это и узнаем

Слушают учителя, задумываются над высказыванием Сократа

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

колоний на берегах Средиземного
и Черного
морей

Групповая. Словесный, практический, исследовательский. Работа с текстом, картой, контурной картой, тезисы, беседа

Формулирует задания для работы

с текстом § 32 (п. 1, 2).

– Почему греки покидали родину?

– Найдите на карте греческие колонии, назовите их, опишите местоположение.

Организует работу с контурной картой ( РТ стр.20 №26 ) в рабочей тетради.

– Составьте краткую характеристику территорий, на которых греки основывали свои колонии

- Колонии стали независимыми государствами.

Почему греки покидали родину:

- Население росло, хлеба не хватало (Почему?)

- Во многих полисах шла борьба между демосом и знатью. Вожаки проигравших, боясь мести, покидали город.

- Город помогал уезжавшим (корабль, запас пищи, охрана от пиратов). Почему город шел на эти меры?

- Купцы, оставшиеся в городе, надеялись выгодно торговать с колониями.

В каких местах греки основывали колонии?

- Определить по карте, стр. 151.

- Селились близь моря.

- Рядом с источником пресной воды.

- На плодородных землях.

- Почему именно в этих местах селились?

- Выращивали хлеб и виноград.

- Греция торговали с колониями:

- из Греции: вино, оливковое масло, изделия ремесла.

- Их колоний: пшеница, рабы, шкуры животных, мед.

Находят в тексте причины, по которым греки покидали родину, записывают в виде тезисов. Находят на карте греческие колонии, описывают местоположение, отмечают колонии на контурной карте. Составляют характеристику территорий

Регулятивные: составляют план
и последовательность действий.

Познавательные: используют знаково-символические средства, осуществляют поиск и выделение
необходимой информации в тексте учебника; структурируют знания.

Коммуникативные: умеют работать в группе

Контурная карта, тезисы, беседа
по вопросам

Взаимоотношения эллинов с местными жителями

Фронтальная. Словесный, проблемный. Работа с текстом, беседа

Организует чтение с отсановками п. 3 § 32.

– Определите характер взаимоотношений эллинов с местными жителями, взаимное влияние этих контактов.

– Самым знаменитым царем скифов был царь Скил. Почему скифские племена восстали против Скила и убили своего царя?

Материал для чтения – текст учебника.

Цель методики – улучшить качество чтения и понимание текста.

Характеризуют взаимоотношения эллинов с местными жителями, взаимное влияние этих контактов. Устанавливают причины восстания скифских племен против Скила

Познавательные: овладевают умением смыслового восприятия познавательного текста; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: допускают
существование различных точек зрения

Беседа по вопросам

V. Закрепление знаний
и способов действий

Коллективная. Словесный, проблемный. Беседа, работа с картой

Предлагает ответить на вопрос, поставленный в начале урока, показать
на карте греческие колонии и раскрыть последствия Великой греческой колонизации

Объясняют смысл высказывания Сократа. Называют последствия Великой греческой колонизации

Познавательные: осуществляют анализ, строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Беседа по вопросам, работа
с картой

VI. Информация о домашнем задании

Комментирует задание.

Найти в Интернете информацию о современных Олимпийских играх. Задания 25, 28 в рабочей тетради

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Читайте также: