Конспект урока гласные у ю после твердых и мягких согласных

Обновлено: 05.07.2024

Цель: формирование умения дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки перед гласными У – Ю.

• формировать умение сравнивать согласные по твердости-мягкости и обозначать их на письме буквами “У” и “Ю” на уровне слога, слова, словосочетания и предложения;

• закреплять навыки звукового, слогового анализа и синтеза слов;

• формировать фонематическое восприятие;

• развивать умение сравнивать, выделять главное, синтезировать отдельные части в единое целое;

• развивать речедвигательные и слуховые ощущения;

• обогащать и уточнять словарный запас;

• совершенствовать грамматические формы речи;

• добиваться понимания инструкций и четкого их выполнения;

• развивать коммуникативные навыки;

• развивать ключевые компетенции.

• воспитывать умение осуществлять самоконтроль;

• воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности;

• воспитывать умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Этапы занятия : подготовительный, основной, заключительный.

1. Индивидуальные карточки (раздаточный материал) : зелёные и синие квадраты, слоговые таблицы, карточки с пропущенными буквами У, Ю.

3. Ручки, простой и цветные (красный, зелёный, синий) карандаши.

4. Зеркала на каждого ребёнка.

Ход логопедического занятия

1. Подготовительный этап

Я тетрадочку открою,

И наклонно положу.

Я друзья от вас не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь!

2. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к занятию.

Учитель: На занятии наши глаза внимательно смотрят и все … (видят)

Наши уши внимательно слушают и все … (слышат)

Голова запоминает и … (думает)

2. Постановка цели занятия (слайд №1)

– Сегодня мы будем учиться различать на слух твердые и мягкие согласные звуки с помощью гласных букв. Узнать с какой парой гласных букв мы будем работать, вы сможете, выполнив первое задание.

Возьмите листы с заданиями и синюю ручку, в центре верхней строки запишите дату и поставьте точку.

Задание 1. В ряду букв найдите слова.

• Какие слова вы нашли (слайд №2? (Ключ, клюв, плюс, круг, друг, вкус)

• Сравним эти слова по написанию. Что общего в написании этих слов? (Состоят из четырех букв, одна гласная буква в середине слова.

• Чем отличаются эти слова? (В одних словах гласная буква У, а в других буква Ю.)

• На какие две группы можно разделить эти слова? (Учитель-логопед распределяет слова на слайде №3 по группам).

• Распределите эти слова по группам. Я на экране, а вы на своих листочках.

• Подчеркните гласные буквы красным цветом.

• Обозначим твердость или мягкость согласного перед гласной буквой.

• Каким цветом обозначим твердость согласного? (Синим.)

• Каким цветом обозначим мягкость согласного? (Зеленым.)

• Как звучат согласные перед буквой У? (Твердо.)

• Как звучат согласные перед буквой Ю? (Мягко.)

• Сформулируйте тему нашего занятия.

3. Основная часть

1. Дифференциация У-Ю на уровне слога :

Потренируемся различать твердые и мягкие согласные на слух :

1. Если я произнесу слог или слово с мягким согласным, поднимите зеленый круг; если с твердым согласным – поднимите синий круг ( у уч-ся на партах два квадрата: зеленый и синий).

Бу, ту, лю, ку, мю, тю, сю, зу;

Лук, тюк, круг, люк, стул, куст;

2. “Игра с мячом”. Послушайте и повторите за мной цепочки слогов :

3. Слоговой анализ. Работа по заполнению слоговой таблицы (слайд №5) :

Заполним слоговую таблицу (задание 2 на листах)

А) Я скажу слово, а вы выделите нужный слог и запишите его в нужное окошко таблицы.

Первый слог – СУхой; ДУмать, ЛЮди, ТЮлени;

Второй слог слова – арБУзы, лоПУхи, гоЛУби, инДЮки

Б) Дополните таблицу самостоятельно.

– Какая гласная буква является показателем твердости согласного?

– Какая гласная буква является показателем мягкости согласного?

- Прочитайте слоги парами так, чтобы первый слог был с мягким согласным, а затем с твердым.

2. Физкультурная пауза.

- Правой рукой дотронуться до затылка;

- Левой рукой дотронуться до правого локтя;

- Правой рукой дотронуться до левого колена;

- Левой рукой дотронуться до правого мочка уха.

3. Дифференциация У-Ю на уровне слова и словосочетания

1) Работа со словами-паронимами:

- Чем похожи эти слова? (буквами Л, К)

- Чем различаются (по написанию, по звучанию, по смыслу)

- Составьте предложения с этими словами.

(Аналогично проводится работа с паронимами тук-тюк и др.)

2) Зашифруй слово буквами У-Ю, цифрой обозначь место буквы в слове (слайд №6)

• Кто нарисован на первой картинке? (гусь)

• Какую букву напишем в слове гусь – У или Ю. Почему?

• Какой по счету напишем букву У?

Зашифруем картинку: У-2. Такая же работа ведется с остальными картинками.

Как можно обобщить эту группу слов? (домашние птицы)

3) Вставь букву У или Ю в слова.

Составьте словосочетания, соединив их стрелочками слова первого столбика со словами второго столбика. Запишите получившиеся словосочетания.

Обозначьте выбор гласной буквы в словах цветом, объяснив свой выбор.

3. Дифференциация У-Ю на уровне предложения

Графический диктант (вспомнить правила написания графического диктанта) :

1) Катюша кормит кур. Ю --- У.

2) Куры клюют зёрна. У ЮЮ.

3) Илюша любит лук. Ю Ю У.

4)Юля надела юбку. Ю --- Ю.

5)Люба и Лёша гуляют. Ю --- --- УЮ.

6)Юра встал рано утром. Ю --- --- У.

4. Заключительный этап

– Какие согласные мы учились различать на слух? (твёрдые – мягкие)

– С какой парой гласных букв мы работали на занятии? (У-Ю)

– Какая из букв обозначает мягкость согласного на письме? (Ю)

– Какая из букв обозначает твердость согласного на письме? (У)

2) Итоговая рефлексия. Оцени работу сам:

Я научился различать твердые и мягкие согласные

Дети рисуют на полях тетради небольшой кружок и поставить в нем один из знаков препинания, обозначающих завершение предложения.

Дифференциация звуков [С] — [Ш]. Буква Ш. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: Дифференциация звуков [С] – [Ш]. Буква Ш. ЦЕЛИ: • Укреплять мышцы артикуляционного.

1.-Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

- Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение.

2. Найдите одинаковые буквы. (Слайд 1)

– Посмотрите на доску.

– Какая буква лишняя: а, м, у, и, о, ю? Почему? ( а, у, и,о, ю – гласные, м – согласный). и, е, ё, у, ю, я ( а – обозначает твердость согласного, и, е, ё, ю, я – обозначают мягкость согласных звуков)

2.Рассмотрите все буквы на карточке. Найдите слова. Прочитайте их.

Проверка выполнения задания.

Выписать буквы у, ю.

Сегодня на уроке вы научитесь определять твердые и мягкие согласные перед гласными у, ю.

IV.Работа по теме урока.

-чтение слогов, нахождение твердых и мягких согласных.

2. Объяснение значения слов. Слайд 3

3. Составить и записать предложения. Слайд 4.

На грядке растет …. Рабочие открыли….

VI. Работа по учебнику.

1.Упр.2, стр. 76. Выбрать нужную гласную.

3.Упр. 3, стр. 77. Вставить буквы у, ю. Подчеркнуть твердые и мягкие согласные.

4.Упражнение в образовании слов. Какой слог нужно вставить. Слайд 5.

…сь …- ри-ца ин-…к пе-….х

Как можно обобщить эту группу слов?

VII. Графический диктант

Катюша кормит кур. Ю --- У.

Куры клюют зёрна. У ЮЮ ---.

VIII. Домашнее задание. Упр. 4, стр. 77. Индивидуальное задание для II уровня – списать два предложения.

- С какими гласными работали на уроке?

- Похлопайте в ладоши у кого хорошее настроение после урока.

Учитель начальных классов Сидельникова Татьяна Борисовна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока письма и развития речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема урока: Различение парных согласных в начале слова.

Конспект урока письма и развития речи в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.


конспект урока письма и развития речи Парные звонкие и согласные на конце слова.

конспект изучения правописания парных звонких и глухих на конце слова.


Конспект урока письма и развития речи 3 класс по теме "Письмо другу"

Этот конспект урока по письму будет интересен учителям, работающим в специальной коррекционной школе VIII вида.


Конспект урока письма и развития речи. 3 класс коррекционной школы VIII вида. Тема "Звонкие и глухие согласные на конце слов"

Конспект урока письма и развития речи в 3 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слов".


Технологическая карта урока по русскому языку, 1 класс, УМК "Планета Знаний, "Парные твердые и мягкие согласные звуки"

Технологическая карта урока по русскому языку, 1 класс, УМК "Планета Знаний, "Парные твердые и мягкие согласные звуки"Тип урока: Закрепление и обобщение полученных знанийЦель урока: Повторен.


Конспект урока письма и развития речи в 3 классе на тему: "Правописание звонких и глухих согласных на конце слова"

Письмо и развитие речи 3 классТема урока: Правописание звонких и глухих согласных на конце слова путём изменения формы слова Цель: создание условий для грамотного каллиграфического письмаЗадачи.


Конспект урока письма и развития речи в 3 классе школы для детей с ОВЗ на тему: "Звонкие и глухие парные согласные на конце слова."

Звонкие и глухие парные согласные на конце слова.Цель: формировать умение проверять написание парных согласных на конце слова.Задачи: -Образовательные:- учить распознавать парные звонкие и глухие согл.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: закреплять умения определять разницу в звучании твёрдых и мягких согласных по слуху и на письме.

Личностные: личностные учебные действия - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.

Коммуникативные: способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

Регулятивные: адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).

Познавательные: обобщать, сравнивать; читать; писать.

Образовательная: закреплять умения различать твердые и мягкие согласные, писать слова с буквами у-ю.

Коррекционно-развивающая: коррекция зрительного восприятия, фонематического слуха; развитие слухового восприятия (при дифференциации твердых и мягких согласных), речи (при аргументации ответа), развитие произвольного внимания, памяти (при выполнении учебных заданий).

Воспитательная: воспитывать мотивацию к учебе, развитие личностных качеств ребенка, а также воспитание трудолюбия и самостоятельности.

Организационный момент.

Стали ровно, опустили руки, успокоились. Посмотрели друг на друга, улыбнулись. С таким настроением мы начнем наш урок русского языка.

Проверка посадки и настрой учащихся на уроке.

Прозвенел звонок начинается урок,

Мы за парты дружно сели

И на доску посмотрели.

-Скажите мне пожалуйста какое у нас время года за окном? (а какие еще есть времена года?);

- месяц какой у нас? (давайте вспомним все месяцы);

- и сегодня у нас 6 декабря.

А теперь открываем тетради, записываем число. Сели ровно.

5. Минутка чистописания. Давайте отгадаем загадки и поймем, что мы будем писать в минутке чистописания.

1) Эту букву я люблю,
И запомню к ноябрю,
Люстра, ключ, салют. спою.
Что за буква? Это. Ю

Слайд 1 (отгадка)

2) Я нашёл сучок в лесу,
Он похож на букву . У.

Слайд 2 (отгадка)

6. Словарная работа.

Показываю картинки с зайцем, капустой, собакой.

Один ученик работает у доски.

7. Физминутка (видео)

8. Работа с учебником с 73 №4

Давайте вспомним правило.

Рассмотрите рисунок. Чем заняты девочки? Что у них на столе? (ответы детей)

Давайте прочитаем его. Какие буквы мы здесь вставим? (показывают карточки с буквами У-Ю)

А теперь давайте запишем первые 2 строчки этого стихотворения. (Задания по уровням).

Молодцы! Справились с заданием!

А теперь немного поиграем!

9. Коррекционная работа. (Развитие фонематического слуха)

У всех карточки на партах (синие, зеленые).

Потренируемся различать на слух твердые и мягкие согласные. Я буду произносить слоги и слова, а вы если услышите с мягким согласным показываете зеленую карточку, а если с твердым-синюю.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект русского языка

Тема: Гласные У- Ю после твердых и мягких согласных

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель: познакомить учащихся с твердыми и мягкими согласными после У-Ю

Личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей; умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

Познавательные: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Задачи: А)Образовательные:

Познакомить с буквами У-Ю

Учить детей определять твердость и мягкость звука перед У-Ю

Учить детей оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.

Формировать умения выделять главное, существенное в изучаемом материале

Воспитывать умение представлять другим ход своей работы и результат.

Формировать творческое отношение к процессу обучения, эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме.

Продолжить работу по развитию устной речи;

Продолжить развивать умения наблюдать, выделять общие и существенные признаки, выделять главное.

Развивать навыки устной и письменной речи

Развивать фонематический слух

Корректировать мелкую моторику пальцев рук

Развивать навыки звукового, слогового анализа и синтеза;

Развивать связную речь детей.

Оборудование: Учебник стр. 87-89 , экран,презентация.

I . Самоопределение к деятельности

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

-Проверьте все ли принадлежности вы подготовили к уроку.

Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность учебных принадлежностей.

II . Артикуляцион

ные упражнения

Упражнения для развития подвижности губ

Улыбка - Трубочка .
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

Динамические упражнения для языка

Часики (Маятник).
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

Змейка.
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

Смотрят на учителя и выполняют артикуляционные упражнения

II . Мотивация учебной деятельности

- К нам на урок пришли две девочки одну из них зовут Люба, а другую Луша.

Учитель выставляет на доску изображение двух девочек.

- Какая гласная идет после Л в имени Люба? (Ю)

- Какая гласная идет после Л в имени Луша? (У)

- Сегодня мы познакомимся с буквой У и Ю еще ближе и узнаем, чем они отличаются друг от друга.

Дети слушают учителя и смотрят на доску

III . Чистописание

-Одна из девочек в синем платье. Так как буква У делает букву Л твердой . Как зовут эту девочку?

- На другой девочке зеленое платье. Буква Ю в ее имени делает букву Л мягким. Как ее зовут?

-Теперь напишем букву У в воздухе

-Молодцы, теперь рисуем в воздухе букву Ю

-Открываем тетради, записываем число, сегодня 8 декабря

- Запишем буквы У и Ю в тетради. -Сначала я записываю их на доске, а потом вы самостоятельно в тетради

-На первой строчке мы пишем шесть раз букву У , на второй букву Ю.

Пишем с красной строки, спина во время письма прямая

-Теперь запишем в тетради их имена:Луша и Люба. Если это имена, с какой буквы мы их напишем?

-Правильно. На первой строчке мы три

- В слове Луша есть буква У, подчеркнем ее красным цветом. Как звучит согласный звук перед буквой У?

- Каким цветом мы обозначаем твердый согласный?

- Подчеркнем букву л, которая обозначает звук [л] синим карандашом. -Какие гласные пишутся после твердых согласных?

- В слове Люба есть буква Ю, обведем ее красным карандашом. Как звучит согласный перед буквой Ю?

Нажмите, чтобы узнать подробности

-выполнять схемы слов с твёрдыми и мягкими согласными; наблюдать.

-вступать в контакт и работать в коллективе учитель-ученик; ученик –ученик;

-обращаться за помощью и принимать помощь;

-слушать и принимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.

предметные:

планируемые образовательные результаты

обозначать твёрдость согласного звука на письме с помощью букв у;

обозначать мягкость согласного звука на письме с помощью букв ю;

учить детей слышать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки, посредством гласных у, ю;

развивать зрительное восприятие, фонематический слух, внимание, память, мышление;

расширять и активизировать словарный запас;

развивать мелкую и общую моторику;

прививать интерес к русскому языку;

прививать аккуратность в ведении тетради, самоконтроль.

Оборудование: иллюстрации с героями Тимом и Томом, домики: зелёный и синий, карточки с индивидуальными заданиями.

Читайте также: