Конспект урока добро и зло в произведениях литературы

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок чтения

развивающие цели : развитие мышления, способностей к умозаключению и выводам; развитие устной речи, творческих способностей, внимания и памяти;

воспитательные цели : продолжать воспитание нравственного, толерантного отношения к людям, любовь к изучению предмета; продолжать работу по развитию навыка самостоятельной работы на уроке, уважения к другим учащимся и учителю во время дискуссий, работа над самооценкой учащихся, воспитание культуры;

коррекционные : развитие и коррекция пространственного мышления и его операциональной стороны (анализа, сравнения, классификация) через выполнение специально подобранных упражнений на базе учебного материала ) корригировать внимание , коррекция и развитие связной устной речи ( пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса) мыслительной деятельности, памяти, зрительных восприятий ,личностных качеств учащихся.

Организация деятельности детей.

Введение в тему урока.

Сегодня наш урок необычный. Послушаем притчу (можно инсценировать)

Добро и Зло с далеких пор

Ведут свой древний, давний спор

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на земле?

« Кто служит мне, тем повезло

Я щедро отблагодарю

Земные блага подарю

Машины, деньги , мощь и власть

Добро сказало: «Может быть,

Но только я могу любить

Хоть за душою не гроша

Для всех людей важна душа

Я вилы, яхты не дарю

Зато я душу сохраню

Друзей, родных, детей и дом

И много счастья в доме том

Не знаю, что еще сказать…

Остаться с кем, самим решать

Добро и Зло с далеких пор

Не оставляют этот спор .

Учитель: О чем эта притча? (ответы детей)

Учитель : Какова её тема? Основная мысль? (ответы детей)

Учитель : Кто уже понял тему нашего урока? (ответы детей)

Учитель : Что можете сказать об этих двух словах?

Учитель : Что такое добро и что входит в это понятие?

Учитель : Что такое зло, и какие есть наиболее распространенные его проявления?

Учитель : Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

Учитель : Что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?

Учитель: Ответы на эти вопросы мы будем искать не только на нашем уроке, но и всю жизнь.

Учитель : Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях- добро и зло.

Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

Мы живем с вами на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые поступки. Мне бы хотелось, чтобы на нашем сегодняшнем уроке каждый для себя выработал уникальный критерий добра и зла.

Выход на определение (понятие детьми этих определений).

Учитель : Ребята, а что такое добро для вас? (ответы детей)

Учитель : Что же такое зло? (ответы детей)

Учитель : Заглянем в книгу мудрости - в толковый словарь С.И.Ожегова.

4. Закрепление понятий. Работа в паре.(склеенные слова)

(на партах листы с заданиями)

Учитель : Какое слово подчеркнули?(жизнь)

Учитель : Как это слово связано с темой нашего урока?

(У человека самое дорогое- жизнь. На протяжении всей жизни человек сталкивается с добром и злом)

Учитель : Какие слова нашли и прочитали в этой цепочке?

Учитель : Как вы думаете, почему я включила их в этот список вместе со словом жизнь?

Учитель : На какие две группы вы бы разделили эти слова? Почему?

( Положительные и отрицательные качества людей)

Учитель : Запишите слова в 2 столбика. Давайте расположим эти слова в 2 столбика

Учитель : Давайте проверим

В каждом человеке существует две личности, противоположные друг другу.

Одним человеком мы гордимся, другого стыдимся.

Один способен на :

Другой способен на:

5. Добро и зло в жизни .

Чтение текстов. Анализ

Я как-то в дом принес щенка,

Чтоб покормить его слегка,

_ Ну что ж, -сказала мама, - пусть

Он поживет немножко,

В глазах его такая грусть!

Найдется супа ложка…

Я во дворе нашел потом

Котенка чуть живого,

Его принес я тоже в дом,

Сказала мама снова:

_ Ну ,что ж , - она сказала,- пусть

Он поживет немножко,

В глазах его такая грусть!

Найдется каши ложка…

Я под гнездом нашел птенца,

Над ним вороны вились,

Я спрятал в шапку сорванца,

Мы с ним домой явились.

_ Ну, что ж, - сказала мама, - пусть

Он поживет немножко,

В глазах его такая грусть!

Найдется хлеба крошка…

Однажды я принес ежа,

И заяц в нашу дверь вбежал,

Наверное, со страху.

Сказала мама : _ Пусть живут

В квартире так чудесно,

Если потесниться, тут

Бескорыстная помощь- вот добро. ( Дети оценивают поступок)

Добро- это помощь людям, животным, растениям.

Если хочешь в мире темном

Обижать людей с порога,

Драться, хмурить свои брови

В царство зла тебе дорога.

С обидой в сердце трудно жить,

Добром за зло умей платить.

Учитель . Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы- сердца людей.(Ф.М.Достоевсеий)

Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается.

Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

8. Добро и зло на чашах весов .

Учитель . Притча о Добре и Зле.

Учитель : В каждом из нас есть маленькое солнце- доброта. Доброта нужна и вам самим, и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце.

-- Как вы думаете, чего на свете больше: добра или зла?

_ На этот вопрос ответить однозначно сложно. Разрешить этот вопрос помогут нам весы. На одну чашу весов мы будем класть зло. Это будут черные карточки.

_ Какие проступки и качества вы можете назвать злом?

(Зависть, жадность, грубость, война, предательство, ложь)

_ Чтобы победить зло, нужно постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром.

_ Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с добром.

Учитель : Что же у нас получилось?

(чаша весов с добром перевесила чашу со злом)

Учитель : Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра.

9. Притча о двух волках. Давайте задумаемся.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук , тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

_ А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

_ Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Учитель : Что имел в виду старик?

_ А что нужно делать, чтобы победил белый волк (добро)?

Учитель : А зачем нужно быть добрым?

Добрым нужно быть для того, чтобы жить в мире, чтобы не было войн, чтобы радовать друг друга, помогать, сочувствовать, сопереживать, общаться, чтобы общение приносило радость, чтобы не делать плохо другим людям… и чтобы зло не побороло добро в вашей душе.

10. Цветок Добра.

Учитель : Какое замечательное слово Добро . А как много добрых слов образовано от него! Это слова - качества человека

На доске цветок Доброты. (Дети рассматривают цветок, читают на лепестках слова)

Доброжелательность

Добродетельный

Добродушный

Добросовестный

Добросердечный

Добропорядочный

Добронравный

Учитель : Для чего нужно обладать такими качествами? (ответы детей).

( Чтобы не ссориться, дружно жить, иметь много друзей…)

Учитель : А что нужно для этого делать? (ответы детей)

Учитель : Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми.

Давайте попробуем составить правила, следуя которым можно стать чуточку добрее.

1.Помогать людям.

2.Защищать слабого.

3.Делиться последним с другом.

4.Не завидовать.

5.Прощать ошибки другим.

Учитель : Ребята, вы стоите на начале своего жизненного пути, в ваших душах уже расцвел свой, пусть еще маленький , цветочек добра. Давайте посадим их на нашу поляну доброты. Вы должны сейчас написать на своих цветочках, какие добрые поступки вы должны совершать каждый день и посадить свой цветок в нашем саду на поляне доброты. (под музыку учащиеся прикрепляют цветы на доску, называя при этом что-то доброе)

Учитель : Все в ваших руках. Я надеюсь, что вы будете стараться совершать только добрые поступки, вырастите хорошими людьми.

Спасибо вам, ребята за добрые мысли и умные слова. Делитесь добротой и любите друг друга и помните:

Попробуй не наступить, а уступить.

Не захватить, а отдать.

Не спрятать, а поделиться.

Не кричать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.


Содержимое разработки

Открытый урок литературы в 11 классе (подготовка к итоговому сочинению).

Цель урока – подготовка к итоговой аттестации по литературе, формирование способностей обучающихся к отбору материала по заданной теме и написанию сочинения.

развивающие цели: развитие мышления, способностей к умозаключению и выводам; развитие устной речи, творческих способностей, внимания и памяти; повторить материал о структуре сочинения; формировать умение исследовать литературный текст с целью выделения необходимой информации; развивать критическое мышление через заполнение таблицы;

воспитательные цели: продолжать воспитание нравственного, толерантного отношения к людям, любовь к изучению предмета; продолжать работу по развитию навыка самостоятельной работы на уроке, уважения к другим учащимся и учителю во время дискуссий, работа над самооценкой учащихся, воспитание культуры.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Метод: репродуктивный, метод самостоятельной работы.

Технология: обучение в сотрудничестве.

Форма работы: групповая.

- Как вы думаете, что ответил внуку старик? (всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь)

- Что имел в виду старый индеец? (всё зависит от человека. Каким он человеком хочет стать – таким и станет. Будет совершать злые поступки – станет злым. Будет нести добро – станет добрым.)

- Какое название можно придумать этой притче?

- Что олицетворяют в притче белый и чёрный волки? (добро и зло)

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

- Какова цель урока? (формирование представления о добре и зле)

- Задачи урока?

Выработать понимание терминов ДОБРО и ЗЛО.

Научиться выражать свою точку зрения, аргументируя ответ.

Научиться писать вступление к итоговому сочинению.

Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Это вечные вопросы.

Мы считаем добром отношения доверия, справедливости, милосердия, любви к ближнему. Мы считаем добром движение за демократическое общество, правовое государство, за права и свободы каждого гражданина, а главное — за нравственное возрождение самого человека, за его подлинное счастье.

Да. Добрый человек готов прийти на помощь другому человеку, и делать это не ради выгоды, не напоказ, не в расчете на похвалу, а бескорыстно, по убеждению, по моральному долгу.

Все, что противоположно добру, есть зло. Это — нарушение морали. Поэтому в понятие зла вкладываются представления о безнравственном, антигуманном, недобром. Это понятие обобщенно выражает все то, что заслуживает осуждения, презрения и должно быть обязательно преодолено людьми, обществом, отдельным индивидом. Зло находится там, где человека унижают, оскорбляют, где к нему относятся не как к живому человеку, а как к вещи, с помощью которой можно извлечь себе выгоду. Для гуманных, порядочных людей зло означает такие отношения между людьми, когда счастье одних, их сила, богатство, образованность достигаются за счет несчастья других — их слабости, бедности, невежества и т. д. Итак, зло — это все дурные, вредные подлые поступки людей, все то, что губит душу, способствует нравственной деградации (разрушению) личности.

- Какие отрицательные явления жизни охватывает зло? (ответы…)

Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам как бы ориентиром при освоении огромного морального мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.

При таком обмане, когда зло сознательно запутывает следы, с особой остротой встает перед нами вопрос:

- Как же различать добро и зло, по каким надежным признакам, критериям (т. е. меркам) можно отличить моральное поведение от аморального? (ответы…)

Да. Надо выяснить, чем (люди, человек) являются на самом деле, какие дела творят, и дела их надо оценивать с точки зрения гуманизма, т. е. с точки зрения любви, уважения к человеческому достоинству, с точки зрения общечеловеческих и национальных ценностей и идеалов. Судить надо по делам.

Итак, наличие или отсутствие гуманизма, уважения к человеческому достоинству в реальных делах и поступках (а не словах) — вот основной критерий морали, по которому можно различать добро и зло, моральное и аморальное поведение.

Тема добра и зла – вечная тема в литературе. Её рассматривали еще в глубокой древности – народ размышлял об этой проблеме и создавал вымышленные истории со счастливым концом и обязательной победе добра над злом, о ней говорили писатели XVII, XVIII, XIX, ХХ веков. Художественная литература – отражение жизни человека, значит, в каждом произведении есть место борьбы добра со злом, вечное противостояние этих двух полюсов находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках.

Понятия добра и зла очень условные. Чтобы вы почувствовали, как трудно порой бывает понять, где добро, где зло, расскажем кратко одну жизненную историю.

Ребенок опаздывает на урок, потому что перекопали дорогу, была пробка. С одной стороны, лично мне это опоздание принесло конфликт с учеником, а с другой стороны, ремонтируют дорогу, чтобы в дальнейшем всем было удобно и комфортно ездить.

Вот как оценить данную ситуацию? Добро это или зло?

И тут у нас возникает вопрос, как конкретное произведение подстраивать в качестве аргументов к различным темам.

На что мы должны ориентироваться, когда говорим о добре и зле. Предположим, что ориентир у нас идет на общечеловеческие ценности, на общепринятый взгляд в обществе на эти категории, на поступки. То есть если мы вращаемся в обществе, в котором говорят, что не убий, не укради и т.д. Это плохо. Это моральные христианские вещи, которые до сих пор существуют в нашем обществе и востребованы, мы живем по этим правилам. То есть категория добра и зла здесь неоспоримая.

Добро и зло – это чаши весов, где посередине стоит совесть, нравственность. Совесть – наш внутренний контролер, она не дает нам совершить плохие поступки, удерживает от дурных решений и, наоборот, помогает творить добро.

4. Работа со словарем. Учитель литературы.

- Дайте определение следующим понятиям. Подберите синонимы к ключевым словам.

Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.

Добро – благо, благодеяние, добродушие, душевность, сердечность, сострадание, милосердие, отзывчивость, участливость добросердечность, человеколюбие, человечность, добродушие, гуманность, чуткость, терпимость.

Дать добро, делать добро, добро побеждает, желать добра, творить добро, хотеть добра, поминать добром…

Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок, досада; неприятность, беда.

Зло – бессердечность, жестокость, ненависть, зверство, варварство, несправедливость, вред, лицемерие, неискренность, жестокосердие, бессердечность, озлобление, антигуманность, гнев, неприятность, злоба, несчастье, неправда.

Делать зло, желать зла, зло берет, сделать зло, победить зло, причинять зло, противиться злу, творить зло, уничтожить зло…

Данные определения, синонимы, выражения дают нам возможность поразмышлять в сочинении по данному направлению.

Добро и зло как противоположные нравственные качества, присущие человеку.

Добро и зло как внутренний конфликт и внешний.

Добро и зло по отношению к окружающим, близким, врагам, к тем, кто слабее, и т.д.

Добро и зло по отношению к природе, животным.

Добро и зло по отношению к себе.

Истинное и ложное добро.

Строгое разделение на добро и зло идет в произведениях УНТ. Когда мы с вами читаем сказки, былины, предания, сказания, мы чётко можем сказать, где добрый герой, а где злой. Под литературным материалом подразумевается не только художественные произведения 17-20 веков, но и произведения УНТ (за исключением малых жанров: пословицы, поговорки и т.д.). И если так случится, что на экзамене вам в голову не приходит пример, тогда вы можете обратиться к сказке, народной или литературной.

Добро и зло в сказках всегда борются. Сказочный мир живет на этой вражде. Злые персонажи пытаются одержать вверх, они придумывают различные козни, создают опасности для добрых героев. Но добро всегда одерживает верх.

Примеры добра и зла в сказках.

Итак, двигаемся дальше.

5. Работа в группах.

Добрыми/злыми рождаются или становятся?

7. Подготовка к написанию сочинения.

Структура сочинения.

Тезис (утверждение/ответ на вопрос) + развитие мысли

Добрыми (злыми) рождаются или становятся? Думаю, что каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Я же считаю, что…

Переход + аргумент 1:

Пример из литературы + микровывод.

Описать конкретную ситуации, связанные с темой сочинения и подкрепляющие вашу идею.

Многие авторы-классики обращались к этой теме. Так, в произведении …. Этим рассказом/эпизодом автор доносит до нас следующую мысль: …

Переход + аргумент 2:

Пример из литературы + микровывод.

Существуют и другие аргументы, подтверждающие мою точку зрения. Например, в романе… На примере жизни этого персонажа мы можем видеть, что ….

(повтор тезиса)

Итак, как подсказывают нам отечественные/зарубежные литературные произведения…

Подводя итог, можно сделать следующий вывод: …

- А сейчас в группах продумайте вступление по предложенной теме и заключение.

Итак, мы приходим к выводу о том, что семья, общество и те ценности, которые они прививают, очень важны. Тем не менее, какие бы обстоятельства не сложились, люди и сами должны стремиться к духовному развитию и воспитанию в себе добрых качеств. Мы должны работать над собой, чтобы подавать достойный пример новым подрастающим поколениям.

Добрыми (злыми) рождаются или становятся? Некоторые злые люди в оправдание себе говорят, что они родились такими. По их мнению, доброту можно унаследовать как красоту или богатство, но развить ее самостоятельно невозможно. На мой взгляд, это заблуждение, основанное на желании оправдать себя, ведь добрым человек не рождается, а становится. Только жизненный опыт убеждает нас в необходимости благих дел. Чтобы подтвердить свои слова, приведу литературные примеры.

Таким образом, добрыми люди не рождаются, а становятся под влиянием различных факторов. Кто-то находит это качество вместе с первой любовью, кто-то обретает его после череды суровых испытаний. Но важно понимать, что стать хорошим человеком никогда не поздно, ведь развить в себе добродетель может каждый из нас.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы сегодня попытаемся рассмотреть самый сложный инструмент - душу человека. На примере творчества поэтов и писателей 20 века мы увидим, что человек, по словам академика Д.С.Лихачева, может жить в сфере добра. А может находиться вне этой сферы.

Давайте определим, что такое Добро и Зло.

Ученик: Добро это то, что хорошо, полезно нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

Ученик: Зло имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье.

Учитель: А что вы выписали из высказываний писателей о добре?

(В.М.Шукшин из рабочих записей)

Верю я придет пора,

Силы подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Учитель: Можем ли мы утверждать, что добро и зло противоположные понятия?

Ученик: Да, добро и зло противоположные понятия.

Учитель : Мне бы хотелось, чтобы вы усвоили не только значение этих слов, но и попытались увидеть и увидели, как во многих произведениях русской литературы20 века рассматривается эта проблема.

Может быть кому –то рассуждения Дмитрия Сергеевича о добре и зле покажутся неприменимыми к современной жизни, где перемешиваются добро и зло. В жизни происходит все гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки и злые. Любим, желаем добра, здоровья, и тут же завидуем, обижаемся, даже , бывает, ненавидим. Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос у самого ученого.

Среди других играющих детей

Она напоминала лягушонка. Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей.

Рассыпаны, рот длинен, зубы кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам ее,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики , не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забыли про нее,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит ее и вон из сердца рвется,

И девочка ликует и смеется,

Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого

Еще не знает это существо.

Ей все на свете так безмерно ново,

Так живо все, что для иных мертво!

И не хочу я думать , наблюдая,

Что будет день, когда она , рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг,

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине ее горит,

Всю боль свою один переболит,

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты ее не хороши

И нечем ей прельстить воображенье,-

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом ее движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она , в котором пустота

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Учитель: Ребята, давайте поделимся впечатлениями от услышанного.

- Почему автор выделяет некрасивую девочку среди дугих?

- Какими качествами души девочки любуется поэт?

Нравственная красота – это божественный дар добра и человечности. И не каждый им обладает.

-Да, главная проблема в этом стихотворении – это вопрос о сущности красоты. Во все времена неизменным остается красота внутренняя. Это душевная щедрость.

Эту просьбу выразил в стихах поэт и прозаик Александр Яковлевич Яшин СЛАЙД

Мне с отчимом невесело жилось

Все ж он меня растил-

Порой жалею, что не довелось

Хоть чем- нибудь порадовать его.

Когда он слег и тихо умирал,-

Все чаще вспоминал меня и ждал

Бездомной бабушке в селе родном

Я говорил: мол, так ее люблю,

Что подрасту и сам срублю ей дом,

Хлеба воз куплю.

Мечтал о многом,

В блокаде ленинградской старика

От смерти б спас,

Да только опоздал,

И дня того не возвратят века.

Теперь прошел я тысячи дорог-

Купил воз хлеба, дом срубить бы смог.

Спешите делать добрые дела!

-К чему нас призывают авторы?

-Да, это так. Об этом говорит и артист эстрады М.Евдокимов

Я пришел домой в разгар заката,

В петушиный ярый красный час,

Словно лавра древняя стояла хата,

Без дверей и окон звонный Спас.

И спросила голосом орлицы-

Лики видишь ты иль просто лица,

Дерево иль черное дупло,

Холодно тебе или тепло.

Хата с дымарем и печкой тусклой

Показалась женщиной мне грустной.

Милою, забытою давно.

Приоткрыла ставеньку, окно,

И оттуда вдруг дымком пахнуло,

Милое, забытое минуло, Над трубою горлицей дымок,

Ты вернулся, маленький сынок.

А закат горел в окне, икона,

Старый сад гудел в колокола,

И храпели яблони, как кони,

Закусив сухие удила.

Я стоял пред хатою забытый,

Где родился много лет тому.

День звенел, конь в сердце бил копытом,

Я домой вернулся ни к кому…

-Да, ребята, часто судьба забрасывает нас далеко от родительского порога. А мы все время куда – то спешим, что – хотим успеть и не находим время , чтобы быть чуткими, внимательными к своим близким и не навещаем их. А приходит время и прийти нам уже не к кому.

Е. Евтушенко СЛАЙД

Уходят наши матери от нас,

Уходят потихонечку, на цыпочках,

А мы спокойно спим едой насытившись,

Не замечая этот страшный час.

Уходят матери от нас не сразу, нет-

Нам это только кажется, что сразу.

Они уходят медленно и странно

Шагами маленькими по ступеням лет.

Вдруг спохватившись нервно в кой – то год,

Им отмечаем шумно дни рождения,

Но это запоздалое радение

Ни их, ни наши души не спасет.

Все удаляются они.

К ним тянемся, очнувшись ото сна,

Но руки вдруг о воздух ударяются-

В нем выросла стеклянная стена!

Пробил страшный час.

Глядим мы со слезами потаенными

Как тихими суровыми колоннами

Уходят наши матери от нас.

- Эти поэтические строки Е.Евтушенко - отправная точка в решении истинной человечности и доброты.

- Так в чем же главный смысл понятий – что есть добро и зло?

Как важно вовремя успеть

Сказать кому – то слово доброе,

Чтоб от волненья сердце дрогнуло!

Ведь все порушить может смерть.

Как важно вовремя успеть

Похлопотать или поздравить,

Плечо надежное подставить!

И знать, что будет так и впредь.

Но забываем мы подчас

Исполнить чью –то просьбу вовремя

Не замечая, как обида кровная

Незримо отчуждает нас.

И запоздалая вина

Потом терзает наши души.

Всего –то надо – научиться слушать

Того, чья жизнь обнажена.

Учитель: Обобщая сказанное, хочу вам сказать , что есть хорошие и плохие поступки, которые мы совершаем, есть добрые и злые слова, которые мы говорим, есть чувства, которые мы испытываем. Все это вместе и составляет суть понятий – добро и зло.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 5 классе. Анализируем сказку "Двенадцать месяцев", повторяем теорию литературы, рассуждаем над понятиями "добро" и "зло", учимся характеризовать героев, осваиваем понятия по теме "драматическое произведение".



Конспект урока литературы в 5 классе

Самуил Яковлевич Маршак

Афанасьева Ольга Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

специалист 2 квалификационной категории,

Муниципальное общеобразовательное

Донецк – 2019

Урок литературы в 5 классе Дата: 18.03.2019

- развивать умения анализировать драматическое произведение, формировать личностное отношение к таким понятиям, как положительное и отрицательное; формировать умение высказывать своё отношение к героям;

- воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное отношение между учащимися, акцентировать внимание на добрых чувствах людей.

I.Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1)Беседа по содержанию произведения.

Слово учителя:

– Перечислите героев сказки, с которыми вы познакомились на страницах учебника?

Итак, давайте посмотрим начало пьесы. Вторая картина 1-го действия. – “Королевский урок”.

– Скажите, где происходит действие?

– Какими вы представляете девочку-королеву и учителя королевы? Королева

Капризная, ленивая, надменная, бессердечная.

Учитель- умный, терпеливый, выдержанный, робкий.

– Почему королеву можно назвать бессердечной? Какое неправильное решение она приняла? (подтвердите ответ словами из текста).

– Какой приказ (или каприз) издала королева? (принести во дворец подснежники к Новому году).

– Как называются люди, которые зачитываю указы королевы? (Глашатые)

– Почему королева выбирает написание слова казнить , а не помиловать?

– Почему профессор говорит о грубой ошибке, ведь эта жизненная проблема не касается предмета, который он преподает?

– Как вы считаете, королеве нужно ещё много учиться?

– Почему падчерица понравилась месяцам?

– Почему сестра и мачеха обманули падчерицу?

III. Озвучить цели и задачи урока.

Сегодня мы продолжим работу над анализом драматического произведения; повторим теорию литературы, познакомимся с новыми понятиями, обсудим, с какими проявлениями добра и зла мы столкнулись в сказке.

IV. Основная работа

1. Ответьте на вопросы:

– О чем мечтают старуха и дочка?

– Как они относятся друг к другу?

– К падчерице? Приведите примеры из текста.

– Какие жизненные ценности они считают главными в жизни? Приведите примеры из текста.

– Почему этих героинь мы называем отрицательными?

– Каково отношение автора к героиням? Как можно обнаружить авторское отношение к персонажам в пьесе?

– Почему падчерицу не любит мачеха и сестра?

– В чем выражается забота мачехи о падчерице?

– Можно ли это назвать истинной заботой?

2. Краткий пересказ

- Чем закончилась сказка?

3. Сравните двух сестер. Напишите их черты характера.

Падчерица - умная, отважная, имеет чувство юмора, сирота, щедрая, справедливая, весёлая, трудолюбивая, добродушная, честная, спокойная, послушная, готова простить.

Дочь - жадная, безжалостная, лживая, не уважает родителей, злая, равнодушная, корыстная, хитрая, эгоистическая, ленивая, непослушная, завистливая.

– Так с какими проявлениями добра и зла мы столкнулись в произведении? - – Перечислите положительных и отрицательных героев.

4. Работа с терминами и понятиями.

– Вспомним теорию литературы. Дайте устное определение следующих понятий:

Ответ на вопрос, о чем пишет автор.

Главная мысль произведения, что хотел сказать нам автор, чему хотел научить

Построение текста (сколько частей, глав, действий в тексте)

Цепь событий, которые развиваются в произведении.

Разновидность художественного произведений, имеющих общие черты. (Эпос - рассказ, повесть; лирика-стихотворение, песня, романс; драма – комедия, трагедия, драма.

- Запишем в тетрадь новые определения:

1) Род литературы.

2) Произведения, предназначенные для постановки на сцене (жанры: драма, комедия, трагедия)

Пьеса – это литературное произведение, предназначенное для театрализованного представления.

Пояснения автора о возрасте, внешности персонажей, их поведении, жестах, интонации

– Что такое ремарки? Подумайте, что означает каждая из них.

Действия, которые совершают герои. (Низко кланяется и т. д.)

Указывает на выражение лица. (Задумчиво)

Указывает на внешние шумы. (Хлопает в ладоши)

– Для чего нужны ремарки? (Автор не имеет возможности, кроме ремарок, говорить от себя).

– Посмотрите и скажите, чем текст сказки отличается от текста пьесы? (Записан по ролям, текст написан для постановки на сцене)

– Давайте посмотрим, из каких частей он состоит. Что вы заметили? Как называются эти части?

– Что необычного вы увидели в сюжете пьесы, есть ли фантастические элементы, напоминающие сказку? (Не могут месяцы года вместе встречаться, да ещё разговаривать между собой и с падчерицей)

– Значит, это ещё раз нам доказывает, что какой вид сказки? (волшебная сказка)

V. Закрепление.

1. Беседа на повторение:

– Разобрались ли мы в том, что такое пьеса? Дайте определение.

– Какие новые термины по теории литературы вы узнали? Вспомним все термины, которые мы обговаривали на сегодняшнем уроке.

– Кому мы симпатизируем в сказке-пьесе?

– Кому симпатизирует автор?

– Кому помогли силы природы? Почему?

– Какова же главная мысль произведения? Какой мыслью хотел поделиться автор? (Добро побеждает зло. Силы природы помогают только добрым, трудолюбивым людям.)

Читайте также: