Конспект урока динамические оттенки в музыке

Обновлено: 07.07.2024

Цель занятия: Знакомство с динамическими оттенками и фразировкой.

1. Развить динамический слух;

2. Научиться исполнять музыкальные произведения с фразировкой;

3. Воспитать музыкальный вкус.

Телевизор, микшерный пульт, DVD проигрыватель, микрофон, аппаратура для усиления звука.

Объё м занятия: 45 минут.

Ход занятия:

Упражнения на дыхание:

Самое главное в постановке вокала - это правильное дыхание. Именно с него начинается обучение профессиональному пению, которое служит проводником в огромный мир сцены. Именно с правильного дыхания начинается исполнение песни, ведь это опора, на которой держится вся вокальная техника, и поэтому я рекомендую перед каждым распевом проделывать упражнения на дыхание, для разогрева.

Во время дыхательных упражнений нужно усвоить обязательные правила:

следить за положением тела. Шея не должна быть напряжена и вытянута вперед. Мы должны находиться в состоянии комфорта, слегка расслабляемся. Во время упражнений работает только живот.

1 упражнение: Активно вдохните и выдохните через нос (повторите 6 раз).

2 упражнение: Энергично вдохните через нос и выдохните через рот (повторите 6 раз). Это послужит своеобразным “массажем” для связок.

3 упражнение: Вдохните через рот, выдохните через нос (повторите 6 раз).

4 упражнение: Вдохните через одну ноздрю, выдохните через другую, зажимая пальцем нужную ноздрю (6+6 раз).

5 упражнение: Вдохните через нос и выдохнуть через плотно сжатые губы. С усилием проталкивайте воздух на выдохе через губы. Это упражнение поможет развить мышцы губ и интенсивность выдоха.

6 упражнение: Надуйте щеки, как шар. Резко “выхлопните” воздух через губы-трубочку. Это упражнение активизирует мышцы щек и мышцы губ, и пригодится для развития хорошей артикуляции.

Упражнения на артикуляцию:

Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала.

Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Чтобы добиться хороших результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности.

Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.

К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо, глотка, гортань). Надо помнить, что ротовая полость - это очень важный резонатор (подвижный резонатор, от "архитектуры" которого зависит качество звука.

Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Добиваться активной естественности можно через снятие различных зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов. Конечно, очень просто сказать: "снятие зажатий", - но ведь их надо сначала обнаружить и только после длительной работы перед зеркалом и с постоянным вниманием, эти недостатки начнут исчезать. В этой работе нам помогут простейшие упражнения:

1. Для активизации языка. Пошевелим языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". Высунем кончик языка и быстро-быстро переместим его из угла в угол рта.

2. Чтобы укрепить мышцы гортани, энергично произнесё м: К-Г, К-Г,К-Г.

3. Чтобы активизировать мышцы губ, надуем щеки, сбросим воздух резким "хлопком" через сжатые (собранные в "пучок") губы. Энергично произнесё м: П-Б, П-Б, П-Б.

4. Очень хороши для тренировки скороговорки. Скороговорки применяются для разогрева артикуляционного аппарата и активизации певческой дикции. Читать скороговорки будем сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следим за ритмичностью произношения. Не забываем темп, дикцию (каждая скороговорка повторяется по 4 раза).

а) На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

б) Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,

Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.

в) Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

г) Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

д) Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

1. Как под горкой под горой торговал старик золой, картошка моя вся поджаренная (повторить пять раз)

2. ДО РЕ ДО РЕ ДО

ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ФА МИ РЕ ДО СОЛЬ ДО

3. Мы перебегали берега. Распеваться в мажоре с повышением на пол тона.

4. Распевание по гаммам.

Мы живём в мире полном звуков. И не смотря на то, что мы занимаемся всего лишь 1 год, мы знаем, что нас окружают звуки, которые делятся на шумовые и музыкальные. Музыкальные звуки объединяются композитором по смысловому содержанию в музыкальное произведение. Каждое музыкальное произведение имеет свои неповторимые способности, которые именуются как средство музыкальной выразительности. Одно и тоже музыкальное произведение может звучать совершенно по разному, зависит это от того, какое средство музыкальной выразительности будет применено при исполнении.

Сейчас я сыграю небольшой отрывок из песни два раза, мелодия будет одинаковая, но с разными средствами музыкальной выразительности. (Исполняется отрывок из песни 1 раз piano; 2 раз forte).

- Настя, ответь мне, чем отличается один отрывок из песни от другого?

( ответ: 1 отрывок звучал громко, а 2 отрывок звучал тихо.)

- Правильно, Настя ты услышала. 1 отрывок звучал громко, а 2 отрывок звучал тихо.

В музыке принято силу громкости называть динамическими оттенками.

Таким образом, динамика – это сила звучания музыки.

- Подумай, Настя и скажи мне, как может звучать музыка по громкости, по силе звучания?

( ответ: громко, тихо, умеренно).

- Правильно, Настя. В жизни мы тоже разговариваем не на одной громкости. Обычно, когда мы хотим сказать что то важное, мы усиливаем подачу голоса - говорим громче, так и в музыке, наиболее важные слова в частности в песне, проговариваются громче.

- Почему, как ты думаешь?

( ответ: чтобы привлечь внимание, подчеркнуть важность и т. д.)

- Начинаем исполнять песню мы довольно тихо, потому как у каждого музыкального произведения есть своё динамическое развитие. Сила звука постепенно нарастает, а потом постепенно снижается. Это в музыке и называется применением динамических оттенков и фразировкой, т. е. как у обычной разговорной фразы есть своя логика – что то произносим громче, а что то тише.

- Как ты считаешь, с каким динамическим оттенком ты начнёшь исполнение?

( ответ: начну песню с тихого исполнения). Сила голоса будет нарастать к припеву песни. 2 куплет нужно исполнить максимально громко, но не крикливо, т. к. здесь содержится главная мысль песни, как это называется мы с тобой узнаем на следующем уроке. А к концу песни, поскольку автор всё сказал, что хотел передать – динамика идёт на спад.

Заключительная часть, подведение итогов:

Сегодня мы познакомились ( ответ: с динамическими оттенками, узнали, что музыка может звучать громко, тихо. Умеренно, и это является динамическими оттенками, и в музыке называется средствами музыкальной выразительности.)

Настя, дома продолжай работать с дыханием, выполняй упражнения на дикцию и на дыхание.

Наш урок окончен, до свидания. Спасибо что пришли на мой открытый урок, я надеюсь мы с Настей и с вами с пользой провели время.

Перспективный план самостоятельной деятельности детей по музыкальному воспитанию (подготовительная группа) Виды музыкальной деятельности Цель Репертуар и оборудование Музыкально- дидактические игры и музыкально-образовательная деятельность Цель:.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширить уже полученные знания о динамике звука, как средстве выразительности. Познакомить с динамическими оттенками.

Задачи:

научить различать динамику голоса человека; музыкальных инструментов; окружающих нас предметов. Показать детям значение динамических оттенков в музыкальном произведении. Восприятие средств музыкальной выразительности через систему творческих заданий.

Коррекционно - развивающая: развивать творческое мышление и воображение; развивать интерес к классической музыке; развивать познавательный интерес к окружающей жизни, уметь говорить о музыке, применяя музыкальные термины; пополнять словарный запас; вовлечь учащихся в активную деятельность; развивать певческие навыки.

Воспитательная: воспитывать интерес к классической музыке через слушание, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу, побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке.

Автор: Дубровина Любовь Анатольевна - учитель музыки МБОУ СОШ№17(филиал)городского округа – город Камышин Волгоградской области

Тип урока: Изучение нового материала и закрепления знаний.

Цель урока: Сформировать у учащихся осознанное представление о ритме как о средстве музыкальной выразительности.

Цель: расширить уже полученные знания о динамике звука, как средстве выразительности. Познакомить с динамическими оттенками.

научить различать динамику голоса человека; музыкальных инструментов; окружающих нас предметов. Показать детям значение динамических оттенков в музыкальном произведении. Восприятие средств музыкальной выразительности через систему творческих заданий.

Коррекционно - развивающая: развивать творческое мышление и воображение; развивать интерес к классической музыке; развивать познавательный интерес к окружающей жизни, уметь говорить о музыке, применяя музыкальные термины; пополнять словарный запас; вовлечь учащихся в активную деятельность; развивать певческие навыки.

Воспитательная: воспитывать интерес к классической музыке через слушание, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу, побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке.


Автор: Атаманова Людмила Ивановна, преподаватель МБОУ ДОД ДШИ, г. Усмань, Липецкой обл.
Краткое описание: Предлагаю Вам конспект урока по предмету музыкальная грамота и слушание музыки для 1 класса. Данный материал будет полезен педагогам ДОД ДШИ, работающим в отделении общего эстетического образования. В предлагаемой разработке урока использован личностно-ориентированный подход. Данная работа содержит презентацию для наглядности изучаемого материала. Урок направлен на развитие музыкальных способностей у учащихся, расширение знаний в области анализа музыкального произведения, воспитание музыкальной культуры.



Учитель: А сейчас давайте поиграем. Разгадайте шараду и заполните клетки. Ответ записывают на доске
К двум нотам известным прибавим предлог,
Получится долгий и громкий гудок.
СИ-РЕ-(НА)



Учитель: Изобразите голосом сирену. Начинайте тихо, постепенно увеличивайте громкость- сирена приближается, проезжает мимо, удаляется… Чем ближе, тем громче, чем дальше, тем тише.(Слайд) Запишем определения:
(crescendo) крещендо- постепенно усиливая, (diminuendo) диминуендо -постепенно ослабляя.

нарисуйте динамические вилочки к этим обозначениям:
P_________f ; f_________p
Учитель: Мы познакомились сегодня только с основными динамическими оттенками, но если посмотреть на динамические вилочки, то можно увидеть, что в разных точках этих вилочек звук будет меняться. Об этом мы поговорим на следующем уроке, а сейчас- слушание музыки и вы наверняка обратите внимание на динамические оттенки, которые будут в ней звучать, как на одно из важнейших средств музыкальной выразительности. Но, прежде, чем музыка зазвучит, я должна о ней рассказать. Вы, конечно, много раз убеждались в том, что музыка тесно связана со всеми искусствами: литературой, театром, кино и даже с изобразительным искусством: живописью, архитектурой, скульптурой. Но все эти искусства существуют и без музыки, имея вполне самостоятельное значение. А вот есть такая область искусства, которая без музыки не существует. Какое же это искусство?
Ученики: Танец.





Мы сегодня поговорим только об одном танце, удивительном танце! Он возник на определенной национальной почве, но постепенно стал танцем почти всех народов мира, появился в широкой демократической среде, можно сказать, на городской и деревенской площади, а стал танцем абсолютно всеобщим. Сперва он только предназначался для того, чтобы его танцевали. А очень скоро он буквально пронизал собой все области музыки без исключения. Существует этот танец более трех веков и не подает никаких признаков постарения. Я думаю, вы догадались, что это за танец. Ну а чтобы ваш ответ был более убедительным, отгадайте загадку:

Ярко зал весь засверкал,
Приглашают всех на бал,
Попрошу ответить вас,
Что за танец этот?
Вальс!





Учитель: Ну а кто такой Августин?
Августин-это имя певца. Жил он в Вене почти четыреста лет назад. Он ходил по городу и пел песни. Все очень любили Августина, так как в его обществе жизнь становилась ярче и веселее. Особенно популярным сделался певец в год эпидемии чумы. Черный мор безжалостно косил людей. Но Августин ходил по городу и пел свои песни. Люди слушали его песни и верили, что чума скоро пройдет. Однажды, возвращаясь домой поздней мартовской ночью после пирушки с друзьями, Августин оказался на кладбище и упал в яму, где хоронили бедняков, умерших от чумы. Проснувшись утром, Августин, как ни в чем не бывало, встал и пошел в город, рассказывая приятелям про свой необычный ночлег. После этого слава певца возросла еще больше, и люди верили, что его музыка, его песни сильнее чумы.
Песня звучит еще раз.
Учитель: Это же вальс! Возможно, что Августин один из первых музыкантов мира, начавших сочинять вальсы! А сколько красивых вальсов написаны композиторами в разных странах! Это и русские композиторы, и французские, и немецкие. (Слайд)



  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок музыки. 4 класс

Автор: Первухина Лариса владимировна

Тип урока: Изучение нового материала и закрепления знаний.

Цель: расширить уже полученные знания о динамике звука, как средстве выразительности. Познакомить с динамическими оттенками.

Коррекционно - развивающие: развивать творческое мышление и воображение; развивать интерес к музыке; развивать познавательный интерес к окружающей жизни, уметь говорить о музыке, применяя музыкальные термины; вовлечь учащихся в активную деятельность; развивать певческие навыки.

Воспитательные: воспитывать интерес к музыке через слушание, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу, побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке.

Формы и методы :

Ч астично-поисковый, репродуктивный, наглядный, практический, иллюстративный, словесный.

Урок проводится в форме беседы с просмотром демонстрационного материала и практического задания. Используется иллюстративно-объяснительный метод, метод опроса и обмена мнениями, индивидуальные формы творчества.

Оборудование: мультимедиа, презентация, фонограммы.

1. Организационный момент.

Мотивировани к учебной деятельности.

2. Настрой на урок

Способствовать преодолению снятия эмоционального напряжения.

Настроить на урок, собрать внимание, передать в движении характер музыки

Упражнения на дыхание.

Развивать звуковысотный слух.

Осмысление учебной задач

3.Изучение нового матери

Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.

Работа по теме урока

Сейчас вы послушаете музыку и в характере музыки зайдете в класс. Слайд1

Льется музыка рекою

окружая все вокруг

и караблики мелодий

выплывают из под рук.

Музыкальное приветствие.

- Придумано кем–то просто и мудро.

При встрече здороваться:

- Доброе утро! (хором)

- Солнцу и птицам! (хором)

- Приветливым лицам (хором)

И каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро, длится до вечера (хором).

Вдох резкими рывками носом, задержка дыхания, медленный ровный выдох через рот. Повторить упражнение 2 – 3 раза.

Артикуляционная гимнастика

– “ Лошадка”: “Цокать”, при этом губы вперед “в трубочку”, затем, растягиваем в широкой улыбке по руке дирижера.

Учитель: После такой разминки мы готовы к пению?

Что мы должны еще сделать? (распется)

(Учитель поёт определённые музыкальные фразы, и просит повторить их детей).

Учитель: Как приятно было смотреть на девочек и мальчиков с хорошей осанкой.

Правильная осанка необходима всегда, а во время пения особенно.

Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничего не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок, а то сразу же станешь похожим на петуха, который всех хочет перекричать.

Учитель: Человеческий голос очень хрупок. Ваш детский организм постоянно растёт. Чтобы голос был хорошим нужно беречь горло.

Очень важно чтобы вы в жизни говорили спокойно, без крика и пели естественным голосом.

Что мы должны еще сделать? (распется)

Дети садятсяна места.

Учитель:

- Молодцы, ребята. (произнести тихо и затаённо)
— Молодцы, ребята! (произнести громко и торжественно)
— Вы заметили в моём голосе, что-нибудь необычное? (ответ детей)

Поздороваться с вами по разному мне помогла интонация голоса. Кто мне ответит с какой интонацией я вас сегодня приветствовала? (Торжественной и затаённой)

Ребята как вы думаете, что ещё помогло мне кроме интонации? (Громкость голоса, мимика) . А можно ли прочитать стихотворение используя разную силу голоса? Давайте проверим, я прочту вам стихи а вы определите с какой громкостью голоса и интонацией я их произнесла. Торжественно и громко, или тихо и затаённо.

Чтение стихов.

1) Спать пора, уснул бычок
Лёг в кроватку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать. (Тихо, затаённо)

С какой громкостью голоса прозвучало данное стихотворение?
( Ответ детей)

2) Левой, правой! Левой, правой!
На парад идёт отряд.
На парад идёт отряд.
Барабанщик очень рад! ( Торжественно, громко )

Правильно менялась, ведь громкость голоса зависит от содержания стихотворения.

Когда мы разговариваем или поем, мы произносим звуки по-разному: то громко, то тихо. Увеличивая или уменьшая громкость голоса, мы стараемся передать смысл и характер сказанного, подчеркнуть самые важные места, создать настроение.
В музыке тоже очень важно такое средство выразительности, как громкость звучания . Ведь музыка передает эмоции, образы, настроение.

Ребята, если музыка будет весёлая и радостная музыкант её исполнит тихо или громко? (Ответ детей). А спокойную и печальную? (Ответ детей)

Степень громкости исполнения музыки называется динамическим оттенком .

Тема нашего урока: Динамические оттенки в музыке. Слайд 3

Сейчас мы ослушаем музыку а вы скажите какона звучала,какой у нее характер?

А сейчас я расскажу вам маленькую сказку. (Сказка сопровождается игрой на фортепиано) Решили звуки силой помериться:

— Вот какой я сильный — сказал первый звук и прозвучал так громко, как только смог.
— А я ещё сильнее, сказал другой и действительно прозвучал ещё громче.
— А моя, сила в моей слабости — сказал третий и прозвучал очень тихо.
— Если уж слабостью мириться, то попробуйте как, я сказал четвёртый, и прозвучал еле слышно.

Форте — значит громкий звук.
Хлопай, не жалея рук!
Пиано — тихо, еле-еле
Слышен где-то звон капели.
Приготовьте ладошки.
(игра повторяется 2 раза)

Заходят в класс в характере музыки.

Стоя поднимают руки вверх и тихонько опускают вниз.

Делают вдох и медленный выдох

Выполняют упражнения языком.

Придумывают мелодиюи пропевают на а--а

Один и тот же звук воспринимается нами по-разному.

Слушают музыку ,отвечают на вопросы.

f - ФОРТЕ (громко)

Выпрлняют движения в характере музыки.

4.Физкульт минутка.

Выполняют движения под музыку.

5. Продолжение изучения материала.

6.Закрепление изученногоматериала

Уч.:А какой характер у этой песни?

А как она поется? (громко потомучто музыка веселая)

-Ребята, о чем поётся в этой р.н. песне? (ответы детей)

- А какой праздник связан с этим событием? (ответы детей)

-Отмечают ли его сейчас, и что вы знаете о нем? (ответы детей)

C лайд1.

Уч.: Эй, веселей собирайся, народ!
Нынче масленица в гости идет.
Спешите! спешите, спешите!
Друзей с собой захватите!

Зима-ледяна, зима-студена,
Пришла и твоя пора уходить со двора!
Русскую зиму проводить нужно
Задорно, весело, дружно!

Праздновали Масленицу неделю, придавая каждому дню своё обрядовое значение.

Пробные блины пекли размером с блюдце. Дети разносили их в те дома, откуда в воскресенье ждали гостей.
Слайд 4.

Недалеко от Морены строили снежную крепость- дом зимы. Делились жители на две команды. Одна защищала дом зимы, а другая брала крепость. Городок необходимо было взять, во что бы то, не стало, иначе зима не уйдет. Но и защитники не спешили сдаваться- их в конце битвы пороли голиками(ветки без коры).
Слайд 6.

Среда – Лакомка . В среду хозяйки начинали печь блины, именно печь, а не жарить, потому что пекли они их в печках. Блины были разного размера и цвета, особо любимыми были красные блины- символ солнца.
Слайд 7.

Четверг – Разгул . В этот день ходили друг другу в гости, а днём проводили кулачные бои по возрасту от мала, до велика.

Пятница - Тещин вечерок . Первый год тёща ходила к зятю в дом на масленицу. Невестка первый раз пекла блины в новом доме, а свекровь наблюдала за ней. Если блины невестки нравились, то тёще полагался подарок, а если нет- могли и обругать! После года зять ходил к тёще.

Суббота - Золовкины посиделки . Собирались за один стоп все родные по старшинству- по левую руку у отца, по правую у матери.
Слайд 10.

Воскресение - Прощеный день или проводы зимы . Праздник начинался к полудню на красной горке.

-Как вы думаете, почему ни с утра начинали гуляние? (Потому что зимнее солнце в обед самое теплое, людям нужна была защита бога Солнца.)

Игрухи собирали людей в хоровод, шли с песнями по солнцу, происходил обряд сливания людей с природой, а только поле этого начинали петь и веселиться.

Клонился день к вечеру, солнце на заход- праздник на сход. Пришло время и Морену сжигать. Водили вокруг костра хоровод, да песни прощальные пели. После того, как костер потухнет, каждый брал себе горсть золы, которую клали везде: и в пищу и в корм животными в огород, потому что верили, что была в той золе сила солнца!

-Многие композиторы использовали народные обычаи в своих произведениях. Среди них русский композитор- сказочник Н.А. Римский – Корсаков.

Вопрос перед прослушиванием произведения : -Какое общее настроение господствует в музыке?

(ответы на поставленные перед прослушиванием вопросы).

-Вы обратили внимание, что мажорное звучание сменяется минорным с чем это связано?

-Чей образ мы слышим в конце фрагмента?

-Как поступают с Масленицей жители Берендеева царства?

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Тихо-громко

Когда музыка будет звучать громко мы будем танцевать, а когда тихо осторожно идти на носочках .

1.Вот уж зимушка проходит,

Люли, люли, проходит,

Люли, люли, проходит.

2. Снег и холод прочь уводит.
Весну красную приводит.
Люли, люли, приводит,
Люли, люли, приводит.

3.Прощай, зимушка-старушка,
Ты, седая холодушка.
Люли, люли, холодушка,
Люли, люли, холодушка.

4.Прощай, саночки, конёчки,

Наши верные дружочки.
Люли, люли, дружочки,
Люли, люли, дружочки.

Читайте также: