Конспект урока девиантное поведение 10 класс

Обновлено: 06.07.2024

Оборудование: Детские компьютерные презентации. Опорные конспекты. Опорные листы. Дополнительная литература.

Основные понятия: Девиантное поведение, делинквентное поведение, наркомания, алкоголизм, преступность.

I. ПОВТОРЕНИЕ

1. Фронтальный опрос:

1. Почему учебник, рассказывающий о человеке и обществе, начинается с анализа деятельности?

(Деятельность - это характерный для человека способ отношения к внешнему миру, его преобразование человеком. В процессе деятельности происходит развитие общества и самого человека.)

2. Какова структура деятельности?

(В любой деятельности есть мотивы, цель, средства ее достижения, действия, направленные на достижение цели, и результат)

3. Виды деятельности?

(Практическая деятельность: материально-производственная и социально-преобразовательная. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества.

Духовная деятельность: познавательная; ценностно-ориентировочная, прогностическая.

Духовная деятельность связана с изменением сознания людей)

4. Верно ли, что деятельность каждого человека контролируется обществом?

Хорошо это или плохо?

(Жизнь и деятельность людей, их поведение регулируются социальными нормами, которые возникли в обществе из объективной потребности в упорядочении общественных отношений)

Правильные ответы: 1-1, 2-1, 3-4, 4-1, 5-1

3. Заполни пробелы (можно предложить индивидуальное задание)

II. Изучение нового материала

1. Понятие "отклоняющее поведение".

2. Девиантное поведение и поведение делинквентное.

3. Как проявляется отклоняющее поведение.

4. Позитивный характер отклонения.

5. Причины отклоняющего поведения.

6. Практическая работа. Характеристика социальных отклонений.

7. Можно ли избавить общество от отклонений?

1. Учитель: Всегда ли поведение людей соответствует социальным нормам?

(далеко не всегда, во множестве случаев происходит их несоблюдение)

Учитель: Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющим поведением.

И объявляет тему уроку.

В опорных листах учащиеся записывают определение (Приложение №2)

2. Учитель: Говоря об отклоняющем поведении, мы будем употреблять понятия:

Девиантное поведение и поведение делинквентное.

В опорных конспектах (смотри Приложение №1) прочитайте определения и выполните задания:

-Выписать термины и их определения в опорные листы (Приложение №2)

-В чем заключается разница между девиантным и делинкветным поведением?

Учитель: МОЖНО ЛИ ИЗБАВИТЬ ОБЩЕСТВО ОТ ОТКЛОНЕНИЙ? Ответ вы дадите в конце урока.

3. Учитель: Само по себе отклонение как бы не существует, оно возникает только в том случае, если уже есть норма и описываемый ею образец (стандарт) поведения. Любое отклонение - это всегда отклонение от стандарта.

Задание: Какое поведение мы будем называть абсолютным, а какое относительным?

  • На уровне личности -> ?
  • На уровне малых социальных групп -> ?
  • На уровне государства -> ?

4. Учитель: Отклонение от норм может носить позитивный характер?

Ответьте, используя материал текста (Приложение №1)

(отклонения от норм могут носить и позитивный характер, т.е. иметь полезные для общества следствия. Бывают и сугубо индивидуальные, не приносящие никакого вреда особенности поведения отдельного человека: чудачество, эксцентричность.)

5. Учитель: Почему проявления отклоняющегося поведения разнообразны?

(т.к. многообразны социальные нормы)

Учитель: Что их объединяет?

(вред, ущерб, наносимый обществу, социальной группе, другим людям, а также личности, допускающей негативные отклонения)

Учитель: Какие социальные отклонения особенно опасны? Объясните почему?

(как массовые явления)

Учитель: Назовите социальные отклонения, носящие массовый характер.

(Преступления и иные правонарушения, алкоголизм, наркомания, религиозный фанатизм, расовая нетерпимость, терроризм)

Учитель: Каковы причины отклоняющего поведения?

К девиантному поведению склонны люди, деградировавшие к более ранним стадиям развития человека (размер и форма черепа, выступающая нижняя челюсть)

Для девиантов характерны психические нарушения (слабоумие, другие умственные дефекты, психопатия)

Основной причиной признается конфликт между нормами господствующей культуры и некоторой субкультуры

Девиация возникает, когда общество переживает кризис, при котором усиливается дезорганизация общества)

Учитель: запишите их в опорные листы (Приложение №1)

6. Практическая работа. Характеристика социальных отклонений.

Выступают творческие группы:

В ходе выступления творческих групп учащиеся заполняют таблицы

7. Итоги урока.

Учитель: Можно ли избавить общество от отклонений?

(Противостоять этим опасностям должны объединенными усилиями государство, общество и каждый, кто не хочет губить жизнь свою и других людей)

Цель: сформировать представление о социальных нормах и санкциях, о социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка.

Задачи:

Образовательная: ввести понятия социальные нормы, отклоняющееся поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, формальные, неформальные санкции.

Развивающая: формировать умения сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, прослеживать причинно-следственные связи.

Воспитательная: формировать навыки социального поведения.

Тип урока: изучение нового материала.

ВложениеРазмер
urok_sotsialn._normy_i_otklonyayushcheesya_povedenie.docx 49.85 КБ
prezentatsiya_-_sotsialnye_normy_i_otklonyayushcheesya_povedenie.pptx 356.51 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: сформировать представление о социальных нормах и санкциях, о социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка.

Образовательная: ввести понятия социальные нормы, отклоняющееся поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, формальные, неформальные санкции.

Развивающая: формировать умения сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, прослеживать причинно-следственные связи.

Воспитательная: формировать навыки социального поведения.

Тип урока : изучение нового материала.

1. Социальные нормы, их значение.

2. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль.

3. Социальные санкции

Х о д у р о к а

I. Организационный момент – 1 мин.

II. Мотивация (беседа по вопросам) – 3 мин.

- Верно ли, что деятельность каждого человека контролируется обществом? Хорошо это или плохо?

- Существуют ли правила поведения для всех?

- Какой человек может стать преступником?

- Чем опасны алкоголь и наркотики?

III. Изучение нового материала.- 30 мин.

1. Социальные нормы, их значение. – 10 мин.

Социальные нормы – это общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.

Возникновение и функционирование социальных норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений.

Социальные нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений.

Функции социальных норм:

1. Регулируют общий ход социализации.

2. Интегрируют индивидов в группы, а группы – в общество.

3. Контролируют отклоняющееся поведение.

4. Служат образцами, эталонами поведения.

Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

1. Как стандарты поведения (обязанности, правила).

2. Как ожидания поведения (реакция других людей).

З а д а н и е. Приведите примеры норм-требований (обязанности одного лица по отношению к другому лицу) и норм-ожиданий (от человека окружающие ждут однозначного поведения в соответствии с нормой).

2. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль . – 10 мин.

1) поведение которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество.

2) форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества.

На уровне личности: преступления, правонарушения, аморальное поведение.

На уровне государства: коррупция, бюрократия.

Творчество, новаторство, эксцентричность т.е. направлены на улучшение жизни.

Преступление – это посягающее на правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным кодексом.

УК РФ выделяет следующие виды преступлений:

- В сфере экономики

- Против общественной безопасности и общественного порядка

- Против государственной власти

- Против военной службы

- Против мира и безопасности

Ответьте на вопросы :

1 . Приведите собственные примеры общечеловеческих, расовых, классовых, групповых норм.

3. Что означает более высокий или более низкий уровень норм? Почему на самом высоком уровне авторы помещают естественные права человека?

4. Чем объяснить, что более демократичное общество предполагает перенос акцента с внешнего социального контроля на внутренний самоконтроль?

Социальный контроль – способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного регулирования.

Социальный контроль – особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка.

3. Социальные санкции - 10 мин.

Социальные санкции – средства утверждения социальных норм.

Санкции существуют в виде поощрений и наказаний, которые могут быть формальными и неформальными.

З а д а н и е. Изучив материал § 16 стр. 176-179. Изучив четыре типа санкций, на примерах покажите их действие.

Формальные позитивные санкции (Ф+) – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям.

Неформальные позитивные санкции (Н+) – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.

Формальные негативные санкции (Ф-) – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, смертная казнь.

Неформальные негативные санкции (Н-) – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечания, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, отказ поддерживать отношения, распускание слухов, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение фельетона, разоблачительная статья.

II. Закрепление изученного. – 6 мин.

Ответить на в о п р о с ы:

1) Что такое социальная норма ?

2) Какие социальные нормы существуют в обществе? Объясните их назначение.

3) Какую роль играет социальный контроль?

Подготовка к ЕГЭ

1. Установите соответствие между конкретным выражением санкций и видом, к которому они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВЫРАЖЕНИЕ САНКЦИЙ ВИДЫ САНКЦИИ

А) проявление недружелюбия

Б) наложение штрафа 1) формальные негативные санкции

В) объявление выговора

Г) объявление бойкота 2) неформальные негативные санкции

Д) отказ от сотрудничества

2. Установите соответствие между функциями и государственными институтами, должностным лицом в Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ КРИТЕРИИ

A) санкционированы государством

Б) обеспечиваются общественным мнением 1) моральные

B) закрепляют представление о прекрасном и безоб­

разном 2) правовые

Г) основаны на представлениях о добре и зле

Д) обеспечиваются государственным принуждением 3) эстетические

Е) чаще проявляются в художественном творчестве

3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Поощрение, санкция, наказание, премирование, увольнение.

4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Моральные нормы, позитивные санкции, социальный контроль, правовые нормы, негативные санкции.

1) замечание 2) санкция 3) социальная норма 4) политическая идеология

5) осуждение 6) духовная культура

Домашнее задание: § 16, вопросы 1-6 – 1 мин.

Литература к уроку:

Боголюбов Л.Н. Человек и общество. Учеб. пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл.М.Просвещение,2005.

Кравченко А.И. Введение в социологию. Учеб. Пособие для 10-11кл.М. “На Воробьевых” 1994.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Социальные нормы и отклоняющееся поведение Шембелиди Елена Григорьевна учитель обществознания МБОУ СОШ № 2

ЗАДАЧИ УРОКА: Образовательная: ввести понятия социальные нормы, отклоняющееся поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, формальные, неформальные санкции. Развивающая: формировать умения сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, прослеживать причинно-следственные связи. Воспитательная: формировать навыки социального поведения.

Социальные нормы это общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.

ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ Регулируют общий ход социализации . Интегрируют индивидов в группы, а группы – в общество. Контролируют отклоняющееся поведение. Служат образцами, эталонами поведения.

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ 1) поведение которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество. 2) форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества.

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ Негативное. На уровне личности: преступления, правонарушения, аморальное поведение. На уровне государства: коррупция, бюрократия . Позитивное. Творчество, новаторство, эксцентричность т.е. направлены на улучшение жизни.

Преступление – это посягающее на правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным кодексом. УК РФ выделяет следующие виды преступлений: - Против личности - В сфере экономики - Против общественной безопасности и общественного порядка - Против государственной власти - Против военной службы - Против мира и безопасности

Социальные санкции – средства утверждения социальных норм. Санкции существуют в виде поощрений и наказаний, которые могут быть формальными и неформальными ФОРМАЛЬНЫЕ НЕФОРМАЛЬНЫЕ - ПОЗИТИВНЫЕ - ПОЗИТИВНЫЕ - НЕГАТИВНЫЕ - НЕГАТИВНЫЕ

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ 1. Установите соответствие между конкретным выражением санкций и видом, к которому они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ВЫРАЖЕНИЕ САНКЦИЙ ВИДЫ САНКЦИИ А) проявление недружелюбия Б) наложение штрафа 1) формальные В) объявление выговора негативные санкциИ Г) объявление бойкота 2) неформальные Д) отказ от сотрудничества негативные санкции

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ 2. Установите соответствие между функциями и государственными институтами, должностным лицом в Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ КРИТЕРИИ A) санкционированы государством Б) обеспечиваются общественным 1) моральные мнением B) закрепляют представление о прек- 2) правовые расном и безобразном Г) основаны на представлениях о добре и зле 3) эстетические Д) обеспечиваются государственным принуждением Е) чаще проявляются в художественном творчестве

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ 3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). Поощрение, санкция, наказание, премирование, увольнение. 4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). Моральные нормы, позитивные санкции, социальный контроль, правовые нормы, негативные санкции.

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я узнал о… Мне было интересно … Я попробую… Меня удивило…

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка конспекта урока по обществознанию в 10 классе по теме "девиантное поведение" в соответствии с требованиями ФГОС.

Цель: познакомить с признаками отклоняющегося поведения, выявить его причины и последствия, рассмотреть статьи УК РФ.

-развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов, участвовать в дискуссии, работать с документами;

-формировать отношение к антиобщественным явлениям, вырабатывать активную гражданскую позицию.

Основные понятия: отклоняющееся поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение.
Оборудование: проектор, компьютер.

На уроке применяются следующие виды деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

1. Организационный момент.

А) причины девиантного поведения;

Б) виды и типы девиантного поведения

6. Рефлексия. Домашнее задание.

В начале урока я бы хотела, что бы вы вспомнили, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке? (Социальное поведение)

Пожалуйста, дайте определение социального поведения человека.(Поведенческий акт, совершаемый субъектом в данном месте и в данное время.)

Ребята, кто может изобразить на доске общую формулу социального действия?(Субъект-Средства, мотивы- Объект-Результат) приведите примеры. Молодцы.

А сейчас, пожалуйста, охарактеризуйте рациональное поведение.(Экономическое действие, основанное на принципе рациональности, где есть мотив, ориентация на другого, свобода в выборе средств, цель, готовность действовать, рисковать и взять на себя ответственность.)

Почему, на ваш взгляд, люди часто ведут себя не рационально? (Люди ведут себя не столько в соответствии с расчетом собственной выгоды, сколько под влиянием эмоций, страхов, стереотипов и предрассудков.)

Скажите, является ли поведение старухи Шапокляк социальным?

Какой характер носит ее поведение?

Вспомните, как называется такое поведение?

Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока:

1.Образовательная: раскрыть сущность отклоняющегося поведения, проанализировать причины негативного поведения, описать последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.

2.Развивающая: развитие умений анализировать, сопоставлять, делать выводы; умений, необходимых для применения полученных знаний при решении практических задач.

3.Воспитательная: формирование навыков социального поведения, профилактика опасных форм отклоняющегося поведения.

Эпиграф к уроку: «Я не хочу и не могу верить,

чтобы зло было нормальным

(Ф.М. Достоевский).

-Совместная жизнь и деятельность требуют порядка в отношениях между людьми, установления определенных правил, направленных на защиту их безопасности, координацию действий, поддержание целостности общества. Это возможно благодаря социальным нормам, которые сопровождают человека всю жизнь. Деятельность людей превратилась бы в хаос, если бы они не придерживались определенных правил.

-Скажите, пожалуйста, что такое социальная норма?( это правила поведения человека в обществе, которые установились благодаря общественным отношениям и сознательной человеческой деятельности.)

-Нормы, которым мы следуем, в наших действиях, придают социальному миру регулярность и предсказуемость. Но не всегда и не все действия людей соответствуют социальным ожиданиям. Люди часто отклоняются от правил, которым они обязаны следовать.

Проблема урока:

-Согласны ли вы с изложенной точкой зрения?

-Можно ли избавить общество от отклонений?

-Какие виды имеет отклоняющееся поведение по значению последствий:

негативное, деструктивное (от безбилетного проезда до убийства),

позитивное, одобряемым обществом (поведение национальных героев, выступления выдающихся артистов, спортсменов, деятельность ученых, политиков и т. д.)

Более подробно мы с вами рассмотрим негативное девиантное поведение. Для этого вам необходимо выполнить задания, которые лежат на вашем столе.

У каждой группы своя карточка с заданиями. Вам необходимо их выполнить и представить классу. Всю необходимую информацию по вашим темам вы найдете в учебнике (параграф 39) и в компьютере на рабочем столе папка девиантное поведение.

Задание 1 группы.

Выявите причины девиантного поведения? (задание выполняете по кластеру)

Устно к каждой причине приведите пример.

Раскрыть понятие деликвентное поведение. (задание выполняется по синквейну).

Задания 2 группы.

Раскрыть основные типы девиантного поведения. (задание выполняется по кластеру). Устно к каждому виду приведите пример.

Раскрыть понятие криминальное поведение. (задание выполняется по синквейну).

Представленный материал понятен всем?

Может у кого-то остались неразрешенные вопросы по данной теме?

В таком случае я предлагаю вам выполнить небольшое тестовое задание.

А1. Какой из приведенных примеров отклоняющегося поведения нарушает правовые нормы

1) знакомый стал фанатом хоккейной команды

2) ученики шумно ведут себя на уроке

3) чиновник вымогает взятку

4) сосед стал активистом оппозиционной политической партии

А2. Какой из примеров отклоняющегося поведения заслуживает осуждения?

1) увлечение историей рок-группы

2) чрезмерное потребление спиртных напитков

3) увлечение массовыми историческими играми

4) посещение митинга, участники которого протестуют против политики правительства

A3. Верно ли, что:

а) наркомания — это проблема, касающаяся только западных стран;

б) нельзя считать наркоманию отклоняющимся поведением, так как наркоман остается

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А4. Верно ли, что:

а) причиной отклоняющегося поведения служит нежелание отставать от других членов

привлекательной для подростка группы;

б) причиной отклоняющегося поведения может быть следование социальным нормам?

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

В1. Что из перечисленного соответствует примерам с нейтральным отклоняющимся поведением?

1) человек, выкрасивший волосы в ярко-зеленый цвет

2) пьющие родители, переставшие заботиться о детях

3) студент, начавший употреблять наркотики

4) человек, решивший посвятить свою жизнь религии

5) солдат, совершивший героический поступок

6) школьник, собирающий коллекцию минералов

А1. Что из перечисленного является примером отклоняющегося поведения в малых социальных

1) одноклассники отремонтировали игровую площадку в детском саду

2) водитель бесплатно развозил пострадавших в результате аварии

3) пассажир отстал от поезда

4) городская администрация ежемесячно выходит на субботники

А2. В чем причина отклоняющегося поведения среди молодежи?

1) резкие и глубокие перемены в обществе

2) стремление человека к материальному благополучию

4) разрыв между провозглашенными целями и реальной действительностью

A3. Верно ли, что:

а) алкоголь снимает моральные запреты;

б) в алкогольную зависимость особенно быстро попадают девочки?

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А4. Верно ли, что:

а) отклоняющееся поведение обязательно носит отрицательный характер;

б) отклоняющееся поведение свойственно только молодежи?

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

В1. Что из перечисленного приводит к нежелательным последствиям отклоняющегося поведения?

1) чудачество 2) преступность 3) алкоголизм 4) аскетизм 5) наркомания 6) религиозность

Вариант 1 Вариант 2

В 1. 1 4 6 В 1. 2 3 5 (проверка)

- Согласны ли вы с изложенной точкой зрения?

- Можно ли избавить общество от отклонений?

В завершении работы над нашей темой урока, я предлагаю вам выполнить творческое задание:

Наш урок подходит к концу. Я попрошу одного представителя из каждой группы охарактеризовать и оценить работу своей группы на уроке и поблагодарить за работу на уроке своих одноклассников.

Спасибо! Я согласна с вашими оценками. Считаю, что они достаточно объективны.

Ребята, сейчас запишите домашнее задание. (п. 39, составить сложный план на тему Отклоняющееся или девиантное поведение).

Мне очень хочется, чтобы каждый из вас постарался не допускать девиаций в своем поведении и тем самым изменил мир в лучшую сторону. Закончить наш урок я бы хотела словами Е. Евтушенко:

Пусть нам не дано
Изменить все немедля,
как хочется, –
Когда изменяемся мы,
Изменяется мир.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кулундинского района Алтайского края

УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

В 10 КЛАССЕ

hello_html_m5ee3882d.jpg

Учитель: Шевченко Елена Ивановна

Тема: Отклоняющееся поведение у человека.

Показать на примере данного урока, что жизнь и деятельность людей, их поведение регулируются социальными нормами

Уяснить какой вред организму человека наносят: табакокурение, алкоголизм, наркомания, преступность

Получить информацию об уголовной ответственности за отклоняющееся поведение человека

Развивать умение анализа и самоанализа, оценки и самооценки.

Сегодняшний урок мы с вами проведём в форме круглого стола. На данном уроке мы постараемся рассмотреть проблемы, с которыми сталкивается человечество. Тема нашего урока звучит так: ( показываю на компьютере)

Нам предстоит решить следующие задачи: (показываю на компьютере)

Работать будем по следующему плану. (показываю на компьютере)

Социальные нормы и их значение.

Объяснение нового материала.

НОРМА – латинского происхождения и означает буквально: руководящее начало, правило, образец.

С помощью норм к людям предъявляются требования, которым должно удовлетворять их поведение.

Социальные нормы направляют поведение, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать.

Регулирование поведения людей социальными нормами осуществляется тремя способами: на компьютере

Дозволение Предписание Запрет

(т.е. указание на (т.е. указание на (т.е. указание на действие,

варианты поведения, требуемое действие) которые не следует совершать)

но не обязательны)

Социальные нормы характеризуются в литературе как стражи порядка и хранители ценностей.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ. на компьютере

обычаи (празднование Нового года)

традиции (регулярные встречи выпускников учебного заведения)

правовые нормы (Запрещается пропаганда социального, расового, национального,

религиозного или языкового превосходства. Конституция РФ ст. 29(2)

эстетические нормы (система идеальных пропорций человеческого тела, норма

религиозные нормы (не мстите за себя, а дайте место гневу Божьему)

моральные нормы (поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы

поступали по отношению к тебе)

политические нормы (народ осуществляет свою власть через органы

государственной власти. Конституция РФ ст.3 (2)

правила этикета (помоги маленькому, беспомощному, старому, женщине…)

мода (мода на спортивную одежду)

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ - это общие правила, которые для индивида являются мерой его поведения, а для общества – масштабом оценки этого поведения. на компьютере

2) Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждёт от человека общество, называется отклоняющимся поведением.

Социологи дают и другое определение:

- это форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным, и правовым требованиям общества.

С некоторыми видами отклоняющегося поведения мы сейчас познакомимся:

3) О каком виде отклоняющегося поведения у человека идёт речь в данном стихотворение

Я шёл домой со спортзанятий

Меня окликнул мой приятель

Он сигаретою дыми

И закурить мне предложил.

20%- попадает в организм

5%- остаётся в окурке

25%- сгорает и разрушается

50%- уходит в атмосферу

Анализ табачного дыма показал, что в той части, которая выделяется непосредственно в воздух при курении, содержание некоторых ядовитых веществ больше, чем в потоке курильщика. В ней в 5 раз больше угарного газа и в три раза больше никотина. Людей, которые находятся рядом с курильщиком или в накуренном помещении и которые помимо своей воли вдыхают табачный дым, называют пассивными курильщиками. (анализ анкет)

Курение приносит вред не только курящему, но тому, кто находится рядом, и я хотела бы, прочитать окончание стихотворения которое читала в начале.

Но ведь куренье это вред

И я сказал спасибо нет

Дышать нам надо кислородом

Зачем травиться углеродом?

И я надеюсь, что вы сможете сказать нет курению.

Начинает злоупотреблять алкоголем.

Алкоголизм- это хроническое заболевание, развивающееся в результате систематического употребления спиртных напитков. Используя классификацию Всемирной организации здравоохранения, обратим внимание на три вида последствий пьянства и алкоголизма.

- для пьющего: утрата самоконтроля, агрессивность, отравление алкоголем, появление в общественном месте в нетрезвом виде, тяжелые заболевания внутренних органов, в дальнейшем ранняя смерть или самоубийство. Средняя продолжительность жизни в России снизилась 1992год- мужчины 62 года, женщины74; в 1996 году мужчины до 57 лет женщины до 70.

- для семьи: частые конфликты, невыполнение отцовских и материнских обязанностей, потеря уважения, материальные трудности, неправильное воспитание детей алкоголика.

- для общества: нарушение общественного порядка, дорожно-транспортные происшествия, несчастные случаи, снижение продуктивности труда, прогулы.

Пьянство и алкоголизм как массовое явление - серьёзная социальная проблема.

Особое внимание нужно уделить ранней алкоголизации (в 13- 17 лет). Употребление опасно по нескольким причинам:

Воздействие алкоголя на молодой организм приводит к тяжёлым последствиям медицинского и социального характера.

Резко сокращаются сроки перерастания пьянства в алкоголизм (2-4 года вместо 5-10 лет для взрослого человека).

увеличивается риск рождения детей с психическими и физическими аномалиями у лиц, пристрастившихся к алкоголю.

Повышение вероятности криминального поведения. (анализ анкет)

А теперь давайте посмотрим, какой результат нам дал соц. опрос, который был проведён в нашей школе.( АНАЛИЗ АНКЕТ)

5) Не меньшую опасность представляет наркомания- это употребление наркотиков без рекомендации врача.

Наркомания- это тяжелое хроническое заболевание, причиной которого является употребление различных веществ, вызывающих у человека особые изменения состояния- состояние наркотического опьянения.

Уже после первых приёмов наркотических веществ возникает психическая зависимость, т.е. болезненное стремление вновь и вновь испытывать это изменённое состояние, постоянно прокручиваются в голове мысли о препарате, о новом приёме наркотиков.

У наркоманов деградация личности наступает в 10-20 раз быстрее, чем у алкоголиков. Свыше 60% больных наркоманией составляет молодёжь от 15 до 25 лет. Практически все они обречены на смерть до 30 лет. За последние два года на территории России смерти 35 тыс. человек, так или иначе связана с употреблением наркотиков. От передозировки умерло 5336 чел. От СПИДа – 404.

Каковы же причины употребления наркотиков?

- желание казаться взрослым

Отсюда вытекают последствия:

- проблемы в школе

Жесткую политику в отношении распространения наркомании вплоть до смертельной казни проводят Малайзия, Пакистан, Таиланд, некоторые штаты Америки. В Великобритании, Франции и США организовали жесткий контроль за распространением наркотиков, там суровое наказание ждёт любого за попытку их приобретения. (анализ анкет)

ПРИЧИНЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ И ПОСЛЕДСТВИЯ

В нашей школе была проведена анкета по отношению учащихся к проблеме наркомании, поговорим о её результатах.(анализ анкеты)

6) Самое опасное проявление отклоняющегося поведения, наносящее наибольший ущерб

обществу – это преступление.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ – это посягающее на правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным кодексом.

Послушайте ситуацию и попробуйте определить, какое нарушение здесь присутствует:

« Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия подростков как проступок, правонарушение или преступление?

ЭТО ПРЕСТУПЛЕНИЕ они совершили вымогательство- преступление, предусмотренное статьёй 163 Уголовного Кодекса РФ.

« Десятиклассники Саша, Оля, Наташа и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры они распили спиртное. Как можно расценить их поведение?

За административное правонарушение ответственность наступает с 16 лет. Кто же несёт ответственность за ваши действия, если вам ещё нет 16 лет? (родители)

Какое наказание вы или ваши родители могут понести за совершённое вами административное правонарушение? (штраф, подростка могут поставить на учёт в милицию) А могут посадить в тюрьму? (нет, в тюрьму сажают за преступление)

Каковы же причины преступлений?

Работа с книгой. В тексте найдите причины преступлений.

Борьба с преступностью, которую ведёт любое государство, стало для России задачей первостепенной важности. В президентской программе на 1996-2000 год намечены меры, часть которых я вам зачитаю:

- укрепить материальную и кадровую базу органов внутренних дел и прокуратуры, укрепить материально- техническую базу оперативных и следственных подразделений всех уровней;

- ликвидировать юридические условия, облегчающие совершение экономических преступлений и способствующие коррупций государственных служащих;

- восстановить в полном объёме подразделения, отвечающие за профилактику правонарушений, прежде всего за профилактическую работу с несовершеннолетними;

- развернуть систему правового просвещения и воспитания граждан.

3. Закрепление нового материала.

Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один вырвал из рук сумочку, другой сорвал с неё золотую цепочку. Подростки пригрозили ей. Если она кому-нибудь скажет, они найдут её и разберутся с ней. Я думаю, что это правонарушение.(это преступление кража, грабеж. Она должна рассказать родителям и обратиться в милицию)

Ответим на вопросы- тесты

1. Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждёт от человека общество, называется

б) отклоняющееся поведение

2. Самое опасное проявление отклоняющегося поведения, наносящее наибольший ущерб обществу-

3.Во сколько лет наступает уголовная ответственность?

4.Хроническое заболевание, связанное с систематическим употреблением спиртного-

5. Под наркоманией понимают-

а) потребление наркотиков в должном количестве

б) потребление наркотиков без рекомендации врача

в) потребление наркотиков с разрешения врача.

ОТВЕТЫ: 1- б, 2 – в, 3 – а, 4 – а, 5- б.

Наш урок за круглым столом подходит к завершению. И этот урок я хотела бы закончить следующими словами:

Не поддавайтесь на обман

Обойди наркотик стороной

Остановись у преступной черты

Умей сказать НЕТ

Этой злейшей беде.

Сегодня на уроке мы с вами поговорили об отклоняющемся поведении. За этими словами: алкоголизм, наркомания, преступность стоят слёзы матерей и отцов, болезни детей и взрослых, смерти и увечья, потеря смысла человеческой жизни. Мы не должны быть равнодушными, мы не должны проходить мимо, потому что наши слова, наши решительные действия могут спасти чью-то жизнь, а значит, сохранить радость.

Социальный контроль – система способов регулирующего воздействия общества, социальных групп на личность.

Самоконтроль – это контроль, который основывается на волевом усилии человека.

Социальная норма – установленные в обществе правила, образцы, эталоны ожидаемого поведения людей.

Социальная санкция – общественная реакция на поведение человека, группы.

Отклоняющееся поведение (девиантное) – поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила.

Социальный конфликт – столкновение двух субъектов за обладание тем, что высоко ценится обеими сторонами.

Ключевые слова

Социальный контроль, социальная норма, социальная санкция, отклоняющееся (девиантное) поведение, социальный конфликт.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Социальный контроль представляет собой систему способов регулирующего воздействия общества на личность. И его составными элементами являются социальные нормы и санкции. Любая деятельность включает в себя разнообразные действия. Пока эти действия не нарушают общественного порядка, существующих норм, социальный контроль незаметен. Однако стоит нарушить правила, отступить от образцов поведения, принятых в обществе, и социальный контроль проявляет себя. Во всех этих случаях может последовать реакция: замечания, соответствующие действия полиции, суда. Выражение такого недовольства, объявление выговора, наложение штрафа, наказание, выносимое судом, - всё это санкции. Они могут быть формальными и неформальными, позитивными и негативными. Наряду с контролем со стороны общества и государства важное значение имеет самоконтроль, в основе которого лежат нормы, обычаи, ролевые ожидания, усвоенные индивидом. Здесь большую роль играет совесть. Умение контролировать себя – ценное качество личности, которая самостоятельно регулирует своё поведение с общепринятыми нормами. Виды отклоняющегося поведения: позитивное, нейтральное, девиантное (негативное), делинквентное (преступное).

Поведение, не согласующееся с нормами, не соответствующее тому, чего ждёт от человека общество, называется отклоняющимся (девиантным). Часто встречается негативное отклоняющееся поведение, примерами которого являются правонарушения, алкоголизм, наркомания. В науке выделяют несколько основных групп причин отклонений в поведении человека: индивидуальные (нервно-психические заболевания человека, особенности характера); социально-психологические (отрицательные особенности взаимоотношений с коллективом, семьёй и др.); макросоциальные (социально-культурные или экономические проблемы, влекущие за собой отклоняющееся поведение). Последствия этих отклонений имеют общую черту – вред, ущерб, наносимый обществу и государству.

Социальный конфликт – спор, столкновение двух субъектов за обладание тем, что одинаково высоко ценится обеими сторонами. Субъектами (участниками) социального конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы, общественные объединения, организации. Причины конфликтов скрыты в процессах общественной жизни и представляют собой глубокие противоречия. Поводом к конфликту может послужить любое событие или событие, которое приводит к развязыванию конфликтного противодействия. В зависимости от предмета конфликта различают виды конфликтов (политический, экономический, этносоциальный, религиозный (культурный), семейно-бытовой .Способы решения социальных конфликтов: компромисс, арбитраж, посредничество, применение силы, власти, закона, переговоры. Конфликт может закончиться примирением сторон, выигрышем одной из них, постепенным затуханием или перерастанием в другой конфликт. Завершение конфликта не всегда означает его разрешение. Разрешением конфликта называют решение его участников о прекращении противоборства с исчерпанием основы последующих конфликтов между ними. Возможные пути выхода из конфликта: реставрация, невмешательство, обновление.

Разбор типового тренировочного задания

  1. Выберите верные суждения о социальном контроле

1) В любом обществе социальный контроль основывается на неписаных правилах, передаваемых из поколения в поколение.

2) Социальный контроль направлен на обеспечение изменений социальных норм.

3) Социальный контроль представляет собой механизм поддержания общественного порядка посредством применения социальных санкций.

4) Социальный контроль обеспечивается внешним воздействием на человека.

5) Социальный контроль представляет собой совокупность средств и методов социального воздействия.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

3) Социальный контроль представляет собой механизм поддержания общественного порядка посредством применения социальных санкций.

5) Социальный контроль представляет собой совокупность средств и методов социального воздействия.

Социальные нормы вырабатываются в________. Они направляют поведение людей, позволяют его контролировать, ____________ и оценивать.

Варианты ответа: окружающем мире, природе, обществе; регулировать, объяснять, запрещать

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): обществе; регулировать

Читайте также: