Конспект урока деление многозначного числа на однозначное 3 класс петерсон

Обновлено: 07.07.2024

Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний)
Цель урока:
Сформировать способность к делению многозначного числа на однозначное; вывести алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное.
Задачи урока:
1)Актуализировать знание нумерации многозначных чисел, приемы умножения на однозначное число, алгоритм деления с остатком и правило деления суммы на число.
2) Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь.
3) Развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, синтез, обобщение.

Оценить 4762 0

1.Самоопределение к учебной деятельности. Мотивация учащихся к учебной деятельности (1 – 2 мин.)

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа
высказывания, отражающего значимость математики;
определить содержательные рамки урока: умножение и деление многозначных чисел на однозначное число.

Желаю вам удачи на уроке

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (4– 5 мин.)

Цель: актуализировать знания о взаимосвязи между умножением и делением
(а : в = с, с * в = а); алгоритм деления с остатком; правило деления суммы на число; тренировать вычислительные навыки.

Форма работы – фронтальная. (Слайд 2).
- Что нужно сделать, прежде чем узнавать новое? (Повторить то, что знаем.)
- Мы будем повторять все, что знаем? (Нет, только то, что нам поможет при открытии новых знаний.)
а)- Найдите сумму чисел 56 и 39.

Найдите разность чисел 85 и 47.

Во сколько раз 81 больше 9?

На сколько 100 больше 65?

Найдите произведение 23 и 4.

Найдите частное 68 и 17.


- А что еще мы учились делать с многозначными числами? (Умножали на однозначное число в столбик )
- Покажите, как это? ( Ребята в столбик записывают пример 134Х6)
- Молодцы, хорошо. Я думаю, если бы числа могли нас слышать,
они были бы довольны.
в) – Посмотрите на эти выражения. Что их объединяет? ( Деление) (Слайд 3).
- Давайте и здесь наведем порядок.
- Что общего во всех выражениях? (Все выражения на деление). )

- Молодцы, умело вы справились с заданием. Ловко!
- А теперь попробуйте разделить устно (Слайд 4)

363:3= применяем удобный способ деления
536:4=
/Затруднение. /

3.Выявление места и причины затруднения .(1 мин.)

Цели: - организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется

и фиксируется необходимость определения нового способа деления;

- согласовать тему и цель урока.

- Что же вызвало у вас затруднение? Разве трудно разделить, ведь мы повторили способы деления.
4.Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели. (3-4 мин.)

Цель: построить проект выхода из затруднения; согласовать тему и цель урока.

- Вы подумали, вы поняли, чего вы не знаете, что вы сделаете теперь? (Самостоятельно будем открывать новое знание.)
- Прежде, чем начать работать, нужно поставить цель.
- Какую цель вы сейчас перед собой поставите? ( Научиться делить многозначное число на однозначное, найти новый способ. )

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для нового способа деления;
зафиксировать новый способ деления в знаковой форме.

а) – Давайте будем думать. Может удобно разделить письменно? 536:4=400:4+120:4+16:4=100+30+4 = 134
- Есть другая форма записи. Мы еще сложение, вычитание, умножение записывали так. ( Столбиком )
Да, столбиком. В делении это еще называется ” деление уголком ”, потому что знак деления замеряется углом. Слева стоит делимое, над чертой стоит делитель, а под чертой частное.
- Что для этого нужно сделать? (Составить алгоритм.)
Составление алгоритма ведется в группах.
б) – Давайте попробуем сопоставить результаты работы и выведем общий алгоритм действий.
- Что нужно сделать в первую очередь? и т.д. (Слайд 7).

Алгоритм деления многозначного числа на однозначное
1. Найти первое неполное делимое.
2. Определить количество цифр в частном.
3. Разделить первое неполное делимое, записать первую цифру частного.
4. Найти остаток (меньше делителя).
5. Остаток сложить с единицами следующего разряда (второе неполное делимое).
6. Разделить полученное число, записать следующую цифру частного.
7. Найти остаток (меньше делителя).
8. Если найдена последняя цифра частного, перейти к пункту 9, а если нет – к пункту 5.
9. Назвать ответ.

- Вы преодолели затруднение? (Да.)

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4 – 5 мин.)

Фронтальная работа (с проговариванием вслух).
а) – Теперь попробуйте вы разделить ” уголком ”. (Слайд 8)
Алгоритм деления я повешу на доску.
Стр. 92 , № 2,

7. Физкультминутка (1 - 2 мин.)

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)
Все умеем мы считать! (Хлопаем в ладоши.)
Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)
Руки за спину положим, (Спрятали руки за спину.)
Голову поднимем выше (Руки на поясе, голову подняли выше.)
И легко — легко подышим. (Громкий вдох-выдох.)

8.Самоконтроль с самопроверкой по эталону (3 – 5 мин.)

Цель: тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
проверить способность к делению многозначного числа на однозначное.

- Вы очень хорошо поработали. Что нужно сделать теперь? (Выполнить самостоятельную работу.)
- Для чего? (Чтобы проверить себя.)
- Я думаю, вы теперь самостоятельно сможете выполнить задание.
Стр. 57, № 1 (4ст.) рабочая тетрадь

Анализ и исправление ошибок.

9.Включение в систему знаний и повторения (4 – 5 мин.)

Цель: выявить границы применимости нового знания; закрепить умение решать текстовые
задачи; тренировать способность к безошибочному решению примеров на деление;
развивать творческие способности учащихся.

- Где на уроках математики вы встречаетесь с делением многозначного числа на однозначное? (В решении задач.)

Групповая работа.
Задание : №2(а)-1 группа
№2(б)-2 группа
№3-3 группа


- Предлагаю вам поработать в группах. /Дети работают в группах/.
- Назовите, пожалуйста, свой ответ. /Представители групп выходят к доске и вывешивают решение/

10.Рефлексия учебной деятельности. (1-2мин.)

Цель: оценить результаты собственной деятельности;
зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
оценить собственную деятельность на уроке; обсудить и записать домашнее задание.

- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие.

- Какую цель вы ставили?
- Достигли цели?
- Продвинулись вы по пути открытия новых знаний?
Были у вас затруднения? (…)
- Довольны ли вы своей работой?
- Оцените работу класса.
Высказывания нескольких учеников.

- Оцените свою деятельность на уроке. Выберите способ оценки.

Покажите ладошку.

Я знаю алгоритм деления многозначного числа на однозначное .

2) Я сумею разделить многозначное число на однозначное .

3) Мне необходимо поработать над… .

11. Домашнее задание.

– В чем еще надо потренироваться? Следует ли еще тренироваться в делении многозначного числа на однозначное? (Да.)
– Запишите домашнее задание.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет, класс: математика. 3 класс ( УМК Л.Г. Петерсон)

Тема : Деление многозначного числа на однозначное число

Цель: познакомить с алгоритмом письменного деления многозначного числа на однозначное число

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, сигнальные карточки , презентация

1.Самоопределение к деятельности (организационный момент)

- Как вы понимаете эти слова?

- Попытаемся привести в порядок то, что уже имеем.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

- Назовите тему, которую мы изучали?

-С чего начиналось изучение?

(учились читать числа, сравнивать, записывать;

представляли в виде суммы удобных слагаемых;

выполняли сложение, вычитание многозначных чисел;

умножали многозначные числа на однозначное число )

- Чтобы узнать что-то новое, сначала что необходимо? ( повторить)

- Используя цифры 3 , 0,8 запишите наибольшее и наименьшее пятизначное число.

- Сколько в этих числах всего десятков?

( 8300дес., 3008 дес)

28:3= 92:2= 60:12=

- Какое деление мы выполняли?

( деление с остатком, разложение на удобные слагаемые, подбор частного)

3. Постановка учебной проблемы

- Найти значение выражений

56:4= 560:4= 536:4=

( все примеры на деление;

делимое увеличивается, а делитель не изменяется;

с увеличением делимого частное увеличивается;

если делимое увеличивается в 10 раз, то частное увеличивается в 10 раз)

- Какой пример вызвал затруднение?

-Найдите лишнее выражение?

- Найдите существенные признаки отличия.

( первые два выражения сводятся к делению двузначного числа на однозначное , а в последнем – трехзначное на однозначное)

- Какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке?

Цель урока – установить, как делится многозначное число на однозначное

- Какая тема нашего урока?

Тема- Деление многозначных чисел на однозначное число

5. Введение новых знаний

- Давайте нарисуем графическую модель числа 5 36

Чтобы разделить число 536 на 4 , как думаете , что удобнее сначала взять для деления?

( удобнее сначала разделить сотни)

- Сколько сотен разделили на 4? ( 4 сотни)

-Обведем овалом . Что делать с оставшейся сотней?

( Добавим к десяткам и потом делить десятки)

- Сколько получилось десятков ? ( 13 дес)

- А разделили ( 12дес)

- Обведём те которые будем делить.

- Что осталось? ( остался 1 дес, добавим его к единицам, далее делим на 4)

- А как записать то, что сделали на рисунке?

- С каких единиц мы начинали деление – мелких или с крупных? ( с крупных)

-А когда десятки у нас закончились , что мы сделали? (стали делить единицы)

-Кто теперь догадается, как можно делить любое многозначное число, не подбирая слагаемые? (делить сначала самые крупные счётные единицы, затем остаток дробить и делить более мелкие единицы)

-Это же можно записать в столбик

- Составим алгоритм деления многозначного числа на однозначное число

Алгоритм письменного деления фиксируется с помощью блок-схем

1.Найти первое неполное делимое

2.Определить число цифр в частном

3.Найти цифры в каждом разряде частного

5.Первичное закрепление

- С каких единиц начинаем письменное деление?

- А потом? (делим по очереди более мелкие единицы)

- Какая цель была на уроке? Достигли?

- Чем будем заниматься на следующем уроке?

7.Домашнее задание

Личностные УУД: смыслообразование - мотивация учебной деятельности

Фронтальная работа.

Познавательное УУД: обобщение

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника.

Регулятивные УУД: умение контролировать результаты своей деятельности и деятельности партнера, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные УУД : анализ

Познавательное УУД : понимать цель и смысл задания

Познавательное УУД : анализ, применение модели для получения информации

Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения её результата

Регулятивные УУД: умение контролировать результаты своей деятельности и деятельности партнера, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения.

Регулятивные УУД : анализируют собственную работу

Зачётная работа по квалифицированным курсам (Автозаводский р-н)

«Теория и методика преподавания в начальной школе

Канева Ирина Викторовна

I квалификационная категория

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 583 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 31.10.2016 1506
  • DOCX 46 кбайт
  • 21 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Канева Ирина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока:

- Почему сегодня у нас такой девиз? (Наверно, мы будем открывать новые знания.)

- Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания , а значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

-Поможет нам веселый человечек – Смайлик. (Слайд 3).

Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага учебной деятельности: (Слайд 4, 5).

- Вы готовы к работе? Тогда в путь.

- Пожелайте друг- другу удачи!

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (5 – 6 мин.)

Цели: - актуализировать знания о взаимосвязи между умножением и делением

(а : в = с, с * в = а);

- алгоритм деления с остатком

- правило деления суммы на число;

- тренировать вычислительные навыки.

Форма работы – фронтальная. (Слайд 6).

а)- Дана графическая модель числа. Назовите и запишите это число.

- Сколько сотен? Всего десятков?

- Какие цифры использовали для составления этих чисел? ( 4, 0, 7)

б) – Используя эти цифры, запишите наибольшее и наименьшее пятизначные числа. ( 74000, 40007 )

- Назовите цифры, стоящие в разряде единиц тысяч.

- На сколько одно число больше другого? ( Ребята в столбик записывают в тетради: 74000-40007=33993)

- Правильно ли вычли? Как можно узнать? ( Сложением )

- А что еще мы учились делать с многозначными числами? (Умножали на однозначное число в столбик )

- Покажите, как это? ( Ребята в столбик записывают пример 7204*5=36020)

- Молодцы, хорошо. Я думаю, если бы числа могли нас слышать,

они были бы довольны.

в) – Посмотрите на эти выражения. Что их объединяет? ( Деление ) (Слайд 7).

- Давайте и здесь наведем порядок.

- Что общего во всех выражениях? (Все выражения на деление).

- Найдем значения этих выражений (по рядам).

- Молодцы, умело вы справились с заданием. Ловко!

- А теперь попробуйте разделить устно

3.Выявление места и причины затруднения .(1 мин.)

Цели: - организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется

и фиксируется необходимость определения нового способа деления;

- согласовать тему и цель урока.

- Что же вызвало у вас затруднение? Разве трудно разделить, ведь мы повторили способы деления.

4.Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели. (1-2 мин.) (Слайд 8).

- Тогда цель нашего сегодняшнего урока?

( Научиться делить многозначное число на однозначное, найти новый способ. ) (Слайд 9).

- Сформулируйте тему урока. ( Деление на однозначное число. )

5.Проектирование и фиксация нового знания (8 – 10 мин).

Цели: - организовать коммуникативное взаимодействие для нового способа деления;

- зафиксировать новый способ деления в знаковой форме.

а) – Давайте будем думать. Может удобно разделить письменно?

- Нарисуем графическую модель числа 536.

- Чтобы разделить это число на 4, как вы думаете, что удобнее сначала взять для деления? ( Удобнее сначала разделить сотни .)

- Сколько сотен разделим на 4? ( 4 сотни.)

- Обведем их овалом. Что делать с оставшейся сотней? ( Добавить к десяткам и потом делить десятки. )

- Сколько у нас получится десятков и сколько из них разделится на 4? ( Всего десятков 13, а разделится 12.)

- Обведем те десятки, которые разделятся. Что остается? ( Остается один десяток, его добавляем к единицам , получаем 16 единиц. Они все делятся на 4. )

- А как записать то, что мы сделали на рисунке ?

- Графическую модель чертить, чтобы найти удобные слагаемые- это долго, начать делить крупные единицы счета- запись не очень короткая…

- Есть другая форма записи. Мы еще сложение, вычитание, умножение записывали так. ( Столбиком )

Да, столбиком. В делении это еще называется ” деление уголком ”, потому что знак деления замеряется углом. Слева стоит делимое, над чертой стоит делитель, а под чертой частное.

- Какой способ самый рациональный?

б) – Давайте попробуем составить алгоритм действий. (Слайд 10).

- Что нужно сделать в первую очередь? и т.д. (Слайд 11).

1. Найти первое неполное делимое.

2. Определить число цифр в частном.

3. Найти цифры в каждом разряде частного.

6.Первичное закрепление с проговариванием (4 – 5 мин.)

Цели: - зафиксировать способ действия при делении многозначного числа на

Фронтальная работа (с проговариванием вслух) .

а) – Теперь попробуйте вы разделить ” уголком ”.

Алгоритм деления я буду подсказывать.

б) – Теперь рассмотрим те случаи, когда число сотен меньше делителя.

в) – Случаи, когда число сотен или десятков делится без остатка.

г) – Работа по учебнику с.12 №5 .

7. Физминутка (2 - 3 мин.) ( Слайд 12)

8.Самоконтроль с самопроверкой по эталону (4 – 5 мин.)

Цели: - тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

- проверить способность к делению многозначного числа на однозначное.

- Я думаю, вы теперь самостоятельно сможете выполнить задание.

- Обменяйтесь тетрадями проверьте друг у друга.

9.Включение в систему знаний и повторения (4 – 5 мин.)

Цели: - закрепить умение решать текстовые задачи;

- тренировать способность к безошибочному решению примеров на деление;

- развивать творческие способности учащихся.

- Как вы думаете, зачем нам нужно уметь делить многозначные числа на однозначные?

- Решим задачу на с.12№7(а)

- Дана сумма и разность числа бананов, которые собрали с обеих пальм.

Сложив их, получаем удвоенное число бананов с I пальмы. Значит, чтобы найти сколько бананов собрали с первой пальмы, надо сумму чисел 152+ 28 разделить пополам. Полученное число уменьшим на 28 и узнаем, сколько бананов собрали со второй пальмы.

1 способ: 1) 152+ 28= 180 (б.) – удвоенное число бананов с I пальмы.

2) 180: 2 = 90 (б.) – собрали с I пальмы.

3) 90- 28 = 62 (б.) – собрали со II пальмы.

2 способ: 1) 152- 28 = 124 (б.) – удвоенное число бананов с первой пальмы.

2) 124: 2 = 62 (б.) – собрали со II пальмы.

3) 28+ 62 = 90 (б.) – собрали с I пальмы.

Дети пытаются найти ответ на этот вопрос. Выслушиваются их мнения. Кто-то из детей считают что такое невозможно, а некоторые находят объяснение:

- Потому что в некоторые дни с утра было солнце, а потом стал падать снег. И наоборот.

-А как можно решить эту задачу? Как записать условие?

Дети предлагают записать условие при помощи диаграмм Венна.

- Предлагаю вам поработать в группах /Дети работают в группах/.

- Назовите, пожалуйста, свой ответ. /Представители групп выходят к доске и вывешивают решение/

1)16+18=34 (дня) – столько было всего дней когда падал снег и солнечных.

2)34 – 31=3 (дня) – столько дней и солнце светило, и снег был.

10.Рефлекия учебной деятельности. (Слайд 13).

Цели: - оценить результаты собственной деятельности;

- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: деление многознач-

ных чисел на однозначное число.

- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие.

- Вспомните, с каких слов мы начали урок?

- Довольны ли вы своей работой?

-Я передаю вам памятку с алгоритмом, давайте проведем проверку:

Научились находить первое неполное делимое?

Научились определять количество цифр в частном?

Сумеете найти цифру для каждого разряда, то есть определить цифру в частном?

-Если вам все удалось на уроке выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь- грустный.

Нажмите, чтобы узнать подробности

содействовать воспитанию положительной мотивации к ученью, интересу к предмету.

- Прочитайте девиз нашего урока:

С мастерством готовым люди не родятся, а добытым мастерством гордятся.

- Как вы понимаете эти слова?

- Готовы ли вы добывать новые знания, чтобы потом можно было гордиться своим мастерством?

II. Актуализация знаний. - 3

– Прочитайте числа: 448, 224, …

– Найдите закономерность и назовите пропущенное число.

– Как вы узнали? Какая здесь закономерность? (числа делятся на 2)

– Из каких разрядов состоят эти числа? (сот, дес, ед.)

III. Постановка проблемы - 5

- Посмотрите на запись. Что можете сказать об этих выражениях?

(все выр-я частные, делитель 4, с увеличением делимого частное увеличивается)

- Какие это примеры?

8 : 4 30 : 4 200 : 4 484 : 4

24 : 4 39 : 4 400 : 4 512 : 4

– Что заметили при решении примеров?

– При решении, какого примера возникло затруднение? (Или какой пример лишний?)

– Чем этот пример отличается от остальных?

– Ребята, как вы думаете, над, чем нам предстоит сегодня работать? Какова тема нашего урока? (Установить, как делится трехзначное число на однозначное)

IV. “Открытие” детьми нового знания. -

– Давайте подумаем, как можно разделить 512 на 4?

– Можно ли решить этот пример, разбив делимое на сумму удобных слагаемых?

– Найдите первое удобное слагаемое. Какое круглое число делится на 4. (400). Сколько осталось? 112. Из 112 найдем второе удобное слагаемое. Какое круглое число делится на 4. 80 – это второе удобное слагаемое. Сколько осталось? 32 – это третье слагаемое.

– На какие удобные слагаемые мы разбили число 512? (400 + 80 + 32)

512 : 4 = (400 + 80 + 32) : 4=

– Что получилось? (распределительный закон деления)

512 : 4 = (400 + 80 + 32) : 4 = 400 : 4 + 80 : 4 + 32 : 4 = 100 + 20 + 8 = 128

– Удобна ли такая запись деления?

– Как вы думаете можно ли разделить многозначное число, не разбивая его на удобные слагаемые?

– Да, можно разделить, заменив делимое на разрядные слагаемые.

– Итак, давайте рассмотрим второй способ деления.

Показ на слайде

– Скажите, можно ли записать этот способ более кратко?

П ри делении столбиком вместо знака деления : используют такой знак 512 4

500 ровно на 4 не делится, поэтому возьмем 400. 400 разделить на 4 получится 100 (записываю)

512 4 512 4 512 4

400 1 . . 400 12 . 400 12 8

от 500 - 400 осталась 1 сотня, добавляем 1 десяток, получилось 110.

110 на 4 не делится, поэтому разделим 80. 80 : на 4 получится 20, от 110 – 20 осталось 3 десятка,

добавляем 2 единицы получится 32.

32 : на 4 получится 8.

– Удобный ли этот способ? Почему? Что нам мешает? (нули)

– А можно ли его упростить?

– Запишем третий способ деления.

5'12 4 5'12 4 5'12 4

(Выйти на деление с остатком)

– Первое неполное делимое 5 сотен. 5 : на 4, по сколько возьмем? (по 1)

берем по 1, проверяем умножением, 5 х 4=4, записываем под сотнями.

от 5 – 4 остаток 1, остаток меньше делителя? (да), если остаток меньше делителя, значит, цифру мы нашли правильно;

1 на 4 не делится, значит спускаем 1 дес. 11 : 4, по сколько возьмем? (по 2), проверим умножением 2 х 4=8, от 11 – 8 остаток 3, 3 меньше делителя? спускаем 2 единицы.

32 : на 4, по сколько возьмем? (по 8), проверим умножением 4 х 8=32. 32-32 остаток 0.

– Итак, ребята мы с вами разделили многозначное число на однозначное. Какой способ вам больше понравился?

– А теперь давайте решим еще несколько примеров и выведем алгоритм деления столбиком.

Читайте также: