Конспект урока цвет в композиции

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: формирование умения использовать приемы, средства композиции, развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов.

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся с основными понятиями: цветовой круг, теплые и холодные тона, контраст.
  • Развивающие: развивать познавательный интерес, способствовать формированию творческого воображения, развивать вкус и чувство композиции
  • Воспитательные: воспитание интереса к искусству

Оснащение урока:

  • Компьютерный класс
  • Мультимедиапроектор
  • Выставка полиграфической продукции

План урока:

  • Организационный момент
  • Показ компьютерной презентации с последующим объяснением
  • Выполнение самостоятельной работы с использованием компьютера
  • Подведение итогов урока

Организационный момент

Вступление.

Мы с вами уже знаем, что при создании композиции художник использует различные приемы и средства для решения своих идей при создании образа, для передачи состояния или настроения в композиции.

А теперь посмотрите на произведения искусства и ответьте, чем они отличаются?

(Ответ: Эти картины отличаются цветом.)

Постановка проблемы: Какое значение имеет цвет в произведении искусства?

Ход урока

Сегодня мы рассмотрим тему - она выделена цветом.

  1. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции
  2. Симметрия, асимметрия и динамическое равновесие
  3. Движение и статика
  4. Прямые линии и организация пространства
  5. Цвет – элемент композиционного пространства

Наш мир цветной, но если мы на минуту представим себе, что было бы, если бы мир вдруг стал бесцветным? Все, что нас окружает: цветы, трава, деревья, животные и все стало бы серым, скучным, унылым.

Как изменится наше настроение?

Какие чувства мы будем испытывать?

(Ответ: Люди станут печальными, будут казаться усталыми, скучно жить в сером мире)

Цвет больше, чем любой другой элемент композиции, обращен к нашим чувствам.

Яркая окраска автомобиля, стильно- утонченный цвет интерьера, эффективное платье, неожиданная и броская по цвету реклама или журнал привлекают наше внимание и обостряют восприятие

Цвет - элемент композиционного творчества.

Так ли верно это утверждение, давайте попробуем разобраться.

Цвет - это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение. Восприятие цвета во многом зависит от цветового тона, степени его яркости и насыщенности.

Что привлекает в первую очередь наше внимание в предметах, рекламе?

(Ответ: это форма предмета и его цвет.)

Цветовой круг - система цветов, в которой цветовое многообразие упорядочено на основании объективной закономерности. Он может быть использован как инструмент для ориентировочного расчета результатов смешения цветов, для определения интервалов между цветами при подборе сочетаний.

Вы знаете, что есть цвета, которые невозможно получить путем смешивания каких - либо красок.

Как называются эти цвета? Назовите их.

(Ответ: Основные цвета. Это красный, желтый, синий.)

Что означает понятие - составные цвета, как вы это понимаете?

(Ответ: Цвета, которые можно получить от смешивания основных красок.)

Цветовой круг обычно делят на две части - теплую и холодную.

Взгляните на цветовой круг, и вы без труда определите. Где теплые а где холодные цвета.

Теплые цвета - (красный, желтый, оранжевый) передают силу, властность, активность, радость.

Холодные цвета - (синий, зеленый и их производные) говорят о спокойствии, нежности, апатичности, грусти и вариации этих состояний.

Определите в какой гамме выполнены данные произведения?

Учащиеся выполняют задание.

В конструктивных искусствах создание образа осуществляется через решение как композиционно- конструктивных, так и цветовых задач.

При составлении композиции важно не только эмоционально-чувтвенное отношение к цвету, но и знание законов цветовой композиции, основ цветоведения.

Очень велика роль цвета в плоскостной композиции.

Достаточно ввести цветовое пятно, чтобы все пространство перестало быть монохромным.

Образное впечатление движения, легкости или плотности, веселья или строгости можно создавать при помощи цветных линий и цветовыми формами.)

Цветовое пятно может стать АКЦЕНТОМ, меняющим общее цветовое восприятие работы.

Цвет в композиции лучше всего передает настроение и наши чувства.

Задание 1

Создать композицию из 2-3 прямоугольников, 3-4 линий и небольшого круга, который должен стать доминантой в композиции.

Задание 2

Выполнить композицию из разных форм и линий передавая различное эмоцилнально- образное состояние.

Задание 3

Выполнить композицию из произвольного количества элементов , построенной по принципу цветового контраста.

Работу сделать на цветном фоне.

Свободные формы: линии и тоновые пятна

Свободная линия художественно более выразительна, богаче формами, изгибами, имеет больше оттенков и интонаций.

Свободная линия, цветовой или тональный мазок ничего не изображают, они беспредметны, абстрактны.

Цветовым мазком отвлеченной формы можно передать ощущение осени, листопада, не изображая конкретный лист или лес.

Цветовыми пятнами можно вызвать ассоциации, связанные с морем, шумом набегающих волн, не изображая море и волны.

Задание 4

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для художественных отделений ДШИ (предпрофессиональная программа).

Задонского муниципального района

Липецкой области

Методическая разработка Григорьевой ТН.

Задонск, 2016г.

Тема: Цвет в композиции станковой.

Цель: знакомство с общими закономерностями цветовых сочетаний, с символикой цвета; эмоциональная характеристика цвета.

Задачи: знакомство с техникой работы гуашью как кроющей краской, приобретение навыка смешивания колеров.

1. Основные цвета, составные и дополнительные.

ЦВЕТ — одно из основных художественных средств в живописи. Изображение предметного мира, разнообразных свойств и особенностей натуры в живописи передаются посредством отношений цвета и цветовых оттенков.

ОТТЕНОК — 1) изменение, иногда мало заметное, цвета натуры под воздействием окружающей его среды; 2) небольшое различие в красках по светосиле, насыщенности, цветовому тону. Например, красный цвет краплака имеет более холодный, а киновари — более теплый оттенок, и т. д.; 3) различие в каком-либо цвете при его переходе от холодного к теплому и наоборот.

Все цвета делятся на хроматические и ахроматические.

АХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА — белый, серый, черный. Они лишены цветового тона и различаются только по светосиле (светлоте).

Хроматические цвета делятся на основные и составные.

ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА: красный, желтый, синий. Они не могут быть составлены из других цветов.

Все остальные цвета можно получить смешением основных цветов. Попарное смешение двух основных цветов дает нам составной.

СОСТАВНЫЕ ЦВЕТА:

К основным качествам цвета. относятся:

цветовой тон — особенность цвета, отличающая его от других цветов спектра (красный, синий, зеленый и др. цвета имеют разный цветовой тон);

светосила цвета — способность того или иного цвета отражать световые лучи. Различают более светлые и более темные цвкта.;

насыщенность (интенсивность) цвета — количество определенного цветового тона в данном цвете Насыщенность цвета краской может изменяться в результате разбавления ее водой (в акварели) или от прибавления к ней белил в масляной или гуашевой живописи.

ТЕПЛЫЕ И ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА

В живописной практике всякий цвет всегда рассматривается в отношении к окружающим его цветам, с которыми он находится во взаимодействии. В основе этой зависимости лежат отношения холодных и теплых цветов и оттенков. Представление о холодном цвете в натуре и в произведениях искусства обычно связывается с цветом льда, снега, лиловатым, сизым цветом грозовых туч и т. д., а о теплом - с цветом огня, солнечного света и т. д.

А вот зеленый – особый цвет: если в нем больше желтого, - он теплый, а если синего, -холодный. Рядом с теплыми он холодный, а рядом с холодными – теплее, чем они.

Большое значение в живописи имеют и отношения ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЦВЕТОВ и оттенков. Эти цвета и оттенки, взятые в сопоставлении, взаимно усиливают друг друга.

К дополнительным цветам относятся следующие пары цветов: красный и травянисто-зеленый, лимонно-желтый и фиолетовый, оранжевый и синий. Эти же цвета контрастны между собой. Контрасты дополнительных, холодных и теплых цветов являются неотъемлемым элементом цветового решения картин, служащим для более правдивого изображения.

Цвет в окружении дополнительного, например оранжевое пятно в окружении синего, красное - на зеленом, кажется ярче, интенсивнее, иначе говоря, они дополняют друг друга.

При смешении красок дополнительные цвета нейтрализуют друг друга. Если смешать синюю и оранжевую краску, красную и зеленую, желтую и фиолетовую, получится грязь; эти краски смешивать нельзя.

2. Эмоциональная характеристика цвета.

Цвет — одно из важнейших средств создания художественного образа. Сила воздействия цвета на чувства человека, способность различных цветов по-разному влиять на его настроение играют в живописи важнейшую роль. Здесь цвет является элементом композиции произведения. Не только распределение цвета и света в картине, но и подбор цветов помогает ярче выразить содержание произведения, создать в нем определенное настроение. Кроме того, цвет в живописи имеет и эстетическое значение. Картина своими красками, красотой колорита должна вызывать у зрителя чувство эстетического наслаждения. Этим качеством обладают произведения живописцев разных эпох.

ГАММА ЦВЕТОВ — основные отношения цветовых тонов, преобладающие в данном произведении и определяющие характер его живописного решения (напр., картина написана в холодной гамме и т. д.).

Цвет также является одним из средств создания художественного образа. Сама природа цвета очень проста и одновременно необычна. Свет рождает цветовое богатство окружающего мира, так как лучи света отражаются от предметов и в сложнейших переплетениях вос­принимаются нами как цвет. Например, поверхность апельсина отра­жает оранжевые световые волны, поэтому мы видим апельсин оран­жевым.

Цвет может воздействовать на чело­века по-разному.

Красный цвет вы­зывает прилив сил, согревает, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания.

Оранжевый - действует похожим образом, но его влияние слабее.

Желтый цвет активизирует нервную деятельность и зрение, меньше все­го утомляет.

Зеленый - самый привычный для глаз, способствует расширению со­судов, снижает кровяное давление, успокаивает, повышает работоспо­собность.

Голубой - успокаивает, снижает на­пряжение, замедляет ритм дыхания.

Синий цвет - успокаивающее его действие постепенно переходит в

Фиолетовый - соединяет эффекты красного и синего цветов, поэтому производит порой противоречивое действие, переходящее в угнетающее.

3. Техника работы гуашью.

ПЕРЕХОД ОДНОГО ЦВЕТА В ДРУГОЙ
Рассмотрим градуированный переход одного цвета в другой. Гуашь, поскольку она требует времени для высыхания, позволяет Вам перемещать их по бумаге, пока они еще влажные. Именно поэтому гуашью гораздо проще делать плавные градации цвета, чем при помощи других красок. Это можно делать любыми кистями. Но лучше всего подойдут плоские кисти, а хуже всего – круглые. Для мелких и крупных растяжек работают одни и те же принципы.


Краски смешиваются на палитре и наносятся на свои предполагаемые места на бумаге. Затем кистью водят туда-сюда в перекрестной манере между двумя градациями цвета, пока не будет получен удовлетворяющий Вас результат. Затем проводят параллельные мазки для окончательной обработки участка. Работают чистой кистью от темного цвета к среднему, и затем, опять чистой кистью от светлого цвета к среднему.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок ИЗО в 6-м классе "Цвет. Основы цветоведения".

Цель урока : формирование умения использовать приемы, средства композиции, развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов.

Задачи урока:

Образовательные : познакомить учащихся с основными понятиями: цветовой круг, теплые и холодные тона, контраст.

Развивающие : развивать познавательный интерес, способствовать формированию творческого воображения, развивать вкус и чувство композиции

Воспитательные : воспитание интереса к искусству

Оснащение урока:

Выставка полиграфической продукции

Показ компьютерной презентации с последующим объяснением

Выполнение самостоятельной работы с использованием компьютера

Подведение итогов урока

Организационный момент

Вступление.

Слайд 1 .

Мы с вами уже знаем, что при создании композиции художник использует различные приемы и средства для решения своих идей при создании образа, для передачи состояния или настроения в композиции.

А теперь посмотрите на произведения искусства и ответьте, чем они отличаются ?

(Ответ: Эти картины отличаются цветом.)

Постановка проблемы: Какое значение имеет цвет в произведении искусства?

Сегодня мы рассмотрим тему - она выделена цветом.

Цвет – элемент композиционного пространства

Наш мир цветной, но если мы на минуту представим себе, что было бы, если бы мир вдруг стал бесцветным? Все, что нас окружает: цветы, трава, деревья, животные и все стало бы серым, скучным, унылым.

Как изменится наше настроение?

Какие чувства мы будем испытывать?

(Ответ: Люди станут печальными, будут казаться усталыми, скучно жить в сером мире)

Цвет больше, чем любой другой элемент композиции, обращен к нашим чувствам.

Яркая окраска автомобиля, стильно- утонченный цвет интерьера, эффективное платье, неожиданная и броская по цвету реклама или журнал привлекают наше внимание и обостряют восприятие

Цвет - элемент композиционного творчества.

Так ли верно это утверждение, давайте попробуем разобраться.

Цвет - это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение. Восприятие цвета во многом зависит от цветового тона, степени его яркости и насыщенности.

Что привлекает в первую очередь наше внимание в предметах, рекламе?

(Ответ: это форма предмета и его цвет.)

Цветовой круг - система цветов, в которой цветовое многообразие упорядочено на основании объективной закономерности. Он может быть использован как инструмент для ориентировочного расчета результатов смешения цветов, для определения интервалов между цветами при подборе сочетаний.

Вы знаете, что есть цвета, которые невозможно получить путем смешивания каких - либо красок.

Как называются эти цвета? Назовите их.

(Ответ: Основные цвета. Это красный, желтый, синий.)

Что означает понятие - составные цвета, как вы это понимаете?

(Ответ: Цвета, которые можно получить от смешивания основных красок.)

Цветовой круг обычно делят на две части - теплую и холодную.

Взгляните на цветовой круг, и вы без труда определите, где теплые , а где холодные цвета.

Теплые цвета - (красный, желтый, оранжевый) передают силу, властность, активность, радость.

Холодные цвета - (синий, зеленый и их производные) говорят о спокойствии, нежности, апатичности, грусти и вариации этих состояний.

Определите в какой гамме выполнены данные произведения?

Учащиеся выполняют задание.

В конструктивных искусствах создание образа осуществляется через решение как композиционно- конструктивных, так и цветовых задач.

При составлении композиции важно не только эмоционально-чувственное отношение к цвету, но и знание законов цветовой композиции, основ цветоведения.

Очень велика роль цвета в плоскостной композиции.

Достаточно ввести цветовое пятно, чтобы все пространство перестало быть монохромным.

Образное впечатление движения, легкости или плотности, веселья или строгости можно создавать при помощи цветных линий и цветовыми формами.)

Цветовое пятно может стать АКЦЕНТОМ, меняющим общее цветовое восприятие работы.

Цвет в композиции лучше всего передает настроение и наши чувства.

Создать композицию из 2-3 прямоугольников, 3-4 линий и небольшого круга, который должен стать доминантой в композиции.

Выполнить композицию из разных форм и линий передавая различное эмоционально- образное состояние.

В холодной гамме

Выполнить композицию из произвольного количества элементов , построенной по принципу цветового контраста.

Работу сделать на цветном фоне .

Свободные формы: линии и тоновые пятна

Свободная линия художественно более выразительна, богаче формами, изгибами, имеет больше оттенков и интонаций.

Свободная линия, цветовой или тональный мазок ничего не изображают, они беспредметны, абстрактны.

Цветовым мазком отвлеченной формы можно передать ощущение осени, листопада, не изображая конкретный лист или лес.

Цветовыми пятнами можно вызвать ассоциации, связанные с морем, шумом набегающих волн, не изображая море и волны.

Подведение итогов урока.

С какими основными понятиями мы сегодня познакомились?

Каким приемам мы научились для передачи движения и покоя?

Как вы оцениваете свои работы и работы свои друзей?

Просмотр работ и анализ.

Список литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Цвет в композиции 6 кл.
Цели:
Дидактическая:
-обобщение знаний и умений по основе цветоведения и тенденциях их развития и применение на практике;
-закрепление основных понятий цветоведения;
-формирование умений самостоятельно составлять цветовые композиции в зависимости от назначения, настроения, времени года, состояния души.
Развивающая:
-способствовать развитию пространственного мышления;
-развивать умения анализировать сферу применения определенных цветовых решений;
-развивать умения обобщать изученный материал и делать выводы;
-способствовать формированию умений, сравнивать и сопоставлять различные точки зрения в цветовых решениях;
-аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Воспитательная:
стимулировать потребность в формировании ответственности и актуальности, а также коммуникабельности студентов в творческом подходе, в решении профессиональных проблем.
Зрительный ряд: наглядные пособия по цветоведению (декоративный натюрморт); цветовой круг; репродукции работ художников
План.

Читайте также: