Конспект урока что такое общество

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: повторить и обобщить материал по разделу "Общество и человек".

Ожидаемые результаты:

  • учащиеся знают и могут дать определение термину "общество" в широком и узком смысле слова;
  • понимают в чем проявляется обособленность и зависимость общества от природы;
  • знают и могут дать определение терминам "культура", "культурные универсалии";
  • способны рассуждать на заданную тему;
  • могут выделить главное в тексте;
  • проявляют интерес к изучению курса обществознание.

Основные понятия: общество, культура, культурные универсалии, общественные науки.

Оборудование: учебник "Обществознание для 10 класса. Базовый уровень (авт. Боголюбов Л.Н. и др.) рабочие тетради, доска.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, меня зовут Елена Сергеевна, я буду вести у вас уроки обществознания, присаживайтесь, пожалуйста.
- Давайте для начала вспомним определение слова "общество", кто готов попробовать? (Ученики дают различные ответы)

- Определений огромное множество, что именно мы подразумеваем под словом "общество" зависит от контекста. Например "общество любителей чая", "общество с ограниченной ответственностью", "феодальное общество".
Давайте запишем определение "общества" в широком смысле этого слова:

Общество - обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей и формы их объединения

Также в широком смысле слова общество - это все человечество в прошлом, современности и перспективе. В узком смысле слова определений может быть огромное количество:

  • совокупность людей, объединенных для общения, удовлетворения общих интересов, совместного выполнения какой-либо деятельности.
  • определенный этап исторического развития. (феодальное общество, капиталистическое общество и т.д.)

Учитель: Итак, мы пришли к выводу, что общество - это совокупность людей.
- Однако сущность общества кроется в отношениях, в которые люди вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности.
- Таким образом, мы делаем вывод, что общество - это совокупность общественных отношений.

- Давайте вспомним, чем человеческая деятельность отличается от поведения животных? (Ученики приводят различные примеры)
- Отлично, давайте запишем,что важнейшим условием жизни человека является коллективность. Может ли человек жить 1, не пользуясь при этом предметами, созданными другими людьми?

- Будет ли его жизнь полноценной? (Ответы учащихся)
- Мы уже говорили, что общество это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира. В чем проявляется эта обособленность?
- В чем проявляется взаимосвязь?

- Как вы думаете, к чему может привести потребительское отношение людей к природе? (экологический кризис)
- Какие экологические проблемы вы знаете?

- Все вы наверняка слышали о таянии ледников, думаю, многие знают или догадываются о последствиях этого явления. Но что послужило причиной таяния?
Ответы учеников: потепление вследствие выброса парниковых газов, выброс диоксида метана и оксида метана в предприятий и заводов.

В Исландии совсем недавно прошла церемония прощания с ледником, который потерял свой статус в 2014 году. Была заложена капсула времени для потомков, в которой исландцы говорили, что знают о проблеме и знают как ее решать, чтобы впоследствии их внуки и правнуки могли сделать вывод, сделали ли наши современники все возможное для сохранения окружающей среды или нет.

Учитель: Давайте вспомним, что принято называть "культурой". (все, что создано человеком + нормы, традиции и т.д.)
- Культуру принято делить на 2 вида, какие? (Ответы: духовная и материальная)
- Приведите примеры этих двух видов культуры. Можем ли мы четко их разграничить?

- Культура в различных частях света сильно отличается, верно?
- Но существуют и "культурные универсалии", что это такое? Приведите примеры. (брак, религия, письменность . )

- Давайте напоследок вспомним, какие науки изучают общество и как мы их называем?
Ответы учеников: общественные науки - история, политология, право, социология и т.д.

Подведение итогов

- Подведем итоги, что мы за сегодня узнали, повторили?

  1. Дайте мне определение обществу в широком смысле слова.
  2. К чему может привести потребительское отношение людей к природе?
  3. Что такое культура?
  4. Что такое культурные универсалии?

Домашнее задание

Ответить на вопросы в конце параграфа, подготовиться к практической работе по теме "Человек и общество".

Человек – это такое общественное существо, которое способно реализовать свои возможности только в обществе. Только с осознанием понятия социума, мы можем правильно понимать определенные действия человека, его отношения и связи или условия проживания.

Общество не появилось спонтанно, оно существовало всегда, в разные времена и эпохи, когда человек еще даже не имел представления о том, что такое страна или государство. Первоначально, общество в основном ассоциировалось с государством. Сейчас под этим термином подразумевают, такое объединение людей, при котором они владеют общей территорией и государственным устройством.


общество

Определение общества

Общество – это особая структура жизни человека и его деятельности, которая развивается благодаря социальным законам.

Социальные процессы общества тесно связаны с различными науками и изучаются разными общественными дисциплинами:


общество

Социальная философия – это такая наука, которая непосредственно изучает состояние общества вместе с законами и функциями, а также его непосредственную взаимосвязь, как с природой, так и с окружающим миром. Ведь общество возникло благодаря природной эволюции, и остается ее непрерывным процессом движения в материальном мире.

Характерные эволюционные черты общества:

• Это своеобразная организация, которая владеет такой структурной базой и сочетает в себе не только духовное и материальное производство, но и так называемую, социальную структуру, и различные виды отношений.
• Общество обладает различными возможностями наследования и методами передачи информации.
• Ее главной отличительной чертой социальной материи от других способов движения, является сочетание разных материальных и духовных процессов, а также сознания.

Общество относится к такой системе, которая постоянно развивается. Ее развитие происходит постепенно и по определенным закономерным этапам.

Показатели развития общества:

• Своеобразный характер отношений в обществе;
• Фактор духовного уровня человека;
• Демократичность социального общества.

Главные черты современного общества:

• Это его масштабы производства;
• Информационные методы человеческих отношений;
• Технологические процессы;
• Формы демократии;
• Глобальное развитие науки и культуры;



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Общество"

Понятие общества

Человек – существо биосоциальное. На предыдущих уроках вы уже говорили о том, как важны для развития личности включенность в жизнь общества, её социальное окружение.

Но что такое общество? Это слово, как и многие другие в русском языке, многозначно.


Таким образом, обществом мы можем назвать группу людей, объединенных какой-либо целью, связанных некими отношениями.

Но вы встречались и с другим значением этого термина. На уроках истории вы, например, говорили, что за сословиями феодального общества закреплялись определённые права и обязанности, которые передавались по наследству, а в буржуазном (капиталистическом) обществе люди формально были равны в своих правах перед законом. В этих случаях под обществом понимался исторический этап развития того или иного народа.

Наконец, сейчас всё чаще говорят о мировом сообществе. При этом имеется в виду всё человечество в целом. Процесс глобализации, о котором вы, вероятно, слышали, и о котором будете говорить на одном из следующих уроков, делает всех жителей нашей планеты взаимосвязанными и взаимозависимыми.

Именно так, единым общественным организмом разумных существ, население Земли предстанет перед инопланетными пришельцами, если они всё же доберутся до нас и решатся на контакт.

На языке науки определение общества в этом смысле звучит так: общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней, часть материального мира, которая состоит из индивидуумов и включает в себя способы их взаимодействия и формы объединения.

Природа и общество

Человеческое общество, с одной стороны, обособилось от природы, выделилось из неё. А с другой стороны, продолжает быть частью её. Разберём эту взаимосвязь поподробней.

Природа создаёт естественные условия существования человека. Мы ведь помним: для того, чтобы стать человеком, им надо, во-первых, родиться. Как бы ни велико было влияние общества на индивида, он все же должен представлять вид Homo sapiens, получить по биологическим каналам наследования целый ряд признаков, свойственных человеку.

При всех своих возможностях люди, тем не менее, достаточно хрупкие существа. Скажем, для нас оптимальным является воздух, в котором содержится 21 % кислорода. Если его доля снизится до 17, это будет означать серьёзные проблемы для сердечнососудистой и кровеносной систем. Но и слишком высокое содержание кислорода опасно – наши лёгкие могут получить ожог. Люди чувствительны к температуре окружающей среды: знаете ли вы, что раздетый обездвиженный человек (например, если он без сознания) может умереть от переохлаждения даже при 17 градусах тепла? Наконец, чтобы жить, мы должны питаться. Некоторые люди заявляют, в том числе и через средства массовой информации, что они научились подпитываться энергией Солнца и не нуждаются в пище. Подобные заявления вызывают огромные сомнения. Даже если это возможно, солнечная энергия – это также природный ресурс.

Всё, что использует человеческое общество в качестве ресурсов для своего существования, в конечном итоге, даёт ему природа. В то же время, люди могут создавать то, что не существует в природе в готовом виде: производить искусственные и синтетические материалы, в ходе селекции выводить новые сорта сельскохозяйственных культур или старым придавать новые свойства, делать их более продуктивными. С помощью искусственных приспособлений человек некоторое время может жить под водой, в Космосе, выдерживать антарктический холод.

Социум живёт и развивается не только по биологическим законам. Огромную роль в жизни людей играют созданные ими самими моральные, религиозные и правовые нормы. Ради своего нравственного идеала человек может поступать вопреки самому сильному природному инстинкту – инстинкту самосохранения.

Осознав свои возможности в преобразовании природы, создании искусственной среды обитания, человек привык считать себя высшим биологическим существом, забывая о своей зависимости от условий окружающей среды. Одна из самых серьёзных опасностей для современного человечества – нарушение экологического равновесия и истощение традиционных сырьевых ресурсов.

Сферы общественной жизни

Общество имеет сложную структуру. Это не просто совокупность людей, живущих в одном месте в одно время. Общество – это система отношений между людьми, их взаимодействий, форм объединения.

Общественные отношения можно условно разделить на 4 сферы.

Экономическая сфера включает в себя отношения между людьми по поводу производства материальных благ, распределения и обмена ими.

Социальная сфера - это отношения между социальными группами, классами, нациями, а также системы образования, здравоохранения, помощи тем, кто не в состоянии обеспечить себя самостоятельно.

К политической сфере относят то, что связано с государственной властью: деятельность президента, правительства и парламента, политических партий, выборы, осуществление местного самоуправления.

Духовная сфера охватывает религию и религиозные организации, науку и научные учреждения, нравственность, искусство.

Сферы общественной жизни не существуют независимо, изолированно друг от друга. Они связаны между собой. Любой человек, в том числе каждый из вас, так или иначе, включён во все сферы общественных отношений.


Социальные нормы и санкции

Все эти многообразные отношения регулируют социальные нормы – правила поведения человека в обществе. Они могут устанавливаться государством в виде законов или существовать как нравственные предписания общества. Есть нормы этикета, религиозные заповеди, эстетические нормы, обычаи и традиции.

Социальные нормы могут формулироваться в разной форме:

· дозволения, то есть разрешения вести себя определённым образом. Например, человек может обжаловать решение суда или действие должностного лица, если он считает их несправедливыми или неверными.

· предписания – указания на необходимость определённых действий. Дорогу на регулируемом перекрестке необходимо переходить на зелёный свет светофора.

· прямого запрета тех или иных действий. Несовершеннолетним запрещено продавать спиртные напитки.

Соблюдение социальных норм регулируется с помощью санкций. Санкциями называют способы воздействия общества на индивида. Они бывают позитивные – поощрение соблюдения правил (одобрение, награждение), и негативные – наказание (осуждение, штраф, лишение свободы).

Для чего необходимо изучать общество, в котором живешь?

Подведем итог нашего урока.

Общество – термин, который может пониматься как:

· группа людей связанных какими-либо отношениями, общей целью;

· исторический этап развития народа, страны;

· население какой-либо страны;

· человечество в целом.

Общество тесно взаимосвязано с природой. Природа даёт людям все необходимые для их существования ресурсы. Человек своей деятельностью может создавать искусственную среду обитания и влиять на экологическую ситуацию.

Принято выделять 4 сферы общественных отношений: экономическую, социальную, политическую, духовную.

Многообразные общественные отношения регулируются с помощью социальных норм и санкций.

Для чего необходимо изучать общество?

Общество – среда, в которой обитает человек. Общество может воздействовать на любого человека, но не на всех одинаково, а на каждого по-своему. Человек, изучив механизмы, регулирующие общественные отношения, способен контролировать это воздействие и сам может управлять им. Нормальное развитие любого общества, управление им невозможно без знания реального положения дел в социуме, без понимания происходящих в нём процессов.

Науку, изучающую отношения, процессы, события, которые происходят в обществе, называют социологией. Она изучает не только те общественные взаимодействия, которые протекают в данный конкретный момент, но и те, которые имели место быть десятки, сотни и тысячи лет назад. Кроме того, социология имеет и функцию прогнозирования, т.е. с её помощью человек может предугадать ближайшие изменения в общественной жизни.

Социология позволяет найти ответы на вопросы об обществе, о насущном бытии, о глобальных проблемах человечества.

Таким образом, можно сказать, что необходимость изучения социологии есть в наши дни и будет существовать в будущем, ведь потребность в познании тонкостей взаимодействия между людьми не угаснет никогда.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Общество человека состоит из общественных групп.-Мы узнали, что кроме людей, с которыми мы постоянно общаемся, существуют и другие общественные группы - так называют объединения людей, у которых есть особенные общественные интересы, отличающиеся от интересов других людей. - Я думаю, что чужое общество – это общество людей, которых я не знаю. - Самое большое общество для каждого человека является человечество – все люди планеты Земля. Своим обществом я считаю то общество, где мне интересно. Я хожу на танцевальный кружок, мне очень нравится танцевать. Нам интересно заниматься в кружке. -Пока я учусь в начальной школе, моё общество будет состоять из моих одноклассников, папы и мамы, а, когда я вырасту, то моим обществом станут люди в городе, студенты института, в котором я буду учиться.

Открытый урок

по окружающему миру

Учитель начальных классов:

Сабирова Светлана Антоновна

Почетный работник РФ ОО

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цели урока по линиям развития личности ученика.

Линия 1. Овладение картиной мира: создать условия для формирования умения объяснять, какие интересы объединяют тебя с людьми твоего общества.

Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: на основе анализа наблюдений учить предотвращать и преодолевать конфликты между людьми.

Оборудование: таблицы и схемы с опорными словами, проектор, экран, схемы общества, карточки с заданиями.

-развивающие

Создать условия для развития умения проводить анализ описания объединений людей, извлекать необходимую информацию из текстов, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-воспитательные

Создать условия для формирования умения планировать учебное сотрудничество, для позитивного эмоционально-ценностного отношения к правилам и нормам поведения людей в обществе.

- ЛичностныеУУД: выражать правильно свои эмоции.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

- Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, в парах, выполнять различные роли в группе; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

- Познавательные УУД: - извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию,

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая

Необходимое техническое оборудование: таблицы и схемы с опорными словами, проектор, экран, пульты управления, схемы общества, карточки с заданиями.

1.Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

- Какое у вас сегодня настроение?

- Как узнать о настроении человека?

- Покажите жестами, мимикой, взглядом своё настроение.

2. Актуализация знаний (4мин)

3. Проверка домашнего задания в виде теста

4. Опрос учащихся – устная работа

-Прежде, чем приступить к новой теме, ответьте на вопросы теста – это будет проверкой домашнего задания.

- Что такое внутренний мир человека?

- Как узнать внутренний мир человека?

- Что такое личность?

- Что такое настроение?

-А характер? Что это такое?

- Обратимся ещё к двум понятиям: чувство и эмоции. В чём их отличие?

- В каких ситуациях человек может проявить свои эмоции и чувства?

- Может ли человек жить сам по себе, обойтись без помощи других людей?

- Назовите из этого определения ключевые слова.

- Дайте название группе людей, которые выступают в защиту животных.

- В этом обществе состоят все жители страны?

- Какое заметили противоречие?

- Почему возникло затруднение?

- Определите цель урока.

Работа с тестом - ИД

- обозначает сущность человека, его внутренние черты, качества.

-каждый разумный человек с неповторимыми интересами, знаниями, мыслями, переживаниями.

- Внутреннее душевное состояние.

- неповторимое сочетание особенностей личности

- Эмоции - непродолжительные переживания, которые возникают в конкретных ситуациях.

Чувства – устойчивые переживания по отношению к конкретному человеку, предмету, явлению.

- Все жители одной страны.

- Общество защиты животных.

- Общество – все жители страны, и в то же время – не все.

- Не всё знаем о понятии общество.

- Уточнить понятие общество.

- Что такое общество.

Структурирование знаний; волевая соморегуляция;

определение основной и второстепенной информации

и формулирование познавательной цели

3. Проблемное объяснение нового материала (8мин)

- Что объединяет людей на рисунке? с.28

- Что вы видите на след. рисунке?

-Что их объединя­ет?

-Так что же объединяет людей в общество?

Работа в группах.

Каждая группа получает описание объединения людей, рода их занятий.

Цель работы: дать название данной группе, объяснить его через ключевые слова.

- Какие ключевые слова вам помогли?

- Что объединяет людей

в каждом из этих обществ?

- Что такое общество?

Им нравится команда ЦСКА.

-Те же люди, которые болели за разные команды, вместе болеют за сборную России.

-То, что они жители одной страны, болеют за свою команду - российскую.

обществом можно назвать людей, которые вместе что-то делают;

обществом можно назвать людей, которым вместе интересно;

общество объединяет людей, которым есть о чем пообщаться, и т.д.

Группа 1. Наше общество было создано в 1958 году и занимается охраной и восстановлением охотничьих животных. Вступить в наше общество можно с 18 лет, так как необходимо владеть огнестрельным оружием. Мы заинтересованы в охране и восстановлении животного мира, ведём активную борьбу с браконьерами. (Общество охотников)

Группа 2. Вступить в наше общество могут люди разного возраста. Мы заботимся о своём здоровье, занимаемся закаливанием. Нам не страшны ни мороз, ни холод, ни ледяная вода. Купальный сезон мы открываем зимой. Наше увлечение помогло многим людям избавиться от болезней и недугов. (Общество моржей)

Группа 3. Мы – любители настольной игры. В игре могут участвовать два человека. Традиции нашей игры сложились несколько веков назад. Долгое время чемпионом мира в этом виде спорта были представители России – Анатолий Карпов и Гарик Каспаров. Наше увлечение развивает усидчивость, внимание, логическое мышление. (Общество любителей шахмат)



Целевая аудитория: для 6 класса

Представленный материал соответствует аннотации, единственно, что нужно будет сделать учителю, который захочет воспользоваться этой работой - убрать пустые слайды в презентации

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: