Конспект урока чтения звук и буква к

Обновлено: 05.07.2024

Тема урока : звук и буква К к.

Тип урока : изучение нового материала.

1. Познакомить обучающихся с согласным звуком и буквой К; учить учащихся выделять звук К в слогах, словах и предложениях.

2. Закреплять умение соотносить звук с буквой; развивать фонематическое восприятие.

3. Активизировать активный словарь, мыслительную деятельность.

4. Воспитывать мотивацию учебной деятельности.

- сформировать у обучающихся чёткий образ буквы К;

- учить читать слоги, слова предложения с новой буквой;

- продолжать работу по звуковому анализу слов и словообразованию;

- развивать наблюдательность, умение оценивать свою работу и работу коллектива;

- развивать монологическую речь учащихся;

- формировать умение правильно произносить сочетания букв, слова с учетом фонематических норм русского языка.

- учащиеся проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Базовые учебные действия:

- определять общие для всех правила поведения;

- проявлять уважение к своим одноклассникам и учителю;

- проявлять учебно-познавательный интерес к предмету.

- понимать и удерживать учебные задачи;

- работать по предложенной инструкции;

- применять изученные правила;

- правильно организовывать свое рабочее место с помощью учителя;

- ориентироваться в учебнике, тетради;

- находить ответы на вопросы в иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- слушать и понимать речь других;

- уметь выражать свои мысли;

- уметь учувствовать в диалоге.

Оборудование: буквы, карточки со слогами и словами, счетные палочки, схема слова, образ буквы, индивидуальные карточки, предметные картинки.

Ход урока

Звенит звонок, звонок зовет

И мы готовы на урок.

Учитель: Сегодня на урок к нам пришли гости, посмотреть, чему вы уже научились, давайте им улыбнемся и начнем работать.

2. Актуализация знаний.

Учитель: ребята, мы приготовили к уроку буквари и пеналы, какой у нас будет урок? – (чтение)

- Чему мы учимся на уроке чтения? (читать).

Учитель: ребята, у вас на партах порядок, а вот у меня на доске кто-то перепутал буквы, которые мы с вами уже знаем. Давайте разделим их на гласные и согласные.

Дети по очереди выходят к доске, называют букву и говорят какой звук она обозначает гласный или согласный.

3. Артикуляционная гимнастика.

Учитель: а сейчас, ребята, чтобы хорошо проговаривать слоги и слова мы сделаем гимнастику для губ и языка.

4. Речевая гимнастика.

Ка-ка-ка,ка-ка-ка – дам котёнку молока

Ко-ко-ко, ко-ко-ко – котик любит молоко.

5. Объявление новой темы.

Учитель: ребята, к нам на урок пришел еще один гость, а кто он, мы узнаем, когда отгадаем загадку:

Этот зверь живет лишь дома,

С этим зверем все знакомы,

У него усы, как спицы,

Он, мурлыча, песнь поет,

Только мышь его боится…

Угадали? Это …. (кот)

Учитель: ребята, давайте вместе скажем слово кот.

Какой первый звук в этом слове?

Какое место в слове он занимает?

Учитель: сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком К.

6. Изучение нового материала.

а) анализ артикуляции звука.

Учитель: ребята, давайте каждый произнесет новый звук. Обратите внимание, когда мы произносим звук К – губы и зубы разомкнуты (приоткрыты) спинка языка поднимается кверху и мешает воздуху свободно выходить изо рта.

Б) анализ акустических признаков звука.

Скажите, этот звук можно петь? – нет. Значит этот звук какой? - согласный.

Учитель: ребята, наш кот проголодался, давайте его покормим. Но мы будем кормить его только теми продуктами, в которых есть звук К (демонстрация картинок).

Колбаса, огурец, молоко, помидор, творожок,

Работа со схемой. Один ребенок у доски, остальные на партах определяют место звука в слове. Слова: колбаса, молоко, творожок.

Вывод: звук К может стоять в начале слова, в середине и в конце.

Учитель: ребята, а что еще любят есть кошки?

Соотнесение звука с буквой.

Ребята, звуки мы слышим и говорим, а как мы можем их прочитать? – буквы. Демонстрация буквы.

В) связь звука с буквой.

На прямую палочку

Справа села галочка

Там поныне и сидит –

Буквой К на нас глядит.

Звук К обозначается буквой К (демонстрация картинки)

На что похожа буква К?

Картинка клоуна – давайте встанем так же, как клоун.

Г) работа с графическим образом; закрепление образа буквы в кинестетических ощущениях.

Учитель: кот принес в корзинке палочки, он нес нам букву К, но она вся сломалась, давайте поможем коту построить букву К. – работа со счетными палочками.

Один ребенок у доски делает букву из полосок, остальные на партах из счетных палочек.

Учитель: ребята, в корзинке у кота еще есть такие буквы К, давайте обведем ее – работа с буквой из наждачной бумаги.

7. Работа в тетрадях для печатания.

Картинка замок – найдите в этом слове звук К.

прописываем букву К

Учитель: ребята, вы, наверное, устали, нужно немного подвигаться.

8. Закрепление материала.

Учитель: ребята, а теперь давайте потренируемся в чтении слогов.

Составление и чтение слогов, хоровое чтение.

9. Работа со страницей букваря.

Учитель: давайте откроем наши буквари по закладке и посмотрим, что обозначают эти слова. Посмотрите, кот пришел и в наши буквари, скажите, с какой буквой он рядом сел? К.

- Рядом с буквой К написаны слова : почитаем их.

Работа с текстом по букварю

- Кот увидел мальчика и девочку, а вы нашли их?

- Что держат дети?

Первичное чтение учителем.

- Я вам прочту рассказ, а вы внимательно слушайте.

Чтение по цепочке.

Читаем по одному предложению.

- Как зовут мальчика? Как зовут девочку?

Работа на индивидуальных карточках – найти и обвести синим карандашом букву К.

10. Итог урока.

С каким новым звуком мы сегодня познакомились?

Он гласный или согласный?

Назовите слова, где есть звук к.

Учитель: ребята, наш урок закончился, все сегодня старались отвечать на вопросы, читать слоги и слова, писать в книжках-малышках. А теперь закройте глазки, а я поглажу тех, кто очень старался на уроке.

Тема урока письма в Скоу 8 вида: Звук и буква Щ. Дифференциация Щ — Ш Цели урока: Образовательные: Закреплять навык правильного, четкого произнесения звука [щ’], тренировать умение различать, находить и выделять.

Тема урока письма во 2 классе Скоу 8 вида: Звук и буква Ч. Дифференциация Ч — Т. Цели урока: Образовательные: Закреплять навык правильного, четкого произнесения звука [ч’], тренировать умение различать, находить и выделять.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке продолжается формирование у обучающихся такие умения, как слышать изучаемый звук, характеризовать его, выделять начальный звук в слове. Работа по презентации позволяет создать на уроке атмосферу заинтересованности.

Открытый урок чтения

Задачи: Формирование умения слышать изучаемый звук в слове, характеризовать его: гласный или согласный (с опорой на зеркало), звонкий или глухой (с опорой на дрожание гортани), выделение начального звука в слове.

Соотнесение звука с буквой, определение цвета буквы. Чтение слого­вых структур по подобию, целостное запоминание слогов. Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Чёткое проговаривание каждого слога в слове. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

Этапы урока

Ход урока

I Орг. момент,

настрой на урок

1 мин.

- Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними.

- Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума.

Познавательные УУД:

формируем умение извлекать

информацию из схем, иллюстраций, текстов;

формируем умение представлять

информацию в виде схемы;

II Целеполагание

3 мин.

(дети читают наизусть:)

Если хочешь много знать,

«Какие вы молодцы –хотите много знать. А вы знаете, кто я? Отгадайте.

На сметане мешен, на окошке стужен.

Круглый бок, румяный бок.

(появляется картинка колобка на экране)

формируем умение выявлять

сущность, особенности объектов;

формируем умение на основе

анализа объектов делать выводы;

формируем умение обобщать и

классифицировать по признакам.

Работа над звуком.

В середине слова.

Физминутка и артикуляционные упражнения.

Работа над буквой к.

Составление и чтение слогов.

Физми нутка.

Работа над составлением слов.

Чтение предложений.

Чтобы узнать кокой же звук и буква сегодня главные на нашем уроке, ответьте на вопросы Колобка:

Кто это? Как поёт петух? Ку-ка-ре-ку.

А это кто? Как квохчет курица? Ко-ко-ко.

Это кто? Как квакает лягушка? Ква-ква-ква.

Какой звук вы чаще других сейчас услышали?

Чтобы произнести звук К губы приоткрыть. Кончик языка прижать к нижним зубам. Когда произносим звук, струя тёплого воздуха бьёт по ладошке.

2) Произнесите хором – к.

3) Возьмите зеркало и посмотрите, в каком положении у вас губы, язык, когда вы произносите звук к.

4) Произнесите звук к по цепочке.

2. Характеристика звука к.

- Как вы думаете, какой это звук? (Звук к – согласный).

- Каким цветом будем обозначать букву к?

(Учитель на доске прикрепляет синий кружок).

3.Различение звука к в слогах, словах.

1) Как услышите звук к – покажите ручками колобок. ( л, р, к, у, а, к, г, х; ом, ур, ык, ну, ко, ка, ха, ох, ук)

2) Отгадайте загадки:

Очень ласковый и чистый,

Лапой моется пушистой,

Если пустит ногти в ход, -

Страшный зверь – домашний

В реках Африки живет

Злой зеленый пароход!

Кто б на встречу ни поплыл,

Назовите первый звук в словах - отгадках. На каком месте находится звук К в этих словах? Возьмите полоски –покажите синим кружком положение звука к в слове кот и в слове крокодил.

Назовите картинки (шапка, яблоко, абрикос). Где находится звук к в этих словах? Возьмите полоски – покажите синим кружком положение звука к.

Какое слово лишнее? Почему?

Назовите эти картинки (рак, мак, лук, сук). Где находится звук к в этих словах? Возьмите полоски – покажите синим кружком положение звука к.

К Колобку пришёл дружок – котик Мурзик. (по слайдам) Какие к слова вы сейчас услышали со звуком к? Мы произносили и слышали звук К. А как же записать эти слова?

1. Пришла пора познакомиться с буквой к. В русском языке звук к обозначается буквой к.

- Посмотрите на эту букву.

- Прочитайте хором букву.

- А теперь каждый по цепочке.

- На что похожа буква к? Вывешиваю рисунок.

Сигнальщик держит два флажка.

С флажками он - как буква к.

Работа со слайдами – ворона и клоун.

2. - Составим букву к из палочек на партах.

- Какую букву составили?

3. Театрализованное представление. Ученики изображают букву.

- Как нужно поставить руки, чтобы вы были похожи на букву к?

4. Найдите букву к на таблицах в кабинете и на клавиатуре для печатания в документе. (Распределяю задания ученикам). Проверим – идём в гости друг к другу.

Колобок любит путешествовать на кораблике: Назовите буквы слева от кораблика. Какие это буквы? (гласные) А справа от кораблика? На парусе прочитайте букву. Но чтобы её соединить с гласными её надо произносить кратко – звуком. Составьте слоги – обратные и прямые.


а а

о о

у у


ы ы

Отгадайте слово по слогу. Я загадала слог ку (кузнечик). Колобок просит вас посмотреть видеоролик и запомнить слова. Какие слова со слогом ка, ко. (В русском языке в некоторых словах слышится звук а, а пишется буква о. Вы научитесь правильно записывать такие слова во втором классе.)

Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики.

Прыг – скок, прыг – скок, прыг – скок, прыг - скок.

Сели, травушку покушали, тишину послушали.

Тише, тише. Высоко прыгай на ногах легко.

Составить слова справа от картинок. (По одному на клавиатуре для печатания в презентации, остальные – в тетрадях и на доске). Сравнение пар слов: рак-мак, лук –сук.


Рос мак. Рос лук.

Работа над текстом.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД:

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формируем умение прогнозировать

предстоящую работу (составлять план);

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

формируем умение выказывать

своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

формируем мотивации к обучению

и целенаправленной познавательной деятельности;

формируем умение оценивать поступки

в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

воспитание нравственного чувства,

этического сознания и готовности совершать позитивные

поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

Оценка деятельности

Обрадуйте Колобка – назовите лишние буквы сначала в верхней строчке, а затем в нижней. Посмотрите, какие слова со звуком к нам не называли на уроке. Какое настроение почти у всех героев картинки? А у вас? Никто не хватается за голову, как крот?

Колобку вы все понравились. И он просит меня всем поставить оценку 5. Молодцы!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока учебного предмета:

подготовила и провела:

Цель: познакомить учащихся со звуком [к], с буквенным обозначением звука - буквами К, к.

Образовательные: уточнение артикуляции звука [к]; закрепление образа буквы; формирование навыка определения позиции звука в слове; умения находить букву К в ряде букв; навыка плавного чтения прямых и обратных слогов; умений участвовать в учебной беседе, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы;

Коррекционно-развивающие:

развитие фонематического слуха на материале слогов со звуком [к]; зрительного и слухового внимания и восприятия; наглядно-образной памяти; мелкой моторики; устной речи; обогащении словаря.

Воспитательные: воспитание интереса к урокам чтения, эмоциональной отзывчивости, культуры поведения на уроке, дисциплинированности.

Здоровьесберегающие: сохранять и поддерживать здоровье учащихся на уроке путем общеукрепляющих упражнений; предупреждать мышечное переутомление и напряжение в области глаз; создать условия для комфортного состояния учеников в соответствии с требованиями САНПИН.

Материалы : букварь Воронкова В.В.; зеркала; карточки с буквами Р, р; картинка (кот); буквы разрезные; карточки со слогами, словами; счетные палочки, полоски для конструирования; синие и красные фишки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по обучению грамоте по теме " Буква и звук К". Конспект составлен по Азбуке Горецкого, по УМК Школа России.

План-конспект урока в 1 классе по обучению грамоте по теме:

Цель урока: Познакомить со звуками [к”] [к], буквой К к, соотносить звук и букву.

Основные понятия темы: Строчная буква, заглавная буква, согласный звук.

Развивать умение различать в словах звук [к]; [к”]

Знать характеристику звуков [к]; [к”]

Развивать умение проводить звуковой анализ и синтез;

Развивать умение распознавать согласные буквы.

Познавательные:

стремиться к расширению своей познавательной сферы,

производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

Осмысление соответствия звука букве

Регулятивные:

самостоятельно организовывать свое рабочие место в соответствии с целью выполнения заданий.

осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные:

умение объяснять свой выбор.

участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Сотрудничать с учителем и одноклассниками.

демонстрация основ самоорганизации

проявлять интерес к новому

умение удерживать учебную за

1. Организационный момент

-Начнем урок обучения грамоте.

-Садимся правильно, спинка прямая.

ЗАКРОЙТЕ ГЛАЗА и представьте:

Я в школе, я на уроке.

Я радуюсь этому.

Внимание моё растёт.

Я как разведчик всё замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я готов к работе.

ОТКРЫЛИ ГЛАЗА.

СПОКОЙНОЕ ИЛИ ХОРОШЕЕ.ХОРОШЕЕ

Приветствуют. Садятся на свои места по рядам.

2. Мотивация к деятельности. Постановка темы.

– Чем мы с вами занимаемся на уроках обучения грамоте?

– Давайте начнём сегодняшнее занятие с фонетической разминки.

Я буду называть слова, а вы показывать КУЛАЧОК – если первый звук в слове твёрдый, и МЯГКУЮ КИСТЬ РУКИ – если в слове первый звук мягкий.

– Если в слове первый звук твердый?

Кот, корзинка, киви , крот, , колобок, кит ,кенгуру, кепка, конфета.

-Итак, какие звуки были первыми в этих словах?

– Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Какие звуки и какую букву мы с вами будем изучать?

Верно, тема нашего урока: " Звуки [к]; [к”] "БУКВА К. (КА)

Поиграем в игру: кто больше придумает слов на букву К. ( Класс делится на две команды)

- Подводятся итоги игры.

ПОЗНАКОМИМСЯ с буквой К

НАУЧИМСЯ ПИСАТЬ печатную букву К

НАУЧИМСЯ ОТЛИЧАТЬ и слышать звуки[к]; [к”] в словах

НАУЧИМСЯ ЧИТАТЬ слоги, слова с этой буквой.

Узнаем новые звуки и буквы, учимся читать.

3. Знакомство со звуком [к], буквой К.

Работа с новой буквой

Звуковой анализ, характеристика звуков.

Артикуляция звука.

---Открыть тетради для печатания.

Сейчас мы сделаем звуковой анализ слов, но что бы узнать, каких надо отгадать загадки.

Без расчёски причесался

и умылся без воды,

В кресло мягкое забрался

и запел на все лады. (Кот)

Вроде рыба, вроде нет –

Шлет фонтаном всем привет.

На волнах весь день лежит

Вывешиваются картинки КОТ и КИТ

Первый вариант делает звуковую модель слова кот, а второй вариант слова кит. А двое выполняют у доски.

кот – Сколько слогов в слове кот? один слог.

– Назовите первый звук слово кот.

- Давайте вместе произнесем звук [к]

-Какой он гласный или согласный?

Твердый или мягкий?

[к] – согл, твердый

- Давайте вместе произнесем звук [о]

Какой он гласный или согласный?

Давайте вместе произнесем звук [т]Какой он гласный или согласный?

кит – Сколько слогов в слове кит? один слог.

– Назовите первый звук слово кит.

- Давайте вместе произнесем звук [к]

-Какой он гласный или согласный?

-Твердый или мягкий?

- Давайте вместе произнесем звук [и]

Какой он гласный или согласный?

Давайте вместе произнесем звук [т]

Какой он гласный или согласный?

Давайте сравним звуки [к]; [к”] в двух словах.

Чем они похожи? Чем отличаются?

Работа в группах:

Как узнать: когда буква К обозначает твердый согласный , а когда - мягкий согласный звук?

Первая группа составляет слова где звук К твердый, а вторая , где звук К - мягкий

Верно, гласная буква нам это подсказывает.

Перед какими гласными буквами читаем твердый звук К(АОУЫЭ), а мягкий (ЯЁЮИЕ)?

– Какой буквой обозначается звуки [к] и[k”]?

– Звуки [k”] [к] мы обозначим буквой К.(Ка)

Повторим хором название буквы.

Азбука на стр. 59.

КТО ПЕРВЫЙ ОТКРЫЛ БУКВАРЬ ВЫХОДЯТ К ДОСКЕ.

Упражнения на запоминание буквы

Сложите букву Кк из карандашей. Сколько карандашей понадобилось?

Сейчас возьмите указку, на ленте букв найди букву К и обведи её, затем в воздухе напиши печатную букву К.

-Какая буква изображена вверху на нашей странице?

- Сколько их изображено? Почему их 4?

-Когда используется заглавная буква?

– На что похожа буква К?

ФИКСИКИ. Сколько раз буква К встречается в этом слове.

Первый звук – твердый, а второй – мягкий.

Анализ схем слов на доске:

-Воздух проходит свободно, поем.

- воздух при произношении встречает препятствие(губы, зубы, язык)

В словах кит и кот первый звук [к], и в них 1 слог. Оба звука согласные.

В слове кот звук [к] твердый, а в слове кит звук [к] мягкий.

Буква К обозначает два звука твердый[к] и мягкий [к”]

Зависит от гласной, которая стоит после буквы.

Заглавная и строчная.

Печатная и прописная.

4.Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять!

Ох как весело играть!

Руки вверх подними,

На пальчики посмотри,

Шире руки разведи!

А потом их опусти!

5. Работа со столбиками слов.

Перед чтением мы должны подготовить наших помощников, чтобы произносить звуки правильно.

-Кто наши помощники? (губы, зубы, язычок.)

Языком толкаем щеки по очереди. Рот закрыт. Всего 10 раз.

Языком совершаем круговые движения по зубам. Рот закрыт. 10 раз.

Цокаем язычком. 10 раз.

1. Первый столбик читаем.

В первом столбике записаны слова,

2. Читаем второй столбик.

НАЙТИ ОБЩУЮ БУКВУ.

3. НАЙТИ ЛИШНЕЕ СЛОВО. Читаем третий столбик

4.Прочитайте и скажите сколько слогов в слове. (В слове столько слогов, сколько гласных

5. Работа с текстом

Работа в рабочей тетради на печатной основе.

-Работа перед прочтением текста.

-Сделайте предположение, о чём пойдёт речь в тексте: по названию и по рисунку.

- Кто может дать определение, что такое АКВАРИУМ.

-А где мы можем узнать более точное определение?

(В толковом словаре Ожегова или Ушакова).

Один ученик читает текст. Мы все следим.

Один из учеников, в это время ищет по толковому словарю определение слова АКВАРИУМ.

-Работа с текстом во время прочтения текста.

-Разбираем непонятные слова.

Все слова понятны?

Работа с текстом после прочтения текста.

-Какие подарки получил Кирилл?

Как Кирилл ухаживал за рыбками?

Как по-другому называют в тексте аквариум?

ПРОЧЕСТЬ СЛОВА, ЗАПИСАННЫЕ ПОД ТЕКСТОМ В СТОЛБИК.

Дайте определение, что обозначают эти слова.

- Где можем взять более точное определение? (в толковом словаре)

Все дети РАБОТАЮТ В ПАРАХ в это время в тексте в первом абзаце считают- сколько раз звук [к] встретился в первом абзаце.

И считают- сколько раз звук [k”] встретился во втором абзаце

7. Итог урока

- Выполнили цели и задачи поставленные в начале урока?

- С какими звуками вы познакомились на занятии? ([к] [к’])

- Какой буквой обозначаются звуки ([к] [к’])?

Отвечают на вопросы.([к] [к’])

Согласный К

8. Рефлексия

-Понравилось ли вам на занятии?

Мне было интересно….

Мне было скучно…

Мне было трудно…

У меня возникли трудности при…

Оцените свою работу.

-Кто считает, что поработали на отлично, покажите красную карточку

кто допускал небольшие ошибки, покажите желтую карточку

Тот, кто ничего не понял, и ни с одним заданием не справился, пустую ладонь

Читайте также: