Конспект урока чтение слов с буквой х

Обновлено: 07.07.2024

Задачи: способствовать развитию звуко – буквенного анализа, фонематического восприятия; познакомить с печатной буквой Х и звуками Х – ХЬ; учить писать печатную букву, читать слоги с буквой Х + 10; совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений; учить подбирать к картинке соответствующий текст (предложение); учить внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки.

Словарная работа: активизировать словарь детей: звук, буква, слог, слово, предложение.

Ход НОД:

Мотивация: В гости к ребятам приходит Буратино, он просит помочь выполнить задания, которое задала ему Мальвина.

(подсказать слово в конце стихотворения)

• Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два К.

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я - … (хоккей)

• Хлоп – и конфета стреляет,

Каждому ясно: это - … (хлопушка).


- Какой общий звук слышится в этих слова. Звук – Х.

На что похожа буква – Х.

Две доски я накрест сбил,

Стул себе я смастерил,

Он похож на букву – ХА,

Но конструкция плоха.

- Где может находиться Звук Х?

- в начале слова – ХЛЕБ.

- в середине слова – САХАР.

- в конце слова – ОРЕХ.

Звук Х – бывает твердым (в паре с А, О, У, Ы, Э)

Звук ХЬ – бываем мягким (в паре с Я, Ё, Е, Ю, И, Е)

Хомка – хомка, хомячок.

Хомка раненько встаёт,

Щечки моет, шейку трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Хомка сильным хочет стать.

Дописать предложения. А помогут написать нужное слово рисунки и буквы, которые рассыпались. Прочитать предложения: (Белка грызет орехи. У слона есть хобот).

Соединить картинку с предложением, к которому она подходит.

Назвать слово со звуком Х (хобот).

Назвать слово со звуком ХЬ (орехи).


Мы в деревне. Утро. Запел петух. Слышим звуки рожка. Кто это играет? Это пастух, он пасет колхозных овец. Рядом раскинулись хлебные поля. Идем в лес, встретили охотника, который собирает хворост. Рядом на речке ребята ловят рыбу. Хороша будет уха. Тихо кругом, красиво. Хорошо в деревне.

- Назовите все слова со звуком Х, которые встретились в рассказе (петух, пастух, колхозных, хлебные, охотник, хворост, хороша, уха, тихо).

6. Звуковой анализ слова:

1 звук Х – твёрдый согласный, отмечаем его синей фишкой; 2 звук –О- гласный, отмечаем красной фишкой; 3 звук – МЬ- мягкий согласный, отмечаем зелёной фишкой; 4 звук – А- гласный, отмечаем красной фишкой; 5 звук – К- твердый согласный, отмечаем синей фишкой.

6. ИТОГ:

- С какой буквой мы познакомились?

- Где может находится звук в слове?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: - создание условий для: овладения обучающимися знаниями о звуках [х], [х’], буквах Х.х; - воспитание уважительного отношения к хлебу и людям труда.

Тема урока: Чтение слов с буквой Х, чтение предложений и коротких текстов.

Цель урока:
- создание условий для: овладения обучающимися знаниями о звуках [х], [х’], буквах Х.х;
- воспитание уважительного отношения к хлебу и людям труда.

1 Организационный момент

Сегодня вы побываете в прошлом и настоящем, в гостях и дома, поэтому на уроке будет точно интересно.

2 Самоопределение к учебной деятельности

Я устраиваюсь ловко.

У меня своя кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот хитрющий зверь какой! (Хомяк)

Расскажите, что вы знаете о хомяке?(Ответы детей)

Хомяк принёс для вас маленький подарок. Отгадайте какой.

Он на солнышке стоит

И усами шевелит.

Разомнёшь его в ладони-

Золотым зерном набит. (Колос)

Хомяк принёс колосок. Он состоит из зёрнышек.

Эти зёрнышки необычные. Если вы будете правильно отвечать на уроке, активно работать, то наш мешочек будет пополняться волшебными зёрнышками. Чем больше зёрнышек, тем интереснее сюрприз вас ожидает в конце урока.

3 Постановка проблемы, целеполагание.

-Артикуляционная гимнастика

Ха-ха-ха, гребешок у петуха.

Ух,ух,ух, машет крыльями петух.

Хи-хи-хи, любят драться петухи.

Хе-хе-хе, есть стихи о петухе.

Какие звуки чаще повторяются? У нас в гостях петух. Хомячок и петушок перепутали буквы словах. Помогите буквы-зёрнышки расставить по местам.

Б Р О П Е Ш О Е Л Н И В Ц Ё С А Ж Ь Х ( РОЖЬ, ОВЁС, ПШЕНИЦА, ХЛЕБ)

Догадайтесь какова тема урока и определите цели.(Ответы детей корректируются)

4 Актуализация знаний.

Назовите односложные слова : РОЖЬ, ОВЁС, ПШЕНИЦА, ХЛЕБ. Какое слово лишнее?(Хлеб-по лексическому значению, пшеница – трёхсложное)

В каком слове все согласные твёрдые.

Разделите на слоги слова хомяк, хомячок, петух, петушок.

5 Изучение нового материала

- Обозначьте место звука [х] в слове хомяк, петух.

Дайте характеристику звуку? Докажите.(Согласный, твёрдый, глухой)

- Придумайте слова, где звук [х] находится в середине слова (муха, уха, черепаха,махал…)

Ходули, хобот,хитрец смех, хихикать, мухомор, хижина, хирург, орехи)

Дайте характеристику звуку х в слове орехи. (Согласный, мягкий, глухой)

- Обозначение буквой звуков [х и х ] .

Хомка, хомка, хомячок,

Хомка раненько встаёт,

Носикмоет, щёчки трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

7 Закрепление изученного материала

Чтение слогов в парах.

Игра-соревнование по вариантам. Чтение слов. (1вариант-команда хомяка, 2 вариант-команда петуха) )

БАХ ПУХ МОХ МЕХ ТИХ СТИХ

УХО УХА ХЕК ХОР ХУДО МУХА

ЧЕПУХА ЧЕРЕПАХА ХОРОШИ ХЛЕБ

Работа с учебником с.38

Рассматривание иллюстрации, подбор уменьшительно-ласкательных однокоренных слов к слову ХЛЕБ

(ХЛЕБУШЕК, ХЛЕБЧИК, ХЛЕБЕЦ)

Определение значений слова хлеб.

Чтение и объяснение пословиц о хлебе.

С давних времен человек относится к хлебу с уважением. Очень-очень давно первые древние люди нашли зернышки, попробовали их, им понравился их вкус. Тогда люди посадили зернышки и вырастили много зерен, размололи их на крупу, сварили кашу. Каша им понравилась еще больше. Размололи зерна еще мельче, получили муку и впервые испекли хлеб. Это были хлебные лепешки.

8 Физминутка

9 Закрепление изученного (продолжение)

Чтение хорошо читающим учеником текста с.39

Беседа по содержанию

Почему нужно до холодов убрать хлеб?

Чтение по цепочке текста.

10 Подведение итогов урока. Хлеб – основа всей жизни. С огромным уважением относились люди к хлебу. Немыслимо было не то, что бросить кусочек хлеба, а даже сказать о нём плохое слово.

11 Рефлексия: Подберите эпитеты-красивые слова про букву Х, которые начинаются со звуков, которые она обозначает.(Хитренькая, хвастливая, хорошая)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 5 8. Чтение слов с X

Задачи: продолжить формирование у учащихся умения ставить логическое ударение в предложении; совершенствовать навыки чтения; обобщить знания о твердых и мягких непарных согласных.

Обучение УУД: умение рассуждать по данной проблеме; рабо­тать в группе над проектом.

Пропедевтика: предложения с противопоставлением.

I .Орг. момент

- Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости. Повернитесь. Давайте их поприветствуем. Повернитесь теперь ко мне. Тихо садитесь.

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки.

Сегодня в классе у ребят

Урок уж очень важный.

Сегодня с вами мы узнаем

Что важней и вкусней всего

Бывает на столе на нашем.

- Начнём урок с разминки.

II. Развитие речевого аппарата

А.Дыхательная гимнастика.

Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи.

Б. Артикуляционная разминка.

Плотно сжав губы, вытянуть их вперёд; не разжимая губ, растянуть их в улыбке; повторить 2 – 3 раза.

В. Работа над дикцией.

- Хором произнесём скороговорку с разным логическим ударением.

У ёлки иголки колки.

У ёлки иголки колки.

У ёлки иголки колки.

III. Включение в учебную деятельность.

На партах у детей лежат квадратные листочки.

Загадаю вам загадку.
Выполняйте по порядку:
Раз – листочки поднимаем,
Два – листочки загибаем,
Три – еще разок свернули,
а четвертый развернули.
Буква спрятана внутри.
Кто догадлив? Назови!

-Какую букву будем продолжать изучать? (Ха)

-Произнесите звуки , обозначенные буквой х. Что можете сказать об этих звуках? (согласный, может быть твёрдым или мягким, глухой)

IV . Работа по теме.

1. Работа в паре.

- Возьмите конверты с набором букв .

- Отгадайте загадку, составьте слово.

«Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

- Молодцы. Это хлеб.

- Напечатайте слово в тетрадь для печатания. Составим схему этого слова. ( )

- Зарисуйте её в тетрадь для печатания.





Подошел к ребятам Витя,

Показал листок:

Кто сумеет угадать,

Что я начал рисовать?

Сказал Володя. –

Это солнышко восходит!

Возразила сразу Зина:

– Здесь арбуза половина!

Смеется Света. –

Сразу видно, зонтик это!

Подбежал Олег:

Это каска со звездой!

Сказал, подумав Боря, –

Чего тут спорить!

Головой качает Вася:

– Я с тобою не согласен.

Я уверен, будет тут

Витя свой рисунок взял,

Улыбнулся и сказал:

– Вы догадливыми были,

Только жаль, про хлеб забыли.

Как собрали урожай,

Испекли мы каравай!

- Что же нарисовал на своём рисунке Витя? (Каравай).

- Не одно важное событие с приглашением гостей не обходится без душистого каравая.

-Это традиция русского народа, потому, что хлеб – вечный символ жизни, здоровья, труда, благополучия и богатства.

-Представьте, сколько людей вкладывают свой труд, чтобы на столе появился каравай!

3. Стихотворение.

- Послушайте, ребята, Маша Баева подготовила стихотворение о хлебе.

Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье, наша сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!"




- Ребята, скажите, как автор в стихотворении назвал хлеб? ( Хлебушек)

- Напечатайте это слово в тетради для печатания.

V. Закрепление изученного

1. – Откройте азбуку на с.42.

- Понравилось вам стихотворение?

В.) - Прочитаем стихотворение хором ( с различной постановкой логического ударения).

Г.) - Что восхваляет автор? (Мир на земле, хлеб на столе, тех, кто растил хлеб.)

~ Что необходимо человеку для выращивания хлеба? ( Терпе­ние, силы, умение трудиться.)

- Как называется тот, кто хлеб растит? (Хлебороб)

- Напечатайте это слово в тетради для печатания.

- Какая общая часть есть в этих словах? (хлеб)

- Все эти слова сходны по смыслу.

- Кто помнит, как называются такие слова? (однокоренные).

VI .Физминутка.

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

нужно на носочки встать.

VII .Работа по теме.

1. - Прочитаем текст в нижней части страницы:

- Как о хлебе говорят в народе?

- Без чего не может обойтись ни один человек?

- Что должен сделать хлебороб до того, как батон или калач окажется у нас на столе?

- Как нужно относиться к хлебу? Почему?

- Что мы можем сделать, чтобы проявить бережное отношение к хлебу?

( Брать хлеба столько, сколько съешь. Нельзя играть с хлебом. Остатки хлеба отдай птицам. )

- Найдите в тексте самое длинное предложение. Прочитайте его. Чем лучше вы станете читать, тем чаще вам будут встречаться длинные предложения.

2. Работа со скороговорками.

- Прочитайте текст в верхней части страницы медленно, а за­тем быстро.

- Кто печет хлеб спозаранку?( пекарь)

- Что еще печет пекарь?( бублики, баранки, батоны)

- Прочитаем хором вторую скороговорку.

- Расскажите её друг другу в паре.

- Кто сможет быстро рассказать скороговорку?

Дети рассказывают скороговорку.

4. Народные приметы. (На доске)

- Прочитайте текст, записанный на доске.

В снопе пшеницы слышится пощелкивание, а в ржаной соломе по­стукивание — к дождю.

Поле шумит - к ясной погоде.

Поспевший овес вторично зеленеет — к ненастной осени.

— Кто знает, как называются прочитанные предложения? ( Народные приметы.)

— Почему они называются народными? Как вы думаете, как они появились?

5.Работа с пословицами.

- В народе существует много пословиц и поговорок о хлебе. На прошлом уроке мы с вами читали несколько пословиц. Сейчас проверим, как внимательно вы слушали меня на уроке.

- Работая в группе, соберите рассыпавшуюся пословицу и объясните её смысл.

1 гр. – Хлеб всему голова.

2 гр. – Без труда хлеб не родится никогда.

3 гр. - Будет хлеб – будет обед.

4 гр. – Хлеб вскормит, вода вспоит.

5 гр. – Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.

6 гр. – Хлеб бросать – труд не уважать.

Дети собирают пословицы и объясняют их смысл.

6. – Откройте азбуку на с. 39.

- Рассмотрите иллюстрацию в нижней части страницы.

- Что вы видите? (Комбайн убирает хлеб).

- Кто управляет техникой? (Комбайнёр)

- Почему пшеничное поле называют золотым? Оно разве из золота сделано?

- Прочитайте еще раз текст. Перескажите его.

VIII. Подведение итогов урока

А теперь скажи, дружок,

Тебе понравился урок?

Что расскажешь дома маме?

Поделись сейчас ты с нами.

- Кому было интересно на уроке?

- Что особенно запомнилось?

- Над какой же буквой мы работали весь урок ?

- Как можно беречь хлеб?

Разучивание детской заклички.

Дождик, дождик, пуще-

Дождичек, роси, роси,

Хлебушек расти, расти.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 073 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 27.11.2021 317
  • DOCX 47.7 кбайт
  • 12 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Баннова Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок 78. чтение слов с буквой х
(закрепление)

Цели : закрепить знания учащихся о глухих согласных звуках [x], [x’], букве Х х; развивать речь, память, логическое мышление.

Оборудование : учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.

I. Мобилизующая часть урока.

II. Закрепление опорных знаний.

Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два К:

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я – … (хоккей).

Хлоп – и конфета стреляет,

Каждому ясно: это … (хлопушка).

Пословица, тебя мы знаем,

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Вновь чье-то место заняла?

Не делай из муки (мухи) слона.

Голода (холода) не бойся,

▲ Чтение загадки-шутки, с. 164.

– Кто сидит в лодке?

– Что приговаривает хозяин?

– Что бормочет кот Васька?

– Почему он так говорит?

Чтение загадки-шутки в лицах.

Физкультминутка

На магнитной доске выложены слоги:

хит… – рец храб… – рец

– рость – рость

(Дети должны придумать концовки слов.)

Обратить внимание на правильность чтения вопросительных предложений.

Чтение текста в лицах.

– Какой вопрос интересовал внука?

– Что ответил ему дед?

Учитель произносит слово храбрец, а дети подбирают к нему рифму. (Молодец, беглец, огурец, холодец, сорванец, конец.)

Читайте также: