Конспект урока чинк 4 класс
Обновлено: 08.07.2024
Звучит музыкальная заставка передачи, и ведущий располагается за столом.
Появляется ученик, исполняющий роль писателя.
Сетон-Томпсон. Здравствуйте! Мне очень приятно быть гостем такой прекрасной передачи, потому что я очень люблю животных.
Ведущий. А вы не помните, когда впервые ощутили в себе тягу к миру природы, к ее изучению?
Сетон-Томпсон. Мне кажется, она была всегда. Хотя, вы знаете, помнится, когда мне было лет шесть и мы переехали из Англии в Канаду, я очень страдал от суровой зимы.
Маленькая птичка прилетела на тополь около нашего дома и тихо запела. Кто-то из старших мальчиков сказал, что это синяя птица. Мне показалось, что я видел ее синюю спинку. Снова и снова пела она свою нежную песенку.
Может быть, именно тогда во мне и родилось сильное стремление познавать мир живой природы, приближаться к нему.
Ведущий. Разве это такая уж большая сумма? Неужели вам не могли подарить эту книгу родители? Тем более это книга, а не игрушка.
Сетон-Томпсон. Мы были не так уж богаты. К тому же отец был против моих занятий естествознанием. Я мог рассчитывать только на себя.
Ведущий зачитывает отрывки из писем.
Сетон-Томпсон. Буду с нетерпением ждать приглашения. До свидания, дорогие друзья. Спасибо! (Уходит.)
Звучит музыкальная заставка передачи.
Учитель. Чтобы у нас получился интересный и правдивый фильм, мы должны решить для себя, какие мысли и чувства он должен вызвать у зрителей, а затем подумать над тем, как мы этого добьемся.
Ребята говорят о том, что мультфильм должен быть добрым. Нужно выразительно показать веселый, непоседливый нрав щенка и его мужество и в то же время злобность и агрессивность койота. Зрители должны проникнуться симпатией и сочувствием к собаке и неприязнью к ее врагу. Необходимо донести до них и роль людей в этой истории: ведь именно люди спровоцировали вражду между псом и койотом, натравив Чинка на него.
Какой должна быть интонация повествования? Останется ли она одинаковой на протяжении всего фильма?
Когда зритель будет смеяться, а когда – переживать за героя?
Смех вызовут эпизоды охоты Чинка на сусликов, попытки взобраться за белкой на прямую сосну, а преследование Чинка койотом заставит посочувствовать герою и т.д.
Теперь, когда рассказ проанализирован, шестиклассники делят его на смысловые отрезки, которые станут основой будущего мультфильма. В результате коллективной работы получается примерно такой план:
1. Характер, повадки и проделки Чинка.
2. Первое столкновение собаки с койотом.
4. Отъезд Билла и его наказ Чинку.
5. Поединок Чинка с койотом.
6. Возвращение Билла и спасение Чинка.
Составлением плана завершается первый час занятия. В течение второго часа детьми будет выполняться творческая работа: составление сценария мультфильма.
Учитель. Все вы, конечно, любите мультфильмы, но мало кто задумывался над тем, как непросто сделать такой мультфильм. Главным лицом в создании любого мультфильма является художник, потому что зритель видит мир, созданный его воображением. Именно он придумывает героев, декорации.
Помимо художника-постановщика над мультфильмом работают еще и художники-мультипликаторы, которые с помощью прорисовки статичных фаз движения оживляют героев, наделяют их пластикой и мимикой. Есть еще художники-фоновщики, рисующие фон, на котором происходит действие, и художники-фазовщики, расчленяющие одно движение персонажа на 24 рисунка.
Звукооператоры подбирают звуковое сопровождение фильма: музыку, различные шумы, спецэффекты.
Чтобы сценарий получился, надо вспомнить эпизод, представить его на экране и подумать, какое значение он имеет в рассказе, какое настроение он должен вызвать у зрителей и каким образом можно этого добиться; определить, кто и что будет в центре кадра, какую роль будут играть другие персонажи, на каком фоне происходит действие.
Выбором плана съемки режиссер осуществляет свое понимание содержания, его трактовку: 1) общий показывает героя во весь рост на фоне окружающей среды; 2) средний располагает сюжетно важную часть эпизода в центре кадра; 3) крупный выделяет важные смысловые детали.
После этого вступительного слова учителя дети получают сценарные листы и приступают к творческой работе.
Сценарный лист №1
1. Йеллоустонский парк.
2. Билл и Чинк в парке или у палатки (на выбор).
3. Проделки Чинка (сапоги хозяина, кошка, фургон и др.).
4. Попытка Чинка поймать белку.
5. Охота Чинка за сусликами.
6. Билл забрасывает шляпу в осиное гнездо.
Сценарный лист №2
1. Койот бродит вокруг лагеря.
2. Койот с пригорка наблюдает за людьми.
3. Люди натравливают собаку на койота.
4. Погоня Чинка за койотом и посрамление щенка.
5. Преследование Чинка койотом.
6. Билл отдает Чинку приказ сторожить.
Сценарный лист №3
2. Чинк проголодался.
3. Койот гонит Чинка к палатке.
4. Поединок Чинка с койотом.
5. Возвращение Билла и спасение Чинка.
6. Возмездие и уход Билла и Чинка из лагеря.
Сначала ребята обсуждают свой сценарий в группах, вырабатывают единую точку зрения, а затем каждый из них в соответствии с общим решением выполняет свою часть работы.
По окончании работы должно получиться примерно следующее:
По окончании работы листы с отдельными кадрами скрепляются между собой так, чтобы получился один сценарный лист. Три таких листа при желании тоже можно соединить.
Обязательная часть этой творческой работы – анализ результатов.
Подобный вид деятельности вызывает у учащихся живой интерес и дает довольно высокие результаты: ребята не только заново осмысливают содержание произведения, перечитывают его более внимательно, но и учатся фантазировать, развивают образное мышление, творческие способности, речь, учатся читать осмысленно. Коллективное творчество взаимообогащает их, приучает к сотрудничеству.
1 При подготовке инсценировки использовалась книга: Сетон-Томпсон Э. Моя жизнь. Маленькие дикари. М., 1991.
ü создать условия для воспитания интереса к чтению литературы о животном мире.
картинки пород собак
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
краткий пересказ
-Почему враги Серой Звездочки были не согласны с тем, что она добрая, хорошая и полезная. Найдите подтверждение своим словам в тексте и прочитайте.
-Как защищали друзья Серую Звездочку? Расскажите.
-Как чувствовала себя героиня после того, как мальчишка назвал ее жабой и уродиной?
-Сочувствовали вы ей или нет?
-Можно ли сказать о Серой Звездочке, что она красивая? Почему?
-Согласны вы с его рассуждениями?
-Какой вывод для себя сделала Серая Звездочка? А вы?
-Как определить красоту человека?
Дыхательная, артикуляционная гимнастика, речевая разминка
- Представьте,у вас во рту маленький шарик. Вы его катаете, упирая то в губы, то в щеки.
- Представьте, что вы — воздушный шар (согнитесь пополам). Вас надувают. Вы становитесь большими и упругими (разгибаетесь, набираете побольше воздуха в легкие). Но в шаре оказалась дырка. Шар сдувается (быстро выдыхаете воздух).
Речевая разминка
- Прочитайте загадку: медленно — быстро, тихо — громко.
В дом чужого не пущу, без хозяина грущу. (Собака.)
Знакомство с творчеством Э. Сетон-Томпсона
Родился писатель в Англии, а когда ему было шесть лет, семья переехала в Канаду. Здесь он и прожил большую часть своей жизни.
Во времена Э. Сетон-Томпсона уже исчезли многие виды птиц и на очереди были дикие животные. Эта проблема, которую поднимал перед человечеством писатель, в наше время достигла угрожающих размеров.
Самостоятельное чтение материала об авторе в учебнике и ответы на вопросы учителя.
-Выберите правильный ответ на мой вопрос из предложенных вариантов
1. Эрнест Сетон-Томпсон родился в:
а) Англии; б) Франции; в) Канаде.
2. Вместе с родителями он переехал жить в:
а) Россию; б) Канаду; в) Англию.
3. В детстве Эрнест увлекался литературой:
а) о морях; б) о путешествиях; в) о животных.
4. Все книги Э. Сетон-Томпсона обычно выходят:
а) без рисунков; б) с рисунками автора; в) с рисунками других авторов.
Ответы: 1 — а; 2 — б; 3 — в; 4 — б.
Подготовка к восприятию произведения
-Кто такой, по-вашему мнению, Чинк? Попробуйте по заглавию и иллюстрации спрогнозировать содержание и проблему рассказа.
-Ребята, вы любите собак? А какие породы собак вы знаете?
Известно более четырехсот пород собак. По своему назначению собаки подразделяются на служебных, охотничьих, декоративных.
ü Охотничьи собаки— русская псовая борзая, такса, спаниель, русская пегая гончая и др. Например лайка (показать фотографию) получила свое название по звонкому призывному лаю, помогающему охотнику определить местонахождение собаки и добычи. Это древние по происхождению, выносливые, с сильно развитым охотничьим инстинктом собаки. Они имеют острое зрение, слух, преданы хозяину и готовы пожертвовать жизнью ради его защиты.
ü Декоративные собаки— пудель, шпиц, мопс, французская болонка, пекинес и др. Например, пудель (показать фотографию) — немецкое название одной из самых древних пород декоративных собак. Пудель используется для охраны квартир, цирковой дрессировки. Предполагается, что предками пуделя явились испанские овчарки и легавые.
- Какую роль в жизни человека играют собаки? Расскажите.
ü Трудно обойтись без собак при охране общественного порядка, в борьбе с преступниками. Они не только помогают найти грабителя при прямом преследовании, но и опознают его по запаху принадлежавшей ему вещи. Служебная собака — гроза для всех нарушителей закона. В освоении космического пространства собаки также сыграли большую роль. Прежде чем человек проник в космос, на разведку к звездам была послана собака Лайка.
ü Человечество по достоинству ценит бескорыстную собачью службу. Во многих странах поставлены памятники собакам. В Париже установлен памятник сенбернару Барри, спасшему во время снежных заносов в Альпах 40 человек. В Берлине есть памятник собаке-проводнику слепых. В Санкт-Петербурге, где жил и работал великий русский ученый академик И. П. Павлов, был сооружен памятник собаке, служащей науке. Псу по кличке Верный поставлен памятник в Италии. В течение 14 лет каждый вечер этот пес упорно ходил к поезду встречать хозяина, убитого на войне, В Шотландии почитают собаку, которая после смерти хозяина прожила на его могиле пять лет и там умерла.
- Есть ли у вас собака? Что вы можете о ней рассказать?
Лексическая работа
го́рец - человек, живущий в горах, обитатель гор;
свирепый –злой;
ми́ля - мера длины (примерно 1 км);
скунс (вонючка) - хищный зверёк с ценным длинным коричневым мехом; защищается, выбрызгивая жидкость с отвратительным запахом.
Чтение учителем 1 части рассказа.
-Какое настроение вызвало это произведение?
-Понравился ли вам Чинк? Чем?
Анализ произведения
-Найдите и прочитайте, как описывает автор щенка.
-Кто был хозяином Чинка? Прочитайте.
-Какое качество было главным у Чинка? Найдите ответ в тексте.
-Какая заветная мечта была у Чинка?
-Кто такие суслики? Что вы о них знаете?
-Интересно ли, на ваш взгляд, описывает сусликов автор?
-Как Чинк охотился на сусликов? Расскажите.
-Были эти попытки удачными или нет? Почему?
-Какая неудача постигла Чинка? Как себя чувствовал Чинк?
-Сочувствовали вы ему или нет? Почему?
-Как Чинк набирался опыта? Прочитайте.
-Какие знания появились у Чинка?
Составление плана для подробного пересказа первой части произведения
1) Чинк — щенок, его качества.
2) Хозяин Чинка и место его жительства.
3) Спокойствие — не качество Чинка.
4) Мечта собаки — поймать суслика.
5) Суслик? Кто это такой?
6) Охота на суслика.
7) Неудача. Стыд.
8) Приобретение знаний.
9) Собачий здравый смысл.
Выбрать карточки со словами, которые характеризуют Чинка в 1 части рассказа.
Добрый Глупый Сильный Быстрый Добродушный
Свирепый Шумный Упрямый Пылкий Настойчивый
Подведение итогов урока
- Урок хочется закончить стихотворением Б. Заходера.
Мордочка, хвост и четыре ноги
Едва мы чуть-чуть обогнали мартышку,
К высотам прогресса направив шаги, —
За нами сейчас же
Мордочка, хвост и четыре ноги.
Порою с пути нам случается сбиться
(Кругом темнота, и не видно ни зги),
Но нам не дадут
Мордочка, хвост и четыре ноги!
Пусть в чаще свирепые хищники воют.
— Не бойся, мы рядом! — тебя успокоят
Мордочка, хвост и четыре ноги.
А если порою тоска тебя гложет
(Бывает такая тоска, хоть беги),
Поверь, что никто тебе так не поможет,
Как мордочка, хвост и четыре ноги.
Домашнее задание Стр.125-126, пересказ
© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.01)
образовательные: сформировать представление о роли героя – животного в художественной литературе, о проблеме взаимоотношений человека и природы.
развивающие: развивать диалогическую и монологическую речь, умение комментировать текст, выявлять композиционные части предложения малого прозаического жанра.
воспитывающие: способствовать воспитанию нравственности учащихся.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Образовательные технологии:
Технология проблемно-диалогического обучения;
Личностно-ориентированная технология обучения.
I Настрой детей учителем. Здравствуйте, ребята! На нашем уроке присутствуют гости. Прошу вас, дети, не стесняться. Желаю вам активной работы
На доске эпиграф.
Мы в ответе за тех, кого приручили.
А.Сент-Экзюпери
II Стадия вызова.
-Сегодня у нас урок внеклассного чтения, на котором мы познакомимся с произведением одного известного писателя-анималиста Эрнеста Сетон-Томпсона. А вы знаете, кто такой анималист? (Это писатель, для которого главная тема- животные,их повадки) Назовите авторов произведений о животных(Бианки, Пришвин, Скребицкий)
- Ребята, у кого из вас есть четвероногие друзья? Скажите о них несколько слов.(рассказы уч-ся) Показывают фото)
-Да, трудно представить нашу жизнь без братьев наших меньших, которые преданы нам, без которых невозможно обойтись.
Не случайно и памятники установлены не только людям, но и животным, в частности собакам.
В Париже установлен памятник сенбернару Барри, спасшему во время снежных заносов в Альпах 40 человек. В Берлине есть памятник собаке – проводнику слепых. В Санкт-Петербурге, где жил и работал великий русский ученый академик И.П. Павлов, сооружен памятник собаке, служащей науке. Псу, по кличке Верный, есть памятник в Италии. 14 лет каждый вечер этот пес упорно ходил к поезду встречать своего хозяина, убитого на войне.
СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ
От самолета трап отходит.
Взлохматив холку напослед,
От пса родного взгляд отводит
Его предавший человек.
А пес ещё не понимает,
Он ждет команды и молчит,
А самолет уж в небе тает,
И белый след за ним кипит.
Собака села поудобней,
Где приказали ей сидеть,
Проходит время – пить охота –
Придется, видно, потерпеть…
А к глотке подступали слезы.
С такой отличной родословной
Нельзя при людях зарыдать.
И в голове его собачьей
Не умещается пока,
Что друг его сегодня бросил
И не окликнет никогда.
Уж пасть от жажды пересохла,
И мысли все трудней собрать…
Искал в толпе лицо родное,
С надеждой продолжая ждать.
Смешались дни, смешались ночи…
И, обходя его, толпа
Бросала хлебушка кусочки,
Которых есть ему нельзя.
Облезла шерсть, крошатся зубы…
Скиталец встал и напрямик –
Никто не скажет, что трехлетка –
На трассу выползал старик.
- Какое впечатление у вас от этой истории?
- Если бы вас попросили назвать качества характера к следующим словам , что бы вы написали, назвали?
1. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС.
- Какой же вопрос мы будем рассматривать на уроке? (Взаимоотношение человека и животных). Какими должны быть отношения между человеком и животным?
2 Работа до чтения
Но прежде чем перейти к работе над рассказом, вспомним некоторые факты из жизни писателя.
- Э. Сетон-Томпсон родился в тот же год, что и Чехов (да)
- Вместо подписи Э. Сетон-Томпсон ставил след волчьей лапы (да)
- Э. Сетон-Томпсон был ученым , писателем и художником, (да)
- Практически всю жизнь Э. Сетон-Томпсон провёл в лесах и прериях (да)
- Э. Сетон-Томпсон совершил два путешествия по России (нет)
- Все рассказы Э. Сетон-Томпсона основаны на невыдуманных фактах (да)
ПРОВЕРКА(на доске) –Поменяйтесь тетрадями, сверьте с ответами на доске . У кого было все правильно?
3. РАБОТА С ТЕКСТОМ.
- Вы, наверное, обратили внимание на выставку книг .
-Наблюдали ли вы когда-нибудь за поведением щенка? Расскажите о самых ярких впечатлениях.
Работа в группах ( группам розданы карточки с вопросами)
-А как изображает характер и поведение щенка С.-Томпсон в начале рассказа?
-А что можете сказать о поведении?
-Какая заветная мечта была у Чинка?( поймать сумчатую крысу) СЛАЙД ( Что это за животные?)
- Интересно ли, на ваш взгляд, описывает их автор?
- Как Чинк охотился на крыс? Расскажите. Были эти попытки удачными или нет? Почему? Какая неудача постигла Чинка? Как себя чувствовал Чинк? Сочувствовали вы ему или нет? Почему?
(Эта мысль автора достаточно сложная, однако учащиеся должны понять, что только в процессе жизни, путем проб и ошибок, Чинк приобретал жизненный опыт. Впрочем, это характерно не только животным, но и человеку. Приобретая элементарные знания по математике, человек решает затем и сложные задачи. Постепенно он приобретает и житейскую мудрость.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
2 группа по 2-й главе.
–Какое событие из истории взросления Чинка легло в основу 2-ой части рассказа? (Приключение с шакалом). Как можно озаглавить эту часть?(Чинк и Шакал Схватка с шакалом)
-А кто такой шакал? (Слово любителю животных- Фамилия ученика) СЛАЙД
- Перескажите, как вел себя хищник.
-Чем закончилась 2 глава?
(Творческий пересказ истории от лица Чинка.
-Прочитайте начало 3 главы.
- Как вёл себя Чинк, защищая добро хозяина?
- Какие чувства испытывал Чинк?
1)Голод – борется с собой 2) Страх-рядом был шакал.
-Чего он никак не мог себе позволить?
(Зачитаем.: Четыре злосчастных дня и четыре ночи провел этот маленький героический пес, почти не сходя с места и стойко охраняя палатку и хозяйское добро от шакала, который все время держал его в смертельном страхе. На пятый день… старый Обри вспомнил, что он не у себя дома, а лагерь в горах оставлен на попечение щенка… и направился в обратный путь.
-Какое подозрение зародилось в душе Била по пути домой?( что Чинк съел всю ветчину)
-Что он увидел, подъехав к лагерю?
Прочесть эпизод раскаяния старика Обри.
- В чём Билл был виноват перед Чинком?
- Как Билл Обри искупил свою вину?(зачитать) О каких последствиях и для кого идет речь?
-Как можно озаглавить3 главу?( Мужество Чинка, Подвиг Чинка)
III Стадия размышления.
Концептуальная беседа по тексту.
- Что помог понять маленький Чинк своему хозяину? (настоящий друг не бросит в беде).
- Как же мы назовем свой урок? (Сторожевой пес и его хозяин. Друг, который не предаст.)
- Обратимся к нашему эпиграфу. Как вы понимаете эти слова?
- Обратимся к иллюстрациям. ( на доске, назвать фамилии уч-ся)
-Давайте сочиним синквейн к рассказу. (Учитель читает свой)
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА. СИНКВЕЙН ( Сочиняем всем классом)
Собака (Чинк )
сторожит, спасает, верит.
Умеет быть верной, преданной.
-Подведем итог нашего урока
1.сегодня я узнал…
2. я понял, что…
3. мне захотелось…
Оцените свое настроение на уроке.
Урок понравился (зеленый смайлик).
Урок не понравился (красный смайлик).
Домашнее задание.(на выбор)
Сочинить продолжение рассказа.
Нарисуйте своего домашнего любимца или создайте иллюстрацию к рассказу
3) написать письмо Э. Сетон-Томпсону с высказыванием своего мнения о прочитанных рассказах
Родился писатель в Шотландии, а когда ему было шесть лет, семья переехала в Канаду. Здесь он и прожил большую часть своей жизни.
Чтение учащимися материала об авторе в учебнике
Ответы на вопросы учителя
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание:прочитать статью об авторе.
Цели: знакомство с творчеством Э. Сетон-Томпсона; отработка навыка осознанного чтения; обучение умению соотносить часть с целым при подробном пересказе; воспитание любви к природе.
Организационный момент
Проверка домашнего задания
• Понравился ли вам Чинк? Чем?
• Найдите и прочитайте, как описывает автор щенка.
• Кто был хозяином Чинка? Прочитайте.
• Какое качество было главным у Чинка? Найдите ответ в тексте.
• Какая заветная мечта была у Чинка?
• Кто такие суслики? Что вы о них знаете?
• Интересно ли, на ваш взгляд, описывает сусликов автор?
• Как Чинк охотился на сусликов? Расскажите.
• Были эти попытки удачными или нет? Почему?
• Какая неудача постигла Чинка?
• Как себя чувствовал Чинк?
• Сочувствовали вы ему или нет? Почему?
• Как Чинк набирался опыта? Прочитайте.
• Какие знания появились у Чинка?
4. Составление плана для подробного пересказа первой части произведения
План подробного пересказа:
1. Чинк — щенок, его качества.
2. Хозяин Чинка и место его жительства.
3. Спокойствие — не качество Чинка.
4. Мечта собаки — поймать суслика.
5. Суслик? Кто это такой?
6. Охота на суслика.
8. Приобретение знаний.
9. Собачий здравый смысл.
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание:подготовить подробный пересказ первой части по плану.
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом.
Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться.
Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых.
Читайте также: