Конспект урока чинк 4 класс

Обновлено: 08.07.2024

Звучит музыкальная заставка передачи, и ведущий располагается за столом.

Появляется ученик, исполняющий роль писателя.

Сетон-Томпсон. Здравствуйте! Мне очень приятно быть гостем такой прекрасной передачи, потому что я очень люблю животных.

Ведущий. А вы не помните, когда впервые ощутили в себе тягу к миру природы, к ее изучению?

Сетон-Томпсон. Мне кажется, она была всегда. Хотя, вы знаете, помнится, когда мне было лет шесть и мы переехали из Англии в Канаду, я очень страдал от суровой зимы.

Маленькая птичка прилетела на тополь около нашего дома и тихо запела. Кто-то из старших мальчиков сказал, что это синяя птица. Мне показалось, что я видел ее синюю спинку. Снова и снова пела она свою нежную песенку.

Может быть, именно тогда во мне и родилось сильное стремление познавать мир живой природы, приближаться к нему.

Ведущий. Разве это такая уж большая сумма? Неужели вам не могли подарить эту книгу родители? Тем более это книга, а не игрушка.

Сетон-Томпсон. Мы были не так уж богаты. К тому же отец был против моих занятий естествознанием. Я мог рассчитывать только на себя.

Ведущий зачитывает отрывки из писем.

Сетон-Томпсон. Буду с нетерпением ждать приглашения. До свидания, дорогие друзья. Спасибо! (Уходит.)

Звучит музыкальная заставка передачи.

Учитель. Чтобы у нас получился интересный и правдивый фильм, мы должны решить для себя, какие мысли и чувства он должен вызвать у зрителей, а затем подумать над тем, как мы этого добьемся.

Ребята говорят о том, что мультфильм должен быть добрым. Нужно выразительно показать веселый, непоседливый нрав щенка и его мужество и в то же время злобность и агрессивность койота. Зрители должны проникнуться симпатией и сочувствием к собаке и неприязнью к ее врагу. Необходимо донести до них и роль людей в этой истории: ведь именно люди спровоцировали вражду между псом и койотом, натравив Чинка на него.

Какой должна быть интонация повествования? Останется ли она одинаковой на протяжении всего фильма?

Когда зритель будет смеяться, а когда – переживать за героя?

Смех вызовут эпизоды охоты Чинка на сусликов, попытки взобраться за белкой на прямую сосну, а преследование Чинка койотом заставит посочувствовать герою и т.д.

Теперь, когда рассказ проанализирован, шестиклассники делят его на смысловые отрезки, которые станут основой будущего мультфильма. В результате коллективной работы получается примерно такой план:

1. Характер, повадки и проделки Чинка.

2. Первое столкновение собаки с койотом.

4. Отъезд Билла и его наказ Чинку.

5. Поединок Чинка с койотом.

6. Возвращение Билла и спасение Чинка.

Составлением плана завершается первый час занятия. В течение второго часа детьми будет выполняться творческая работа: составление сценария мультфильма.

Учитель. Все вы, конечно, любите мультфильмы, но мало кто задумывался над тем, как непросто сделать такой мультфильм. Главным лицом в создании любого мультфильма является художник, потому что зритель видит мир, созданный его воображением. Именно он придумывает героев, декорации.

Помимо художника-постановщика над мультфильмом работают еще и художники-мультипликаторы, которые с помощью прорисовки статичных фаз движения оживляют героев, наделяют их пластикой и мимикой. Есть еще художники-фоновщики, рисующие фон, на котором происходит действие, и художники-фазовщики, расчленяющие одно движение персонажа на 24 рисунка.

Звукооператоры подбирают звуковое сопровождение фильма: музыку, различные шумы, спецэффекты.

Чтобы сценарий получился, надо вспомнить эпизод, представить его на экране и подумать, какое значение он имеет в рассказе, какое настроение он должен вызвать у зрителей и каким образом можно этого добиться; определить, кто и что будет в центре кадра, какую роль будут играть другие персонажи, на каком фоне происходит действие.

Выбором плана съемки режиссер осуществляет свое понимание содержания, его трактовку: 1) общий показывает героя во весь рост на фоне окружающей среды; 2) средний располагает сюжетно важную часть эпизода в центре кадра; 3) крупный выделяет важные смысловые детали.

После этого вступительного слова учителя дети получают сценарные листы и приступают к творческой работе.

Сценарный лист №1

1. Йеллоустонский парк.

2. Билл и Чинк в парке или у палатки (на выбор).

3. Проделки Чинка (сапоги хозяина, кошка, фургон и др.).

4. Попытка Чинка поймать белку.

5. Охота Чинка за сусликами.

6. Билл забрасывает шляпу в осиное гнездо.

Сценарный лист №2

1. Койот бродит вокруг лагеря.

2. Койот с пригорка наблюдает за людьми.

3. Люди натравливают собаку на койота.

4. Погоня Чинка за койотом и посрамление щенка.

5. Преследование Чинка койотом.

6. Билл отдает Чинку приказ сторожить.

Сценарный лист №3

2. Чинк проголодался.

3. Койот гонит Чинка к палатке.

4. Поединок Чинка с койотом.

5. Возвращение Билла и спасение Чинка.

6. Возмездие и уход Билла и Чинка из лагеря.

Сначала ребята обсуждают свой сценарий в группах, вырабатывают единую точку зрения, а затем каждый из них в соответствии с общим решением выполняет свою часть работы.

По окончании работы должно получиться примерно следующее:

По окончании работы листы с отдельными кадрами скрепляются между собой так, чтобы получился один сценарный лист. Три таких листа при желании тоже можно соединить.

Обязательная часть этой творческой работы – анализ результатов.

Подобный вид деятельности вызывает у учащихся живой интерес и дает довольно высокие результаты: ребята не только заново осмысливают содержание произведения, перечитывают его более внимательно, но и учатся фантазировать, развивают образное мышление, творческие способности, речь, учатся читать осмысленно. Коллективное творчество взаимообогащает их, приучает к сотрудничеству.

1 При подготовке инсценировки использовалась книга: Сетон-Томпсон Э. Моя жизнь. Маленькие дикари. М., 1991.

ü создать условия для воспитания ин­тереса к чтению литературы о животном мире.

картинки пород собак

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

краткий пересказ

-Почему враги Серой Звездочки были не согласны с тем, что она добрая, хорошая и полезная. Найдите подтверждение своим словам в тексте и прочитайте.

-Как защищали друзья Серую Звездочку? Расскажите.

-Как чувствовала себя героиня после того, как мальчишка назвал ее жабой и уродиной?

-Сочувствовали вы ей или нет?

-Можно ли сказать о Серой Звездочке, что она красивая? Почему?

-Согласны вы с его рассуждениями?

-Какой вывод для себя сделала Серая Звездочка? А вы?

-Как определить красоту человека?

Дыхательная, артикуляционная гимнастика, речевая разминка

- Представьте,у вас во рту маленький шарик. Вы его катаете, упи­рая то в губы, то в щеки.

- Представьте, что вы — воздушный шар (согнитесь пополам). Вас на­дувают. Вы становитесь большими и упругими (разгибаетесь, набираете побольше воздуха в легкие). Но в шаре оказалась дырка. Шар сдувается (бы­стро выдыхаете воздух).

Речевая разминка

- Прочитайте загадку: медленно — быстро, тихо — громко.

В дом чужого не пущу, без хозяина грущу. (Собака.)

Знакомство с творчеством Э. Сетон-Томпсона

Родился писатель в Англии, а когда ему было шесть лет, семья переехала в Канаду. Здесь он и прожил большую часть своей жизни.

Во времена Э. Сетон-Томпсона уже исчезли многие виды птиц и на очереди были дикие животные. Эта проблема, которую поднимал перед человече­ством писатель, в наше время достигла угрожающих размеров.

Самостоятельное чтение материала об авторе в учебнике и ответы на вопросы учителя.

-Выберите правильный ответ на мой вопрос из предложенных вариантов

1. Эрнест Сетон-Томпсон родился в:

а) Англии; б) Франции; в) Канаде.

2. Вместе с родителями он переехал жить в:

а) Россию; б) Канаду; в) Англию.

3. В детстве Эрнест увлекался литературой:

а) о морях; б) о путешествиях; в) о животных.

4. Все книги Э. Сетон-Томпсона обычно выходят:

а) без рисунков; б) с рисунками автора; в) с рисунками других авторов.

Ответы: 1 — а; 2 — б; 3 — в; 4 — б.

Подготовка к восприятию произведения

-Кто такой, по-вашему мнению, Чинк? Попробуйте по заглавию и иллюстрации спрогнозировать содержание и проблему рассказа.

-Ребята, вы любите собак? А какие породы собак вы знаете?

Известно более четырехсот пород собак. По своему назначе­нию собаки подразделяются на служебных, охотничьих, декоративных.

ü Охотничьи собаки— русская псовая борзая, такса, спаниель, русская пегая гончая и др. Например лайка (показать фотографию) полу­чила свое название по звонкому призывному лаю, помогающему охотнику определить местонахождение собаки и добычи. Это древние по происхо­ждению, выносливые, с сильно развитым охотничьим инстинктом собаки. Они имеют острое зрение, слух, преданы хозяину и готовы пожертвовать жизнью ради его защиты.

ü Декоративные собаки— пудель, шпиц, мопс, французская болонка, пекинес и др. Например, пудель (показать фотографию) — немец­кое название одной из самых древних пород декоративных собак. Пудель используется для охраны квартир, цирковой дрессировки. Предполагается, что предками пуделя явились испанские овчарки и легавые.

- Какую роль в жизни человека играют собаки? Расскажите.

ü Трудно обойтись без собак при охране общественного по­рядка, в борьбе с преступниками. Они не только помогают найти грабителя при прямом преследовании, но и опознают его по запаху принадлежавшей ему вещи. Служебная собака — гроза для всех нарушителей закона. В освоении космического пространства собаки также сыграли большую роль. Прежде чем человек проник в космос, на разведку к звездам была по­слана собака Лайка.

ü Человечество по достоинству ценит бескорыстную собачью службу. Во многих странах поставлены памятники собакам. В Париже установлен памятник сенбернару Барри, спасшему во время снежных за­носов в Альпах 40 человек. В Берлине есть памятник собаке-проводнику слепых. В Санкт-Петербурге, где жил и работал великий русский ученый академик И. П. Павлов, был сооружен памятник собаке, служащей науке. Псу по кличке Верный поставлен памятник в Италии. В течение 14 лет каж­дый вечер этот пес упорно ходил к поезду встречать хозяина, убитого на вой­не, В Шотландии почитают собаку, которая после смерти хозяина прожила на его могиле пять лет и там умерла.

- Есть ли у вас собака? Что вы можете о ней рассказать?

Лексическая работа

го́рец - человек, живущий в горах, обитатель гор;

свирепый злой;

ми́ля - мера длины (примерно 1 км);

скунс (вонючка) - хищный зверёк с ценным длинным коричневым мехом; защищается, выбрызгивая жидкость с отвратительным запахом.

Чтение учителем 1 части рассказа.

-Какое настроение вызвало это произведение?

-Понравился ли вам Чинк? Чем?

Анализ произведения

-Найдите и прочитайте, как описывает автор щенка.

-Кто был хозяином Чинка? Прочитайте.

-Какое качество было главным у Чинка? Найдите ответ в тексте.

-Какая заветная мечта была у Чинка?

-Кто такие суслики? Что вы о них знаете?

-Интересно ли, на ваш взгляд, описывает сусликов автор?

-Как Чинк охотился на сусликов? Расскажите.

-Были эти попытки удачными или нет? Почему?

-Какая неудача постигла Чинка? Как себя чувствовал Чинк?

-Сочувствовали вы ему или нет? Почему?

-Как Чинк набирался опыта? Прочитайте.

-Какие знания появились у Чинка?

Составление плана для подробного пересказа первой части произведения

1) Чинк — щенок, его качества.

2) Хозяин Чинка и место его жительства.

3) Спокойствие — не качество Чинка.

4) Мечта собаки — поймать суслика.

5) Суслик? Кто это такой?

6) Охота на суслика.

7) Неудача. Стыд.

8) Приобретение знаний.

9) Собачий здравый смысл.

Выбрать карточки со словами, которые характеризуют Чинка в 1 части рассказа.

Добрый Глупый Сильный Быстрый Добродушный

Свирепый Шумный Упрямый Пылкий Настойчивый

Подведение итогов урока

- Урок хочется закончить стихотворением Б. Заходера.

Мордочка, хвост и четыре ноги

Едва мы чуть-чуть обогнали мартышку,

К высотам прогресса направив шаги, —

За нами сейчас же

Мордочка, хвост и четыре ноги.

Порою с пути нам случается сбиться

(Кругом темнота, и не видно ни зги),

Но нам не дадут

Мордочка, хвост и четыре ноги!

Пусть в чаще свирепые хищники воют.

— Не бойся, мы рядом! — тебя успокоят

Мордочка, хвост и четыре ноги.

А если порою тоска тебя гложет

(Бывает такая тоска, хоть беги),

Поверь, что никто тебе так не поможет,

Как мордочка, хвост и четыре ноги.

Домашнее задание Стр.125-126, пересказ

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.01)

образовательные: сформировать представление о роли героя – животного в художественной литературе, о проблеме взаимоотношений человека и природы.

развивающие: развивать диалогическую и монологическую речь, умение комментировать текст, выявлять композиционные части предложения малого прозаического жанра.

воспитывающие: способствовать воспитанию нравственности учащихся.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Образовательные технологии:

Технология проблемно-диалогического обучения;

Личностно-ориентированная технология обучения.

I Настрой детей учителем. Здравствуйте, ребята! На нашем уроке присутствуют гости. Прошу вас, дети, не стесняться. Желаю вам активной работы

На доске эпиграф.

Мы в ответе за тех, кого приручили.

А.Сент-Экзюпери

II Стадия вызова.

-Сегодня у нас урок внеклассного чтения, на котором мы познакомимся с произведением одного известного писателя-анималиста Эрнеста Сетон-Томпсона. А вы знаете, кто такой анималист? (Это писатель, для которого главная тема- животные,их повадки) Назовите авторов произведений о животных(Бианки, Пришвин, Скребицкий)

- Ребята, у кого из вас есть четвероногие друзья? Скажите о них несколько слов.(рассказы уч-ся) Показывают фото)

-Да, трудно представить нашу жизнь без братьев наших меньших, которые преданы нам, без которых невозможно обойтись.

Не случайно и памятники установлены не только людям, но и животным, в частности собакам.

В Париже установлен памятник сенбернару Барри, спасшему во время снежных заносов в Альпах 40 человек. В Берлине есть памятник собаке – проводнику слепых. В Санкт-Петербурге, где жил и работал великий русский ученый академик И.П. Павлов, сооружен памятник собаке, служащей науке. Псу, по кличке Верный, есть памятник в Италии. 14 лет каждый вечер этот пес упорно ходил к поезду встречать своего хозяина, убитого на войне.

СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ

От самолета трап отходит.

Взлохматив холку напослед,

От пса родного взгляд отводит

Его предавший человек.

А пес ещё не понимает,

Он ждет команды и молчит,

А самолет уж в небе тает,

И белый след за ним кипит.

Собака села поудобней,

Где приказали ей сидеть,

Проходит время – пить охота –

Придется, видно, потерпеть…

А к глотке подступали слезы.

С такой отличной родословной

Нельзя при людях зарыдать.

И в голове его собачьей

Не умещается пока,

Что друг его сегодня бросил

И не окликнет никогда.

Уж пасть от жажды пересохла,

И мысли все трудней собрать…

Искал в толпе лицо родное,

С надеждой продолжая ждать.

Смешались дни, смешались ночи…

И, обходя его, толпа

Бросала хлебушка кусочки,

Которых есть ему нельзя.

Облезла шерсть, крошатся зубы…

Скиталец встал и напрямик –

Никто не скажет, что трехлетка –

На трассу выползал старик.

- Какое впечатление у вас от этой истории?

- Если бы вас попросили назвать качества характера к следующим словам , что бы вы написали, назвали?

1. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС.

- Какой же вопрос мы будем рассматривать на уроке? (Взаимоотношение человека и животных). Какими должны быть отношения между человеком и животным?

2 Работа до чтения

Но прежде чем перейти к работе над рассказом, вспомним некоторые факты из жизни писателя.

- Э. Сетон-Томпсон родился в тот же год, что и Чехов (да)

- Вместо подписи Э. Сетон-Томпсон ставил след волчьей лапы (да)

- Э. Сетон-Томпсон был ученым , писателем и художником, (да)

- Практически всю жизнь Э. Сетон-Томпсон провёл в лесах и прериях (да)

- Э. Сетон-Томпсон совершил два путешествия по России (нет)

- Все рассказы Э. Сетон-Томпсона основаны на невыдуманных фактах (да)

ПРОВЕРКА(на доске) –Поменяйтесь тетрадями, сверьте с ответами на доске . У кого было все правильно?

3. РАБОТА С ТЕКСТОМ.

- Вы, наверное, обратили внимание на выставку книг .

-Наблюдали ли вы когда-нибудь за поведением щенка? Расскажите о самых ярких впечатлениях.

Работа в группах ( группам розданы карточки с вопросами)

-А как изображает характер и поведение щенка С.-Томпсон в начале рассказа?

-А что можете сказать о поведении?

-Какая заветная мечта была у Чинка?( поймать сумчатую крысу) СЛАЙД ( Что это за животные?)

- Интересно ли, на ваш взгляд, описывает их автор?

- Как Чинк охотился на крыс? Расскажите. Были эти попытки удачными или нет? Почему? Какая неудача постигла Чин­ка? Как себя чувствовал Чинк? Сочувствовали вы ему или нет? Почему?

(Эта мысль автора достаточно сложная, однако учащиеся должны понять, что только в процессе жизни, путем проб и ошибок, Чинк приобретал жизненный опыт. Впрочем, это характерно не только животным, но и человеку. Приобретая элементарные знания по математике, человек решает затем и сложные задачи. Постепенно он приобретает и житейскую мудрость.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

2 группа по 2-й главе.

–Какое событие из истории взросления Чинка легло в основу 2-ой части рассказа? (Приключение с шакалом). Как можно озаглавить эту часть?(Чинк и Шакал Схватка с шакалом)

-А кто такой шакал? (Слово любителю животных- Фамилия ученика) СЛАЙД

- Перескажите, как вел себя хищник.

-Чем закончилась 2 глава?

(Творческий пересказ истории от лица Чинка.

-Прочитайте начало 3 главы.

- Как вёл себя Чинк, защищая добро хозяина?

- Какие чувства испытывал Чинк?

1)Голод – борется с собой 2) Страх-рядом был шакал.

-Чего он никак не мог себе позволить?

(Зачитаем.: Четыре злосчастных дня и четыре ночи провел этот маленький героический пес, почти не сходя с места и стойко охраняя палатку и хозяйское добро от шакала, который все время держал его в смертельном страхе. На пятый день… старый Обри вспомнил, что он не у себя дома, а лагерь в горах оставлен на попечение щенка… и направился в обратный путь.

-Какое подозрение зародилось в душе Била по пути домой?( что Чинк съел всю ветчину)

-Что он увидел, подъехав к лагерю?

Прочесть эпизод раскаяния старика Обри.

- В чём Билл был виноват перед Чинком?

- Как Билл Обри искупил свою вину?(зачитать) О каких последствиях и для кого идет речь?

-Как можно озаглавить3 главу?( Мужество Чинка, Подвиг Чинка)

III Стадия размышления.

Концептуальная беседа по тексту.

- Что помог понять маленький Чинк своему хозяину? (настоящий друг не бросит в беде).

- Как же мы назовем свой урок? (Сторожевой пес и его хозяин. Друг, который не предаст.)

- Обратимся к нашему эпиграфу. Как вы понимаете эти слова?

- Обратимся к иллюстрациям. ( на доске, назвать фамилии уч-ся)

-Давайте сочиним синквейн к рассказу. (Учитель читает свой)

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА. СИНКВЕЙН ( Сочиняем всем классом)

Собака (Чинк )

сторожит, спасает, верит.

Умеет быть верной, преданной.

-Подведем итог нашего урока

1.сегодня я узнал…

2. я понял, что…

3. мне захотелось…

Оцените свое настроение на уроке.

Урок понравился (зеленый смайлик).

Урок не понравился (красный смайлик).

Домашнее задание.(на выбор)

Сочинить продолжение рассказа.

Нарисуйте своего домашнего любимца или создайте иллюстрацию к рассказу

3) написать письмо Э. Сетон-Томпсону с высказыванием своего мнения о прочитанных рассказах

Родился писатель в Шотландии, а когда ему было шесть лет, семья переехала в Канаду. Здесь он и прожил большую часть своей жизни.

Чтение уча­щимися материала об авторе в учебнике

Ответы на вопросы учителя

Подведение итогов урока

6. Домашнее задание:прочитать статью об авторе.

Цели: знакомство с творчеством Э. Сетон-Томпсона; отработка навыка осознанного чтения; обучение уме­нию соотносить часть с целым при подробном пере­сказе; воспитание любви к природе.

Организационный момент

Проверка домашнего задания

• Понравился ли вам Чинк? Чем?

• Найдите и прочитайте, как описывает автор щенка.

• Кто был хозяином Чинка? Прочитайте.

• Какое качество было главным у Чинка? Найдите ответ в тексте.

• Какая заветная мечта была у Чинка?

• Кто такие суслики? Что вы о них знаете?

• Интересно ли, на ваш взгляд, описывает сусликов автор?

• Как Чинк охотился на сусликов? Расскажите.

• Были эти попытки удачными или нет? Почему?

• Какая неудача постигла Чинка?

• Как себя чувствовал Чинк?

• Сочувствовали вы ему или нет? Почему?

• Как Чинк набирался опыта? Прочитайте.

• Какие знания появились у Чинка?

4. Составление плана для подробного пересказа первой части произведения

План подробного пересказа:

1. Чинк — щенок, его качества.

2. Хозяин Чинка и место его жительства.

3. Спокойствие — не качество Чинка.

4. Мечта собаки — поймать суслика.

5. Суслик? Кто это такой?

6. Охота на суслика.

8. Приобретение знаний.

9. Собачий здравый смысл.

Подведение итогов урока

6. Домашнее задание:подготовить подробный пере­сказ первой части по плану.

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом.

Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться.

Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых.

Читайте также: