Конспект урока честное слово пантелеев

Обновлено: 08.07.2024

Цель урока: учить детей анализировать литературное произведение,
- формировать представление о честности, отзывчивости, смелости;
Задачи:
Образовательные:
- учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль;
- продолжить учить детей на основании высказываний и поступков героев (в литературном произведении) представлять себе черты их характера;
- продолжать работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения;
Развивающие:
- при помощи иллюстраций и системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст;
- работать над развитием речи, мышления;
Воспитательные:
- формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способность формулировать нравственные суждения;
формировать нетерпимое отношение к недостойным поступкам.

Оценить 346 0

ПРОЕКТ УРОКА

Литературное чтение 3 класс

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: учить детей анализировать литературное произведение,

- формировать представление о честности, отзывчивости, смелости;

Образовательные:

- учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль;

- продолжить учить детей на основании высказываний и поступков героев (в литературном произведении) представлять себе черты их характера;

- продолжать работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения;

Развивающие:

- при помощи иллюстраций и системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст;

- работать над развитием речи, мышления;

Воспитательные:

- формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способность формулировать нравственные суждения;

формировать нетерпимое отношение к недостойным поступкам.

Формы организации учебной деятельности. Фронтальная, парная, индивидуальная.

Прогнозируемые результаты.

- на уроке будет создана благоприятная обстановка;

- в ходе урока дети правильно сделают анализ произведения, сделают вывод о том, как важно иметь для человека силу воли, заставить себя поступить правильно;

- использование на уроке ИКТ позволит активизировать восприятие обучающихся за счёт использования зрительных демонстраций.

Оборудование.

Для учителя:

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.

Компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации. Слайдовая презентация по теме

Для обучающихся:

Толковый словарь русского языка

Карточки для работы в парах.

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

-Каждый урок – это маленькое открытие. Скажите, а какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие?

(-Нужно быть внимательным, наблюдательным, думающим…)

Ребус - честь ( слайд)

У военных точно есть
С буквой "Че", и это - . Честь

- А как вы думаете, героями рождаются, или становятся?

- Ваше мнение, какими качествами характера должен обладать герой?

- Где можно проявить героизм?

-А могут ли героями быть дети?

3. Подготовительная работа перед чтением произведения.

- как понимаете слово честь? (ответы учеников)

- Найдите в словаре значение слова честный.

- Честное слово. Как даёт этому объяснение Ожегов?

Мне ваши мнения интересны, а теперь давайте прочитаем, как толкует слово честь С.И. Ожегов. (Слайд )

достойные уважения и гордости моральные качества человека;

хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя;

4. Постановка учебной задачи.

- Давайте определим, в чём предстоит разобраться нам сегодня на уроке? Какие задачи мы поставим на урок?

Определить… жанр произведения, его главную мысль, определить, для чего Л. Пантелеев написал это произведение?

- Чтобы определить, надо хорошо знать содержание. А также ответим на главный вопрос .

- Итак, учебная задача ясна.

5. Проверка домашнего задания

Вы получили задание дочитать текст до конца. Некоторым учащимся было дано задание выполнить иллюстрации к тексту.

Рассмотрите иллюстрации и создайте картинный план текста.

Найдите и зачитайте отрывки к этим иллюстрациям.

Анализ текста

- Что узнали о мальчике?

- Почему мальчик плакал?

- В какую ситуацию он попал?

- Почему мальчик не ушёл с поста? Выберите правильный ответ.

Не знал, куда идти

Потому что дал честное слово

Вывод - Если дал слово, то несмотря ни на что его сдержать!

- Как к этому отнесся рассказчик?

- Какая мысль пришла в голову рассказчику? - Почему только военный мог снять мальчика с караула?

- Как вы думаете, почему майор согласился помочь?

- Как повёл себя мальчик при виде военного? Почему?

7. Физкультминутка

8. Образ мальчика

- Какими качествами обладал мальчик?

Честный, верный, преданный,

- Какие действия совершал мальчик в рассказе?

Стоял на посту, держал данное слово, ..

10. Работа с пословицами (на карточках, проверка - слайд)

- Что вы видите? (Пословицы) Давайте попробуем их восстановить.

Русский народ всегда славился мудростью, составляя пословицы. Поговорки.

- Какие пословицы подходят к произведению Пантелеева?

- Восстановите пословицы, поработав в парах. (слайд)

Не давши слова – крепись,

Не по виду суди,

Будь своему слову

а давши – держись.

так и откликнется.

а по делам гляди.

- Как вы понимаете каждую пословицу? (слайд) - Какие пословицы подходят к произведению Л. Пантелеева?

- Какую бы вы из них выбрали для себя?

11.Итог урока.

Если вы внимательно слушали и читали, то легко сможете расшифровать эти слова.

- Назовите эти понятия одним словом. (Качества человека)

Почему вы так решили? (Дети предлагают свои варианты)

Есть положительные качества у человека, они украшают его. Все хотят походить на героев. Есть отрицательные черты. Какие? (Предательство, лживость, воровство и т. д.) Они позорят любого человека.

- Так, какова главная мысль этого произведения?

- Давайте ответим на главный вопрос: для чего писатель написал этот рассказ? Чем мы обогатились, прочитав рассказ?

12.Рефлексия.

-Кому приходилось когда-нибудь давать честное слово?

-А как его выполняли?

13.Домашнее задание.

Представьте, что вам предложили написать этому мальчику письмо, чтобы вы ему написали? Написать сочинение этому мальчику.

Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы.

Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя (честь семьи; береги честь смолоду).

Почет, уважение (честь по труду).

Как аукнется, а давши – держись.
Не давши слова – крепись, хозяин.
Не по виду суди, так и откликнется.
Будь своему слову а по делам гляди.

3. Портрет автора.

4. Рабочие тетради по чтению.

5. Выставка произведений Л. Пантелеева.

I. Организационный момент

III. Проверка домашнего задания (проводится по усмотрению учителя)

IV. Новая тема

1. Введение в тему урока

У. Ребята, я предлагаю вам разгадать зашифрованные слова.

ОБОРДАТ ВИЧОТЫЗТЬОВС ВЖИЛСЬТО НССЕТЬЧТО

(доброта) (отзывчивость) (лживость) (честность)

У. Попробуйте назвать эти понятия одним словом.

Д. Это качества человека.

У. Назовите, пожалуйста, “лишнее” слово.

Д. Лживость.

У. Почему вы так решили?

У. Объясните, как вы понимаете смысл слов: доброта, отзывчивость, честность. Какие это качества?

Д.Л. Пантелеев, настоящее имя – Алексей Иванович Еремеев (1908–1987). Родился в Петербурге в семье военного. В годы гражданской войны потерял родителей и в 1921 г. попал в школу имени Достоевского для беспризорных. Воспоминания об этой школе легли в основу очерков и рассказов. Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, “где были бы юмор, и героика, и лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль”. Этими качествами книги Пантелеев заслужили свою популярность.

В 1930–40 гг. он объединил ряд своих произведений в цикл “Рассказы о подвиге”: “Пакет”, рассказывающий о гражданской войне, “Ночка”, “Гвардии рядовой”, посвященный событиям отечественной войны, “Новенькая”, “Платочек”.

Пантелеев был автором очерков, рассказов, дневников, посвященных блокадному Ленинграду: “В осажденном городе”, “Январь”, а также воспоминаний о писателях – С. Маршаке, Е. Шварце, М. Горьком.

Некоторые повести и рассказы Пантелеева были экранизированы (“Часы”, “Республика Шкид” и др.).

Умер писатель в 1987 г. в Москве.

У. Прочитайте название произведения еще раз.

Д. “Честное слово”.

У. Подберите родственные слова к первому слову.

Д. Честность, честный, честь.

У. Какой смысл вкладывает автор в это понятие?

Дети предлагают свои варианты ответа.

У. Давайте посмотрим, какое толкование этого слова дается в словаре Ожегова (надпись на доске). Ребята, я предлагаю вам познакомиться с произведением.

2. Работа с текстом

а) Чтение учителем.

У. Какие чувства вы испытали, слушая рассказ? В каком значении употребил автор слово “честное” в названии произведения?

б) Чтение учащимися.

У. Как вы понимаете значение слов:

СТОРОЖКА – помещение для сторожа;

БЕЗУТЕШНО – не находя утешения;

ЧАСОВОЙ – военнослужащий, стоящий на посту, на часах;

КАРАУЛ – воинское подразделение, несущее охрану кого- чего-либо.

До слов “ Вдруг я остановился …”

– От чьего имени идет повествование?

– Где происходили действия?

До слов “Я подошел и спросил…”

– Что узнали о мальчике?

До слов “Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь.”

– Почему мальчик плакал?

– В какую ситуацию он попал?

– Как к этому отнесся рассказчик? (Сначала улыбнулся, а затем задумался над ситуацией.)

– Поставьте себя на место этого мальчика. Как бы вы поступили в подобной ситуации?

Чтение до конца.

– Какая мысль пришла в голову рассказчику?

– Почему только военный мог снять мальчика с караула?

Вопросы после чтения.

– Каким вы представили себе мальчика?

– Какой он? Докажите строчками из текста.

– Какую оценку поступку старших мальчиков вы бы дали?

– Могли ли вы поступить также?

Чтение по ролям до слов “Не успели мы втроем выйти из сада, …”

– Постарайтесь голосом передать настроение и состояние героев?

– Как понимаете выражение: “Кажется еще никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту”?

– Как вы думаете, почему майор согласился помочь?

– Как повел себя мальчик при виде военного? Почему?

– Что значит “весело и с облегчением засмеялся”?

Прочитать до конца самостоятельно.

– Почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал, что из него выйдет настоящий воин?

– Что вам понравилось в этом рассказе?

– Какие мысли и чувства вызвало у вас поведение мальчика?

– Как мальчик понимал, что такое “честное слово”?

– Как рассказчик отнесся к честному слову мальчика?

– Как майор отнесся к честному слову мальчика? Почему?

– В каких строчках заключается основная мысль произведения?

– Давали ли вы когда-нибудь “честное слово”?

– А как его выполняли?

– Тяжело ли держать “честное слово”?

– Представьте, что вам предложили написать этому мальчику письмо. Чтобы вы написали? (Дети пишут в тетрадях.)

Работа с пословицами.

У. Ребята, давайте попробуем восстановить пословицы. (Работа с доской.) Как вы понимаете каждую пословицу? Какие пословицы подходят к произведению Л. Пантелеева? Какую бы из них вы выбрали для себя?



Спасибо большое за столь интересный урок. Представлен подробный конспект урока и грамотная , с технической точки зрения, презентация. Одно пожелание. При последующих добавлениях ресурсов, пожалуйста, Анна Владимировна, пишите более подробную аннотацию.
Для пользователей, кого заинтересует данный ресурс, добавлю. Замечательные цели урока:
- познакомить с творчеством Л.Пантелеева;
- учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль;
- продолжить учить детей на основании высказываний и поступков героев (в литературном произведении) представлять себе черты их характера;
- продолжать работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения;
- при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст;
- формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способность формулировать нравственные суждения;
- работать над развитием речи, мышления;
- формировать представление о честности, отзывчивости, смелости.
Просматривая структуру и содержание урока, думаю, что цели будут достигнуты!

Автор: Белоусова Валентина Алексеевна

Организация: МБДОУ ЦРР-ДС ''Сказка''

Населенный пункт: Тамбовская область, г. Мичуринск

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

Воспитывать положительное отношение к правдивости, вежливости как норме поведения.

Уточнить представления детей об особенностях рассказа, его отличиях от других литературных жанров. Учить правильно понимать нравственный смысл литературных произведений, оценивать поступки героев, полно отвечать на вопросы.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Чтение рассказов Драгунского, Осеевой, Носова о детях, беседы на нравственно-этические темы, рассматривание и обсуждение сюжетных картинок о взаимоотношениях детей, составление рассказов по этим картинкам.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ.

Портрет писателя Л. Пантелеева, карточки-схемы выражения эмоций: грусть, радость, злость.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель: На свете живет много разных людей. У каждого свой характер, свои привычки, свои предпочтения. Кто-то очень добрый, кто-то очень вежливый, кто-то резкий, злой, неисполнительный. Черты характера бывают разные, их много, но все их можно разделить на две группы: положительные и отрицательные. Давайте с вами поиграем. Каждому я раздам 2 кружка: на одном изображение радости, на другом – грусти. Я буду произносить черты или качества характера, а вы должны решить, к какой группе – положительной или отрицательной – вы отнесете их. Например, добрый – к положительной группе, вы показываете кружок с изображением радости; ябеда – к отрицательной группе, вы показываете кружок с изображением грусти. Итак, начинаем.

После завершения игры делается вывод о том, что качеств характера много, и порой трудно разобраться, что такое хорошо и что такое плохо. Но нужно стремиться делать хорошие, добрые дела, и побеждать свои плохие черты. Это нужно для того, чтобы тебя любили и уважали окружающие тебя люди.

Мы с вами читали много рассказов о детях, об их приключениях и разных жизненных ситуациях. Вспомните авторов, которые написали эти интересные рассказы о детях. (В.Осеева, Н.Носов, Е.Пермяк, В. Драгунский).

После чтения проводится беседа по содержанию.

  • Что услышал автор, гуляя вечером по саду?
  • Что случилось с мальчиком?
  • В какую игру играли мальчики?
  • Кем предложили быть мальчику, с которым разговаривал автор?
  • Как договорились дети? Что пообещал мальчик?
  • Как помог ему автор?
  • Почему автору понадобился военный?
  • Как военный помог разрешить данную ситуацию?
  • Понравился ли автору мальчик? Почему?
  • Что вы думаете о поступке мальчика? Как бы вы поступили на его месте?
  • Как вы считаете, это литературное произведение можно отнести к какому литературному жанру: рассказ, сказка, былина, басня и т.д.?
  • Какова главная мысль произведения?

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

Читайте также: