Конспект урока черная курица нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки

Обновлено: 07.07.2024

Предметные умения: знать содержание сказки; уметь рассказывать о жизни Алеши, воспринимать и анализировать текст, сопоставлять народную и литературную сказки, определять, что их отличает, а что сближает, формулировать идейное содержание, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Личностные: осваивает новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвует в творческом процессе, делает выводы о нравственных уроках жизни, которые получил, прочитав сказку.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, использует знаковые средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с одноклассниками и (или) учителем, участвует в общей беседе, в то же самое время соблюдая правила речевого поведения.

Пояснение учителя, аналитическое чтение, беседа; анализ текста, проектная деятельность, репродуктивный метод обучения (наводящие вопросы, побуждающие к актуализации знаний и способов действия).

Основной при этом является дидактическая структура, состоящая из основного компонента - актуализации прежних знаний и способов действий учащихся, а также - организация начала урока, всесторонняя проверка знаний, подведение итогов урока, информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.

Из Стандарта основного общего образования по литературе:
В результате изучения литературы ученик должен знать:

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);

- ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.

Организационный момент: 3 минуты

Дидактическая цель - подготовка учащихся к работе на занятии.

Постановка целей и задач урока (целеполагание и мотивация)

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Вопросы для учащихся, вызывающие мыслительную деятельность

Лицо, глаза, улыбка и т.д.

Поступки, речь, поведение, отношение к другим, характер, увлечения

Необходима тема для общения

Рассуждают над эпиграфом

Отвечают на вопросы учителя

Рассуждают о произведении, прочитанном дома

Формулирование учащимися целей своей работы

Я приветствую вас на уроке литературы.

Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться

Когда вы смотрели на своих одноклассников, на меня, на что вы обращали внимание?

Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? Обсудите в паре: на что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?

Сегодня, работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, вы узнаете больше друг о друге, потому что мы будем видеть друг друга, будем общаться. А что необходимо, чтобы состоялось общение?

Знакомясь с новым автором и его произведением, какие цели мы можем поставить перед собой?

А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок?

Актуализация знаний учащихся по изученному ранее материалу: 5 минут

Дидактическая цель – устранить пробелы в знания всеми учащимися, устранить пробелы в знаниях, совершенствуя при этом умения и навыки.

Актуализация прошлого опыта

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.

Сказочный зачин “жил-был”

Волшебное число “3” – три сна

Волшебный предмет – конопляное зёрнышко

Курица разговаривает с Алёшей

Добро победило зло

И плохой, и хороший

Герой народной сказки однозначен: он или хороший, или плохой; или герой, или злодей.

Указывается точное географическое расположение пансиона, имя и возраст мальчика, особые слова – отражены черты того времени

Здесь больше волшебного

Возможно, вы заметили, что говоря о произведении А. Погорельского, я ни разу не определила его жанровую принадлежность. Что это: рассказ, повесть, басня, сказка, роман? Обсудите в парах и докажите свою мысль.

У этой сказки есть автор, значит она…

На какие виды делятся народные сказки?

А нашу авторскую сказку к какому виду мы отнесем?

Санкт-Петербург, Васильевский остров, пансион. Что же тут сказочного? Это же не тридевятое царство, а реальный город.

Как вы думаете, могло ли быть такое подробное описание в народной сказке?

Похож ли главный герой - Алеша - на героев народных волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?

Кроме этого, сюжет - ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу - имеет много подробных описаний, благодаря которым мы хорошо представляем себе обстановку, в которой жил мальчик, и словно бы переживаем те чувства, которые были в его душе.

В народной сказке такого нет.

Итак, подытожим – чем отличается литературная сказка от народной?

Почему же, несмотря ни на что, мы называем сказку Погорельского волшебной?

Сделаем вывод,: сочетание реального и фантастического — одна из особенностей литературной сказки.

Не случайно вы начали изучение сказок с народных, а потом перешли к авторским. Ведь именно народные сказки сыграли большую роль в развитии русской литературы. Почти все русские писатели отдавали дань сказке: Жуковский и Пушкин, Гоголь и Толстой, Салтыков – Щедрин и Лесков. Всех не перечесть…..

А. Погорельский, издавший несколько книг для взрослых, тоже однажды решил написать сказку, которая стала первой русской авторской сказкой в прозе для детей.

Для кого, зачем он ее написал?

Контроль домашнего задания: 10 минут

Дидактическая цель - установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание учащимися, выявление пробелов и их коррекция

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Он изменился, стал хуже

Добрым, послушным, заботливым, скромным

В гостях у подземных жителей – он не хотел награды, думая, что не заслужил

Появилось волшебное зернышко, не надо было трудиться, возомнил себя лучше других

Черствым, высокомерным, заносчивым, невежливым

Давайте посмотрим, как вы знаете содержание сказки, ее главных героев!

Два ученика, работая в паре, приводят в порядок основные события сказки.

1. Алеша проявляет необыкновенные способности.

2. Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить желание.

3. Алеша в подземном королевстве.

4. Спасение Чернушки.

5. Прощание с министром.

7. Жизнь Алеши в пансионате.

8. Болезнь и выздоровление.

Упорядоченный ход событий.

1. Жизнь Алеши в пансионате.

2. Спасение Чернушки.

3. Алеша в подземном королевстве.

4. Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить желание.

5. Алеша проявляет необыкновенные способности.

7. Прощание с министром.

8. Болезнь и выздоровление.

В это время проводится фронтальный опрос - викторина (за правильный ответ – зернышко) блиц-опрос

1. Почему главного героя зовут Алеша? Почему Погорельский для своего героя выбрал такое имя?

2. Почему Алёша остался один в пансионате? (Все ученики уехали на каникулы)

3. Что было его утешением в часы одиночества? (Чтение книг, игра с курочками во дворе)

4. Какую курочку Алёша любил больше всех? (Чернушку)

5. Как Алёша спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке, и курочка убежала. Отдал кухарке империал)

6. Чего испугался Алёша ночью после того, как спас курочку ? (Зашевелилась простынь на соседней кровати, и из-под неё вышла курочка)

7. Как Чернушка справилась с рыцарями? (Распустила крылья, нахохлилась, сделалась большая и отбивалась от рыцарей)

8. Куда привела Чернушка мальчика? (В Подземное царство)

9. Кем оказалась курица в Подземном царстве? (Главным министром)

10. Какое желание загадал Алёша на приёме у короля? (Чтобы он всегда знал урок, не уча его)

11. Что подарил Алёше король, чтобы желание исполнилось? (Зёрнышко)

12. Какое условие поставил король Алёше? (Никому не рассказывать про подземелье)

13. Как отнёсся к Алёшиному желанию король? (Он удивился, что Алёша оказался таким ленивым, покачал головой)

14. Какие диковинные звери содержались в зверинце подземных жителей? (Крысы, кроты, хорьки)

15. Сколько раз являлась Чернушка Алеше во сне? (4)

16. Доставляла ли Алёше удовольствия похвала за отличные ответы?

17. Что случилось с характером Алеши, получившим волшебное зернышко?

18. Какие советы даёт Чернушка Алёше, пока мальчик окончательно не потерял себя?

19. А сдержал ли Алеша обещание не выдавать тайну подземных жителей?

20. А почему больше всех пострадала Чернушка?

21. Упрекает ли Чернушка Алешу, обвиняет ли его в несчастье, постигшем подземных жителей?

22. А почему же все-таки министр Чернушка простил Алешу? ( Он мудрый, добрый, великодушный, любит Алешу и верит в него).

23. Как заканчивается сказка?

А теперь посмотрим, какой план сказки получился у ваших одноклассников. Уч.1, все ли верно?

Молодцы, вы хорошо знаете содержание сказки, значит, мы может усложнить нашу работу!

В начале урока мы сказали, что Алеша похож на нас с вами, он совсем не сказочный герой – и плохой, и хороший.

За добрый поступок ему дали волшебное зернышко, с помощью которого Алеша решил ??

И что из этого вышло?

На доске находятся слова, пара учеников распределяет слова в два столбика

1.1Поиск и выделение необходимой информации из прочитанного произведения .

1.2Применение необходимых понятий: народная сказка, литературная сказка, положительный герой, отрицательный герой.

1.3.Развитие познавательных учебных действий: понимание заданной информации

Развитие регулятивных УУД: контроль и в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения.

Развитие коммуникативных УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

2.1.Нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей в человеке.

2.2.Выявление актуальности смысла произведения для себя, как современного школьника.

Оборудование к уроку : карточки с заданиями, презентация по теме урока, учебник (литература 5 класс. стр 148)

Структурный компонент урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Я приветствую Вас на уроке литературы.

Перед вами лежат листы продвижения, вы сейчас впишите свое имя и оценку, которую бы вы хотели получить за урок.

Принимают установку учителя.

Заполняют листы продвижения

Выставляют планируемую оценку

2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться.

Когда вы смотрели на меня, на своих одноклассников, на что вы обращали внимание?

-Когда мы смотрели друг на друга, мы обращали внимание на глаза, лицо, улыбку.

-А чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?

-Надо обращать внимание на поступки, речь, поведение, характер….как выглядит,

Сегодня, работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, вы узнаете больше друг о друге, потому что мы будем видеть друг друга, будем общаться. А что необходимо, чтобы состоялось общение?

- Давайте её угадаем!

-Прочитайте слова со слайда слова, откуда они и что у них общего?( 1 слайд)

Алёша, Чернушка, конопляное зёрнышко , старушки, учитель, король

- Найдите среди данных слов лишнее и обоснуйте своё мнение?

-Чтобы общение состоялось, нам необходима тема для общения.

-Поскольку все перечисленные герои относятся к сказке Погорельского, з начит мы будем говорить об этой сказке.

-Докажите, что данное произведение будет являться сказкой? ( слайд 2)

( это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях)

-Это произведение сказка, потому что в ней есть герои, которые в действительности не умеют разговаривать;

-Есть волшебство ( конопляное зернышко)-волшебный предмет

-Есть реальное и фантастическое

-Чудесные превращения курицы

(Слайд3)- Похож ли главный герой – Алёша на героев волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный?

-Главный герой Алёша похож на героя волшебных сказок.

-Герой и плохой и хороший.

-Бывают ли такие герои в народных сказках?

- Много ли в этой сказке волшебства?

-Таких героев в народных сказках не бывает - они или всегда хорошие или всегда плохие.

-В этой сказке волшебства очень много.

-Продолжите – Одна из особенностей литературной сказки- сочетание реального и фантастического

( а в народной сказке добро побеждает зло )

-Одна из особенностей литературной сказки будет волшебство и действительность рядом.

- У Алеши меняется характер –

значит перед нами авторская сказка.

3.Построение проекта выхода из затруднения.

Работа по предложенному плану

Узнаем, как вы знаете содержание сказки, её главных героев .

Работаем по карточке № 1.

(приведи в порядок основные события сказки)

1 . Алёша проявляет необыкновенные способности.

2.Король награждает героя конопляным зёрнышком обещая исполнить желание.

3. Алёша в подземном королевстве.

4. Спасение Чернушки.

5. Прощание с министром

7.Жизнь Алёши в пансионе.

8.Болезнь и выздоровление.

подставляя правильную нумерацию по содержанию сказки.

7. Жизнь Алеши в пансионате

3.Алеша в подземном королевстве

2.Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить желание

1.Алеша проявляет необыкновенные способности

5Прощание с министром

8.Болезнь и выздоровление

А теперь посмотрим, какой план сказки у вас получился? Воспроизвести порядок событий вслух.

( по 3 высказывания)

7. Жизнь Алеши в пансионе.

3.Алеша в подземном королевстве.

2.Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить желание.

1.Алеша проявляет необыкновенные способности.

5Прощание с министром.

8.Болезнь и выздоровление.

Закрепим содержание сказки с помощью картин, которые для нас нарисовал художник.

(Идет показ презентации ( по 3 слайда)

По 1 баллу за верный ответ

( Кто выполнил работу, проверяют у друг друга или в своей группе)

Слушают, исправляют по необходимости.

Оценивают свою работу- выставляют количество баллов в лист достижений по заданию 1

Называют порядок событий по 3 картины

4.Продолжение работы по предложенному плану

Б) Домашнее задание

-Молодцы, вы хорошо знаете содержание сказки, значит, мы можем усложнить нашу работу!

Вот и вам нужно понять, какой намек содержится в этой сказке, написанной почти 200 лет назад.

В начале урока мы сказали, что Алеша похож на нас с вами, он совсем не сказочный герой - и плохой и хороший.

За добрый поступок ему дали волшебное зернышко.

-А какой это был поступок?

И что из этого получилось?

Алеша спас Чернушку.

Работаем по карточке № 2.

Запиши данные слова в таблицу

По одному на каждой строке

Добрый, ласковый, дерзкий, гордый, общительный, скромный, непослушный, застенчивый, упрямый, любознательный, жестокий, самолюбивый

САМОПРОВЕРКА ( со слайдом презентации)

Показываю правильный вариант ответа . дети отмечают знаками + - и подсчитывают количество баллов

( сколько правильных слов—столько баллов)

( за каждое правильно указанное слово )

До получения зернышка

После получения зернышка

Попробуем задать по таблице вопрос

- Почему из (кто продолжит, пользуясь таблицей) доброго, ласкового, общительного, скромного, застенчивого, любознательного мальчика, Алеша превратился в упрямого….

-Продолжают фразами из таблицы……

-Алёше было лень

-Алеше нечем было заняться, от безделья он начал шалить, грубить, хулиганить

-Алеша не затрачивал никакого труда.

- С каким мальчиком вам было бы приятнее общаться?

- Мне было бы приятнее общаться с Алешей, когда он ещё не получал волшебного зернышка

Наверняка, многие из вас встречались в жизни с проявлениями нескромности и помнят, как неприятно общаться с высокомерным, самолюбивым человеком.

Каждый из нас выбирает по несколько раз в день, как быть, как поступить в той или ситуации.

Есть такая притча – мудрость

( чтение слайда с презентации)

Давным – давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался:

Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был

готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: - Всё в твоих руках………

Получилось ли это у нашего героя?

В начале урока мы рассуждали о том, что очень важно, как выглядит человек, но не менее важен характер человека и его поступки.

Всё в наших руках!

-Да. У главного героя получилось стать прежним.

- А где мы может найти это доказательство

Прочитаем концовку сказки со страницы 148. ( недель через шесть )

Какой урок извлекли вы из прочитанной сказки?

Чтение отрывка (по точкам)

-Сказка учит тому, что ценится в жизни лишь то, что достается трудом, только в том случае оно принесет радость и счастье.

-Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, уважение к людям.

- Надо быть строгим к себе.

-Нельзя ставить себя выше других, даже если ты и знаешь и умеешь больше.

А теперь попробуем задавать вопросы друг другу с помощью карточки под № 2.

( работа выполняется, если остаётся время на уроке)

Каждый из вас сегодня на уроке заработал своим трудом некоторое количество баллов (зернышек). Подведите итоги и оцените свою работу.

Подведение итогов ( кто получил……..

Оценивание результатов и их озвучивание

Кто был самым активным на уроке?

( определяют по рядам)

Поднимите руку, у кого оценка совпала в начале урока и в конце?

У кого оценка в конце урока выше? Ниже?

Домашнее задание: используя карточку № 3 – сравнение

Приложение к уроку

Приведи в порядок основные события сказки

Изложение основных событий сказки

Алёша проявляет необыкновенные способности.

Король награждает героя конопляным зёрнышком обещая исполнить желание.

Алёша в подземном королевстве.

Прощание с министром.

Жизнь Алёши в пансионе.

Болезнь и выздоровление.

Запиши данные слова в таблицу : добрый, ласковый, дерзкий, гордый, общительный, скромный, непослушный, застенчивый, упрямый, любознательный, жестокий, самолюбивый

Алёша до получения зернышка

Алёша после получения зёрнышка

  1. Почему Алёша остался один в пансионате? (Все ученики уехали на каникулы)
  2. Что было его утешением в часы одиночества? (Чтение книг, игра с курочками во дворе)
  3. Какую курочку Алёша любил больше всех? (Чернушку)
  4. Как Алёша спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке, и курочка убежала)
  5. Чего испугался Алёша ночью? (Зашевелилась простынь на соседней кровати, и из – под неё вышла курочка)
  6. Как Чернушка справилась с рыцарями? (Распустила крылья, нахохлилась, сделалась большая, и отбивалась от рыцарей)
  7. Куда привела курица мальчика? (В подземное царство)
  8. Кем оказалась Чернушка в подземном царстве? (Главным министром)
  9. Какое желание загадал Алёша? (Чтобы он всегда знал урок, не уча его)
  10. Какой предмет подарили Алёше, чтобы желание сбылось? (Зёрнышко)
  11. Какое условие поставил король Алёше? (Никому не рассказывать про подземелье)
  12. Как отнёсся к Алёшиному желанию король? (Он удивился, что Алёша оказался таким ленивым)

13. Сколько раз являлась Чернушка Алеше во сне? (4)

14. Доставляла ли Алеше удовольствие похвала за отличные ответы?(Урок не стоил никакого труда и Алеша не был этому рад.)

15. Почему изменилось отношение детей к Алеше? ( Алеша стал гордым, высокомерным, заносчивым)

16. Какие советы дает Чернушка Алеше, пока мальчик окончательно не потерял себя?( Быть добрым как и прежде.)

17. Почему министр Чернушка простил Алешу? ( Он мудрый, добрый, великодушный, любит Алешу и верит в него)

19. Как заканчивается сказка? ( Алеша стал прежним).

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Алёша, Черная курица, конопляное зёрнышко, старушки, учитель, король

Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях

Похож ли главный герой Алёша на героев волшебных сказок? Алёша положительный герой или отрицательный?

Одна из особенностей литературной сказки- сочетание реального и фантастического.

1.Алёша проявляет необыкновенные способности. 2.Король награждает героя конопляным зёрнышком , обещая исполнить желание. 3.Алёша в подземном королевстве. 4.Спасение Чернушки. 5.Прощание с министром. 6.Предательство. 7.Жизнь Алёши в пансионе. 8.Болезнь и выздоровление.

Алёша До получения зёрнышка После получения зёрнышка Добрый Ласковый Общительный Скромный Застенчивый Любознательный Дерзкий Гордый Непослушный Упрямый Жестокий Самолюбивый

Спасибо за урок!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сформировать сознательного читателя – ребёнка – совсем не простая задача, стоящая перед начальной школой. Чтобы научить ребёнка читать, необходимо вооружить его техникой чтения (т. е. чтение всл.

Тест по сказке А. Погорельского "Чёрная курица или подземные жители".

Проводится как подведение итога урока внеклассного чтения.

Обобщающий урок по литературному чтению ( 4 класс," Перспективная начальная школа").


Литературная викторина по произведению А. Погорельского "Черная Курица, или Подземные жители" 4 класс

Литературная викторина по произведению А. Погорельского "Черная Курица, или Подземные жители" 4 класс.


Конспект урока чтения.3 класс. "Мужик и медведь. Сказка".


Урок литературы. 3 класс. Тим Собакин "Лунная сказка"

Материал к уроку литературы в 3 классе. Тим Собакин "Лунная сказка".


Презентация к уроку внеклассного чтения в 3 классе. Антоний Погорельский "Чёрная курица или подземные жители"

презентация к уроку внеклассного чтения в 3 классе. Антоний Погорельский "Чёрная курица или подземные жители".


познакомить учащихся с личностью А. Погорельского; - показать, в чем нравоучительный смысл сказки; - повторить знания учащихся о сказке; - развивать умение грамотно и полно давать ответы на вопросы; - развивать умение обобщать проанализированный материал; - продолжить формирование умения определять главную мысль произведения, делать выводы для себя, наблюдая за поступками героев литературной сказки; - духовно – нравственное воспитание учащихся.

Содержимое разработки

Урок литературы в 5 классе

Цель урока: формирование нравственных качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"; развитие навыков выразительного чтения. Сказочное и реальное в жизни. Воспитание чувства честности, доброты, умение нести ответственность за свои поступки.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с личностью А. Погорельского;

- показать, в чем нравоучительный смысл сказки;

- повторить знания учащихся о сказке;

- развивать умение грамотно и полно давать ответы на вопросы;

- развивать умение обобщать проанализированный материал;

- продолжить формирование умения определять главную мысль произведения, делать выводы для себя, наблюдая за поступками героев литературной сказки;

- духовно – нравственное воспитание учащихся.

Оформление записей в тетради. Работа с эпиграфом. Откройте тетради, запишите число и тему: «Антоний Погорельский "Черная курица, или Подземные жители. Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание

(Добро всегда побеждает зло. Зло всегда наказано).

Как вы думаете, почему эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала именно эти слова? (Формулирование учащимися целей урока)

Актуализация знаний.

Что такое сказка? ( Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.)

Какие виды сказок вы знаете? Чем отличается литературная сказка от народной? Какие народные сказки знаете?

4. Слово учителя.

- Народная сказка сыграла большую роль в развитии русской литературы. Сказочные мотивы можно встретить в рукописных книгах 15-17 веков. Но подлинно широкий интерес к фольклору, к истории национальной культуры возникает в России со второй половины 18 века. Сказочная стихия проникала во все жанры литературы - поэму, повесть, роман. Почти все русские писатели отдавали дань сказке: Жуковский и Пушкин, Гоголь и Толстой, Салтыков - Щедрин, Лесков и Куприн. Всех не перечесть…..

- Со сказками этих писателей вы познакомились в раннем возрасте. А когда произошло ваше знакомство со сказкой А. Погорельского?

- Что вы знаете об авторе этой сказки?

Псевдоним — придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения.
Алексей Алексеевич Перовский, известный нам под литературным псевдонимом Антония Погорельского. /Имение писателя называлось "Погорельцы", и это имя стало связано с ним навсегда.

Итак, я хочу пригласить вас в путешествие по страницам необычайного произведения Антония Погорельского.

– В какое время происходят события? С тех прошло больше 180 лет. Скажите, а русский язык изменился с тех пор? Все ли слова были понятны?

Ребята, пояснения незнакомых слов есть на листках перед каждым из вас, поэтому в случае затруднения вы можете к ним обратиться.

Кто же главный герой этого произведения?

Кто такой Алёша? Как он попал в пансион? (Рассказ учащихся о том , как Алеша оказался в пансионе)

Давайте сейчас вспомним, какая с ним произошла история. .Проведём это в форме краткого пересказа эпизодов с помощью иллюстраций – слайдов к сказке.

Работаем в группах.

Расскажите о любимых занятиях Алеши.

Почему Алёша остался один в пансионате? (все ученики уехали на каникулы)

Кого ждали в гости учитель и его жена? Как в их доме готовились к встрече гостей?

Как Алёша спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке, и курочка убежала)

Чего испугался Алёша ночью? (зашевелилась простынь на соседней кровати, и из – под неё вышла курочка)

Куда Чернушка повела Алешу?

Кого испугался Алеша и почему?

Как Чернушка справилась с рыцарями? (распустила крылья, нахохлилась, сделалась большая, и отбивалась от рыцарей)

Почему в первую ночь Алеша не попал в Подземное царство?

Как Алеше все – таки удалось попасть в Подземное царство?

Кем оказалась Чернушка в подземном царстве? (главным министром)

Что увидел мальчик в подземном царстве?

Какое желание загадал Алёша? (чтобы он всегда знал урок. не уча его)

Какой предмет подарили Алёше, чтобы желание сбылось? (зёрнышко)

Какое условие поставил король Алёше? ( никому не рассказывать про подземелье)

Как отнёсся к Алёшиному желанию король? ( он удивился , что Алёша оказался таким ленивым)

Найдите в тексте и прочитайте описание сада в Подземном царстве

Какие диковинные звери содержались в зверинце подземных жителей (мыши, барсуки, кроты)

На кого охотятся в Подземном царстве?

Что узнал Алеша о жителях Подземного царства?

О чём попросила Чёрная курица Алёшу, когда тот побывал в Подземном мире? Что значит быть скромным?

Как ведёт себя Алёша после подарка короля?

Что произошло, когда Алёша потерял конопляное семечко?

Как был наказан мальчик?

Расскажите о последней встрече Алеши с Чернушкой. Раскаялся ли мальчик в своем поступке?

Что произошло с министром (Чернушкой) и жителями Подземного царства после предательства Алеши?

Аналитическая беседа. Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет

Ребята, мы завершили обсуждение содержания произведения Погорельского. — Как вы докажете, что перед нами сказка, а не просто повесть из жизни мальчика XVIII века? — Какие события и явления можно назвать в этом повествовании сказочными фантастическими? -, (волшебное число “3” – три сна

волшебный предмет – конопляное зёрнышко

курица разговаривает с Алёшей.

А есть ли отличие этой сказки от народной?

У нашей сказки есть автор, а у народной его нет.

- Это литературная сказка

— Какие особенности сказки заставляют нас иногда верить, что перед нами не сказка, а реальная история?
— Какие факты, описания показывают нам действительную, реальную жизнь того времени, достоверно рисуют перед нами события и обычаи той эпохи?
— Могла ли такая сказка быть народной?

Сделаем вывод: сочетание реального и фантастического — одна из особенностей литературной сказки.
— Похож ли Алеша на героев народных волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?
Дети заметят, что герой народной сказки однозначен: он или хороший, или плохой; или герой, или злодей. В народной сказке никогда не описывается характер: перед нами четко обозначенный тип. В сказке Антония Погорельского описано изменение нрава, т. е. характера, главного героя. Мы следим за причинами, за динамикой этих изменений, и это заставляет нас лучше понимать свои собственные поступки и более ответственно относиться к своей жизни.
Есть еще один важный вопрос, на который могут обратить внимание сами пятиклассники: это сущность и форма обучения детей двести лет назад.
Дети могут удивиться тому, какие уроки (домашние задания) задавали пансионерам: выучить наизусть целые страницы текста. В те времена от ученика часто требовалось только одно: выучить назубок и дословно повторить за учителем или книгой заданные тексты. Такой тип обучения называется репродуктивным, воспроизводящим. Традиция эта берет начало в церковных (а именно христианских) учебных заведениях в Средние века, когда главной книгой, которую изучали, была Библия. Считалось, что это абсолютная истина, что все самое важное уже сказано в ней и задача человека состоит в том, чтобы выучить наизусть как можно больше библейских текстов, не привнося ничего нового, ничего личного, никаких фантазий от себя.
Несмотря на то что наука постепенно развивалась, принцип обучения оставался тем же. Детей часто не учили анализировать, понимать смысл читаемого, учили лишь повторять уже сказанное церковными или научными авторитетами. Инерция такого стиля в педагогике оказалась исключительно велика.
В течение последних двух столетий педагогический стиль постепенно меняется, так как меняются задачи обучения. Сейчас ценятся не те люди, которые умеют слепо повторять сказанное кем-то, а те, кто способен совершать свои открытия, кто готов к творческому поиску. Повторять и сейчас часто бывает необходимо, чтобы накапливать знания, расширять объем памяти. Но этого мало: надо уметь выделять главное — для этого мы учимся составлять планы, писать конспекты и пересказывать текст. Надо уметь анализировать — для этого мы пытаемся понять причины и делать выводы. Надо уметь сопоставлять разные явления — для этого мы учимся сравнивать.
— Если бы мы получили волшебное семечко сейчас, помогло бы оно нам написать сочинение, выиграть олимпиаду по математике или, скажем, по географии либо придумать собственную компьютерную программу?
Семечко помогало воспроизводить, повторять, от Алеши не требовалось творчества. Написать сочинение, решить нестандартную задачу или создать свою программу без творческих усилий невозможно. Творить можно лишь опираясь на собственную внутреннюю силу и знания.

III. Нравоучительное содержание сказки
Есть художественные произведения, авторы которых просто развлекают читателей. Есть произведения, авторы которых учат. Как вы думаете, к какому виду принадлежит эта сказка?
— Чему учит пример превращения Алеши? (Человек должен быть благородным, должен уметь прощать. Только добытое собственным трудом может приносить радость и счастье. )

Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

Домашнее задание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даты его жизни 1787-1836 . Получил домашнее образование. За 1805 -1807 успешно окончил Московский университет.

1811 -1830 – при Московском университете организовал Общество любителей российской словесности.

Один из образованнейших людей России.

Участник войны 1812года.

В 1822 году после смерти отца унаследовал имение Погорельцы. По названию имения выбрал себе псевдоним.

Алексей Алексеевич Перовский

Алексей Константинович Толстой

ва Найдите на карте Васильевский остров. Васильевский остров Линия – название стороны улицы на Васильевском острове. Пансион – школа с общежитием.

Найдите на карте Васильевский остров.

Линия – название стороны улицы на Васильевском острове.

Пансион – школа с общежитием.



Главный герой сказки – Алеша

Сколько Алеше лет?

Почему Алеше одиноко?

. Что еще кроме чтения книг скрашивало Алешино одиночество? Чернушка – ласковая, хохлатая курица.

Что еще кроме чтения книг скрашивало Алешино одиночество? Чернушка – ласковая, хохлатая курица.


Как Алеша спас курицу от неминуемой смерти? Империал – золотая монета.

Как Алеша спас курицу от неминуемой смерти?

Империал – золотая монета.

Что произошло ночью?

 Алеша и подземные жители Расскажите о пути Алеши с Чернушкой в подземное царство и об условии, которое ставит Чернушка. В каком значении употреблено слово скромный? Нескромность – неумение хранить тайну.

Алеша и подземные жители

  • Расскажите о пути Алеши с Чернушкой в подземное царство и об условии, которое ставит Чернушка.

В каком значении употреблено слово скромный?

Нескромность – неумение

хранить тайну.


Алеша перед подземным королем Какое желание просит исполнить Алеша? Приносят ли ему радость успехи, в достижении которых он не прикладывал усилий?

Алеша перед подземным королем

 Он забыл о самом главном: все на свете дается человеку трудом. Нужен труд, чтобы приготовить пищу, построить дом, получить знания. Только те знания, которые добыты трудом, остаются крепко в голове, только их никто не может отнять.

Он забыл о самом главном: все на свете дается человеку трудом. Нужен труд, чтобы приготовить пищу, построить дом, получить знания. Только те знания, которые добыты трудом, остаются крепко в голове, только их никто не может отнять.

 Почему стал изменяться характер Алеши? Что случилось с Алешей, когда он потерял волшебное семечко?

Почему стал изменяться характер Алеши? Что случилось с Алешей, когда он потерял волшебное семечко?


 Нарушил ли Алеша условие, поставленное Чернушкой в начале сказки? Предал ли подземных жителей? Почему пострадал именно министр Черная курица?

Нарушил ли Алеша условие, поставленное Чернушкой в начале сказки?

Предал ли подземных жителей? Почему пострадал именно министр Черная курица?

 Всегда страдает тот, кто любит. Теперь министр Черная курица закован в цепи, ведь подземные жители поплатились из-за Алеши, которого привел к ним именно он. Упрекает ли, обвиняет, ругает ли министр Черная курица Алешу?

Всегда страдает тот, кто любит. Теперь министр Черная курица закован в цепи, ведь подземные жители поплатились из-за Алеши, которого привел к ним именно он. Упрекает ли, обвиняет, ругает ли министр Черная курица Алешу?

Министр Черная курица прощает Алешу и уходит навсегда. Он просит Алешу, чтобы он опять стал добрым мальчиком, каким был прежде.

Министр Черная курица прощает Алешу и уходит навсегда. Он просит Алешу, чтобы он опять стал добрым мальчиком, каким был прежде.


 Как закончилась сказка?

Как закончилась сказка?

В чем мудрость сказки? Все достается собственным трудом, тогда это ценится и приносит радость.

В чем мудрость сказки?

Все достается собственным трудом, тогда это ценится и приносит радость.

 Какие законы волшебной сказки соблюдены в этом произведении? Сказочный зачин - ЖИЛ-был Волшебное средство – семечко Помощник, даритель – Черная курица Подземное царство

Какие законы волшебной сказки соблюдены в этом произведении?

Сказочный зачин - ЖИЛ-был

Волшебное средство – семечко

Помощник, даритель – Черная курица

Какие отрицательные человеческие качества осуждаются? Безделье Гордыня Предательство

Какие отрицательные человеческие качества осуждаются?

Мудрость Черной курицы в том, что он (Министр) умеет быть благородным и умеет прощать. А это для Алеши оказывается самым сильным и мудрым уроком.

Читайте также: