Конспект урока чередование согласных в корне 3 класс

Обновлено: 07.07.2024

Загрузить презентацию (657 кБ)

  • Формировать представления о чередовании согласных в корне слова.
  • Формировать практический опыт правописания слов с безударной гласной и парной согласной в корне.
  • Развивать умения сопоставлять, делать выводы, рассуждать.
  • Обогащать словарный запас через работу с фразеологизмами, пословицами.
  • Развивать умения размышлять, анализировать, доказывать, обосновывать, делать выводы.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, через работу в парах постоянного и сменного состава.

Оборудование: Карточки для КСО (работа в парах постоянного состава ППС, сменного состава ПСС), слайдовая презентация, проектор, алгоритмы, учебник “Русский язык”.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность ученика
I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Всё лежит у нас в порядке,
Книжки, ручки и тетрадки?
На уроке всё смогу,
Я успешным стать хочу!

готовности к уроку

Каллиграфическая минутка: ок, оч, он, ек, ик

Актуализация

- Чем могут являться в русском языке сочетания букв ок, оч, он, ек, ик?

- Какой раздел русского языка изучает части слова?

- Как называют части слова в словообразовании?

- Какие морфемы мы знаем?

- Какие проблемы могут возникнуть в написании слов? (орфограммы в разных морфемах)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Корень слова, чередование согласных в корне слов. Сложные слова.

к окончанию учебного занятия учащиеся смогут выделять корень в словах с чередующимися согласными;

научить учащихся выделять корень в словах с чередующимися согласными; научить подбирать однокоренные слова с чередованием согласных; выделять корни в сложных словах;

развивать умение находить в тексте однокоренные слова; пополнять словарный запас учащихся; воспитывать интерес к языку, его грамматическим явлениям.

Оборудование:

учебник, карточки с индивидуальными заданиями, цветные карточки для дифференцированной работы, карточки с тестом, алгоритм, толковый словарь.

I.Организационный момент.

Мы сегодня снова будем писать,

Делать выводы и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно включайся в работу, дружок!

- Какими мы должны быть для успешной работы? (ответы детей. )

II.Проверка домашнего задания.

III.Актуализация знаний.

1. Минутка чистописания.

Я упрятан в темноту,

Я не вверх, а вниз расту.

- Что это ? (Корень)

- Какой первый звук в слове? ( к )

- Дайте характеристику. (Глухой, согласный, парный, твёрдый.)

- Запишите соединения Кк ка кр ке кн кы

- Запишите слово КОРЕНЬ.

- О чем пойдет речь на уроке? (О корне)

2. Создание проблемной ситуации.

- Что мы знаем о корне?

(Корень – это общая часть родственных (однокоренных) слов)

-А может ли слово существовать без корня? Почему?

(Нет. В корне лексическое значение слова)

- Разберём слово по составу. Выделим окончание и корень.

(после выделения окончания, вводим алгоритм нахождения корня в словах)

- Как будем действовать, чтобы выделить корень?

Совместно с учащимися оставляем на доске алгоритм нахождения корня в слове (АЛГОРИТМ НА ДОСКЕ)

- Являются ли эти слова однокоренными? Докажите.

- Почему возникло разногласие? Может, это не родственные слова?

- Какие слова называются однокоренными?

- Оставим этот вопрос открытым.И попробуем разобраться…(ПРОБЛЕМА.)

3. Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, с чем сегодня на уроке мы будем разбираться?

(Почему в корне однокоренных слов встречаются разные согласные?)

- Да, именно эту проблему мы будем сегодня изучать.

Тема учебного занятия: Корень слова, чередование согласных звуков в корне слова.

- Как вы думаете,чему на уроке будем учиться?

Ответы детей: Сегодня мы будем учиться писать слова с чередованием в корне, правильно выделять корень в этих словах, повторим орфограммы корня.

IV. Открытие нового знания.

- Я вырос на лесной опушке.

Моё ядро мало для пушки.

Я прячусь в торт и внутрь конфет.

Разбей скорлупки, там ответ.

- Отгадайте. (Орех) (Рисунок на доске)

- Найди в словаре лексическое значение слова орех. Зачитай нам его. (Учащийся работает с толковым словарём)

1 ученик работает у доски.

- Запиши слово ОРЕХ.

- Какие слова называются однокоренными?

- Подбери и запиши к нему однокоренные слова. (Орех, ореховый, орешек).

- Назовите корни в словах.

- На что обратим внимание в корне слова орешек?

- Попробуйте произнести слово орешек не изменяя согласный.

(ОРЕХЕК).

- Удобно ли вам было произнести это слово?

- Так почему заменяется звук в корне слова?(Ответы-предположения учащихся)

- Только что мы наблюдали закон русского языка: в корне однокоренных слов один согласный звук заменяется другим. Такая замена называется чередованием согласных звуков. (На доске формулировка)

- Давайте заглянем в учебник и посмотрим, как чередуются согласные в корне. Откройте учебники на с.76-77

-В какой части корня происходит чередование согласных звуков?

-Прочитайте таблицу на с.76. Какие согласные звуки могут чередоваться?

V. Первичное закрепление и осмысление знаний.

1.Работа у доски.

Выполняем Упр.136 (Записать примеры чередования к-ч, г-ж, выделить корень, подчеркнуть буквы)

2.Работа в парах

Работают над словами (наблюдение за изменениями)

- Прочитайте слова на доске. Запишите их. Выделите корень. Подчеркните последнюю букву в корне.

Снег, снежный, снежинка, Снегурочка.

Друг, дружище, подруга, друзья.

После завершения работы в парах учитель задаёт вопросы:
– Какое слово было родоначальником всех остальных слов в каждом
упражнении? (Снег, друг.)

– Почему изменяются последний звук и последняя буква корня в
некоторых однокоренных словах? (Для удобства произношения.)

Отвели свой взгляд направо

Отвели свой взгляд налево,

Посмотрели все вперед.

Три- в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

Пять-шесть- на место тихо сесть.

Прочитайте текст Упр.139.

- Какое сложное слово придумал автор, чтобы назвать то, что он увидел за окном?

.VI. Применение полученных знаний и умений.

1. Запись сложных слов в тетради.

-Выскажите свое мнение- в данных словах один корень или два? Докажите. Запись на доске слов в алфавитном порядке. ( 1 столбик)

Сам.работа на оценку- второй столбик- 1 вариант, 3 столбик- 2 вариант)

2. Коллективная работа.

Запись пар слов цепочкой на доске- Упр.137

- Прочитай задание учебника. Выполняем коллективно. К доске по одному ученику с комментарием.

3.Самостоятельная работа.

- Наша задача: научиться выделять корень в словах с чередующимися согласными. (Проговариваем алгоритм. Собираем его на доске.)

- Попробуйте выполнить следующее задание самостоятельно.

Спишите слова с доски. Выделите в них корень. Подчеркните чередующиеся согласные.

Берег, бережок, береговой.

Дорога, дорожка, дорожный.

Смешинка, смешить, смех.

- Те, кто справился могут проверить себя. Самопроверка по образцу ( Один ученик работает у доски)

4. Дифференцированные задания.

- Те, кто справился с предыдущим заданием без ошибок, выполняют задания на зеленых карточках.

- Те, кто допустили 1-2 ошибки – на жёлтых карточках.

- У кого более 2 ошибок, выполняют задания на красных карточках.

5. Самопроверка. Самоанализ.

- Сейчас вы сможете себя проверить(на доске листы с ответами)

Уточнение сделанных ошибок по группам.

Разбор ошибок в каждой группе.

-Итак, ребята, какие выводы мы можем сделать в конце урока? Продолжите стихотворение…

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ф.И.О. педагога: Пушкарева Татьяна Валерьевна

Предмет: русский язык

Класс/курс: 3 класс

Оборудование: интерактивная доска Smart Board , раздаточный материал

Краткая аннотация к работе: урок открытия новых знаний. Сценарий урока состоит из конспекта урока, презентации в программе SmartNotebook . Конспект урока открытия нового знания разработан в технологии деятельностного метода.

1. Мотивация к учебной деятельности.

-Ребята, на доске вы видите пословицу. Восстановите порядок слов, и тогда вы сможете прочесть её.

-Какую пословицу вы получили? (Под лежачий камень вода не течет) (2 слайд)

-Как вы понимаете её смысл?

-Какое отношение данная пословица имеет к нашему уроку? (Мы должны предпринимать определенные действия, чтобы получить знания.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

1) Актуализация представлений об однокоренных словах.

-Среди группы слов найдите однокоренные слова слову свет . Выделите корень.

Светлый, светлячок, осветить, с ветки, светильник, рассвет, лампа. (3 слайд)

– Итак, ребята, что же вы сейчас повторили? (Понятие однокоренных слов, умение выделять корень в словах)

Какие слова выписали? Почему? Не выписали? Почему? (Имеют общее смысловое значение, написание корня совпадает.)

-Для определения основного вопроса сегодняшнего урока откройте учебник на стр. 41 и в паре выполните № 39.

Проверка по вопросам и заданию.

Пробегаю по классу, смотрю выделенные корни. Во время проверки выношу корни на доску: СВЕ и СВЕТ, СВЕЩ, СВЕЧ. (4 слайд)

-Какой у вас возник вопрос? (Кто прав? Почему в корнях однокоренных слов написаны разные буквы?) (4 слайд, кликнуть в верхней части слайда)

- Что надо сделать дальше?

3. Выявление места и причины затруднения.

-Какое задание выполняли? (Находили и сравнивали корни слов)

В чем возникло затруднение? (В выделении корня)

(Если не отвечают, спрашиваю: Когда лексическое значение определяли было затруднение? А когда выделяли корень?)

- Чем это задание отличается от тех, которые выполняли раньше? Почему возникло затруднение? (Раньше все БУКВЫ в корнях были одинаковые)

- У вас возникло затруднение на этапе выделения корня, так как на конце корня разные буквы согласных.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Значит, чему вы должны научиться? Поставьте перед собой цель урока. (Мы должны научиться находить корни в однокоренных словах.)

-Но мы это уже умеем. Закончите фразу: в которых … (…есть разные буквы в корне)

- Давайте составим план поиска ответа на этот вопрос. (5 слайд)

Алгоритм работы:

Прочитать группу слов.

Доказать, что слова сходны по смыслу.

Найти корень.

Сравнить написание корней.

Сделать вывод.

5 . Реализация построенного проекта.

Открывать новые знания вы будете в группах. Но сначала давайте вспомним основные правила работы в группе. (Один говорит, а остальные молчат и его внимательно слушают. Каждый должен высказаться.)

-На работу в группах отводится 5 минут. Стр. 41 № 40 (6 слайд)

Спрашиваю 1 представителя от 1 любой группы.

- Представьте свои результаты: однокоренные ли это слова? Почему?

-Почему заменяется последний звук и последняя буква корня в некоторых однокоренных словах?

-Какое слово было родоначальником всех остальных? Допишите его.

-Какой звук был исходным, основным? Каким он заменился?

-К какому выводу вы пришли? (В однокоренных словах может один согласный звук заменяться другим звуком для удобства произношения.)

Спрашиваю, у других, есть ли отличия.

Дополнительные вопросы, если не отвечают:

-Что вы наблюдали в корнях слов? (Звуки заменяются/чередуются.)

-Кто-нибудь знает, как в русском языке называется такое явление замены одного согласного на другой? (Чередование согласных звуков.)

- Где проверить, верно, ли вы сделали вывод? (В учебнике посмотреть)

-Откройте учебник на стр.42 .Прочитайте правило и проверьте, верно ли ваше рассуждение?

-Для чего нам необходимо знать это правило? (Находить корни с чередующимися согласными. Образовывать новые однокоренные слова.)

-Вернёмся к месту, где возникло затруднение (Слайд со словами СВЕТ…)

-Теперь вы можете ответить, какое явление мы наблюдаем в этих корнях? (чередование согласных)

-Какой же корень в этих словах? (свет)

-Если были ошибки – выделите правильно корень в словах.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Фронтальная работа комментированное письмо по цепочке

Стр. 42 № 42 (1-2 строчки)

7 . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Дальше продолжите сами. Стр. 42 № 42 (3-4 строчки)

- Проверьте свою работу по эталону для самопроверки. (7 слайд)

-Я проговариваю алгоритм, а вы проверяйте, правильно ли выполнили задание по каждому этапу. Если в каком-то этапе возникло затруднение, напишите эту цифру на полях.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Стр. 43 № 43 (устно или письменно, как позволит время)

- Добавьте к моим словам однокоренные с чередованием в корне:

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- О каком новом явлении русского языка мы узнали на уроке?

-Что такое чередование?

- Для чего нам необходимо это знание? (Чтобы правильно выделять корни, в которых происходит замена согласных)

-Какую цель мы ставили перед собой сегодня? Достигли вы цели?

- Оцените свою деятельность на уроке, используя бабочку успеха.

1 уровень ( я на земле ): вы поняли тему, но не справились с самостоятельной работой

2 уровень ( взлетаю ): вы поняли тему, но не запомнили алгоритм, допустили ошибку в самостоятельной работе;

3 уровень ( Ура! Я лечу!): вы поняли тему, запомнили алгоритм, но допустили ошибку в самостоятельной работе;

4 уровень (я на вершине ): вы поняли тему, запомнили эталон, не допустили ошибок в самостоятельной работе.

Тема урока: Чередование звуков в корнях слов.
Цель урока:
• формирование представлений о чередовании звуков в корне слова, умений подбирать однокоренные слова, учитывая их смысловое родство, конструировать текст по рисунку и опорным словам.
• развивать умения контролировать собственную учебную деятельность, связную речь, навыки грамотного каллиграфического письма.
• воспитывать ценностное отношение к результатам своей работы, усидчивость и аккуратность, интерес к изучению предмета.
Тип урока: урок усвоения знаний, умений, навыков.
Оборудование: Ёлочка, игрушки, таблица, раздаточный материал, проектор. компьютер

Посмотрите, какая голубая наша ёлочка. А это значит, что работали вы все очень хорошо, и лучшим учеником на этом уроке является весь дружный 3-А класс. Спасибо вам за работу! Вы все молодцы! Подарите наших волшебных зайчиков гостям вместе с пожеланиями. (слайд 28)

Читайте также: