Конспект урока чередование согласных в корне 3 класс
Обновлено: 07.07.2024
Загрузить презентацию (657 кБ)
- Формировать представления о чередовании согласных в корне слова.
- Формировать практический опыт правописания слов с безударной гласной и парной согласной в корне.
- Развивать умения сопоставлять, делать выводы, рассуждать.
- Обогащать словарный запас через работу с фразеологизмами, пословицами.
- Развивать умения размышлять, анализировать, доказывать, обосновывать, делать выводы.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, через работу в парах постоянного и сменного состава.
Оборудование: Карточки для КСО (работа в парах постоянного состава ППС, сменного состава ПСС), слайдовая презентация, проектор, алгоритмы, учебник “Русский язык”.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. | Организационный момент. |
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Всё лежит у нас в порядке,
Книжки, ручки и тетрадки?
На уроке всё смогу,
Я успешным стать хочу!
готовности к уроку
Каллиграфическая минутка: ок, оч, он, ек, ик
Актуализация
- Чем могут являться в русском языке сочетания букв ок, оч, он, ек, ик?
- Какой раздел русского языка изучает части слова?
- Как называют части слова в словообразовании?
- Какие морфемы мы знаем?
- Какие проблемы могут возникнуть в написании слов? (орфограммы в разных морфемах)
Тема урока: Корень слова, чередование согласных в корне слов. Сложные слова.
к окончанию учебного занятия учащиеся смогут выделять корень в словах с чередующимися согласными;
научить учащихся выделять корень в словах с чередующимися согласными; научить подбирать однокоренные слова с чередованием согласных; выделять корни в сложных словах;
развивать умение находить в тексте однокоренные слова; пополнять словарный запас учащихся; воспитывать интерес к языку, его грамматическим явлениям.
Оборудование:
учебник, карточки с индивидуальными заданиями, цветные карточки для дифференцированной работы, карточки с тестом, алгоритм, толковый словарь.
I.Организационный момент.
Мы сегодня снова будем писать,
Делать выводы и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!
- Какими мы должны быть для успешной работы? (ответы детей. )
II.Проверка домашнего задания.
III.Актуализация знаний.
1. Минутка чистописания.
Я упрятан в темноту,
Я не вверх, а вниз расту.
- Что это ? (Корень)
- Какой первый звук в слове? ( к )
- Дайте характеристику. (Глухой, согласный, парный, твёрдый.)
- Запишите соединения Кк ка кр ке кн кы
- Запишите слово КОРЕНЬ.
- О чем пойдет речь на уроке? (О корне)
2. Создание проблемной ситуации.
- Что мы знаем о корне?
(Корень – это общая часть родственных (однокоренных) слов)
-А может ли слово существовать без корня? Почему?
(Нет. В корне лексическое значение слова)
- Разберём слово по составу. Выделим окончание и корень.
(после выделения окончания, вводим алгоритм нахождения корня в словах)
- Как будем действовать, чтобы выделить корень?
Совместно с учащимися оставляем на доске алгоритм нахождения корня в слове (АЛГОРИТМ НА ДОСКЕ)
- Являются ли эти слова однокоренными? Докажите.
- Почему возникло разногласие? Может, это не родственные слова?
- Какие слова называются однокоренными?
- Оставим этот вопрос открытым.И попробуем разобраться…(ПРОБЛЕМА.)
3. Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, с чем сегодня на уроке мы будем разбираться?
(Почему в корне однокоренных слов встречаются разные согласные?)
- Да, именно эту проблему мы будем сегодня изучать.
Тема учебного занятия: Корень слова, чередование согласных звуков в корне слова.
- Как вы думаете,чему на уроке будем учиться?
Ответы детей: Сегодня мы будем учиться писать слова с чередованием в корне, правильно выделять корень в этих словах, повторим орфограммы корня.
IV. Открытие нового знания.
- Я вырос на лесной опушке.
Моё ядро мало для пушки.
Я прячусь в торт и внутрь конфет.
Разбей скорлупки, там ответ.
- Отгадайте. (Орех) (Рисунок на доске)
- Найди в словаре лексическое значение слова орех. Зачитай нам его. (Учащийся работает с толковым словарём)
1 ученик работает у доски.
- Запиши слово ОРЕХ.
- Какие слова называются однокоренными?
- Подбери и запиши к нему однокоренные слова. (Орех, ореховый, орешек).
- Назовите корни в словах.
- На что обратим внимание в корне слова орешек?
- Попробуйте произнести слово орешек не изменяя согласный.
(ОРЕХЕК).
- Удобно ли вам было произнести это слово?
- Так почему заменяется звук в корне слова?(Ответы-предположения учащихся)
- Только что мы наблюдали закон русского языка: в корне однокоренных слов один согласный звук заменяется другим. Такая замена называется чередованием согласных звуков. (На доске формулировка)
- Давайте заглянем в учебник и посмотрим, как чередуются согласные в корне. Откройте учебники на с.76-77
-В какой части корня происходит чередование согласных звуков?
-Прочитайте таблицу на с.76. Какие согласные звуки могут чередоваться?
V. Первичное закрепление и осмысление знаний.
1.Работа у доски.
Выполняем Упр.136 (Записать примеры чередования к-ч, г-ж, выделить корень, подчеркнуть буквы)
2.Работа в парах
Работают над словами (наблюдение за изменениями)
- Прочитайте слова на доске. Запишите их. Выделите корень. Подчеркните последнюю букву в корне.
Снег, снежный, снежинка, Снегурочка.
Друг, дружище, подруга, друзья.
После завершения работы в парах учитель задаёт вопросы:
– Какое слово было родоначальником всех остальных слов в каждом
упражнении? (Снег, друг.)
– Почему изменяются последний звук и последняя буква корня в
некоторых однокоренных словах? (Для удобства произношения.)
Отвели свой взгляд направо
Отвели свой взгляд налево,
Посмотрели все вперед.
Три- в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
Пять-шесть- на место тихо сесть.
Прочитайте текст Упр.139.
- Какое сложное слово придумал автор, чтобы назвать то, что он увидел за окном?
.VI. Применение полученных знаний и умений.
1. Запись сложных слов в тетради.
-Выскажите свое мнение- в данных словах один корень или два? Докажите. Запись на доске слов в алфавитном порядке. ( 1 столбик)
Сам.работа на оценку- второй столбик- 1 вариант, 3 столбик- 2 вариант)
2. Коллективная работа.
Запись пар слов цепочкой на доске- Упр.137
- Прочитай задание учебника. Выполняем коллективно. К доске по одному ученику с комментарием.
3.Самостоятельная работа.
- Наша задача: научиться выделять корень в словах с чередующимися согласными. (Проговариваем алгоритм. Собираем его на доске.)
- Попробуйте выполнить следующее задание самостоятельно.
Спишите слова с доски. Выделите в них корень. Подчеркните чередующиеся согласные.
Берег, бережок, береговой.
Дорога, дорожка, дорожный.
Смешинка, смешить, смех.
- Те, кто справился могут проверить себя. Самопроверка по образцу ( Один ученик работает у доски)
4. Дифференцированные задания.
- Те, кто справился с предыдущим заданием без ошибок, выполняют задания на зеленых карточках.
- Те, кто допустили 1-2 ошибки – на жёлтых карточках.
- У кого более 2 ошибок, выполняют задания на красных карточках.
5. Самопроверка. Самоанализ.
- Сейчас вы сможете себя проверить(на доске листы с ответами)
Уточнение сделанных ошибок по группам.
Разбор ошибок в каждой группе.
-Итак, ребята, какие выводы мы можем сделать в конце урока? Продолжите стихотворение…
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Ф.И.О. педагога: Пушкарева Татьяна Валерьевна
Предмет: русский язык
Класс/курс: 3 класс
Оборудование: интерактивная доска Smart Board , раздаточный материал
Краткая аннотация к работе: урок открытия новых знаний. Сценарий урока состоит из конспекта урока, презентации в программе SmartNotebook . Конспект урока открытия нового знания разработан в технологии деятельностного метода.
1. Мотивация к учебной деятельности.
-Ребята, на доске вы видите пословицу. Восстановите порядок слов, и тогда вы сможете прочесть её.
-Какую пословицу вы получили? (Под лежачий камень вода не течет) (2 слайд)
-Как вы понимаете её смысл?
-Какое отношение данная пословица имеет к нашему уроку? (Мы должны предпринимать определенные действия, чтобы получить знания.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
1) Актуализация представлений об однокоренных словах.
-Среди группы слов найдите однокоренные слова слову свет . Выделите корень.
Светлый, светлячок, осветить, с ветки, светильник, рассвет, лампа. (3 слайд)
– Итак, ребята, что же вы сейчас повторили? (Понятие однокоренных слов, умение выделять корень в словах)
Какие слова выписали? Почему? Не выписали? Почему? (Имеют общее смысловое значение, написание корня совпадает.)
-Для определения основного вопроса сегодняшнего урока откройте учебник на стр. 41 и в паре выполните № 39.
Проверка по вопросам и заданию.
Пробегаю по классу, смотрю выделенные корни. Во время проверки выношу корни на доску: СВЕ и СВЕТ, СВЕЩ, СВЕЧ. (4 слайд)
-Какой у вас возник вопрос? (Кто прав? Почему в корнях однокоренных слов написаны разные буквы?) (4 слайд, кликнуть в верхней части слайда)
- Что надо сделать дальше?
3. Выявление места и причины затруднения.
-Какое задание выполняли? (Находили и сравнивали корни слов)
В чем возникло затруднение? (В выделении корня)
(Если не отвечают, спрашиваю: Когда лексическое значение определяли было затруднение? А когда выделяли корень?)
- Чем это задание отличается от тех, которые выполняли раньше? Почему возникло затруднение? (Раньше все БУКВЫ в корнях были одинаковые)
- У вас возникло затруднение на этапе выделения корня, так как на конце корня разные буквы согласных.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Значит, чему вы должны научиться? Поставьте перед собой цель урока. (Мы должны научиться находить корни в однокоренных словах.)
-Но мы это уже умеем. Закончите фразу: в которых … (…есть разные буквы в корне)
- Давайте составим план поиска ответа на этот вопрос. (5 слайд)
Алгоритм работы:
Прочитать группу слов.
Доказать, что слова сходны по смыслу.
Найти корень.
Сравнить написание корней.
Сделать вывод.
5 . Реализация построенного проекта.
Открывать новые знания вы будете в группах. Но сначала давайте вспомним основные правила работы в группе. (Один говорит, а остальные молчат и его внимательно слушают. Каждый должен высказаться.)
-На работу в группах отводится 5 минут. Стр. 41 № 40 (6 слайд)
Спрашиваю 1 представителя от 1 любой группы.
- Представьте свои результаты: однокоренные ли это слова? Почему?
-Почему заменяется последний звук и последняя буква корня в некоторых однокоренных словах?
-Какое слово было родоначальником всех остальных? Допишите его.
-Какой звук был исходным, основным? Каким он заменился?
-К какому выводу вы пришли? (В однокоренных словах может один согласный звук заменяться другим звуком для удобства произношения.)
Спрашиваю, у других, есть ли отличия.
Дополнительные вопросы, если не отвечают:
-Что вы наблюдали в корнях слов? (Звуки заменяются/чередуются.)
-Кто-нибудь знает, как в русском языке называется такое явление замены одного согласного на другой? (Чередование согласных звуков.)
- Где проверить, верно, ли вы сделали вывод? (В учебнике посмотреть)
-Откройте учебник на стр.42 .Прочитайте правило и проверьте, верно ли ваше рассуждение?
-Для чего нам необходимо знать это правило? (Находить корни с чередующимися согласными. Образовывать новые однокоренные слова.)
-Вернёмся к месту, где возникло затруднение (Слайд со словами СВЕТ…)
-Теперь вы можете ответить, какое явление мы наблюдаем в этих корнях? (чередование согласных)
-Какой же корень в этих словах? (свет)
-Если были ошибки – выделите правильно корень в словах.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Фронтальная работа комментированное письмо по цепочке
Стр. 42 № 42 (1-2 строчки)
7 . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-Дальше продолжите сами. Стр. 42 № 42 (3-4 строчки)
- Проверьте свою работу по эталону для самопроверки. (7 слайд)
-Я проговариваю алгоритм, а вы проверяйте, правильно ли выполнили задание по каждому этапу. Если в каком-то этапе возникло затруднение, напишите эту цифру на полях.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Стр. 43 № 43 (устно или письменно, как позволит время)
- Добавьте к моим словам однокоренные с чередованием в корне:
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- О каком новом явлении русского языка мы узнали на уроке?
-Что такое чередование?
- Для чего нам необходимо это знание? (Чтобы правильно выделять корни, в которых происходит замена согласных)
-Какую цель мы ставили перед собой сегодня? Достигли вы цели?
- Оцените свою деятельность на уроке, используя бабочку успеха.
1 уровень ( я на земле ): вы поняли тему, но не справились с самостоятельной работой
2 уровень ( взлетаю ): вы поняли тему, но не запомнили алгоритм, допустили ошибку в самостоятельной работе;
3 уровень ( Ура! Я лечу!): вы поняли тему, запомнили алгоритм, но допустили ошибку в самостоятельной работе;
4 уровень (я на вершине ): вы поняли тему, запомнили эталон, не допустили ошибок в самостоятельной работе.
Тема урока: Чередование звуков в корнях слов.
Цель урока:
• формирование представлений о чередовании звуков в корне слова, умений подбирать однокоренные слова, учитывая их смысловое родство, конструировать текст по рисунку и опорным словам.
• развивать умения контролировать собственную учебную деятельность, связную речь, навыки грамотного каллиграфического письма.
• воспитывать ценностное отношение к результатам своей работы, усидчивость и аккуратность, интерес к изучению предмета.
Тип урока: урок усвоения знаний, умений, навыков.
Оборудование: Ёлочка, игрушки, таблица, раздаточный материал, проектор. компьютер
Посмотрите, какая голубая наша ёлочка. А это значит, что работали вы все очень хорошо, и лучшим учеником на этом уроке является весь дружный 3-А класс. Спасибо вам за работу! Вы все молодцы! Подарите наших волшебных зайчиков гостям вместе с пожеланиями. (слайд 28)
Читайте также: