Конспект урока части речи 10 класс

Обновлено: 22.07.2024

- способствовать воспитанию гражданских чувств, культуры умственного труда, коммуникативного общения учащихся на уроке.

Оборудование: мультимедиа проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, презентация к уроку.

Тип урока : обобщение и систематизация знаний.

I. Вводная часть

II. Основная часть

III. Заключительная часть

I. Вводная часть

1. Организационный момент

2. Мотивация и целеполагание

II. Основная часть

3. Проверь себя. (Задание № 4 ЕГЭ, повторение раздела орфоэпия)

Задание: Правильно расставить ударение в словах.

4. Ответы на вопросы по материалу, изученному в 5-8 классах.

- А теперь, помогите частям речи правильно встать в колонну.

Необходимо распределить слова по группам самостоятельные части речи, служебные и междометия.

Человек, любимый, от, ты, птица, к, добрый, пять, до, я, смелый, а, ой, улыбаться, семеро, но, дружно, три, и, его, бежать, да, весело, эх, они, думать, не, сегодня, вчера, ни,мне, У!

(Учащиеся записывают слова, в скобках указывают часть речи).

- Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? Назовите ваши предположения, версии. (Предположения, версии обучающихся).

- Попробуйте составить предложение из данных слов: в, и, от, про, с, а, к, по, за, но, из, о, когда.

- Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи?

Вывод: из служебных частей речи нельзя составить предложение. Они употребляются только с самостоятельными частями речи.

- Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи? А к служебным?

- Являются членами предложения самостоятельные? А служебные?

- Можно определить лексическое значение у самостоятельных? А у служебных?

- Теперь посмотрим на таблицу и проверим, правильно ли мы ответили на вопросы.

По каким признакам различаются

глагол (причастие, деепричастие)

  1. Являются самостоятельными названиями предметов, действий, признаков или указывают на них;
  2. Могут быть членами предложений.
  1. Служат для части между словами или частями предложения, вносят в них дополнительные оттенки;
  2. Не бывают членами предложения.

5.Практическая работа. Работа в группах.

1) Работа с текстом.

Практическая работа. Работа в группах.

Работа с текстом.

Сегодня мы будем работать с небольшим рассказом Антона Павловича Чехова, который называется

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная… За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом…По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю… Давно пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… Хотите знать её имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилию, Лелю, Нелли… Её зовут – лень. (А.П. Чехов)

(Карточки с текстом выдаются по одному на парту)

Работа в группах:

Выписать из текста предлоги, распределить их в две колонки: производные и непроизводные. (Подготовка к выполнению задания 8 ЕГЭ)

Выписать из текста союзы, распределить их по группам: сочинительные и подчинительные. (Подготовка к выполнению задания 20 ЕГЭ)

2) Запишите предложения, расставляя знаки препинания, выполните синтаксический разбор.

Коль дать ей вздумаешь поблажку освобождая от работ она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет. (Н. Заболоцкий)

Пока свободою горим пока сердца для чести живы мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы! (А. С. Пушкин)

Хочу чтоб труд мой вдохновенный когда-нибудь увидел свет. (М. Ю. Лермонтов)

(Подготовка к выполнению задания 17 ЕГЭ)

6. Самостоятельная работа

Запишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Обозначьте предлоги.

Выполнять (в) течени.. года; сделать (в) течени.. часа; увидеть (в) продолжени.. фильма; задержаться (в) следстви.. дождя; прочитать (в) следстви.. по уголовному делу; запретить (в) следстви.. эпидемии; отвергнуть (в) следстви.. ошибки; не видел (в) течени.. дня; (в) следстви.. непогоды; (в) течени.. нескольких часов.

(После выполнения задания тетради сдаются)

III. Заключительная часть

7.Подведение итогов урока (рефлексия)

1) Что было важным для вас сегодня на уроке?

2) Выскажите свои мысли по уроку (понравился / не понравился. Почему?)

3) Что осталось непонятным, вызвало трудности.

8.Оценивание. (Выставляются в журнал две оценки: за предыдущее задание на самоподготовку и самостоятельную работу на уроке после проверки тетрадей)

9. Домашнее задание.

Морфологический разбор слов из предложения: Её 3 зовут 3 – лень 3 .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила.


Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно.


Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"

Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з.


Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок.


"Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи"

Урок русского языка в 7 классе.

Переход знаменательных частей речи в служебные части речи

Исследование особенностей перехода частей речи.


Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русский язык, 10 класс, №26 __________________________

Цель урока: систематизировать знания обучающихся о грамматических признаках разных частей речи

Задачи урока:

· актуализировать знания учащихся по самостоятельным и служебным частям речи;

· учить определять грамматические признаки самостоятельных и служебных частей речи; определять синтаксическую роль разных частей речи;

· развивать навыки определения грамматических признаков разных частей речи;

· воспитывать в детях лучшие человеческие качества

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

– Какие разделы науки о языке изучают слово?

– На какие группы делятся все части речи?

– Какие части речи относятся к самостоятельным?

– Какие части речи относятся к служебным?

3. Основная часть

3.1. Орфоэпическая разминка

Учитель: расставьте ударение и ответьте на вопросы:

- Какой раздел науки о языке изучает правильное произношение слов? (Орфоэпия)

- Что необходимо делать для того, чтобы усвоить акцентологические нормы?

(Заучивать произношение слов.)

Поняла, звонит, квартал, торты, оксюморон, синекдоха, договор, баловать, газопровод, одновременно.

3.2. Актуализация знаний по лексике и синтаксису

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/656560/img1.jpg

Учитель: Найдите в толковом словаре лексическое значение слова тепло. Определите синтаксическую роль слова тепло в предложениях, записанных на доске. Чем оно выражено? Что обозначают слова категории состояния?

3.3. Актуализация знаний по синтаксису и пунктуации

Учитель: – Выполните полный синтаксический разбор. Расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

Учитель: Какую проблему можно выделить, опираясь на это предложение?
(Необходимо ли каждому из нас воспитывать в себе «дружелюбное чувство ко всему живому?)

4. Подведение итогов урока

– Понятия какого раздела науки о языке мы с вами повторяли?

– На какие группы делятся все части речи?

– Какие части речи относятся к самостоятельным?

– Какие части речи относятся к служебным?

– Какие задания нашего урока дались вам легко, а какие нет?
– Какие задания вам понравились?

5. Домашнее задание

Напишите сочинение по проблеме, которая содержится в разобранном предложении, используя как можно больше причастий и слов категории состояния

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: систематизировать и обобщить сведения о самостоятельных и служебных частях речи; совершенствовать умения распознавать части речи и определять их грамматические признаки.

2. Мотивация и целеполагание

- А теперь, помогите частям речи правильно встать в колонну.

2) Помогите словам правильно встать в колонну

Человек, любимый, ты, птица, добрый, пять, я, смелый, улыбаться, семеро, дружно, три, его, бежать, весело, они, думать, сегодня, вчера, мне, от, к, до, а, но, и, да, не, ни, Ой! Эх! У!

Учащиеся записывают слова, в скобках указывают часть речи

- Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? Назовите ваши предположения, версии. (Предположения, версии обучающихся).

- Попробуйте составить предложение из данных слов: в, и, от, про, с, а, к, по, за, но, из, о, когда.

- Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи?

Вывод: из служебных частей речи нельзя составить предложение. Они употребляются только с самостоятельными частями речи.

- Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи? А к служебным?

- Являются членами предложения самостоятельные? А служебные?

- Можно определить лексическое значение у самостоятельных? А у служебных?

- Теперь посмотрим на таблицу и проверим, правильно ли мы ответили на вопросы.

По каким признакам различаются

Самостоятельные:

глагол (причастие, деепричастие)

Являются самостоятельными названиями предметов, действий, признаков или указывают на них;

Могут быть членами предложений.

Служат для части между словами или частями предложения, вносят в них дополнительные оттенки;

Не бывают членами предложения.

Выражает различные чувства и побуждения;

Не бывают членом предложения

3.Практическая работа. Работа в группах.

1.Работа с текстом.

Практическая работа. Работа в группах.

Работа с текстом.

Сегодня мы будем работать с небольшим рассказом Антона Павловича Чехова, который называется

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная… За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом…По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом

номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю… Давно пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… Хотите знать её имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилию, Лелю, Нелли… Её зовут – лень. (А.Чехов)

1) Выразительно прочитать текст. Определить тему текста, о чем этот текст.

2) Выписать из текста предлоги, распределить их в две колонки: производные и непроизводные.

1) Найти в тексте существительное, которое употребляется только во множественном числе.

2) Выписать из текста союзы, распределить их по группам.

1) Найти в тексте возвратное местоимение.

2) Выписать из текста частицы, распределить их по разрядам.

Какой пословицей можно выразить основную мысль данного текста?

Труд человека кормит, а лень портит.

2.Запишите предложения, расставляя знаки препинания, выполните синтаксический разбор.

Коль дать ей вздумаешь поблажку освобождая от работ она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет. (Н. Заболоцкий)

Пока свободою горим пока сердца для чести живы мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы! (А. С. Пушкин)

Хочу чтоб труд мой вдохновенный когда-нибудь увидел свет. (М. Ю. Лермонтов

1 группа

Запишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Обозначьте предлоги.

Выполнять (в) течени.. года; сделать (в) течени.. часа; увидеть (в) продолжени.. фильма; задержаться (в) следстви.. дождя; прочитать (в) следстви.. по уголовному делу; запретить (в) следстви.. эпидемии; отвергнуть (в) следстви.. ошибки; не видел (в) течени.. дня; (в) следстви.. непогоды; (в) течени.. нескольких часов.

2 группа

Запишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы И или Е.

Упрямого (н…)чем не убедишь.

Кто (н..)(в)(чем) не виноват, того и обвинять не в чем.

(Н…)(с) (кого) спрашивать, когда сам виноват.

Худого человека (н…)чем не уважишь.

Пустые речи и слушать (н…)чего.

Худо тому, кто не делает добра (н…)кому.

3 группа

Вставьте разделительные союзы.

1. . солнце светит, . идет дождь. 2. . ты сам признаешься, . кто-то укажет на твою ошибку. 3. . он ничего не слышал об этой истории, . она стерлась в его памяти. 4. . мальчика влекло море, . он мечтал стать летчиком.

3. Списать текст, расставляя знаки препинания. Разобрать как части речи выделенные слова. Дополнительное задание: указать, какой части речи нет в тексте.

Тучи скл..нявшиеся на г..ризонте стали выше подыматься сгущались и разл..вались всё шире и шире по небосклону. Время от времени пробегал порыв ветра. Он вырывался казалось из жерла ра..калённой печки (на)конец ветер поднялся с такой силой что трудно стало двигаться (в)перёд. В какие(нибудь) десять минут окрес..ность изменилась совершенно леса приняли сумр..чный цвет и зашумели (в)далеке как раз..ярённое море макушки деревьев рвались словно в страхе каком(то) и силились как(будто) убежать от вихрей которые выр..стали вдруг в разных местах и стремительно носились по полям. Уже с утра разд..вались по врем..нам глухие отдалённые раскаты они гремели теперь (без)умолку и пр..ближались вместе с ними надвигалась и туча сделавшаяся теперь зловещего чернильного цвета. Темнота на земле а туча на небе с каждой с..кундой захватывали всё больше и больше пространства слышно было как (по)среди грохота бушевавш..го ветра шумела она комкая нижние слои облаков и сдавливая воздух. На с..кунду вся природа как бы поражённая страхом упала ниц и смолкла. (Д. Григорович).

4.Подведение итогов урока (рефлексия)

1) Что было важным для вас сегодня на уроке?

2) Выскажите свои мысли по уроку (понравился / не понравился. Почему?)

3) Что осталось непонятным, вызвало трудности.

5.Оценивание.

6.Домашнее задание.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: традиционный.

Используемые технологии: интерактивная деятельность (коллективная и индивидуальная работа), здоровьесберегающие технологии.

Цель урока: систематизация знаний о грамматических признаках разных частей речи.

  • Образовательные:
    • актуализировать знания учащихся по самостоятельным и служебным частям речи;
    • учить определять грамматические признаки самостоятельных и служебных частей речи;
    • учить по грамматическим признакам определять часть речи;
    • учить определять синтаксическую роль разных частей речи;
    • учить различать категорию состояния и омонимичные части речи;
    • учить применять на практике знание орфоэпических норм;
    • учить объяснять правила постановки знаков препинания в сложных предложениях;
    • учить формулировать проблему по предложению.
    • развивать навыки определения грамматических признаков разных частей речи;
    • развивать навыки правильного произношения слов;
    • развивать навыки синтаксического разбора сложного предложения.
    • воспитывать толерантные отношения работы в коллективе;
    • воспитывать доброе отношение к людям и всему живому на Земле.

    Оснащение урока:

    I. Организационно-психологический момент

    II. Мотивация и целеполагание

    III. Основная часть

    1. Орфоэпическая разминка

    • Какой раздел науки о языке изучает правильное произношение слов? (Орфоэпия)
    • Что необходимо делать для того, чтобы усвоить акцентологические нормы?

    (Заучивать произношение слов.)

    2. Актуализация знаний морфологических признаков частей речи

    Найдите переходный(ые) глаголы – 1 часть
    – подтверди
    Найдите качественное(ые) прилагательное(ые) – 2 часть
    сложных
    Найдите сложносокращённые слова, определите их род – 4 часть
    – США (мн.ч.), ФБР (ср.р.)
    Найдите причастие, укажите его грамматические признаки и способ образования – 7 часть
    – (по) обсуждавшимся (действит. прич., пр.вр.)
    Найдите относительное(ые) прилагательное(ые) – 6 часть
    – (на) политическую (зрелость)
    Определите часть речи слова чрезвычайно – 9 часть
    – наречие
    Определите часть речи слова между – 9 часть
    – производный предлог
    Найдите краткое причастие – 10 часть
    – отстранён
    Определите часть речи слова что – 10 часть
    – подчинительный союз
    Найдите указательное наречие – 11 часть
    – там

    Релаксация (физкультминутка)

    3. Актуализация знаний по лексике и синтаксису

    Учитель: Найдите в толковом словаре лексическое значение слова тепло. Определите синтаксическую роль слова тепло в предложениях, записанных на доске. Чем оно выражено? Что обозначают слова категории состояния?

    4. Актуализация знаний по синтаксису и пунктуации

    Учитель: – Выполните полный синтаксический разбор. Расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

    Учитель: Какую проблему можно выделить, опираясь на это предложение?
    (Необходимо ли каждому из нас воспитывать в себе «дружелюбное чувство ко всему живому?)

    IV. Подведение итогов урока

    – Какие задания нашего урока дались вам легко, а какие нет?
    – Какие задания вам понравились?


    На этом уроке мы начнём повторение и обобщение всех теоретических сведений о частях речи. Мы поговорим об именных частях речи. И вспомним, какие постоянные и непостоянные признаки у них есть.


    В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

    Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

    Получите невероятные возможности




    · Начнём разговор о самостоятельных частях речи.

    · Рассмотрим основные признаки существительного, прилагательного, числительного.

    · Поговорим о синтаксической роли частей речи.

    Как мы помним, есть две стороны слова. У слова есть лексическое значение. И грамматическое значение. То есть, мы можем рассматривать то, что слово обозначает. А можем рассматривать слово как часть речи. В первом случае мы имеем дело с лексикой. А вот во втором – с морфологией.

    В морфологии слова объединяются по общему значению, по возможностям изменяться и сочетаться с другими словами.

    Так на основании чего же выделяются части речи?

    У всех частей речи есть схожее общее значение. И поэтому они отвечают на схожие вопросы.

    У каждой части речи есть свои грамматические признаки. Они могут быть постоянными и непостоянными.

    Наконец, каждая часть речи выполняет определённую синтаксическую роль. То есть, занимает определённое положение в речи.

    Так какие же части речи мы выделяем? Прежде всего – мы делим все части речи на самостоятельные и служебные.

    Самостоятельные части речи называют предметы, их признаки и действия. А служебные части речи обслуживают самостоятельные и показывают связи между ними.


    Существительное, прилагательное и числительное – это так называемые имена, или именные части речи.

    Глагол в некотором смысле противостоит им по значению.

    Причастие и деепричастие – это особые части речи, потому что у них есть признаки глагола и других частей речи.

    Дальше идёт наречие. И наконец местоимение, которое может замещать собой любую именную часть речи и иногда даже наречие.

    А теперь рассмотрим самостоятельные части речи подробнее.

    Начнём мы с имени существительного. Потому что в речи мы прежде всего называем предмет, о котором говорим.

    И вопросы кто? что? мы ставим в первую очередь.

    У имён существительных есть свои разновидности.

    Есть конкретные существительные – это обозначения предметов, которые можно увидеть, ощутить, посчитать: лес, город, день и так далее.

    Есть абстрактные, или отвлеченные существительные. Они обозначают чувства, признаки, процессы: лень, красота, ум и так далее.

    Есть вещественные существительные, которые обозначают однородную массу чего-либо, некие вещества: вода, мука, краска.

    И есть собирательные: это когда много лиц или предметов рассматривается как единое целое. Например, детвора, молодёжь.

    Ну, а теперь посмотрим на признаки имени существительного – постоянные и непостоянные.


    А что же с ролью в предложении? Существительные часто бывают подлежащими, дополнениями и сказуемыми. Реже – определениями и обстоятельствами.

    Стрекоза – насекомое. Здесь существительные выступают в роли подлежащего и сказуемого.

    Платье в горошек ждёт праздника в шкафу.

    Платье какое? – в горошек, определение.

    Ждёт чего? – праздника, дополнение.

    Ждёт где? – в шкафу, обстоятельство.

    То есть, существительное может оказаться любым членом предложения.

    А теперь посмотрим на имя прилагательное. Оно обозначает признак предмета. И отвечает на два основных вопроса – какой? и чей?

    Прилагательные делятся на три лексико-грамматических разряда.

    Качественные прилагательные обозначают качества, непостоянные признаки: цвет, размер, настроение и так далее: синий, лёгкий, весёлый.

    Относительные прилагательные обозначают постоянные признаки: материал, предназначение: золотой, детский, летний.

    Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность – отцов, Сашин, лисий.


    В предложениях имена прилагательные обычно бывают определениями или сказуемыми.

    На столе стоят прекрасные розы. Здесь прилагательное выступает как определение.

    Прекрасные розы! Прилагательное уже будет сказуемым.

    Эти розы прекрасны. Здесь краткое прилагательное будет сказуемым.

    Теперь посмотрим на третье имя – имя числительное. Оно обозначает количество и порядок предметов. Его основные вопросы – сколько? и который?


    Есть и особая классификация количественных числительных. Они могут обозначать целые числа – восемь, сто шестьдесят. А могут обозначать дробные числа – две пятые, семь сотых. Или быть собирательными – пятеро, семеро.

    Дело в том, что грамматические признаки числительных зависят от разряда по значению.

    Что ещё можно считать постоянными признаками? Числительные по составу бывают простыми, сложными и составными. Все они изменяются по падежам. А вот по числам и родам обычно изменяются порядковые числительные и только несколько количественных.


    Числительное оба имеет форму женского рода обе.

    А числительные полтора и полторы имеют только две формы – ещё полутора и полуторы.

    С функцией числительных в тексте все непросто. Количественные числительные сочетаются с существительными и выполняют ту же функцию. То есть, могут быть любым членом предложения, вместе с существительными.

    А вот порядковые числительные обычно являются определениями.

    Три часа мы ждали друга. Здесь числительное вместе с существительным будет обстоятельством.

    Семеро щенков резвятся во дворе. Числительное входит в состав подлежащего.

    Всё зависело от третьего игрока. Порядковое числительное – определение.

    Итак, мы вспомнили о самостоятельных частях речи. Это существительное, прилагательное, числительное, глагол, причастие, деепричастие, наречие, местоимение.

    И мы поговорили об именах.

    К именным частям речи относятся существительное, прилагательное, числительное. При этом существительное считается главным, а вот прилагательные и числительные согласуются с ним в речи.

    Читайте также: