Конспект урока бунташный век 7 класс

Обновлено: 07.07.2024

Продолжить формирование навыков работы с картой, с документами, умение делать выводы, четко проговаривать свои мысли.

Прививать любовь и интерес к истории своего государства.

Тип урока: комбинированный

Основные даты: 1648 г. – Соляной бунт, 1662 г. – Медный бунт, 1670 -1671 гг. – Крестьянская война С. Разина.

Персоналии: Алексей Михайлович, Степан Разин,

1.Причины и особенности народных выступлений.

4.Восстание Степана Разина.

5. Выступления старообрядцев.

1. Организационный момент.

2. Проверка д/з.

1) Индивидуальный опрос по параграфу 7.

2)Работа по карточкам

3)Работа у доски с терминами и датами. (реформы Никона , церковный собор и суд над Никоном, раскол, Аввакум, протопоп).

3. Изучение нового материала.

В царствование Алексея Михайловича произошло ряд народных выступлений. Это медный (1648 г.) и соляной (1662 г.) бунты, серия городских восстаний 1650–1652 гг. и самое крупное восстание под руководством Степана Разина (1670–1671 гг.).

Современники называли XVII в. «бунташным”. Почему эти восстания происходили. Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим и узнаем причины народных выступлений.

Историю городских восстаний открывает Соляной бунт 1648 г. в Москве. Участие в нем приняли различные слои населения столицы: посадские люди, стрельцы, дворяне, недовольные пробоярской политикой правительства Морозова. (Слайд)

В первые годы царствования Алексея Михайловича особенным влиянием пользовался воспитатель царя Борис Иванович Морозов. Человек властный и умный. Для государственных нужд и для проведения реформ в армии денег не хватало в казне. По его инициативе Указом 7 февраля 1646 года был введён высокий налог на соль. А соль была тем продуктом, от которого отказаться в XVII веке люди не могли. Заготовить еду впрок без соли не представлялось возможным. В 1646-1648 годах цены на соль выросли в 3-4 раза. Народ голодал, в то время как тысячи пудов дешёвой рыбы сгнили на Волге: рыбопромышленники из-за дороговизны соли не могли её заготовить. Все были не довольны. Дорогой соли было продано меньше прежнего, и казна понесла значительные убытки. В конце 1647 года налог отменили, но население должно было сразу погасить налоги за 1646-1647 годы. Шквал поборов обрушился на людей и вызвал повсеместное возмущение, которое перерастало в открытые выступления против властей.

Поводом для выступления послужил разгон стрельцами 1 июня 1648 г. делегации москвичей, пытавшихся подать челобитную царю на произвол приказных чиновников.

Царь Алексей Михайлович с приближёнными возвращался с богомолья с Троице-Сергиево монастыря. Как только он въехал в столицу, его встретила толпа москвичей-челобитчиков. Они с криками окружили карету царя и стали жаловаться на Леонтия Степановича Плещеева – начальника Земского приказа, ведавшего управлением столицы.

Царь ничего не ответил и поехал дальше. Восставшие пытались подать челобитную царице, но стрелецкая охрана разогнала их, арестовав при этом 16 человек, которых отправили в застенки Кремля. Это привело народ в ярость, и в царскую свиту полетели камни. Некоторые бояре получили ранения.

На следующий день повстанцы снова окружили царя, потребовали освободить арестованных и дать отставку Плещееву, прекратить притеснения и взяточничество приказных людей. Царь обещал выслушать народ и во всем разобраться.

Вскоре недовольные перешли от требований и угроз к действиям. На сторону восставших перешли стрельцы и холопы.

Начались погромы дворов влиятельных сановников.Пострадало от 40 до 70 дворов (Морозова, Траханиотова – начальника Пушкарского приказа, Чистого – начальника Посольского приказа, Плещеева – начальника Земского приказа). Был убит думный дьяк Назарий Чистой. В этой сложной ситуации царь вынужден был уступить и выполнить требование народа. На растерзание толпе был отдан начальник Земского приказа Леонтий Плещеев, казнен на глазах народа окольничий П.Т. Траханиотов. Морозов пытался бежать, но его узнали ямщики и чуть не убили. Царю удалось его спасти. Он спрятал его в царских покоях, а потом отправил в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь.

Волнения продолжались и в столице и на местах. Восстание способствовало тому, что господствующий класс на время отложил распри (бояре – дворяне) и занялся выработкой нового свода законов.16 июня собрали Земский собор. Для подготовки Уложения была создана комиссия. В январе 1649 года Уложение было принято.

Работа с документом:

Что получил народ?

К чему это привело?

По Уложению 1649 г., крестьяне окончательно прикреплялись к земле, установлена наследственность крепостного состояния , была отменена исковая давность и урочные лета. Феодалам было предоставлено право распоряжаться имуществом крепостного. Государство и землевладельцы пошли на взаимные уступки, в результате которых проиграли только крестьяне. Помещики обрели безмерную власть над крестьянами. Уложение 1649 г. запрещало свободное перемещение всего податного населения. Этот запрет распространялся и на посадских людей, и на черносошных крестьян.

После этого произошли восстания в других городах: Курске, Козлове, Ельце, Чугуеве, Устюге, Пскове, Новгороде.

Рассказ ученика о восстании 1650 года в Пскове и Новгороде.

Ярким, но скоротечным было ещё одно восстание в Москве под названием Медный бунт 1662 года. (Рассказ ученика.) (Слайд)

Кто же принял участие в Медном бунте? (ответы детей)

Конечно же, посадские люди, стрельцы, рейтары

Итак, восстания в целом закончились безрезультатно.

Положение народа не улучшилось. Как они могли сопротивляться создавшемуся положению. Они бежали на юг.

На окраине России скопилась масса крестьян и бежавших посадских людей.

Что там происходило? (Рассказ ученика.)

К чему это могло привести? (Новое крестьянское восстание.)

Самым крупным народным выступлением было восстание Степана Тимофеевича Разина. Об этом вы прочитаете в учебнике §35, с.240-244, кратко законспектируйте и попытайтесь ответить на следующие вопросы:

— Почему казаки объединялись в ватаги, совершали походы на Волгу и Каспий, грабили торговые суда? (В 1667 г. в связи с окончанием войны с Речью Посполитой на Дон хлынуло огромное количество беглых, что усилило там голод, В поисках выхода из тяжелого положения они разбойничали.)

— Какую территорию охватило восстание? (показ на карте) (Поволжье, Заволжье, многие южные, юго-восточные, центральные уезды, Слободскую Украину, Дон.)

— Кто был главнокомандующим правительственных войск? (князь Ю.А.Долгорукий.)

— Когда пал последний оплот восставших? (27 ноября 1671 г. пала Астрахань.)

— Что стало с предводителем восстания? ( Степана Разина после пыток казнили на Красной площади.)

Восстания не принесли крестьянам облегчения их положения, напротив, помещики продолжали увеличивать повинности в свою пользу. Тем не менее, крестьянская война под предводительством Степана Разина оставила заметный след в истории России.

Закрепление изученного материала.

1. Что было причиной народных выступлений XVII в.?

1) рост феодальных повинностей

2) увеличение числа приказов

3) снижение роли Боярской думы

4) требование монголо-татарских ханов увеличить дань

2. Кто в середине XVII в. выдвигал требование снизить налоги?

4) жители посада

3. Какое соответствие верно?

1) Медный бунт — 1662 г.

2) Соляной бунт — 1667 г.

3) принятие Соборного уложения — 1670 г.

4) восстание Степана Разина — 1648 г.

4. Что стало одним из результатов Соляного бунта?

1) разработка нового свода законов

2) бесплатная раздача соли

3) ликвидация крепостного права

4) смена правящей династии

5. На втором этапе восстания под предводительством

С. Разина в отличие от первого:

1) в выступлении приняло участие казачество

2) военные действия развернулись на Дону

3) главной целью восставших был захват торговых персидских судов

4) основной движущей силой стали крепостные крестьяне Поволжья

6.О событиях какого бунта идет речь в отрывке из документа?

Когда чернь собралась… большинство отправились в Коломенское, где, пока Его Величество пребывал в церкви, они домогались у бояр и придворных обращения к царю. Наконец, когда царь вышел из церкви и сел на коня, они весьма грубо и с громкими воплями настаивали, чтобы он загладил их обиды. Царь и кое-кто из бояр порицали их зато, что пришли в таком беспорядке и количестве, и объявили, что обиды будут заглажены, а посему немедленно будет созван совет — им должно лишь немного потерпеть. Тем временем при первом их появлении был послан приказ двум стрелецким полковникам идти со своими полками как можно скорее в Коломенское, а прочим было велено подавить оставшихся в Москве.

Главными причинами народных выступлений были:

закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей;

усиление налогового гнета;

ограничение казачьей вольности.

5.Задание на дом: § 8

Список литературы:

1.А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История конец16-18 век. Учебник для общеобразовательных организаций. М., Просвещение, 2013 г.

3.Е.А. Гевуркова, В.И. Егорова, Л.И. Ларина История сборник заданий. М., ЭКСМО, 2009 г.

4.Россия. Иллюстрированная энциклопедия. Редактор-составитель к.и.н. Ю. А. Никифоров. М., ОЛМА МЕДИА ГРУПП, 2008 г.

6. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России конец 16-18 век. Рабочая тетрадь. М.,Просвещение,2013 г.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока: формирование представления учащихся об основных причинах и важнейших проявлениях народных движений в XVII веке.

Программное содержание: Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина.

Основные понятия: бунт, восстание.

Имена исторических деятелей: С. Разин.

План изучения нового материала:

Причины народных выступлений.

Соляной и медный бунты.

Восстание под предводительством С.Разина

Тип урока: комбинированный

Форма урока: традиционная

Технология: объяснительно - иллюстративная

Мизансцена урока: традиционная

Основные образовательные результаты. Учащийся по окончанию изучения темы:

- называет основные даты;

- дает определение основным понятиям;

- соотносит даты и события;

- соотносит понятия и определения;

- характеризует роль личности в развитии народных движений (на примере С. Разина);

- называет причины народных выступлений;

- характеризует сложное внутренне положение России в XVII веке;

- называет народных выступлений;

- проявляет ценностное отношение к историческому прошлому.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Ι. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. ( тетрадь, письменные принадлежности, учебник, дневник, атлас)

Подготовка к работе (запись числа в тетрадь, позитивный настрой на урок.)

Пройти по рядам

II. Повторение изученного, проверка домашнего задания.

Нетрадиционная форма опроса – игра

См. презентация сл. 3,4.

10 минут, заполняют бланки.

III . Постановка учебной задачи.

Изучение темы сопровождается мультимедийной презентацией

Запись в тетрадь темы урока.

IV . Изучение нового материала.

Причины народных выступлений.

А) Объяснение учителя.

-закрепощение крестьян и рост их повинностей;

-усиление налогового гнета, ведение непрерывных войн;

-усиление приказной волокиты в гос.аппарате;

-попытки ограничения казачьей вольности;

-церковный раскол и преследование старообрядцев государством.

Б)Выборочное чтение

-Какие слои присоединились к крестьянству? Найдите ответ в учебнике.

2. Соляной бунт

А)Рассказ учителя

Соляной бунт - выступление посадских людей в Москве и др.городах в результате повышения правительством цен на соль. Участие в нём приняли различные слои населения столицы: посадские люди, стрельцы, дворяне, недовольные политикой правительства Морозова Б.И. В 1646г., вместо взимания стрелецких и ямских денег был установлен налог на соль в размере двух гривен с пуда. Правительство надеялось, что население не сможет обойтись без покупки соли. Однако соль не покупали. В декабре1647г., налог на соль был отменён и началось взимание "недоимок" по прежним налогам.

1 июня1648г., когда Алексей Михайлович возвращался с богомолья из Троице-Сергиевой лавры, народ кинулся к нему с челобитной, но стрельцы разогнали толпу. Это событие послужило поводом к выступлению. 2 июня1648 горожане ворвались в Кремль, но вручить царю челобитную не удалось - бояре разорвали челобитную и бросили её в народ. В тот же день недовольные разгромили дома боярина Морозова Б.И., окольничего Траханиотова П.Т., гостя Василия Шорина, думного дьяка Назария Чистого. 4 июня 1648г., на Красной площади был растерзан начальник Земского приказа Леонтий Плещеев. Царю удалось спасти лишь своего "дядьку" Морозова Б.И., срочно отправив его в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь. Участники бунта потребовали экстренного созыва Земского собора. 16 июля 1648г., на Земском соборе было принято решение о необходимости составить новое уложение.

3.Медный бунт.

А)Объяснение учителя.

Причины бунта

В то время в Московском государстве не было собственных золотых и серебряных рудников, и эти материалы ввозились из-за границы. На Денежном дворе из иностранных монет чеканили русскую монету: копейки, деньги и полушки (половина деньги).Затяжная война с Польшей из-за Украины потребовала огромных расходов. С целью нахождения денег на продолжение войны А. Л. Ордин-Нащокин предложил выпускать медные деньги по цене серебряных. Налоги собирались серебром, а жалованье раздавалось медью.

Б)Сюжетное повествование

Восстание под предводительством Степана Разина.

А)Рассказ учителя

Б)Работа по портрету

-Взгляните на портрет С. Разина. Каким вы его себе представляете?

На страницах истории Разин является в 1661 году; в это время он ведёт переговоры с калмыками от лица казачьего Войска донского. К этому времени он был уже атаманом и действовал как один из двух полномочных представителей донского казачества; по-видимому, военный опыт и авторитет его в кругу донцов был к этому времени уже велик. Видными казачьими предводителями были также старший брат Разина Иван и младший — Фрол. В 1662—1663 годах Степан командует казачьими войсками в походах против Крымского ханства и Османской империи.

Около этого времени царский воевода князь Ю. А. Долгоруков во время одного из конфликтов с донскими казаками велел казнить Ивана Разина, старшего брата Степана. Это событие повлияло на дальнейшую деятельность Разина: стремление отомстить Долгорукову и царской администрации соединилось с желанием вольной и благополучной жизни для казаков, находившихся под его началом. Вскоре, по-видимому, Разин решил, что казацкий военно-демократический строй следует распространить на всё Российское государство.

В)Рассказ учителя с опорой на карту.

Отряд Разина вышел на Волгу, грабил и захватывал торговые суда русских и персидских купцов. Восставшие заняли Яицкий городок, затем совершили поход в Персию.

Летом 1669г., Разин обосновался в Кагальницком городке. И к нему стали стекаться тысячи казаков, бедных крестьян, холопов.

Разин, почувствовав свою силу решил идти на Москву, дать всей черни свободу, а дворян побить.

Г)Объяснение учителя с опорой на карту

Весной 1670г начался второй этап выступления. (1670-1671гг.) захватили Царицын, Астрахань сдалась без боя. Основной движущей силой стали крепостные Поволжья. На сторону Разина перешли Самара, Саратов, Пенза и т.д. В выступлении так же участвовало много нерусских народов – мари, чувашей, татар, мордвы. Отовсюду где он был, Разин рассылал прелестные письма, с призывами восстания.

В сентябре 1670г., повстанцы отошли к Симбирску, но взять его не смогли. Карательную экспедицию против Разина возглавил воевода князь Барятинский. Опасаясь расправы зажиточные казаки схватили мятежного атамана и выдали его властям. Степан Разин был четвертован на Красной площади. Но восстание продолжалось и целиком его подавить удалось лишь в ноябре 1671г. Расправы над разинцами были очень жестокими. Всего убили и замучили около 100 тысяч восставших. Но несмотря на поражение Разина в народе помнили, любили и уважали, о нем сложено много песен и легенд.

-Как вы думаете, почему?

Старообрядчество.

А)Рассказ учителя

Церковный раскол привел к массовым религиозным выступлениям в России. Движение старообрядцев объединяло самые разные слои населения. Разнообразными были их формы протеста – массовые самосожжения, самоокапывания, вооруженное сопротивление властям.

Б)Выборочное чтение.

- найдите в учебнике и прочтите какие крупнейшие восстания старообрядцев. Выпишите в тетрадь.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Цель урока: формирование представления учащихся об основных причинах и важнейших проявлениях народных движений в XVII веке.

Программное содержание: Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина.

Основные понятия: бунт, восстание.

Имена исторических деятелей: С. Разин.

Причины народных выступлений.

Соляной и медный бунты.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: традиционная

Технология: объяснительно - иллюстративная

Мизансцена урока: традиционная

Основные образовательные результаты. Учащийся по окончанию изучения темы:

- называет основные даты;

- дает определение основным понятиям;

- соотносит даты и события;

- соотносит понятия и определения;

- характеризует роль личности в развитии народных движений (на примере С. Разина);

- называет причины народных выступлений;

- характеризует сложное внутренне положение России в XVII веке;

- называет народных выступлений;

- проявляет ценностное отношение к историческому прошлому.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Ι. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. ( тетрадь, письменные принадлежности, учебник, дневник, атлас)

Подготовка к работе (запись числа в тетрадь, позитивный настрой на урок.)

Пройти по рядам

II. Повторение изученного, проверка домашнего задания.

Нетрадиционная форма опроса - игра

См. презентация сл. 3,4.

10 минут, заполняют бланки.

III. Постановка учебной задачи.

Изучение темы сопровождается мультимедийной презентацией

Запись в тетрадь темы урока.

А) Объяснение учителя.

-закрепощение крестьян и рост их повинностей;

-усиление налогового гнета, ведение непрерывных войн;

-усиление приказной волокиты в гос.аппарате;

-попытки ограничения казачьей вольности;

-церковный раскол и преследование старообрядцев государством.

Б)Выборочное чтение

-Какие слои присоединились к крестьянству? Найдите ответ в учебнике.

2. Соляной бунт

А)Рассказ учителя

Соляной бунт - выступление посадских людей в Москве и др.городах в результате повышения правительством цен на соль. Участие в нём приняли различные слои населения столицы: посадские люди, стрельцы, дворяне, недовольные политикой правительства Морозова Б.И. В 1646г., вместо взимания стрелецких и ямских денег был установлен налог на соль в размере двух гривен с пуда. Правительство надеялось, что население не сможет обойтись без покупки соли. Однако соль не покупали. В декабре1647г., налог на соль был отменён и началось взимание "недоимок" по прежним налогам.

1 июня1648г., когда Алексей Михайлович возвращался с богомолья из Троице-Сергиевой лавры, народ кинулся к нему с челобитной, но стрельцы разогнали толпу. Это событие послужило поводом к выступлению. 2 июня1648 горожане ворвались в Кремль, но вручить царю челобитную не удалось - бояре разорвали челобитную и бросили её в народ. В тот же день недовольные разгромили дома боярина Морозова Б.И., окольничего Траханиотова П.Т., гостя Василия Шорина, думного дьяка Назария Чистого. 4 июня 1648г., на Красной площади был растерзан начальник Земского приказа Леонтий Плещеев. Царю удалось спасти лишь своего "дядьку" Морозова Б.И., срочно отправив его в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь. Участники бунта потребовали экстренного созыва Земского собора. 16 июля 1648г., на Земском соборе было принято решение о необходимости составить новое уложение.

3.Медный бунт.

А)Объяснение учителя.

Причины бунта

В то время в Московском государстве не было собственных золотых и серебряных рудников, и эти материалы ввозились из-за границы. На Денежном дворе из иностранных монет чеканили русскую монету: копейки, деньги и полушки (половина деньги).Затяжная война с Польшей из-за Украины потребовала огромных расходов. С целью нахождения денег на продолжение войны А. Л. Ордин-Нащокин предложил выпускать медные деньги по цене серебряных. Налоги собирались серебром, а жалованье раздавалось медью.

Б)Сюжетное повествование

А)Рассказ учителя

Б)Работа по портрету

-Взгляните на портрет С. Разина. Каким вы его себе представляете?

На страницах истории Разин является в 1661 году; в это время он ведёт переговоры с калмыками от лица казачьего Войска донского. К этому времени он был уже атаманом и действовал как один из двух полномочных представителей донского казачества; по-видимому, военный опыт и авторитет его в кругу донцов был к этому времени уже велик. Видными казачьими предводителями были также старший брат Разина Иван и младший - Фрол. В 1662-1663 годах Степан командует казачьими войсками в походах против Крымского ханства и Османской империи.

Около этого времени царский воевода князь Ю. А. Долгоруков во время одного из конфликтов с донскими казаками велел казнить Ивана Разина, старшего брата Степана. Это событие повлияло на дальнейшую деятельность Разина: стремление отомстить Долгорукову и царской администрации соединилось с желанием вольной и благополучной жизни для казаков, находившихся под его началом. Вскоре, по-видимому, Разин решил, что казацкий военно-демократический строй следует распространить на всё Российское государство.

В)Рассказ учителя с опорой на карту.

Отряд Разина вышел на Волгу, грабил и захватывал торговые суда русских и персидских купцов. Восставшие заняли Яицкий городок, затем совершили поход в Персию.

Летом 1669г., Разин обосновался в Кагальницком городке. И к нему стали стекаться тысячи казаков, бедных крестьян, холопов.

Разин, почувствовав свою силу решил идти на Москву, дать всей черни свободу, а дворян побить.

Г)Объяснение учителя с опорой на карту

Весной 1670г начался второй этап выступления. (1670-1671гг.) захватили Царицын, Астрахань сдалась без боя. Основной движущей силой стали крепостные Поволжья. На сторону Разина перешли Самара, Саратов, Пенза и т.д. В выступлении так же участвовало много нерусских народов - мари, чувашей, татар, мордвы. Отовсюду где он был, Разин рассылал прелестные письма, с призывами восстания.

В сентябре 1670г., повстанцы отошли к Симбирску, но взять его не смогли. Карательную экспедицию против Разина возглавил воевода князь Барятинский. Опасаясь расправы зажиточные казаки схватили мятежного атамана и выдали его властям. Степан Разин был четвертован на Красной площади. Но восстание продолжалось и целиком его подавить удалось лишь в ноябре 1671г. Расправы над разинцами были очень жестокими. Всего убили и замучили около 100 тысяч восставших. Но несмотря на поражение Разина в народе помнили, любили и уважали, о нем сложено много песен и легенд.

-Как вы думаете, почему?

А)Рассказ учителя

Церковный раскол привел к массовым религиозным выступлениям в России. Движение старообрядцев объединяло самые разные слои населения. Разнообразными были их формы протеста - массовые самосожжения, самоокапывания, вооруженное сопротивление властям.

Б)Выборочное чтение.

- найдите в учебнике и прочтите какие крупнейшие восстания старообрядцев. Выпишите в тетрадь.

Читайте также: