Конспект урока буквосочетания чк чн чт 1 класс школа россии

Обновлено: 07.07.2024

Цели: учить правильно произносить слова с шипящими звуками; создать условия для ознакомления обучающихся с правилом написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт.

Тип урока: открытие нового знания.

Планируемые образовательные результаты
Предметные: научатся: находить в словах сочетания чн, чк, чт, подбирать примеры слов с такими с сочетаниями;

Метапредметные:
познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

коммуникативные – активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

регулятивные – определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Ход урока
I. Мотивация. Включение в учебную деятельность.
-С каким настроением надо присутствовать на уроке, чтобы у тебя всё получилось?
-Поприветствуем друг друга
Привет, сосед,
Улыбнись мне в ответ!
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил!

II. Актуализация и пробное учебное действие.
1) Запишите красиво на первой строке буквы Ч заглавную и ч строчную, чередуя их,
2) На второй строке буквы Щ заглавную и щ строчную, чередуя их.
- Для каких звуков придуманы эти буквы? Охарактеризуйте их (Согласный, глухой непарный, мягкий непарный).
__________________________________________________________________________

- Послушайте стихотворение и запомните слова, в которых встретятся эти звуки.
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

-Назовите эти слова ( тетрадочка, ручка)
-Запишите эти слова на третьей строке. ( На доске пишет учитель)
– Что общего вы заметили при прочтении и написании этих слов? (Сочетание ЧК)

III. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
- Почему мы начали наш урок с этого ? Сформулируйте тему урока.
-Как вы думаете, почему между буквами Ч и К не нужен мягкий знак? (Звук Ч всегда мягкий).
Аналогично комментируется правописание сочетаний ЧН, ЩН.

IV. Реализация построенного проекта.
— Замените одним словом (работаем на доске)
из кирпича — . (кирпичный)
из овощей — . (овощной)
из молока — . (молочный)
(На доске записано предложение.) Спишите предложение.

В кирпичном доме на даче Сонечка ела овощной суп и запивала мо¬лочным коктейлем.
— Найдите в словах орфограмму, о которой говорим сегодня.
— Прокомментируйте написание слов.
— Какие еще можно выделить орфограммы?
— Вспомним еще раз, с какой орфограммой мы работаем се-годня на уроке. (Сочетания ЧК, ЧН, ЩН пишутся без Ь.)

V. Физкультминутка

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
— Назовите следующие слова уменьшительно, ласкательно, применив сочетание ЧК
кисть —. (кисточка)
плитка — . (плиточка)
Лена —. (Леночка)
щука - . (щучка)
цепь —. (цепочка)
Запишите полученные слова.

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Спишите слова, вставьте пропущенную букву. Разделите слова на слоги.

Хи___ный, по___товый, ре___ка, рукави___ка
Устно составьте предложение с каждым из слов
VIII. Включение в систему знаний и повторение. Работа в парах.
Отгадайте загадки и запишите отгадки
В деревянном домике
Проживают гномики
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки. (Спички.)

Висит груша
Нельзя скушать. (Лампочка.)

Построили хлевец
На пятеро овец. (Рукавичка.)

Наклонилась над рекой –
Уговор у них такой
Обменяет ей река
Окунька на червяка. (Удочка.)

На носу сидели,
На мир глядели,
За уши держались. (Очки.)
IX. Рефлексия.Подведение итогов урока.
— С каким настроением вы заканчиваете урок?
— Все ли вам было понятно?
— Понравился ли вам урок?
– Почему надо запомнить написание буквосочетаний чн, чк, чт?
- Пригодятся ли вам в дальнейшем полученные сегодня на уроке знания

Цель: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах сочетания ЧК, КН, ЧТ и подбирать примеры слов с этими сочетаниями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Выборочный диктант

— Запишите только слова с шипящими согласными. Подчеркните буквы, которые обозначают шипящие согласные звуки.

Работа, щётка, шутка, время, чисто, угол, жук.

— Прочитайте слова, которые вы записали.

— Какие согласные звуки называются шипящими?

— Что вы знаете о звуках [Ж], [Ш]? А о звуках [Ч’], [Щ’]?

2. Тест

(Учитель может использовать задания из пособия (см. КИМы, тест 13 на с. 56—59).)

III. Самоопределение к деятельности

Ёлочка и белочка,

Строчный, уличный, ночной,

Точный, шуточный, речной.

Знаем мы наверняка,

Где ЧН, а где ЧК.

В сочетаниях никак

Нам не нужен мягкий знак.

— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЧТ.)

IV. Работа по теме урока

1. Наблюдения над словами с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ

Кто приклеил майским днём

Рукавичку над окном, Я

Поселил в неё жильцов —

Непоседливых птенцов? (Ласточка.)

(Слово ласточка учитель записывает на доске.)

Материал для учителя

Ласточки отличаются элегантностью и отменной способностью к полёту. Питаются они насекомыми, которых ловят на лету. Из европейских видов ласточек наиболее известны два — деревенская ласточка и городская. Часто эти птицы живут бок о бок с человеком.

Деревенская ласточка предпочитает гнездиться внутри зданий. Городская ласточка, напротив, высиживает птенцов в наружных гнёздах. В полёте она сильнее машет крыльями и дольше планирует. В отличие от деревенской ласточки городская кормит не только своих птенцов, но и птенцов в гнёздах соседей.

— Произнесите все звуки в слове ласточка.

— Что вы знаете о звуке [Ч’]? (Он всегда мягкий.)

— Обозначена ли мягкость этого звука? (Нет.)

— Почему в сочетаниях ЧК, ЧН не пишется мягкий знак? (Буква Ч обозначает мягкий согласный звук, поэтому нет необходимости писать мягкий знак.)

— Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ пишутся без мягкого знака. Правописание этих сочетаний нужно запомнить.

(Учитель вывешивает на доску карточки с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ.)

2. Работа по учебнику

— Прочитайте диалог по ролям в парах.

— Произнесите в слове девочки все мягкие согласные.

— Как обозначена мягкость согласных звуков [Д’], [К’]? (Гласными буквами.)

— Как ещё может быть обозначена мягкость согласных на письме? (Мягким знаком.)

— А как обозначена мягкость согласного [Ч’]? (Не обозначена.)

— Почему? (Согласный звук [Ч’] всегда мягкий.)

— Какой можно сделать вывод о написании сочетания ЧК?

— Прочитайте сведения о языке на с. 111.

— Что нужно знать о написании сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ?

— Прочитайте слова, отвечающие на вопрос кто?

— Прочитайте слова, отвечающие на вопрос какой?

V. Физкультминутка

Конь меня в дорогу ждёт,

Бьёт копытом у ворот.

На ветру играет гривой —

Пышной, сказочно красивой.

Быстро я в седло вскачу,

Не поеду — полечу!

Там за дальнею рекой

Помашу тебе рукой.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

— Прочитайте слова. Назовите буквосочетания в словах.

— Откройте орфоэпический словарь и посмотрите, как нужно произносить эти слова.

— Найдите слова с буквосочетаниями.

— Найдите рифмующиеся слова.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

(Самостоятельное выполнение задания.)

— Назовите слова, которые вы составили.

— Назовите слово, которое вы подчеркнули.

(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 1—3 на с. 53, 54; СУ, задания на с. 55; Тр., задания нас. 54-56).)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выполнила: Сиратова З.Ф.

учитель начальных классов

Тема: Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

Цели деятельности учителя : закрепить умение обучающихся работать с правилом написания слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ., развивать речь через различные упражнения.

Планируемые образовательные ресурсы:

Предметные : научатся находить в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, подбирать примеры с такими сочетаниями;

Метапредметные:

познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

коммуникативные – активное использование речевых средств для решения познавательных задач, готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

регулятивные – определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Методы и формы: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная.

Тип урока: закрепление изученных знаний

Образовательные ресурсы: учебник, индивидуальные карточки, наглядность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с использованием элеиентов занимательности. мультимедийная презентация к уроку прилагается.

Конспект урока русского языка

Учитель: Коршунова М. Е.

Студентка: Мещерякова Л. С.

Цель: учить правильно произносить слова с шипящими звуками; познакомить с правилом написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт.

Тип урока: открытие нового материала.

Планируемые предметные результаты: находить в словах сочетания чн, чк, чт, подбирать примеры слов с такими с сочетаниями;

получат возможность научиться: работать с орфоэпическим словарем.

Познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные – активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Регулятивные – определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы.

Перед письмом подготовим наши пальчики к работе.

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем песни пел.

С этим братцем кашу ел.

Настраиваются на работу.

Выполняют упражнения пальчиковой гимнастики.

Ребенок соединяет большой палец поочередно с указательным, средним, безымянным, мизинцем на одной руке, затем на другой

II. Актуализация знаний

Сегодня на минутке чистописания мы напишем слова, я загадаю вам загадки, вы записываете отгадки.

Составьте с одним их этих слов предложение.

Сегодня мы выучим новое словарное слово. Посмотрите на экран, разгадайте ребус, чтобы догадаться, что это за слово.

Обратите внимание на написание этого слова. Сколько в нем слогов?

Какой слог ударный? Где можем допустить ошибку?

Запишите слово в словарь, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.

Что вы заметили общего в словах, которые мы написала на минутке чистописания и словарным словом?

Кто догадался, о чем пойдёт речь сегодня на уроке?

Какую цель поставим перед собой? Что хотим узнать сегодня на уроке?

Записывают слова, составляют и записывают предложения.

Выполняют работу над словарным словом.

Определяют тему урока.

III. Изучение

нового материала

Для начала вспомним материал прошлых тем, посмотрите на упр.1 на стр. 110.

Прочитайте стихотворение и найдите в нём слово с мягким знаком.

Объясните их написания.

Как в слове девочка обозначена на письме мягкость согласных звуков?

Почему согласный звук [ч , ] не обозначен мягким знаком?

Что же надо знать о написании в словах с буквосочетаниями чк, чн, чт?

Чтобы вам лучше всего запомнить правило, я предлагаю вам зайчить такое стихотворение:

Знаешь ты наверняка,

Где чн, а где чк:

Речка, ночка, строчка, точка,

Кочка, корочка и почка,

Срочный гречневый, мучной,

Точный, встречный и речной

Никогда в таких словах

Не пишите мягкий знак!

Выполняют упражнение устно.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают и запоминают правило в стихотворной форме.

IV. Физминутка

Пришло время отдохнуть.

Повторяйте движения, представленные в видеоролике.

V. Первичное осмысление и закрепление

Чтобы выполнить следующее задание, предлагаю вам поиграть в игру.

В первую группу запишите слова, которые отвечают на вопрос какой? А во вторую на вопрос что или кто?

После того как спишите слова, подчеркните в словах буквосочетания чк, чн, чт.

И после этого разделите горизонтальной чертой эти слова для переноса.

Чтобы выполнить последнее задание, нам потребуется орфоэпический словарь. Сделайте закладку в учебнике на стр. 136.

Прочитайте как нужно произносить первое слово, второе и тд. .

Составьте с этими словами предложение и самостоятельно запишите его в тетрадь. Так же подчеркните буквосочетание чк, чн, чт.

Кто закончил, можете сдавать тетради.

Составляют на доске схему.

Делят слова на 2 группы.

Выполняют указания учителя.

VI. Итоги урока. Рефлексия

Подведём итог урока.

Над какой темой работали? Какую цель перед собой ставили?

Достигли мы поставленной цели? Какое стихотворение поможет вам запомнить правило написания буквосочетаний чк, чн, чт?

Какое задание вам понравилось выполнять больше всего?

Хочу проверить ваше эмоциональное состояние, у вас на партах лежат кружки, нарисуйте на них ту мордочку, которая отражает ваше настроение.

Читайте также: