Конспект урока буква ю после согласных перспектива 1 класс

Обновлено: 06.07.2024

Цель: познакомить учащихся с новой йотированной буквой Ю ю, особенностями этой буквы: обозначает два звука [й][у], если находится в начале слова или после другой гласной и обозначает мягкость предшествующего согласного звука, формировать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения слов, предложений; учить работать с текстом, отвечать на вопросы; работать индивидуально, в паре; совершенствовать навыки работы на компьютере (в программе ПервоЛого 3.0).

Универсальные учебные действия:

Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные : уметь: формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные : высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника

Оборудование: презентация, маршрутный лист к уроку, звуковые схемы.

Организационный момент.

Давайте улыбнёмся друг другу.

Ни минуты не теряем.

Актуализация опорных знаний.

- Прежде чем приступить к изучению нового материала, что необходимо сделать? (Повторить то, что нам потребуется на уроке)

- Посмотрите на доску.

а о у и ы ё я э е

- Что можете рассказать об этих буквах? (Они обозначают гласные звуки)

- Назовите буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков? (и е ё я )

- Назовите буквы, которые обозначают твёрдость согласных звуков? (а о у ы э)

- О каких буквах мы можем сказать, что они хитрые? Почему? (е ё я)

3. Изучение нового материала.

1. Введение в тему урока. Целеполагание.

- Мы повторили всё, что нам потребуется сегодня, а открыть новое нам поможет звуковая схема. Схема.

- Посмотрите на звуковую схему. Что вы можете рассказать про это слово? (В этом слове 2 слога, 6 звуков, 2 гласных, 4 согласных, 1 мягкий согласный, 3 твёрдый согласных.)

- Отгадайте загадку и узнаете, что я загадала.

Он и пляшет, и поет, и гудит, как самолет;
Он бежит бегом, он жужжит жуком. (Волчок).

- Проверим, подходит ли звуковая схема к слову. Напечатайте слово на партах.

( У доски работают два человека).

-Сделайте звуковую схему к этому слову.

( У доски работают два человека).

Вывешиваю изображение Незнайки и запись слова юла – йула.

- У вас получились разные записи: Незнайка написал йула, а Вы, ребята, – по-разному: у кого-то – юла, а у кого-то - йула.

-Кто написал юла, а кто - йула ?

- Где возникло затруднение? (При обозначении первого слога, звуков[ йу])

- Что мы должны узнать? (Какой буквой обозначить эти звуки)

- Кто догадался, с какой новой буквой мы познакомимся сегодня на уроке?

- Как определить тему нашего урока?

-Какие цели надо решить на уроке, что мы должны узнать об этой букве?

2. Работа по теме урока.

- Прочитайте 1 –ый слог в слове, какую букву надо напечатать в первом слоге? Узнаем, кто был прав.

- Кто знает как выглядит буква Ю?

- Эта буква особенная, кто догадался почему? (Обозначает два звука)

- Как вы думаете, всегда ли буква ю обозначает два звука?

-Сегодня мы должны узнать, какие секреты есть у буквы, когда буква ю обозначает два звука.

- Это первый секрет буквы. Вывод.

– Найдите картинки, в названии которых есть буква ю в начале слова. Назовите их.

- Кто знает, как можно назвать мальчика в морской форме? (Юнга).

Выслушиваются ответы детей. Если нет правильного ответа, предлагается обратиться к карточке, где есть объяснение значения этого слова (работа над значением слова).

- Какие картинки остались? Назовите их.

- Где находится буква ю в этих словах? Как вы думаете, какую команду даёт буква ю согласным звукам: читаться мягко или твёрдо?

- Это второй секрет буквы ю. Кто может его сформулировать? (Буква ю в середине слова обозначает мягкость предшествующего согласного звука)

-Назовите, какой месяц изображён на картинке, если он считается серединой лета (Июль)

- Я составила схему этого слова, давайте проверим. Обратите внимание, где находится буква ю.

-Третий секрет буквы: обозначает два звука после другой гласной.

4.Физминутка

Мы в строю шагаем браво
И науки познаем.
И налево, и направо,
И, конечно же, кругом.
Это – левая рука,
Это – правая рука,
Ох, наука нелегка!
Это – правая нога,
Это – левая нога,
Ох, наука нелегка!

5. Закрепление изученного материала.

- Мы открыли три секрета буквы Ю, давайте повторим.

- Давайте научимся печатать эту букву. Для этого нам понадобятся компьютеры.

- Мы создадим страницу нашей Азбуки к новой букве.

Открываем программу ПервоЛого. Все действия сопровождаются показом.

1. – На что похожа буква Ю?

Наша страница готова. Сохраняем. Вы молодцы!

Сжимание и разжимание рук в ритме стиха.

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так –

Так головки убирали

7. Работа по маршрутному листу. Работа в группах.

- Сейчас мы будете выполнять задание, работая в парах.

- Напомните, какие правила работы в парах вы знаете.

-У каждого напечатаны слоги, вы должны составить слова и прочитать их.

- Какое слово вам не понятно?

Выслушиваются ответы детей. Если никто не назвал слово юркий , то спросить должен учитель. Также он предлагает обратиться к карточке, где есть объяснение значения этого слова (юркий - быстрый, проворный, ловкий) - работа над значением слова.

- Назовите слова, в которых буква ю обозначает два звука. (юркий, юнга, каюта)

- Назовите слова, в которых буква ю обозначает мягкость предшествующего согласного звука (шлюпка, салют)

-Как звучит имя Юлька? (Шутливо). А Юленька? (Ласково) А Юлия? (Это обращение к девочке, как ко взрослому человеку).

-Кто может шутливо, ласково, как к взрослому человеку обратиться к Юре?

9. Работа в парах. Чтение имен на Ю.

Работа с текстом.

Чтение текста «Юнга по частям. Соотнесение содержания текста с рисунком.

- Сейчас мы будем читать текст. Посмотрите на картинку, подумайте, о ком пойдёт речь в тексте?

-Докажите, что вы прочитали текст.

-Как зовут мальчика? Во что играет Юра? Кем он хочет стать? Кто такой юнга? Где живут матросы на кораблях? Что такое Южный Крест? Почему Юра назвал своего кота Юпитером? Куда плывет Юра? Найдите и прочитайте предложение, в котором говорится о названии корабля.

- Кто хочет стать юнгой?

-Что же забавного в этих картинках? (Юннат, юный натуралист, изучающий природу, пытается посадить дерево на льдине. Юрта - жилище из теплых звериных шкур у народов Севера – оказалась в жарких джунглях. Юнга должен обучаться морскому делу, а не управлять самолетом).

11. Итог урока. Рефлексия.

- -Какая цель была на уроке?

- С какой новой буквой познакомились?

- Почему она особенная (хитрая)?

- Что интересного узнали об этом букве?

- Если у вас всё получилось, вы всё поняли, покажите зеленый карандаш.

Если у вас остались вопросы – синий. Если вам требуется помощь – красный цвет.

-Спасибо, вы хорошо поработали!

Использованная литература.

1. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Обучение грамоте. Методическое пособие. Издательство : Просвещение, 2012.


Полный текст материала Урок по обучению грамоте "Буква Ю ю и звуки, которые она обозначает"; 1 класс по УМК "Перспектива" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: изучение нового и первичное закрепление ЗУН.

Цель: знакомство с новой йотированной буквой Ю.

Обучающие : учиться находить букву Ю и читать слоги и слова с новой буквой, графически обозначать звуки, которые она даёт, расширять словарный запас на уроке обучения грамоте.

Развивающие : способствовать развитию логических общеучебных умений и навыков, различных видов памяти, внимания.

Воспитательные : совершенствовать навыки совместной деятельности, самодисциплины.

Методическая цель: показ приёмов изучения новой йотированной буквы Ю, общеучебных логических умений и навыков.

I. Мобилизующий этап

– Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Садитесь!

II. Орфоэпическая разминка

1-2 человека – индивидуальная работа.

Звуко-буквенный разбор слов: ЯМА, ЕНОТ

Уж и ёж забрались в густую рожь. (на доске)

– Прочитайте одними глазками.
– О ком скороговорка?
– Что про них сказано?
– Прочитайте только гласные с ударением.
– Прочитайте согласные, правильно их называя.
Вместе. 2 индивидуально.

III. Актуализация знаний

– Давайте, ребята, вспомним, на какие группы можно разделить все звуки в скороговорке?
– Какими могут быть гласные звуки? (Ударные и безударные)
– А согласные звуки? ( Твёрдые и мягкие; звонкие и глухие )
– Какие гласные служат для обозначения мягкости согласных?

– Назовите в скороговорке мягкие согласные ? (Называют)
– На какие две группы можно разделить слова? (Односложные и трёхсложные)
– Как определяли количество слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

– Кто вспомнит особые гласные буквы? (е, ё, я)
– В чём их особенность? (Могут обозначать два звука)

– В каком слове скороговорки буква ё обозначает два звука? (ёж.)


Проверка индивидуальной работы.


Обобщение : В чём особенность гласных букв е,ё,я?

IV . Постановка целей и определение темы урока

- Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной особенной буквой.

А стоять — никак. (Юла.)

Проведем звуко-буквенный анализ слова-отгадки. ([й'ула])

Какие звуки слышатся в начале этого слова? (Звуки |й’| и [у].)

– Какой буквой обозначают эти два звука? ( Буквой Ю.)

– Кто скажет тему урока?

– Сформулируйте цель нашего урока:
Познакомиться с…. (с буквой Ю и звуками, которые она обозначает)
Учиться читать ….(слова, предложения с новой буквой)

Показ плаката с буквой Юю

– Напечатайте букву Ю в тетрадях.

– Сравните строчную и заглавную буквы.

– Произнесите эту букву. Когда произносим, воздух встречает во рту преграду? (Нет.)

– Какая это буква? (Гласная.)

– Посмотрите на ленту букв, где расположена буква Ю?

– О чём нам говорит её месторасположение? (Гласная, расположена во втором ряду – даёт согласному мягкость)

Чтение и сравнение слогов (интер. доска)

– Прочитайте слоги второго столбика. Произнесите слог ют, сколько звуков обозначает буква ю ? (два.)

– Назовите эти звуки. (Звуки |й’| и [у].)

– Прочитайте слоги первого столбика. Произнесите слог тю. Какой звук обозначает буква ю ? ( [у].)

– Сделайте вывод, в каких случаях буква Ю обозначает два звука, а в каких один звук?

V. Первичное закрепление.

– Найдите слова с буквой Ю.

– На какие группы можно разделить эти слова? (Буква ю обозначает один звук и два звука.)

2. Работа в парах.

hello_html_3129f528.jpg

– А сейчас, ребята, вы поработаете в парах. Давайте вспомним правила работы в паре.

У вас на столе листы с заданиями. У каждого ряда своё задание.

1 ряд – Анаграммы

(Утюг, плюс, брюки, люстра.)

2 ряд – Расшифруйте предложение

рьпеТе раЮ ченику.

нО итход в выйреп сскла.

(Юре семь лет. Теперь Юра ученик. Он ходит в первый класс.)

(изюм, салют, юбка, брюхо, индюк)

– Итак, что же у вас получилось?

3. Работа с текстом.

– Какая игрушка была у Юры?

– О чём просила Юля Юру?

– Что же предложил Юра?

– А как поступили бы вы?

– Как можно озаглавить текст?

VI. Развитие речевого аппарата.

– Прочитайте скороговорку ( на доске.)

Юлька, Юленька — юла,

Юлька юркая была.

Какую роль во всех этих словах играет буква Ю? (Обознача­ет два звука.)

VII . Подведение итогов урока. Рефлексия.

– С какой новой буквой вы познакомились?

– Что интересного узнали на уроке?

– Ребята, а кто помнит, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

( Познакомиться с буквой Ю и звуками, которые она обозначает.
Учиться читать слова, предложения с новой буквой.)

– Достигли ли мы этой цели?

– У вас на столах смайлики. Кому было интересно и кто во всём разобрался, возьмёт жёлтый смайлик .

– Кому было интересно, но что-то осталось непонятным – зелёный смайлик .

– Кому было не совсем интересно и не всё понятно – красный смайлик.

Цели и задачи: учить определять звуки в словах, различать гласные и согласные звуки, сравнивать и анализировать звуковой состав слов, развивать фонематический слух, мелкую моторику рук.

1. Настроимся на работу, сделаем дыхательную гимнастику:

Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо
Как угодно.

Выполню задание
Задержу дыхание…
1, 2, 3, 4 – снова дышим
Глубже, шире.

Упр-ие “Надуваем шарик”: вдох – 1, 2, 3, 4, выдох – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Упр-ие “Ветерок”: подняли голову – сделали вдох, опустили – выдох, как дует ветерок, снова – вдох, опустили – выдох, как сдуваем пушинку, снова – вдох, опустили – выдох, как задуваем свечку.

2. На доске буквы: А, Я, О, Ё, У.

Какие это буквы? (Гласные)

Как разделить на группы? (Я, ё - после мягких согл, а, о, у - после твёрдых согл). Поселите каждую в свой домик.


А, О, У


Я, Ё

Какие гласные после твёрдого согласного?

Какие после мягкого согласного?

3. Букварь приготовил для вас интересное задание:


(Схема слова в котором четыре звука)

Можно прочитать какое это слово?

Одинаковы ли будут схемы у слов? Почему?

В первом слове все согласные твёрдые, а во второй есть мягкий согласный [р’].

Какой буквой обозначим гласный звук в первом слове? Почему?

Какой буквой во втором слове?

4. Мы знакомимся сегодня с буквой, которая тоже обозначает гласный звук [у] только после мягких согласных.

Чтобы о не укатилось
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Получилась буква: Ю. (Карточка с буквой)

Какой буквой обозначим гласный звук во втором слове? Почему?

После мягкого согласного звук [у] обозначается буквой ю.

В какой домик поселим букву ю?

5. А теперь Хомка нас приглашает отдохнуть.

Хомка, хомка, хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт:
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку:
1, 2, 3, 4, 5 – хомка хочет сильным стать.

6. Посмотрите на домики, сделайте вывод, какие буквы обозначают гласные звуки после твёрдых согласных, а какие после мягких согласных.

Проверим всё ли мы запомнили. Поиграем в игру “Найди свой домик”, у двух учеников домики – синий, зелёный, а другие получают карточки с изученными гласными буквами, по сигналу учителя буквы должны встать у своего домика. Дети объясняют почему сделали такой выбор.

7. Сейчас нам предстоит слушать звуки, давайте сделаем гимнастику для наших ушек:

- верхнюю часть уха пригибаем вниз и разгибаем;

- помассажировали пальчиками мочки;

- потянем ушки вниз, а потом вверх;

- выгибаем вперёд, назад.

8. Работа в тетради “Я учусь читать и писать”, 1 класс (с. 26).

а) Работа с рисунками и схемами (утюг, ключ, брюки), закрашиваем нужным цветом. Дети работают в тетради, учитель на доске.

б) Поучимся печатать буквы “Юю”. Подготовим пальчики:

(Выполнить упражнение для пальчиков, руки сжаты в кулачок, на каждую строчку разгибаем пальчики, начиная с большого, последняя строчка – хлопаем в ладоши)

Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик- я
Вот и вся моя семья!
Печатаем букву в тетради.

Печатаем в схемах после мягких согласных – ю, после твёрдых – у. Дети объясняют какую гласную печатаем, почему.

9. Игра “Живые звуки”. Учитель называет слова, дети берут фишки по цвету (каждый по своему звуку), а гласные нужную букву и выстраиваются у доски по порядку звуков в слове, все проверяют. Слова для игры: стул, груша, клюква, брюки.

10. Задание повышенной трудности: замените в слове одну букву так, чтобы получилось новое слово. На доске слова: лук (люк), салат (салют), крик (крюк).

11. Подводим итог урока.

Какую букву узнали? Что узнали про эту букву? (Какой звук обозначает, после каких согласных в словах).

Какое задание понравилось на уроке больше? Почему? Кого из ребят похвалим за работу на уроке?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Закрепление изученного материала.

Тип урока: урок совершенствования способов действий.

Задачи: познакомить с новой ролью буквы ю как показателя мягкости согласных звуков, учить слова с буквой ю после согласных, развивать речь, мышление, наблюдательность, прививать чувство ответственности за свою работу.

Материально-техническое оборудование:

компьютер, интерактивная доска;

Планируемые результаты:

- Предметные: уметь соотносить звук и букву, выделять звуки из слова. Определять ударный слог, давать характеристику звуку.

- Личностные: формирование индивидуального стиля деятельности.

- Метапредметные:

Регулятивные: - освоение способов определения гласного звука, закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения.

Познавательные: - установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его.

Коммуникативные: формирование умений слышать и слушать, формулировать ответ.

Этапы урока

Виды деятельности учителя

Виды деятельности учащихся

Планируемые результаты УУД

Метапредметные

I.Организационный момент (2 мин)

Прозвенел звонок и смолк,

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели.

На меня все посмотрели

И работать захотели.

– Проверим готовность к уроку

Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Личностные:

-собственное эмоциональное состояние

II.Актуализация знаний (7 мин)

Учитель: Задается вопрос:

-Ребята давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке.

- мы учились писать букву ю, а также она является показателем мягкости предыдущих согласных букв.

Знать: какие буквы мы считаем согласными и какие гласными, какие согласные звуки мы считаем твердыми и какие мягкими, правило про звуки и, я, ю, е, ё, ь. Парные согласные б-п, в-ф, ж-ш, з-с, г-к, д-т.

Уметь:применять в устной речи свои знания

Познавательные:

-умение применять на практике имеющиеся знания

Регулятивные:

-готовность и способность к воспроизведению ранее полученных знаний.

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Работа по азбуке

1. Чтение приговорок (учебник, с. 42)

– Прочитайте приговорки.

– Что нового вы узнали? Расскажите

2. Чтение загадок (учебник, с. 42)

– Прочитайте загадки, отгадайте их

3. Рассказ по картинкам (учебник, с. 42)

– Опираясь на содержание прочитанных текстов, составьте рассказ по картинкам

4. Дидактическое упражнение «Игра

– Прочитайте предложения, объедините слова в них одним словом

Чтение песенок (учебник, с. 43)

– Выучите понравившуюся песенку

и прочитайте ее наизусть

5. Чтение слов (учебник, с. 44–45)

– Рассмотрите модели слов.

– Прочитайте пары слов. Сравните их, найдите сходство и различия.

– Мороз, гром, небо

Рассматривают картинки. Составляют рассказ

– Деревья, цветы, животные, птицы

Запоминают. Выразительно читают наизусть песенку

Читают. Называют различия в парных словах

Знать: где гласный и согласный звук.

Уметь: высказывать свое мнение, аргументировать его; производить звуковой анализ и синтез слов, разделять слова на слоги, ставить ударение.

Регулятивные: освоение способов определения гласного звука, закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения.

Познавательные: установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его.

Коммуникативные:

Использование интонации для постановки смыслового ударения во фразе.

IV.Физкультминутка (2 мин)

Мы веселые матрешки,

На ногах у нас сапожки,

Завязали мы платочки,

Раскраснелись наши щечки,

В сарафанах наших пестрых,

Мы похожи, словно сестры,

Выполняют движения по тексту под руководством учителя.

V. Закрепление знаний и способов действий.

Работа по азбуке

6. Чтение стишков- скороговорок (учебник, с. 44–45)

– Прочитайте короткие стишки-скоро-говорки.

– Какие буквы выделены в них? Посчитайте эти буквы

7. Чтение стихотворения Б. Заходера

(учебник, с. 45)

– Как вы понимаете смысл последних двух строк?

8. Работа с пословицей (учебник, с. 47)

– Как вы понимаете ее смысл?

9. Чтение песенок (учебник, с. 47)

– Прочитайте песенки. Рассмотрите картинки к ним.

– Запомните понравившуюся песенку.

Читают. Считают количество й, ь, ю

– Не быть последними

Читают, объясняют смысл пословицы

Читают. Рассматривают картинки. Заучивают песенку, читают наизусть

Регулятивные: освоение способов определения гласного звука, закрепление способов деления слов на слоги и постановки ударения.

Познавательные: установление соответствия между звуком и буквой, обозначающей его.

Коммуникативные:

Использование интонации для постановки смыслового ударения во фразе.

VI. Рефлексия (2 мин)

-Оцените свою работу на уроке (поставьте смайлик)

-Кому нужна помощь учителя?

Учащиеся поднимают смайлики, оценивают работу класса.

И своё эмоциональное состояние.

Уметь: оценивать свою работу на уроке с помощью смайлика.

Личностные:

-выполнение нравственно-эстетических норм при взаимодействии с одноклассниками и учителем на уроках русского языка.

Регулятивные

-осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные

-умение формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению.

VI.Итог урока (4 мин)

– С какими звуком и буквой вы познакомились сегодня на уроке?

– Какие знания приобрели?

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему.

Отвечают на вопросы

Уметь:

Обобщать и делать выводы.

Сравнивать свои выводы с выводами одноклассников.

Регулятивные:

- умение самостоятельно и аргументировано оценить свои действия и действия одноклассников.

Читайте также: