Конспект урока буква л по букварю жуковой

Обновлено: 05.07.2024

Закреплять умение соотносить схему слова с названием нарисованного

Учить читать слоги.

Методы и приемы: Сюрпризный момент, художественное слово, артикуляционная гимнастика, объяснение, показ, дидактическая игра, индивидуальная помощь детям, итог.

Ход занятия:

- Ребята, давайте мы друг другу пожелаем доброго утра.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся,

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО, ребята!

– ДОБРОЕ УТРО, Елена Викторовна!

- Как поют песенку без слов? (ля-ля-ля)

-Как зовут кота – друга двух мышей? (Леопольд.)

-В кого превратил свою дочь Василису Премудрую, Кощей Бессмертный?

-Что бывает на земле после дождя? (Лужи.)

Этот звук произносится так же, как гласный? Мы можем его пропеть? (Нет.)

Следить за тем, чтобы дети произносили звук так, как он слышится в слова

- Звук (Л) согласный, звонкий, может быть твердым и мягким. Этот звук нам помогает произносить язычок, он упирается в верхние зубы или десны.

-Посмотрите на плакат и назовите предметы. (Лук, пила, стол.)

Объяснить детям, что согласные звуки в схемах слов обозначаются синим

- Есть ли звук (Л) в слове лук?

- Где слышится звук (Л) в слове лук? (В начале слова).

- На нашей полоске звук (Л) займет первое окошко.

- Где слышится звук (Л) в слове пила? (В середине слова).

- На нашей полоске звук (Л) займет среднее окошко.

- Есть ли звук (Л) в слове стол?

- Где слышится звук (Л) в слове стол? (В конце слова).

- На нашей полоске звук (Л) займет последнее окошко.

-Придумайте слова, в которых звук (Л, (Л*) был бы в начале слова, в середине и в конце.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (вращение головой)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка (садятся за столы)

Прочитать про нее стихотворение И. Блюмкина.

Клоун в цирке так хорош -

Работа в тетради. Чтение слогов.

- Ребята, найдите букву Л среди других букв в своих кассах.

- Проведите по ней пальчиком (обследование пальчиком буквы Л).

- На что похожа буква Л?

Акцентировать внимание детей на том, что букву видят и пишут.

- Букву мы с вами увидели, теперь предлагаю научиться ее писать.

- Напишите букву (Л) в слоговом домике по пунктирным линиям, затем самостоятельно.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.

- Взяли карандаши, пишем букву Л. Спинка прямая.

Во время выполнения задания, слежу за осанкой детей, за умением держать ручку)

- В каждом окошечке согласная буква Л, соединилась с гласной, и вместе они образовали слог.

- Слоги эти звучат по-разному, в зависимости оттого, какие буквы соединил.

На доске написаны следующие буквы : А, И, У, Э, Л, О.

-Какая буква лишняя и почему?

- С каким звуком вы сегодня познакомились?

- Какой это звук?

- Какой буквой обозначен звук (Л?

- Молодцы ребята. Вы сегодня хорошо работали на занятии. Познакомились с новой буквой.

Автор: Калинина Светлана Александровна

Организация: МБОУ СШ №85

Населенный пункт: город Ульяновск

Дидактическая цель:

предметные результаты:

- уметь различать звуки [л], [л’] между собой и среди других звуков

- освоить роль ученика, формирование интереса к учению

регулятивные:

- организовывать своё рабочее место под руководством учителя;

- определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;

- работать с планом;

- рефлексировать свою деятельность на уроке

познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- отвечать на вопросы учителя, создавать свои задания, находить нужную информацию в окружающем мире и учебнике

коммуникативные:

- участвовать в диалоге на уроке;

- работать в паре;

- слушать и понимать речь других

Задачи :

2. Развивать речевую и мелкую моторику, фонематический слух, формировать зрительное восприятие.

3. Воспитывать интерес к занятию, через занимательные упражнения.

Ход занятия.

1) Организационный момент.

Урок пора нам начинать

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь

Сегодня мы продолжим знакомство с буквами русского алфавита. Какой учебник нам в этом поможет? (Букварь)

2)Определение темы урока

-Молодцы! Но прежде чем мы начнем работу с учебником, давайте попробуем определить тему урока.

3) Чистоговорка

Ваша задача: чётко проговаривать звуки.

Ло-ло-ло – на улице тепло.

Лу-лу-лу – стол стоит в углу.

Ул-ул-ул – у нас сломался стул.

Оль-оль-оль – мы купили соль.

- Какие звуки повторяются чаще дру­гих? ([л], [л'].)

- Какая же цель урока? (Изучить новую букву)

- Что значит изучить? (читать, исследовать, слушать,)

- Назовите предметы. Какой общий звук вы слышите в этих словах.

- Есть ли в этом слове звук [л] и [л'] и где он находиться.

- В каком слоге вы услышали этот звук? Произнесите .

2.3. Звуковой разбор слов. Составление схемы слова.

Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет
.
(Лук)

(В слове "лук" один слог и слышим 3 звука, на схеме рисуем три круга.. Произношу слово [лук]. В начале слова слышу звук [л]. Он согласный, твердый, находиться вслияния со зуком [у], на схеме обозначаем синим кругом. Дальше слышу звук [у] – гласный, обозначаю красным цветом. И на схеме вижу слияние твердого согласного с гласным. Произношу последний звук [к] - он согласный, твердый, находиться вне слияния, на схеме обозначен синим кругом. Произношу все слово по схеме [лук].)

- Следующую схему подберем к слову "лимон"? Докажем.

( В слове "лимон" слышу два слога и пять звуков и на схеме пять звуков. Произношу слово [л'имон]. В начале слова слышу слияние [л'и]. Это слияние мягкого согласного и гласного. На схеме обозначен зелёным и красным кругом. Затем слышу слияние [мон]. Это слияние твердого согласного и гласного. На схеме обозначен синим и красным кругом Звук [н] - он согласный, твердый, находиться вне слияния. На схеме обозначен синим кругом. Произношу все слово по схеме [л'имон].)

2.4.Характеристика звуков. Звуковой человечек.

Наблюдение за артикуляцией [л] и [л'].

- Давайте произнесем первый звук в слове "лук".

- Докажите, что это согласный.

(звук [л] - согласный, потому что поток воздуха встречает на своем пути преграду (язык) и произносится с помощью голоса и шума)

- Произнесем первый звук в слове "лимон".

- Докажите, что это согласный.

- Звуки [л] и [л'] разные или это один и тот же звук?

- Это разные звуки: [л] - твердый, а [л'] - мягкий. Из наших легких идет воздушный поток. Кончик языка касается верхнего неба и плотно смыкается. Воздушная струя как бы расходится по бокам языка, по его сторонам. Т.к. звук [л'] - мягкий, то при произношении звука не только кончик языка, но и его средняя часть касается верхнего неба; при произнесении [л] приподнимается задняя часть языка.

- Какие башмачки обуем Звуковому человечку?

- ( Зелёные и синие).

- А какую шапочку оденем? Послушаем Звонкий или глухой звук.

- Звучит звонко. Колокольчик.

( Просмотр мультик про звук и букву Л)

3. Физкультминутка.

Чтоб усталость быстро снять

Попрошу вас тихо встать.

Раз - подняться, потянуться

Два - согнутся, разогнуться.

Три-, четыре - руки шире

Пять руками помахать.

Шесть за парту сесть опять.

Семь-восемь - лень отбросим.

4. Работа над Буквой Л

1) Обозначение звуков буквой.

- В русском языке два звука [л] и [л'] обозначаются одной буквой "эль".

- Чем отличаются данные буквы?

- Скажите, на что похожа эта буква?

- Как вы думаете, куда мы поселим букву "эль" на ленте? ( на второй этаж, потому что она обозначает звонкие согласные звуки)

2) Печатаем букву Л.

5. Чтение слогов и слов с буквой л.

1) Чтение слогов-слияний с изучаемой буквой.

- Прочитайте слоги с твердым согласным.

- С мягким согласным.

- Как вы догадались, что согласный нужно прочитать мягко? (потому что гласный "и" указывает на мягкость предыдущего согласного)

- Теперь попробуем дополнить каждый слог до целых слов.

(лапа, лыжи, лопата, луна, лиса)

- Посмотрите на слова, которые написаны на доске.

- Прочитайте их про себя и приготовьтесь читать их вслух.

- Прочитайте слова по порядку.

- Выйдите и покажите в словах букву, которую мы сегодня изучили.

2) Физминутка.

3) Чтение предложений, включающих слова с буквой л.

- Подготовьтесь прочитать текст (сначала учащиеся читают по цепочке, а затем перечитывают)

Цель занятия: формирование умения чтения слогов и слов с буквой Л.

  • формирование умения слитного осознанного чтения
  • развитие фонематического слуха
  • развитие элементов логического мышления.

Методы : наглядный, словесный, репродуктивный.

Дидактическое обеспечение : иллюстрации по теме занятия, слоговые таблицы, карточки со словами по заданной теме, дидактическая тетрадь, доска, мел.

Ход занятия.

1. Орг. момент (хлопки на внимание).

2. Актуализация опорных знаний.

1. Чтение слоговой таблицы.

СА МА ХА РА ША

СО МО ХО РО ШО

СУ МУ ХУ РУ ШУ

СЫ МЫ ХЫ РЫ ШУ

2. Послушай слова, запиши в кружочках только гласные из этих слов.

Конспект занятия по обучению грамоте

Алфавит продолжит наш,

Конспект занятия по обучению грамоте

Буква Л - лесной шалаш.

Л – гласный или согласный, почему вы решили, что он согласный?

Звонкий или глухой?

3. Найди букву Л, обведи её (дети на своих листочках обводят букву Л)

Л А Р Л Д К Л У Л Л П Д М Л А

4. Письмо буквы Л в индивидуальных листочках

5. Прочитай слитно.

ЛА - АЛ ЛУ - УЛ

ЛО - ОЛ ЛЫ - ЛЫ

ЛА – ЛО - ЛУ УЛ – АЛ – ОЛ ЛЫ – ЛА – ЛО

ЛО – ЛА – ЛЫ ЛЫ – ЛА - ЛУ ОЛ – УЛ – АЛ

СЛА ХЛА ШЛА

СЛО ХЛО ШЛО

СЛУ ХЛУ ШЛУ

СЛЫ ХЛЫ ШЛЫ

8. Прочитай, лодочки с одинаковыми словами заштрихуй.

Конспект занятия по обучению грамоте

9. Слова рассыпались, соедини слоги стрелками так, чтобы получилось слова.

5

10. Найди спрятанное слово МЫЛО, подчеркни его.

А С У М Ы Л О Р Ы

Запиши его в клеточках, подчеркни гласные. Раздели слово на слоги.

(Дети записывают слово на индивидуальных листочках.)

Если в слове больше одной гласной, то одну из них мы произносим сильнее, выделяем голосом. Такая гласная называется ударной. Ударение ставится сверху, вот так:

Подели на слоги слова из 9 задания, поставь ударение.

11. Прочитай предложения. Посчитай, сколько слов в каждом предложении. Ответ запиши в кружочке.

Конспект занятия по обучению грамоте

12. Спиши предложение. С какой буквы пишем начало предложения? (с большой)

Что оставляем между словами? (две клетки)

Что ставим в конце предложения? (точку)

Умамы мыло.

(Запись предложения на индивидуальных листочках.)

13. Прочитай предложения, соедини их с картинками:

У Саши шар.

У Шуры мыло.

У сома усы. У осы усы.

Лист индивидуальной работы ребенка.

Конспект занятия по обучению грамоте

2. Найди букву Л, обведи её.

Л А Р Л Д К Л У Л Л П Д М Л А Л

3. Напиши букву Л

4. Прочитай слитно.

ЛА - АЛ ЛУ - УЛ

ЛО - ОЛ ЛЫ - ЛЫ

ЛА – ЛО - ЛУ УЛ – АЛ – ОЛ ЛЫ – ЛА – ЛО

ЛО – ЛА – ЛЫ ЛЫ – ЛА - ЛУ ОЛ – УЛ – АЛ

СЛА ХЛА ШЛА

СЛО ХЛО ШЛО

СЛУ ХЛУ ШЛУ

СЛЫ ХЛЫ ШЛЫ

7. Прочитай, лодочки с одинаковыми словами заштрихуй.

Конспект занятия по обучению грамоте

8. Слова рассыпались, соедини слоги стрелками так, чтобы получилось слова.

Конспект занятия по обучению грамоте

9.. Найди спрятанное слово МЫЛО, подчеркни его.

А С У М Ы Л О Р Ы

Запиши его в клеточках, подчеркни гласные. Раздели слово на слоги.

10. Прочитай предложения. Посчитай, сколько слов в каждом предложении. Ответ запиши в кружочке.

Конспект занятия по обучению грамоте

11. Спиши предложение.

Умамы мыло.

12. Прочитай предложения, соедини их с картинками:

У Саши шар.

У Шуры мыло.

У сома усы.

У осы усы.

Конспект занятия по обучению грамоте


Конспект открытого занятия по лепке в технике пластилинография на тему:…


Конспект НОД во второй мл. гр. «Листьями шурша Осень к…

Методическая разработка занятия по программе изучения окружающего мира «Вода –…

Возможности использования игровых приемов в развитии элементарных математических представлений у…

Возможности использования игровых приемов в развитии элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

Комментарии

Как научить детей любить природу с помощью этих детских садовых проектов. Статья о том, с чего можно .

В блогах

Цель: Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО-конструктор, участвуя в постройки домов. Задачи: Образовательные : Формировать умения передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО. Закрепить профессий - строитель и строительством дома. Развивающие: Развивать конструктивные способности и устойчивый интерес к конструированию.

КОНСУЛЬТАЦИИ " Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях."

Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях. Нашим детям для правильного развития опорно- двигательного аппарата необходимо хотя бы раз в день выполнять комплекс физических упражнений. Наличие регулярной адаптированной нагрузки позволит ребенку вырасти здоровым и сильным. Родителям.

Конспект занятия по лепке "Ягодки рябины для птичек" в первой младшей группе

Sample Image

Цели: закреплять умение отщипывать небольшие кусочки пластилина от целого куска, раскатывать их между ладонями круговыми движениями и прилеплять к плоской основе; совершенствовать умение понимать вопросы и отвечать на них; учить различать и называть красный цвет, закреплять здание о форме предметов.

Урок 10. Буква Л. Букварь Н.С. Жуковой.

Знакомимся с звуком Л. Этот звук ласковый , звучит ласково Л.

Соединяем Л с гласными звуками. (АЛ,ОЛ,УЛ,ЫЛ)

А теперь они поменялись местами. Сначала ротик сожмём, а когда гласный открываем. (ЛА,ЛО,ЛУ,ЛЫ)

Читаем табличку. (Сначала слог, а затем слово)

ЛУ ЛУ-ША → ЛУША Что получилось?

Что такое Луша? (Имя девочки и поэтому это слово мы пишем с большой буквы)

ЛА УШ-ЛА → УШЛА Что получилось?(Ушла)

ЛО СА-ЛО → САЛО Что получилось?(Сало)

ЛЫ МЫ-ЛО → МЫЛО Что получилось?(Мыло)

МА добавили Л → МАЛ Что получилось?(Мал)

МА -ЛО → МАЛО Что получилось? (Мало)

Спускаемся вниз и читаем табличку с слогами. (Сверху вниз)

Работа над картинкой стр. 25.

-Кто нарисован на картинке? (Маленькие дети)

-Что они делают? (Дети играют)

-А чьи ноги нарисованы? Давай прочитаем текст и мы узнаем чьи это ноги.

Чтение текста. Итак, читаем первое предложение. Читаем первое слово ЛУ-ША что получилось? ЛУША. Прочитай ещё раз это слово. Читаем второе слово МА-ЛА что получилось? МАЛА. Прочитаем ещё раз второе слово. А теперь прочитаем предложение целиком. ЛУША МАЛА. Прочитаем ещё раз это предложение, но побыстрее! (Чтение всех остальных предложений аналогично, как читали первое предложение).

-Итак, чьи же это были ноги? (Это ноги мамы).

-Как зовут детей? (Луша и Саша)

-Где нарисована Луша? Где нарисован Саша? Как ты догадался? (Луша-это девочка и у неё длинные волосы, а Саша –это мальчик , волосиков у него нет)

И ещё раз прочитаем этот текст и покажем, кто где нарисован.

Чтение текста (У МАМЫ МЫЛО). Аналогичный разбор текста, как предыдущий.

Работа над картинкой с.26.

-Кто нарисован на картинке? (Луша) –Кто мыл Лушу? (Мама) –Мама, чем мыла Лушу? (Мылом)

И ещё раз прочитаем этот текст и покажем, что где нарисовано.

Спускаемся вниз. Чтение слогов. Сначала читаем слог вверху добавляем С и читаем какой слог получился.

Чтение следующей таблички.Спускаемся вниз. Чтение слогов. Сначала читаем слог вверху добавляем Ш и читаем какой слог получился.

Вспоминаем выученные буквы.

Сравниваем Л-Р.

Чтение слогов (ЛА-РА, РО-ЛО,ЛУ-РУ, РЫ-ЛЫ)

-Прочитаем, как зовут ребят.

Читаем по слогам.

ЛА-РА→ ЛАРА Почитаем ещё ЛАРА. Прочитаем побыстрее! Почему слово ЛАРА написано с большой буквы? ( Это имя девочки)

РО-МА→ РОМА Почитаем ещё РОМА. Прочитаем побыстрее! Почему слово РОМА написано с большой буквы? ( Это имя мальчика)

ЛО-РА→ ЛОРА Почитаем ещё ЛОРА. Прочитаем побыстрее! Почему слово ЛОРА написано с большой буквы? ( Это имя девочки)

СТР. 27. Чтение слогов от красной линии в сторону. (Аналогично , как в предыдущих уроках).

Чтение текста ( У РОМЫ МЫЛО) (Аналогично , как в предыдущих уроках).

Работа по картинке с.27. (мальчик)

- Кто нарисован на картинке? Что делает мальчик? Как его зовут? (Рома)

-Чем Рома мыл раму? ( мылом) - Как Рома мыл раму? (Хорошо)

И ещё раз прочитаем этот текст и покажем, что где нарисовано.

Чтение текста (У ЛОРЫ ШАРЫ)

( Чтение текста так же как и предыдущие)

Работа по картинке с.27 (девочка)

- Кто нарисован на картинке? Что делает девочка? Как её зовут? (Лора)

- Как у Лоры было? (Сыро)

И ещё раз прочитаем этот текст и покажем, что где нарисовано.

-Что можно сказать об этих ребятах? Какие они? ( Трудолюбивые, не ленятся, помогают маме, эти дети хорошие)

А ты помогаешь своей маме? Молодец! А как ты помогаешь маме, что ты делаешь?

Читайте также: