Конспект урока бондарев простите нас

Обновлено: 05.07.2024

Формы и методы проведения урока: метод проекта, интерактивная работа в группах, эвристическая беседа, выразительное чтение наизусть, ролевая игра.

Не смейте забывать учителей.

Пусть будет жизнь достойна их усилий.

Учителями славится Россия.

Ученики приносят славу ей.

Не смейте забывать учителей!

Учитель, перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени…

11. Мотивация учебной деятельности ( задача: вызвать интерес к теме урока, создать высокий эмоциональный настрой).

Обращение учителя к учащимся.

Я познакомила вас только с частью притчи, к её концу вернёмся в завершение урока.

- Ученик выразительно читает наизусть стихотворение М.Садовского.

(На отдельной переносной доске перечень наиболее известных произведений об учителях):

И это далеко не полный перечень произведений об учителях.

Давайте вспомним, с какими произведениями об учителях вы знакомы ((защита проектов) - см. приложения.

* Какие однокоренные слова можно к нему подобрать? Каково их лексическое значение?

* Когда человек просит прощения? Что он при этом чувствует?

*Кто испытывает вину, стыд в рассказе?

* Эта форма глагола может предполагать либо обращение к нескольким лицам, либо к одному лицу в уважительной форме. У кого просит прощения Павел Георгиевич?

* Охарактеризуйте образ Марии Петровны (Старенькая худенькая женщина с болезненно-бледным лицом, ставшая с годами ещё более тонкой и хрупкой. Одинокая, живёт только школой, учениками. Своей семьи, детей нет.)

* Значит, какой мир окружает её? (запись в тетрадях: школа, ученики, родители, тетради, книги…)

* Кого ещё имел в виду Павел Георгиевич? (Витьку Снегирёва, закадычного друга, директора уральского завода. Мишу Шехтера, талантливого журналиста, объездившего всю страну. Сеньку Игнатцева, начальника главка. Гришу Самойлова, знаменитого артиста…Весь свой довоенный класс, озорной и способный.)

* Кто не испытывает своей вины перед учительницей? (Вера - первая трогательная любовь Сафонова, погибшая в годы Великой Отечественной войны. Коля Сибирцев - простой шахтёр, не обладавший в школе никакими особыми способностями. Не случайно Сафонов не может его припомнить. Он единственный из всего класса часто навещает Марию Петровну.)

* Прав ли Павел Георгиевич, считавший Сибирцева посредственностью? (Нет. У того одного оказался талант человечности.)

* Какой знак завершает текст телеграммы? Что он выражает? (Риторическое восклицание выражает эмоциональное состояние героя.)

* Как вы считаете, это риторическое восклицание обращено только к Марии Петровне?

К кому же обращён рассказ Юрия Бондарева?

Какова основная мысль произведения?

Какие проблемы поднимает автор рассказа? (Проблему взаимоотношений учителей и учеников, проблему памяти и забвения, проблему одиночества и т.д.)

* Осмыслите рассказ Ю.Бондарева и притчу, установите между ними связь ,

1. Творческая работа учащихся (задача: вызвать высокие, добрые чувства; развивать коммуникативные навыки, потребность в самовыражении)

* Какие мысли и чувства возникли у вас после анализа рассказа Ю.Бондарева?

(В финале рассказа Павел Георгиевич нашёл в себе силы и мужество признать свою вину. Пусть с опозданием, но он просит прощения у бывшей учительницы за своё равнодушие и равнодушие своих одноклассников. Рассказ ставит перед нами важнейшие нравственно-философские вопросы об эгоизме, великодушии, доброте и благородстве).

* Как бы вы поступили в подобной ситуации?

2. Заключительное слово учителя.

Спасибо за сотрудничество на уроке.

- слушать учащихся и обосновывать своё мнение, выражать свои мысли и идеи.

ОБОРУДОВАНИЕ к уроку:

Портрет писателя Ю.Бондарева, выставка книг, подготовленная библиотекарем, распечатанные тексты, аудиозаписи, видеосюжеты, созданные учащимися.

ВложениеРазмер
prostite_nas.doc 31 КБ
ne_smeyte_zabyvat_uchiteley.doc 49 КБ

Предварительный просмотр:

- образовательная: определение проблем, которые затрагивает автор, формирование навыков вдумчивого чтения, анализ мотивов поведения героев, работа над монологической речью;

- развивающая: продолжить работу над развитием самостоятельного мышления, развитием творческих способностей учащихся;

- воспитательная: формирование нравственных ориентиров

- умение извлекать информацию из различных источников;

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы;

- участвовать в коллективном обсуждении темы;

- работа с информационным текстом;

- слушать учащихся и обосновывать своё мнение, выражать свои мысли и идеи.

ОБОРУДОВАНИЕ к уроку:

Портрет писателя Ю.Бондарева, выставка книг, подготовленная библиотекарем, распечатанные тексты, аудиозаписи, видеосюжеты, созданные учащимися.

  1. Организация класса.
  2. Мотивация учебной деятельности.

Ночь. Не спится. Я в дома ночные

Тихо к человечеству войду… (зажечь свечу)

Милые, хорошие, родные,

Как мне отвести от вас беду?!

У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Разный по своей серьёзности, неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Превозмочь или отступить? Да или нет? Как жить? Что делать?

ОГЛЯНИСЬ… Сбавь шаг… Не сбился с пути… Не забыл о тех, перед кем ты вечный должник.

Стук в дверь кабинета…

- Мария Петровна, вы меня узнаёте?

- Вы не узнаёте, Мария Петровна, это я…

- Паша Сафонов… Паша? Садись, пожалуйста… Прости у меня кавардак… Садись, пожалуйста, вот сюда. К столу. Паша… ты приехал?

Предварительный просмотр:

-образовательная: определение проблем, которые затрагивает автор, формирование навыков вдумчивого чтения, анализ мотивов поведения героев, работа над монологической речью;

- развивающая: продолжить работу над развитием логического мышление, творческих способностей учащихся;

- воспитательная: формирование нравственных ориентиров: совести, долга, дружбы, правильного выбора, благородства, памяти…

- умение извлекать информацию из различных источников;

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы;

- участвовать в коллективном обсуждении темы;

- работа с информационным текстом;

- слушать учащихся и обосновывать своё мнение, выражать свои мысли и идеи.

ОБОРУДОВАНИЕ к уроку:

  1. Организация класса.
  2. Мотивация учебной деятельности.

Ночь. Не спится. Я в дома ночные

Тихо к человечеству войду… ( зажечь свечу )

Милые, хорошие, родны е,

Как мне отвести от вас беду?!

У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Разный по своей серьёзности. Неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Как жить? Что делать? Оглянись… Сбавь шаг… Не сбился с пути… Не забыл о тех, перед кем ты вечный должник?

Вопросы-громады и вопросы-карлики… Вопросы-океаны и вопросы-капли..

Стук в дверь класса…

- Мария Петровна, вы меня узнаёте?

- Вы не узнаёте, Мария Петровна, это я…

- Паша Сафонов… Паша? Садись, пожалуйста… Прости, у меня кавардак… Садись, пожалуйста, вот сюда. К столу. Паша… ты приехал?

- Да, да, я сейчас, я сейчас!

- Ну вот , Паша, ты приехал… не узнать. Ты в командировку, по делам?

- Я проездом, Мария Петровна.

- Ну, Паша, рассказывай о себе, что ты, как? А впрочем, я многое о тебе знаю. Из газет, статьи, книгу твою читала. Ты женился?

- Да, Мария Петровна.

- Как будто, Мария Петровна. У меня есть сын. Знаете что, давайте говорить о прошлом, о школе…

- Я хорошо помню ваш класс. Довоенный класс. Это были озорные, способные мальчишки (слайды с фотографиями).

- Да, за то что ты не делал домашних заданий, надеялся, что кривая вывезет. Математика прекрасно тебе давалась, но ты был ленив. Ты помнишь Мишу Шехтера?

- Ну конечно! Завидовали ему. В классе зачитывали его сочинения.

- Он стал журналистом. Ездит по всей стране, часто читаю его статьи и вспоминаю…

- Да, разлетелись. Витька Снегирёв – директор на Урале. Игнатцев Сенька – начальник главка. Солидный такой , встречал его в Москве. А он не заезжал?

Мария Петровна, а кто к Вам заходил из нашего класса? Гришу Самойлова видели? Артист! Помните, он корчил рожи, и вы ему сказали, что у него способности.

- Я его видела только в кино, Паша.

- Мария Петровна, Витя Снегирёв не заезжал, кажется, он бы здесь прошлым летом.

- Ко мне часто заходит Коля Сибирцев. Он работает на шахте. У него неудачно сложилась жизнь. Он часто заходит. А ты помнишь его ?

- Очень плохо (берёт с полки книгу). Давайте я надпишу… ( из книги выпадает листок)

- Скажи, Паша, хоть капелька моей доли есть в твоей работе? Хоть что-нибудь…

- Мария Петровна, что вы говорите? Если бы не вы.

Проблемный вопрос: За что?

- Что вы узнали из рассказа о главном герое?

- Как Сафонов, столичный житель, оказался в городке своего детства и юности?

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи.

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

- Где тут погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу.-

Тихо ответили жители:

- Это на том берегу.

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз.

Купол церковной обители

Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,

Сено гребут в сеновал:

Между речными изгибами

Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил.

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,

Тот же зеленый простор.

Словно ворона веселая,

Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная.

Время придет уезжать -

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

- С кем связаны воспоминания Павла о городе детства?

С воспоминаниями о мальчишеской дружбе с Витькой и первой любви.

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней

- Боже мой, Павлуша, ты ли это? Приехал, Павлик?

- А где Вера. Где она?

- Разве ты не знаешь, Павлуша? Нет Веры… Нет Веры… Она ведь на войне санитаркой…

- Как жаль, как жаль. Вы вместе росли…

УЧИТЕЛЬ: Память… В ней могут оказаться стёртыми имена, события, встречи с людьми. Но наступает момент, когда вдруг голос памяти властно позовёт человека. Захлестнёт, как волна, поднимет уснувшие чувства. И тогда уже никуда не убежать, никуда не деться от этого голоса потревоженной памяти. Так случилось и с героем рассказа Павлом Георгиевичем Сафроновым.

- Как вспомнил Сафонов об учительнице?

Он вспомнил об учительнице случайно ( зачитать фрагмент )

- Как учительница отнеслась к визиту Сафонова? Прокомментируйте эпизод встречи.

- Какие чувства владеют Павлом Георгиевичем во время этой встречи? Сафонов зашёл к учительнице в приподнятом настроении. Почему оно меняется?

- Что мы узнаём об одноклассниках Павла?

- Почему на настойчивые вопросы о том, пишут ли ей бывшие одноклассники, навещают ли её, Мария Петровна переводит разговор на другое?

ПЛОХО, ЧТО ЗАБЫЛ САМОЕ ГЛАВНОЕ! ЗАБЫЛ О ТЕХ, КТО ЛЮБИЛ, УЧИЛ И ВОСПИТЫВАЛ!

« Они простились. Он быстро пошёл по дорожке ночного сада. И не выдержал, оглянулся. Дверь передней была распахнута, и в тёмный парк падал жёлтый косяк света. Мария Петровна стояла на крыльце, и худенькая, неподвижная фигурка её отчётливо чернела в проёме двери.

Всю дорогу до Москвы Сафонов не мог успокоиться, переживал чувство жгучего, невыносимого стыда. Он думал о Витьке Снегирёве, о Шехтере, о Самойлове – о всех, с кем долгие годы учился когда-то, и хотелось ему достать их адреса, написать им гневные, уничтожающие письма. Но он не знал их адресов. Потом он хотел написать Марии Петровне длинное извинительное письмо и с отчаянием подумал, что не знает номера её дома.

На большой станции Сафонов, хмурый, взволнованный, вышел из вагона. Он зашёл на почту и , поколебавшись, дал телеграмму на адрес школы, на имя Марии Петровны. В телеграмме этой было 2 слова:

Приехав в родной город, Сафронов встречается с самим собой, таким, каким он стал сейчас – преуспевающим, в меру самодовольным и самоуспокоенным человеком. Старенькая учительница и теперь преподала ему урок совести, чуткости, и он начинает видеть свою жизнь в истинном свете и переживает чувство мучительного стыда…

- Какие проблемы затронуты автором данного текста?

- Дома вы напишите текстуальный комментарий к одной из проблем.

Живи и помни то место, где ты появился на свет!

Не забывайте сделать ОСТАНОВКУ в том месте, где вы выросли, где ВАС любили и любят!

Если вам, ребята, после этого урока захотелось сказать несколько слов своему учителю, пожалуйста, возьмите конверты, которые лежат у вас на партах, вложенные в них листки бумаги, и напишите эти слова

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок-размышление "Самая умная, сильная, лучшая.."по рассказу Л.Улицкой "Дочь Бухары"

Урок-размышление по рассказу Л.Улицкой "Дочь Бухары" предназначен для проведения в 10 классе. Основная цель урока - воспитание грамотного, вдумчивого читателя, умеющего размышлять.

Урок-размышление по рассказу Ф.А. Абрамова "О чем плачут лошади". "Лошадь тоже человек"

Конспект урока по рассказу Ф. Абрамова "О чем плачут лощади".

Конспект урока - размышления по рассказу Е. Носова "Кукла". "Если ты слеп, если душа твоя глуха. ".


Урок-размышление "Преступление?" по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского"

Урок построен на размышлениях школьников о поведении героев рассказа В.Г.Распутина "Уроки французского". Он подводит учащихся к самостоятельным выводам, учит доброте и состраданию, умению быть стойким.



План-конспект урока на тему". И мне пришлось хлебнуть горюшка. "(урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")

Материал урока вводит девятиклассников в атмосферу шолоховского мира, раскрывает основные проблемы рассказа, силу характера Андрея Соколова, показывает горькую правду о войне.


В статье рассмотрен опыт формирования исследовательских компетенций у подростков. Вниманию читателей предлагается методика заполнения Карты решения исследовательского задания (КРИЗ) на примере урока в.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по литературе в 7 классе.

Вступительное слово учителя.

В нашей стране все профессии одинаково важны. Но одна из самых главных – это профессия учителя. Учитель ведет нас сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, подчас незаметный подвиг – отдает нам свои знания, вкладывает в нас частицу своего сердца. Он помогает нам найти свой путь в жизни.

Труд учителя благороден и прекрасен. Великое счастье встретить учителя, который учит доброте и справедливости, учит быть человеком. Хорошего учителя человек, как правило, не забывает. О таком учителе ученик будет вспоминать всю жизнь, рассказывать о нём друзьям и внукам, по нему будет сверять свою жизнь, считая его идеалом добра.

Справедливо сказано, что писатель живет в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных скульптурах. А хороший учитель живет в мыслях и поступках людей. Вот почему каждый человек с чувством глубокой благодарности вспоминает свою родную школу, своих духовных наставников – учителей.

Знакомство с эпиграфом урока:

Учитель – профессия дальнего действия.

Главная на земле.
Р. Рождественский.

- Как вы понимаете значение этих слов?

3. Беседа с учащимися о роли учителя.

- Ребята, кто для вас учитель?

- Какие ассоциации возникают при этом слове? (ответы учеников записываются на доске). Составление кластера.

Вывод : учитель – это человек, который работает в школе, красной ручкой проверяет тетради; заходит на урок, пишет на доске мелом, спрашивает домашнее задание и ставит оценки в дневник и журнал. Учитель является классным руководителем.

4. Немного истории.. Возникновение и становление педагогической профессии. (слайд №3)


Профессия педагога - одна из наиболее древних в мире. Ещё в архаичном доклассовом обществе выделялись люди, которые присматривали за детьми. Поначалу это были члены общины, которые не могли выполнять основную работу наравне с другими: чаще всего старики. Они обладали знаниями и опытом, могли научить детей способам выживания в трудных условиях. Постепенно стали выделяться люди, отличающиеся особыми успехами в общении и обучении детей. Прошло довольно много времени, прежде чем это занятие стало выделяться в специальный вид деятельности.

Слово "педагог" известно нам из Древней Греции. Именно так назывался человек, который присматривал за ребенком в греческой семье, водил его в школу и обучал дома. Чаще всего это был раб, который не мог выполнять другие обязанности по дому.(слайд №4)

Первый "Лицей" (или Ликей) был создан в Афинах более двух тысячелетий назад. Возможно тогда и появилась профессия учителя. Наряду с Лицеем немногим раньше появился знаменитый Гимнасий - школа физического совершенства. Ликей же стал школой мысли, духа.

В древнегреческом языке есть слово "схоле" (досуг, отдых), от которого и произошло слово "школа". Греки считали, что человек отдыхает, когда чем-то занят. Надо отметить, что афиняне любили поговорить, а главное, умели это делать: обучение в афинских школах в основном было устным.

С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась прежде всего воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А. С. Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А. П. Куницыну (Царскосельский лицей) следующие строки: "Он создал нас, он воспитал наш пламень. Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена".

(Слайд №6 ).

В Средние века педагогами были грамотные монахи, обучающие небольшое количество детей письму и счету. Ученики впоследствии становились монахами-писцами при монастырях. Также грамотных монахов приглашали в богатые частные дома для обучения детей. В средневековой Европе в монастыри брали тех, кто мог платить деньги за обучение. Зачастую детей из обнищавших дворянских семей выгоняли из школ, и грамота становилась все более доступной для зажиточных крестьян. На Руси при монастырях также открывались школы, правда, поначалу исключительно для мальчиков:

Немного позже возможность учиться появилась и у девушек. Они получали образование в женских монастырях. В XVII веке в России был открыт институт благородных девиц. Здесь за девушками присматривала классная дама. Она же следила за дисциплиной. Девушку могли счесть нескромной, если при встрече с братом, в порыве радости, она бросалась ему на шею. Об этих и других правилах поведения юных девушек просвещала строгая, но справедливая классная дама. Позднее состоятельные семьи стали нанимать гувернанток. Особенно популярны были немки и француженки.

С появлением массовой школы в Европе значимость педагогической профессии резко возрастает. Знания требуются уже не отдельным личностям, а большому количеству людей. Возникает необходимость обучать одновременно много учеников. В связи с этим возникает потребность в специальных методиках, которые могли разработать только люди, постоянно занимающиеся этим видом деятельности.

Великие педагоги прошлого

А) Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, великим учителем китайцы называли Конфуция (VI - V вв. до н. э). В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: "эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?" - обращается к нему ученик. "Обогати её", - отвечает учитель. "Но она и так богата. Чем же её обогатить?" - спрашивает ученик. "Обучи её!" - восклицает учитель.

Б) Чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растение в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами "урок", "класс", "каникулы", "обучение" и т.д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога

В) Английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде "Мысли о воспитании" он излагает взгляды на воспитание джентльмена - человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нравственных убеждений.

Г) Другим известным учителем был швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци, потративший все свои сбережения на создание детских приютов. Он посвятил жизнь сиротам, пытаясь сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: "Всё - для других, ничего - для себя".

Д) Известный педагог и деятель в области образования середины XIX в. Адольф Вильгельм Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте. «В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям". В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым примером для ученика.

Е) Воспитание во имя счастья ребенка - таков гуманистический смысл педагогической деятельности В.А. Сухомлинского. Без веры в ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания, по его мнению, несостоятельны. Первоочередная задача учителя, отмечал он, состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально-полнокровного труда.

Ж) Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский - отец русских учителей. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, "Родное слово" переиздавалось 167 раз. В юношеском дневнике Ушинского сформулирована цель его жизни: "Сделать как можно более пользы моему отечеству". Он достиг цели.

5. Знакомство с биографией Ю.Бондарева (выступление учащегося)

- Сегодня мы поговорим о роли учителя в жизни каждого человека. Какое место занимает учитель в современном обществе?

6. Работа на текстом рассказа.

(краткое содержание рассказа)

- Как бы вы закончили рассказ? (ученики читают свои варианты)

- Почему вы именно так решили завершить этот рассказ?

Чтение продолжения рассказа учителем.

- Какое чувство у вас возникло после прочтения рассказа?

-КАКОЙ ИЗОБРАЖЕНА УЧИТЕЛЬНИЦА? (заботливой, чуткой, любящей)

- Какими оказались ученики, Паша Сафонов? (неблагодарными)

- Есть ли в душе учительницы обида на своих учеников? Почему? (она всех знает и понимает как психолог и поэтому ни на кого не держит зла)

- Понимает ли это Сафонов? Какое чувство он испытывает?

Прошедший 2010 год был объявлен Годом учителя (эмблемы на экране).

7. Подведение итогов урока. Сегодня на уроке мы говорили о роли учителя. Что вы можете пожелать своим учителям? (чтение учащимися стихотворений об учителях)

Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!

Вероника Тушнова

Не смейте забывать учителей.
Они о нас тревожатся и помнят.
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и вестей.
Им не хватает этих встреч нечастых.
И, сколько бы ни миновало лет,
Случается учительское счастье
Из наших ученических побед.
А мы порой так равнодушны к ним:
Под Новый Год не шлём им поздравлений.
А в суете иль попросту из лени
Не пишем, не заходим, не звоним.
Они нас ждут. Они следят за нами
И радуются всякий раз за тех,
Кто снова где-то выдержал экзамен
На мужество, на честность, на успех.
Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей!

Андрей Дементьев

Кто нас учит?
Кто нас мучит?
Кто нам знания дает?
Это школьный наш учитель -
Удивительный народ.
С Вами ясно и светло,
На душе всегда тепло.
И простите, если в срок
Был не выучен урок.
От души мы поздравляем
Наших всех учителей
И здоровья всем желаем
От проказников детей!

Учитель, дни жизни своей, как один,
Ты школьной семье посвящаешь,
Ты всех, кто учиться к тебе приходил,
Своими детьми называешь.
Но дети взрослеют, от школьной скамьи
Дорогами жизни шагают
И в памяти носят уроки твои,
А в сердце тебя сохраняют.
Любимый учитель, родной человек,
Будь самым счастливым на свете,
Хоть трудно порой достаются тебе
Твои непослушные дети.
Ты дружбой и знаньями нас наградил,
Прими благодарности наши!
Мы помним, как в люди ты нас выводил
Из робких смешных первоклашек.

М. Садовский

8. Оценка деятельности учащихся на уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация посвящена теме памяти и благодарноси своим наставникам. цель урока- формирование нравственных ориентиров.

Автор -учитель русского языка и литературы Маджалисской СОШ Исмаилова У.М.

Цели:

Произведения Юрия Бондарева

Павел. Какой он?

образованный

прославившийся

вспыльчивый

приезд встреча воспоминания раскаяние Для Павла? Для Марии Петровны расставание

воспоминания

Марии Петровны

расставание

Мария Петровна

Павел Георгиевич -преуспевающий, в меру самодовольный и самоуспокоенный человек

Оценить 5558 0

-образовательная: определение проблем, которые затрагивает автор, формирование навыков вдумчивого чтения, анализ мотивов поведения героев, работа над монологической речью;

- развивающая: продолжить работу над развитием логического мышление, творческих способностей учащихся;

- воспитательная: формирование нравственных ориентиров: совести, долга, дружбы, правильного выбора, благородства, памяти…

- умение извлекать информацию из различных источников;

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы;

- участвовать в коллективном обсуждении темы;

- работа с информационным текстом;

- слушать учащихся и обосновывать своё мнение, выражать свои мысли и идеи.

ОБОРУДОВАНИЕ к уроку:

Мотивация учебной деятельности.

Ночь. Не спится. Я в дома ночные

Тихо к человечеству войду… (зажечь свечу)

Милые, хорошие, родны е,

Как мне отвести от вас беду?!

У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Разный по своей серьёзности. Неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Как жить? Что делать? Оглянись… Сбавь шаг… Не сбился с пути… Не забыл о тех, перед кем ты вечный должник?

Вопросы-громады и вопросы-карлики… Вопросы-океаны и вопросы-капли..

Стук в дверь класса…

- Мария Петровна, вы меня узнаёте?

- Вы не узнаёте, Мария Петровна, это я…

- Паша Сафонов… Паша? Садись, пожалуйста… Прости, у меня кавардак… Садись, пожалуйста, вот сюда. К столу. Паша… ты приехал?

- Да, да, я сейчас, я сейчас!

- Ну вот , Паша, ты приехал… не узнать. Ты в командировку, по делам?

- Я проездом, Мария Петровна.

- Ну, Паша, рассказывай о себе, что ты, как? А впрочем, я многое о тебе знаю. Из газет, статьи, книгу твою читала. Ты женился?

- Да, Мария Петровна.

- Как будто, Мария Петровна. У меня есть сын. Знаете что, давайте говорить о прошлом, о школе…

- Я хорошо помню ваш класс. Довоенный класс. Это были озорные, способные мальчишки (слайдыс фотографиями).

- Да, за то что ты не делал домашних заданий, надеялся, что кривая вывезет. Математика прекрасно тебе давалась, но ты был ленив. Ты помнишь Мишу Шехтера?

- Ну конечно! Завидовали ему. В классе зачитывали его сочинения.

- Он стал журналистом. Ездит по всей стране, часто читаю его статьи и вспоминаю…

- Да, разлетелись. Витька Снегирёв – директор на Урале. Игнатцев Сенька – начальник главка. Солидный такой , встречал его в Москве. А он не заезжал?

Мария Петровна, а кто к Вам заходил из нашего класса? Гришу Самойлова видели? Артист! Помните, он корчил рожи, и вы ему сказали, что у него способности.

- Я его видела только в кино, Паша.

- Мария Петровна, Витя Снегирёв не заезжал, кажется, он бы здесь прошлым летом.

- Ко мне часто заходит Коля Сибирцев. Он работает на шахте. У него неудачно сложилась жизнь. Он часто заходит. А ты помнишь его ?

- Очень плохо (берёт с полки книгу). Давайте я надпишу… ( из книги выпадает листок)

- Скажи, Паша, хоть капелька моей доли есть в твоей работе? Хоть что-нибудь…

- Мария Петровна, что вы говорите? Если бы не вы.

Проблемный вопрос: За что?

- Что вы узнали из рассказа о главном герое?

- Как Сафонов, столичный житель, оказался в городке своего детства и юности?

_______________________________________________________________________________________

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи.

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

- Где тут погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу.-

Тихо ответили жители:

- Это на том берегу.

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз.

Купол церковной обители

Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,

Сено гребут в сеновал:

Между речными изгибами

Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил.

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,

Тот же зеленый простор.

Словно ворона веселая,

Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная.

Время придет уезжать -

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

___________________________________________________________________________________________

- С кем связаны воспоминания Павла о городе детства?

С воспоминаниями о мальчишеской дружбе с Витькой и первой любви.

____________________________________________________________________________________________

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней

- Боже мой, Павлуша, ты ли это? Приехал, Павлик?

- А где Вера. Где она?

- Разве ты не знаешь, Павлуша? Нет Веры… Нет Веры… Она ведь на войне санитаркой…

- Как жаль, как жаль. Вы вместе росли…

УЧИТЕЛЬ: Память… В ней могут оказаться стёртыми имена, события, встречи с людьми. Но наступает момент, когда вдруг голос памяти властно позовёт человека. Захлестнёт, как волна, поднимет уснувшие чувства. И тогда уже никуда не убежать, никуда не деться от этого голоса потревоженной памяти. Так случилось и с героем рассказа Павлом Георгиевичем Сафроновым.

- Как вспомнил Сафонов об учительнице?

Он вспомнил об учительнице случайно (зачитать фрагмент)

- Как учительница отнеслась к визиту Сафонова?Прокомментируйте эпизод встречи.

- Какие чувства владеют Павлом Георгиевичем во время этой встречи? Сафонов зашёл к учительнице в приподнятом настроении. Почему оно меняется?

- Что мы узнаём об одноклассниках Павла?

- Почему на настойчивые вопросы о том, пишут ли ей бывшие одноклассники, навещают ли её, Мария Петровна переводит разговор на другое?

ПЛОХО, ЧТО ЗАБЫЛ САМОЕ ГЛАВНОЕ! ЗАБЫЛ О ТЕХ, КТО ЛЮБИЛ, УЧИЛ И ВОСПИТЫВАЛ!

« Они простились. Он быстро пошёл по дорожке ночного сада. И не выдержал, оглянулся. Дверь передней была распахнута, и в тёмный парк падал жёлтый косяк света. Мария Петровна стояла на крыльце, и худенькая, неподвижная фигурка её отчётливо чернела в проёме двери.

Всю дорогу до Москвы Сафонов не мог успокоиться, переживал чувство жгучего, невыносимого стыда. Он думал о Витьке Снегирёве, о Шехтере, о Самойлове – о всех, с кем долгие годы учился когда-то, и хотелось ему достать их адреса, написать им гневные, уничтожающие письма. Но он не знал их адресов. Потом он хотел написать Марии Петровне длинное извинительное письмо и с отчаянием подумал, что не знает номера её дома.

На большой станции Сафонов, хмурый, взволнованный, вышел из вагона. Он зашёл на почту и , поколебавшись, дал телеграмму на адрес школы, на имя Марии Петровны. В телеграмме этой было 2 слова:

Приехав в родной город, Сафронов встречается с самим собой, таким, каким он стал сейчас – преуспевающим, в меру самодовольным и самоуспокоенным человеком. Старенькая учительница и теперь преподала ему урок совести, чуткости, и он начинает видеть свою жизнь в истинном свете и переживает чувство мучительного стыда…

- Какие проблемы затронуты автором данного текста?

- Дома вы напишите текстуальный комментарий к одной из проблем.

Живи и помни то место, где ты появился на свет!

Не забывайте сделать ОСТАНОВКУ в том месте, где вы выросли, где ВАС любили и любят!

Если вам, ребята, после этого урока захотелось сказать несколько слов своему учителю, пожалуйста, возьмите конверты, которые лежат у вас на партах, вложенные в них листки бумаги, и напишите эти слова

Читайте также: