Белов привычное дело конспект урока

Обновлено: 09.07.2024

Данный конспект урока разработан в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом и типовой учебной программой. Он ориентирован на раскрытие понятия "деревенская проза"; развитие умения определять проблематику и художественные особенности произведений, а также развитие навыков анализа художественного текста. Форма данного урока: комбинированная. Основной метод: частично-поисковый.

Содержимое разработки

Дата: Класс: 11 Урок №

Тема: Деревенская проза (обзор).

Форма урока: комбинированный

Основные методы: частично-поисковый.

I. Организационный момент.

Приветствие. Психологический настрой.

II. Актуализация знаний. Целеполагание.

III. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово.

2. Выступление групп с докладами.

Деревня представилась Шукшину, Распутину, Белову, Астафьеву, Абрамову воплощением традиций народной жизни — нравственных, бытовых, эстетических. В их книгах заметна потребность окинуть взглядом все, что связано с этими традициями, и то, что их ломало.

Эту истину исповедуют лучшие герои Белова и Распутина, Шукшина и Астафьева, Можаева и Абрамова.

Повесть В.Г. Распутина написана почти 30 лет назад, но и сегодня она заставляет нас задуматься о смысле жизни, о том, что значит быть Человеком. Героиня повести умерла, но мы-то с вами живы. Как зовут нас – не ее ли детьми: Люсями, Варварами, Таньчорами, Ильями? Да разве в имени дело?

Страшно подходить к родительскому очагу, верной, надежной пристани, когда нас там никто не ждет. Придя сегодня домой, загляните в глаза, верные вам, любящие, попросите прощения у мамы за свои ошибки, нерадивые поступки, за причиненную ей боль, и на сердце станет теплее.

Вторая половина 20-го века стала насыщенным на перемены временем в истории страны. А достижения научно-технической отрасли, способствовавшие переходу на более высокую степень развития, часто приводили к серьезным противоречиям в обществе. Один из таких примеров – строительство мощной электростанции, Братской ГЭС, недалеко от родного села писателя, Аталанки. В результате, оно попало в зону затопления. Казалось бы, какой пустяк: разрушить небольшое село ради того, чтобы принести немалую пользу всей стране. Вот только о судьбе его старых жителей никто не подумал. Да и экологический баланс в результате вмешательства в естественный ход развития природы был нарушен.

Содержание одного из лучших произведений В. Распутина и спустя много лет звучит как предупреждение. Чтобы жизнь продолжалась дальше, а связь с прошлым не терялась, необходимо всегда помнить о своих корнях, о том, что все мы дети одной земли-матушки. И обязанность каждого – быть на этой земле не гостями или временными жителями, а хранителями всего того, что было накоплено предыдущими поколениями.

Знакомство детей с творчеством Василия Белова через его повесть "Привычное дело", рассказы "На Расстанном холме", "Весна", "Холмы" позволяют пробудить интерес и любовь к своей малой родине, с чего начинает "тепло родного дома".








По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методическая разработка урока внеклассного чтения по творчеству Д.В.Давыдова "Певец вина, любви и славы. ". 7 класс.

Ресурс включает в себя конспект урока, презентацию к уроку , текстовый документ с текстами стихов поэта, ссылки на интернет-ресурсы, использованные при разработке материала. Форма проведени.

Конспект урока внеклассного чтения по творчеству С.А. Есенина

Конспект урока по внеклассному чтению состоит из пояснительной записки, где отражены цель, задачи, оборудование урока и подробного описания хода урока.

Уроки внеклассного чтения по творчеству русских писателей

Урок внеклассного чтения по творчеству русских и советских писателей для начальной школы.


Урок внеклассного чтения по творчеству В.Бианки

Данный урок с презентацией составлен для урока внеклассного чтения (5-6 класс коррекционной школы VIII вида). Занимательные задания способствуют развитию внимания, познавательного интереса. Поставленн.

3 1. Понравилась л и в ам п овесть ? 2. Кто и з г ероев б ольше з апомнился ? 3. Все л и п онятно в с одержанииповести ? 4. Перескажите п онравившиеся э пизоды ? 5. Назовите о сновные с обытия п роизведения ? * рождение р ебенка б олезнь К атерины п риезд М итьки и стория с с еном \ о тъезд И вана А фрикановича п оследний п рокос ( смерть К атерины ) в озвращение И вана А фрикановича с мерть Р огули с орочины.

4 1 группа. Образ Ивана Африкановича Дрынова. Прочно стоит на земле Иван Африканович, потому что она для него родная:здесь его семья, близкие ему люди, здесь все, чем жива его душа. Вне этого мира ему попросту нет жизни.

5 П л а н образа Ивана Африкановича Дрынова. 1. Иван Африканович-защитник Родины. 2. Иван Африканович-колхозник,депутат сельского совета. -трудолюбие; -талантливость; -долготерпение, исполнительность; -склонность к выпивке. 3. Иван Африканович-муж и отец: -любовь к жене, тоска по ней; -любовь к детям; -хозяин, опора в домашних делах; 4. Иван Африканович-философ: -о принадлежности, привязанности к своему миру;. -совестливость; - -о природе(любовь к земле); - о смысле жизни.

6 2 группа. Женские образы в повести(Катерина) 1. Образ Катерины. Рассказ учащихся. 2.…………-осанистая женщина, Широкая и плотная, лет тридцати осьми. Красива, волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие. Сурова и смугла. Как зовут героиню этих строк? Есть ли сходство между нею и Катериной?

7 Проблематика повести. 1.Социально-экономические : *тяжелый труд в колхозе; *бесправие колхозников; *перегибы(сенокос); *уход людей из деревни, запустение деревень; *проблема пьянства. 2.Нравственно-философские: *любовь к малой родине; *принадлежность человека к своему миру; *любовь Ивана и Катерины; *красота родной земли; *нескончаемость жизни, ее смысл.

Повесть "Привычное дело" как концепция деревенской прозы, средоточие и квинтэссенция авторских установок. Идеология и философия писателя, его представления о человеческой жизни и жизни в "ладу". Художественная реализация категория "лад" в повести Белова.

Рубрика Литература
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 08.09.2016
Размер файла 119,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

6. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В.И. БЕЛОВА В ШКОЛЕ. КОНСПЕКТ УРОКА

Задачи выпускной магистерской работы:

Анализируя современную ситуацию, связанную с анализом творчества В.И. Белова, необходимо сказать и о вышедшем прижизненном собрании сочинений в семи томах. Презентация издания была приурочена к 80-ти летию писателя и стала событием не только литературной, но и общественной жизни. Работа над изданием шла с 2008 года, был подключен большой состав профессионалов - это и ученые-филологи, и издатели, и представители Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия. В основу собрания лег жанрово-хронологический принцип. По мнению создателей собрания, этот принцип помогает проследить, как формировался В.И. Белов как писатель, к каким открытиям пришел в своем творчестве (идейным, художественным, нравственным). Особенно интересным и спорным представляется седьмой том, где собрана вся публицистика писателя. Необходимость включения ее в собрание вызвана желанием дать возможность читателю узнать авторский взгляд. Включение публицистики В.И. Белова дает возможность узнать писателя как человека, которому свойственна где-то резкость, неравнодушие к проблемам земляков, активная гражданская позиция. В общем, все, что не чуждо простому человеку.

При анализе художественных произведений использованы следующие методы: биографический, структурный, культурно-исторический.

· Чувство глубокой привязанности к кому-либо, чему-либо// Чувство расположения, симпатии к кому-либо,

· Чувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола,

· Внутреннее стремление, влечение, склонность, тяготение к чему-либо,

Любовь - одна из форм духовной культуры. Это индивидуальное переживание человеком своих чувств: чувств к противоположному полу, к ближнему, к народу, к родине, мечтам, к предметам окружающего мира и др. В русской культуре любовь рассматривается в большей степени как любовь не к другому человеку, на что имелось и другое слово - жалеть, а любовь как стремление человека к развитию, к совершенствованию окружающего мира, а если уже, то своей малой родины.

Во-вторых, человек существует в своем пространстве и пытается так или иначе приспособиться к тому, к чему он оказывается причастен. Так возделывание земли предполагает любовь к тому, что ты делаешь. Да и сама Земля считается священной, поэтому к этому просто необходимо подходить с любовью.

Любовь между мужчиной и женщиной -- это особый вид любви, потому что он очень тесно переплетается с обыденной повседневностью и реализуется как раз в ней. Мужчина проявляет свои чувства в заботе о женщине в её повседневных делах, в помощи ей. И женщина, в свою очередь, выражает любовь таким образом. И это совершенно особенная любовь, потому что в русских семьях даже разводиться не было принято.

После теории возникает необходимость обратиться к фольклору, к традиционным знаниям.

Однако ученые, исследующие славянскую мифологию, нередко задаются вопросом: была ли у славян богиня Лада? В решении этой загадки обилие исторических и фольклорных материалов столкнулось с рассудительностью ученых.

С одной стороны, существуют сведения о широчайшем распространении имени Лады в фольклоре всех славянских (и даже некоторых балтских) народов и сведениями историков начиная с 15 в., а, с другой стороны, целый ряд крупных исследователей конца 19 - начала 20 вв. выразил категорическое сомнение в существовании такой богини.

Наряду со всем вышеперечисленным Лада играет важнейшую роль в родовом устройстве Мира. Она собирает и провожает в мир иной души усопших, каждую в свой Род. У этой богини в разное время года разный образ. Так зимой - это белокурая дева в снежном одеянии, а, начиная с весны, представляется как девушка с золотыми волосами и венком из цветов. Традиция жертвоприношения богине Ладе послужила обычаем одаривать женщин цветами и по сегодняшний день. Лада предельно благосклонна ко всем людским чаяньям и даже на ненависть отвечает любовью.

Таким образом, можно увидеть культ божества Лада в славянской народной традиции, ее реализацию и развитие.

Наряду с этим, существует и старинный, исконно русский способ приведения тела в ладное состояние - ладки тела. У любого народа есть свои традиционные методы лечения и оздоровления. Древнерусские знахари рассматривали человеческий организм как единую систему и врачевали не орган в отдельности, а больного в целом. Многочисленные способы лечения сводились к трем направлениям: 1) правка, или восстановление целостности формы тела; 2) лажение - восстановление внутреннего равновесия, лада, или гармонии, налаживание всех процессов жизнедеятельности; 3) очищение, освобождение от всего, что воспринимается и ощущается как помеха жизни.

Если естественная форма тела по каким-то причинам нарушилась (вывихнуты кости, ребра, суставы, смещены позвонки, внутренние органы, мышцы и сухожилия), эти нарушения устраняются посредством правки.

Осторожный шорох листопада,

Журавлиный крик, дымок овина.

Где поешь ты, где ты ходишь, лада,

С огневыми ветками рябины?

Из-за хаоса города человек теряет не только нравственную основу, но и язык. Он становится примитивнее, грубее, мышление человека оскудевает, теряется многоаспектность восприятия мира.

В.И. Белов очень много и активно выступал за сохранение деревень, т.к. он считал, что именно в деревнях есть та нетронутая цивилизацией жизнь, которая способствует формированию духовности в человеке. Переезжая в города, человек теряет свое нравственное начало, которое неизбежно погибнет под гнетом города. Те, кто бежит из своего места рождения, рискует нарушить свою цельность, - по мнению писателя. Белов пишет, что в семьях все оберегали друг друга от слишком тяжелого труда, особенно это относилось к детям и женщинам. Но женщины сами шли на тяжелую работу, потому что понимали, что именно от них зависит благополучие в семье. Точнее будет сказать, благополучие в семье зависело от всех членов семьи, где каждый чувствовал свою ответственность. Приобщение к труду наступало постепенно, без надрыва - даже в этом была гармония. Если же человек заболел, то выздоровление он находил в отдыхе, на природе. Человеку подобно природе требуется восстановление, как и всему живому.

По В.И. Белову, природа - то божье создание, находясь в котором, человек приближается к Богу, к себе настоящему, внутреннему. Крестьяне являются тем же, что и природа, имеют те же циклы - рождение и умирание.

Наряду с круглым годом существует и жизненный цикл, такой непрерывный, как и лета. Единственно, что в природе нет остановки, хаоса, тогда как смерть человека - это остановка ритма, хаос, прекращение гармонического звучания. Но переход из одного возраста в другой также имел постепенный, плавный характер. Никогда это не происходило с надрывом для человека. Писатель настаивает на том, что никогда в деревнях ничего не делалось с применением насилия, грубой силы. Все текло как бы само по себе, плавно и размеренно.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Структура словарной статьи :

1. Заголовочное слово

2. Показатель его частоты в тексте повести

3. Стилистические пометы (в случае необходимости)

4. Толкование. Оно строится на основе указанных выше словарей, но формулировки определений ориентированы прежде всего на учащихся городских школ.

5. Визуальное дополнение вербального толкования, что обусловлено полной или частичной агнонимией комментируемой лексики.

6. Один-два примера из текста повести, подтверждающие или расширяющие информацию, заложенную в толковании.

Комментированию подлежат и такие слова, которые могут быть хорошо знакомы читателю-школьнику, но это знание не является точным (например, поле, луг, коса); в то же время некоторые из них (стог, сено) они очень важны, так как они организуют сюжет и фабулу повести.

Борона (1) – сельскохоз. орудие для мелкого рыхления вспаханной земли. Пример:


«Тебе соха и борона,

А мне чужая сторона.

Валόк (2) – Вытянутая в длину куча, гряда скошенной травы. Пример: [Катюшка] оглянулась радостная, усталая и, не веря глазам, пошла обратно, разбила косьевищем нетолстый валок

Гумнό (6) – 1. Колхозный сарай для сжатого хлеба (ржи, пше-ницы) и сена. Пример: Иван Африканович отвёз сено на общественное гумно

2. Крытая площадка для молотьбы сжатой ржи или пшеницы. Пример: . молотила рожь . на гумне

Молотить Выколачивать, выбивать зёрна из колосье вручную, цепами, или с помощью специальной машины-молотилки


Клеверище (1) – Поле после посева клевера или смеси клевера с другими травами; поле, засеянное клевером. Пример: Он [Иван Африканович] шел колесной дорогой, проложенной им самим же через кошенину и старые клеверища, и все время думал про осину.

Коса (16) – Ручное сельскохояйственное орудие для скашивания травы и злаков в виде длинного изогнутого ножа, отточенного с одной стороны и прикреплённого к длинной рукоятке. Примеры: Катюшка взяла косу. Коса была ей велика. Выбрала поровнее лужайку, тюкнула раз, другой. Мать уже не смотрела на дочку, и Катюшка, слушая, как хрустит срезанная трава и как вжикала мамина коса, тюкнула ещё, потом ещё. Катюшка собрала все силёнки, взмахнула косой. обрадованная, повторила движение, и опять легла таким же полукругом новая трава, а ту, что была свалена предыдущим взмахом, сгрудило косой в один бок; Иван Африканович пошел в огород, сел отбивать косу.

Отбивать косу – Ударами выпрямить, сделать острым лезвие косы.

Картинки по запросу косилка

Косилка (2) - сельскохозяйственная машина для скашивания травы, хлебных злаков.

Косьба (1) – действие по глаголу косить – Срезать травы или злаки косой, косилкой. К. сено (траву на сено). В данном случае: работа на колхозном покосе. Пример: Вот сена ты накосил непокупного. Тебе хоть за косьбу заплатили?


Косьевище (2) нар.-разг. ← косовище. – Длинная деревянная рукоятка косы Пример: А уполномоченный взял косу, потрогал, каково она насажена на косеьвище.

Копёшка (3) – уменьш. разг. Копна (2) – Неплотная, обычно небольшая конусообразная к уча сена, сложенная на время, на случай дождя. Пример: Гришка нагрёб две маленьких, под свой рост, копешки, устал и сел на одну копешку.

2. Выкошенное место. Пример: Он шел колесной дорогой, проложенной им самим же через кошенину.



Луг (2) – Пространство земли, покрытое травянистой растительностью; сенокосное, пастбищное угодье. Пример : Но вскоре, уже на лугу, Рогулю вновь охватило неясное беспокойство

Луговина (2) Разг. Небольшой луг, луг среди других угодий (лесных, пастбищных). Пример: Схватилась [Катерина] за левый бок, судорожно, царапая лицо о колючую стерню, дважды перевернулась на скошенной луговине.

| В некоторых северных говорах – дёрн. Пример: Потом ноги у него [Ивана Африкановича] подкосились, он хряснулся на дорогу, зажал руками голову, перекатился в придорожную траву. Кулаком бухал в луговину, грыз землю.

Овин (5) – Строение для сушки снопов перед молотьбой. Пример. а отец как схватит за ухо, он в овине был.


Отáва (2) – Трава, выросшая в тот же год на месте скошенной. Пример: А все везде было тихо и отрадно, ровная отава в лугах как расчёсанная, застыли, не шевельнутся на бровках сухие былиночки.




Подсека (4) – С.-х., лес. 1. Расчищенное для пашни место среди леса. Пример : На старой куровской подсеке Иван Африканович увидел давнишнюю кошенину.

Пόжня (1) – Нар.-разг. 2. Покос, луг. Пример: –Какова трава-то ноне? – А ничего, брат Куров, не наросло, вся пожня как твоя лысина.

http://strana.ru/media/images/uploaded/gallery_promo24135208.jpg

Покос (9) – 1. То же, что сенокос: процесс и время уборки сена. Примеры: Да устанешь за день на колхозном покосе; Катерине к пяти утра надо уже на дойку, да и ему к шести-семи на общий покос.

2. Место косьбы, луг, поле, предназначенные для косьбы. Примеры: Ведь один бес, каждое лето покос в лесу остается, трава под снег уходит; . разрешено покосить для своих коров. Один день, заместо выходного. Как только эта радость облетела подворья, бабы ещё с вечера бросились топить печи, а ночью с фонарями кинулись на лесные покосы.

Поле (9) – Засеянный или возделанный под посев участок земли. П римеры : По ржаному полю гулял волнами серебряный ветер; У Ивана Африкановича болела душа при виде пыльного, поросшего молочником поля, вспаханные места были не намного черней невспаханных. Пошто в лесу-то? – спросил Гришка. – Ты ведь с мамой в поле косил, а теперь в лесу. Что, разве там травы больше нету?

Поскόтина (7) Обл. или н ар.-разг. Пастбище, выгон, непосредственно прилегающие к деревне и со всех сторон огороженные изгородью. Пример: И вновь она [Рогуля] шла со стадом в поскотину, шла, не слушая пастуха, который самоуверенно думал, что это по его приказу стадо идет в поскотину. На самом же деле стадо шло в поскотину потому, что ему было все равно куда идти, и получалось так, что оно шло туда по приказу пастуха.

Прокόс (6) – Прокошенная полоса шириной в один взмах косы; скошенная трава на такой полосе. Пример: И Катюшка прошла свой первый в жизни прокос. Она сильно устала, но тут же начала новый прокос.

Пустовина (2). – То же, что луговина, незаросшее место среди леса. Пример: Обшаркал косой все кустики на небольшой пустовине.

Пустовинка уменьш. к пустовина Пример: Катерина убежала в лес ещё с вечера. Она выкосила за ночь с фонарем пригожую пустовинку.

Сено (21) – Скошенная и высушенная трава, идущая на корм скоту. / О траве, предназначенной для заготовки такого корма. Примеры: Днем он вместе с Анатошкой и Гришкой косил колхозное сено; Без сена коровы не будет у Ивана Африкановича, а без коровы и молока не будет, а без молока не будет и денег на хлеб-сахар, уж не говоря о том, что с такой семьей без молока никакой приварок не поможет.


Сенцό уменьш. к сено. Пример: Иван Африканович наскоро поставил мерина у поленницы, бросил с воза последнее сенцо .

Скирдá, или скирд (2) – Большой продолговатый, в несколько метров, стог соломы или необмолочен-ного хлеба (реже – сена) для хранения под откры-тым небом. Пример: Невдалеке, не стесняясь человека, мышковала спозаранку лисица. Она ошивалась около скирд ржаной прошлогодней соломы.

Соха (1) – примитивное земледельческое орудие для вспахивания земли. Пример:

« Тебе соха и борона,

А мне чужая сторона.


Стог (13) – Большая округлая, сужающаяся к вершине копна сена (реже –соломы), плотно уложенная на открытом воздухе для хранения. Примеры : Для коровы на зиму надо три стога минимум. С процентами да с приусадеб-ным участком три стога, не меньше, без этих трех стогов крышка; Иван Африканович обтеребил стог и начал новый заклады-вать, еще шире, еще матёрее.

Стоговáть (1) – Укладывать (метать) сено в стога. Пример: Надо было уже стоговать сено ,


Стожáр (2) – Обл. Шест, втыкаемый в землю в середину стога сена для устойчивости, чтобы он не наклонился.

Пример: Ворона каркнула на высоком стожаре .

Стожόк (3) – уменьш. к СТОГ. Пример: На четвертую ночь сметал первый, хоть и небольшой, но все же стожок.

Сметать , сов. к метать Кидать сено наверх, укладывая его в стог .

Стожόнки , ументш., разг к СТОГ. Пример: – Не знаю, что и делать, Катерина. – сказал он как-то вечером. – Записали мои стожонки. Стыд. На всю округу ославили.

Стόжище (2) – увеличит. к СТОГ. Пример: Сметали только что стожище. Большой, ядрёный стожище, что твоя колокольня.

Левоновы стожья (5)→ Стожьё. Обл. Место, где косят и ставят стога, названное в повести по имени бывшего хозяина. Пример: В лесу на Левоновых стожьях Иван Африканович косил по ночам для своей коровы.

Стерня (3) – 1. Сжатое поле (в данном случае: скошенный луг). 2.Остатки стеблей на корню на сжатом поле (в данном случае –остатки стеблей скошенной травы). Примеры: Стерня была неровная, кое-где торчали бороды непрокошенной травы, но Катюшкино сердечко прыгало, как воробей; [Катерина] Схватилась за левый бок, судорожно, царапая лицо о колючую стерню.

2. Солома (15) – сухие стебли злаковых растений, остающиеся после обмолота зерна. Пример: Всю зиму солому возил, а теперь по другому маршруту. Второй, еще более сильный удар свалил ее на солому. Она захрапела, задергалась и навсегда замерла на соломе.

Читайте также: