Конспект урока биологическое разнообразие и пути его сохранения

Обновлено: 05.07.2024

Биоразнообразие (биологическое разнообразие) – разнообразие жизни во всех её проявлениях, а также показатель сложности биологической системы, разнокачественности её компонентов.

Биологические ресурсы – живые источники получения необходимых человеку материальных благ (пищи, сырья для промышленности, материала для селекции культурных растений, сельскохозяйственных животных и микроорганизмов, для рекреационного использования).

Сохранение биологического разнообразия – поддержание регулирующих механизмов природы, обеспечивающих бесперебойное функционирование и устойчивое развитие биогеоценозов и биосферы в целом.

Красная книга – аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.

Эндемики, или эндемы (от греч. ἔνδημος – местный) – виды, роды, семейства или другие таксоны животных и растений, представители которых обитают на относительно ограниченном ареале, представлены небольшой географической областью.

Основная и дополнительная литература (точные библиографические данные с указанием страниц):

Обязательная литература:

  1. Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.

Дополнительные источники:

  1. Экология. 10–11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Н. М., Чернова, В. М. Галушин, В. М.: Константинов; под род. Н. М. Черновой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 302 с.
  2. Ларина О.В. Удивительная экология / О. В. Ларина. – Москва: ЭНАС-КНИГА, 2014. – 256 с. – (О чём умолчали учебники). Экологический словарь в 2-х томах / Данилов-Данильян В. И. – М.: Энциклопедия, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Биологическое разнообразие нашей планеты огромно. Современная наука выделяет три уровня биологического разнообразия: генетическое, видовое и разнообразие экосистем. Значение биоразнообразия огромно как для экологии планеты, так и для экономического развития всех стран мира.

Для некоторых территорий характерны только определённые виды животных или растений, не встречающиеся более ни в одном другом уголке планеты. Такие виды называют эндемичными.

Высокое видовое разнообразие обеспечивает такие свойства сложных экосистем, как взаимная дополнительность их частей (в сообществах уживаются те виды, которые делят между собой экологические ниши и дополняют друг друга в использовании ресурсов среды), взаимозаменяемость видов (любой биоценоз может быть заменён другим, со сходными экологическими требованиями и функциями), регуляторные свойства (на основе обратных связей); надёжность обеспечения функций (создание и разрушение органического вещества, регуляция численности видов). Таким образом биологическое разнообразие – основное условие устойчивости жизни на Земле.

В связи со значительной антропогенной нагрузкой на все природные оболочки Земли, биоразнообразие на нашей планете неуклонно сокращается. Потеря биоразнообразия является одной из глобальных экологических проблем современности.

Для учёта видов, находящихся на грани вымирания, во многих странах, в том числе и в России создаются Красные книги.

Для сохранения биоразнообразия на конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992) представителями 179 государств была принята Конвенция по биоразнообразию. В конвенции по биоразнообразию в качестве важнейших поставлены следующие задачи: сохранение биоразнообразия; устойчивое использование его компонентов; справедливое и равноправное получение выгод, возникающих в результате использования генетических ресурсов.

Первая Красная книга

Примеры заданий тренировочного модуля. Не менее 2

Расставьте подписи к изображениям основных причин сокращения биоразнообразия

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Биологическое разнообразие и пути его сохранения

Цель: расширить знания о биологическом разнообразии организмов.

-раскрыть сущность проблемы рационального использования биологического разнообразия;

- продолжить развивать навыки самостоятельной работы;

- формировать умения анализировать, делать выводы и обобщать на основе работы с учебником;

- применять умения работы с компьютером,

-продолжить утверждение в поведении и чувствах обучающихся экологического мировоззрения.

Оборудование: компьютер, диапроектор, ноутбуки, карточки, таблицы.

Педагогическая технология: технология творческих мастерских.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Методы обучения: репродуктивный, частично поисковый.

Средства обучения:

Учебник: Миркин Б.М. Экология: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: профильный уровень /Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, С.В. Суматохин.- М.: Вентана – Граф, 2009.

Содержание урока

I Организационный момент.

II Актуализация знаний.

Вспомните из биологии, что такое биоразнообразие? (совокупность видов всех живых организмов)

Назовите факторы, определяющие биоразнообразие. (абиотические, биотические называют с примерами)

Сколько видов на планете? (слайд)

III Изучение нового материала

Учитель: биоразнообразие имеет важное значение для поддержания устойчивости биосферы. А так как оно является ресурсом (каким? Исчерпаемым) оно имеет стоимость, т.е. ценность. Предлагаю на данном этапе урока узнать о формах ценности биоразнообразия, в этом нам поможет п. 45 учебника (запишите домашнее задание). Но знакомится мы будем поэтапно. Работаем по алгоритму: индивидуальная работа с текстом учебника на с. 250-253 и законспектируйте в тетради. Используйте разные формы (краткие тезисы, таблицу, схему и т.д.) 10 мин.

Обсудите в паре. 3 мин

Обсудите в группе, оформите схему конспект и подготовьтесь к защите. 5 мин.

Учитель: мы узнали о ценностях биоразнообразия и конечно перед нами, стоит задача сберечь и сохранить то, что имеем и используем. Эта задача решается на популяционно-видовом и экосистемном уровнях. Используется два подхода. Первый – охрана в узком смысле. Второй подразумевает, что виды и сообщества используются в режиме неистощимого рационального природопользования. Слайды презентации. Что такое экологический туризм, каковы его особенности? Далее разговор о развитии экологического туризма и проблемах ( картины, слайды о национальных парках Волгоградской области и их использовании), об организации сельского хозяйства в экологически безопасном режиме.

IV Закрепление учебного материала::

- защита презентаций обучающихся;

- глоссарий в конспекте /прямая коммерческая ценность биоразнообразия, непрямая коммерческая ценность биоразнообрази и др./

Биологическое разнообразие является ресурсом

2 Совокупность видов, сообществ и экосистем – это

б) растительный мир

в) биологическое разнообразие

г)объекты, занесенные в Красную книгу

3. Путешествия по слабо нарушенным природным ландшафтам- это

а) полезное времяпрепровождение

б) грамотный отдых

в) экологический туризм

г) рациональное природопользование

4. В настоящее время биоразнообразие

а) быстро увеличивается

б) постепенно возрастает

в) не изменяется

5. Охота на диких животных – это примеры использования

а) прямой коммерческой ценности биоразнообразия

б) непрямой коммерческой ценности биоразнообразия

в) рекреационной ценности биоразнообразия

г) непознанной ценности биоразнообразия

6.Сбор лекарственных растений в природных экосистемах - это

а) прямой коммерческой ценности биоразнообразия

б) непрямой коммерческой ценности биоразнообразия

в) рекреационной ценности биоразнообразия

г) непознанной ценности биоразнообразия

/ ответ: 1а; 2в; 3в; 4г;5а; 6а/

V Рефлексия. Выскажите собственное суждение о достижении цели занятия. Вывод:

биологическое разнообразие - исчерпаемый ресурс, имеющий ценность, которую нужно сохранить и рационально использовать, обеспечить самовосстановление. От сохранения биоразнообразия зависит будущее человечества.

VI Домашнее задание: п. 45, конспект, презентация.

Учитель: самостоятельная работа с учебником и совместная деятельность в группах дала нам возможность усвоить учебный материал, а также мы отработали приемы эффективного взаимодействия друг с другом. Спасибо за работу!

Нажмите, чтобы узнать подробности

МБОУ ДОД Детский эколого-биологический центр г.Ростова-на-Дону

Разработал: педагог дополнительного

образования Акимова Е.Л.

Пояснительная записка. 3-5 стр.

Ход занятия. 6-12 стр.

Использованная литература. 13 стр.

Пояснительная записка

Актуальность предложенной темы состоит в том, что обеднение разнообразия жизни на Земле под влиянием деятельности человека в настоящее время идет быстрыми темпами. Разрушаются многие типы природных экосистем, снижается число видов в биоценозах. Поэтому очень важно, чтобы дети понимали, в чем состоит роль биологического разнообразия, почему так важно бороться за его сохранение и как это сделать.

Цель занятия, таким образом – познакомить детей с понятием биологическое разнообразие и его ролью в сохранении устойчивости экосистем и биосферы в целом; рассказать о причинах снижения биоразнообразия и путях его сохранения.

Задачи занятия:

- воспитать чувство уважения ко всему живому, понимание уязвимости жизни и ответственность за ее сохранность;

- сформировать представление о необходимости не допустить такого снижения уровня биоразнообразия, которое бы перешло границы самовосстановительного потенциала природы;

-развить стремление к личному участию в практической деятельности по защите окружающей среды.

Для проведения занятия необходимы:

- презентация занятия в электронном виде;

-воспроизводящая техника для показа электронной презентации и видеофильма.

Предполагаемые результаты проведения занятия:

-формирование представления о значении биологического разнообразия для жизни на Земле и путях его сохранения;

-рост познавательной активности учащихся;

-формирование потребности участвовать в природоохранных мероприятиях.

Описание занятия.

Продолжительность занятия 2 часа.

Вид занятия: интегрированное занятие, включающее в себя различное сочетание методов обучения, стимулирующих учебно-познавательную деятельность.

Первый этап занятия – организационный.

Его задача – подготовка учащихся к занятию, создание позитивного эмоционального настроя в группе, активизация внимания. Сообщается тема занятия, подчеркивается его важность в ряду основных экологических проблем современности.

Второй этап – актуализация знаний.

Задача этапа- вспомнить такие изученные ранее понятия как экосистема, пищевые цепи, биологический круговорот веществ. Метод актуализации знаний – фронтальный опрос.

Третий этап – изучение нового материала.

Предлагаемая форма презентации- электронная презентация с демонстрацией слайд-шоу.

Для презентации творческого продукта необходимо помещение, оборудованное воспроизводящей техникой для показа электронной презентации (интерактивная доска, компьютер с проектором и настенным экраном).

Ход занятия.

Организационный этап

Среди основных экологических проблем современности мы с вами отмечали проблемы загрязнения окружающей среды, деградации лесов и почв, обезлесения и опустынивания. Сегодня мы поговорим об одной из самых печальных бед – исчезновении животных на нашей планете. Кто в этом виноват и к чему это может привести, почему мы не можем обойтись без самой мелкой мушки и без огромного слона, что можно и нужно сделать, чтобы остановить этот процесс? – вот те вопросы, на которые мы вместе попытаемся ответить. Опираться при этом будем на уже имеющиеся у нас знания.

Приготовьте тетради и ручки, будьте внимательны: основные положения нового материала будем как всегда конспектировать.

Актуализация знаний.

Педагог (П.): Изучая экологическое значение леса, мы выяснили, что лес – это дом для многочисленных видов животных и растений, которые вместе с неживой частью природы составляют природное сообщество или экосистему леса.

- Какие еще природные экосистемы вам известны?

- Чем связаны организмы в экосистемах?

- Как называется основная экологическая связь, объединяющая все организмы в экосистемах?

- Какие организмы начинают пищевые цепи?

-Какие организмы расположены во втором и третьем звене таких пищевых цепей?

- Что происходит с умершими растениями и животными в природных сообществах?

- Какие организмы разрушают остатки мертвых растений и животных?

- Что происходит с минеральными солями, создающимися организмами-разрушителями?

П.: Итак, в любом природном сообществе происходит биологический круговорот веществ. Откуда поступает энергия, поддерживающая этот круговорот?

Изучение нового материала.

Понятие о биологическом разнообразии

П.: В биологическом круговороте веществ принимают участие огромное количество видов живых организмов. По оценкам биологов, на Земле существует около 10 миллионов видов живых организмов. Но только 1 миллион 400 тысяч видов изучены исследователями. Таким образом, великое множество еще неизвестных науке микроорганизмов, насекомых и даже млекопитающих, амфибий, пресмыкающихся и рыб обитает в труднодоступных областях нашей планеты. Это огромное разнообразие жизни всегда поражало ученых, было загадкой, казалось даже избыточным, пока не началось катастрофическое снижение биологического разнообразия. Что же такое биоразнообразие?

Экологи различают три уровня биологического разнообразия:

А) Генетическое разнообразие (разнообразие генов внутри одного вида);

Б) Видовое разнообразие (разнообразие видов внутри одного региона);

В) Разнообразие экосистем (разнообразие биотических сообществ и мест обитания в биосфере).

Все эти три уровня биологического разнообразия связаны между собой и составляют единую систему.

Сегодня мы будем говорить о видовом разнообразии, его значении и способах его сохранения.

Видовое разнообразие – основа устойчивости живой природы.

П.: Многообразие видов живых организмов влияет на устойчивость природных сообществ и всей природы Земли в целом.

Высокое видовое разнообразие обеспечивает следующие свойства природных сообществ, придающие им устойчивость:

А) взаимную дополнительность частей в природных сообществах.

Пример: разные виды грибов в лесу специализируются на разрушении различных частей растений: одни – на разрушении мертвой древесины, другие – свежеопавших листьев, третьи – корней или шишек, четвертые продолжают разрушать уже полуразложившиеся массы растительности.

Б) Взаимозаменяемость видов

В природных сообществах виды со сходными экологическими функциями могут заменять друг друга. Пример: разные виды насекомых – опылителей на лугу. Снижение активности какого-либо вида при этом не опасно: его функции берут на себя другие виды.

В) Свойства регуляции численности.

Мы уже знаем, что увеличение численности жертв вызывает увеличение числа хищников, которые приводят в норму численность растительноядных, не позволяя им навредить природному сообществу. Чем разнообразнее в экосистеме видовое сообщество, тем успешнее осуществляются регуляционные свойства.

П.: Приведите примеры того, как регулируется численность хищников и их жертв в различных экосистемах.

Г) Надежность обеспечения функций.

П.: Давайте сформулирует вывод.

Ожидаемый ответ: видовое разнообразие – основа устойчивости живой природы. Оно создает взаимодополнительность и взаимозаменяемость видов в биоценозах, а так же обеспечивает регуляцию численности и восстановительные способности природных сообществ и природы в целом.

Причины снижения видового разнообразия живых организмов на Земле.

П.: Почему происходит снижение видового разнообразия сейчас?

С появлением человека на Земле скорость исчезновения различных видов живых организмов неизмеримо возросла. По мнению экологов, уже древние охотники уничтожили таких животных как мамонты, шерстистые носороги, гигантские олени, мастодонты. С 1600 года, когда исчезновение видов начали подтверждать документально, на Земле вымерло 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих. В настоящее время ежегодно погибает 1 вид позвоночных животных. Угроза исчезновения грозит более 600 видам птиц и около 120 видам млекопитающих. Всего под угрозой полного исчезновения находятся более 4000 видов животных и растений.

Вот так на схеме выглядит прошлое, настоящее и будущее биологического разнообразия.

Демонстрация схемы.

П.: В чем же причины гибели диких животных в настоящее время?

При защите домашних животных и посевов 3%

При интродукции 10%

Разрушение мест обитания 64%

Сохранение видового биоразнообразия.

Красная книга.

Редкие и исчезающие виды живых организмов заносятся в Красную книгу. Впервые Красная книга животных была создана в 1966г. Международным союзом охраны природы. Она включала 292 вида и подвида млекопитающих, 287 видов и подвидов птиц, 36 видов земноводных и 119 видов пресмыкающихся. Позже была издана Красная книга редких и исчезающих растений.

Красная книга РСФСР (животные) вышла в 1983 году. В неё внесено 247 видов и подвидов животных, среди которых 133 млекопитающих, 195 птиц, 11 рептилий, 8 амфибий, 18 рыб, 15 моллюсков,34 насекомых.

П. В чем заключается смысл составления Красной книги?

3.4.2. Охраняемые природные территории.

Для сохранения редких и исчезающих видов выделяются обширные охраняемые территории, где запрещена охота и сельскохозяйственная и промышленная деятельность – национальные парки и заповедники.

Самым старым национальным парком является Йелоустоунский национальный парк в США, созданный в 1872 году. За ним последовали национальные парки в Канаде, Африке, Австралии. Сейчас их насчитывается более 2300. В России организовано 22 национальных парка.

Самый большой национальный парк в мире – Гренландский национальный парк.

В Ростовской области создан Природный парк Донской.

Демонстрация ландшафтов национальных парков на слайдах.

Заповедники - это участки территории, на которых наиболее полно сохраняются в естественном состоянии все природные компоненты. Первые заповедники в нашей стране были созданы: в 1919 году – Астраханский заповедник, в 1920г. – Ильменский заповедник.

3.4.3.Зоопарки и охрана и разведение редких животных.

Главная функция современного зоопарка – охрана и разведение редких животных. Задача эта очень сложная, так как многие животные в неволе не только не размножаются, но даже перестают принимать пищу. Но есть и успехи: удачными оказались работы по восстановлению гавайского гуся.

Гавайские гуси стали жертвами интродукции: на Гавайи стали завозить свиней, коз, собак, коров, которые вытаптывали гнездовья этих птиц, а кошки и мангусты нападали на них, разоряли кладки яиц. К 1951 году в живых осталось около трех десятков гавайских гусей. Трех птиц отправили в зоопарк в Англию, остальных поместили в гавайские заповедники. Казарки начали везде размножаться. Сейчас в мире существует более 1 тысячи этих гусей. Эксперимент по их разведению продолжается!

Занимается охраной и разведением животных и Ростовский зоопарк (носорогов).

Демонстрация фотографий на слайде.

3.4.4.Общественные организации-защитники дикой природы.

П.: Чем мы можем помочь сохранить животный мир Земли?

4. Заключение.

Джеймс Б., Сохраним наш мир. Волгоград, 1995.

Смит Р.Л. Наш дом планета Земля. М., 1988.

Чернова Н.М. и др. Основы экологии. М., 1998.

Кроме того, учащиеся могут использовать материалы из сети Интернет.

Использованная литература:

Буланова-Торопкова М.В. и др. Педагогические технологии. М.,2006

Даревский И.С. и др. Редкие и исчезающие животные. М., Высшая школа, 1989

Кульневич С.В. и др. Дополнительное образование детей. Р.-на-Д., Учитель, 2005

Биологическое разнообразие (биоразнообразие) — это разнообразие всего живого на Земле — от генов до экосистем. В его основе лежит видовое разнообразие. Оно включает миллионы видов животных, растений, микроорганизмов, живущих на нашей планете. Однако биоразнообразие охватывает и всю совокупность природных экосистем, которые слагаются этими видами. Таким образом, под биоразнообразием следует понимать разнообразие организмов и их природных сочетаний. На основе биоразнообразия создается структурная и функциональная организация биосферы и составляющих ее экосистем, которая определяет их стабильность и устойчивость к внешним воздействиям.

Совокупность живых организмов, тесно взаимодействующих между собой и со средой их обитания, образует экосистему. Элементарной экосистемой является биогеоценоз, а глобальной — биосфера.

Биогеоценоз – это устойчивый, достаточно однородный комплекс взаимосвязанных видов живых организмов и компонентов окружающей среды, например, лиственный лес, заливной луг, озеро.

Существует три основных типа биоразнообразия:

  • генетическое, отражающее внутривидовое разнообразие и обусловленное изменчивостью особей;
  • видовое, отражающее разнообразие живых организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов);
  • разнообразие экосистем, охватывающее различия между типами экосистем, средами обитания и экологическими процессами.

Разнообразие экосистем отмечается не только по структурным и функциональным составляющим, но и по масштабу — от биоценоза до биосферы.

Все типы биологического разнообразия взаимосвязаны:
— генетическое разнообразие обеспечивает разнообразие видов;
— разнообразие экосистем и ландшафтов создает условия для образования новых видов;
— повышение видового разнообразия увеличивает общий генетический потенциал живых организмов биосферы.
Каждый вид вносит свой вклад в разнообразие, и с этой точки зрения не существует бесполезных или вредных видов.


Существуют и другие классификации биологического разнообразия, например:

Биоразнообразие характеризует процесс реальной эволюции, который идет на многих уровнях организации живого. По оценкам ученых, общее число видов живых существ составляет от 5 до 30 млн. Из них в настоящее время описано не более 2,0 млн. Таким образом, со времен Линнея, попытавшегося создать классификацию живых организмов, количество видов животных и растений, известных науке, возросло с 11 тыс. до 2 млн.

Животные — один из ведущих компонентов экологических систем Земли. В настоящее время науке известно (описано) немногим более 1 млн. видов животных, что составляет приблизительно около половины всех существующих на планете.

Биологическое разнообразие видов максимально среди насекомых и высших растений. По оценкам специалистов, общее количество организмов всех жизненных форм колеблется между 10 и 100 млн. Эти миллионы видов животных и растений поддерживают условия, необходимые для продолжения жизни на Земле.

Величина биоразнообразия как внутри вида, так и в рамках всей биосферы признана в биологии одним из главных показателей жизнеспособности (живучести) вида и экосистемы в целом и получила название Принцип биологического разнообразия. Действительно, при большом однообразии характеристик особей внутри одного вида (это относится и к человеку, и к растениям, и к микроорганизмам) любое существенное изменение внешних условий (погода, эпидемия, изменение кормов и пр.) более критично скажется на выживаемости вида, чем в случае, когда последний имеет большую степень биологического разнообразия. То же (на другом уровне) относится и к богатству (биоразнообразию) видов в биосфере в целом.

Сохранение биоразнообразия

Работа по сохранению биоразнообразия в рамках всего человечества не должна быть ограничена охраной лишь нескольких особо богатых видами экосистем (тропические леса или коралловые рифы). Не только охраняемые природные территории (заповедники, местообитания тех или иных редких видов и др.), но и местности, где люди живут и работают.

Биологическое разнообразие. Причины сохранения

Читайте также: