Конспект урока бедная лиза как произведение сентиментализма новые черты русской литературы

Обновлено: 07.07.2024

Словарная работа: сентиментализм, сентиментальный, чувствительный, эмоциональный; демократичный; прогресмсивный

Оборудование: Иллюстрации учащихся к повести Карамзина Н.И.

Музыка: Гайдн (звучит для создания эмоционального настроя в начале урока и во время работы в группе)

I Обозначение темы, цели урока. Ожидаемые результаты

II. Подход к теме. Повторение материала предыдущих уроков.

Мы изучили творчество Фонвизина, Ломоносова, Державина. Что объединяет этих писателей?

(принадлежность к классицизму)

- Вспомните черты классицизма.

- Культ разума, долга

- Общественная и гражданская тематика

- Соблюдение литературных норм и правил

III. Беседа по содержанию повести.

1. Кто герои произведения?

(Главная героиня – Лиза. Автор называет ее прекрасной, любезной, робкой. Отец ее был очень трудолюбивый человек, и семья жила в достатке. Но скоро он умер. Мать Лизы от горя слегла. Пришлось 15- летней Лизе взять все хлопоты о себе и матери на себя. Она ткала холсты, вязала чулки, собирала цветы, ягоды и продавала в Москве.

2. Как развивались их отношения?

(Лизе исполнилось 17 лет, когда она однажды встретилась с Эрастом. Он купил у нее цветы. На другой день он пришел к Лизе в дом и заверил старушку – мать, что будет сам покупать все, что продает Лиза. Мать была рада, так как это избавляло ее от волнения за Лизу, когда та уходила в город продавать.

На следующий день Лиза мечтала о новой встрече с Эрастом, сидя на берегу. Вдруг, как в сказке, действительно перед ней появился он. В этот день они признались друг другу в любви и стали встречаться всякий день. Любовь их разгоралась день ото дня.)

3.Какой момент повести вы считаете кульминационным и почему?

(Однажды Эраст объявил Лизе, что едет в поход. Через 2 месяца, Лиза неожиданно встретила его в Москве, куда приехала за лекарством для мамы. Она бросилась к нему. Он привел девушку в свой дом, в кабинет и сказал ей, что он должен жениться на другой, а она должна его забыть. Дал ей 100 рублей и велел слугам выпроводить.)

4. Как разрешается конфликт в повести?

(Лиза, потрясенная обманом Эраста, бросилась в озеро и утонула)

- Итак, можно ли считать, что в этом произведении присутствует культ разума? А что? (чувство) Подберем однокоренные слова (чувствительный). Синонимы к этому слову? (эмоциональный, сентиментальный)

- Какая тематика произведения? (любовная)

- Соблюдены ли литературные нормы? (нет)

- Таким образом, речь идет о литературном направлении – сентиментализм.

Заполняется вторая половина доски:

- Нарушение литературных норм и правил классицизма

- Итак, на примере повести Карамзина мы можем говорить о новом литературном направлении – сентиментализме. Запишите вторую тему урока.

Откройте учебник на стр. 62 (Работа с учебником)

V. Работа в группе.

1. Задание группы выбирают сами

Решение проблемы: был ли сентиментализм прогрессивным явлением в литературе? Для этого надо вспомнить вновь черты классицизма и, опираясь на полученные знания, материал учебника и текст повести, ответить на вопросы:

2. Ответ учащихся

VI Вывод учителя

VII Тест. (уровневый)

1. По характерным признакам определите идейно-эстетическое направление художественного метода в русской литературе XVIII века:

А) сентиментализм б) классицизм

2. Каков жанр произведения Карамзина?

А) рассказ б) повесть в) роман г) быль

3. Возле какого монастыря находится место, связанное с именем Лизы из произведения Карамзина?

А) Раифского б) Зилантова в) Симонова

4. Какого цвета глаза у героини Карамзина?

А) голубые б) зеленые в) серые г) карие

5. Где произошло первое свидание Лизы и Эраста?

А) на берегу Москвы – реки б) на берегу озера в) на опушке леса г) в Москве

6. От какого лица ведется повествование?

А) от первого б) от второго в) от третьего

7. Какие эпитеты использует Карамзин, говоря о своей героине? _____________________

8. Чему научили отец и мать Лизу?_______________________________________________

9. Найдите фразу , в которой заключена главная черта сентиментализма?_______________

10. Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? (дайте развернутый ответ)_____________________________________________________________

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по литературе в 9 классе.

обучающие:

- формировать умения видеть отличительные черты сентиментализма в литературе;

развивающие:

- способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма, развивать интерес к истокам русской литературы;

- способствовать развитию умения рассуждать на поставленную проблему, опираясь на материал повести, на личный опыт;

- способствовать развитию навыка построения связных высказываний в устной и письменной форме.

воспитательные:

- способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения;

- воспитывать внимательное отношение к чувствам людей;

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Только влюблённый имеет

право на звание человека.

1. Организационный этап (3 мин.)

2. Повторение ранее изученного материала (7 мин.)

На прошлом занятии мы с вами говорили о биографии замечательного русского писателя Н.М. Карамзина. Попытаемся вспомнить, каким он был человеком при жизни, чем увлекался?

3. Слово учителя

4. Комментированное чтение текста произведения по учебнику В.Я Коровиной (25 мин).

Какой предстаёт Лиза в данной картине? Какие чувства у вас вызывает данная картина? Мы видим девушку, которая тоскует и печалится. Она юна и миловидна. В глазах ее мольба. Она смотрит на того человека, расставание с которым ей предстоит. В руках она держит цветок красного цвета, символизирующий любовь. Кипренский просто не мог по-другому изобразить крестьянку. Ее чувства ни для кого не имеют значения. Ее любовь просто не имеет будущего. Виной всему стало неравенство социального характера.

- Сейчас мы с вами разделимся на три группы, каждая из которых постарается ответить на ряд вопросов, касающихся данной повести.

Группа №1

1. Проблема воспитания в повести. Как нарисован в произведении образ Лизы? Каков характер героини? Почему она именно такая? Ваша версия смысла названия произведения?

2. Проблема воспитания в повести. Как представлен в произведении образ Эраста? Объясните причины и мотивы его поступков, особенности поведения.

Группа №2

2. Исследуйте композицию произведения. Определите характер пейзажей, их роль в повести. Раскройте роль обрамления: картина Москвы с монастырями, храмами в начале произведения и четыре последних абзаца повести.

Группа №3

1. Каким представляется нам образ автора в произведении? Как оценивает он поступки, характеры своих героев? Как воспринимает происходящее, случившееся? Какие идеи хочет он утвердить в произведении? Удалось ли ему воплотить в повести свой замысел? Как он это делает?

2. Что побудило Лизу покончить с собой? Ваше отношение к ее поступку? Можно ли было иначе избежать позора? Выскажите свое мнение по финалу повести.

- Вопросы для обсуждения:

- От чьего лица ведется повествование? (От лица рассказчика.)

- Исчерпывается ли только этим роль повествователя? Докажите по тексту присутствие рассказчика. (Рассказчик душевно вовлечен в отноше­ния героев. Мы видим в нем благородного, гуманного человека, ра­нимого, остро ощущающего чужую беду. Повествователь бывает печален, радостен, гневен).

- Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему смогли научить её отец с матерью? Как называла Лизу мать?

- Какими эпитетами наделяет автор свою героиню? (по тексту)

- Проследим, какой характер носят чувства героев, как они раз­виваются, к чему приводят. Прежде всего, чувства главной героини повести — Лизы. Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы?

- Как вы думаете, почему Лиза выража­ется таким правильным и поэтичным языком?

(Карамзин в по­вести решал вопрос о внесословной ценности человека, хотел раскрыть красоту и благород­ство чувств своей героини, потому такой язык.)

- Что читатель узнает об Эрасте до встречи с Лизой?

- Значит, любовь стала испытанием для героя?

- Как можно назвать в этот момент Эраста? Какой он?

- Как проявляется здесь отношение автора к герою?

- Как разрешается тема любви крестьянки Лизы и дворянина Эраста ? (Человек в литературе сентиментализма лишен боевого духа, не борется за свои чувства, подчиняясь обстоятельствам. Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате жизни. Дальнейшее существование становится бес­смысленным, и она накладывает на себя руки).

- Как, по-вашему, относится автор к самоубийству героини?

- Что узнаем мы об Эрасте из финала повести? Произошло ли очищение души?

- Делаем вывод: на примере жизни Эраста Карамзин показывает, какую большую роль играет чувство любви в формировании чело­веческой личности, но и предупреждает о не­обходимости рассудка в любви.

- В чьи уста вкладывает писатель эти размышления? ( Матери Лизы и Повествователя. Они люди зрелые, мудрые, лучше знают жизнь, понимают, что человек строит свое счастье на гармонии чувства и разума. )

- Как понимать финальную фразу повести?

- Для достижения максимального прав­доподобия Карамзин связал сюжет своей по­вести с конкретными местами тогдашнего Подмосковья. Домик Лизы расположен на бе­регу Москвы-реки, неподалеку от Симонова монастыря. Свидания Эраста и Лизы проис­ходили возле Симонова пруда, который пос­ле повести Карамзина получил название Лизиного пруда. В духе сентиментализма автор соединяет описание природы с изображени­ем мыслей и настроений человека.

- Обратимся к пейзажу, как он связан с другими сторонами повествования?

- В чем смысл заглавия?

(Карамзин учит ценить человека не по сословной принадлежности, а за душевное богатство, проявляемое в любви. Учит ответственности за свои поступки).

1.Найдите слова и выражения, характеризующие героев, заполните таблицу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: На примере повести "Бедная Лиза" познакомить учащихся с литературным направлением - сентиментализм.

урока литературы

Учитель русского языка и литературы

I. Орг. момент.

II. Подход к теме. Повторение материала предыдущих уроков.

Мы изучили творчество Фонвизина, Ломоносова, Державина. Что объединяет этих писателей?

(принадлежность к классицизму)

- Вспомните черты классицизма.

- Культ разума, долга

- Общественная и гражданская тематика

- Соблюдение литературных норм и правил

- Индвид.раб.со слабыми уч-ся(карт)

III. Изучение новой темы

1) Беседа по содержанию повести.

1. Кто герои произведения?

(Главная героиня – Лиза. Автор называет ее прекрасной, любезной, робкой. Отец ее был очень трудолюбивый человек, и семья жила в достатке. Но скоро он умер. Мать Лизы от горя слегла. Пришлось 15- летней Лизе взять все хлопоты о себе и матери на себя. Она ткала холсты, вязала чулки, собирала цветы, ягоды и продавала в Москве.

2. Как развивались их отношения?

(Лизе исполнилось 17 лет, когда она однажды встретилась с Эрастом. Он купил у нее цветы. На другой день он пришел к Лизе в дом и заверил старушку – мать, что будет сам покупать все, что продает Лиза. Мать была рада, так как это избавляло ее от волнения за Лизу, когда та уходила в город продавать.

На следующий день Лиза мечтала о новой встрече с Эрастом, сидя на берегу. Вдруг, как в сказке, действительно перед ней появился он. В этот день они признались друг другу в любви и стали встречаться всякий день. Любовь их разгоралась день ото дня.)

3.Какой момент повести вы считаете кульминационным и почему?

(Однажды Эраст объявил Лизе, что едет в поход. Через 2 месяца, Лиза неожиданно встретила его в Москве, куда приехала за лекарством для мамы. Она бросилась к нему. Он привел девушку в свой дом, в кабинет и сказал ей, что он должен жениться на другой, а она должна его забыть. Дал ей 100 рублей и велел слугам выпроводить.)

4. Как разрешается конфликт в повести?

(Лиза, потрясенная обманом Эраста, бросилась в озеро и утонула)

- Итак, можно ли считать, что в этом произведении присутствует культ разума? А что? (чувство) Подберем однокоренные слова(чувствительный). Синонимы к этому слову? (эмоциональный, сентиментальный)

- Какая тематика произведения? (любовная)

- Соблюдены ли литературные нормы? (нет)

- Таким образом, речь идет о литературном направлении – сентиментализм.

Заполняется вторая половина доски:

- Нарушение литературных норм и правил классицизма

- Итак, на примере повести Карамзина мы можем говорить о новом литературном направлении – сентиментализме. Запишите вторую тему урока.

Откройте учебник на стр. 62 (Работа с учебником)

1) Сравнительная характеристика классицизма и сентиментализма:

Критерий сравнения

Сентиментализм

Воспитание человека в духе верности государству, культ разума

Основная идея

Стремление представить человеческую личность в движениях души

Основная тематика

Строгое деление на положительных и отрицательных, однолинейность

Герои и характеры

Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям

Роль пейзажа

Средство психологической характеристики героев

Трагедия, ода, эпопея; комедия, басня, сатира

Основные литературные жанры

Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия

Город, в котором происходят описываемые события? (Москва)

Главные герои повести. (Лиза, Эраст, мать Лизы)

Какие цветы и по какой цене продавала Лиза весной в Москве? (ландыши, 5 копеек)

Стакан какого напитка выпил Эраст из рук Лизиной матери? (молоко)

О чем договаривается Эраст с Лизиной матерью, чтобы оберечь девушку от походов в город? (о продаже ее работ Эрасту)

Прошло несколько недель. Причина покрасневших от слез глаз Лизы? (сватовство сына богатого крестьянина из соседней деревни)

Сколько дней подряд Эраст не приходил к Лизе?(5)

Что поведал Эраст Лизе, придя к ней после долгого отсутствия? (он идет на войну, отправляется в поход)

Прошло два месяца. Лиза отправилась в Москву за розовой водой. Что произошло в этот день? (Лиза встретила Эраста)

Как поступила Лиза со злополучными 100 рублями, которыми хотел откупиться Эраст? (отправила их матери вместе с известием о своей смерти)

Как сложилась жизнь Эраста? (он до конца дней своих был несчастлив)

2)Сопоставление героев

Найдите слова и выражения, характеризующие героев, заполните таблицу.

Прекрасная душой и телом, редкой красоты, трудилась день и ночь, любезная… крестьянка.

Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии…

Сделайте вывод о том, только ли социальные барьеры разделяют героев. (Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры.)

Определяем по тексту повести, какие ценности значимы в каждом из миров героев. Два ученика записывают на доске версии, предлагаемые учащимися. На доске и в тетради фиксируется запись:

деревня идиллия природа цветы ландыши старушка-мать чувства слёзы пастушок

деньги обман город рассудок большой свет алчность Москва громада

3)Образ Лизы.

-Расскажите о Лизе. Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее родители?

- Какими эпитетами наделяет автор свою героиню?

- Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью?

- В чем Лиза видит свой долг перед матерью?

- Чем занималась Лиза целыми днями?

Работала: продавала ландыши и ягоды; вязала чулки; ткала холсты.

- А почему Лизе пришлось работать?

Потому что отец (Иван) умер. До смерти он много работал, был зажиточным поселянином, пахал землю, вел трезвый образ жизни.

- Что можете сказать о матери Лизы?

-Как, по-вашему, она воспитывала дочь?

- С какой целью образ матери Лизы введён в повесть?

4) Образ Эраста.

- Расскажите об Эрасте. Каким предстал он перед вами, перед матерью Лизы? На ваш взгляд, Эраст – это положительный или отрицательный герой?

- Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?

Вел рассеянный образ жизни. Думал о своем удовольствии; искал его в светских забавах, но не находил; скучал и жаловался на судьбу.

- При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?

Лиза продавала в городе ландыши. Он хотел купить за 1 рубль, а она просила за 5 копеек.

- Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?

Лиза – с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем.

Он – с розовыми губами.

- Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?

Он узнал, что любим страстно новым, чистым, открытым чувством.

Лиза была влюблена, и все ей казалось красивым и прекрасным. Чисты и непорочны были их чувства.

5) Взаимоотношения героев.

- Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?

- Вы тоже считаете, что родители не должны знать о таких встречах?

Обязательно должны знать, с кем встречается их дочь.

- Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?

- О чем предупреждает автор Эраста?

-Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?

- Каково отношение автора к Лизе?

- В каких словах автора звучит оценка поступку героя? Осуждает ли он Эраста?

- Чем закончились отношения героев?

Эраст сообщает, что женится на другой; дает Лизе 100 рублей и просит слугу вывести Лизу из кабинета.

-Какова судьба героев? Был ли счастлив Эраст?

Лиза бросается в пруд, так как Эраст обманул ее, воспользовавшись ее молодостью и доверчивостью. А Эраст, обанкротившись, вынужден был жениться на старой вдове. Эраст несчастлив, так как женился без любви.

IV. Заключение

-Как вы думаете, осуждает ли автор свою героиню за самоубийство? (Нет. Он убежден, что всякое страдание получит награду).

V. Рефлексия

- Дайте характеристику образу рассказчика? (Образ автора-повествователя включён в образную структуру повести на правах ее полноценного героя и действующего (говорящего) лица, — это своеобразный эстетический центр всей повествовательной структуры, к которому стягиваются все ее смысловые и формальные уровни, поскольку автор-повествователь — это единственный посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом. Рассказчик задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции передаются читателю).



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Сегодня на уроке мы:

· проследим в ней основные признаки сентиментализма;

· узнаем, что нового привнёс Карамзин в русскую литературу.


Вскоре повесть вышла отдельной книгой и постоянно переиздавалась. Ею зачитывались.

Противники повести привозили туда подопечных с воспитательной целью. Они показывали, что автор приукрасил реальность. Например, вместо красивой берёзовой рощи на берегу росла одна жалкая берёзка.

Молодым людям зачитывали едкие эпиграммы:

Кроме Лизиного пруда на карте Москвы появились Лизина слободка, Лизина площадь, которая находилась недалеко от пруда и Лизин тупик, который к этому пруду вёл.


Одно за другим выходили подражания. Все они повторяли сюжет Карамзина.

Черты героини Карамзина и мотивы повести мы можем видеть в творчестве

Пушкина, Достоевского и Толстого.

Давайте вспомним основные признаки сентиментализма.

В центре произведения – изображение внутреннего мира человека, его чувств. Эмоции и настроения человека описываются очень подробно.

Основная тема – любовь.

Герои сложные. Нет строгого разделения на положительных и отрицательных.

Утверждается внесословная ценность человека. Душа человека показывается через мир природы. Природа идеальна. Воспевается её первозданная чистота. Город противопоставлен деревне и считается средоточием грехов.

В тексте прямо показана авторская позиция. Автор – посредник между читателем и героями истории.

Обратимся к началу повести. Карамзин пишет:

Пейзажи Москвы и её окрестностей мы видим глазами автора-рассказчика. Он всё время обращается к читателю или героям повести.


Более того, автор говорит, что лично знаком с одним из героев повести и услышал историю бедной Лизы от него. Карамзин стремится передать свои чувства и мысли читателю прямо.

А теперь посмотрим на сюжет повести.

В основе повести лежит сюжет о несчастной любви крестьянки и аристократа. Сюжет этот не новый. Новым было то, Карамзин вывел на первый план простую крестьянку, а не дворянина. Он заставил читателей сочувствовать ей.

Писатели-сентименталисты стремились передать движения души человека. Карамзин это делает мастерски. Он не только описывает эмоции, но и тонко подмечает их внешние проявления.


В истории Эраста и Лизы автор сталкивает два мира. Они резко противопоставлены друг другу.

Мир Эраста – Москва, которую автор ещё во вступлении называет алчной. Мать Лизы боится отпускать дочку в город и каждый раз молится, чтобы Лизу никто не обидел там.

Каким же мы видим героя повести?


Все неблаговидные поступки он совершает из-за слабости характера. Карамзин создаёт сложного, неоднозначного героя.

Мир Лизы и её матери – сельская идиллия. Они живут на лоне природы, зарабатывают на жизнь честным трудом, исключительно добры, невинны и чисты.


Автор постоянно подчёркивает связь Лизы с природой. Объяснение в любви, которое сделало Лизу счастливой, случилось прекрасным майским утром.


Вспомним, что сентименталисты утверждали ценность страданий. По их мысли, страдания делают человека лучше. А всякое страдание должно вознаградиться.

Точно так же он не осуждает Эраста. Эраст сам погубил себя. Он проиграл своё состояние, женился без любви на богатой вдове и был несчастен до самой смерти. Эраст страдал и каялся в смерти Лизы, поэтому заслуживает прощения, уверен автор.


Читайте также: