Конспект урока барышня крестьянка 9 класс школа 8 вида

Обновлено: 20.05.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обучающиеся научатся анализировать прочитанное произведение.

2.Формировать умение анализа художественного текста.

3.Воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, внимание к художественному слову; воспитывать уважение к чувствам человека.

1. Оргмомент.

2.Слово учителя

. Начиная чтение, давайте обратим внимание на ее заголовок и эпиграф. Как вы можете объяснить заголовок? Каково лексическое значение слов барышня и крестьянка? (Барышня – девушка из высшего сословия; крестьянка – из низшего.)

- Что дает совмещение этих слов? (Совмещая противоположные понятия, Пушкин интригует читателя уже названием произведения. Прием антитезы Пушкин использует на протяжении всего произведения.)

ВЫВОД: Судя по названию и эпиграфу, главной героиней будет девушка, показанная в противоречивой ситуации и сохранившая в ней высокие нравственные качества.

3. Чтение повести учителем.

Анализ персонажей повести начнем со старшего поколения (отличия):

Иван Петрович Берестов

Григорий Иванович Муромский

1.Ведет хозяйство на русский манер:

Отметим иронию Пушкина в описании отношений Берестова – старшего и Муромского. В их изображении Пушкин использует прием антитезы.

Однако, несмотря на отличия, у них много общего:

1.Иван Петрович Берестов – русский дворянин, ведущий хозяйство по русскому образцу.

2. Оба были женаты по любви и овдовели, оставшись с одним ребенком.

Благодаря общности жизни Берестов – старший и Муромский смогли найти в конце концов общий язык и помириться.

Младшее поколение

1.Характеристика персонажа, портрет:

«Он был воспитан в *** университете и намеревался вступить в военную службу, но отец на то не соглашался…Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай (атрибут военного).


«Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу…барышень. Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы. Все это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нем с ума.

1.Характеристика персонажа, портрет:

-Почему Лиза решила переодеться крестьянкой, разве она не могла очаровать Алексея в своем истинном обличии?

Алексей носит маску страдающего влюбленного, холодного ко всем барышням, потому что это модно в обществе, а с простыми крестьянками весел, мил, играет в горелки. С ними не нужно надевать маску, можно быть самим собой. Таким Алексей больше интересен Лизе.

- Почему Алексей и Лиза полюбили друг друга?

Лиза была слишком необычна для простой крестьянки: чувство собственного достоинства (даже самолюбие), незаурядный ум, легкость в общении и в то же время неприступность и принципиальность.

Все это говорит о высоких душевных качествах Алексея

Незаурядность Лизы-Акулины вызвала сильные чувства.

Работа в группах

Учащиеся рисуют маски персонажей повести и словесно их описывают.

Муромский – франт – англичанин (английская манера речи, монокль на глазу).

Лиза – две маски: смешной размалеванной француженки и крестьянки Акулины.

Истинное лицо, свои настоящие душевные качества герои повести прячут под масками. Однако некоторые маски, наоборот, подчеркивают красоту души персонажей.

Работа над композицией и сюжетом повести

- Как произошло последнее объяснение Алексея и Лизы? (Случайно, Алексей хотел объясниться с Лизой, рассказать о своей любви к Акулине и застал Лизу в своем истинном обличии.)

- А какова вообще роль случая в повести? Давайте перечислим случайности, которые двигают повесть. Так ли они случайны? Рассмотрим композицию. Напомним, как строится композиция:

Урок по теме

знакомство с повестью А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка".

Развивающие: совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа художественного произведения; развивать умения обобщать полученные знания, проводить аналогии.

Воспитывающая: воспитать любовь и уважение к творчеству Пушкина, гордость за свою литературу и свою нацию, воспитать нравственные качества у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания.

І. Проверка усвоения изученного материала.

1. Проверка домашнего задания

Вопросы: Посмотрите внимательно на доску, вспомните материал предыдущих уроков и ответьте:

· Что обозначают эти цифры:

9 сентября 1830 года

14 сентября 1830 года

20 сентября 1830 года

14 октября 1830 года

20 октября 1830 года.

· Что объединяет эти повести? ( Покойный Иван Петрович Белкин. Повести Белкина объединены одной общей темой - темой судьбы. Ведь в каждой повести встреча героев неслучайна).

Вашему вниманию предоставляется конспект урока по чтению и развитию речи на тему А.С. Пушкин "Барышня-крестьянка" подготовленного для учащихся 9 класса VIII вида, обучающихся по программе специального коррекционного образования. Описан материал, который необходим для урока, предоставлены картины Василия Поленова "Заросший пруд", Исаака Левитана "Берёзовая роща", а также иллюстрации по сюжету. В структуре урока соблюдены основные этапы урока:организационный момент, проверка домашнего задания, зна.

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор Петрова А.А.
Дата 14.12.2014
Формат docx
Изображения Есть

For-Teacher.ru - все для учителя

Конспект урока по чтению и развитию речи

ГБОУ Верхне-Авзянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида

Конспект урока по чтению в 9 классе VIII вида на тему А.С.Пушкин Барышня-крестьянка.

Тема: А. С. Пушкин

- продолжать знакомить с нравственными устоями прошлого;

- учить передавать эмоциональную окраску разговорной речи, описания природы, событий;

- воспитывать на примере героев повести правилам нравственных норм поведения.

Материал: карточки - схемы, фонограмма со звуками леса. Картины

2.1 Над каким произведением мы работаем?

(повесть «Барышня-крестьянка написал Александр Сергеевич Пушкин)

- Где и когда происходит действие повести?

( действие происходит в 19 веке в одной из отдалённых губерний)

- Назовите главных героев повести

( Иван Берестов - дворянин, Алексей Берестов - сын Берестова,

Григорий Муромский - русский барин, Лиза - дочь Муромского, он

Как проказничал в своей деревне Муромский?

Какие постройки, кроме господского дома, были в усадьбе?

Что было вокруг усадьбы?

Чем занимались крестьяне? Какими профессиями они должны были овладевать?

Как развлекались господа?

Как проказничал в своей деревне Муромский?

Какие постройки, кроме господского дома, были в усадьбе?

Что было вокруг усадьбы?

Чем занимались крестьяне? Какими профессиями они должны были овладевать?

Как развлекались господа?

- Как проказничал в своей деревне Муромский?

2.2 На доске портреты Муромского и Берестова, Лизы, Алексея. карточки со словами, определяющие черты характера этих героев.

- Ребята, давайте назовем героев повести и дадим им краткую характеристику (даю ребятам на выбор по - одному конверту со словами - характеристиками. Дети должны сориентироваться и расположить их под портретом на доске).

2. 3 Чтение по ролям. (на доске иллюстрация того эпизода, который будут читать по ролям!

- Какой момент повести изображен на иллюстрации? (чтение по ролям)

- Почему Лиза боялась пойти на встречу с Алексеем открыто, не притворяясь крестьянкой?

3. Знакомство с новым материалом.

3.2 Выразительное чтение отрывка учеником

- Случайно ли Пушкин для встречи выбрал раннее утро, когда Лиза пошла на встречу с Алексеем? (утро зарождение нового дня, что произойдет в течение дня - никому не известно, так и Лиза не знает, к чему приведет ее встреча с молодым барином).

Обратите внимание, у Пушкина нет ни одного случайного слова или фразы.

4.1 Чтение отрывка учителем с комментариями. (Фонограмма со звуками леса.)

4.2 Работа по картинам художников В. Поленова, И. Левитана.

5. Работа со словарем настроения.

- Как вы думаете, для кого эта встреча будет неожиданной?

- С какой интонацией нужно будет читать слова Алексея? Лизы? Автора?

5.1 Словарная работа. (над словами и выражениями из диалога на усмотрение учителя).

6. Чтение по ролям.

6.2 - Что же произошло с Алексеем? Влюбился? Почему?

Чем же привлекла его Лиза - Акулина?

Влюбился, потому что крестьянка?

Барышни уездные, хоть и милые, но … все похожи? Может быть.

7. Работа по тексту.

-Найдите отрывок, где описываются размышления Лизы после свидания с Алексеем.

- А, что думал после встречи Алексей Берестов?

- Сравните оба размышления.

- Найдите последний абзац, прочитайте его. Ответьте на вопрос - в чем было препятствие браку Лизы и Алексея?

Ответить на вопрос 5 задания к главе.

10. Рефлексия: Поднимите смайлик, который более точно выражает ваше настроение, с которым вы уходите с урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Познакомить с повестью А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка".

2. Выявить жанровые особенности повести "Барышня-крестьянка".

3. Проверить внимательность учащихся в чтении большого произведения.

4. Развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения

* Развивающая - развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации.

* Обучающая - развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть его взаимосвязи и закономерности.

* Воспитывающая - воспитание любви и уважения к творчеству Пушкина, гордости за свою литературу и свою нацию, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений Пушкина, их проблематики и идейного звучания.

Эпиграфы к уроку:

"Повести Белкина" - это драгоценный памятник

благородного образа мыслей и трогательного дружества.

Пушкин…унес с собою…великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем.

Оборудование урока: компьютер, слайд-презентация, тексты произведения, словарь Ожегова, репродукции русских художников.

Новые слова: пейзаж, дворянство.

Дворянство - в феодальном и позднее в капиталистическом обществе: привилегированный господствующий эксплуататорский класс из помещиков и выслужившихся помещиков.

Пейзаж –1) вид какой-либо местности;

2) рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание природы в литературном произведении.

I. 1.Литературная разминка. (Об авторе). Какому автору принадлежат произведения, отрывки из которых сейчас прозвучат:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Жил старик со своею старухой

у самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Вот из моря вылез старый Бес:

"Зачем ты, Балда, к нам залез?"-

"Да вот веревкой хочу море морщить

Да вас, проклятое племя, корчить".

2. Слово учителя.

Да, это были отрывки из литературных сказок А.С. Пушкина. А как вы узнали, что это литературные, а не народные сказки? (Указан автор, они стихотворные.)

Кто такой Белкин, и почему его повести оказались в руках у А.С. Пушкина?

(Проверяем ответы по слайду № 7,8,9, 10 и записываем в путевой лист)

Информация для учителя.

Оказывается, Пушкин написал свои повести не в той последовательности, в какой потом расположил их.

В “Повестях Белкина” (и в повести “Станционный смотритель”, и в повести “Метель”, и в повести “Барышня-крестьянка”) Пушкин показывает жизнь такой, какой она была в то время, ничего не выдумывая, не украшая её. Он рассказывает о жизни разных классов и сословий русского общества: о мелких чиновниках, о городской бедноте, о провинциальном дворянстве.

Вопрос классу:

Что вы знаете о первой половине 19 века?

( Примерные ответы: крепостное право; существует два класса : дворянство и крестьяне)

Существовало дворянство столичное и поместное. Большая часть дворянства предпочитала шумным городам жизнь в уединенных уголках России. Сам Пушкин предпочитал Михайловское, Болдино Москве и Петербургу. Ему среди деревенского пейзажа лучше писалось. О пушкинской эпохе мы много знаем из художественной литературы, мемуаров, исторических очерков.

Экскурсия по поместью (Слайды № 12, 13, 14, 15)

3. Знакомство с новым материалом.

Но вот перед нами другое произведение, которое вошло в “Повести Белкина”. Произведение удивительно легкое, радостное. Новое для вас понятие.

Итак, ребята мы с вами встретили новое для вас понятие-повесть.

- Как мы озаглавим в тетради этот этап нашей работы?

(Жанровые особенности повести.) ПРЕЗЕНТАЦИЯ

II. Работа в тетрадях. Запись слайда

Запись в тетради приобретает следующий вид:

1 В повести происходит много событий в жизни главного героя.

2. В повести много действующих лиц, но главных героев 1-2.

3. В повести одна сюжетная линия, связанная с главным героем.

4. Характер героя не меняется.

5. Повести могут быть лирическими, бытовыми, сатирическими, юмористическими, фантастическими, историческими и т.д.

6. Объем не имеет значения: повести бывают и большими и небольшими.

7. Важен образ повествователя.

Словарная работа: ( слайд № 17) Задание для путевого листа:

3.2 Выразительное чтение отрывка учеником

- Случайно ли Пушкин для встречи выбрал раннее утро, когда Лиза пошла на встречу с Алексеем? (утро зарождение нового дня, что произойдет в течение дня – никому не известно, так и Лиза не знает, к чему приведет ее встреча с молодым барином).

Обратите внимание, у Пушкина нет ни одного случайного слова или фразы.

4.1 Чтение отрывка учителем с комментариями. (Фонограмма со звуками леса.)

4.2 Работа по картинам художников В. Поленова, И. Левитана.

5. Работа со словарем настроения.

- Как вы думаете, для кого эта встреча будет неожиданной?

- С какой интонацией нужно будет читать слова Алексея? Лизы? Автора?

5.1 Словарная работа. (над словами и выражениями из диалога на усмотрение учителя).

6. Чтение по ролям.

6.2 - Что же произошло с Алексеем? Влюбился? Почему?

Чем же привлекла его Лиза – Акулина?

Влюбился, потому что крестьянка?

Барышни уездные, хоть и милые, но … все похожи? Может быть.

7. Работа по тексту.

-Найдите отрывок, где описываются размышления Лизы после свидания с Алексеем.

- А, что думал после встречи Алексей Берестов?

- Сравните оба размышления.

- Найдите последний абзац, прочитайте его. Ответьте на вопрос – в чем было препятствие браку Лизы и Алексея?

- А теперь самое главное: кто рассказывает читателю историю Лизы и Алексея? А.С. Пушкин? Присутствует ли он как действующее лицо? Найдите знак присутствия автора-повествователя. Итак, повесть входит в цикл "Повести Ивана Петровича Белкина". А.С. Пушкин не только их написал, но еще и выдумал автора-повествователя Белкина. Но мы с таким явлением в литературе уже встречались. Где? ( У Гоголя.)

- А.С. Пушкин, конечно, чувствуется в тех точных и выразительных характеристиках - оценочных словах, которые он придает каждому персонажу.

VI. Итоговое слово учителя.

- Почему повесть называется "Барышня - крестьянка"?

 Какой художественный образ эпохи создал Пушкин в повести “Барышня-крестьянка?” (эпоха радости, любви, счастья ,праздника).

 Это было нормой жизни в ту эпоху? (Нет. Норма жизни – трагедия Самсона Вырина).

 Значит, идеализировал эпоху? Крестьянская девушка Настя и дочь помещика Лиза – подруги. Помещик Алексей Берестов играет в горелки со слугами и готов жениться на дочери кузница Акулине. Нет, Пушкин не идеализировал. Он хотел, чтобы нормой была жизнь таких помещиков, как Берестов и Муромский. Это то, к чему нужно стремиться. Ведь эта повесть о вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красоте природы, красивых человеческих отношениях без обмана, без притворства. Пушкин звал к этому.

Ответить на вопрос 5 задания к главе.

10. Рефлексия: Поднимите смайлик, который более точно выражает ваше настроение, с которым вы уходите с урока.

Читайте также: