Конспект урока б пастернак опять весна

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, программа Power Point. презентация к уроку, таблицы цветовосприятия, рефлексия.

I. Оргмомент

– Доброго всем утра, удачного дня и хорошего настроения!

II. Настрой на работу

– Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Каждый урок – это частичка вашей жизни, а в жизни важно, чтобы рядом был друг, близкий человек, способный понять и подарить своё тепло. Возьмитесь за руки, соедините ладони, почувствуйте тепло своих рук, своих сердец. Улыбнитесь друг другу.
– На сегодняшнем уроке я приглашаю вас к разговору о творчестве, давайте поговорим о прекрасном и о тех людях, которые умеют видеть это прекрасное и передавать нам в своём творчестве.

III. Поэтическая разминка (домашнее задание)

– Я просила вас дома перечитать поэтические произведения и отобрать то стихотворение, которое ближе вам, понятней, ярче и затронуло ваше сердце, ваши чувства. Но прежде прочтите эпиграф к нашему уроку:

Стихи не пишутся – случаются
Как чувства или же закат…

У: Как вы понимаете эти строки?
Д: Стихи рождаются в душе поэта, когда он испытывает какие-то чувства, когда к нему приходит вдохновение, муза, озарение.
У: А какие чувства испытывают люди?
Д: Любовь, ненависть, радость, грусть, печаль, разочарование, одиночество, тоска, тревога…

Дети читают наизусть отобранные дома стихи, аргументируя свой выбор. Учитель читает наизусть отрывок из стихотворения А. Ахматовой:

Я научилась просто мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго пред вечером бродить,
Чтобы унять ненужную тревогу…

Комментарий учителя: Стихи А. Ахматовой мне очень близки по духу и на протяжении всего урока мы будем обращаться к её творчеству.

IV. Работа по теме урока

1. Актуализация знаний

2. Знакомство с творчеством Б.Пастернака

У: Опять весна. Вы правы. На сегодняшнем уроке я хочу познакомить вас с удивительным поэтом – Борисом Пастернаком. 10 февраля 2010 года ему бы исполнилось 120 лет.
Прожил Б. Пастернак 70 лет. Сегодня первая ступенька, первое познание поэта. (слайд 6)

– Я хочу вас удивить… Мама Б. Пастернака была известной пианисткой и с детства сумела привить маленькому Борису любовь к музыке. И он увлёкся музыкой, буквально влюбился в неё. Сам сочинял музыкальные произведения и даже мечтал о композиторской деятельности. Так было до 11 лет. Но в жизни часто всё меняется. Нам Борис Пастернак известен как поэт, необычный поэт. В чём же спросите вы его необыкновенность. Я вам отвечу так: бывает поэзия описательная (описывает явления природы, происходящие действия, события), а бывает поэзия необыкновенно чувственная. Вот именно такая, как у Бориса Пастернака. Иными словами такая поэзия называется метафорической поэзией.

– Вот бы научиться видеть и чувствовать как Б. Пастернак. Попробуем.

4. Анализ произведения – смысловое содержание + анализ литературных приёмов

  • обрывки речей – недослышанное;
  • порой прошлогодней – в прошлом году;

Лампой висячего водопада
К круче с шипением пригвождена…

Д: Водопад сравнивается с огромной лампой, его мощный поток срывается со скалы с шипением, озаряя (освещая) всё вокруг. Поэтическая метафора. (слайд 15)

  • логическое ударение
  • паузы
  • темп
  • интонация
  • рифма

У: Найдите и подчеркните в тексте рифмующиеся слова. Прочтите что получилось?
Д: Основной сюжет стихотворения.
У: Найдите в тексте момент наивысшего напряжения. Как называется такой приём?
Д: Кульминация.

V. Релаксация

У: А сейчас закройте глаза, Опустите головы, представьте себе происходящее в произведении Б. Пастернака. Попытайтесь мысленно нарисовать образ весны, прочувствуйте её наступление.

VI. Выразительное чтение стихотворения детьми

VII. Цветовосприятие

У: Художник для создания образа пользуется красками, музыкант с помощью нот создаёт эти образы, поэты умеют подобрать такие нужные слова, при помощи которых мы проникаемся его мыслями и чувствами.
– Давайте попробуем совместить работу художника, музыканта и поэта. При помощи красок выразим это стихотворение. Как вы его представляете в цветовой гамме.
– У вас на партах лежат таблицы восприятия. Вдумайтесь, в каком цвете вы видите 1 куплет, второй и третий. (Работа с таблицами цветовосприятия).

(Затем дети анализируют выполненную работу).

VIII. Итог урока

IX. Рефлексия

У:

Пусть в душе всегда звучит весенняя музыка
Звонкая, как журчание ручья,
Радостная, как пение птиц,
И нежная, как слова любви…

У: Наш урок подошёл к концу. Спасибо за активную работу на уроке.

Автор: Андреева Татьяна Александровна

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Топки

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Задачи:

ï дать представление о картинах наступления весны, связывая чтение с непосредственными наблюдениями;

ï учить детей наблюдать за развитием чувств и переживаний автора, раскрывать основное настроение стихотворения;

ï совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения; продолжить формировать умение переводить информацию, воспринятую на слух в зрительные образы и обратно в словесную форму;

ï обогащать словарный запас, развивать образное мышление, творчество, воображение, навыки наблюдения, сравнения.

ï развивать эмоциональную сферу детей, умение видеть прекрасное в поэзии;

ï воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты

ï формировать уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения; формировать навык самоконтроля учебной деятельности; ï формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру. Познавательные УУД:

ï осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач; понимать и принимать информацию; ï определять главную мысль произведения, особенности построения, обосновывать своё мнение, проводить анализ, выполнять задания поискового характера.

ï организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений); ï принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; определять и формулировать цель деятельности на уроке.

ï осознанно и произвольно − строить речевое высказывание в устной форме;

ï аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, учебная игра, диалог);

ï вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах;

ï допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Мотивация к деятельности.

Здравствуйте, ребята!! Сегодня на уроке мы с вами снова отправимся в чудесный мир поэзии, где вы обязательно откроете для себя новую, интересную страничку. Улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением приступим к работе.

3.Актуализация знаний.

-У вас на партах небольшие тексты. Прочитайте их самостоятельно и подумайте, какое время года в нём описывается.

Природа пробуждается от зимнего сна. Постепенно сходит снег, но земля недолго остается черной и голой. Как только чуть потеплеет, отовсюду начинает пробиваться молодая ярко-зеленая трава, на деревьях набухают почки, которые скоро превратятся в маленькие листочки. На водоемах быстро тает лед. Льдинки качаются на воде, пока совсем не исчезают. Небо обычно чистое, голубое, и по нему быстро плывут снежно-белые облака, похожие на животных - льва, черепаху, различные предметы, даже лица людей.

(Ответы учащихся.)( СЛАЙД)

-О весне сложено очень много стихов. Давайте произнесём слово весна отчётливо и выразительно. Что слышится вам в этом слове? ( Таяние снега, капель, журчание ручья, пение птиц, появление первых листочков).

4. Формулирование темы урока, целей.

- Отталкиваясь от темы, сформулируйте задачи урока.

Что нам предстоит сделать на уроке?

Познакомиться… (с поэтом, новым произведением)

Проанализировать… (прочитанный текст, найти художественные средства) Понять …. (настроение, чувства поэта)

Научиться… (выразительно читать)

Применить… (свои знания в различных ситуациях).(СЛАЙД)

5. Исследование нового знания, открытие нового способа, поиск решения задачи

1.Знакомство с биографией поэта, его творчеством.

Прочитайте воспоминания современников о творческой личности,имя которой пока остаётся загадкой, запишите в тетрадь понравившееся, привлекшее внимание высказывание.

-Интерес к имени загадочной личности нарастает?

Борис Пастернак родился 10 февраля 1890 года. Будущий поэт родился в творческой семье. Отец Леонид Осипович пастернак- художник, академик Петербургской Академии художеств. Мать Розалия Исидоровна Пастернак-пианистка. У Бориса был Брат Александр и сёстры Жозефина и Лидия.

Семья пастернаков поддерживала дружбу с известными художниками И.И. Левитаном, М.В. Нестеровым, и др., в доме бывали музыканты и писатели. В 13 лет под влиянием А.Н. Скрябина Пастернак увлёкся музыкой, которой занимался 6 лет и даже сохранились его музыкальные сочинения. После ряда колебаний он отказался от карьеры музыканта и композитора. В 1908 году поступил на юридическое отделение Московского университета. Борис Пастернак нам известен как писатель, переводчик, один из крупнейших поэтов ХХ века, лауреат Нобелевской премии.

Работа по учебнику.

Откройте учебники, найдите тему урока.

2.Первичное восприятие текста

СЛАЙД Аудиопрослушивание (СЛАЙД)

3. Проверка первичного восприятия

-О чём стихотворение? (Это стихотворение о ранней весне)

Какое настроение поэта вы почувствовали?

-Что он чувствует?

( восхищение, печаль ,тревогу, спокойствие ,ликование, грусть, восторг, полёт, изумление, тревогу, одиночество и безысходность, торжество, радость, обновление, лёгкость.

( Смешанные чувства : восторг и уныние, радость и грусть, одиночество и безысходность

Какие чувства у вас вызвало это стихотворение? ( Те же самые!)

- С помощью чего поэту удалось не только передать своё настроение, но и вызвать такой же отклик в нас? Это главный вопрос, на который мы попробуем ответить в конце урока после анализа стихотворения .

4.Многократное перечитывание текста с последующим анализом.

- Прочитайте стихотворение для себя и подчеркните незнакомые слова. А) Словарно-лексическая работа. (Выяснение значения непонятных слов)СЛАЙД

сызнова - опять, снова

запруда - сооружение, преграждающее течение воды

телогрейка - стёганая ватная куртка

чад - удушливый дым

быстрина - место быстрого течения в реке

круча – обрыв, крутой спуск

Б) Прочитайте каждую строфу (Строфы – части стихотворения) еще раз. Какими мыслями делится герой стихотворения в каждой строфе?

1 строфа - Что для поэта наступление весны? Это что-то обычное, что повторяется из года в год? Или же это чудо, которое происходит прямо на глазах?

-Посмотрите на первую строфу. К какому приёму прибегает поэт, чтобы передать волнение своего героя? ( К повтору)- Давайте прочитаем первую строфу вслух, передавая взволнованность и восхищение (2 ученика)

2 строфа- Прочитайте про себя. Найдите повторяющиеся слова в начале строчек .Как вы думаете ,почему автор , так часто повторяет слово ЭТО.

Найдите в учебнике мнение Миши и Кости ( дети читают мнение)

Работа в парах

( Прочитайте 2 строфу своему соседу по парте по очереди, показывая всё торжество весны)

3 строфа-.Прочитайте про себя. Поготовьтесь читать вслух, выделяя звуки, которые передают движение воды ( 2- 3 ученика)(р/л)

Работа с Пунктуационными знаками.

-Каких знаков много? (Вопросительных)

- Где появляется многоточие?

-Почему? ( Герой многое ещё мог бы сказать, но все слова не могут передать то, что происходит в душе).

- Благодаря чему же автору удается передать свое настроение, а нам прочувствовать то же самое? (Звукам и знакам препинания ).

ФИЗМИНУТКА

В)Работа в парах по таблице

- Какие образные средства помогли автору создать яркий образ времени года?

это литературный прием, когда неживому предмету придают качества, способности, черты живого предмета.

Определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.Выражается преимущественно именем прилагательным

обрывки речей – недослышанное;

порой прошлогодней – в прошлом году

Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит названное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака

Водопад сравнивается с огромной лампой, его мощный поток срывается со скалы с шипением, озаряя (освещая) всё вокруг. Вышел из рощи снова ручей Это снегурка у края обрыва…Действие чар,удивляющее всех

приём, при котором сталкиваются противоположности

Лампой висячего водопада

К круче с шипеньем пригвождени

- Заполните таблицу ( третий столбик пустой,заполняется детьми)

Г). Подведём итог.

- Вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока: с помощью чего поэту удалось не только передать настроение, но и вызвать такой же отклик в нас? ( С помощью звуков, знаков препинания, выразительных средств

6.Моделирование ситуации

1.Выразительное чтение стихотворение.

-Прочитайте всё стихотворение и постарайтесь передать все чувства и эмоции автора, восхищение и взволнованность, и конечно же торжественность весны.

-Давайте вспомним критерии чтения ( слайд)

  • Паузы
  • Интонация
  • Настроение
  • Темп
  • Сила и громкость
  • Правильность

7. Применение нового знания

-А теперь представим себя поэтами .Предлагаю вам подобрать слова или рифмы, которые могли бы быть использованы в стихотворении о весне. Перед вами трудная задача: надо найти самые яркие, красивые, а может и неожиданные слова.

Образец: 1.Весна, снежок, солнце, небо …

2. Тёплая, яркая, ранняя, бурная…

3. Тает, бегут, журчат, звенят, поют, блещет.

4. Наступила ранняя весна, чудесное время года.

Что у вас получилось?

8. Рефлексия

-Наш урок подходит к концу. Как по-вашему от прошёл?( Ответы детей)

- С творчеством какого поэта мы сегодня начали знакомство?

-Какое открытие сделали на уроке?

-Кто из вас помог нам сделать открытие?

Подолжите фразу : на уроке

я научился…

Я узнал….

8.Итог урока .

-Ребята, давайте вспомним, какие цели мы с вами ставили в начале урока?

Достигли ли мы поставленных целей?

9.Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрацию к одной из строф .

Приложение 1

Тексты

Природа пробуждается от зимнего сна. Постепенно сходит снег, но земля недолго остается черной и голой. Как только чуть потеплеет, отовсюду начинает пробиваться молодая ярко-зеленая трава, на деревьях набухают почки, которые скоро превратятся в маленькие листочки. На водоемах быстро тает лед. Льдинки качаются на воде, пока совсем не исчезают. Небо обычно чистое, голубое, и по нему быстро плывут снежно-белые облака, похожие на животных - льва, черепаху, различные предметы, даже лица людей.

Приложение 2

“Он был поразительно красив: с выдающимися скулами и тёмными глазами, и в меховой шапке он выглядел как какой-то персонаж русской сказки”. (О. Карлайл)

«ОН похож одновременно на араба и его лошадь”. (М. Цветаева).

“Первое впечатление: лицо давнего друга”. (З. Масленникова).

“На улицах прохожие часто оглядывались на Борисика, не зная, кто он. Он ведь был очень красив: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, звучный голос”. (Ю. Анненков).

«По дороге он говорил,что на него очень действует весна.

Приложение 3

Таблица

это литературный прием, когда неживому предмету придают качества, способности, черты живого предмета.

Определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным

Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит названное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект показательного урока.docx

Учитель начальных
классов МБОУ СОШ№1: Орехова Е.И.

Образовательные :

продолжить обучение выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.

Развивающие :

организация эмоционального читательского восприятия текста и формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором;

формирование представлений о способах создания образа-переживания в лирике, о средствах художественной изобразительности и выразительности, умений находить их в тексте и воспроизводить в своей речи;

Воспитательные :

формирование положительной мотивации к литературному чтению;

воспитывать умение видеть и замечать прекрасное вокруг нас.

Планируемые результаты :

• читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своѐ отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

• пользоваться приѐмами анализа текста;

• задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

• формулировать учебную задачу урока, принимать еѐ, сохранять
на протяжении всего урока;

• читать в соответствии с целью чтения

Познавательные УУД

• анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов

• выявлять основную мысль произведения, формулировать еѐ на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности

Коммуникативные УУД

• строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

• осознавать цель своего высказывания;

• строить диалог, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы

• эмоциональное восприятие художественного произведения и

поступков литературных героев;

способность к самооценке своей работы на основе совместно выработанных критериев

Тип урока : открытие нового знания (комбинированный)

Методы : частично - поисковый; исследовательский; объяснительно –диалогический.

I. Оргмомент (слайд1)

– Доброго всем утра, удачного дня и хорошего настроения!

II. Настрой на работу

– Каждый урок – это частичка нашей жизни, а в жизни важно, чтобы рядом был друг, близкий человек, способный понять и подарить своё тепло. Соедините ладони, почувствуйте тепло своих рук, своих сердец. Это важно, так как сегодня я приглашаю вас к разговору об искусстве .

- Давайте поговорим о прекрасном и о тех людях, которые умеют видеть это прекрасное и передавать нам в своём творчестве.

- Творчество, что это? …

слайд Может это думы в тишине…

слайд Это мука или полёт фантазии

слайд Может это взгляд на мир широко раскрытыми глазами

/ 6слайд Или умение видеть необычное в простом

7 слайд Мастерство, отточенное годами

слайд Случайный мазок - падение капли краски на холст художника.

9 Творчество – это процесс… и присущ он только человеку с его умением видеть, чувствовать, переживать.

-Как вы думаете, есть ли у творчества границы?

(Нет предела совершенству)

Актуализация знаний

– Вы уже много знаете. На уроках чтения и развития речи мы знакомимся с произведениями писателей и художников. Сегодня наш урок – поэзия…

-Эпиграфом к нашему уроку я взяла строки из стихов А. Вознесенского, прочтите их…

Стихи не пишутся – случаются
Как чувства или же закат…

А. Вознесенский

- Как вы понимаете эти строки?
( Стихи рождаются в душе поэта, когда он испытывает какие-то чувства, когда к нему приходит вдохновение, муза, озарение.)

- А какие чувства испытывают люди?
( Любовь, ненависть, радость, грусть, печаль, разочарование, одиночество, тоска, тревога…)

Я научилась просто мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго пред вечером бродить,
Чтобы унять ненужную тревогу…

Эти строки написала А. Ахматова - удивительная женщина с непростой судьбой.

-Почему, чтобы унять тревогу поэтесса выбрала для прогулок вечер? (Вечером жизнь в городе затихает)

- Как вы думаете, Ахматова, глядя на небо, молится вслух или про себя?

- Мы начали наш разговор о творчестве. Какие виды творчества вы знаете?
( Поэтическое, художественное, музыкальное.)

- Поэтическое творчество мы затронули и вскоре продолжим, а что вы можете сказать о художественном творчестве?
( Художник свои чувства и настроение при помощи красок передаёт в художественных образах.)

- Что вы можете сказать о творчестве музыкальном?

-Как вы думаете, могут ли три вида творчества находиться в единении - совмещаться, трансформироваться друг в друга ? Могут. И сегодня мы это докажем.

Знакомство с творчеством Б.Пастернака

Я хочу познакомить вас с удивительным человеком - поэтом.

-Знакомьтесь, БОРИС ПАСТЕРНАК!

– Мама будущего поэта была известной пианисткой и с детства сумела привить маленькому Борису любовь к музыке. И он увлёкся музыкой, буквально влюбился в неё. Сам сочинял музыкальные произведения и даже мечтал о композиторской деятельности. Так было до 11 лет. Но в жизни часто всё меняется. Нам Борис Пастернак известен как поэт, необычный поэт. В чём же спросите вы его необыкновенность. Я вам отвечу так: бывает поэзия описательная (описывает явления природы, происходящие действия, события), а бывает поэзия необыкновенно чувственная. Такая поэзия называется метафорической .

Творчество Бориса Пастернака - метафорическая поэзия.

– Цель нашего урока, попытаться научиться видеть и чувствовать так, как делал это Б. Пастернак. Попробуем.

(Учащиеся слушают стихотворение в исполнении Камиля Ларина

- Что вы увидели?
-Что почувствовали?
- Какие ощущения испытываете?
( Увидели образ весны, чувства смешанные: восторг и уныние, радость и грусть, одиночество и безысходность…)

Прочитаем стихотворение вполголоса, попытаемся проникнуться чувствами, которые испытывал поэт.

Слайд 14

Анализ произведения – смысловое содержание + анализ литературных приёмов

- Давайте, попытаемся разобрать каждую из 4 строф стихотворения, но сначала, как вы понимаете:

- обрывки речей – недослышанное;
- порой прошлогодней – в прошлом году;
- сызнова – вновь, снова.

- Вышел из рощи снова ручей. метафора
- Сдвинула льды и вздулась запруда – движение, динамика, сила и мощь водного потока.
- Это поистине новое чудо… В чём же состоит это чудо?
( Происходящее вокруг – это и есть чудо. Это необходимо увидеть и прочувствовать)

- Это её чародейство и диво… метафора
( Действие чар, удивляющее всех).

- Это Снегурка у края обрыва…
( Она должна уйти, уступить весне…) метафора

- Снегурка должна уйти – это неизбежно. Течение времени продолжается.

- Как называется литературный приём, при котором сталкиваются противоположности? Контраст… ( состояние безмятежности, тишины и покоя зимы и бури чувств весны, в постоянном движении весны)

Лампой висячего водопада
К круче с шипением пригвождена…

( Водопад сравнивается с огромной лампой, его мощный поток срывается со скалы с шипением, озаряет (освещает) всё вокруг) метафора

Работа над выразительным чтением

- Найдите в тексте момент наивысшего напряжения. Как называется такой приём? Кульминация.

*** А сейчас закройте глаза, опустите головы. Попытайтесь мысленно нарисовать картину, возникшую в воображении другого поэта.

- Эти замечательные строки написал всемирно известный писатель Владимир Набоков.

- Он использовал форму белого стиха (нет рифмы, но есть музыка, особая мелодия…)

Прочитаем вместе…
(Чтение текста детьми)

- Музыка, которая доносится из окна, - это запись или живое исполнение?

-Как воздействует музыка на героя стихотворения? Найдите в этик строчках КОНТРАСТ. (сладкий и пронзительный удар)

- Как вы думаете, такое сложное впечатление может производить только музыка или любое искусство? (Всё, что угодно)

- Чтобы испытывать такие сильные и сложные чувства, надо быть поэтом, художником, а может быть просто наблюдательным и чутким человеком?

- Какое чудо произошло в этом стихотворении? (полёт)

-Сравним отношение действующих лиц к музыке?

Главный герой верит или нет в чудо?

-Что скажем о музыканте? Творит чудо

- Каких героев можно противопоставить друг другу?

-главный герой – музыкант;
- главный герой – прохожий;
- музыкант – прохожий.

VIII. Итог урока

- Наш урок подходит к концу. Как, по-вашему, он прошёл? (Ответы детей)
– С творчеством какого поэта мы сегодня начали знакомство?
- Поэты никогда не умирают. Они живут вечно в своих стихах, а мы ныне живущие, читая их произведения, черпаем в них жизненные силы, исцеляем души и находим ответы на многие вопросы. Нужно лишь оглянуться, чтобы увидеть…


IX. Рефлексия

У: И всё же жизнь продолжается, день сменяет ночь, опять весна… пробуждает природу, наши чувства…

Пусть в душе всегда звучит весенняя музыка
Звонкая, как журчание ручья,
Радостная, как пение птиц,
И нежная, как слова любви…


Цели : рассмотреть образы ручьев, весны в стихах, отметить, что поэта интересуют тончайшие изменения и движения в природе; понаблюдать за особенностями рифмовки, за ударениями, за тем, какое настроение создают такие рифмы и такое ударение.

I. Организационный момент.

II. Введение в тему.

– В какое время года перенесла нас музыка?

– Какие картины нарисовали вы в своем воображении? (Высказывания детей.)

Солнце, словно янтарь, засияло,

Вновь укутало землю теплом,

И из снежного одеяла

Ручейки побежали кругом.

Легким шагом пройдя по тропинкам,

К лесу мрачному вышла Весна,

И своею зеленой косынкой

Все деревья покрыла она.

III. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихов.

IV. Постановка целей и объявление темы урока.

Учитель . В стихах есть герой, накрытый шапкой-невидимкой. Мы его не видим, а он подмечает все изменения, которые произошли в природе весной, ничего не ускользнет от его наблюдательного взгляда.

Вы уже догадались, о ком я говорю? Это время.

Поэт, чье стихотворение мы будем сегодня читать, лауреат Нобелевской премии. Он – один из самых выдающихся поэтов ХХ века.

– Прочитайте фамилию и имя поэта. (Борис Пастернак.)

– Вспомните, какая весна у Тютчева, у Матвеевой? Давайте узнаем, какая весна у Пастернака.

V. Изучение нового материала.

1. Чтение стихотворения учителем.

– Какие мысли возникли? Поделитесь. (Высказывания детей.)

– С помощью каких центральных образов создается ощущение весны? (Образ ручья и образ приближающейся весны.)

Физкультминутка

2. Анализ стихотворения.

1) Самостоятельное чтение стихотворения.

– Читайте медленно, ни один художник не рисует со скоростью машины. После каждой строки – пауза. Отметим непонятные слова, останавливаясь на них.

2) Словарная работа .

Сызнова – снова.

Запруда – плотина.

Чад – то, что дурманит разум, сознание.

Быстрина – место быстрого течения в реке.

Пригвождена – прибита.

3) Образы стихотворения .

– Что заметили? (В стихотворении мы не столько видим, сколько слышим ручей.)

Поэтам удается с помощью дара слова не только увидеть, но и услышать пение птиц, журчание ручья, звон колокольчиков.

– Какие чувства вызывает у вас картина? (Высказывания детей.)

VI. Итог урока.

Выразительное чтение стихотворения.

– Назовите главное отличие весны Б. Пастернака. (Пастернак создает образ, который отличается непредсказуемостью, неупорядоченностью, стихийностью. У Пастернака весна будничная, скромная, в косынке и телогрейке. Но она и весна-снегурочка, красивая, хрупкая, как любое чудо.)

Вывод: чудо словно рождается у нас на глазах из привычных явлений, весна проступает сквозь движение ручья, словно Афродита из морской пены.

– Какой образ весны вам больше нравится: весны, за спиной у которой румяный хоровод майских дней, или весны-снегурки в косынке и телогрейке? Какой образ ручья (ручей – гонец; ручей – робкий воришка; ручей – торопливый полубезумный болтун) нравится вам больше и почему? (Выслушивание и обсуждение всех мнений учащихся.)

– Найдите рифмующиеся слова. Как они расположены? Соедините их аккуратно карандашом. Что у вас получилось? Зачем поэт использует разные рифмы? Что, с вашей точки зрения, лучше передает характер весны: использование одних и тех же рифм или разных? (В первой строфе два четверостишия. В них рифмуются первое и четвертое, второе и третье слова. Во второй строфе тоже два четверостишия. В первом по-прежнему охватная рифма, а во втором – перекрестная. Завершает стихотворение четверостишие с перекрестной рифмой.)

Домашнее задание: подумайте и ответьте, в каком из трех стихотворений лучше всего передано течение времени.

Читайте также: