Конспект урока аммиак физические и химические свойства получение и применение

Обновлено: 06.07.2024

Ключевые слова конспекта: аммиак, строение молекулы, свойства, соли аммония, запах аммиака, гипс, азотная кислота, мочевина.

СТРОЕНИЕ МОЛЕКУЛЫ АММИАКА,
ЕГО ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Водородным соединением азота является аммиак NH3. Аммиак – вещество молекулярного строения. Его электронная и графическая формулы изображены на рисунке.

В молекуле NH3 тип химической связи – ковалентный полярный. Электронная плотность смещена к атому азота, на атоме азота – частичный отрицательный заряд δ – , на атомах водорода – частичный положительный заряд δ + .

При обычных условиях аммиак – бесцветный газ с резким характерным раздражающим запахом. Aммиaк легче воздуха.

Аммиак кипит при температуре –33,3 °С, его температура плавления –77,7 °С. Аммиaк легко сжижается при охлаждении и повышении давления. Он обладает чрезвычайно высокой растворимостью в воде: в одном объёме воды растворяется около 1200 объёмов аммиака при 0 °С, а при +20 °С – 700 объёмов. Разбавленные растворы аммиака (3–10%) называются нашатырным спиртом, концентрированные растворы (18,5–25%) – аммиачной водой.

При работе с аммиаком надо помнить, что даже незначительное содержание его приводит к раздражению слизистой оболочки носа, горла и т. д.

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АММИАКА

Рассмотрим химические свойства аммиака с позиций окислительно-восстановительных и кислотно-основных взаимодействий.

В молекуле аммиака азот находится в низшей степени окисления (–3), поэтому за счёт азота аммиак обладает только восстановительными свойствами.

В присутствии катализатора (сплав Pt и Rh) NH3 окисляется кислородом с образованием NO:

Этот процесс является одной из стадий промышленного получения азотной кислоты.

В кислотно-основных взаимодействиях аммиак проявляет основные свойства. Он взаимодействует с кислотами с образованием солей аммония:

При растворении аммиака в воде устанавливается следующая совокупность равновесных состояний:

Поэтому водные растворы аммиака имеют щелочную реакцию.

ПОЛУЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ АММИАКА

Сырьём является азот, полученный перегонкой жидкого воздуха, и водород, чаще всего получаемый разложением природного газа. Оптимальные условия проведения реакции: t° ≈ 500 °С, р ≈ 1000 атм, катализатор – губчатое железо с добавками (промоторами) К2O, Al2O3. В таких условиях выход аммиака составляет около 50%.

Эта реакция также является качественной реакцией на ион аммония. Её признак – появление запаха аммиака.

Образовавшийся аммиак хорошо растворяется в воде. Для получения аммиака в лаборатории лучше брать сульфат аммония и гидроксид кальция, тогда образующийся сульфат кальция связывает воду, образуется гипс – CaSO4 • 2H2O. Иногда вместо щёлочи используется натронная известь – смесь СаО и NaOH. Реакцию ведут при нагревании:

(NH4)2SO4 + Са(ОН)2 = CaSO4 + 2NH3↑ + 2H2O

Аммиак применяется для получения азотной кислоты HNO3, мочевины (H2N–СО–NH2) – ценного удобрения, для получения соды (Na2CO3) по аммиачному методу, для аминирования органических веществ. Жидкий аммиак и его водные растворы используются как жидкие удобрения. Аммиак применяется как хладагент в холодильниках (NH3 легко сжижается, а затем испаряется с поглощением большого количества теплоты). В медицине используется 10%-й раствор – нашатырный спирт.

СОЛИ АММОНИЯ

Соли аммония, как и другие соли, являются ионными соединениями, образованными катионами аммония NH4 + и анионами кислотных остатков. По многим свойствам соли аммония похожи на соли натрия и калия. При обычных условиях это твёрдые кристаллические вещества, бесцветные, если анион кислотного остатка не обусловливает какую–либо окраску.

Соли аммония разлагаются при нагревании. Состав продуктов реакции термического разложения зависит от природы кислотного остатка (аниона):

Данную реакцию можно рассматривать как качественную на наличие ионов аммония. При нагревании аммиак улетучивается за счёт уменьшения его растворимости. Это легко определяется по характерному запаху аммиака и по окрашиванию влажной лакмусовой бумаги в синий цвет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Установить причинно-следственные связи между строением молекулы аммиака и его свойствами, получение и применение. Рассмотреть донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи.

Цель урока. Установить причинно-следственные связи между строением молекулы аммиака и его свойствами, получение и применение. Рассмотреть донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи.

Планируемые результаты обучения

Предметные. Знать механизм образования механизм образования ковалентной связи в молекуле аммиака и катионе аммония, химические свойства аммиака. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства аммиака, и разъяснять их с точки зрения представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессах. наблюдать и описывать демонстрируемые химические эксперименты, делать выводы и умозаключения из наблюдений, структурировать изученный материал, фиксировать его в рабочей тетради.

Метапредметные. Формировать умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Личностные. Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки.

Основные виды деятельности учащихся.

Составлять схему образования иона аммония. Характеризовать физические свойства аммиака на основе наблюдения демонстрационного опыта получения аммиака. Объяснять реакции горения аммиака в кислороде и окисления кислородом в присутствии катализатора с точки зрения представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Ресурсы (основные):Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана Химия 9 класс. Базовый уровень. - М: Просвещение.- 2014

Дополнительные: сеть Интернет.

Оборудование учителя: компьютер, видеоопыты, онлайн-тесты.

Оборудование учащихся: ПСХЭ, таблица растворимости.

I.Организационный момент

II.Актуализация знаний

1.Фронтальный опрос

1.Что общего в строении элементов VA группы?

2.Назовите высшую и низшую степени окисления элементов VA группы

3.Как изменяются неметаллические свойства простых веществ в главных подгруппах?

4.Описать физические свойства азота

5.В чем причина химической инертности азота?

6.При каких условиях азот вступает в реакции с другими веществами?

Для изучения новой темы нужно повторить строение молекулы азота.

III.Работа по теме урока

Создание проблемной ситуации.

Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительным веществом с уникальными свойствами. Его использование может принести пользу или навредить.

Итак, эта история произошла во время I мировой войны. Английский крейсер вел преследование повреждённого в бою немецкого эсминца. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма, появился удушливый запах, раздражающий горло, стало трудно дышать. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из дымового облака. Позже обнаружили, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля. Что же это было за едкое облако и какой газ почувствовали люди?

Вещество, о котором пойдёт речь на нашем уроке – аммиак.

1. Строение молекулы

Формула аммиака NH3 , химическая связь между атомами азота и водорода- ковалентная полярная


Слайд 1.

Учитель обращает внимание на не поделенной электронной паре атома азота


Слайд 2.

Далее учитель объясняет новый вид химической связи-водородная, которая возникает между молекулами аммиака


2.Физические свойства аммиака

Проведение демонстрационного опыта по получению аммиака.

Нагревание смеси хлорида аммония с гидроксидом кальция.


Почему пробирку для собирания аммиака держим вверх дном? Ответы учеников.

Рассчитываем плотность аммиака по воздуху:

Имеет ли газ специфический запах? (Характерный резкий запах, токсичен)

Объяснение учителем: Физиологическое влияние на организм человека.

Относится к группе веществ удушающего действия, способных вызывать токсический отёк лёгких и тяжёлые поражения нервной системы. Пары сильно раздражают слизистые оболочки глаз и органы дыхания, а также кожные покровы. Вызывают обильное слёзотечение, боль в глазах, хим. ожог роговицы, потерю зрения, приступы кашля.

К каким последствиям приводит нахождение людей в помещении с высокими концентрациями аммиака?

3.Химические свойства аммиака

Полученный аммиак растворяют в воде, в которую добавляем фенолфталеина. Раствор аммиака окрашивается в малиновый цвет. Учащиеся делают вывод,что при растворении аммиака в воде образуется щелочь.

В 1 объеме воды растворяется 700 объемов аммиака.

Видео - Эксперимент: "Фонтан"

Назвать причину такой хорошей растворимости.( Образование водородной связи между молекулами аммиака и воды).

Учитель демонстрирует классу аммиачную воду.

Учитель напоминает классу как правильно обращаться с растворами с резким запахом.
Далее учитель нагревает окрашенный фенолфталеином раствор аммиака.

Учащиеся отмечают, что раствор обесцвечивается.

Почему это происходит? Делают вывод: исходя из уравнения реакции (равновесие реакции смещается влево) водный раствор стал нейтральным, а не щелочным.

Отсюда вывод: водный раствор аммиака легко разлагается, он является слабой щелочью и может проявлять характерные свойства этого класса соединений.

Рассмотрим подробнее ион аммония NH4 + . Этот катион образован неметаллами, а играет роль металла. Ион аммония. как и ионы металлов, образует свои соли.

Видео - Эксперимент: “Взаимодействие аммиака с хлороводородом (дым без огня)”


Анимация: Донорно-акцепторнорный механизм

Вводится понятие донора (N) и акцептора (H + ),следует отметить равноценность всех 4 ковалентных полярных связей в ионе аммония. Нужно обратить внимание учащихся на валентности атома азота (IV) и на его степень окисления (-3),

Восстановительные свойства аммиака.

-окисление аммиака без катализатора

Учащиеся рассматривают данную реакцию с точки зрения представлений об окислительно-восстановительных процессах.

-окисление аммиака в присутствии катализатора.

Учащиеся рассматривают данную реакцию с точки зрения представлений об окислительно-восстановительных процессах.

-разложение аммиака при нагревании

Учащиеся рассматривают данную реакцию

с точки зрения представлений об окислительно-восстановительных процессах.

4.Получение аммиака и применение учащиеся рассматривают самостоятельно, пользуясь учебником, с.85-86.

Выписывают уравнения реакций получения аммиака в промышленности и лаборатории, условия протекания данных реакций. Рассматривают применение аммиака по рис.21, с.86.

5. Этап первичной проверки понимания изученного материала

Молекула аммиака содержит общих электронных пар:

Раствор аммиака в воде окрашивает фенолфталеин в такой цвет:

а) желтый; б) синий;

в) красный; г) малиновый.

Валентность азота в молекуле аммиака:

Нашатырный спирт — это:

а) раствор аммиака в воде;

б) раствор аммиака в спирте; в) хлорид аммония;

г) медицинский спирт.

Какое вещество является восстановителем в реакции

а) Аммиак; б) кислород;

Аммиак не взаимодействует: а) с серной кислотой;

б) с соляной кислотой;

в) с гидроксидом натрия; г) с водой.

Свойства азота

Химические уравнения реакций

1. Реакции, связанные с изменением степени окисления азота

2. Реакции, связанные

с образованием ковалентной связи по донорно- акцепторному механизму

Аммиак взаимодействует с кислородом без катализатора с образованием:

б) оксида азота(II);

в) оксида азота(III);

г) азотной кислоты.

6. Этап информирования о домашнем задании

7.Этап подведения итогов урока

Химия. Уроки в 9 классе : пособие для учителя / Н. Н. Гара. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2015. — 128 с.

Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 4-е изд. - М.: Просвещение, 2016.-208с.

Приложения




Опыт: “Получение аммиака”

Опыт: “Горение аммиака

Видео - Эксперимент: "Окисление аммиака в присутствии оксида хрома"

Анимация: Донорно-акцепторнорный механизм

Видео - Эксперимент: “Качественная реакция на аммиак”

Видео - Эксперимент: “Взаимодействие аммиака с концентрированными кислотами”

Урок проходит в форме обсуждения и исследования с использованием проблемного подхода на основе личностно-ориентированного обучения. Форма организации познавательной деятельности обучающихся парная и индивидуальная.

Методы работы. Диалогические, экспериментально-исследовательские.

  • любознательность и интерес к химической науке, наблюдательность, логическое мышление, умение анализировать свою деятельность, делать выводы из наблюдаемых явлений, познавательные способности;
  • навыки проведения химического эксперимента, исследовательские навыки,
  • умения прогнозирования;
  • развить умения работать с дополнительными источниками, ПК для получения и обработки информации, работать в паре.

Формирование навыков поведения обучающихся в коллективном и индивидуальном учебном труде, воспитание экологической культуры; бережного отношения к здоровью как ценности для человека, привычки соблюдать правила безопасности при проведении исследовательских работ, умение слушать сверстников.

  • Правила обращения с аммиачной водой;
  • правила оказания первой помощи при отравлении аммиаком;
  • владеть информацией об экологических проблемах, связанных с авариями при производстве и транспортировке аммиака, и на производствах, использующих аммиак;
  • уметь экспериментально распознавать аммиак;
  • писать химические формулы и уравнения реакций с участием аммиака и аммиачной воды;

Оборудование: Таблица растворимости веществ, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, ПК, проектор, экран, телевизор с DVD, использование мультимедиа презентаций Power Point учителя и обучающихся заранее подготовленных к уроку, набор реактивов: раствор аммиака, 25% раствор соляной кислоты, индикаторы фенолфталеин и универсальный индикатор, раствор сульфата меди (II ), раствор гидроксида натрия, раствор серной кислоты, лабораторная посуда.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент урока. Цели и задачи урока.

2. Психологический настрой. Слово учителя.

Начиная изучение новой темы, обратимся к истории.

История произошла во время I мировой войны. Английский крейсер вел преследование поврежденного в бою немецкого эсминца. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма. Экипаж крейсера почувствовал удушливый запах, раздражающий горло и легкие. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из дымового облака. Уже после обнаружили, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля. Как вы думаете, что это был за газ? Почему были от его действия такие последствия? Идёт обсуждение. Сегодня на уроке мы докажем, что газ аммиак не только опасный, но и необходимый.

3.1. Ученик 1. Из истории химических имён. (Приложение. Презентация слайд №3)

3.2. Учитель. Рассмотрим строение молекулы этого соединения.

Аммиак среди соединений азота является летучим водородным соединением. В свободном состоянии он нигде не встречается. Образует соли, в которых выступает в роли щелочного металла. У всех в домашних аптечках обязательно есть его водный раствор – нашатырный спирт. Его химическая формула NH3 В молекуле содержится один атом азота и три атом водорода. Рассмотрим строение атома азота. На последней оболочке у него пять валентных электронов. Схема строения атома азота выглядит так:

Электронная формула атома водорода 1S 1 .

Электронная формула атома азота имеет вид: 1S 2 2S 2 2P 3 .

У атома водорода один не спаренный электрон. Так как каждый атом стремится завершить свою последнюю оболочку для этого атому азоту необходимо принять три электрона, а атому водорода необходим ещё один электрон, поэтому между атомом азота и водорода образуется в молекуле аммиака три одинаковые ковалентные полярные связи с помощью общих электронных пар. Связи будут полярные потому, что соединяются разные атомы неметаллов, и так как атом азота более электроотрицателен, он будет сильнее к себе притягивать общие электронные пары. Будет происходить смещение электронов в сторону азота. Образование в молекуле аммиака трёх ковалентных полярных связей N - H можно посмотреть на схеме. У азота валентность – III, степень окисления равна –3. В пространстве молекула аммиака будет иметь форму пирамиды.

На атоме азота появится отрицательный заряд, а на атомах водорода положительный. Поэтому молекулы аммиака будут притягиваться друг к другу, и между ними будет устанавливаться ещё и водородная связь. Она обозначается тремя точками. (Приложение слайд №9). Присутствие водородной связи в молекуле аммиака объясняет его растворение в воде, и лёгкое сжижение этого газа. (Приложение. Презентация слайд №4-10)

Учитель: Давайте спрогнозируем свойства аммиака на основании строения его молекулы. В какие химические реакции может вступать аммиак благодаря наличию не поделённой электронной пары на атоме азота и трём КПС? В ходе обсуждения обучающиеся приходят к выводу.

Наличие не поделённой электронной пары на атоме азота и присутствие трёх полярных ковалентных связей в молекуле аммиака будет способствовать тому, что он будет вступать в реакции присоединения протона водорода Н+, то есть реагировать с водой и с растворами кислот, веществами, имеющие протоны водорода.

Исходя из низшей степени окисления атома азота (-3) аммиак будет проявлять только восстановительные свойства в окислительно-восстановительных реакциях.

3.3. Физические свойства аммиака. Определение запаха нашатырного спирта.

(Приложение №2). Ученик 2. Демонстрирует и рассказывает заранее подготовленный ученик.

(Приложение презентация слайд 12,13).

Действие аммиака на организм. Ученик №3

3.4. Учитель: Рассмотрим химические свойства аммиака по плану:

*Взаимодействие с водой. Действие водного раствора аммиака на индикаторы.

*Взаимодействие с кислотами

*Взаимодействие с нерастворимым основанием с образованием комплексной соли.

(Приложение. Презентация на слайде №14)

Ученик 3. Нашатырный спирт. Это спирт?

Нашатырный спирт назван спиртом неправильно. Его так называют в быту. Он не относится к классу спиртов, так как спирты – это органические вещества, а нашатырный спирт относится к неорганическим соединениям. Химики называют это соединение гидроксид аммония – это водный раствор газа аммиака NH3. Спирты не изменяют окраску индикаторов и не обладают щелочными свойствами.

Исследуем, как действует нашатырный спирт, то есть водный раствор аммиака на индикатор фенолфталеин и на универсальный индикатор.

Опыт №1. Делают все обучающиеся в парах. (Инструкция. Приложение №4)

О чём свидетельствует окраска индикатора? Ответ обучающихся.

Это говорит о том, что раствор нашатырного спирта обладает щелочной реакцией. На основании изученных свойств спрогнозируем применение аммиачной воды.

Применение нашатырного спирта. Ученик 4.

Нагревание раствора нашатырного спирта. Ученик 5. Демонстрация опыта(ученик заранее подготовлен).

А как будет вести себя раствор аммиака при нагревании?

При нагревании нашатырного спирта газ аммиак очень быстро улетучится и раствор обесцветится а влажная бумага фенолфталеина, поднесённая к отверстию пробирки станет малиновой.

Налить в пробирку раствор аммиака, добавить каплю фенолфталеина и нагревать на спиртовке, до появления обесцвечивания.

Разобрать, используя слайд №17 Презентации донорно-акцепторный механизм образования иона аммония.

Вывод: раствор аммиака обладает основными свойствами, которые будут проявляться в том, что в химических реакциях, аммиак будет присоединять протон водорода, а значит будет вступать в реакцию с водой и кислотами.

Посмотрим процесс растворения аммиака в воде (диск DVD Электронные уроки. “Соединения азота”. Опыт “Фонтан”).

(Приложение. Презентация. Слайд № 15-18)

Реакция аммиака с кислотами. “ Дым без огня” Химические свойства аммиака.

Ученик 6. (Ученик заранее подготовлен).

Аммиак реагирует с кислотами. Например, рассмотрим реакцию взаимодействия аммиака с соляной кислотой. При этом образуются соль, которая называется хлорид аммония, а ещё её называют нашатырь. Её формула NH4Cl. Этот опыт называется дым без огня. Как известно дыма без огня не бывает, но только не в химии. Если смочить две стеклянные палочки, одну раствором аммиака, а другую концентрированной соляной кислотой НCl, то появится белый дым, образованный солью хлоридом аммония, или нашатырём.

Нашатырь представляет из себя твёрдое белое кристаллическое вещество, которое применяется при паянии для очистки поверхности металлов от оксидной плёнки и хорошо пристаёт припой.

Запишем уравнение этой реакции: (Приложение. Презентация. Слайд19)

Взаимодействие аммиака с кислотами. Ученик 7. (Приложение. Презентация. Слайд19)

Аммиак легко реагирует не только с соляной кислотой (ученик подготовлен заранее).

Давайте проверим, а будет ли реагировать аммиак с разбавленной серной кислотой. Проделаем вместе такой опыт. Налить в пробирку 1 мл нашатырного спирта, который является водным раствором аммиака и добавим фенолфталеин. Произойдет окрашивание раствора в малиновый цвет, который говорит о том, что аммиак обладает щелочными свойствами, а теперь прильём раствор серной кислоты, формула которой H2SO4.

Раствор обесцвечивается. Это говорит о том, что произошла химическая реакция, образовалась соль аммиака, которая называется сульфат аммония. Запишем уравнение реакции:

Итак можно сделать вывод, что раствор аммиака, называемый аммиачной водой, проявляет свойства неорганических оснований, реагируя с кислотами с образованием солей, образуя ион аммония NH4 + . Этот ион ведет себя подобно иону металлов и стоит в таблице растворимости вместе с ионами металлов.

Вывод: Растворение аммиака в воде и в кислотах – процесс химический, в основе которого лежит способность молекул аммиака связывать ионы водорода. Причина этого – наличие у атома азота свободной электронной пары, которая “перетягивает” протон водорода из молекул воды и кислоты.

Рассмотрим окислительно-восстановительные реакции аммиака.

Реакции окисления аммиака могут протекать двумя способами:

1. В отсутствии катализатора.

2. В присутствии катализатора

Вывод: Аммиак не горит на воздухе, но в чистом кислороде или в присутствии катализатора аммиак хорошо окисляется.

Как хороший восстановитель взаимодействует с оксидом меди. (Составить дома уравнение).

Учитель. (Приложение №4, презентация слайд №22). Будет ли реагировать водный раствор аммиака с нерастворимым основанием. Выполняем задание №4 с Инструкции. Водный раствор аммиака может образовать окрашенное соединение, которое является комплексной солью.

Запишем уравнение химической реакции. Смотрим слайд №22.

В эту реакцию аммиак вступает за счёт того, что у атома азота есть не поделённая электронная пара. Эта реакция является особенной, так как основание с основанием не должно реагировать.

Способы получения аммиака в лаборатории и в промышленности . (см Презентацию слайд №23,24).

3.5. Просмотр диска DVD запись, выполнения эксперимента получения аммиака в лаборатории обучающимися старших классов на занятиях химического кружка “Химик-теоретик и практик”. Получение аммиака в промышленности обучающиеся изучают самостоятельно дома.

На основании изученных свойств спрогнозируем применение аммиака и его водного раствора.

3.6. Применение аммиака. Ученик 8. (Приложение к уроку№5. Презентация. Слайд №25-27).

Аммиак в медицине. Ученик 9. (Приложение к уроку №6)

4. Закрепление знаний. Что узнали? (На столах карточки с двумя уровнями заданий.)

Обучающиеся отвечают сразу на карточках, выбирая свой уровень.

1) Аммиак ____________ растворяется в воде.
2) Раствор аммиака в воде называют ___________ водой или ___________ спиртом.
3) Под действием аммиака влажная фенолфталеиновая бумажка меняет свою окраску на ________________.
4) При взаимодействии аммиака с концентрированной соляной кислотой образуется вещество в виде клубов белого дыма, называемого _______________.
5) Аммиак в реакциях проявляет ______________ свойства.
6) На каких свойствах аммиака основаны методы борьбы с его утечкой?
7) На каких свойствах аммиака основано его применение в медицине, в холодильных установках?

1)Молекула аммиака имеет неподелённую электронную пару:

А. Одну. Б. Две. В. Три. Г. Пять.

2) Какое вещество является восстановителем в реакции

А. Аммиак Б. Кислород В. Азот Г. Вода

3) Аммиак не взаимодействует с:

А. Серной кислотой Б. Соляной кислотой В. Гидроксидом натрия Г. Водой

4) Установите соответствие:

Свойства азота Химические уравнения реакций
1. Реакции, связанные с изменением степени окисления азота. А. NH3 + H2O NH4OH
Б. 2NH3 N2 + 3H2
В. 4NH3 + 3O2 = 2N2 +6H2O
Г. NH3 + HCl = NH4Cl
2. Реакции, связанные с образованием ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму.

5) Составить уравнение химической реакции аммиака с азотной кислотой HNO3.

6) Почему окрашенная в аммиаке фенолфталеиновая бумажка со временем обесцвечивается? Составьте соответствующие уравнения реакций.

Карточки сдаются учителю.

5. Рефлексия.

Составление синквейна. Обучающиеся зачитывают несколько синквейнов про аммиак.

Аммиак какой из каждого пункта плана изучения темы 5 слов или определений.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

9 класс ___________Дата

Тема : Аммиак: физические и химические свойства, получение и применение.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель : формирование у учащихся представлений об аммиаке как о химическом элементе.

Задачи урока:

Образовательные:

- обеспечить формирование новых знаний учащихся об аммиаке, его строении, свойствах, получении и применении.

Развивающие:

- продолжить развивать мышление, самостоятельность и способность к рефлексии, обеспечить системность учения, а так же продолжить развивать терминологическое мышление; умения ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.

Воспитательные:

– продолжить воспитание положительной мотивации учения, чувства ответственности, уверенности и требовательности к себе.

- формировать коммуникативные качества (корректность поведения и высказываний в ходе обсуждения), прививать навыки самоорганизации.

Планируемые результаты:

Знать механизм образования иона аммония, химические свойства аммиака. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства аммиака, и разъяснять их с точки зрения представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессах.

Оборудование и материалы: ПСХЭ, таблица растворимости солей, кислот и оснований, карточки с заданиями, нашатырный спирт, компьютер, видеоопыт.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, настраивает обучающихся на работу

Приветствуют учителя, готовятся к работе на уроке

Проверка знаний ранее изученного материала и выполнения домашнего задания

Дома у вас было задание составить схему круговорота азота в природе и подготовить защиту этой схемы.

Просит нескольких учеников презентовать свои работы.

Ученики презентуют учителю и одноклассникам выполненные дома работы.

Сейчас я вам продемонстрирую опыт, а вы внимательно следите за происходящим

Есть предположение, какое жидкое вещество было влито в колбу вначале ролика? Вещество, о котором пойдет речь, имеет древнюю историю.

На счет появления названия этого вещества существует две версии, одна из которых связана с именем древнеегипетского бога Амона, а вторая – со сходным по звучанию оазисом Аммона в Северной Африке.

Согласно первой, поклоняющиеся Амону люди во время обряда нюхали нашатырь (химическая формула NH 4 Cl), при нагревании которого выделялся данный газ. По второй версии, в оазисе Аммона, находящемся на перекрестке оживленных караванных путей, в результате постоянного нахождения там большого числа вьючных животных скапливалось огромное количество продуктов их жизнедеятельности. А мочевина, быстро разлагаясь в жарком климате, выделяет данный газ. Какая из двух версий верна – неизвестно.

- Как вы думаете, как он называется?

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Изложение нового материала

Аммиак – это самое важное из водородных соединений азота. Формула азота NH 3.

Запишите формулу, укажите степень окисления элементов.

Какой тип связи в молекуле аммиака?

Дальше рассмотрим строение молекулы. Но, для этого нам нужно вспомнить электронное строение атома азота и водорода.

Кто может изобразить на доске?

Итак, 3 не спаренных электрона азота объединяются с 3-мя электронами водорода.

Перейдем к физическими свойствам аммиака.

Я предлагаю изучить физические свойства самостоятельно по учебнику на стр. 48. и записать их в тетрадь.

Теперь давайте выясним, какие свойства вы перечислили?

Итак, аммиак при нормальных условиях — бесцветный газ с резким характерным запахом (запах нашатырного спирта), почти вдвое легче воздуха, ядовит. По физиологическому действию на организм относится к группе веществ удушающего и нейротропного действия, способных при ингаляционном поражении вызвать токсический отёк лёгких и тяжёлое поражение нервной системы. Пары аммиака сильно раздражают слизистые оболочки глаз и органов дыхания, а также кожные покровы. Это мы и воспринимаем как резкий запах. Пары аммиака вызывают обильное слезотечение, боль в глазах, химический ожог конъюнктивы и роговицы, потерю зрения, приступы кашля, покраснение и зуд кожи. (Демонстрирует учащимся нашатырь – это 10% водный раствор аммиака).

Резкий запах аммиака раздражает специфические рецепторы слизистой оболочки носа и способствует возбуждению дыхательного и сосудодвигательного центров, поэтому при обморочных состояниях или алкогольном отравлении пострадавшему дают вдыхать пары нашатырного спирта.
Получение аммиака.

Предположите, самый простой способ получения аммиака?

Верно, это промышленный способ его получения. Кто может записать эту реакцию?

Для получения аммиака в лаборатории используют действие сильных щелочей на соли аммония:

NH 4 Cl + NaOH = NH 3↑ + NaCl + H 2 O

Химические свойства аммиака:

А) Аммиак горит в кислороде:

Б) Реакции аммиака с водой NH 3 + H 2 O = NH 4 ОН (гидроксид аммония – нашатырный спирт)

В) Реакция аммиака с кислотами

NH 3 + HCl = NH 4 Cl (хлорид аммония)

А с областями применения аммиака на следующий урок нас познакомит докладчик.

Читайте также: