Конспект урока 9 класс герой нашего времени княжна мери

Обновлено: 05.07.2024

Нынче поутру зашел ко мне доктор; его имя Вернер, но он русский. Что тут удивительного? Я знал одного Иванова, который был немец.

Вернер человек замечательный по многим причинам. Он скептик и матерьялист, как все почти медики, а вместе с этим поэт, и не на шутку,- поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но никогда не умел он воспользоваться своим знанием; так иногда отличный анатомик не умеет вылечить от лихорадки! Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными; но я раз видел, как он плакал над умирающим солдатом. Он был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шага: он мне раз говорил, что скорее сделает одолжение врагу, чем другу, потому что это значило бы продавать свою благотворительность, тогда как ненависть только усилится соразмерно великодушию противника. У него был злой язык: под вывескою его эпиграммы не один добряк прослыл пошлым дураком; его соперники, завистливые водяные медики, распустили слух, будто он рисует карикатуры на своих больных,- больные взбеленились, почти все ему отказали. Его приятели, то есть все истинно порядочные люди, служившие на Кавказе, напрасно старались восстановить его упадший кредит.

Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой. Бывали примеры, что женщины влюблялись в таких людей до безумия и не променяли бы их безобразия на красоту самых свежих и розовых эндимионов; надобно отдать справедливость женщинам: они имеют инстинкт красоты душевной; оттого-то, может быть, люди, подобные Вернеру, так страстно любят женщин.

Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета. Молодежь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию. Мы друг друга скоро поняли и сделались .приятелями", потому что я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги! Вот как мы сделались приятелями: я встретил Вернера в С. среди многочисленного и шумного круга молодежи; разговор принял под конец вечера философско-метафизическое направление; толковали об убеждениях: каждый был убежден в разных разностях.

Что до меня касается, то я убежден только в одном. - сказал доктор.

В чем это? - спросил я, желая узнать мнение человека, который до сих пор молчал.

В том,- отвечал он,- что рано или поздно, в одно прекрасное утро я умру.

Я богаче вас,- сказал я,- у меня, кроме этого, есть еще убеждение - именно то, что я в один прегадкий вечер имел несчастие родиться.

Скептик - человек во всём сомневающийся.

Матерьялист - практический, деловой человек.

"Поэт на деле всегда и часто на словах".

Вернер - яркая, интересная личность; "изучает все живые струны сердца человеческого" (Печорин)

- Что сближает героев?

- Что ценит Печорин в Вернере?

(Скептик - человек во всём сомневающийся.

Матерьялист - практический, деловой человек.

"Поэт на деле всегда и часто на словах".

Вернер - яркая, интересная личность; "изучает все живые струны сердца человеческого" (Печорин)

- В чём отличие от Печорина?

(Есть дело - врач).

- Почему, "читая в душе друг друга", Печорин и Вернер не стали друзьями?

(Подлинные дружеские отношения возникают там, где люди умеют не только перекладывать свою ношу на плечи другого, но и брать на себя чужую душевную ношу, думать о другом человеке, как о себе.

Дружба никогда не возникает на основе равнодушия и себялюбия.)

- Какую роль играет Вернер в поединке Печорина с "водяным обществом"?

Надеюсь, вы ее оставили в этом приятном заблуждении.

Завязка есть! - закричал я в восхищении,- об развязке этой комедии мы похлопочем. Явно судьба заботится о том, чтоб мне не было скучно. (:.)

Я предчувствую,- сказал доктор,- что бедный Грушницкий будет вашей жертвой. (запись от 13 мая)

- Отчего вы так печальны, доктор? - сказал я ему.- Разве вы сто раз не провожали людей на тот свет с величайшим равнодушием? Вообразите, что у меня желчная горячка; я могу выздороветь, могу и умереть; то и другое в порядке вещей; старайтесь смотреть на меня, как на пациента, одержимого болезнью, вам еще неизвестной,- и тогда ваше любопытство возбудится до высшей степени; вы можете над мною сделать теперь несколько важных физиологических наблюдсний. Ожидание насильственной смерти не есть ли уже настоящая болезнь?

Эта мысль поразила доктора, и он развеселился. (. ). (Запись через полтора месяца после событий).

Написали ли вы свое завещание? - вдруг спросил Вернер.

А если будете убиты.

Наследники отыщутся сами.

Неужели у вас нет друзей, которым бы вы хотели послать свое последнее прости.

Я покачал головой.

- Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память.

- Хотите ли, доктор,- отвечал я ему,- чтоб я раскрыл вам мою душу. Видите ли, я выжил из тех лет, когда умирают, произнося имя своей любезной и завещая другу клочок напомаженных или ненапомаженных волос. Думая о близкой и возможной смерти, я думаю об одном себе: иные не делают и этого. Друзья, которые завтра меня забудут или, хуже, взведут на мой счет бог знает какие небылицы; женщины, которые, обнимая другого, будут смеяться надо мною, чтоб не возбудить в нем ревности к усопшему,- бог с ними! Из жизненной бури я вынес только несколько идей - и ни одного чувства. Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его; первый, быть может, через час простится с вами и миром навеки, а второй. второй. Посмотрите, доктор: видите ли вы, на скале направо чернеются три фигуры? Это, кажется, наши противники.

- Почему так холодно расстаются оба героя?

(Сначала Вернер не удержал Печорина, когда тот стал под пулю. Затем, когда свершилось убийство, доктор отвернулся от ответственности. Выполнив все формальные обязательства секунданта, Вернер ушёл от моральных, оставив Печорина одного перед судом совести.

Все в один голос вскрикнули.

- Finita la coraedia! - сказал я доктору.

Он не отвечал и с ужасом отвернулся.

Я пожал плечами и раскланялся с секундантами Грушницкого.

Спускаясь по тропинке вниз, я заметил между расселинами скал окровавленный труп Грушницкого. Я невольно закрыл глаза.

Отвязав лошадь, я шагом пустился домой. У меня на сердце был камень. Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели.

Лакей мой сказал мне, что заходил Вернер, и подал мне две записки: одну от него, другую. от Веры.

Я распечатал первую, она была следующего содержания:

Когда я проснулся, на дворе уж было темно. Я сел у отворенного окна, расстегнул архалук,- и горный ветер освежил грудь мою, еще не успокоенную тяжелым сном усталости. Вдали за рекою, сквозь верхи густых лип, ее осеняющих, мелькали огни в строеньях крепости и слободки. На дворе у нас все было тихо, в доме княгини было темно.

Взошел доктор: лоб у него был нахмурен; он, против обыкновения, не протянул мне руки.

Откуда вы, доктор?

От княгини Лиговской; дочь ее больна - расслабление нервов. Да не в этом дело, а вот что: начальство догадывается, и хотя ничего нельзя доказать положительно, однако я вам советую быть осторожнее. Княгиня мне говорила нынче, что она знает, что вы стрелялись за ее дочь. Ей все этот старичок рассказал. как бишь его? Он был свидетелем вашей стычки с Грушницким в ресторации. Я пришел вас предупредить. Прощайте. Может быть, мы больше не увидимся, вас ушлют куда-нибудь.

Он на пороге остановился: ему хотелось пожать мне руку. и если б я показал ему малейшее на это желание, то он бросился бы мне на шею; но я остался холоден, как камень,- и он вышел.

Вот люди! все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства,- а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные.

- Как вы понимаете заключительные слова Печорина?

- Любовь в жизни Печорина занимает чуть ли не главное место, т.е. он, кроме женщин, на свете "ничего не любил". При этом Печорин не выносит "женщин с характером: их ли это дело!"

Он "предпочитает быть любимым, и то очень немногими".

1. Рассказ ученика о взаимоотношениях Печорина и княжны Мери.

- В чём и когда он ей сочувствует?

- Когда близок к влюблённости в неё?

- Почему, сострадая Мери, Печорин объясняется с ней "откровенно и грубо"?

Работа в тетради.

При всём его знании людей, для Печорина закрыто главное - он лишён счастья жалеть и любить безрассудно; способность анализировать развила его ум, но высушила душу

Прошло минут пять; сердце мое сильно билось, но мысли были спокойны, голова холодна; как я ни искал в груди моей хоть искры любви к милой Мери, но старания мои были напрасны.

Вот двери отворились, и взошла она. Боже! как переменилась с тех пор, как я не видал ее,- а давно ли?

Дойдя до середины комнаты, она пошатнулась; я вскочил, подал ей руку и довел ее до кресел.

Я стоял против нее. Мы долго молчали; ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду; ее бледные губы напрасно старались улыбнуться; ее нежные руки, сложенные на коленях, были так худы и прозрачны, что мне стало жаль ее.

- Княжна,- сказал я,- вы знаете, что я над вами смеялся. Вы должны презирать меня.

На ее щеках показался болезненный румянец. Я продолжал:

- Следственно, вы меня любить не можете.

Она отвернулась, облокотилась на стол, закрыла глаза рукою, и мне показалось, что в них блеснули слезы.

- Боже мой! - произнесла она едва внятно.

Это становилось невыносимо: еще минута, и я бы упал к ногам ее.

- Итак, вы сами видите,- сказал я сколько мог твердым голосом и с принужденной усмешкою,- вы сами видите, что я не могу на вас жениться, если б вы даже этого теперь хотели, то скоро бы раскаялись. Мой разговор с вашей матушкой принудил меня объясниться с вами так откровенно и так грубо; я надеюсь, что она в заблуждении: вам легко ее разуверить. Вы видите, я играю в ваших глазах самую жалкую и гадкую роль, и даже в этом признаюсь; вот все, что я могу для вас сделать. Какое бы вы дурное мнение обо мне ни имели, я ему покоряюсь. Видите ли, я перед вами низок. Не правда ли, если даже вы меня и любили, то с этой минуты презираете.

Она обернулась ко мне бледная, как мрамор, только глаза ее чудесно сверкали.

- Я вас ненавижу. - сказала она.

- К немногим, кому отдает предпочтение в любви Печорин, была Вера.

1. Рассказ ученика. "История Веры"

- Что нового в Печорине открывают его отношения с Верой?

Сегодня я встал поздно; прихожу к колодцу - никого уже нет. Становилось жарко; белые мохнатые тучки быстро бежали от снеговых гор, обещая грозу; голова Машука дымилась, как загашенный факел; кругом его вились и ползали, как змеи, серые клочки облаков, задержанные в своем стремлении и будто зацепившиеся за колючий его кустарник. Воздух был напоен ' электричеством. Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот; мне было грустно. Я думал о той молодой женщине с родинкой на щеке, про которую говорил мне доктор. Зачем она здесь? И она ли? И почему я думаю, что это она? и почему я даже так в этом уверен? Мало ли женщин с родинками на щеках? Размышляя таким образом, я подошел к самому гроту. Смотрю: в прохладной тени его свода, на каменной скамье сидит женщина, в соломенной шляпке, окутанная черной шалью, опустив голову на грудь; шляпка закрывала ее лицо. Я хотел уже В вернуться, чтоб не нарушить ее мечтаний, когда она на меня взглянула.

- Вера! - вскрикнул я невольно. Она вздрогнула и побледнела. - Я знала, что вы здесь,- сказала она. Я сел возле нее и взял ее за руку. Давно забытый трепет пробежал по моим жилам при звуке этого милого голоса; она посмотрела мне в глаза своими глубокими и спокойными глазами: в них выражалась недоверчивость и что-то похожее на упрек.

Мы давно не видались,- сказал я.

Давно, и переменились оба во многом!

Стало быть, уж ты меня не любишь.

Я замужем. - сказала она.

Опять? Однако несколько лет тому назад эта причина также существовала, но между тем.

Она выдернула свою руку из моей, и щеки ее запылали.

Может быть, ты любишь своего второго мужа. Она не отвечала и отвернулась.

Или он очень ревнив? Молчание.

Что ж? Он молод, хорош, особенно, верно, богат, и ты боишься. - Я взглянул на нее и испугался; ее лицо выражало глубокое отчаяние, на глазах сверкали слезы.

Скажи мне,- наконец прошептала она,- тебе очень весело меня мучить? Я бы тебя должна ненавидеть. С тех пор как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий. - Ее голос задрожал, она склонилась ко мне и опустила голову на грудь мою.

"Может быть,- подумал я,- ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда. "

Я ее крепко обнял, и так мы оставались долго. Наконец губы наши сблизились и слились в жаркий, упоительный поцелуй; ее руки были холодны как лед, голова горела. Тут между нами начался один из тех разговоров, которые на бумаге не имеют смысла, которых повторить нельзя и нельзя даже запомнить: значение звуков заменяет и дополняет значение слов, как в итальянской опере. (. ).

Весело. Да, я уже прошел тот период жизни душевной, когда ищут только счастия, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь,- теперь я только хочу быть любимым, и то очень немногими; даже мне кажется, одной постоянной привязанности мне было бы довольно: жалкая привычка сердца.

Остальную часть вечера я провел возле Веры и досыта наговорился о старине. За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями. Неужели зло так привлекательно.

Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь? К чему это женское кокетство? Вера меня любит больше, чем княжна Мери будет любить когда-нибудь; если б она мне казалась непобедимой красавицей, то, может быть, я бы завлекся трудностью предприятия.

Но ничуть не бывало! Следовательно, это не та беспокойная потребность любви, которая нас мучит в первые годы молодости, бросает нас от одной женщины к другой, пока мы найдем такую, которая нас терпеть не может: тут начинается наше постоянство - истинная . бесконечная страсть, которую математически можно выразить линией, падающей из точки в пространство; к секрет этой бесконечности - только в невозможности достигнуть цели, то есть конца.

Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух, по дороге в Пятигорск. Я беспощадно погонял измученного коня, который, храпя и весь в пене, мчал меня по каменистой дороге.

Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно. Я скакал, задыхаясь от нетерпенья. Мысль не застать уже ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! - одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ее руку. Я молился, проклинал, плакал, смеялся. нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния. При возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете дороже жизни, чести, счастья! Бог знает какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей. И между тем я все скакал, погоняя беспощадно. И вот я стал замечать, что конь мой тяжелее дышит; он раза два уж спотыкнулся на ровном месте. Оставалось пять верст до Ессентуков - казачьей станицы, где я мог пересесть па другую лошадь.

Все было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на десять минут! Но вдруг, поднимаясь из небольшого оврага, при выезде из гор, на крутом повороте, он грянулся о землю. Я проворно соскочил, хочу поднять его, дергаю за повод - напрасно: едва слышный стон вырвался сквозь стиснутые его зубы; через несколько минут он издох; я остался в степи один, потеряв последнюю надежду; попробовал идти пешком - ноги мои подкосились; изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал.

И долго я лежал неподвижно и плакал горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие - исчезли как дым. Душа обессилела, рассудок замолк, и если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся.

- Как языковые средства помогают передать взволнованность и силу переживаний Печорина?

- Как в словах, размышлениях Печорина раскрываются его желания, его стремления и почему они не реализуются?

- Кто в этом виноват?

Через час курьерская тройка мчала меня из Кисловодска. За несколько верст от Ессентуков я узнал близ дороги труп моего лихого коня; седло было снято - вероятно, проезжим казаком,- и вместо седла на спине его сидели два ворона. Я вздохнул и отвернулся.

- Какой Печорин производит на вас большее впечатление и почему?

"Герой нашего времени" - подражание модным иностранным романам с "преувеличенным изображением презренных характеров"

Образ Печорина "не имеет в себе ничего существенного относительно к чисто русской жизни. Печорин есть один только призрак, отброшенный на нас Западом:"

"Печорин - герой нашего времени."

Материалы к сочинению - сравнительной характеристике по произведению "Герой нашего времени" М.Ю.Лермонтова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предназначен анализу главы "Княжна Мэри".

Цель урока : проанализировать главу, объяснить её кульминационное значение

История души человеческой,

хотя бы самой мелкой души,

едва ли не любопытнее и не полезнее
истории целого народа

Вступительное слово учителя:

Проверка домашнего задания:

Во второй повес ти, где действие происходит уже через пять лет, мы застаём главного героя на его пути в Персию. Здесь уже о нём рассказывает странствующий офицер, человек, безусловно, образованный и относящийся к тому же кругу, что и сам Печорин. С его помощью мы получаем довольно подробный портрет.

- Какую портретную характеристику даёт повествователь герою?

Анализ восприятия прочитанного .

-Почему, прекрасно зная, что штабс-капитан ждёт его на ужин,
Печорин не пришёл?

-Почему он сухо подал руку старику, когда тот готов был броситься ему на шею?

- Почему даже не поговорил с бывшим приятелем?

- Но зачем ему это?.

Вновь ворошить давно прожитое, вспоминать жизнь в крепости, Бэлу, он не
хотел. Дружеских чувств к старику (как, впрочем, и к кому-нибудь другому) не
испытывал.

Повесть эта разжигает наше любопытство к главному герою,
порождает вопросы о причинах формирования такого характера.

-почему деятельный Печорин любуется пейзажем и с такой любовью описывает его?

Печорин баёт точные и меткие характеристики людям на водах. Как это характеризует Печорина?

На водах Печорин впервые изображается в толпе людей. Есть ли у него друзья?

-почему Печорина раздражает Грушницкий?

молодой человек
в душе поэт

характеризует его как человека наблюдательного, умного, хорошо разбирающегося в людях
Да,
он мечтает о славе, об офицерских эполетах, но ведь кто об этом не мечтает в
столь молодые годы? Да, он наивный, недалёкий человек, но и это ему можно
простить. То, с чем Печорин не может примириться, - это его некоторая похожесть
на этого глупого юнца. Григорий Печорин
действительно переживает чувство глубокого разочарования в жизни, которое для
юнкера лишь поза. Грушницкий насквозь фальшив, а фальши, неискренности наш
герой не выносит.

Нажмите, чтобы узнать подробности

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

Вступительное слово учителя.

- В отношениях с кем раскрывается его внутренняя жизнь? (Вернер, Вера)

В этой части мы узнаём о лучшей части его души.

- Какие герои помогают раскрыть внешнюю сторону его жизни?

В привычном окружении Печорин демонстрирует всю силу своих способностей. Здесь ему понятно и доступно любое желание, он легко предсказывает события и осуществляет свои планы. Каждого человека Печорин заставляет задуматься, открыть своё истинное лицо, сбросить маску. НО! и сам он вынужден, проводя нравственные эксперименты, испытывать новые нравственные нормы.

- В каких строчках Печорин признаётся в бесконечных противоречиях?

Уже первые воспоминания о нём других героев фиксируют странность и двойственность впечатления, которое он производит.

Постановка проблемного вопроса урока.

Какой он, Печорин? Что мешает этому человеку жить счастливо?

Постановка темы и цели урока.

Работа над темой урока.

Фронтальная беседа

1. Одинаков ли Печорин в обществе и наедине с собой?

3. Почему люди, за которыми он наблюдает, вызывают в нём иронию?

( главное для них не внутренняя жизнь, а внешний лоск)

Учитель: Для Печорина важно заглянуть человеку в глаза, у остальных же - в руках лорнет, исключающий духовный контакт. Но ведь и сам Печорин наводит лорнет на Мери, скажете вы и будете правы. В этом парадоксальность нашего героя: критично относиться к людям и жить по их законам- в отсутствие настоящего дела это хоть какая-то способность действовать. Игра – это суть Печорина, его маска. Тем интереснее нам будет сегодня разобраться в правилах его игры.

Работа в группах

Печорин и Грушницкий

Почему Печорин столь непримирим в отношении Грушницкого?

Верно ли, что есть моменты, когда и Печорин ведёт себя подобно Грушницкому?

Печорин во многом виноват, но симпатии читателя часто на его стороне. Почему?

Что в поведении Грушницкого толкнуло Печорина к жестокому решению?

Было ли убийство неизбежным? Испытывает ли Печорин торжество победителя?

Микроитог: Герои сходны, но одновременно являются и противоположными: Печорин в конфликте с обществом, Грушницкий – его часть, Печорин не находит себе достойной деятельности, Грушницкий стремится к показной. Слабость характера может привести к преступлению, и тогда нет оправдания человеку, который только слаб. Поэтому мы и не можем жалеть Грушницкого, поэтому Печорин снова представляется нам человеком благородным.

Печорин и Вернер

В чем сходство этих героев? (большие интеллектуальные запросы)

В чем отличия? (Вернер – эгоист сознательный, принципиальный, он не стремится к более высокой нравственности, т.к. не видит реальной возможности её осуществить, он лишён внутренней активности Печорина)

Почему при воспоминании о Вере сердце Печорина билось сильнее?

Чем она не похожа на Мери?

Почему и для Веры он ничем не жертвует?

Проанализируйте сцену погони: представьте, что Печорин догнал Веру, стал бы он счастливым? Сделал бы её счастливее?

Жизненная философия героя.

- Мы рассмотрели образ Печорина при встрече с опасностью. Дальше в рассуждениях героя вырисовывается его жизненная философия.

- Что же он считает для себя едва ли не единственным удовольствием в жизни?

- Какую оценку он даёт себе в дневнике?

(Печорин не щадит себя, прежде всего это честность перед собой, самокритичность, но при этом он не стремится что-то изменить.)

- Размышляя над извечным вопросом, что такое счастье, какой ответ предлагает герой?

- К чему ведёт гордость, взлелеянная в человеке?

(Рядом не окажется настоящих друзей, понимающих людей.)

- Что же такое дружба в понимании Печорина?

- К чему может привести гордость, отсутствие друзей?

- За несколько дней до дуэли героя занимает вопрос о смысле жизни. В чём же он видит цель собственного существования?

- Почему Печорин не может найти смысла в жизни?

- Как таких людей называют в литературе?

Каким мы увидели Печорина? Каково ваше отношение к герою?

Почему читателю жаль Печорина? ( при всём знании людей для него закрыто главное: он лишён счастья жалеть и любить безрассудно)

Композиция романа .

Что даёт читателю необычное построение романа? (заинтересованность читателя судьбой героя, мы можем проследить историю его внутренней жизни, можем увидеть героя сразу в двух планах)


.

Роман М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" (1837 - 1840) - первый прозаический социально-психологический и философский роман в русской литературе. Основная тема произведения - это проблема личности и общества, человека и среды, воспитавшей его.

Конспект урока и сопутствующая ему презентация посвящены анализу повести "Княжна Мери". Ход урока включает исторический комментарий, материал для доклада и план пересказа о Грушницком, выборочный пересказ на тему: "Прав ли Печорин в истории дуэли с Грушницким?", а также анализ эпизода прощания Печорина с Мери. Слайды оформлены в соответствии с хронологией дневниковых записей Григория Александровича, и, без сомнения, являют собой очень ценный и яркий иллюстративный материал для активизации внимания и интереса учащихся.



Целевая аудитория: для 9 класса

Отличный материал, полностью соответствует аннотации. Презентация очень объемная, но и много текста на слайдах.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: