Конспект урока 8 класс предложение и его типы и

Обновлено: 07.07.2024

Конспект
Ключевые слова:
Предложение, типы предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ, по наличию главных членов, по полноте строения предложений, по наличию второстепенных членов
Основные понятия:
Предложение – это одна из основных единиц синтаксиса, которая отражает фрагмент окружающей действительности, имеет смысловую и
интонационную законченность.
Пояснения:
По цели высказывания предложения делятся на:
• повествовательные
• побудительные
• вопросительные
По эмоциональной окраске предложения делятся на:
• восклицательные
• невосклицательные
По количеству грамматических основ предложения делятся на:
• простые
• сложные
По наличию главных членов предложения делятся на:
• двусоставные
• односоставные
По полноте строения предложения делятся на:
• полные
• неполные

Надеюсь, что этот урок заинтересует учителей русского языка. Он построен по методике обучения русскому языку средствами субъективизации (методика проф. Г.А. Бакулиной).

Содержание и организация урока существенно обогащаются за счет работы с языковыми категориями и словарными словами как с понятиями, При этом ученики в совместной с учителем и одноклассниками поисковой деятельности находят путь определения каждого понятия, с которым они знакомятся. Этот процесс учит детей думать над каждым словом, фразой, предложением.

ВложениеРазмер
tema_uroka.docx 20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Строение и грамматическое значение предложения (8 класс)

Цель урока: дать представление о принципиальном отличии предложения от словосочетания, о строении и грамматическом значении предложения.

  1. Образовательная: организовать деятельность учащихся по формированию умений ставить и решать учебные задачи; ввести понятия разграничения с/с и предложений, проанализировать строение предложения;
  2. Развивающая: способствовать развитию у учащихся мыслительных действий анализа, синтеза, обобщения;
  3. Воспитательная: формировать положительную я-концепцию, умение работать в группах, общаться, отстаивать свою точку зрения .

Оборудование: таблицы ( для каждого ребенка-прил.№1- заполняется по ходу урока), презентация.

II. Повторение изученного.

Бр…дить, чу…ствительное, ненавидиш…, сер…це, лож(?), ле…гий, вс…гда, (в) л…су, бага…, пор…жать, выр…стить, т…лант, р…стение, оч…нь ж…лать, к…лосья, з…лотые, про…вился.

Предмет и его признак

Предмет, на который направлено действие

Признак действия или другого признака

Задание: внимательно посмотрите на запись, соедините слова по двум признакам сразу.

- По каким? (по орфограмме и по типу подчинительной связи).

(Работа в тетрадях, 1 человек у доски).

Предмет и его признак: чувствительное сердце, легкий багаж, золотые колосья.

Предмет, на который направлено действие: бродить в лесу, ненавидишь ложь, вырастить растение,

Признак действия или другого признака: всегда поражать, очень желать.

-Объясните свой выбор.

-Определите способы связи в каждой группе. Как называется это явление языка?

2. Повторение теории.

-Что называется словосочетанием?

-Из чего состоит словосочетание?

-Как строятся словосочетания (по виду подчинительной связи)

-Почему нельзя этого сделать? (это метафора).

-А что такое метафора?

4.-А теперь скажите, какие слова вы не определили ни в одну из групп?

Проявился талант- это грамматическая основа предложения.

-Попробуйте определить тему урока. (Запись в тетради и заполнение таблиц)

III. Работа над темой.

1. -Чем же отличается предложение от с/с? (продолжаем заполнять таблицы)

-Где изучается предложение? (синтаксис)

2. Работа с предложениями (работая с предложениями, продолжаем заполнять таблицы):

  1. Большой талант требует большого трудолюбия.
  2. Умение работать, трудиться- это ведь тоже талант .(К.Станиславский)
  3. Разве можно зарывать талант в землю?
  4. Трудитесь много и самоотверженно, чтобы не погубить свой талант! (Г.Бакулина)
  5. Чтобы данный от природы талант развивался, человек должен много трудиться.

-Сравните 1и 5 предложения. Что вы о них можете сказать? (простое и сложное)

-Охарактеризуйте предложения с точки зрения высказывания. (повествовательные-1,2,5; вопросительное-3; побудительное-4)

-Сравните 4 предложение со всеми остальными. (восклицательное-имеет эмоциональную окраску)

-Сравним 1 и 3 предложения по строению грамматической основы (двусоставное и односоставное)

- Докажите, что 1 предложение распространенное.

-Объясните постановку запятой в 4 и 5 предложениях.

3. Словарная работа.

- Прочитайте еще раз внимательно предложения, определите над каким словарным словом мы будем работать?

Талант (это слово встречается во всех предложениях )

-Охарактеризуйте его с точки зрения (3 ученика работают у доски):

3.Лексики. (работа со словарем Ожегова)

Талант- 1. Выдающиеся врожденные качества, особые природные данны

2.Человек, обладающий такими качествами

- Какое это слово? (многозначное)

- Образуйте от данного слова прилагательное, определите способ образования (талантливый-приставочный)

4. - Найдите предложение в котором есть фразеологизм? (подготовка к ГИА № 2)

-Назовите его значение (Зарыть талант в землю-не дать развиться таланту,

дать заглохнуть таланту).

- Расскажите о происхождении данного фразеологизма (подготовленный ученик читает текст)

5. Работа в группах.

Каждая группа получает задание:

Задание для группы №1.

  1. Укажите грамматическую основу в 1 предложении.
  2. Объясните постановку тире в этом же предложении.
  3. Выпишите из предложения 3 все словосочетания.

Задание для группы № 2.

  1. Укажите номера сложноподчиненных предложений, одна из частей которого является односоставным предложением.
  2. Выпишите из предложения 4 словосочетания со связью примыкание.
  3. Укажите характеристику предложения 5 по числу грамматических основ.

Задание для группы № 3.

  1. Сделайте синтаксический разбор 8 предложения.

Проверка заданий в группах.

- Оцените работу в группах.

-Справились ли вы с заданием?

Делаем выводы, полностью заполняем таблицу.

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

– Всё ли у вас получилось на уроке?

- Над чем ещё нужно поработать?

V. Домашнее задание упр.№ 70 (творческое задание )

Надеюсь, что этот урок заинтересует учителей- словесников. Урок построен по методике обучения русскому языку средствами субъективизации (методика проф. Г.А. Бакулиной).

Содержание и организация урока существенно обогащаются за счет работы с языковыми категориями и словарными словами как с понятиями, при этом ученики в совместной с учителем и одноклассниками поисковой деятельности находят путь определения каждого понятия, с которым они знакомятся. Этот процесс учит детей думать над каждым словом, фразой, предложением.

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор Григорьева А.А.
Дата 11.05.2015
Формат doc
Изображения Нет

For-Teacher.ru - все для учителя

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Конспект урока по русскому языку для 8 класса

Конспект урока по русскому языку 8 класса

Цель: расширить представление о типах предложения, сформировать представление об интонации простого предложения.

актуализировать знания о предложении и его типах; ознакомить учащихся с понятием интонация и её элементами;

развивать умения определять тип предложения, выявлять элементы интонации; развить мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения посредством формулирования правил;

Тип урока: комбинированный.

- Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Анастасия Алексеевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Откройте ваши тетради запишите дату и тему урока.

- Открывают тетради, записывают дату и тему урока.

- Давайте вспомним, что такое предложение.

- А какие типы предложений вы знаете? Приведите примеры этих предложений.

- Сегодня мы познакомимся еще с несколькими типами предложений. Для этого откройте ваши учебники на стр. 27. Там представлена таблица, в которой присутствуют все типы предложений. Найдите в таблице типы, которые вам неизвестны.

- Как вы понимаете, какое предложение называется ОСП, а какое ДСП.

- Что такое полные, а что такое неполные предложения.

- Для повторения и закрепления типов предложения, выполним упражнение 43.

Вам нужно определить типы предложения, подчеркнуть члены предложения и надписать части речи, которыми они выражены.

Вопросительные - предложения, в которых заключен вопрос.

Побудительные - предложения, содержащие побуждение (просьбу, приказание, совет, призыв)

Простое - предложение, с одной ГО.

Сложное - предложение, с двумя и более ГО.

Распространенные - предложение в котором есть второстепенные члены.

- А теперь, подведем итог. Какие типы предложений мы сейчас повторили? Приведите свои примеры.

- А теперь откройте стр. 37 параграф 8. Прочитайте его, после этого ответите на несколько вопросов.

- Что такое интонация (своими словами)?

- Какие элементы интонации существуют?

- А теперь поработаем с упр.49

- На закрепление, выполним упражнение 50.

- Предложение - это основная синтаксическая единица, которая имеет грамматическую основу и поэтому приспособлена для общения.

- Утвердительные, отрицательные, повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные, невосклицательные, простые, сложные, распространенные, нераспространенные.

- ОСП, ДСП, полные, неполные.

- ОСП - когда есть один из главных членов.

ДСП - оба главных члена предложения.

- Полные - все члены предложения в наличии.

Неполные - один или несколько членов предложения пропущены.

-Ты жива еще моя старушка?

Привет тебе, привет.

Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний несказанный свет!

Листья падают, листья падают, стонет ветер, протяжен и глух.

Кто же сердце порадует? Кто его успокоит мой друг?

О буйные ветры скорее, скорей!

Скорей нас сорвите с докучных ветвей!

Сорвите, умчите, мы ждать не хотим, летите, летите! Мы с вами летим!

- Утвердительные, отрицательные, повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные, невосклицательные, простые, сложные, распространенные, нераспространенные, ОСП, ДСП, полные, неполные.

- Интонация - это сторона устной речи, которая выражает смысл высказывания, чувств и настроения говорящего.

- Пауза, логическое ударение, мелодика, тон, темп, тембр голоса.

- Один из детей читает вслух стихотворение со всеми компонентами интонации.

- Меж нами речь не так игриво льется. Что ты теперь скажешь в свое оправдание? В полдень Размётнов пришел домой пообедать и через дверцу калитки увидел возле порога хаты голубей. Солотча - извилистая неглубокая река. Вьется улица - змея. Дома вдоль змеи. Улица - моя, дома - мои. Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели; только не сжата полоска одна. Дубровский молчал…Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря…И щуку бросили - в реку. Я вас спрашиваю: рабочим - нужно платить?

- Подведем итог урока.

Какие типы предложений вы знаете?

- Что такое интонация?

- Каковы ее элементы?

- Откройте ваши дневники и запишите домашнее задание упражнение 50 (1, 2, 3, 7) на странице 32, упр.51 (устно, учить).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_79b09440.jpg

Урок русского языка в 8 классе .

Тема. Предложение . Строение предложения , его виды .

Тип урока . Комбинированный.

Цели: закрепить знания учащихся о предложении как единице синтаксиса,

строении предложения; его видах по цели высказывания и

эмоциональной окраске; ввести понятия «двусоставные и односоставные

нераспространённых предложениях; познакомить с инверсией и прямым

порядком слов в предложении, воспитывать культуру речи.

Методические приёмы: словарная работа , конструирование словосочетаний и

предложений, беседа по вопросам , объяснение учителя, работа с

таблицами, выполнение упражнений , самостоятельная работа ,

рефлексия, работа над речевыми нормами.

Оборудование: учебник, таблицы, раздаточный и дидактический материал.

Организационный момент.

Лингвистическая разминка. Словарный диктант с грамматическим заданием.

— Запишите слова под диктовку. Составьте с ними три словосочетания, используя разные виды подчинительной связи.

Диалог, масштаб, молодёжь, сверстник, лестница, чувствовать, встречаться, поблагодарить, поверхность, независимость, помощник, преподаватель, образование, единственный, искусственный, положительный, влево, вправо, сначала, по-русски, сплошь, горячо, нередко.

Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Ученики выполняют синтаксический разбор словосочетаний у доски.

hello_html_79b09440.jpg

(Двести восемьдесят четыре рубля, четыреста девяносто шестой номер).

Что такое словосочетание?

Расскажите о строении словосочетания.

Каковы основные признаки словосочетания?

Назовите типы словосочетаний по их морфологическим свойствам. Приведите примеры.

Какие словосочетания являются неделимыми? (Те, в которых главным по смыслу является грамматически зависимое слово.)

Мотивация учебной деятельности.

Примеры: Анютины глазки — небольшие яркие цветы. (Неделимое словосочетание является подлежащим). Хочу поздравить вас от всей души . (Первое неделимое словосочетание — сказуемое, второе — обстоятельство.) Митинг собрал много людей . (Неделимое словосочетание — дополнение.) Много людей собралось на площади. (Неделимое словосочетание является подлежащим.)

Вычленить подобные словосочетания чаще всего удаётся лишь в контексте (в предложении).

Объявление темы и цели урока.

На предыдущих уроках вы многое узнали о словосочетании. Сегодня начинаете изучать предложение, знакомиться с явлениями, с которыми уже много раз сталкивались, но не называли их, а также вспомните о разновидностях предложения по наличию второстепенных членов предложения или их отсутствию.

Изучение нового материала.

Коллективная работа с опорой на проблемные вопросы.

hello_html_79b09440.jpg

1) Прочитайте и сравните записи (распечатанные записи находятся на партах учащихся). Чем они отличаются?

2) Можно ли назвать запись № 1 текстом? Почему?

3) Можно ли назвать запись № 2 текстом? Почему?

4) Чем словосочетание отличается от предложения?

5) Назовите типы предложений, которые использованы в данном тексте.

6) Какие предложения называются повествовательными, вопросительными, побудительными; восклицательными, невосклицательными?

Её взгляд; благородная рука; домашнее платье; всякий раз производили впечатление; необыкновенного и важного.

Её взгляд, изящная, благородная рука, которую она подавала мне, её домашнее платье, причёска, голос, шаги всякий раз производили на меня всё то же впечатление чего-то нового, необыкновенного в моей жизни и важного. (А.П. Чехов).

Практическая работа.

— Используя слова из диктанта (лингвистической разминки), составьте три предложения (повествовательное, вопросительное, побудительное; восклицательное, невосклицательное), выделите грамматическую основу в каждом из предложений.

Объяснение учителя новой темы (с опорой на таблицы).

Предложение — основная синтаксическая единица. В отличие от словосочетания предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов или одного из них.

Для предложений характерна интонационная и смысловая законченность, то есть они представляют собой отдельные высказывания.

1) формирование мысли;

2) выражение мысли;

Интонация конца — средство выражения смысловой завершённости высказывания.

2. Строение предложения.

1) грамматическая основа;

2) грамматическая связь компонентов;

3) порядок компонентов;

4) структурная схема предложения.

3. Грамматическое значение предложения.

1) вид предложения по цели высказывания;

2) соотнесённость смысла высказывания с действительностью;

3) смысловые отношения между компонентами предложения.

hello_html_79b09440.jpg

По цели высказывания.

Запад гаснет в дали бледно-розовой.

Вы бы проверили перевод!

Молчать! Ужасный век!

По количеству грамматических основ.

Простые (одна грамматическая основа).

Дорога шла по крутому берегу Днепра.

Сложные (несколько грамматических основ).

Река ещё не замёрзла, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах.

По строению грамматической основы.

Двусоставные (подлежащее + сказуемое).

Быстро сохнет трава.

Односоставные (с одним главным членом).

По наличию второстепенных членов предложения.

Распространённые (второстепенные члены есть).

Нераспространённые (второстепенных членов нет).

ФИЗМИНУТКА на расслабление мышц кистей рук, гимнастика для глаз.

Закрепление изученного материала.

1. Коллективная работа. (Работа проводится у доски.)

1) Запишите предложения под диктовку учителя.

2) Выделите в предложениях грамматические основы.

hello_html_79b09440.jpg

3) Дайте характеристику предложений, руководствуясь таблицей № 2.

1) И днём и ночью кот учёный все ходит по цепи кругом. 2) Но пора читателя познакомить с настоящим героем нашей повести. (А. Пушкин.) 3) Сердце бьётся сильнее. 4) В глазах у меня потемнело. (М. Лермонтов.) 5) Очень тихо. 6) Слышно желну, сойку, дрозда. 7) По вечерам солнце косыми лучами ложится на Родь. (М Пришвин.)

2. Работа с учебником.

Выполнение упр.63 и 64 (устно) с комментарием учащихся.

3. Индивидуальная работа по дифференцированным карточкам.

1) Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

2) Выделите грамматические основы.

3) Дайте характеристику предложений в соответствии с

1) Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

2) Выделите грамматические основы.

Я на днях заночевал на степном озере || Оно почти сплош.. зар..сло высок.. камыш..м || На середине бл..стела у..кая полоса чистой воды || Медленно гасла з..ря || В спокойной воде отражались первые звезды || Скорей бы прошла ночь || Перед р..светом тревожный ут..ный крик заставил меня очну(т,ть)ся || (От)чего бе..покоились утки || Кто мог их потревожить || Какая(то) тень мелькнула перед моими глазами чьи(то) крылья едва (не)задели меня по лицу || Сова || Вот кто губит птиц по ночам || Берегись ноч(?)ная хищ(?)ница ||

hello_html_63536981.jpg

VIII . Подведение итогов урока.

1. Заключительная беседа.

Что такое предложение?

Чем предложение отличается от словосочетания?

Каковы основные признаки предложения?

Что называется грамматической основой предложения?

Назовите виды предложений по цели высказывания.

Как делятся предложения по количеству грамматических основ?

Как различаются предложения по количеству главных членов в грамматической основе?

Как различаются предложения по наличию-отсутствию второстепенных членов?

Учащиеся формулируют вывод.

В отличие от словосочетаний предложения имеют грамматическую основу, состоящую из главных членов (двусоставные) или одного из них (односоставные). Для предложений характерна интонационная и смысловая законченность, то есть они представляют собой отдельные высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные, по наличию второстепенных членов — на распространённые и нераспространённые.

Оценивание учебных достижений учащихся.

Рефлексия. Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения и работу:

- поставлен в тупик;

- работал засучив рукава;

- носил воду в решете;

hello_html_63536981.jpg

- слушал во все уши;


Данная разработка представляет собой первы урок по теме типы предложений по составу. Поэтому на теоретическую сторону обращается больше вниманий, однако упражнения на практику также даются. Используется взаимопроверка, индивидуальная и группаваяпроверка.

Содержимое разработки

Школа: Шубаркудукская школа-гимназия №1

Дата: 23.01.18г

ФИО учителя: Султанова.В.С

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Типы простых предложении по наличию второстепенных членов.

Учащиеся знают:

Что такое предложение и его группы по другим типам, кроме по составу

Учащиеся узнают:

Типы простых предложении по составу и их группы

Учащиеся смогут:

отличить их друг от друга, находить их в предложении.

Критерии оценивания

Определяет тему, основную информацию прочитанного текста.

Привитие ценностей

Уважение и любовь к своему народу

Межпредметные связи

Межпредметные связи со вторым языком, литературой, историей.

Навыки использования

Работа с презентацией.

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Организационный момент. Приветствие учащихся.

Психологический настрой.




Выберите себе понравившийся природное явление, которое изображено на картинках и объясните свой выбор. Звезды и луны в одной, облако и солнце в одной команде. Первая команда- предложение, вторая команда- словосочетание.

Сборник эмоциональных настроев

Учебник, плакат, маркеры.

Середина урока 35 минут

Критерии оценивания на весь урок. Собрать побольше денег на свой банк. У первой группы Халк банк, во второй Казком.



Проверка домашнего задания. Взаимопроверка. Упражнение 220, 221 Стр 113. Разберите предложения и охарактеризуйте.

Слово учителя о односоставном и двусоставном предложении.

Что такое двусоставное и односоставное предложения?

По структуре простые предложения делятся на двусоставные и односоставные.

Односоставное предложение — предложение, грамматическая основа которого состоит из одного члена: либо только подлежащего, либо только сказуемого.

Нельзя гладить кота против шерсти. В этом предложении есть только один главный член — сказуемое нельзя гладить.
Чёрный кот. В этом предложении есть только один главный член — подлежащее кот.

Двусоставное предложение — предложение, грамматическая основа которого состоит из двух членов: и подлежащего, и сказуемого.

Наш кот подолгу смотрит в окно. В этом предложении два главных члена: подлежащее — кот, сказуемое — смотрит.

Ловить мышей — себя не уважать. В этом предложении тоже два главных члена: подлежащее — ловить, сказуемое — не уважать.

Если в предложении есть несколько однородных подлежащих при отсутствии сказуемого или несколько однородных сказуемых при отсутствии подлежащего, такое предложение тоже является односоставным.

Критериальное оценивание по постерам групп

Выполнение упражнении по учебнику (224, 225)

8.Физминутка. Полетим вверх как: бабочки (повторяем движение летим как бабочка), птицы (повторяем движение летим как птичка), одуванчики (повторяем движение летим как одуванчики), самолет (повторяем движение летим как самолет)

Творческое задание. Работа по видео материалу. Чудо природы. Беседа по содержанию и написание мини сочинение-рассуждение, с использованием односоставных предложений.

Рефлексия.Заполнение карточек.







Подсчет денег на банках и выставление оценок.


-75%

Читайте также: