Конспект урока 7 класс шолохов судьба человека

Обновлено: 07.07.2024

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, как вы считаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

(О главных героях рассказа, о войне, о силе русского народа, почему именно так отозвались о рассказе в газете ).

II. Изучение нового материала.

- Он был внебрачным сыном дочери крепостного крестьянина Анастасии Черниковой и не бедного разночинца Александра Шолохова.

- Был в плену у батьки Махно.

- Посватался к младшей сестре, а женился, по совету ее отца, на старшей.

- Он заступится перед Сталиным за Ахматову, и после 15 лет забвения выйдет ее книга.

- Стал одним из немногих советских писателей, получивших Нобелевскую премию.

(Учащиеся выдвигают свои версии по поводу данных фактов).

Истинность или ложность этих фактов мы с вами выясним в течение урок. Итак, начинаем.

Он заступится перед Сталиным за Ахматову, и после 15 лет забвения выйдет ее книга. Шолохов станет единственным, кто в 1965 году получит Нобелевскую премию с одобрения советской власти.

3. Актуализация знаний о биографии.

Редко, кому из известных деятелей культуры удается добиться мирового признания и мировой известности при жизни. Творческая жизнь Михаила Шолохова счастливое исключение. Писатель был не только обласкан властями, но и получил подлинно народную любовь и признание его таланта.

Над Доном лежит станица Вёшенская. Здесь долгие годы жил и работал замечательный писатель Михаил Александрович Шолохов. Он, действительно, был внебрачным ребенком. Его мать вышла замуж не по своей воле, а потом ушла к его отцу. До 12 лет Михаил Александрович носил фамилию Кузнецов, и только после смерти мужа своей матери был усыновлен родным отцом и получил фамилию Шолохов.

4. Об истории создания произведения.

Рассказ появился в конце 1956 г. Наша литература давно не знала такого изумительного явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием. Потоком шли читательские письма в редакции, на радио, в станицу Вёшенскую.

5. Анализ произведения.

- Жанр нашего произведения – рассказ. Что вы знаете о рассказе?

В рассказе ведется повествование о нескольких эпизодах из жизни героя. Большой материал об этой жизни – от рождения до возмужания, - которого хватило бы на роман, писатель вместил в рамки рассказа.

- Как вы считаете, почему о композицию этого произведения называют рассказ в рассказе?

Потом автор говорит о встрече с неизвестным человеком, который рассказывает о своей судьбе. Основная часть этого произведения – это рассказ в рассказе. Повествование идет от первого лица. Андрей Соколов выбирает самые главные эпизоды своей жизни. Он часто прерывает свой рассказ, потому что переживает все прожитое. Это создает эмоциональность, убедительность и достоверность повествованию.

- Давайте прочтем начало произведения.

- В чём смысл такого построения рассказа?

- Зачем писатель ввёл в произведение образ рассказчика?

Создаётся впечатление особой достоверности, документальности.

- В чем вы видите плюсы именно такого повествования?

Портрет героя.

2) Рассказ от первого лица создает впечатление необыкновенной достоверности и документальной точности.

3) Рассказчик оказывается посредником между героем и читателем. Точка зрения Андрея преломляется в восприятии автора, таким образом объективность рождается из совокупности воззрений на действительность отдельных личностей.

- С чего начинается рассказ?

Начало рассказа - описание природы.

- С какой целью автор дает нам описание природы?

- Как мотив борьбы зимы и весны, жизни и смерти соотносится с событиями и судьбами героев рассказа, с авторским отношением к жизни?

Широкая картина дружной, напористой весны символична- это первая послевоеннная весна - пробуждение земли и пробуждение души человеческой, освободившейся от фашистского ига.

Анализ эпизодов.

Анализ эпизодов производим по группам, заранее получившим задание.

А. Жизненный путь героя.

- На сколько частей можно разделить жизненный путь героя?

(на 3 части: до войны, война, после войны)

- Какой жизнью жил герой до войны?

- В чём же видит своё счастье Соколов в довоенной жизни?

На этот вопрос нам ответит 1 группа.

(Довоенная жизнь небогата событиями: голодная юность, женитьба на сироте, дети. Герой с воодушевлением говорит о жене, о детях, осуждает себя за грубость, пристрастие к выпивке)

- Что происходит с Андреем Соколовым на фронте? (Они же)

(В мае 1942 года он подвозит снаряды. На минном поле подрывается. Контуженный, он попадает в плен).

Б. Эпизод в церкви.

2-я группа производит анализ эпизода в церкви.

- Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене (солдат — христианин, Крыжнёв, взводный, доктор)?

- Какая позиция ближе Соколову?

В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции. Но только позиция доктора, “который и в плену и в потёмках своё великое дело делал”, вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу — это и позиция самого Соколова.

Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет. Потому и решается он убить Крыжнёва, чтобы спасти взводного. Нелегко даётся Соколову убийство, тем более убийство своего. Тяжко у него на душе. Но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого, ибо только в единении людей он видит спасение.

В. Поединок с Мюллером.

Анализ эпизода поединка Андреи Соколова с лагерфюрером Мюллером мы услышим в исполнении 3 группы.

- О чём думает Соколов, готовясь к смерти?

- В каком физическом состоянии находится герой? Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски?

- Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время торжественного ужина?

- Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?

- Какое место в композиции рассказа занимает этот эпизод?

- Кто и в какой момент побеждает в этом поединке? В чём смысл этой победы?

Диалог с Мюллером — это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер.

Так обыкновенный человек становится у Шолохова воплощением народного характера. Фашизму противопоставляет герой и великую силу терпения, столь свойственному русскому народу. Готовность выстоять, “выдюжить” становится жизненным кредо Соколова.

Г. После бегства из плена.

4-я группа ответит на вопросы:

- Что пришлось пережить Соколову после бегства из плена?

- Как автор раскрывает душевное состояние героя, у которого война отняла всё?

Д. Встреча Соколова с Ванюшкой.

5-я группа расскажет нам:

- Почему Соколов решается усыновить Ванюшку?

- Что общего в их судьбе?

Е. Подвести итог нам поможет 6-я группа.

- Как вы понимаете слово СУДЬБА?

- Почему А. Соколов видит свою вину в том, как сложилась его судьба?

- Совпадает ли мнение героя с мнением автора?

Комментарий учителя.

Но его терпение не синонимично смирению. Он не смирился с обстоятельствами и одолел выпавшие на его долю испытания. Правда, за собой он не числит ни подвигов, ни героизма. Он скромен, но в нём высоко развито чувство собственного достоинства.

Но в жизни немало было и остаётся трагического, что не забывается, а лишь приглушается в сердце с годами. И Андрей Соколов до конца дней своих пронесёт в душе трагизм пережитого, его возмущённая совесть никогда не успокоится. Забвение пережитого им и миллионам людей – преступно.

Судьба Андрея Соколова – это судьба всего русского народа, прошедшего страшную войну, фашистские лагеря, потерю самых близких людей, - но не сломавшихся окончательно.

Финал рассказа.

Перечитайте финал рассказа.

- Почему рассказ заканчивается описанием душевного состояния автора?

Андрея Соколова ничто и никогда не утешит, не поможет забыть пережитое, не возместит его страшные потери. В то же время он, простой человек, не только не сломлен, но и сохранил самое драгоценное в себе — живую душу. Эти два осиротевших человека обретают друг в друге свою новую общую судьбу, взаимно утверждая друг друга в жизни. Писателю и вместе с ним читателю важно было увидеть, что вынесено из этой войны солдатом, с чем будет он жить дальше.

В конце рассказа М.А. Шолохов выступает с публицистическим фрагментом.

- Почему писатель обращается здесь к языку публицистики?

- Финал рассказа оптимистичен или трагичен?

Впечатления автора от встречи с Андреем Соколовым приводят автора к реальному ощущению: у народа хватило сил победить и выжить, ещё есть силы работать, но мало силы жить.

Потому и Андрей Соколов, и Ваня в конце рассказа удаляются, а Ваня машет ручкой на прощание.

Слово учителя.

Герои идут в будущее, словно на войну, готовясь преодолевать. Значит, война не кончилась для них, мирная жизнь не наступила, а смерть приближается.

А теперь обратимся к заключительному эпизоду рассказа.

- Назовите словосочетания, которыми автор определяет героев.

(Песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы - человек несгибаемой воли)

- Что подчеркивает Шолохов, называя в последних строчках героя песчинкой?

(Андрей Соколов вовсе не предстает былинным богатырем, не является человеком, обладающим сверхъестественными способностями. Он обычный, такой, как все).

- Согласно концепции Шолохова, человек есть песчинка, травинка на ветру, дрожащий листок, прижатый к ветке

III. Итоги урока.

Замечательно цельный характер создан М. Шолоховым — характер, и сегодня помогающий понять, каким быть человеку.
Писателю и вместе с ним читателю важно было увидеть, что вынесено из этой войны солдатом, с чем будет он жить дальше, и чем он будет жить. Любовью. Добротой. Человеческим достоинством.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка состоит из конспекта урока, а также приложений: видео из фильма "Судьба человека", аудиозапись звука метронома, презентация к уроку. Урок проходит очень эмоционально, несет большой воспитательный потенциал.

Тип урока: восприятие и углубленная работа с текстом.

Цель: проследить судьбу отдельного человека в трагическое для страны время и на его примере показать великую силу любви.

- актуализировать имеющиеся знания, умение и навыки в связи с изучаемым материалом;

- пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;

- выяснить проблематику повести;

- обобщить, систематизировать и расширить знания учащихся по отдельным эпизодам Великой Отечественной войны;

- используя элементы технологии развития критического мышления(РКМЧП), формировать умения и навыки по предмету, развивать творческие способности учащихся, формировать коммуникативные компетенции;

- воспитывать нравственно-эстетические представления учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науке

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметные: развитие умений работать с учебником, обобщить пройденный материал.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, групповая.

Формы работы: лекция с элементами беседы и опорой напрактические задания, самостоятельная работа, обобщение раннее изученного, просмотр слайдов, кадров из фильма, работа с тетрадями, составление схем.

Оборудование: Опорные конспекты, листы с заданиями, компьютер, экран, учебник

Композиция урока:

I. Организационный момент: учащиеся поделены на группы.

II. Побуждение.

-Какими человеческим качествами должен обладать человек, чтобы к нему бумерангом вернулись светлые мысли?

2.Слово преподавателя.

III Этап целеполагания

Свяжите тему нашего прошлого урока ипрослушанные только что стихотворение и притчу. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.Как вы понимаете тему урока?Какая цель будет поставлена на урок?

Запись в тетрадях темы урока (Слайд №3)

Словарная работа (слайды 5, 6,7)

Судьба́ — совокупность всех событий и обстоятельств, которые в первую очередь влияют на бытие человека, народа и т.п.; предопределенность событий, поступков; рок, фатум; высшая сила, которая может мыслиться в виде природы или божества (Википедия).

Любо́вь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.(Википедия).

Отпор – решительное действие, отражающее нападение или противодействующее кому-нибудь, чему-нибудь (Толковый словарь Ожегова)

Почему именно эти слова? Подходит ли этот эпиграф к нашей теме? На эти вопросы мы ответим в конце урока.

Что вы знаете об истории создания рассказа?

Кто является главным героем рассказа?

От кого мы узнаём о судьбе Андрея Соколова?

Кому он поведал историю своей жизни?

Весь ли рассказ ведётся от лица Андрея Соколова? Когда появляется автор?

Как называется такой композиционный приём? (Рассказ в рассказе)

Посмотрим, как построена повесть, какова ее композиция. Вспомните, как называется композиция произведения, когда происходит повторение начального фрагмента в конце текста? (Композиция своеобразная – кольцевая или, по-другому, - композиция обрамленная).

На сколько частей можно разделить рассказ Андрея Соколова о своей жизни? (На три: до войны, во время войны и после войны).

А сейчас давайте мы вслед за автором проследим за судьбой Андрея Соколова. Вспомним основные события и ситуации, в которых Андрей Соколов, и попытаемся представить себя на его месте.

1. Работа в группах

- Расскажите о событиях, происходящих в 1-й части.

- Как вы думаете, был ли Андрей Соколов Счастлив? Почему?

-И вот она – война… (просмотр фрагмента)

- Как А.Соколов попадает в плен?

- По дороге в лагерь на ночь их загоняют в полуразрушенную церковь. Что происходит ночью в церкви?

-С какими людьми А.Соколов сталкивается в этом эпизоде? (просмотр эпизода)

- Как можно оценить поступок Соколова, когда он убил предателя

-Следующий эпизод, в котором раскрываются черты характера А.С. – это эпизод с Мюллером.

-Зачем Мюллер вызывает к себе А.Соколова?

-Какую сцену видит Соколов?

-Что предложил ему Мюллер?

-Как повёл себя наш герой? Почему?

-Кто же победил в данном поединке? Зачитайте слова, подтверждающие ваше мнение

-Смирился ли А.Соколов с участью пленного? Как он организовал побег?

-Что ожидало его после плена?

-Найдите слова, которые раскрывают его душевное состояние

-О чем больше всего жалеет Андрей?

(просмотр фрагмента)

Физминутка. Минута молчания

- Какая нечаянная радость блеснула Андрею Соколову?

-О чем мечтал он после известия о том, что его сын жив?

2. Обобщение по итогам работы групп

- Какова же жизненная позиция А.Соколова?

В любых условиях оставаться самим собой, не изменить долгу, ни покорности, ни противопоставления своей жизни другим.

-Что же помогло Соколову вернуться к жизни? (Любовь к маленькому мальчику Ванюши, такому же, как и он сироте.Оставшись один на всем белом свете, свою нерастраченную любовь и нежность он отдает сироте Ванюше, заменяет ему отца).

Показ фрагмента из к/ф

-Какие чувства вы испытывали, когда смотрели данный эпизод? Почему?
(Вновь обретённое счастье)

- Вспомним слова М. Сервантеса. Справедливы ли эти слова по отношению к Андрею Соколову ? Докажите.

- В повести автор показал судьбу одного человека. Как вы думаете, такой случай единичный?

V I .Рефлексия:

1.Возвращение к ассоциативной карте и притче:

-В начале урока говорили о том, каким должен быть настоящий человек?

-Можно ли Андрея Соколова назвать настоящим человеком? Почему?

Какими качествами должен обладать человек, чтобы бумерангом к нему вернулись светлые мысли?

Я отправляю вам бумеранг, ПУСТЬ ко мне он вернется с вашей оценкой собственной работы (оценка должна быть обоснована). Но прежде, посмотрите на слайд. Тут даны небольшие клише, используйте их, пожалуйста.

(Слайд: 14 Я сегодня узнал… - Я буду развивать у себя..

- Я оцениваю свою работу …

- Почему бы вы посоветовали молодым людям читать рассказ М.А.Шолохова?

Выбор у честного человека может быть только один – протест против войны, насилия, рабства, против политики, обрекающей людей на несчастные судьбы

V. Домашнее задание:

VI I . Комментированное выставление оценок

- Расскажите о событиях, происходящих в 1-й части.

- В чем видит Андрей Соколов свое счастье в довоенной жизни?

- Как вы думаете, был ли Андрей Соколов Счастлив? Почему?

- Как А.Соколов попадает в плен?

- По дороге в лагерь на ночь их загоняют в полуразрушенную церковь. Что происходит ночью в церкви?

-С какими людьми А.Соколов сталкивается в этом эпизоде? - Как можно оценить поступок Соколова, когда он убил предателя?

3группа - «Поединок с Мюллером

-Зачем Мюллер вызывает к себе А.Соколова?

-Какую сцену видит Соколов?

-Что предложил ему Мюллер?

-Как повёл себя наш герой? Почему?

-Кто же победил в данном поединке? Зачитайте слова, подтверждающие ваше мнение

-Смирился ли А.Соколов с участью пленного? Как он организовал побег?

-Что ожидало его после плена?

-Найдите слова, которые раскрывают его душевное состояние

-О чем больше всего жалеет Андрей?

- Какая нечаянная радость блеснула Андрею Соколову?

-О чем мечтал он после известия о том, что его сын жив?

Настоящий человек в рассказе М.А.Шолохова

Словарная работа: Судьба — 1 . Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-нибудь или чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

1 . Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;

2. Доля, участь;

3. История существования кого-нибудь или чего-нибудь;

4. Будущее, то, что случится

(Словарь С.И. Ожегова).

Словарная работа: Любовь – чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии (Википедия)

Любовь – чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии (Википедия)


Данный урок открывает цикл произведений, посвященных Великой Отечественной войне.

На протяжении всего урока используются приемы и методы, активно способствующие появлению эмоционального отклика на изучаемый материал, который становится личностно значимым для обучающихся.

Учебник: Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2014.

Задачи:

  • формировать умение анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание;
  • формировать навыки познавательной и исследовательской деятельности, умения наблюдать, делать самостоятельные выводы;
  • развивать аналитическое мышление, связную речь и коммуникативные способности обучающихся;
  • воспитывать чувство патриотизма, человечности и ответственности.

Тип урока: урок систематизации знаний.

Планируемые результаты

Личностные УУД: готовность и способность к саморазвитию, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать проблему и цели урока, анализировать условия и пути достижения целей, в диалоге с учителем определять степень успешности своей работы и работы сверстников.

Коммуникативные УУД: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД: умение искать и выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, свободно ориентироваться в тексте художественного произведения и воспринимать его; содействовать развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация.

Предметные: развивать навыки анализа текста, диалоговую форму общения внутри микрогруппы, творческий потенциал.

Ход урока

- Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет серьезный, важный разговор, касающийся судьбы человека. Такое емкое словосочетание, и так мало времени, чтобы извлечь урок из нашей сегодняшней беседы.

(Слайд 1)

- У каждого из вас на парте лежат рабочие листы. Их вы будете заполнять по ходу урока, а в конце занятия поставите себе оценку.(Приложение 1)

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Давайте попробуем, как обычно, определить ключевое слово в этом словосочетании.

Краткая справка, подготовленная учеником

- Толковый словарь объясняет нам это слово так:

(Слайд 2)

На доске:

Русская пословица обнадеживает нас и вселяет уверенность в завтрашнем дне. А еще она призывает нас к терпению и вере.

Не узнав горя, не узнаешь и радости.

Что ни делается, все к лучшему. Терпи, казак, атаманом будешь.

Корейская пословица предупреждает:

человеческая судьба и за ночь не раз переменится.

Мне особенно близки, в контексте сегодняшнего разговора, следующие пословицы:

(Все эти слова говорят о красоте души русского человека, красоте души Андрея Соколова).

- Попробуйте сформулировать тему урока (высказывания обучающихся,запись темы на доске).

(Слайд 3)

  1. Знакомство с творческой историей рассказа(слово подготовленному ученику).

Однажды кто-то остроумно назвал это произведение рассказом-эпопеей. И подлинно: объем совсем невелик, а содержание в нем вместилось – впору доброму роману, с захватом в полном смысле эпическим…

  1. Выявление первоначального восприятия.
  1. Аналитическая беседа по материалам урока.

- Ребята, давайте обратимся к первым страницам рассказа.

Портрет мужчины и мальчика

Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя? (Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть)

– А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла? (Пепел там, где все сожжено, разрушено.В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.)

Таким образом, цветовая деталь помогает понять состояние героя.

Жизнь до войны

- Как жил герой до войны?

- Как вы думаете, был ли Андрей Соколов счастлив? Почему?

- Какие слова употребляет, рассказывая о своей семье?

(Работа кипела в руках. Не хуже других. Дети радовали. Всё в порядке).

Война. Прощание с семьёй. Прокомментировать сцену.

При каких обстоятельствах герой попадает в плен? Как этот эпизод характеризует героя?

– Плен – это война. Рассказ М. Шолохова о войне. Но мы не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя. У автора своеобразный подход к изображению войны. Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой — вот что главное. В душе — один из источников победы, в душе секрет выживания.

Что ожидало героя после возвращения из плена? (смерть семьи, гибель старшего сына)

Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию?(Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих.В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл).

Произошло ли это с Андреем Соколовым? (Нет, не сломили героя рассказа обстоятельства.Он продолжал жить).

  1. Работа в группах. Анализ значимых эпизодов рассказа.

-На какие части можно разделить рассказ?

- Какие события в жизни Андрея Соколова можно считать значимыми для понимания его характера? (сцена в церкви, поединок с Мюллером, встреча с Ванюшкой).

1 группа: Сцена в церкви

(Слайд 4)

По дороге в лагерь на ночь их загоняют в полуразрушенную церковь.

- Что происходит ночью в церкви?

- С какими людьми А.Соколов сталкивается в этом эпизоде?

- Как ведут себя герои в этой ситуации?

- Какая позиция ближе всего Соколову?

- Как повёл себя сам герой?

- Как бы вы оценили поступок Андрея Соколова?

(Слайд 5)

(Слайд 6)

- Зачем Мюллер вызывает к себе А.Соколова?

- Какую сцену видит Соколов?

- Что предложил ему Мюллер?

- Как повёл себя наш герой? Почему?

- Кто же победил в данном поединке?

Вывод: диалог с Мюллером – это не вооруженная схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер.

(Слайд 7)

3 группа: Сцена усыновление Ванюшки

(Слайд 8)

- Не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.

- Какие чувства испытывает герой, увидев беспризорного одинокого мальчика-сироту? - Как это характеризует Андрея Соколова?

- К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок?

- Охарактеризуйте средства выразительности и их роль в этом отрывке.

Вывод. Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. В этом проявляется сильный характер человека.

(Слайд 9)

(Подчёркиваем отмеченные черты характера Андрея Соколова).

  1. Анализ финала рассказа(выразительное чтение эпизода учителем).

(Слайд 10)

Беседа:

- Какое время года изображено в начале и в конце рассказа? Как выдумаете, почему?

- Как вы думаете, выстоит ли Андрей Соколов?

- Что ждёт впереди героя и его сынишку?

(Показана не только история существования Андрея Соколова, но и то, как он смог не покориться обстоятельствам, смог выстоять.В битве с судьбой он проявил великую силу характера и красоту души настоящего русского человека).

10.Рефлексия.

- Выскажите своё мнение о рассказе, продолжив одно из предложений.

(Слайд 11)

- В чём красота души героя Шолохова?

- Давайте еще раз назовем те черты характера, которые помогли Андрею Соколову выстоять, преодолеть трудности. (Стойкость, великодушие, умение любить, мужество, сострадание, доброта и т. д.)

На доске вывешивается таблица со словами.

- Сквозь физические и моральные испытания Соколов пронес чистую, широкую, открытую всему доброму душу, русскую душу. Человек становится подлинно красивым, подлинно человеком, когда он оказывается в состоянии победить собственную слабость, обрести мужество, переступить через страх перед торжествующим в данный момент злом, перед неотвратимостью жизненной судьбы.

- И в конце наших рассуждений мне хотелось бы поставить многоточие, потому что нельзя до конца осознать, в чем же заключается красота души русского человека, его характер. Русский характер, как и русская душа, всегда были и остаются загадкой для мировой культуры.

11. Выставление оценок.

12. Домашнее задание.


…не бывает совсем не пострадавших от войны…

(из стихотворения Н.Стручковой)

IV. Да, мы сегодня будем говорить о проблеме особой уязвимости детей в ситуациях вооруженных конфликтов, когда мирные люди беззащитны и уязвимы, хотя не участвуют в военных действиях. Детям особенно необходимы внимание и забота. В ситуации вооруженного конфликта они страдают, переживают, испытывают тяжелые последствия наравне со взрослыми. Соображениями гуманности продиктовано уменьшение страданий детей во время войны.

Учитель: Рассказ появился в 1956 году. Это довольно редкое явление в истории литературы, когда небольшой рассказ становился событием. Это произведение принято читать эпопеей.

Переходим к обмену впечатлениями.

-Что запомнилось? Что взволновало? Что поразило? Что показалось страшными невероятным?

-Кого бы вы назвали главным действующим лицом в рассказе? (А.Соколов, конечно же, остается главным героем всего рассказа, однако, в этом эпизоде на первый план выступает Ванюша, и нам важно понять, какую роль в этом отрывке играет образ Ванюшки.)

-Как вы думаете, какая основная черта подмечена во внешнем облике мальчика? (Маленький оборвыш: личико всё в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазёнки, как звёздочки ночью после дождя.)

VII.Давайте посмотрим отрывок из этого фильма.

-Что вы узнали о Ванюшке из его реплик?

-Что довелось пережить ему к моменту встречи с А.Соколовым? (Мальчик остаётся круглым сиротой: во время бомбёжки поезда погибла его мать, не вернулся с фронта его отец; у него нет дома, он голодает.Мальчик слабый, открытый, незащищенный.)

-Как вы думаете, почему Ванюшка так стремительно и безоглядно поверил в то, что его нашёл отец? (Этот ребёнок истосковался по теплу и заботе.Ему было очень плохо, одиноко, и в нём жила надежда найти своих родных.)

2) в машине А.Соколова в момент решающего объяснения;

3) в доме, где жил А.Соколов, оставшись один на попечение хозяйки;

4) в момент вечернего разговора.

(Обратить внимание детей на глаголы при описании действия.)

-Какую ведущую черту в образе Ванюшки подчёркивает его внешность, переживания, речь, поступки? ( Беззащитность, незащищенность, ранимость и т.д.)

-Чьими глазами мы первый раз видим Ванюшку?

-Что более всего тревожит Андрея, не даёт ему спать, хотя война закончилась? (…Похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду и будто что-то во мне оборвалось.Приехал я в свою часть сам не свой.)

-Как долго длилось знакомство мальчика и Андрея Соколова до решающего момента? (3дня, на четвёртый день произошло решающее событие)

-Найдите в тексте момент, когда вы с уверенностью можете сказать. Что Андрей Соколов принял решение усыновить мальчика.

-В чём проявляется забота Андрея Соколова о мальчике?

-Изменился ли герой после усыновления Ванюшки? Возродился ли он?

-Кто ещё из героев отрывка показывает особую уязвимость Ванюшки? (Хозяйка дома, где жил А.Соколов.)

-Как вы думаете, почему М.Шолохов дал мальчику имя Иван?

-Перечитаем строчки: «Вот уже когда Ванюшка мой подрастёт и придётся определять его в школу, тогда, может, и я угомонюсь, осяду на одном месте. А сейчас пока шагаем с ним по русской земле. – Тяжело ему идти,- сказал я.

-Кем сказаны эти фразы? (Рассказчик - тот, кто передаёт нам рассказ Андрея Соколова.)

-Как называется такой композиционный приём? (Рассказ в рассказе) Учитель: Повествованиев отрывке начинается с продолжения рассказа главного героя Андрея Соколова, а завершается размышлением основного рассказчика. (Зачитать из текста стр.44)

-К чему призывает рассказ?(Долг любого из нас – замечать страдания людей, стремиться помочь им.М.Шолохов показывает ужас войны; детей, которые остаются сиротами…)

Учитель: Детство-это то время, к которому не раз мысленно возвращается повзрослевший человек. С этим периодом жизни у каждогосвязаны свои воспоминания.

-А какие ассоциации могли бы возникнуть у Ванюшки?

-Представьте, что Ванюшка из рассказа М.Шолохова вырос, и мы его попросили рассказать о самом сильном впечатлении военного детства. О чём бы он вспомнил?

Учитель: На войне детей не бывает. Те, кто попали на войну, должны были расстаться с детством. Кто возвратит детство ребёнку, прошедшему через ужас войны? У времени есть своя память- история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней. Ведь и сейчас где – то идёт война, свистят пули, гибнут дети.

-Сделайте вывод по проблеме защиты детей в ситуации вооружённого конфликта. Вспомните нормы международного гуманитарного права.

-Что называется международным гуманитарным правом? (Это правила, действующие в условиях вооружённого конфликта.)

Мирные люди не участвуют в вооруженном конфликте, они беззащитны и уязвимы. Война несёт им как физические, так и психологические страдания.

Детям всегда необходимы особые внимание и забота. В ситуации вооружённого конфликта они особенно уязвимы, так как могут испытывать тяжёлые последствия наравне со взрослыми. Уменьшение страдания детей во время войны продиктовано соображениями гуманности.

Чтобы уменьшить страдания детей во время вооружённого конфликта, ряд норм международного гуманитарного права обязывают воюющие стороны защищать их. Что же подразумевается под этой защитой?

Как и все гражданские лица, дети имеют право на гуманное обращение. Дети в силу своего возраста являются наиболее уязвимой частью гражданского населения, в международном гуманитарном праве есть специальные положения, обеспечивающие защиту детей, не достигших 15 лет.

-Существует ли сегодня потребность в правилах, которые обеспечивают защиту жертв вооружённых конфликтов? Почему? (Война в Чечне, Афганистане, террористические акты)

VIII. Домашнее задание.

IX. Оценки за урок.


-75%

Читайте также: