Конспект урока 6 класс правописание корней с чередованием а о

Обновлено: 09.07.2024

Личностные УУД . Осознание значимости учебной деятельности. Регулятивные УУД .

Познавательные УУД . Синтез знаний. Подача учебного материала в форме таблицы.

Коммуникативные УУД . Монологическое высказывание. Совместная работа.

— Сгруппируйте слова по способам образования: подставка, подстаканник, подтекст,

подножка, подход,подкуп, подраздел, подворотничок, подливка.

(Приставочный: подтекст, подраздел ; суффиксальный: подставка, подливка ;

приставочно - суффиксальный: подстаканник, подножка, подворотничок ; бессу ффиксный:

Д о п о л н и т е л ь н о е з а д а н и е: определить способ образования слов перелив,

1. Учитель сообщает учащимся о гру ппе корней, в кот орых также имеется че редование

гласных. Это корни - клан - — - клон -, - твар - — - твор -, - плав - — - плов - . Сравните :

склониться, поклон, кланяться; творить, творчество, тварь; плавучий, плавательный,

пловец . В этих корнях выбор гласной в безударной позиции диктуе тся традицией, как и в

этому запомнить надо только тот вариант, который пишет -

ся без ударения: «Без ударения пиши: - гор -, - клон -, - твор -,

- зар -, - плав -. Но помни исключения: утварь, пловец, плов -

2. О с л о ж н ё н н о е с п и с ы в а н и е. Упражнение выне -

сено на доску, работа идёт под ру ководством учителя. Уча -

щиеся комментиру ют правопи сание, графически выделяют

орфограммы, обозначают буквой ч корни с чередованием.

А. 1) В окно скл нился древний клён . (А. П у шкин) 2) Я пла -

кал на з ре, когда померкли дали . (С. Е с е н и н) 3) Г рит восток

з рёю новой. (А. Пушкин) 4) Он видел в ней красу тв ренья!

(В. К о з л о в) 5) Не сплю, но спящим притв рился . (А. К о л ь ц о в)

6) Погиб и кормщик и пл вец! (А. Пушкин) 7) Напрасно я ходил на

покл ненье в обители к великим чудотворцам. (А. Пушкин)

Б. Покл ниться, притв риться, стихотв рение, оз ренье, по -

пл вок, укл няться, благотв рительный, пог релец, оз рять, на -

кл нилась, спл влять, натв рить, дог рает, раств рите ль,

н и е: записать слова в столбики, сгру ппировав их по лек -

сическому значению. В слова х с чередованием над корнем

Озарить, разориться, озорной, разорительный, озорничать, заре -

во, позорный, обзор, беспризорный, озорник, прозорливый, узор -

чатый, озарённый, зарница, опозориться, зоркий, разорение, озор -

2. Составление итоговой таблицы « Чередование гласных

В сильном классе учитель может расширить гру ппу кор -

ней с череду ющимися гласными за счёт корней - скак - —

написания гласной в которых зависит от лексичес кого

Выбор гласной зависит от следующего за корнем суффикса - а -

Выбор гласной зависит от следующей за ней согласной

- Бир а - — - бер - ; - мир а - — - мер -;- пир а - — - пер - ; - тир а - — - тер - ; - дир а - — - дер - ; - жиг а - —

- жег - ; - стил а - — - стел -;- блист а - — - блест -, - блесн -;- чит а - — - чет -.

Исключения: отрасль, ростовщик, Ростов, Ростислав, росток, подростковый

- Скак - — - скоч -. __от следующего за корнем суфф икса - а -

Выбор гласной зависит от следующей за ней согласной - Кас а - — - кос - ; - им - — - а -(- я - ),

Без ударения пиши: - гор - ; - клон - ; - твор -;- зар - ; - плав -.

Исключения: выгарки, изгарь,пригарь, утварь, пловец, пловчиха

— По каким признакам можно у знать корни с чередующимися гласными?

VI. Домашнее задание. Прочитать стихотворение И. Никитина « Рассыпались звёзды,

Преподавание русского языка и литературы осуществляется сегодня в условиях деформации русского языка, расшатывания его норм, снижения общей речевой культуры и грамотности населения, с одной стороны, и стремительного роста объема информации в различных сферах науки и общественной жизни, с другой. Естественно, в современных условиях стремительного развития науки, быстрого обновления информации невозможно научить человека на всю жизнь, поэтому важно развить в нём познавательные и созидательные способности путём непрерывного самообразования. Современное образование ориентировано на системно-деятельностный подход в обучении, заключающийся в стремлении научить ребёнка учиться, развить личность с гражданской и нравственной позицией, ценностными ориентирами, которые предусмотрены новыми стандартами российского образования.

Очевидно, что оценивание результата деятельности без достаточной рефлексии самого процесса отрицательно влияет на формирование адекватной самооценки школьников. Весьма важно научить ребенка анализировать свои ошибки, видеть их. Для контроля знаний обучающихся применяю опрос, тестирование, карточки, рабочие тетради по предмету, провожу зачёты, контрольные и самостоятельные работы, практикую дидактические упражнения и итоговые задания, использую диктанты разных типов: предупредительный, творческий, выборочный, диктант на классификацию орфограмм, сочинения и изложения. Особое внимание уделяю опросу обучающихся. Считаю, что главным в ответе ученика должно быть рассуждение, самостоятельный анализ, объяснение явлений.

Предлагаемая разработка урока представляет собой реализацию обновленных принципов оценивания на разных этапах занятия.

Планируемый результат для учащихся: осознать пробелы в знаниях, восполнить их, выработать правописный навык.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.
Урок проводится с использованием методов и приемов технологии группового обучения, ИКТ, игровой технологии, целеполагания и рефлексии. В основе – компетентностный, деятельностный и личностно ориентированный подходы обучения.

Формы организации работы учащихся: общеклассная, парная, групповая и индивидуальная. Самостоятельная работа учащихся предполагает как обучающий характер, так и контролирующий.

Методические приемы контроля: мгновенная проверка, взаимопроверка, самопроверка.

Используемое оборудование: мульмедийное оборудование, авторская презентация по теме урока, раздаточный материал – карточки, плакат с кроссвордом.
Представленный урок – это учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности по теме. Выбранный тип призван закрепить знания, полученные на предыдущих уроках, а также разграничить орфограммы "Безударная проверяемая гласная в корне" и "Гласная в корне с чередованием". Разные формы организации работы учащихся будут способствовать развитию таких ключевых компетенций, как коммуникативная и социальная, включающих в себя умение сотрудничать, выражать и отстаивать свою точку зрения, оказывать помощь другим.

Все этапы урока взаимосвязаны: от первого этапа, являющегося предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся, до последнего – рефлексии. Использование оценочного листа позволяет ребенку оценить свою работу на каждом этапе, а оценка учителя, выставляемая после урока, способствует формированию у учащегося адекватной самооценки (Приложение 1).

  • приветствие, позитивная установка на урок;
  • определение степени готовности к уроку;
  • описание ожиданий от урока:

Я верю, что вы можете внимательно и активно работать, пользоваться приобретенными знаниями, добиваться хороших результатов. И вам всем будет радостно и интересно.
А что вы ожидаете от урока?

  • дружной работы
  • новых знаний
  • интересной работы
  • хороших результатов

Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать!
Нам расколоть его поможет
Простой девиз: “Хочу всё знать!”
А что такое эпиграф?

– О чем же мы должны помнить, встретив трудности на уроке?

  1. Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца.
  2. Небольшое поэтическое произведение в стихах.
  3. Добавление к чему-либо, то, что приложено.
  4. Легкий плавающий предмет, прикрепляемый к леске удочки.
  5. Детская игрушка-веревочка, через которую прыгают, вертя ее и перекидывая через голову.
  6. Приспособление, где происходит горение жидкости или газа (в отопительных и осветительных приборах).
  7. Промокательная бумага (разг.)
  8. В грамматике: группа имен с одинаковыми формами словоизменения. У существительного их три.
  9. Математическое равенство с одной или несколькими неизвестными величинами. Решит
  10. Дотрагиваться до чего-либо.

– Прочтите ключевую фразу. Что означает это крылатое выражение?
– У слов корень – это тоже самое главное, самое важное. Выделим корень в полученных словах из кроссворда.

– Какие вопросы должен задать себе каждый, узнав тему урока?

– Вы уже сказали, что это корни с чередованием гласных а-о. Что еще знаем?

– Над чем будем работать сегодня?

– Не отступать, не пасовать перед трудностями, уверенно идти к знаниям.

Учащиеся называют корни в каждом слове

Это чередующиеся корни
Учащиеся называют пару и по щелчку появляется на слайде (раст-ращ-рос).

Над правописанием слов с чередованием а-о в корнях.

В тетради записывается число и тема урока.

– Что я об этом знаю?
– Что я не знаю?
– Чему буду учиться?
– Над какими личными качествами буду работать сегодня?
– Что буду в себе развивать?
– Написание каждого корня подчиняется правилу;

– их нельзя проверить;
– есть слова-исключения;
– их нужно отличать от корней, проверяемых ударением.

– Повторим и обобщим знания по теме.
– Отработаем полученные знания на практике.
– Проверим прочность своих знаний.

  • повторить правила правописания корней с чередованием гласных а-о;
  • составить алгоритм работы с данной орфограммой;
  • повторить слова-исключения;
  • выполнить упражнения и проверочную работу.

Над каким видом орфограмм вы работали? Как работать над каждым из этих видов орфограмм?

  • Безударная проверяемая гласная в корне
  • Безударная непроверяемая гласная в корне
  • Гласная в корне с чередованием
  • Запишите слова, вставляя пропущенные буквы и обозначая графически орфограммы.
  • Над каким видом орфограмм вы работали? Сформулируйте правило.

Можно ли сказать, что правописание корней с чередованием, над которыми вы работали, подчиняются одному правилу? Можем ли мы сгруппировать корни по принципу единообразного написания?

Оцените свою работу в оценочном листе.
Дополним наш кластер. От чего зависит выбор чередующейся гласной в корне.
Задание № 1а. Работа в группах

Задания для каждого ученика подобраны в соответствии с возможностью сгруппировать корни с чередованием: 1) корни, в которых следует запомнить, какая гласная буква пишется в безударном положении; 2) корни, в которых выбор о или а зависит от следующей согласной буквы или суффикса а; 3) корни, в которых выбор о или а зависит от значения слова. Проверка работы учащихся послужит классу материалом для обобщения знаний по теме.

Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать!
Нам расколоть его поможет
Простой девиз: “Хочу всё знать!”

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 6 классе

Учитель: Гончаренко Л.К.

Тема: Буквы О//А в корнях с чередованием (гор //гар, зор //зар, раст / ращ / рос)

Познакомиться с правилом написания гласных о и а в корне –гор-гар.

Уметь находить и правильно писать слова с данными корнями.

Развивающие:

Развивать орфографическую зоркость и логическое мышление.

Учиться анализировать, высказывать свои предположения.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к богатству русского языка.

В ходе урока учащиеся должны

знать : условия выбора о - а в корне гор // гар, зор //зар, раст-// ращ //-рос,

условия написания известных корней с чередующимися гласными;

уметь : применять полученные знания на практике;

научиться : правильно выбирать гласную в корне гор //гар, зор // зар, раст / ращ //рос ; отличать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: урок - сказка

1.Организационный этап.

Приветствие учащихся. Организация внимания школьников. Раскрытие общих целей урока.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой темой «Буквы о и а в корнях гор // гар, зор //зар, раст-// ращ //-рос.

Проблемный вопрос: Когда в корнях –гор—гар- пишется О, а когда-А?

Ответ на этот вопрос нам поможет получить сказка, которую я вам расскажу.

2. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

Но для начала мы немного поработаем.

1) Давайте вспомним о правописании о и а в корнях -кос – кас-, лаг –лож.

Рассмотрим слова на слайде.

Прол…гать, предл. жение, сл..гать, выл..жить, предл..жить, л..жбинка, сл..жить, прил..гать, к..сательная, соприк..сается, к..силка, к..снулся, к..сичка, прик..сновение.

Посмотрите внимательно, к какой группе относятся слова с пропущенной гласной в корне? (Чередующиеся гласные в корне и безударные гласные в корне слова)

Задание: составьте с этими словами словосочетания, запишите в тетради в два столбика: а) слова с чередованием гласных о и а в корне,

б) с проверяемыми гласными в корне слова,

вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму и обращаем внимание на то, что написание гласных в корнях с чередованием зависит от наличия суффикса а после корня и от конечной согласной корня .

Проверка написанного . (Учащиеся зачитывают составленные словосочетания, объясняя условия выбора написания гласной в корнях.) по цепочке

Мы с вами повторили корни с чередующимися гласными, изученными в 5 классе, сегодня обратимся к изучению корней гор – гар, в которых наблюдается чередование гласных о – а.

3.Этап изучения нового материала.

- Итак, ребята, вы молодцы! Успешно справились с заданием, повторив

корни с чередующимися гласными, изученными в 5 классе. Сегодня обратимся к изучению корней – гор- – -гар-, в которых наблюдается чередование гласных о – а.

Для этого я предлагаю вам прослушать лингвистическую сказку.

-За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата-Гор и Гар. И она никак не могла отличить их : уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных.

Со всех земель невиданного Царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки.

Первой вызвалась Гласная А, подскочила к братьям. Стала сначала с братом Гор, затем- с Гар. Но ничего у неё не получилось. Царица всё равно их перепутала. Согласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной оказалась им эта задача. А вот Ударение оказалось более проворным, уж очень ему понравился братец Гар. Ударение быстро подпрыгнуло и стало к брату Гар. Да так и осталось с ним навсегда.

С тех пор, как увидит Царица Грамматика ударение, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец Гар. А братец Гор ходит в одиночку.

- Итак, ребята, вы услышали удивительную историю о корнях –гар-и-гор-.

Отвечаем на вопрос: Когда в корнях –гор-гар- пишется О, а когда- А?

- Работа с учебником п.10 стр.42-43. Чтение и заучивание правила.

- Работа с таблицей Т.Я.Фроловой.

Вывод: В корнях –гор-гар под ударением пишется А, в безударном положении- О.

Исключение : пригарь

Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

4.Этап первичной проверки знаний.

выполнение упражнения 70 стр.42-43 ( выпишите слова в 2 столбика ( таблица).вставьте пропущенные буквы. С 2 словами придумайте распространенные предложения. Объясните лексическое значение слова погорелец.

Словарная работа со словами в рамках: зоревать, пригарь.

3) Правда в огне не горит и в воде не тонет. (Пословица).

- Как вы понимаете эту пословицу? (ответы учащихся).

- Какое правило мы сформулировали? (ответы учащихся). Сверим с учебником.

5. Этап закрепления знаний. Работа с сигнальными карточками

Заг..р, сг..рели, подг..ревшим, дог..рает, наг..р, разг..рается, уг..р, перег..рают, заг..релый , приг..рь, предпол.. гать, изл..жение,

6.Этап самопроверки.

Буквенный диктант. Предлагается 10 словосочетаний (на слайде). Списывать их не нужно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок повторения и обобщения пройденного материала, коррекции знаний, умений и навыков обучающихся (комбинированный).

Цель урока: формирование устойчивого навыка правописания чередующихся гласных в корнях слов, закрепление умений безошибочного письма слов с изученными орфограммами.

1. Повторение и обобщение правил правописания гласных в корнях с чередованием;

Планируемые результаты:

1. Предметные:

- овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – раст-/ -рос-/, -ращ-; лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-, -гар/- гор-, - зар-/-зор- ;

- овладение умением объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием;

- овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях.

2. Метапредметные:

-умение осуществлять целеполагание планировать и прогнозировать собственную деятельность;

- умение работать с учебным материалом,осуществлять сбор,обработку необходимой информации;

- овладение приемами отбора и систематизации материала;

- способность к конструированию предложений;

- умение работать в парах и др.

3. Личностные:

-смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл для него имеет учение?);

-нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание учебного материала(исходя из социальных и личностных качеств),обеспечивающее личностный моральный выбор.

Используемые технологии: информационно-коммуникативные, игровые, проектные.

Оборудование: проектор, ноутбук, экран, раздаточный материал.

1.Организационный момент

Цель – создание доброжелательной атмосферы, первичная мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием:

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение в течение всего нашего урока.

Коммуникативные:

слушание собеседника и получение положительного эмоционального настроя на урок;подготовка к успешной работе на уроке в коллективе.

Личностные: принятие ситуации успеха в начале урока; готовность к учебной деятельности.

2.Мотивация к учебной деятельности

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Работа с текстом

У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу.

(Расул Гамзатов)

- Ребята, что вы видите на слайде? Просмотрите. (Текст.)

- Что такое текст? Любое ли сочетание предложений можно назвать текстом?

Работа с текстом

-Прочитайте выразительно текст вслух.

- Определите основную мысль текста и объясните, что хотел сказать нам автор.

- Что важного, поучительного вы должны взять для себя из этого текста?

- Вот и нам с вами сегодня на уроке предстоит приложить усилия, чтобы повторить и обобщить знания по одной важной теме.

Излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания.

Познавательные: чтение и слушание с целью извлечения нужной информации; выводы.

Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, вхождение в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

3.Целеполагание

-Назовите устно пропущенные буквы, назовите орфограммы.

-Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадях число и тему урока.

-Ответьте на три главных вопроса:

Зачем я это изучаю?

Как я это буду изучать?

Называют орфограммы, отвечают на вопросы.

Осуществляют целеполагание на основе предложенного текста.

Регулятивные:

определение темы урока, постановка целей изучения темы, планирование учебной деятельности для реализации заявленных целей.

Познавательные:

формулирование определений языковых понятий.

Коммуникативные: формулирование собственного мнения и позиции, их аргументация.

4.Актуализация опорных знаний

Работа в паре, обучающиеся самостоятельно опрашивают друг друга без помощи учителя, оценивают свои ЗУН на этом этапе урока.

Мы предпол..гали выехать рано, но зад..ржались. Вдоль дороги, кроме кустарниковой поросли, не было видно никакой другой р..стительности. В полдень мы распол..жились на отдых у оз..ра, зар..сшего к..мышом. Заг..релые р..бята плавали на пл..ту. Солнце п..кло так, что к песку нельзя было прик..снуться. В лучах солнца озеро св..ркало, как зеркало.

Читайте также: