Конспект урока 6 класс лермонтов панорама москвы

Обновлено: 07.07.2024

Презентация на тему: " Москва лермонтовская (по произведению М.Ю.Лермонтова «Панорама Москвы)" — Транскрипт:

1 Москва лермонтовская (по произведению М.Ю.Лермонтова «Панорама Москвы)

2 Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец…., тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть обыкновенный город, каких тысяча…, нет! У неё есть своя душа, своя жизнь…

3 Колокольня Ивана Великого …О, какое блаженство внимать этой неземной музыке, взобравшись на самый верхний ярус Ивана Великого, облокотясь на узкое, мшистое окно, к которому привела вас истёртая, скользкая, витая лестница…

4 Общий вид с колокольни Ивана Великого …Какое блаженство разом обнять душою всю суетную жизнь, все мелкие заботы человечества, смотреть на мир - с высоты!

5 Марьина роща …На север перед вами, в самом отдалении на краю синего небосклона, немного правее Петровского замка, чернеет романическая Марьина роща…

7 Сухарева башня …на крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четверо угольная, сизая, фантастическая громада – Сухарева башня…

8 Петровский театр …на широкой площади, возвышается Петровский театр, произведение новейшего искусства, огромное здание, сделанное по всем правилам вкуса, с плоской кровлей и величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон…

9 Собор Василия Блаженного …бесчисленные куполы церкви Василия Блаженного, семидесяти приделам которой дивятся все иностранцы и которую ни один русский не потрудился ещё описать подробно…

10 Монумент гражданину Минину и князю Пожарскому Благодарная Россия. Лета 1818

11 Москва-река …На левом берегу реки, глядясь в её гладкие воды, белеет воспитательный дом, коего широкие голые стены, симметрически расположенные окна и трубы, и вообще европейская осанка резко отделяется от прочих соседних зданий, одетых восточной роскошью или исполненных духом средних веков…

12 Тайницкие ворота …К югу, под горой, у самой подошвы стены кремлёвской, против Тайницких ворот, протекает река…

13 Каменный мост …На западе…возвышаются арки Каменного моста, который дугою перегибается с одного берега на другой; вода, удержанная небольшой запрудой, с шумом и пеною вырывается из-под него, образуя между сводами небольшие водопады, которые часто, особливо весною, привлекают любопытство московских зевак, а иногда принимают в свои недра тело бедного грешника……

14 Алексеевский монастырь … Далее моста, по правую сторону реки, отделяются на небосклоне зубчатые силуэты Алексеевского монастыря… … Далее моста, по правую сторону реки, отделяются на небосклоне зубчатые силуэты Алексеевского монастыря…

15 Донской монастырь …На равнине между кровлями купеческих домов, блещут верхи Донского монастыря…

16 Кремль …Что сравнить с этим Кремлём, который, окружаясь зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки.

17 Кремль Он алтарь России, на нём должны совершаться и уже совершались многие жертвы, достойные отечества… Он алтарь России, на нём должны совершаться и уже совершались многие жертвы, достойные отечества…

1. Знать основные события, важные моменты в жизни М.Ю.Лермонтова, отражающие его жизнь и творчество в Москве.

2. Уметь выразительно читать стихи М.Ю.Лермонтова, делать выводы, обобщения.

3. Воспитывать чувство любви к родине.

Форма урока: урок-экскурсия.

Логическое задание: определить, какую роль сыграла Москва в жизни М.Ю. Лермонтова.

1. Портреты М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, П.А. Вяземского, М.С. Щепкина, П.Я. Чаадаева, А.И.Тургенева, М.Ф. Орлова, Е.А. Баратынского.

2. Выставка из набора открыток “Лермонтовская Москва”.

3. Книги со стихами М.Ю.Лермонтова у всех учащихся.

Клянусь, друзья, не разлюбить

План экскурсии “Лермонтовская Москва”

1. “Москва - моя Родина” (М.Ю.Лермонтов).

2. Московский благородный Пансион и Московский Университет. Первые публикации поэта.

3. Лермонтовский дом в Москве.

4. Адресаты лирики М.Ю.Лермонтова: Н.Иванова, В.Лопухина, Е.Сушкова.

5. М.Ю.Лермонтов и Большой театр.

6. Путь на Кавказ, в ссылку, через Москву.

7. Очередной приезд в Москву, вторая ссылка. “Спор”, “Родина”.

8. Последний раз в Москве.

Ход урока

Демонстрация через эпидиаскоп портретов актеров Мочалова и Щепкина

Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы “Сашка”

Выразительное чтение наизусть стихотворения “На смерть поэта”

О своей любви к Москве Лермонтов оставил множество свидетельств. Позже он любил вспоминать университетские “ кафедры, залы, коридоры”, московские гулянья, книжные лавки, воспевал любимые места: Кремль, колокольню Ивана Великого, московские памятники архитектуры. Послушаем отрывок из стихотворения “Сашка” (“Москва, Москва, люблю тебя как сын…”).

В Москве сохранились дома, их немного, где невольно вспоминаешь о горестной участи поэта – офицера, путешествующего с “бумагой по казенной надобности”. Путь на Кавказ, в ссылку, лежал через Москву. Лермонтов проделал его спустя пять лет после своего отъезда, в 1837 году.

Стихи “На смерть поэта”, послужившие причиной изгнания, принесли поэту широкую известность и признание современников.

Возвращаясь из ссылки, в 1838 году Лермонтов снова остановился в городе своей юности. Очевидно, именно тогда при встрече с В. Лопухиной он подарил ей автопортрет, написанный на Кавказе. Лопухина не смогла удержать эту драгоценную реликвию, она была вынуждена передать ее на хранение своей подруге А.М. Верещагиной - Хюгель, большому другу Лермонтова, которая увезла портрет за границу. При посредничестве Андроникова портрет был возвращен на Родину. Сейчас он находится в Московском Музее Лермонтова.

В последний раз Лермонтов останавливался у бывшего однополчанина Д. Т. Розена, близ Петровского дворца. Здесь Наполеон спасался от Московского пожара, готовясь к позорному бегству.

Значительно раньше в юношеском стихотворении “Поле Бородино” Лермонтов рассказывает о героизме русского народа в Отечественной войне 1812 года, на основе которого поэт создал свое знаменитое “Бородино”, гимн богатырям русского народа, отстоявшим независимость отечества. Позднее он обдумывал замысел романа, действие которого начиналось в 1812 году. Вот почему посещение памятного уголка Москвы было для него знаменательно.

Привязанности к городу, в котором родился, поэт оставался верен до конца жизни:

Данная презентация может использоваться как на уроках по биографии М.Ю. Лемонтова в старших классах, так и в средних классах к урокам по творчеству М.Ю. Лермонтова.

ВложениеРазмер
lermontov_o_moskve.ppt 1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Москва в творчестве М.Ю. Лермонтова Автор: Назарова Анастасия, ученица 6а класса

Михаил Юрьевич Лермонтов - великий русский поэт. Вся его жизнь была тесно связана с городом Москва. М.Ю. Лермонтов родился в Москве в 1814 году, а в конце 1815 года его семья уезжает из Москвы в Тарханы - имение бабушки Лермонтова.

Москва, в которой родился М.Ю. Лермонтов

1927 год В следующий раз Лермонтов попадёт в Москву в В этот год бабушка привезёт поэта , чтобы дать воспитание в благородном университетском пансионе. По окончании пансиона Лермонтов поступит в Московский университет.

Вот как Лермонтов описывает своё впечатление от утренней Москвы. "Кто видел Кремль в час утра золотой, Когда лежит над городом туман, Когда меж храмов с гордой простотой Как царь белеет башня-великан?"

Лермонтов признаётся в любви к своему родному городу: "Москва, Москва. люблю тебя как сын, Как русский, – сильно, пламенно и нежно! Люблю священный блеск твоих седин И этот Кремль зубчатый, безмятежный."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие личности, развитие основ читательской деятельности.

Цель: развитие личности, становление основ читательской деятельности.

Выявить сходство и различия в изобразительных средствах языка у разных поэтов

Развивать умения высказывать собственное отношение к прочитанному

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к природе, любовь к Родине

Организационный момент. (Приветствие детей).

«Динь, динь, динь-звенит звонок,

Он позвал нас на урок.

Мы за парты сядем ровно,

-Послушайте отрывки из произведений, вспомните и назовите заголовки.

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

Что общего у этих произведений? ( они написаны одним автором, назовите его)

Подготовка к восприятию нового произведения.

-Что представляли себе, пока слушали?

-Какие чувства испытали?

-Вы, конечно, догадались, что я совсем не случайно поставила эту запись.

-Совсем недавно вы читали произведения великого русского поэта А.С. Пушкина, а сегодня познакомитесь с произведениями М.Ю. Лермонтова, чьё имя золотыми буквами вписано в сокровищницу русской литературы. Он как и другие поэты писал стихи о природе, и мы понаблюдаем за тем, как, и с помощью каких средств поэт создаёт картины природы.

- Какой теме посвящено это произведение? (теме Родины)

- Лирические произведения, воспевающие Родину, выражающие любовь поэта к своей стране называются патриотической лирикой.

- В этом стихотворении выражена любовь не к Родине вообще, а к малой родине. Можете ли вы сделать вывод, что поэт любит больше всего? (город Москву)

2. Словарная работа.

- поэты для создания художественных образов используют разные образные слова и выражения, которые нам могут быть непонятны.

- чтение незнакомых слов и выражений, пояснение их значений. (Учебник, стр.83)

Чуждый властелин - Наполеон

3. Повторное чтение.

Стихотворениям присуща рифма. Вспомните, какие виды рифм вам известны? ( парные, перекрёстные, опоясывающие)

- прочитайте произведение вполголоса, определите вид рифмы перекрёстная, парная).

4. Анализ произведения.

- как автор говорит о своей любви к Москве?

( Люблю тебя как сын)

- что он говорит о завоевателе?

( хотел обманом свергнуть, но не смог)

- чем гордится автор?

(красавец Кремль непобедим)

- какова главная мысль произведения?

( русский человек – патриот России)

5. Подготовка к выразительному чтению.

- как будете читать это произведение?

( с гордостью, восхищением)

- О чём говорят знаки препинания- многоточие, восклицательный знак?

( восклицательный знак указывает на отношение автора, его восхищения; многоточие указывает на то, что он не всё сказал, что хотел, делает паузу для обдумывания)

- Обратите внимание с 5 по 7 строку. Здесь нет знака препинания, значит, паузу делать не надо. Она должна быть в середине 8 строки. Учтите это при чтении.

6. Выразительное чтение.

- Что значит прочитать выразительно?

(выбор тона, темпа, выделение знаков препинания, учёт строк по длине)

7. Выполнение заданий в учебнике.

- Какие художественные приёмы использует автор?

Эпитеты ( священный блеск, Кремль безмятежный, Кремль величавый)

Олицетворение (Кремль вздрогнул)

Метафоры (столетний великан)

8. Самостоятельное выполнение заданий в рабочей тетради, самооценка результатов.

- Чему сегодня учились на уроке?

( выражать своё мнение, выразительно читать, любить и гордиться своей Родиной)

Читайте также: