Конспект урока 5 класс русские народные сказки

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Аннотация.doc

Данный мультимедийный продукт состоит из конспекта урока и презентации, включающей теоретический и иллюстративный материал по теме, практическое задание для учащихся.

Учитель ставил перед собой следующие задачи:

1 . Продолжить знакомство пятиклассников с волшебной сказкой, особенностями ее художественного мира;

2. Помочь в овладении учащимися художественными образами и выразительными свойствами сказки;

3. Воспитывать лучшие человеческие качеств на примере положительных сказочных героев.

Материалы презентации позволяют не только продуктивнее использовать время урока, но и более эмоционально и содержательно излагать тему, дают возможность, расширить объем информации в области литературы.

Выбранный для просмотра документ Дид.мат..doc

Выбранный для просмотра документ Продолжить название.doc

Выбранный для просмотра документ Русские народные сказки.doc

русского языка

и литературы

Череминой И.В.

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Тип учебного занятия: комбинированный урок.

Эпиграф: Волшебные сказки, волшебные мысли,

Волшебные звуки, волшебные числа…

Цели учебного занятия:

Повторить и обобщить пройденный материал;

развивать умение анализировать поступки и характер героев;

провести проверочную работу с целью диагностики усвоения содержания произведения;

Обогащать словарный запас учащихся.

Развивать память, речь, внимание, логическое мышление, творческие возможности детей.

Воспитывать любовь к чтению, к книге.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Дидактические материалы к учебному занятию:

3 Карточки- задания по теме.

5. Презентация, выполненная учителем.

-Здравствуйте, гости дорогие, добры молодцы, красны девицы. Пришла я к вам слово молвить, а зовут меня Ирина Викторовна.

В некотором районе, в некотором селе стоит в дороге теремок, теремок. Он ни низок, ни высок, ни высок. И трудятся в этом теремке замечательные люди – педагоги и учатся в этом теремке не менее замечательные дети!

- Что сейчас я вам сказывала?

- Как вы уже поняли, наш сегодняшний урок посвящен русской народной сказке.

- Сегодня мы обобщим знания о фольклоре, а в частности о русских народных сказках, продолжим развивать умение анализировать поступки и характеры героев, урок должен способствовать воспитанию любви к чтению, к сказкам, воспитывать в вас самые лучшие человеческие качества на примере положительных сказочных героев, а также мы будем развивать память, внимание, речь, мышление.

- Но прежде чем мы остановим наше внимание на сказках, давайте разгадаем кроссворд и вспомним какие же существуют жанры и виды фольклора.

- Я буду читать вам фольклорные произведения, а вы угадывать, что это такое?

1. Чай пить, не дрова рубить (пословица)

2. Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать и выколпаковать. (скороговорка)

3. Ох, милка моя,

Семечко рассадно…

До сих пор не грамотна,

Разве не досадно? (частушка)

Съел медведя,

Кричал маму! (дразнилка)

Ладушки-ладушки!

Где были? – У бабушки.

Что ели? – Кашку!

Что пили? – Бражку. (потешка)

6. Через речку лег, пробежать помог (загадка)

- А что такое сказка?

- Сказка – рассказ, который повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны фантастичны. Учат добру, сказка имеет мораль.

- Сказки рассказываются не так, как все другие интересные истории. Слова в них звучат непривычно, как будто они становятся волшебными, напевность, мелодичность, интонация, жесты, мимика.

- Давайте прочитаем несколько слов о сказках (ученик) (3 слайд)

- А какие сказки вы знаете? (4 слайд)

(Бытовые, волшебные, сказки о животных)

- Будет сказка занимательна, слушайте ее внимательно. Кто уши раскроет, много-много всякой всячины усвоит, кто невзначай уснет, тот ни с чем и уйдет (Присказка)

-Что это такое?

- Для чего нужна присказка?

(Пробудить интерес слушателя, привлекая внимание. Присказка речь ведет, что сразу ясно - история будет сказываться небывалая, слушать хорошо нужно, а то начало пропустишь.)

- А как называется начало сказки?

Начало. Зачин (Зачинать: начинать, начало).

- А какие зачины вам известны?

- В некотором царстве, в некотором государстве…

- В тридевятом царстве, в тридесятом государстве.

-Может и мы вспомним концовки (Сказка вся, боле врать нельзя. Вот какая я маленькая да удаленькая.(Помощники)

- Для чего нужны присказки, зачины, концовки?

- Они делают сказку такой красивой и необыкновенной, настраивают нас на особый лад: переносят в удивительный сказочный мир.

-Давайте прочитаем все вместе приметы сказки (вымысел, занимательность, поучительность).

- Каковы же сказочные премудрости? Давайте вспомним особенности сказок. (7 слайд).

4. Сказочное число.

5. Сказочные формулы.

-А сейчас давайте вспомним, прочитанные нами сказки, и проведем Литературную игру. (8 слайд)

Послушайте отрывок из сказки

1 – найти среди сказочных героев отрицательных

2 – в каких сказках живут эти предметы? (9 слайд)

-Все мы знаем, что в сказках есть чудеса или чудесные превращения.

Царевич ударился об пол и сделался перышком. Она положила перышко в коробочку и отворила дверь.. (Финист – ясный сокол)

Вернулись домой, не успели сесть, как ударил гром, раздвоился потолок и влетел ворон; ударился ворон об пол и сделался добрым молодцем (Марья Моревна)

Гимнастика для глаз

- А сейчас давайте немного отдохнем и проведем гимнастику для глаз.

Встаньте, пожалуйста, закройте глаза, откройте, поморгайте, еще раз закройте, откройте, посмотрите наверх, теперь вниз, направо, налево, еще раз закройте, расслабьте глазки, они отдыхают, откройте, теперь можете садиться.

3 – к каким иллюстрациям сделали художники иллюстрации? (презентация)

Я вам говорю смешное название сказок, а вы правильное.

1. Уточка Ряба (Курочка Ряба)

2. Крошечка-Терешечка (Крошечка-Хаврошечка)

3. Бегунок (Колобок)

4. Царевна-квакушка (Царевна-лягушка)

5. Сугробочка (Снегурочка)

6. Холодок (Морозко)

7. Василиса Мудреная (Василиса Премудрая)

8. Финист – ясный ворон (Финист – ясный сокол)

(каждому – подписать сказку, и Ф.И.)

Презентация

4 – выберите из приведенных образных выражений устойчивые сказочные обороты.

5 – выберите из ряда признаков сказки те, которые свойственны волшебной сказке.

Если есть время, то каждому на стол, они дописывают, а если нет, устно

У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. Я проговариваю первую часть названия, а вы вторую:

Финист - (ясный сокол)

Мальчик - (с пальчик)

А дорога – далека,

А корзинка – нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть пирожок. (Маша и медведь)

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел

А от тебя, лиса и подавно уйду. (Колобок)

Выгляни в окошко,

Наш урок подходит к концу, понравилось вам наше сегодняшнее занятие?

-Домашнее задание: Нарисовать иллюстрацию к сказке (по выбору)

-Оценки за урок

Выбранный для просмотра документ Русские народные сказки2.ppt

* Русские народные сказки

Описание презентации по отдельным слайдам:

* Русские народные сказки

* Русские народные сказки

Цели и задачи урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать умен.

Цели и задачи урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать умение анализировать поступки и характер героев; провести литературную игру с целью диагностики усвоения содержания произведения; обогащать словарный запас учащихся. развивать память, речь, внимание, логическое мышление, творческие возможности детей. воспитывать любовь к чтению, к книге. *

*

* п о с л о в и ц а

* с к о р о г о в о р к а п о с л о в и ц а

* с к о р о г о в о р к а п о с л о в и ц а ч а с т у ш к а

* скороговорка пословица частушка

* с к о р о г о в о р к а п о с л о в и ц а ч а с т у ш к а

* скороговорка пословица частушка

* с к о р о г о в о р к а п о с л о в и ц а ч а с т у ш к а д р а з н и л к а

* скороговорка пословица частушка дразнилка

* с к о р о г о в о р к а п о с л о в и ц а ч а с т у ш к а д р а з н и л к а.

* скороговорка пословица частушка дразнилка

* с к о р о г о в о р к а п о с л о в и ц а ч а с т у ш к а д р а з н и л к а.

* скороговорка пословица частушка дразнилка потешка

* с к о р о г о в о р к а п о с л о в и ц а ч а с т у ш к а д р а з н и л к а.

* скороговорка пословица частушка дразнилка потешка

* с к о р о г о в о р к а п о с л о в и ц а ч а с т у ш к а д р а з н и л к а.

* скороговорка пословица частушка дразнилка потешка загадка

* Слово о сказке Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать п.

* Какие бывают сказки?

* Какие бывают сказки?

* Как строится сказка? Присказка Зачин Концовка Сказ

* Как строится сказка? Присказка Зачин Концовка Сказ

* Приметы сказки: Вымысел Занимательность Поучительность

* Приметы сказки: Вымысел Занимательность Поучительность

*

* 1 Найди среди сказочных персонажей отрицательных героев известных тебе волш.

* 1 Найди среди сказочных персонажей отрицательных героев известных тебе волшебных сказок: Змей Горыныч Иван-крестьянский сын Кощей Бессмертный Василиса Премудрая Морской царь Иван Царевич Баба Яга Лихо Одноглазое

* 3 Угадайте, к каким сказкам художники сделали иллюстрации

* 3 Угадайте, к каким сказкам художники сделали иллюстрации

* 4. Выберите из приведенных образных выражений устойчивые сказочные обороты.

* 5. Выберите из ряда признаков сказки те, которые свойственны волшебной сказ.

* 5. Выберите из ряда признаков сказки те, которые свойственны волшебной сказке. Часто встречается число три: три брата, три ночи; и события повторяются троекратно. Герои в этих сказках отправляются на поиски невесты или диковинных предметов. На долю героев выпадают тяжелые испытания и невероятные приключения. Лисица в этих сказках - хитрая, волк - глуп и жаден, петух - самоуверен, заяц - труслив. События происходят в тридевятом царстве, в тридевятом государстве. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Герои этих сказок - крестьянин, солдат, барин - живут в реальном мире. Зло воплощают в этих сказках чаще всего Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Баба Яга. Герои борются с барином, или генералом, или богачом и побеждают их благодаря своему уму. Героям помогают ковер-самолет, волшебный клубок, скатерть-самобранка, живая вода.

* Вот такие премудрости есть у русских народных сказок, а без них и сказка не.

* Вот такие премудрости есть у русских народных сказок, а без них и сказка не сказка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Познакомить школьников с основными типами сказом, некоторыми изобразительно-выразительными средствами, встречающимися в сказках.

Образовательные:

развить представление о сказке;

показать особенности жанра сказки;

дать представление о систематизации сказок.

Развивающие:

развивать творческое мышление, активность учащихся;

развивать навыки работы с учебником, выразительного чтения, пересказа;

совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.

Воспитательные:

привить любовь к слову, повысить интерес к русской литературе;

воспитывать бережное отношение к родному языку.

способствовать воспитанию добрых чувств.

Оборудование урока: учебник литературы; сборники русских народных сказок; репродукции картин В.М. Васнецова, И.Я. Билибина; иллюстрации к сказкам; рисунки учеников; проектор, компьютер, экран, презентация.

1. Организационный момент.

- Наш урок, как вы уже догадались по оформлению кабинета, посвящен одному из самых интересных фольклорных жанров – сказке. Пожалуй, нет человека, который не знал бы и не любил их. Сказки сопровождают нас всю жизнь, начиная с рождения. По мотивам народных сказок создано множество спектаклей, художественных и мультипликационных фильмов, которые с удовольствием смотрят не только дети, но и взрослые. Народные сказки - основа сказок литературных, музыкальных, источник вдохновения художников. Репродукции картин по мотивам русских народных сказок вы видите на стендах класса, на цветных вклейках учебника- хрестоматии.

2. Беседа по сказкам.

- За что вы любите сказки?

- Назовите ваши любимые народные сказки.

- Что, по-вашему, отличает сказку от других произведений устного народного творчества?

- Каких сказочных героев вы особенно любите? За что они вам нравятся?

Демонстрируется титульный слайд 3, тему урока дети записывают в тетрадь.

3. Работа с репродукциями и иллюстрациями к сказкам.

- Рассмотрите репродукции с картин В.М. Васнецова, И. Я. Билибина (слайд 4-7), назовите сказочных героев.

- Вспомните и перескажите эпизоды, изображенные на картинах.

- Давайте попробуем дать определение, что такое сказка. Обратимся к учебнику литературы. Внимательно прочитаем и запишем в тетради формулировку. (Слайд 7). Кто запомнил? Расскажите.

Комментарии учителя.

Зимой на рубку леса из деревень уходило много народу. Днем – тяжелая работа, а длинными вечерами – отдых в землянке у огня. Каким желанным гостем был тогда сказочник! Любили слушать сказки и на мельнице, где крестьяне подолгу ждали своей очереди, чтобы помолоть зерно. Затаив дыхание, слушали они о подвигах Ивана-царевича в тридевятом царстве, а потом весело смеялись над глупым и жадным барином, которого одурачил мужик.

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Как и в жизни, герои сказок пахали землю, ловили рыбу, охотились, работали от зари до зари. Но, живя в нужде, страдая от холода и голода, мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, построенных за одну ночь, о скатерти-самобранке, которая сможет накормить всех голодных. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло.

Народные сказки делятся на три группы: сказки о животных, бытовые сказки и волшебные.

Самыми древними являются сказки о животных. (Слайд 8). В них свой круг героев. Каждый из них наделен одной, присущей только ему чертой характера: лисица – всегда хитрая и ловкая, петух – самоуверен и легкомыслен, волк – глуп и жаден. Животные разговаривают и ведут себя как люди, в их жизнь переносятся и отношения, существующие между людьми.

Герои бытовых сказок (Слайд 8) крестьянин, солдат, сапожник – живут в реальном мире и борются чаще всего не со сказочными чудовищами, а с обычными людьми – барином, попом, генералом. Нужда учит их выходить из трудного положения. И они побеждают благодаря своей находчивости, уму и смелости.

Особая группа сказок – волшебные (Слайд 8). Герои их борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или с похищением жены. Поиски сопряжены с долгими странствиями. Опасность борьбы подчеркивается тем, что враги героя – не люди, а нечистая сила. Поэтому победа над ней – это и еще победа, утверждающая человеческое начало.

Ключевые события русской сказки – странствия героя, его встречи с друзьями и врагами, бегство, погоня и, наконец, - победа.

Достичь желанной цели герою помогают добрые волшебники, которые дарят ему чудесные предметы, и животные. Животные, растения, солнце, мороз и ветер говорят и действуют как люди. Силы добра и зла борются, помогая или мешая герою.

Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч.

Баба Яга (Слайд 9) – один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе и заметает свой след помелом. Баба Яга владеет огнем и управляет светом и тьмой. Чаще всего она вредит героям, но иногда и помогает.

Постоянная борьба с врагами, посягавшими на русскую землю, породила таких персонажей, как крылатый Змей Горыныч и Кощей.

Кощей Бессмертный (Слайд 10) - это злой, завистливый и жадный старик. Он похищает женщин и пытается погубить героя. Борьба с Кощеем очень трудна. Он гибнет лишь тогда, когда герой после долгих испытаний находит волшебную иглу, в которой заключена смерть Кощея.

Змей Горыныч (Слайд 11) – огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей, - тоже очень известный персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля.

Любимый герой русских сказок – добрый молодец по имени Иван (Слайд 12): Иван-царевич, Иван-дурак, Иван-крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье. Он в огне не горит, в воде не тонет и даже после смерти оживает.

Чудесные предметы (Слайд 13) – ковер-самолет, меч-кладенец, волшебный клубок, скатерть-самобранка, живая вода и молодильные яблоки – помогают Ивану.

Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам – красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, страдающие сироты или сильные и смелые воительницы, такие, как Марья Моревна или Синеглазка. (Слайд 14)

Сказки имеют особое построение - композицию. (Слад 15).

Демонстрируется слайд 19, записывается информация в тетрадь.

Для русских народных сказок характерно троекратное повторение эпизодов (Слайд 20), употребление художественных средств выразительности – устойчивых сочетаний слов (Слайд 21), слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Слайд 22). По этим признакам сказку можно отличить от произведений других жанров.

5.Закрепление нового материала.

Раздается стук в дверь.

- Ребята, кажется, к нам пришли гости.

В класс входят гном Забывалка и гном Путалка.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут гном Забывалка.

- А меня – Путалка. Мы узнали, что сегодня на уроке вы говорите о сказках, и пришли к вам за помощью.

- Ребята, помогите мне, пожалуйста, вспомнить сказки, иллюстрации к которым вы увидите, и определить их вид.

Демонстрируются кадры слайда 23, дети дают ответы.

- Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете сказки! Спасибо вам большое за помощь!

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по Литературе "Русские народные сказки" 5 класс

Урок литературы в 5 классе

Учитель русского языка

Тема урока: Русские народные сказки.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока: Познакомить школьников с основными типами сказом, некоторыми изобразительно-выразительными средствами, встречающимися в сказках.

развить представление о сказке;

показать особенности жанра сказки;

дать представление о систематизации сказок.

развивать творческое мышление, активность учащихся;

развивать навыки работы с учебником, выразительного чтения, пересказа;

совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.

привить любовь к слову, повысить интерес к русской литературе;

воспитывать бережное отношение к родному языку.

способствовать воспитанию добрых чувств.

Оборудование урока: учебник литературы; сборники русских народных сказок; репродукции картин В.М. Васнецова, И.Я. Билибина; иллюстрации к сказкам; рисунки учеников; проектор, компьютер, экран, презентация.

1. Организационный момент.

- Наш урок, как вы уже догадались по оформлению кабинета, посвящен одному из самых интересных фольклорных жанров – сказке. Пожалуй, нет человека, который не знал бы и не любил их. Сказки сопровождают нас всю жизнь, начиная с рождения. По мотивам народных сказок создано множество спектаклей, художественных и мультипликационных фильмов, которые с удовольствием смотрят не только дети, но и взрослые. Народные сказки - основа сказок литературных, музыкальных, источник вдохновения художников. Репродукции картин по мотивам русских народных сказок вы видите на стендах класса, на цветных вклейках учебника- хрестоматии.

2. Беседа по сказкам.

- За что вы любите сказки?

- Назовите ваши любимые народные сказки.

- Что, по-вашему, отличает сказку от других произведений устного народного творчества?

- Каких сказочных героев вы особенно любите? За что они вам нравятся?

Демонстрируется титульный слайд 3, тему урока дети записывают в тетрадь.

3. Работа с репродукциями и иллюстрациями к сказкам.

- Рассмотрите репродукции с картин В.М. Васнецова, И. Я. Билибина (слайд 4-7), назовите сказочных героев.

- Вспомните и перескажите эпизоды, изображенные на картинах.

- Давайте попробуем дать определение, что такое сказка. Обратимся к учебнику литературы. Внимательно прочитаем и запишем в тетради формулировку. (Слайд 7). Кто запомнил? Расскажите.

Зимой на рубку леса из деревень уходило много народу. Днем – тяжелая работа, а длинными вечерами – отдых в землянке у огня. Каким желанным гостем был тогда сказочник! Любили слушать сказки и на мельнице, где крестьяне подолгу ждали своей очереди, чтобы помолоть зерно. Затаив дыхание, слушали они о подвигах Ивана-царевича в тридевятом царстве, а потом весело смеялись над глупым и жадным барином, которого одурачил мужик.

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Как и в жизни, герои сказок пахали землю, ловили рыбу, охотились, работали от зари до зари. Но, живя в нужде, страдая от холода и голода, мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, построенных за одну ночь, о скатерти-самобранке, которая сможет накормить всех голодных. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло.

Народные сказки делятся на три группы: сказки о животных, бытовые сказки и волшебные.

Самыми древними являются сказки о животных. (Слайд 8). В них свой круг героев. Каждый из них наделен одной, присущей только ему чертой характера: лисица – всегда хитрая и ловкая, петух – самоуверен и легкомыслен, волк – глуп и жаден. Животные разговаривают и ведут себя как люди, в их жизнь переносятся и отношения, существующие между людьми.

Герои бытовых сказок (Слайд 8) – крестьянин, солдат, сапожник – живут в реальном мире и борются чаще всего не со сказочными чудовищами, а с обычными людьми – барином, попом, генералом. Нужда учит их выходить из трудного положения. И они побеждают благодаря своей находчивости, уму и смелости.

Особая группа сказок – волшебные (Слайд 8) . Герои их борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или с похищением жены. Поиски сопряжены с долгими странствиями. Опасность борьбы подчеркивается тем, что враги героя – не люди, а нечистая сила. Поэтому победа над ней – это и еще победа, утверждающая человеческое начало.

Ключевые события русской сказки – странствия героя, его встречи с друзьями и врагами, бегство, погоня и, наконец, - победа.

Достичь желанной цели герою помогают добрые волшебники, которые дарят ему чудесные предметы, и животные. Животные, растения, солнце, мороз и ветер говорят и действуют как люди. Силы добра и зла борются, помогая или мешая герою.

Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч.

Баба Яга (Слайд 9) – один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе и заметает свой след помелом. Баба Яга владеет огнем и управляет светом и тьмой. Чаще всего она вредит героям, но иногда и помогает.

Постоянная борьба с врагами, посягавшими на русскую землю, породила таких персонажей, как крылатый Змей Горыныч и Кощей.

Кощей Бессмертный (Слайд 10) - это злой, завистливый и жадный старик. Он похищает женщин и пытается погубить героя. Борьба с Кощеем очень трудна. Он гибнет лишь тогда, когда герой после долгих испытаний находит волшебную иглу, в которой заключена смерть Кощея.

Змей Горыныч (Слайд 11) – огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей, - тоже очень известный персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля.

Любимый герой русских сказок – добрый молодец по имени Иван (Слайд 12): Иван-царевич, Иван-дурак, Иван-крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье. Он в огне не горит, в воде не тонет и даже после смерти оживает.

Чудесные предметы (Слайд 13) – ковер-самолет, меч-кладенец, волшебный клубок, скатерть-самобранка, живая вода и молодильные яблоки – помогают Ивану.

Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам – красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, страдающие сироты или сильные и смелые воительницы, такие, как Марья Моревна или Синеглазка. (Слайд 14)

Сказки имеют особое построение - композицию. (Слад 15).

Демонстрируется слайд 19, записывается информация в тетрадь.

Для русских народных сказок характерно троекратное повторение эпизодов (Слайд 20), употребление художественных средств выразительности – устойчивых сочетаний слов (Слайд 21), слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Слайд 22). По этим признакам сказку можно отличить от произведений других жанров.

5.Закрепление нового материала.

Раздается стук в дверь.

- Ребята, кажется, к нам пришли гости.

В класс входят гном Забывалка и гном Путалка.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут гном Забывалка.

- А меня – Путалка. Мы узнали, что сегодня на уроке вы говорите о сказках, и пришли к вам за помощью.

- Ребята, помогите мне, пожалуйста, вспомнить сказки, иллюстрации к которым вы увидите, и определить их вид.

Демонстрируются кадры слайда 23, дети дают ответы.

- Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете сказки! Спасибо вам большое за помощь!


Учитель входит в класс с встревоженным видом, дает понять учащимся, что что-то случилось, таким образом привлекая их внимание, и говорит:
- Ребята, в школу пришло письмо, адресованное нашему классу, мне его только что отдали. Это совсем необычное письмо. А знаете, от кого оно? (Ответы учащихся.) От сказочного царя. Как его имя? (Ответы учащихся.) Да, от царя Дадона. Послушайте.
Ой вы гой-еси, люди добрые!
Обращаюсь к вам я за помощью.
Приключилась у нас беда страшная.
Змей коварный украл сказки детские,
Городские и деревенские.

Страшный змей украл, проглотил супостат,
И без вас, друзья, не спасти их никак.
Люди честные, люди добрые,
Помогите нам, не прогневайтесь,

Отправляйтесь в путь, в путь неблизенький,
Победите жуть - дракона страшного.
А не то беда будет на Руси:
Нам без сказок всех только пол мести,
Только пол мести, только спину гнуть.
Не народ без сказок мы - победите жуть!

Коли путник ты бывалый,
То сворачивай направо.
Там чудесная страна,
Счастья и богатств полна.

Коли путник ты упрямый,
То иди же только прямо.
Но запомни, путник, там
Смерть гуляет по холмам.
- Так какую же дорогу нам с вами нужно выбрать? (Идти прямо.)
Почему? (Первое правило сказки: если героям предоставляется выбор, то нужно выбрать то, что менее ценно.)
Молодцы!
- Нелегка наша дорога. По горам, по полям, по широким степям. А вон впереди лес виднеется, дремучий, непроходимый. В лесу том поджидают путников всякие опасности да звери хищные. На опушке леса стоит избушка на курьих ножках. Кто живет в этой избушке? (Баба Яга.)
Правильно. (Показывает на избушку.) Знаете ли вы, какие нужно сказать волшебные слова, чтобы избушка повернулась? Давайте произнесём их хором. (Учащиеся говорят, учитель поворачивает избушку.)
Я знаю, что Баба Яга нам может помочь, у нее есть ковер- самолет, на котором написано, куда нужно следовать дальше и что делать. Только Баба Яга разрезала его на мелкие кусочки, чтобы никто не смог им воспользоваться. Поэтому нам нужно отвлечь ее, а трое смельчаков попытаются сшить ковер-самолет. Отвлекать мы будем Бабу Ягу докучной сказкой.
Трое ребят выходят, начинают собирать из кусочков разрезанный ковер-самолет, а остальные рассказывают (какие знают) докучные сказки.
На ковре-самолете написано:
Через океан и море
За водою за живою
Мы, как птицы, полетим,
Наши сказки оживим. «

Но сначала для дракона
Смерть достанем по закону.
Смерть драконова в ларце
Да во каменном венце.

Помни: ничего не бойся,
Если светит парус-солнце.
Но коль свет не сбережешь,
То и сам ты пропадешь.
Учитель рассказывает про ожидающие детей испытания (три колодца, каменная пещера с пауком).
Три колодца:
Необходимо правильно определить колодец с живой водой. Там, где волны бьются в берег,
У распутья трех дорог,
Три колодца и три древа –
Зачерпни воды ковшом.

Зачерпни воды студеной
Ты из первого колодца,
Пей до хмели до бедовой
Из второго ты колодца.

Только к третьему, смотри,
Даже близ не подойди.
Пить из третьего колодца
Никому не удается.

И задаст то чудо страшное
Три загадочки, три ужасные.
Ты загадочки-то не бойся, отгадай
И ларец за паутиной забирай.

В том ларце сидит беда неминучая –
Для ужасного для змея смерть ползучая.
Загадки:
Ловец отменный,
Ткач примерный.
Кто в его пряжу попадет,
Тот умрет. (Паук.)

Что дает нам силу жизни,
Что зимой скрывает снег,
Что милей в чужой отчизне?
Под ногами ваш ответ. (Земля.)
Учащиеся отгадывают загадки, получают ключ, открывают ларец.
Учитель читает про секрет смерти драконовой:
Смерть дракона жуткого не в силе богатырской,
Не в железе каленом да не в колдовстве мудреном.
Смерть ползучая, неминучая, смерть драконова –
В ваших крепких знаниях.

Что спасли, друзья, землю русскую.
Вы не просто сказки выручили,
Душу вы спасли, душу русскую,
Сердце русское, радость русскую.

Пусть же призом вам да наградою
Будет слава вечная.
Самых умных и смелых духом
Наградить, да по-царски,
Остальных же - по усмотрению.
Царь Дадон
Учитель еще раз благодарит ребят за урок, объявляет оценки.

Читайте также: