Конспект урока 3 класс имя прилагательное повторение

Обновлено: 05.07.2024

Тип урока: Обобщение и повторение знаний по теме “Прилагательное”.
Триединая цель:
– дидактическая: совершенствовать у учащихся умение определять род, числа, падеж имен прилагательных;
– развивающая: развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать, а также развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, внимание, речь учащихся;
– воспитательная: воспитывать любовь к языку; умение работать в коллективе; воспитывать аккуратность ведения тетрадей.
Оборудование: презентация; карточки с прилагательными для творческой работы.

I. Организационный момент.
– Великая, могучая, многонациональная, любимая …
– что можно описать с помощью этих слов?
- к какой части речи они относятся?
- Сегодня у нас урок – путешествие.
– Кто уже догадался о чем пойдет речь сегодня на уроке?

(Слайд 2) Перед вами карта пестрой разноцветной страны, страны знаний.
– Как её можно назвать?
Имя ее – Страна Прилагательных. Мы с вами отправимся в путешествие по этой стране и закрепим знания об имени прилагательном как части речи, вспомним, как определить род и падеж прилагательных, поупражняемся на примере различных заданий.
В пути мы будем делать остановки и встретимся с невидимыми жителями этой страны, которые будут чинить нам разные препятствия. Поэтому в помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие.
Итак, отправляемся в путь!
II. Чистописание.
Но сначала оформим маршрутные листы (запись числа в тетради).
(Слайд 3) Чтобы стражники нас впустили в эту страну, необходимо вспомнить:
– Что такое имя прилагательное?
(Слайд 4) – И отправляемся мы в страну Прилагательных по тропинке Чистописания.
– Что вы видите на тропинке? (следы) (Слайд 5)
– Что вам напомнили следы, которые состоят из букв? (окончания имен прилагательных) (Слайд 6)
– В какие группы вы бы объединили эти окончания имен прилагательных? (м.р, ж.р, ср.р.)
Назовите окончания имен прил. ж.р; м.р; ср.р. (Слайд 7)
1 ряд – выписывают окончания женского рода.
2 ряд – выписывают окончания среднего рода.
3 ряд – выписывают окончания мужского рода.
– какой части речи подчинены имена прилагательные?
III. Словарная работа
– Вперёд! (Слайд 8)
Вот мы уже в дубраве Словарных слов.
(Слайд 9-14) – Давайте некоторые из них запишем (картинный диктант: заяц, береза, месяц, дорога, яблоко, солнце).
– Назовите орфограммы.

– Подберите признаки данных предметов и самостоятельно запишите три словосочетания, определите род имен прилагательных. (взаимопроверка)
– Как определить род имени прилагательного? (Слайд 15)
– Какие окончания имеют прилагательные ж.р.? м.р.? ср. р.?
– Составьте предложение с любым словом.
(Слайд 16-17) Запись предложения: В_сенн_е со_нце _св_тило стройную б_рёзу.
– Какое это предложение по цели высказывания, по интонации?
Задание: – объясните пропущенные орфограммы; (слайд)
– подчеркните грамматическую основу; (слайд)
– составьте схему, установите взаимосвязь; (1 ученик у доски) (слайд)
Разберите имя прилагательное весеннее как часть речи. (весеннее (солнце)-н.ф. весенний, ср.р., И.п., ед.ч., Вт.чл.) (1 ученик у доски) (слайд)
– определите падеж имен прилагательных; (слайд)
– Как определить падеж имен прилагательных?
– Как различить Им.п. от В.п.?
IV. Совершенствование знаний об имени прилагательном.
– Мы приближаемся к водопаду Ошибок. (Слайд 18)
– Почему водопад Ошибок?! Множество ошибок можно допустить при написании окончаний имен прилагательных. А как же их избежать?
– Как объяснить написание безударных окончаний имен прилагательных? (ученики работают у доски по одному)
(Доска с обратной стороны)
На перв… цветок
в ясн… небе
с хитр… лисой
на лесн… поляне
тепл… ветер
к перв… ручью.
– Как изменяются имена прилагательные?
– Что вы можете сказать об именах прилагательных мн.числа?
– Как определить падеж имени прилагательного?
Физ. минутка
V. Закрепление. Творческая работа.
И вот мы на площади Прилагательных. (Слайд 20)
– Прочитайте текст.
(Слайд 21)
Наступила весна. Бегут ручейки по дорогам. Из стран летят птицы. Все рады весне!
– Докажите, что данная запись является текстом.
– Мы с вами находимся на площади прилагательных, а чего же не хватает?
– Как сделать, чтобы текст был более ярким, красочным, зазвучал мелодично? (Слайд 22)
– Как можно озаглавить текст? (слайд)
Дополните этот текст прилагательными.
Задание: – озаглавь и спиши текст, вставляя имена прилагательные (слабым ученикам даются имена прилагательные на карточках– см.приложение);
– найдите имена прилагательные, определите число, род, падеж.
(Наступила ранняя весна. Бегут быстрые ручейки по грязным дорогам. Из дальних стран летят перелетные птицы. Все рады долгожданной весне!)
– Прочитайте, что у вас получилось. (несколько учеников зачитывают свои работы)
– Так какую роль выполняют в нашей речи имена прилагательные? (Украшают нашу речь, позволяют точно выражать мысли, делают нашу речь яркой)
(Слайд 23 проверка падежа, рода)
– Почему же прилагательные у всех разные, но род, число и падеж не изменился?
– О каком времени года говорится в тексте?
Весна – замечательное и прекрасное время года.
Как вы понимаете поговорку: Нет в марте воды, нет в апреле травы?
(Слайд 24) Вот и подходит наше путешествие к концу. Осталась лишь еще одна остановка – это парк Поэзии.
Пожалуй весна – это самое любимое время года многих людей. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну утром года.
ВЕСНА
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
Алексей Плещеев
Так писал о наступлении весны А.Плещеев, а как бы вы написали?
(Слайд 25)
Задание: по ключевым словам сочините небольшое стихотворение о весне (несколько учеников зачитывают свои стихотворения). Можно придумать свои стихи о весне или о предстоящем весеннем празднике и посвятить своим мамам.
_____ весна
_____ ото сна
_____ настаёт
_____ поёт (Слайд 26)
VI. Итог урока.
(Слайд 27)
– О какой части речи мы сегодня говорили?
– Что такое имя прилагательное?
– Как изменяются имена прилагательные?
– Что вы можете сказать о именах прилагательных мн.числа?
– Как определить род и падеж имен прилагательных?
Домашнее задание: Написать о любимом времени года.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Повторить и обобщить знания обучающихся об имени прилагательном как о части речи.

- Тренировать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь с именами существительными.

- Развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся распознавать имя прилагательное среди других частей речи; выделять словосочетания с именем прилагательным из предложений; распознавать сложные прилагательные и записывать их;

Личностные: Развивать учебно-познавательный интерес к предмету, к новому учебному материалу; способность к самооценке. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Оборудование: учебник,тетрадь,меловая доска

Этапы, методы и приёмы

Содержание. Деятельность учителя

Мотивационный

Словесн.: слово учителя

-Руки?
-На месте!
-Ноги?
-На месте!
-Локти у края?
-Спинка прямая! Настроение каково? (показывают). –

-Пусть сегодняшний урок всем нам радость принесет!

К: формировать положительное отношение к урокам русского языка;

Постановка учебных задач

Словесн.: ответы на вопросы;

- Ребята, чтобы определить тему урока, отгадайте загадку:

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю нашу речь

Меня вам надо знать, беречь!.

- Слова, какой части речи украшают нашу речь? (Имя прилагательное).

- Ребята, Прослушайте текст, является ли он стихотворением?
Люблю березку в сарафанчике, с платочками в карманчиках, с застежками, с сережками. Люблю ее.

А теперь еще один текст прослушайте.
Чтение стихотворения А. Прокофьева:
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками,
Люблю ее нарядную,
Родную ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
А этот текст является стихотворением? Сравните их. Что вы можете сказать? (первый текст сухой, скучный, а второй полный, красочный). Благодаря чему второй текст такой? (прилагательным).

- Сформулируйте тему урока? (Имя прилагательное и его роль в речи).

- Какие цели мы можем поставить на урок? (Повторить что такое имя прилагательное; вспомнить вопросы имени прилагательного; находить его в тексте среди других слов).

К: строить речевые высказывания;

Р:оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Решение частных задач

Практич.: анализ страницы учебника;

- Ребята, а сейчас давайте откроем учебники на стр. 64 и посмотрим, правильно ли мы определили тему? (да)

- Посмотрите, чему мы будем учиться? (распознавать имена прилагательные, определять род, число, падеж; изменять прилагательные по родам, числам, падежам; разбирать прилагательное как часть речи).

П:осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

П: проводить анализ, сравнение;

Практич.: письм упр. Письмо по памяти.

Словесн.: ответы на вопросы;

- Хорошо. Откройте стр. 64 упр. 109

- Прочитайте стихотворение. О чём в нём идёт речь? (О березах).

- Как вы представили берёзу? (ответы детей).

- В какое время года автор описывает берёзу? (лето).

- Какую роль выполняют имена прилагательные? (делают стихотворение красивее).

- Запишите его по памяти, закрыв учебники.

- Назовите имена прилагательные? (сонные, шёлковые, зелёные, серебряные). Надпишите над словами часть речи.

- Итак, ребята давайте скажем, что же такое имя прилагательное? Что обозначают имена прилагательные? На какие вопросы они отвечают? С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении?

(Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Какая? Какие? В предложении связано с существительным). Приведите примеры.

Какая орфограмма объединяет слова: речь, скрипач, ночь, дочь?

Запишите слова, подчеркните орфограмму

(правописание мягкого знака на конце имён существительных после букв, обозначающих шипящие звуки)

4. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

Отгадайте тему урока:

Я слово ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Его называют ещё …прилагательное

Итак, как называется тема нашего урока?

А кто такие знатоки? (специалист)

Толковый словарь Ожегова.

знаток - человек, обладающий большими знаниями в чём-нибудь, тонким пониманием чего-нибудь. Тот, кто обладает большими познаниями в какой-либо. области.

  • Что такое имя прилагательное?
  • Что обозначают имена прилагательные?
  • На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
  • Кто может объединить ответы и сказать, что же такое имя прилагательное?
  • С какой частью речи всегда связаны имена прилагательные?
    Существительное с прилагательным
    Всегда дружат обязательно.

Работа в парах. Карточка №1.

К именам существительным подберите подходящие по смыслу прилагательные:

  • правильная речь;
  • талантливый скрипач;
  • тёмная ночь;
  • хорошая дочь;

Работа в рабочих тетрадях.

  • С. 109 №1
    Подчеркнуть имена прилагательные.
  • №2
    Дописать подходящие по смыслу имена прилагательные.
    (взаимопроверка)

Работа с текстом.

Догадайтесь, о ком говорится в тексте.

В зоопарке ребята издали увидели огромное животное. У него широкие уши, длинный нос. Оно живёт в жарких странах.

Работа в тетрадях.

Проверьте себя:
(самопроверка)

Какая часть речи помогла нам отгадать животное.

Ветер дует в лицо. Облака плывут над рекой. Слышатся раскаты грома.

Холодный ветер дует в лицо. Тяжёлые облака плывут над рекой. Доносятся сильные раскаты грома.

Какой текст помогает нам более образно представить картину природы и почему?

Запишите текст с именами прилагательными. Подчеркните их.

  • Вспомните, в предложении, прилагательные являются какими членами предложения?
  • Как подчёркиваются имена прилагательные в предложении?

Сделайте вывод. Для чего нужны имена прилагательные в речи?

Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой яркой, интересной, а также для точности описания предметов.

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

На внимание. Если я называю имя существительное вы топаете, а если имя прилагательное – хлопаете. Задание понятно?

Гриб, здоровье, свежий, радостный, радость, сказка, рассказывать, солнечный, увлекательное, горячо, веселый, седьмой, солнце.

  • А что вы можете сказать, про пары слов: солнце-солнечный, сказка-рассказывать?
  • Что это за слова? (однокоренные)
  • Какие слова называются однокоренными? Какие 2 условия должны выполняться?

А сейчас я Вам предлагаю прослушать сказку и помочь её героям.

Работу будем выполнять в группах. Нам понадобиться 4 группы.

Сказка.

Однажды на солнечной лужайке собрались существительные: Небо, Солнце, Травка, Ручей и стали высказывать свои обиды на школьников, что те дали им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.

- Я во всех сочинениях голубое - вздыхало Небо.

- А ко мне привязалось слово зелёная - чуть не заплакала Травка.

- А я всегда яркое - сказало Солнце.

- А я только звонкий - сказал Ручей.

Помогите существительным Небо, Солнце, Травка и Ручей обрести новые имена прилагательные.

Работа в группах.

Небо (какое?) звёздное, безоблачное, ясное, хмурое, облачное, грозовое…

Травка (какая?) бархатистая, буйная, высокая, молодая, свежая, серебристая, степная….\

Солнце (какое?) светлое, тёплое, радостное, весеннее, лучистое, согревающее…

Ручей (какой?) чистый, прозрачный, игривый, быстрый, бурный, узкий, широкий…

Ребята, вот мы сейчас назвали очень много прилагательных. А как называются художественные определения предмета или действия? Вспоминаем уроки литературного чтения.

Самостоятельная работа.

Запишите текст, вставляя буквы на месте пропущенных орфограмм. ~ Подчеркните прилагательные.Выделенное слово разберите по составу.

День был жаркий и ясный. Над цв..тами порхали бесшумные бабо..ки. Д..ловито прон..сились трудолюбивые пчёлы. Безрогий к..злёнок р..звился на п..лянке.

Обратите внимание! ~ Прилагательное трудолюбивый образовалось путём соединения двух основ. Это сложное слово.
Давайте понаблюдайте за образованием имён прилагательных.

Труд – ~ любить ~ трудолюбивый
Жизнь – радость ~ жизнерадостный
Цель – устремлять ~ целеустремленный
Добро – желать ~ доброжелательный

6. Итог урока. Рефлексия.

  • На уроке я повторил.
  • Самым интересным было…

У предметов признаков не мало.
Надо лишь внимательными быть.
Чтобы речь наша красивой стала,
Прилагательные не забудь употребить!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:1. Повторение знаний об имени прилагательном, как части речи: его изменение по родам, числам, падежам, зависимости от имени существительного, формирование навыков правописания падежных и родовых окончаний имен прилагательных в единственном и во множественном числе

2. Развитие внимания, умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи

3. Воспитание взаимовыручки на уроке, активности, привлечение внимания к красоте весенней природы

Методы: словесный, наглядный, практический(по источнику знаний), репродуктивный, частично поисковый (по способу мыслительной деятельности).

Формы организации учащихся: общеклассная, парная

Ход урока.

1.Орг. Момент.

- А сейчас настроимся на урок

Улыбнёмся друг другу

Сядьте удобно, закройте глаза,

Повторяйте про себя:

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну трудиться.(пауза)

Внимание моё сосредоточенно

Память моя крепка.

У меня всё получится

Я в этом уверен

Я готов к работе.

И мы сегодня постараемся показать себя внимательными, грамотными знатоками русского языка.

-К нам на урок прилетело облако, на нем слова:

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит к нам пришла …

-Как только сходит снег с полей, появляются первые весенние цветы-подснежники.

Загадка про подснежник

Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Раньше всех весну встречает.

Почему их так называют?

-Весна прислала нам подарок: первый весенний цветок. Мы должны узнать тему

урока. Эта часть речи обозначает признак предмета, изменяется по числам, родам, падежам, в предложении является определением (имя прилагательное).

Постановка цели урока.

Стихотворение о прилагательном: Я слово замечательное,

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет

Об этом знает целый свет.

Определяю я предметы

Они со мной всегда приметны,

Я украшаю вашу речь

Меня вам нужно знать, беречь.

У нас в классе вы видите признаки весны: тающие сосульки, но сосульки не простые, а с заданиями.

1 задание.

Минутка чистописания

Как всегда несколько минут мы уделим чистописанию.

Прежде чем приступить к письму, подготовим пальчики к работе, потренируем кисти рук.

1. Пальчики здороваются

2. Согреем пальчики

3. Опустили кисти рук и потрясли ими

- Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

Минутка чистописания. Ая-яя ой-ый-ий ое-ее ые-ие

-Что можете сказать о сочетаниях этих букв? (окончания прилагательных)

3 задание. Словарная работа.

Под диктовку: орех, морковь, дождь, солнце, березка, овощ

Задание: образовать от этих имен существительных однокоренные имена прилагательные, составить с ними словосочетания, выделить окончания, определить род.

красного яблока, из неведомой страны, белогривые лошадки, в заоблачную даль, гаснущих звезд). Определить число и род имен прилагательных.

5 задание – по уровням.

1 уровень. Запиши словосочетания, определи падеж, выдели окончания имен прилагательных.

Весенним солнышком, зеленую травку, на голубом небе, к молоденькой березке, теплых дней.

От березовых листочков разливается тонкий запах. Лес наполняется птичьим криком. По узким тропкам пробегают пугливые зайцы.

Физминутка:

Говорит цветку цветок:

Подними-ка свой листок.

(поднимаем и опускаем руки)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой.

(шагаем на месте)

Да головкой покачай-

Утром солнышко встречай.

Стебель наклони слегка-

Вот зарядка для цветка.

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.

(встряхивание кистями рук)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе.

(садимся за парты)

6 Задание. Работа по учебнику. Стр. 176, упр. 567

7 задание. Работа в парах. (на отдельных карточках) Нужно придумать как можно больше прилагательных к существительным: 1 пара-весна, 2 пара-ручей, 3 пара – солнце, 4 пара-дни

Итог урока. (на доске)

Сегодня на уроке я:

Рефлексия

-У нас в классе весенняя полянка, поможем ей стать ярче. У нас на партах лежат подснежники. Оцените свою устную работу на уроке, работу в тетради и поставьте себе оценку. Посадите свои подснежник на полянку.

Сквозь оттаявший валежник

Самый чистый, самый нежный

Весны первенец прелестный.

Показ слайдов с изображением подснежников.

-Какие признаки подснежника использовал автор в своём стихотворении ?

Прорастает сквозь снежок,
К солнечным лучам, цветок,
Маленький и нежный,
Беленький подснежник.

Оценки.

Домашнее задание: упр. 585.

- Я уверена, что вы все справитесь с заданием. Я в вас верю!

- Наш урок окончен. Спасибо!

Тема: Повторение знаний об именах прилагательных

Цель:1. Повторение знаний об имени прилагательном, как части речи: его изменение по родам, числам, падежам, зависимости от имени существительного, формирование навыков правописания падежных и родовых окончаний имен прилагательных в единственном и во множественном числе

2. Развитие внимания, умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи

3. Воспитание взаимовыручки на уроке, активности, привлечение внимания к красоте весенней природы

Методы: словесный, наглядный, практический(по источнику знаний), репродуктивный, частично поисковый (по способу мыслительной деятельности).

Формы организации учащихся: общеклассная, парная

Ход урока.

1.Орг. Момент.

- А сейчас настроимся на урок

Улыбнёмся друг другу

Сядьте удобно, закройте глаза,

Повторяйте про себя:

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну трудиться.(пауза)

Внимание моё сосредоточенно

Память моя крепка.

У меня всё получится

Я в этом уверен

Я готов к работе.

И мы сегодня постараемся показать себя внимательными, грамотными знатоками русского языка.

-К нам на урок прилетело облако, на нем слова:

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит к нам пришла …

-Как только сходит снег с полей, появляются первые весенние цветы-подснежники.

Загадка про подснежник

Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Раньше всех весну встречает.

Почему их так называют?

-Весна прислала нам подарок: первый весенний цветок. Мы должны узнать тему

урока. Эта часть речи обозначает признак предмета, изменяется по числам, родам, падежам, в предложении является определением (имя прилагательное).

Постановка цели урока.

Стихотворение о прилагательном: Я слово замечательное,

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет

Об этом знает целый свет.

Определяю я предметы

Они со мной всегда приметны,

Я украшаю вашу речь

Меня вам нужно знать, беречь.

У нас в классе вы видите признаки весны: тающие сосульки, но сосульки не простые, а с заданиями.

1 задание.

Минутка чистописания

Как всегда несколько минут мы уделим чистописанию.

Прежде чем приступить к письму, подготовим пальчики к работе, потренируем кисти рук.

1. Пальчики здороваются

2. Согреем пальчики

3. Опустили кисти рук и потрясли ими

- Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

Минутка чистописания. Ая-яя ой-ый-ий ое-ее ые-ие

-Что можете сказать о сочетаниях этих букв? (окончания прилагательных)

3 задание. Словарная работа.

Под диктовку: орех, морковь, дождь, солнце, березка, овощ

Задание: образовать от этих имен существительных однокоренные имена прилагательные, составить с ними словосочетания, выделить окончания, определить род.

красного яблока, из неведомой страны, белогривые лошадки, в заоблачную даль, гаснущих звезд). Определить число и род имен прилагательных.

5 задание – по уровням.

1 уровень. Запиши словосочетания, определи падеж, выдели окончания имен прилагательных.

Весенним солнышком, зеленую травку, на голубом небе, к молоденькой березке, теплых дней.

От березовых листочков разливается тонкий запах. Лес наполняется птичьим криком. По узким тропкам пробегают пугливые зайцы.

Говорит цветку цветок:

Подними-ка свой листок.

(поднимаем и опускаем руки)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой.

(шагаем на месте)

Да головкой покачай-

Утром солнышко встречай.

Стебель наклони слегка-

Вот зарядка для цветка.

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.

(встряхивание кистями рук)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе.

(садимся за парты)

6 Задание. Работа по учебнику. Стр. 176, упр. 567

7 задание. Работа в парах. (на отдельных карточках) Нужно придумать как можно больше прилагательных к существительным: 1 пара-весна, 2 пара-ручей, 3 пара – солнце, 4 пара-дни

Итог урока. (на доске)

Сегодня на уроке я:

Рефлексия

-У нас в классе весенняя полянка, поможем ей стать ярче. У нас на партах лежат подснежники. Оцените свою устную работу на уроке, работу в тетради и поставьте себе оценку. Посадите свои подснежник на полянку.

Сквозь оттаявший валежник

Самый чистый, самый нежный

Весны первенец прелестный.

Показ слайдов с изображением подснежников.

-Какие признаки подснежника использовал автор в своём стихотворении ?

Прорастает сквозь снежок,
К солнечным лучам, цветок,
Маленький и нежный,
Беленький подснежник.

Тип и вид: урок развивающего контроля.

1. Совершенствовать умение находить имена прилагательные, определять род и число имен прилагательных.

2. Развивать умение разбирать имя прилагательное как часть речи, по составу.

3. Воспитывать познавательный интерес к разнообразию правописания слов в русском языке.

- Учащийся вспомнит правило написания окончаний имен прилагательных и проверки их.

- Учащийся получит возможность вспомнить порядок разбора имени прилагательного как части речи.

Личностные: формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка; формирование способности к самоопределению, самооценке, взаимооценке на основе наблюдений за собственной речью и речью других ребят класса.

- Регулятивные УУД: установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; самооценка и оценка действий сверстников.

- Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; понимать точку зрения другого человека; контроль, коррекция, оценка действий партнера.

- Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; умение ставить и находить ответы на вопросы.

Форма урока: фронтальная, индивидуальная, парная.

Основные понятия: имя прилагательное, окончание, суффикс.

Методы: беседа, упражнение.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, презентация, путевой лист, карточки с порядком разбора имени прилагательного как части речи.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

- Прозвенел уже звонок,

А теперь все повернитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам.

Приветствуют учителя, друг друга, гостей.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками.

- Какой раздел мы проходим? Какую часть речи изучаем?

- Сегодня последний урок по этой теме. И как вы думаете, какая цель этого урока?

- Повторить, закрепить, скорректировать знания.

Регулятивные: установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Фиксирование локальных затруднений

- Вчера вы писали диктант. Откройте его, посмотрите свои ошибки. В чем заключаются ваши ошибки?

- Если допущены ошибки, что это может значить?

- Как вы уже сказали, нам нужно устранить эти ошибки, чтобы впредь вы их не допускали.

- Плохо усвоили тему, плохо подготовились.

Личностные: формирование способности к самоопределению, самооценке.

Создание плана по разрешению проблемы

- Вы помните мальчика Витю Перестукина? Из какого рассказа этот герой?

- Как Витя оказался в этой стране?

- Учебник по русскому языку недоволен, что не выучили об имени прилагательном правила, и отправляет нас в страну невыученных уроков.

- Вот мы попали в Страну невыученных уроков. Перед нами ворота в эту страну. Чтобы их открыть, нам нужно верно закончить предложения.

Имена прилагательные отвечают на вопросы . и обозначают . .

Имена прилагательные всегда связаны с . .

Имена прилагательные изменяются по . .

Имена прилагательные . и . нашу речь.

- Он не хотел учить уроки, кинул учебники на пол. Учебники ожили и отправили Витю в Страну невыученных уроков.

- …вопросы какой? какая? и обозначают признак предмета. Прилагательные связаны с существительными. …изменяются по родам и числам. …обогащают и украшают нашу речь.

1. Роща слов.
2. Дом окончаний
3. Разборный мост
4. Вопросительная гора
5. Город суффиксов
6. Царство частей речи.

Личностные: формирование способности к самоопределению, самооценке.

Регулятивные: установление аналогий и причинно-следственных связей.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; понимать точку зрения другого человека; контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; умение ставить и находить ответы на вопросы.

Реализация на практике выбранного плана

- Мы отправляемся в Рощу слов. И что мы видим?

- Чтобы нам пройти мимо них, нужно узнать какие это птицы, вдруг они опасны. Давайте среди этих слов найдем прилагательные. Обведите все прилагательные у себя на путевых листах.

- Какие прилагательные вы нашли? Давайте проверим.

- Молодцы, нашли все прилагательные. Можем ли мы пройти мимо этих птиц?

- Проходим мы сквозь густую рощу и куда двигаемся дальше?

Выходим к Дому окончаний. В этом доме произошла путаница. Окончания не могут вспомнить, в какой квартире они живут. Нужно закрасить правильным цветом окошки на путевых листах. Мы вспомнили, что прилагательные изменяются по родам и числам. А как определить род и число прилагательного?

- Каждому роду и числу соответствует цвет. Сначала вы закрашиваете прилагательные единственного числа.1 ряд закрашивает имена прилагательные женского рода красным цветом, 2 ряд имена прилагательные мужского рода синим цветом, 3 ряд имена прилагательные среднего рода желтым цветом. После этого, в паре найдите имена прилагательные множественного числа и закрасьте их зеленым цветом.

- Проверим. От каждого ряда будет отвечать один человек, а вы проверяйте.

- Какие имена прилагательные женского рода нашел первый ряд?

- Какие имена прилагательные мужского рода нашел второй ряд?

- Какие имена прилагательные среднего рода нашел третий ряд?

- Какие имена прилагательные множественного числа вы нашли?

- Окончания благодарят нас за помощь. А мы двигаемся дальше. Куда?

- Мы приближаемся к половине пути, а значит подходим к Разборному мосту. Вот мы оказались у реки, но мост разобран и все части лежат отдельно. Нам нужно восстановить мост, чтобы мы могли пройти по нему. Вспоминаем порядок разбора имени прилагательного как части речи. Соедините линиями действие с его порядковым номером.

- Давайте проверим. Какой порядок правильный?

- Молодцы, справились. Мост собран правильно, и мы можем пройти по нему. А теперь встаем и поднимаемся на Вопросительную гору.

Дорога не тропинка, дорога не канава.
Сперва смотри налево, потом смотри направо.
Ты налево повернись и друг другу улыбнись,
Топни правою ногой: раз, два, три,
Покачай головою: раз, два, три,
Руки вверх ты подними и похлопай: раз, два, три.

Читайте также: