Конспект урока 2 класс орнамент

Обновлено: 07.07.2024

1. Формирование знаний учащихся о народном творчестве, об искусстве составления орнамента, об особенностях изготовления ковров.

2. Развитие творческих способностей, умения различать элементы узора, их форму, расположение, цветовое сочетание, развитие чувства формы, цвета, ритма.

3. Эстетическое воспитание, воспитание любви к казахскому национальному искусству и народному творчеству.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметная связь: трудовое обучение, математика.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие гостей и учащихся. Подготовка рабочих мест. (Учащиеся надевают фартуки, нарукавники).

II. Подготовка к восприятию новой темы:

- Сегодня на уроке мы будем говорить о прикладном искусстве казахского народа, научимся составлять орнамент, чередуя по цвету, форме, расположению. Выполним образец ковра с элементами орнамента (показ образцов).

1. Беседа:

- С древних времен народные певцы-акыны воспевали свою родную землю и, особенно, ярко это проявляется в стихах, песнях, сказках:

О, степь моя, земля без края!

Лежишь ты, маревом играя,

Вместив и небо, и людей

Всю жизнь, весь мир в себя вбирая…

О, степь моя, земля без края!

Да есть ли где-нибудь другая,

Хоть в чём-то схожая с тобой,

- Вы, наверное, уже догадались о какой земле идёт речь, о какой республике? (О республике Казахстан).

- Издавна казахский народ придавал большое значение народным промыслам, связанным с обработкой шерсти, кожи, дерева, кости. И говорить мы свами будем о коврах, которые изготавливали вручную. Каждый вид казахских ковров имеет свои особенности изготовления. Ворсовые и безворсовые ковры изготавливают на специальных станках. Мастерицы подбирают пряжу определенного цвета и ткут узор по заранее определенному орнаменту.

Кииз – гладкий войлок из белой или серой шерсти, им покрывали юрту.

Тускииз – (ковры настенные) искусные мастерицы вышивают вручную разноцветными нитками. Часто они используют бисер и золотую нить. Эти удивительной красоты настенные ковры украшают самым разнообразным растительным узором.

Сырмаки – напольные ковры – выполняют методом аппликации. Узоры вырезают из разноцветного войлока, а швы маскируют красивой тесьмой.

Для создания плетеной узорной циновки – шымши – нужен специальный камыш – чий. Камышинки чия обматывают разноцветной шерстью и сшивают между собой. Так получается прочная и красивая орнаментальная циновка.

Текемет делают так: на распушённый слой шерсти одного цвета накладывают узорные фигуры из влажного окрашенного войлока другого цвета. Затем войлок скатывают в рулон и уплотняют. И в старину, и в наши дни работа над текеметом сопровождается пением и шутками. Существует поверье, что от этого ковры становятся теплее.

Орнамент на настенных коврах алаша и тускииз отличаются от орнаментов напольных ковров-сырмака и текемета. Орнаменты напольных ковров - это геометрические и зооморфные (символизирующие части тел животных - бараний рог, голова лошади и т.д.) узоры. А узоры на тускиизе вышиваются, как правило, растительным орнаментом.

Казахский орнамент.

Казахи с древних времен широко применяли орнамент для украшения своего быта, жилища, одежды, юрты.

- Ребята, а какие национальные ковры есть у вас дома? (сырмак, текемет, кошма, корпе и др.)

- А что объединяет все эти изделия? (казахский орнамент).

- Рассмотрите образец ковра, из элементов какого орнамента оно состоит? ( Из элементов растительного орнамента – это листья и раскрывшийся бутон цветка).

- Обратите внимание на цветовую гамму. От сочетания цветов зависит выразительность данной композиции. (Композиция – это цельное объединение всех частей произведения .)

- А помните вы основные цвета? Сколько их? (3- синий, красный, желтый).

- Вы знаете, что яркие теплые цвета поднимают настроение, а холодные наводят грусть. Чтобы на уроке нам не стало грустно, мы с вами будем использовать теплые цвета. (Демонстрирую на доске триаду теплых и холодных цветов).

3. Работа в альбомах:

- Определим порядок выполнения работы. Альбом располагаем горизонтально. Выполняем эскиз. При рисовании линии должны быть тонкие воздушные. Карандаш держим свободно, чуть выше, чем ручку.

- Работаем поэтапно, (учитель у доски, дети в альбомах) располагаем наш рисунок симметрично. (Симметрия – расположение фигуры на плоскости на одинаковом расстоянии от всех сторон)

- Какая фигура получилась? (Квадрат). Дальше используем элементы растительного орнамента: 4 листа и раскрывшийся бутон. Правильно сочетайте цвета и выполняйте работу поэтапно. (На доске эскиз готов).

Вот мы взяли краски в руки-

И не стало в доме скуки,

Чтобы было веселей

Ярких красок не жалей.

Это правда, ну чего же тут скрывать,

Дети любят, очень любят рисовать.

На асфальте, на бумаге, на стене

И в трамвае на окне – рисовать.

Вот вам тетя жарит пышку,

Рядом кот он ловит мышку,

Но никто не разберет

Где же тетя, где же кот.

Это правда, ну чего же тут скрывать,

Дети любят, очень любят рисовать.

На асфальте, на бумаге, на стене

И в трамвае на окне – рисовать.

4. Работа с акварелью:

Мак, огонь и помидор – красный,

Морковь, апельсин и заря – оранжевый,

Пух утенка, пшеница и солнце – желтый,

Трава, сады и леса зеленый,

Незабудка, лед и небо – голубой,

Колокольчик, чернила и море – синий,

Слива, сирень и баклажан – фиолетовый.

Что у нас получилось?

V. Анализ и оценивание выполненных работ.

VI. Итог урока: Мы должны знать не только свой родной язык, но и историю государства, в котором живем. Уважать традиции и обычаи народа. Бережно относиться к национальному наследию наших предков.

Кажибаева Людмила Слётжановна, КГУ "Матайская СШ" учитель начальных классов, Алматинская область, Аксуский район, ст. Матай

Расширить представление о бурятском орнаменте, его видах.

ВложениеРазмер
Урок ИЗО 2 класс Блюдо с бурятским орнаментом 23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Блюдо с бурятским орнаментом

( Элементы росписи бурятским орнаментом)

Цель: расширить представление о бурятском орнаменте, его видах, элементах, назначении, применении; развивать творческую активность, эстетический вкус, воображение, память; познакомить с художественными промыслами бурятского народа;

воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

- совершенствовать умение рисовать красками;

- развивать наблюдательность, умение рассуждать, обсуждать, анализировать, выполнять работу по плану;

- воспитывать аккуратность при выполнении работы; рациональное использование материала.

Оборудование учащегося: альбом, карандаш, краски, кисточка, палитра.

Оборудование учителя: поэтапное выполнение рисунка на формате А-3

Этапы урока и время

Проверка готовности обучающихся к уроку. Вступительное слово.

Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Все ль предметы правильно лежат?
Все ли на учителя внимательно глядят?

Организован-ное начало урока настрой на работу.

2. Актуализация знаний.

Подготовка рабочего места.

- В создании посуды большую роль играет художник; он конструирует, украшает её, делает образец, а затем на фабрике по образцу изготавливают её повторение – массовое производство. Но посуда бывает в одном экземпляре – авторская выставочная работа. Посуда бывает повседневной, праздничной, детской или взрослой.

- С чем он связан? (связан с почитанием духов, богов).

-Сегодня мы с вами будем изучать орнамент, только бурятский и украшать им блюдо.

Понимать информацию, представленную на уроке.

Обсуждают, сравнивают, анализируют.

4. Мотивация к действию.

Постановка учебной задачи

Как у бурятского народа, так и на Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые “охраняли” от всякой нечисти.

Орнамент тесно связан с бытом народа, с его обрядами и обычаями.

Бурятский орнамент имеет свои выразительные особенности, отличающиеся от узоров других народов традиционными мотивами, формой, цветовой гаммой, композиционным решением. Он находит универсальное применение при украшении предметов быта, народного костюма, ювелирных украшений и др.

Бурятский узор имеет немало общих черт с орнаментом живших в данной местности и ныне живущих кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Южной Сибири.

Основные группы орнамента

Все многообразие орнаментов можно разделить на пять основных групп:

  1. Геометрические (ломаные, прямые, зигзаги, круги, ромбы, звезды….) "меандр"
  2. Зооморфные ( животные, птицы..)
  3. Растительные (листья, цветы, лотос…)
  4. Природные или космогонические (солнце, луна, вода…)
  5. Культовые

Ученики вместе с учителем

проговаривает новые умения

Фронтальная работа способствует прочному усвоению знаний всеми учениками.

Где ладошки? Тут?

На ладошках пруд?

Этот палец большой —

Указательный пой мал,

Средний палец ощипал,

Этот палец печь топил.

Этот палец суп варил.

Полетел гусь в рот.

А попал в живот.

кая работа (20-25 мин.)

Объясняет последовательность выполнения работы.

Рисование круга (блюда) по шаблону.

(Демонстрация поэтапных рисунков выполненных учителем.)

Раскрашивание отдельных элементов.

В ходе выполнения работы учитель напоминает о технике безопасности при работе с красками и кисточками.

Помощь педагога слабым учащимся.

Слушают объяснение учителя.

- Чему мы сегодня учились?

(Выявление недочётов, поиск пути исправления. Оценивание.)

– Рассмотрите выполненные вами рисунки.

Давайте выберем наиболее удачные композиции.

Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных художественно задач.

- Уберём рабочее место.

- Всё ли у вас получилось?

- Что показалось трудным?

Регулятивные. Оценивание своих результатов.

9.Подведение итогов урока

-С каким орнаментом вы сегодня познакомились на уроке?

- Чем он отличается от орнамента на Руси?

- Что изображено на ваших рисунках?

Подводят итог своего личного труда.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока по изобразительной деятельности. "Орнамент в русском народном костюме" УМК Школа 2100. 4 класс

Тема урока ___ Орнамент в русском народном костюме Тип урока____ Урок изучения нового материала Цель урока: познакомить с особенностями национального костюма и ролью орнамента в нем; научить.

конспект урока ИЗО в 1 классе "Растительный орнамент в круге" - по мотивам городецкой росписи

презентация и конспект занятия в 1 классе.

Урок марийского языка в 3 классе "Марийский орнамент"
Урок марийского языка в 3 классе "Марийский орнамент"


Познакомить учащихся с элементами русского и татарского орнамента , научить детей украшать орнаментом русский и татарсий национальные костюмы.


Цели деятельности учителя: познакомить детей с народным творчеством, созданием народных орнаментов;научить различать элементы узора, их форму, расположение, цветовую гамму;развивать чувство формы, цве.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- воспитывать аккуратность, чувства прекрасного, уважения к народным традициям.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, карандаши, шаблоны орнамента.

Улина Н.Г. Трудовое обучение, 2 класс

Тема: Декоративно – прикладное искусство. Орнаменты и их виды. Изготовление орнамента в полосе.

Цель: - ознакомить учащихся с декоративно – прикладным искусством, дать понятие об основных видах орнамента, его символах и принципах композиционного построения;

- совершенствовать умения и навыки работы с бумагой и картоном, выполнять аппликационные работы, развивать представление, внимание, память;

- воспитывать аккуратность, чувства прекрасного, уважения к народным традициям.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, карандаши, шаблоны орнамента.

1. Организационный момент (готовность к уроку)

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

2. Актуализация опорних знаний

- Что такое аппликация?

- Какие виды аппликации вы знаете?

- Какой материал можно использовать для аппликации?

Сегодня мы познакомимся с декоративно-прикладным искусством нашего народа, его историей, видами, с арнаментом как одним из видов народного искусства. Ми научимся выполнять орнамент и украшать им изделие в полосе (полотенце).

4. Изучение нового материала

1) Объяснение учителя

Люди издавна старались украсить свои изделия: одежду, посуду, конскую сбрую, мебель, оружие, ковры, грушки. Объединяя разнообразные элементы декора (украшения), человек придаёт этим предметам привлекательности, яркости, декоративности. Художественно выполненные предметы называют предметами декоративно - прикладного искусства. В таких предметах сочетается красота и практичность. Главная задача декоративно – прикладного искусства – сделать красивими предметы и быт человека.

2) Презентация украинской национальной одежды и предметов декоративно – прикладного искусства

3) Словарная работа

Прикладное – означает, что этими предметами можно пользоваться в повседневной жизни, в быту.

Одним из видов украшения предметов декоративно – прикладного искусства является орнамент (демонстрация орнаментов)





Виды орнаментов. Продолжение объяснения учителя.

По своей композиции орнаменты делятся на несколько видов: в полосе, в квадрате, прямоугольнике, треугольнике, круге или овале . Чтобы орнамент был симметричным, простым каранташом намечают контрольные линии. Укладывают орнамент всегда от центра, дальше детали орнамента располагают по обеим сторонам

Орнаменты составляются из растительных элементов, геометрических фигур, фигур животных или смешаных форм. Поэтому по своему происхождению, назначению и содержанию все существующие орнаменты классифицировали так:

1. Геометрический орнамент – состоит из геометрических элементов, характерно строгое чередование элементов и их цветовое сочетание.


2. Растительный орнамент – состоит из растительных элементов, которые могут отличаться от природных растительных форм, например: цветы или листья изображаются в продольном разрезе, развернутыми в фас.


3. Зооморфный орнамент – в основу положены как реалистические, так и условные, стилизованные изображения птиц, зверей, рыб.

5. Физкультминутка

6. Закрепление изученного






7. Практическая работа

1) Учитель: У вас в альбомах – шаблонах есть образцы орнаментов. Как вы думаете, для чего? Попробуйте спланировать свою работу последовательно.
Предполагаемые ответы: Нужно взять цветную бумагу, вырезать какой-нибудь орнамент, наклеить его.
Учитель: Молодцы, умеете планировать свою работу. Сейчас вы возьмете цветную бумагу, выберете тот вид орнамента, который вам больше всего понравился, изобразите его на цветной бумаге, вырежете и наклеите на полосу.
Итак, давайте еще раз повторим последовательность действий.

2) План выполнения работы:

1. Изображаем понравившийся орнамент на цветной бумаге
2. Вырезаем полученный орнамент.
3. Приклеиваем орнамент на полосу.

3) Самостоятельная практическая работа.

8. Подведение итогов урока.

Каждый ученик демонстрирует свою работу, оценивание вербальное.
Учитель: Молодцы, ребята. - Что нового вы узнали на уроке?

Цель занятия Познакомить детей с особенностями декоративно-прикладного творчества народов севера: вышивкой бисером. Научить разукрашивать варежку ватными палочками.

Развивающие: на основе выявления индивидуальных способностей каждого учащегося, содействовать развитию его творческих способностей, развитие коммукативной культуры. Развивать мелкую моторику рук, чувство цвета, композиции.

Обучающие: уметь различать изобразительные мотивы в орнаменте; подбирать орнамент и украшать варежку. Актуализировать и обогатить языковые познания учащихся. Закрепить знания детей о народах, живущих на севере, их одежде.

Воспитательные: воспитать доброжелательное отношение к национальностям, населяющим Крайний север. Формировать интерес у детей к национально-художественным традициям народов севера.

Тип занятия Комбинированный

Форма работы Фронтальная, индивидуальная

Методы обучения • Словесные (объяснение, беседа, опрос учащихся)

• Наглядные (образцы выполняемых изделий)

• Практические (закрепление теоретических знаний. Показ выполнения определённых операций и их последовательность)

Оборудование для педагога: Стенд с образцами орнаментов из бисера. Стенд с цветными иллюстрациями с изображением верхней национальной одежды долган, орнаментов. Проектор, ноутбук. Макеты кукол.

Оборудование для учащихся: Силуэты варежек на каждого ребенка. Простые карандаши. Гуашь. Ватные палочки. Салфетки. Баночки с водой.

1. Организационный момент. Проверка готовности детей к занятию. (2 мин.)

2. Проверка домашнего задания (5 мин.)

4. Физкультминутка, практическая работа (5 мин.)

5. Итог занятия. Рефлексия. Уборка рабочих мест(18 мин.)

Ход занятия

1. Организационный момент. Проверка готовности детей к занятию. (2 мин.)

- Дороболо рун, оголор! (здравствуйте ребята на долганском языке).

- готовность учащихся к занятию.

2. Проверка домашнего задания (5 мин.)

- Сегодня на занятии, мы узнаем какой праздник мы празднуем 10 декабря, познакомимся с коренными народами проживающими на Таймыре, поговорим о национальной одежде долган, познакомимся не только с национальными орнаментами долган, но и какое обозначение они несут.

- Наше сегодняшнее занятие приурочено празднованию Дня Таймыра. 10 декабря нашей малой родине исполняется 87 лет. На крайнем севере проживает пять этносов: долгане, нганасане, ненцы, энцы, эвенки. Каждый из этих народов имеют свою культуру и быт, свой родной язык, свою национальную одежду. Народы севера ловят рыбу, охотятся, пасут оленей. Они пользуются тем, что дает человеку природа. У оленя очень теплый мех, из него шьют одежду и обувь. Олень является транспортным средством для жителей, кочующих в тундре.

- Спасибо Богдан за интересную информацию.

- Что такое орнамент? (ответы детей)

- Орнамент-это узор, элементы которого повторяются друг за другом.

- Долганки украшают одежду орнаментом из меха оленя, цветного сукна и бисера. Сегодня на уроке речь пойдет о долганском орнаменте. Каждый народ придумывал свои узоры. Такие узоры называются национальными. Посмотрите, какими чудными узорами украшали свою одежду, головные уборы, обувь, долганские мастерицы.

Ребята, надо знать, любить, беречь все, что создано нашими бабушками, прабабушками.

Стенд 1. На стенде можно увидеть иллюстрации с изображением верхней национальной одежды долган. В своих орнаментах северяне не только рассказывают о жизни в тундре, но еще верят, что орнамент охраняет от злых духов и придает тому, кто его носит силу и здоровье. Например, долганы верили, что если нанести на шапку охотника узоры тыныпак – ноготь, кулгаак – ухо, то охотник будет сильнее зверя, слух его будет острым. Женскую одежду также украшали специальными орнаментами, например, на боковые части женской шапки долганы нашивали крупный узор, похожий на чум, символизирующий женщину, хранительницу очага.

Стенд 2. У долган цвет орнамента отражает красоту природы севера. Красный – это яркое солнце, синий и голубой – небо, вода, лед. Желтый, оранжевый и зеленый – летняя тундра. Белый – чистота и бесконечность, а черный – полярная ночь. В орнаментах народы севера рассказывают о жизни в тундре.

Стенд 3. Очень красивы вещи, любовно расшитые бисером долганскими мастерицами, нельзя не залюбоваться радужными узорами из бисера. Украшают не только одежду, головные уборы, но и кошельки, сумки, вставки для унтаек. Предлагаю полюбоваться красотой орнаментов.

- Теперь вспомним правила ТБ

Перед вами лежат инструменты и материалы, с которыми мы будем работать.

Для безопасной работы с карандашами, повторим правила работы с режущими и колющими инструментами, красками.

4. Практическая работа. Физминутка (5 мин.)

Прежде чем приступить к самостоятельной работе отгадайте загадку:

Не боюсь морозца я –

Есть две шубки у меня.

Согревают две сестрички,

А зовут их … (рукавички)

Ребята, а что вы знаете о рукавичках? Для чего они нужны? Как можно рукавички назвать по-другому? (варежки)

А в какое время года мы никак не можем обойтись без наших варежек?

Ребята, давайте украсим праздничную варежку орнаментом.

Показ и объяснение способа рисования.

Дети украшают варежку гуашевыми красками, используя вместо кисточки ватные палочки.

Физминутка (гимнастика для пальчиков)

Наши пальчики устали

Мы немножко отдохнем

Рисовать опять начнем!

Продолжаем выполнять работу.

Орнаменты одной народности отличаются от другой по рисунку и его форме, материалу изготовления. С большим мастерством украшается одежда долган, нганасан, ненцев, энцев, эвенков. Кантики из сукна, аппликации из кожи, меховая мозаика, узорчатое шитье оленьим волосом, сочетается в красивом геометрическом орнаменте. Нужно громадное терпение, чтобы составить из кусочков меха мельчайшую мозаику – орнамент, какую делают нганасанские, ненецкие швеи, не оставляя неиспользованным ни одного даже самого маленького кусочка. Но с орнаментами других народов севера мы познакомимся на следующих занятиях.

5. Итог занятия. Рефлексия. (18 мин.)

- Вот и подошло к концу наше занятие

(Все работы вывешиваются на доске)

– Ребята, какие красивые варежки у вас получились. А что можно сделать с нашими работами? Решите сами, а кому бы вы подарили свои варежки?

Теперь надо свою работу проверить и оценить. Для этого посмотрите:

1) получились ли узоры;

2) аккуратна ли ваша работа.

Разберите ваши варежки и на обратной стороне покажите, как вы оцениваете свою работу. Если вы считаете, что у вас все получилось правильно, то рисуйте веселый смайлик. Но если вам кажется, что сегодня у вас получилось не так все хорошо, то нарисуйте грустный смайлик.

Мои юные мастера, я вас благодарю за наш урок и желаю, чтобы ваши рукавички никогда не терялись и согревали ваши маленькие, но уже такие умелые, ручки в самые лютые морозы.

- Наше занятие подошло к концу. Ребята, вы хорошо сегодня работали. Молодцы!

Спасибо за урок.

- Начаскан! (До свидание)

Уборка рабочих мест.

Индивидуальное обучение детей с Рда, ОНР. План открытого интегрированного урока в 6 классе

Индивидуальное обучение детей с Рда, ОНР. План открытого интегрированного урока в 6 классе План открытого интегрированного урока (индивидуальное обучение, РДА) Класс VI, ученик: Ф. Д. Дата__06.11.16 Учитель: Цубрович Л. Г. Тип.

Конспект урока физкультуры в четвертом классе Конспект урока физической культуры Ф. И. О. педагога _Строзенко Марина Николаевна___ Класс: 4 Программа:.

Читайте также: