Конспект урока 1 класс буквы русского алфавита

Обновлено: 05.07.2024

Цели: познакомить с русским алфавитом и объяснить его значение; формировать умение пользоваться алфавитом.
Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно называть буквы в алфавитном порядке.

I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Тест
(Учитель может использовать задания из пособий (см. КИМы, тест 5 на с. 22—25; ТТ, тест 3 на с. 21-27; ПКР, задания нас. 33-36).)
III. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадку.
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Алфавит.)
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (Об алфавите.)
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство с алфавитом
(Перед уроком учитель раздаёт ученикам орфографические словари.)
— Отгадайте загадку.
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк. (Собака.)
— Что вы можете сказать об этом слове? (Это слово из словаря.)
— Найдите это слово в орфографическом словаре, который лежит у вас на парте. На какой странице оно расположено?
— Легко ли вам было его найти?
— А можно было это задание выполнить быстрее? Что для этого нужно знать? (Нужно знать алфавит.)
(Учитель вешает на доску плакат с алфавитом.)
Все слова в словарях располагаются в алфавитном порядке. (Можно показать другие словари.)
— А где ещё используется алфавит? (Книги в библиотеке и формуляры учащихся расположены в алфавитном порядке, список учащихся в журнале составлен в алфавитном порядке, в больнице карточки пациентов стоят в алфавитном порядке и т. д.)
— Так что же такое алфавит? (Буквы, расположенные в определённом порядке.)
— А всегда ли он был таким, каким вы его видите сейчас? (Ответы детей.)

2. Работа по учебнику
Упр. 1 (с. 52)
— Прочитайте.
— Сколько букв в русском алфавите? (33.)
— Прочитайте названия этих букв и постарайтесь запомнить.
— Чтобы легче было запомнить алфавит, мы его будем петь.
Вы помните песенку про кузнечика?
В траве сидел кузнечик (два раза),

Совсем как огуречик
Зелёненький он был.
Вот на этот мотив мы будем петь названия букв.
(На доске запись.)


Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений.

Технологии: деятельностного обучения, критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающие.

Формы организации учебной работы: индивидуальная, парная, групповая.

- формирование умения располагать заданные слова в алфавитном порядке, пользоваться словарями;

Задачи урока:
- развивать у учащихся навыки самостоятельной работы с информацией, коммуникативных навыков, умений делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, развивать образной памяти, логического мышления, речи;

- формировать навыки самостоятельной работы с учебником, отрабатывать умения слушать и слышать, совершенствовать навыки взаимоконтроля и самоконтроля.

- обобщить и расширить знания учащихся о русском алфавите (азбуке), истории его создания, определить роль алфавита в жизни людей

- закрепить знания порядка букв

- отрабатывать навыки письма

- развивать коммуникативные качества, мышление, внимание, память, интерес к предмету

- воспитывать любознательность, любовь к родному языку

Планируемые результаты:

Метапредметные:

• освоение УУД; овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;

• устанавливание причинно-следственных связей, строение логического рассуждения

• умение применять полученные знания при работе со словами и предложениями, текстом.

Предметные:

усвоение для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей;

умение использовать алфавит на практике, правильно расставлять слова по алфавиту;

Личностные:

• формирование нравственно-этических качеств личности;

• воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку;

•умение реализовывать теоретические познания на практике;

умение высказывать свое мнение и отстаивать его.

- проявлять интерес к новым знаниям;

- выполнять правила поведения ученика на уроке;

- уметь сотрудничать в различных ситуациях;

Регулятивные УУД:

Целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную

умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными задачами);

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- формулировать вопрос, затруднение, с которым столкнулись учащиеся;

- давать оценку своим действиям, оценивать результат;

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль;

выполнять практические упражнения;

адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Учащиеся научатся:

-слушать и понимать речь других;

- решать проблемные ситуации;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.

Познавательные УУД:

определение цели своего обучения;

устанавливание причинно-следственных связей правила написания слова и его графического изображения;

анализирование информации и преобразование ее из одной формы в другую:

чтение текста, выполнение задания , ответы на вопросы.

Учащиеся научатся:

- правильно называть буквы в алфавитном порядке;

- работать с орфографическим словарем;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия: азбука, алфавит, звуки, буквы.

Организационные формы и методы обучения

Традиционные – беседа, фронтальный опрос учащихся, работа в рабочих тетрадях, работа в карточках индивидуальной работы

Инновационные – работа учащихся с мультимедийной системой

Оборудование

- карточки №1, №2 для индивидуальной и парной работы

- словари: орфографический, толковый;

- книги детских писателей Барто, Чуковский, Маршак, Толстой, Ушинский

- авторская видеопрезентация в программе PowerPoint.

- мультимедийный видеопроектор, экран, ноутбук

Знакомство с темой урока.

Актуализация знаний учащихся.

Постановка цели учащихся.

Этап отработки полученных навыков.

Этап закрепления полученных знаний.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

I. Организационный момент.

А)-Встало солнышко с утра, заниматься нам пора!

Учимся старательно, слушаем внимательно!

Думаем, запоминаем, дружно руки поднимаем!

Б) У нас урок русского языка.

Подготовим руки к письму. Выполним пальчиковую гимнастику.

Пальцы делают зарядку, - сжимаем-разжимаем пальцы в кулачки

Чтобы меньше уставать. – пальцы в замок, вытягиваем руки вперед

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать. – имитируем письмо

- Записываем число. (Напоминаю о посадке и положение тетради на парте)

11 апреля. Классная работа.

Актуализация знаний

А) Минутка чистописания

Сейчас у нас минутка чистописания.

- При выполнении чистописания какая задача стоит перед нами? (Писать красиво).

На слайде вы видите 3 буквы я И о.

- Запишем буквы я И о всю строку чередуя. Сначала запишем в воздухе. (Обратить внимание на плакат Пиши правильно)
— Подчеркните те буквы, которые у вас лучше всего получились.

Б) Словарная работа.

- Кар-кар-кар! - кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут ее? (ворона) - на слайде

- Буян-мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. ( воробей) - на слайде

Самая болтливая. (сорока) - на слайде

- Как говорят о человеке, которого сравнивают с сорокой? Какое употребляют выражение? (Трещит как сорока - СЛАЙД). – говорить громко, быстро и без умолку.

- Как вы понимаете следующие выражения?

- Считает ворон (Отвлекаться, быть невнимательным, не проявлять быстрой реакции на что-либо.)

- Воробью по колено (Разг. Очень мелко (о водоёмах).

- Что общего в написании этих слов? (сочетание ОРО, его нужно запомнить)

- Что общего в значениях этих слов? (зимующие птицы)

- Предлагаю записать в тетради слова-отгадки.

Словарь: ворона, воробей, сорока.

Знакомство с темой урока. Постановка цели урока.

На слайде даны буквы в беспорядке, нужно собрать их, чтобы получилось слово и назвать тему урока.

- Кто догадался, какая тема урока?

- А каким словом мы еще можем назвать?

( На слайде появляются слова: АЗБУКА и АЛФАВИТ)

- Совершенно верно. Кто может сформулировать тему урока?

- Тема нашего сегодняшнего урока – азбука, или алфавит.

- Какие цели мы перед собой поставим?

- знать что такое алфавит;

- уметь применять алфавит.

- Мы сегодня должны с вами повторить названия всех букв русского алфавита, научиться пользоваться алфавитом при выполнении различных заданий и

понять, для чего же нам нужно знать русский алфавит.

На доске вывешивается иллюстрации домиков (красный, сине-зелёный, серый)

В красном домике живёт семья из 10 членов, они очень любят петь. Догадайтесь, кто жильцы этого домика?

- Гласные

-Отправляемся дальше. Этот домик выкрашен в два цвета: синий и зелёный. Домик этот очень большой, потому что живут в нём дружные соседи, их 21. Характер у них постоянно меняется. То очень сердитые, то, наоборот, ласковые, приветливые. Кто они такие? Кто догадался?

- Согласные. Обозначают согласные твёрдые или мягкие звуки.

- И вот мы у последнего домика. В этом домике живут два соседа, которые не умеют разговаривать. Но помогают другим быть мягкими или твёрдыми. Кто они?

- Ъ и ь знаки.

- Рассмотрите алфавит на слайде.

- Сколько букв в русском алфавите? У каждой буквы свое имя – название.

Названия букв алфавита необходимо знать. Образованные люди никогда не называют буквы неправильно. Порядок букв и их названия нужно выучить назубок. Запомните, ребята: ошибки в названиях букв – грубое нарушение, а правильное название букв является показателем культуры человека.

Этап отработки полученных навыков.

-Что же такое алфавит? Я предлагаю посмотреть в словарь Сергея Ивановича Ожегова, что означает слово алфавит?

Алфавит - это последовательность букв русского языка.

Алфавитный порядок – твёрдый и никогда не меняется, это очень удобно. Именно поэтому в алфавитном порядке располагаются наши фамилии в классном журнале.

Слова в словарях расположены в алфавитном порядке.

Индивидуальное задание Ребята, а если мы не знаем, как правильно пишется слово? Как поступить в этом случае? (Обратиться за помощью в словарь). Как быстро найти слово в словаре. Слова в словарях записаны в алфавитном порядке, т.е слово искать по алфавиту

У Ромы лежит орфографический словарь. Попробуй найти быстро в словаре слово ученик. На какую букву искать это слово?

Медицинские карточки в больнице также стоят по алфавиту. Книги в библиотеке тоже стоят по алфавиту – так проще найти нужную книгу.

- Как вы думаете, существует ли алфавит немецкий, английский, татарский, чувашский?

- Вы правы. Сколько языков существует, столько существует и алфавитов.

Подробнее остановимся, конечно, на русской азбуке.

Давайте вспомним историю возникновения Алфавита.

-Откройте учебник на странице 53. Страничка для любознательных. Прочтем вслух.

-Как по-другому можно назвать алфавит? (Азбука)

Раньше букву “А” называли “Аз”, “Б” – “Буки”. Эти названия сохранились в слове “азбука”.

В греческом языке первая буква называлась “Альфа”, вторая – “Вита”. Отсюда – слово алфавит.

-Вспомните, кто был создателем славянской азбуки. (на слайде Кирилл и Мефодий).

По-другому славянскую азбуку называют КИРИЛЛИЦЕЙ.

Славянскую (русскую) азбуку составили более 1000 лет назад братья Кирилл и Мефодий. В память о них 24 мая славянский мир празднует День славянской письменности и культуры. День Кирилла и Мефодия. (слайд)

На Российскую землю этот праздник пришёл недавно – 17 лет назад, когда в Москве, на Славянской площади, был открыт памятник братьям – просветителям Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена Неугасимая лампада – знак вечной памяти.

- Вот так выглядела старославянская азбука. Слайд

Давайте рассмотрим старославянскую азбуку.

Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась. Найдите в старом алфавите буквы похожие на современные.

(Дети находят буквы в старославянском алфавите, называют их)

- А теперь сравните эти 2 алфавита (СЛАЙД Русский алфавит)

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА

Для того, чтобы найти отгадку, нужно хорошо знать алфавит и быть очень внимательными.

Выполняем упражнения под музыку

- Какие буквы заигрались и не встали в алфавитном порядке?

- Какие буквы не попали в песенку?

-Ребята, вы молодцы. А теперь, откройте свои учебники на странице___. Посмотрите, внизу страницы есть правило. Прочтем его вслух.

- Азбука, или алфавит – это буквы, расположенные друг за другом в определенном порядке.

Сейчас представьте, мы с вами пришли в библиотеку.

На каждой полке живут книги, фамилии авторов которых начинаются на определенные буквы. (Фамилии писателей на карточках) Все эти фамилии принадлежат замечательным русским писателям. Вам необходимо расставить книги в алфавитном порядке по фамилии писателей. Прочитайте их.

Маршак, Чуковский, Барто, Толстой, Ушинский

В каком порядке будем называть слова? Чтобы расположить слова в алфавитном порядке, надо выделить в них первую букву.

Запись в тетрадях:

Барто, Маршак, Толстой, Ушинский, Чуковский.

При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке, т.е. по алфавиту.

- А как расположить слова в алфавитном порядке, которые начинаются на одну букву?

Задание . Перед вами карточки со словами, попробуйте поставить слова по алфавиту: береза, азбука, автор, грач, гость, пенал. Работаем парами. (записывают в тетради)

Запись в тетради:

Автор, азбука, берёза, гость, грач, пенал.

Подведение итогов.

- Что узнали? Чему научились?

- Я – первая буква в алфавите. (Да).

- В русском алфавите 35 букв. (Нет).

- В русском алфавите 21 букв, обозначающих согласные звуки. (Да).

- В русском алфавите 3 буквы не имеют звука. (Нет).

- В русском алфавите 10 букв, обозначающих гласные звуки. (Да).

- Алфавит – это буквы, расположенные в определенном порядке. (Да).

- Завтра мы продолжим изучение темы сегодняшнего урока.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Урок подходит к концу.

- Какую цель мы ставили? (должны были с вами повторить названия всех букв русского алфавита, научиться пользоваться алфавитом при выполнении различных заданий и понять, для чего же нам нужно знать русский алфавит)

Правильно называть буквы. Находить правильный порядок букв. Располагать по алфавиту слова. Работать в парах.
- Достигли цели?

- Оцените свою деятельность на уроке.

Спасибо всем за работу. Хотелось бы особо отметить (называю имена детей, хорошо работавших на уроке).

Цели: обобщить первоначальные сведения об азбуке, определить роль алфавита в жизни людей, формировать умение пользоваться алфавитом, способствовать постепенному запоминанию алфавита, развивать мышление, внимание, память, интерес к предмету, воспитывать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: алфавит (таблица), буквы алфавита, выставка книг по теме, аудиозапись музыки Г. Струве “Алфавит”, домики для букв, учебник А.В. Поляковой “Русский язык 1 класс” (Москва “Просвещение”2001), карточки для игры “Алфавит – художник”.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

Учитель. Отгадайте загадку.

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов – богатырей
Знает каждый грамотей.

Дети. Азбука. Алфавит.

Учитель. А как вы догадались? (Дети отвечают)

Так что это: алфавит, или азбука?

Дети. Можно сказать алфавит, а можно сказать – азбука. Эти слова обозначают одно и то же: это буквы, расположенные в определённом порядке.

Учитель. Значит, как называются слова “азбука”, “алфавит”?

Дети. Синонимы.

Учитель. Что такое синонимы?

Дети. Это слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению.

Учитель. Какие вы знаете ещё загадки об алфавите?

Сели на странички
Тридцать три сестрички.
Сели рядом – не молчат,
Нам загадки говорят. (Алфавит)

Тридцать три богатыря
К нам пришли сюда не зря.
Изучая их секреты,
Ты на всё найдёшь ответы.
Но скажи-ка нам пока,
Как зовут их . (Азбука)

Буквы – значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит
И называется … (Алфавит)

Учитель. Как образовались слова “алфавит”, “азбука”?

Дети. Слово “азбука” русское, “алфавит” – греческое. Образованы они одинаково – из названий первых букв. Раньше букву “А” называли “Аз”, “Б” – “Буки”. Эти названия сохранились в слове “азбука”. В греческом языке первая буква называлась “Альфа”, вторая – “Вита”. Отсюда – слово алфавит.

Учитель. Сегодня мы продолжаем изучать тему “Русская азбука, или алфавит”.

3. Этап закрепления знаний.

Учитель. Зачем нам нужно изучать эту тему?

Слова в словарях располагаются в алфавитном порядке.

Книги в библиотеке стоят по алфавиту.

Карточки медицинские в больнице также стоят по алфавиту.

Справочники составляются по алфавиту и т.д.

Учитель. Ошибки в названиях букв – грубое нарушение норм языка, а правильное название букв является показателем культуры человека. Задача наших уроков по этой теме – запоминание алфавита, мы должны хорошо знать порядок букв и их названия. Назовите буквы по порядку. (Дети называют) Что мы знаем о русской азбуке?

Дети. В русской азбуке тридцать три буквы.

Учитель. Вот домики для букв. Давайте заселим буквы.

  • Буквы, которые обозначают гласные звуки (красный домик).
  • Буквы, которые обозначают согласные звуки (синий домик).
  • А этот домик для каких букв?

Дети. Для ь и ъ. Так как эти буквы звуков не обозначают.

Учитель. Итак, в русском языке 10 букв, которые обозначают гласные звуки, 21 буква обозначает согласные звуки и 2 буквы звуков не обозначают.

Откройте учебник на стр. 35 упражнение №53.

Стихотворение Б. Заходера “Песенка-азбука” читаем хором, а затем по ролям.

(Слова автора)

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
на одной живут странице,
А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться.

(Говоришь ты)

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ, –
Прикатили на еже.

Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О –
Дружно вылезли в окно.

(Твоя подружка)

Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха –
Оседлали петуха.

Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я –
Все теперь мои друзья.

Пять сестрёнок опоздали –
Заигрались в прятки.
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.
Познакомьтесь с ними, дети:
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.

Учитель. Какие буквы опоздали? Где их место в алфавите?

Дети. Ёё, Йй, Ъ, Ы, Ъ. (Записывают в тетрадь эти буквы)

Учитель. А сейчас давайте споём песенку “Алфавит”.

(Дети поют песню Г. Струве “Алфавит” приложение 1)

  1. Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой “Б”, вторая за – буквой “Н”, третья – за “К”, последняя – за буквой “Й”.
  2. Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Л”, вторая – перед буквой “П”, третья – перед “Т”, четвёртая – перед “Б”.
  3. Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Ъ”, вторая – за буквой “Д”, третья – за буквой “К”, четвёртая – перед “Э”.
  4. В слове четыре буквы. Первая буква этого слова в алфавите – девятая, вторая буква в алфавите – двадцать первая, третья буква в алфавите – вторая, четвёртая буква в алфавите – восемнадцатая.

Волк, коса, щель, зубр.

(Дети записывают слова, делят на слоги, ставят ударение)

Учитель. На какие группы можно разделить слова?

Дети. Одушевлённые и неодушевлённые; мужского рода и женского рода; 1 слог и 2 слога; ударение.

Учитель. Что общего у этих слов?

Дети. Они единственного числа, нарицательные, обозначают предмет.

Учитель. В каждом их этих слов спряталось ещё одно слово. Какие слова спрятались?

Дети. Вол, оса, ель, зуб.

Учитель. Запишите слова, которые вы нашли в алфавитном порядке.

Вол, ель, зуб, оса.

Учитель. Поиграем в игру “Печатная машинка” (используются слова из предыдущего задания). Каждому из вас присваивается буква алфавита (или две буквы).

Я произношу слово, а ребята, которым присвоены эти буквы, хлопают в ладоши в той последовательности, в которой эти буквы стоят в данном слове. Когда слово напечатано, все дети, которые печатали, хлопают в ладоши вместе.

Проводится игра.

Учитель. Выставка книг. Вот какие книги можно прочитать про алфавит, буквы:

В.Я. Данько “Загадочные буквы”

А.А. Шибаев “Что придумали буквы”

С.В. Михалков “Азбука”

С.Я. Маршак “Весёлое путешествие от А до Я”

Г. Соколов “Про букву А”

Я.А. Козловский “Про букву Ф и букву П”

Б.В. Заходер “Песенка-азбука”

В.В. Голявкин “Яандреев” и др.

Учитель. А сейчас посмотрите инсценировку рассказа Л. Каминского “Что в кармане?” ( Приложение №2)

Дети показывают инсценировку.

Учитель. “Алфавит – художник”. Соедините все буквы русского алфавита по порядку и у вас получится картинка. ( Приложение №3) Какие задания можно предложить? (Раскрасить, самим. Попробовать составить аналогичное задание)

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Сформировать понятие об алфавите;

- Формировать умение располагать слова в алфавитном порядке.

Оборудование: плакат алфавит, толковый словарь, карточки с заданиями, презентация к уроку, пропись, букварь, числовой веер.

-Сформировать понятие об алфавите;

- Формировать умение располагать слова в алфавитном порядке.

Оборудование: плакат - алфавит, толковый словарь, карточки с заданиями, презентация к уроку, пропись, букварь, числовой веер.

1. Мотивация к учебной деятельности:

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

Так что время не теряем,

И работать начинаем –

Посмотрите на доску и прочитайте девиз сегодняшнего урока:

Чтобы хорошо учиться,

Надо очень много знать.

Каждый день копилку знаний,

Непременно пополнять.

- Как вы его понимаете? ( Надо повторять, тренировать, закреплять свои знания и открывать, что-то новое.)

- На уроках русского языка долгое время что мы с вами изучали ?

От рождения все немые,

-А, вы, все знаете о буквах? А хотите узнать новое? (Да)

- А, что значит открывать что-то новое? (Это, значит, понять, что еще не знаешь, постараться самому открыть новый способ).

- Я желаю вам удачи на уроке.

- С чего вы должны начать? ( С повторения необходимых знаний.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

- С помощью чего на письме обозначаются звуки? (Звуки на письме обозначаются буквами)

Посмотрите на доску и скажите, что здесь написано.

б в d д е i ж и к л

м н h р т у t х

- Можете ли вы различить буквы русского и иностранного языков. (Да)

- Зачеркните буквы иностранного языка.

- Прочитайте группу букв русского языка.

- Вы назвали все буквы русского языка? ( Нет.)

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

Буквы – значки, как

Бойцы на парад,

В строгом порядке

Построились в ряд,

Каждый в условном

Месте стоит

И называется все… (Алфавит)

- Значит, как же будет звучать тема сегодняшнего урока? (Тема урока алфавит.)

- Что вы сейчас повторили и узнали? ( Мы повторили буквы русского языка и узнали , что они составляют алфавит.)

- Почему я выбрала именно это? ( Это поможет нам сегодня узнавать новое .)

- Для чего? (Чтобы мы сами поняли, что мы еще не знаем.)

Пробное действие

- Попробуйте определить ту группу букв, где они расположены по алфавиту.

1) О Н П Р 2) Е З Ж И 3) У Ф Х Ц 4) П С Р Т

- Итак, у кого нет результата?

- Что вы не смогли определить? ( Мы не смогли определить в какой группе буквы расположены по алфавиту.)

- У кого есть результат? Кто смог определить?

- Кто из вас может обосновать свои действия? ( Мы не можем обосновать.)

3. Выявление места и причины затруднения

- Что же нужно делать? (Нужно подумать.)

- Какое задание вы выполняли? (Нужно было определить, в какой группе буквы расположены в алфавитном порядке.)

- В чем возникло затруднение? ( В определение порядка расположения букв по алфавиту.)

- Какую цель поставите? (Узнать что такое алфавит.)

1.Познакомиться с алфавитом.

2. Учиться располагать буквы, слова в алфавитном порядке.

- Давайте подумаем, что вам может помочь в открытии способа. (Учебник, плакат – алфавит.)

- Как вы, думаете сами. Что такое алфавит??

- Вот перед вами русский алфавит.

- Назовите написанные в нем буквы.

- Что такое алфавит? ( Алфавит – это буквы, расположенные в определенном порядке.)

- Итак. Какой вывод вы сделали?

Алфавит – это буквы, расположенные в определенном порядке.

(Проговорите это правило друг другу в парах.)

Алфавит – это все буквы того или иного языка, расположенные в установленном порядке. В каждом языке есть свой алфавит.

- Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем значение слова алфавит.

- Кто его может назвать? ( Азбука)

- Давайте проверим ваши выводы в пробном действии.

- Сделайте вывод. ( Мы верно открыли новые знания об алфавите)

- Что вы теперь умеете делать? ( Располагать буквы, слова в алфавитном порядке.) Для чего нам нужен алфавит?

- Какой следующий шаг на уроке? ( Закрепить новые знания.)

4.Первичное закрепление во внешней речи.

- Откройте прописи на странице 42. Что вы увидели на этих страницах? (Мир животных, которые составляют алфавит.)

- Называя каждое животное, мы напишем рядом с рисунком первую букву названия слова. Это будут письменные заглавная и строчная буквы.

(Задание выполняется учащимися комментировано с места.)

- Можем ли мы при записи слов в алфавитном порядке записать сначала белка, а потом акула? (Нет, потому, что по алфавиту сначала идет буква а, потом б)

- Сколько букв в русском алфавите? ( В русском алфавите 33 буквы.)

- Сколько гласных букв? ( Гласных букв 10.)

- Сколь букв не обозначает звуков? ( 2 буквы не обозначает звуков.)

- Сколько согласных букв? ( В русском алфавите 21 согласная буква.)

- А, где используется алфавит? Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов, списков и т. д.

- С какой целью слова в них располагаются в алфавитном порядке?

( Слова в них располагаются в алфавитном порядке для удобства использования. Так можно быстрее найти нужное)

2. Работа с алфавитом.( На доске)

- Назовите пропущенную букву алфавита.

- Какой следующий шаг вы должны сделать? (Проверить себя, как мы знаем алфавит и записывать его.)

5.Самостоятельная работа

Записать слова в алфавитном порядке.

- Проверка по эталону.

- У кого есть ошибки? В чем они?

- Вы молодцы, что нашли у себя ошибки и определили их причину.

- Какой вывод вы можете сделать? ( Нужно еще тренироваться в записи слов по алфавиту).

- У кого нет ошибок, сделайте вывод. (Мы умеем записывать слова в алфавитном порядке.)

6. Включение в систему знаний и повторение.

- При выполнение, каких еще заданий, можно встретиться с алфавитом.( При составлении списков.)

1.- В нашем классе у 3 учеников фамилия начинается с буквы С. (Серопян, Салин, Скворцова)

- Как расположить эти фамилии в алфавитном порядке? (2, 3, 1)

2. Групповая работа. Расположите времена года в алфавитном порядке: зима, весна, лето, осень. Наклейте слова на лист.

- Проверка работ по эталону.( Весна, зима, лето, осень.)

- Итак, какой ответ вы получили? Как рассуждали?

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какая была тема урока?

- Какую цель вы ставили на уроке ? (Познакомиться с алфавитом. Научиться располагать слова в алфавитном порядке.)

- Достигли ли вы цели ?

- Если вы усвоили тему урока и не испытывали трудностей на уроке, то покажите зеленый цвет. Если вы усвоили тему урока, но испытывали трудности, то покажите желтый цвет. Если вы не усвоили тему урока, то покажите красный цвет

- Кто показал желтый цвет, в чем было затруднение?

- Над чем еще надо поработать?

Алфавит 1класс Составила учитель начальных классов Сафиуллина Э.Р.

Составила учитель начальных классов Сафиуллина Э.Р.

Чтобы хорошо учиться, Надо очень много знать. Каждый день копилку знаний, Непременно пополнять.

Чтобы хорошо учиться,

Надо очень много знать.

Каждый день копилку знаний,

Непременно пополнять.

б в d д е i ж и к л м н h р т у t х

б в d д е i ж и к л

м н h р т у t х

б в д е ж и к л м н р т у х

б в д е ж и к л

м н р т у х

1) О Н П Р 2) Е З Ж И 3) У Ф Х Ц 4) П С Р Т

1) О Н П Р 2) Е З Ж И 3) У Ф Х Ц 4) П С Р Т

АЛФАВИТ - расположение букв в определённом порядке

- расположение букв в определённом порядке

Из толкового словаря Слово АЛФАВИТ пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась АЛЬФА , а вторая – ВИТА , из этих двух названий получилось слово АЛФАВИТ. Слово АЗБУКА появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Буква А называлась тогда АЗ , а буква Б- БУКИ . Из этих названий- АЗ и БУКИ - и получилось русское слово АЗБУКА .

Из толкового словаря

Слово АЛФАВИТ пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась АЛЬФА , а вторая – ВИТА , из этих двух названий получилось слово АЛФАВИТ.

Слово АЗБУКА появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Буква А называлась тогда АЗ , а буква Б- БУКИ . Из этих названий- АЗ и БУКИ - и получилось русское

слово АЗБУКА .

1) О Н П Р 2) Е З Ж И 3) У Ф Х Ц 4) П С Р Т



Вставь пропущенные буквы: а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я

Вставь пропущенные буквы:

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я


Запись слов по алфавиту лев белка гусь ёж слон

Запись слов по алфавиту

Запись слов по алфавиту белка гусь ёж слон лев

Запись слов по алфавиту

Запишите в алфавитном порядке фамилии Скворцова, Салин, Серопян Салин, Серопян, Скворцова

Запишите в алфавитном порядке фамилии

Скворцова, Салин, Серопян

Расположи времена года в алфавитном порядке: зима, весна, лето, осень. весна зима лето осень

Расположи времена года в алфавитном порядке: зима, весна, лето, осень.

Читайте также: