Конспект уход и хранение инструментов для опиливания металла

Обновлено: 06.07.2024

Загрузить презентацию (288 кБ)

обучения: систематизация приемов, навыков обращения с инструментами;

развития: уметь анализировать, формировать и совершенствовать умения и навыки;

воспитания: воспитать у учащихся добросовестное отношение к изучению основ своей. профессии, данной темы.

Тип урока: изучение нового материала.

Виды контроля: текущий.

Методы контроля: письменный.

Форма контроля: фронтально-индивидуальный (тесты, карточки).

Уровни усвоения: I, II.

Межпредметные связи: материаловедение, черчение, учебная практика.

Оснащение: плакаты, планшеты с инструментами, презентация, тесты, карточки-задания.

Проблемное задание: выбор напильников.

I. Организационная часть

1. Проверка посещаемости.

2. Проверка готовности к уроку.

II Актуализация опорных знаний, умений и мотивационных состояний

2. Провести опрос по пройденному материалу.

По таблице (приложение 1):

III. Формирование опорных понятий

1. Назначение опиливание.

4. Классификация напильников.

5. Выбор напильников.

IV. Закрепление изученного материала по карточкам-заданиям, тестам и презентации

1. Чем отличаются надфили от напильников общего назначения?

2. Выбрать тип насечки для обработки: кожи, свинца, стали дерева, бронзы.

3. Указать номер насечки напильника для снятия лишнего метала толщиной (в мм):

0,1; 0,75; 0,4; 0,25; 0,0005;

2. Тесты. (Приложение 2)

V. Заключительная часть урока.

2. Подведение итогов.

3. Домашнее задание.

Литература. Покровский Б.С. Основы слесарного дела § 37, 38, 39.

Опиливание металла (конспект)

Опиливание – это операция по снятию лишнего слоя металла режущим инструментом напильником.

Напильник – это стальной стержень определенного сечения, на гранях которого выполнена насечка

Напильники выполняются из углеродистой инструментальной стали У10А, У13, У13А.

    Насеканием – на пилонасекательных станках с помощью специального зубила.
  1. Фрезерованием или шлифованием.
  2. Протягиванием.
  1. Одинарная – для мягких материалов (латунь, медь, алюминий ) См. рисунок.
  2. Двойная (перекрестная) – для твердых материалов (чугун, сталь) См. рисунок.
  3. Рашпильная – для обработки неметаллов (дерево, оргстекло, кожа. кость) См. рисунок.
  4. Дуговая – для мягких материалов (медь, алюминий). См. рисунок.

I. Напильники общего назначения.

По форме напильники бывают:

Плоские длина напильников бывает: от 100 до 400 мм

Квадратные У10А, У13А.

II. Специальные напильники – для обработки специальных сплавов.

а) Тарированные – для обработки изделий из легких сплавов.

б ) Алмазные – для обработки и доводки твердосплавных материалов.

III. Надфили – это мелкие напильники для ювелирных, граверных работ и зачистки в трудно доступных местах. По форме они такие же, как и напильники общего назначения – плоские, трехгранные, круглые и т.д.

IV. Рашпили – для обработки неметаллов (дерево и т.п.)

V . Машинные напильники – применяются для опиловочных станков с вращательным движением.

На протяжении всего урока повторяется вопрос проблемного задания, а в конце урока учащиеся должны ответить на него.

Ответ на проблемное задание

Длина ручки напильника берется в полтора раза длиннее хвостовика напильника.

План-конспект урока "Опиливание металла". Показаны основные виды напильников, их назначение, приемы опиливания.

ВложениеРазмер
Опиливание 724 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Профильный труд.

Тема урока: Опиливание заготовок. Виды напильников.

- сформировать умения по опиливанию металла;

- овладеть инструментами и приспособлениями, применяемыми при опиливании

- овладеть комплексом приёмов; рациональной организации рабочего места и труда; принимать правильную рабочую позу; обеспечивать балансировку напильником при опиливании плоскостей; производить опиливание различных плоскостей, заготовок;

- отработать приёмы опиливания;

- усвоить ТБ при опиливании.

Развивающие: анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий контроль, оценку собственной деятельности.

-совершенствовать умения и навыки выполнения обучающимися ранее изученных трудовых приёмов и операций;

-формировать умение обучающихся самостоятельно планировать и осуществлять технологический процесс выполнения работ комплексного характера;

-формировать навыки производительного труда (скорость в работе);

-формировать основы творческого подхода к трудовой деятельности, культуры труда

Воспитательные: совершенствовать нравственное воспитание обучающихся;

- продолжить формирование сознательной потребности к труду;

- воспитывающая: воспитание дисциплинированности, бережного отношения к инструментам, экономность использования металла;

Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного).

Методы обучения: устный опрос, рассказ, показ учителем приемов, рассказ, демонстрация наглядных пособий, практическая работа.

I. Организационно-подготовительная часть. (5 мин)

II. Теоретическая часть. (15 мин)

1. Повторение пройденного материала. Вопросы:

1) Назовите инструменты для сверления.

2) Виды отверстий?

4) Перечислите правила техники безопасности при сверлении.

2. Изложение нового материала. План рассказа учителя:

1) Процесс опиливания заготовок.

2) Инструменты для опиливания.

3) Приемы опиливания.

1. Процесс опиливания заготовок.

Опиливание - снятие с заготовок небольших слоев металла (припуска) напильником. Опиливание широко применяется при изготовлении и ремонте, а также сборке деталей изделия. С помощью напильников деталям придаются требуемые формы, размеры и качество поверхностей.

Различают грубое (или черновое), чистовое и отделочное опиливание. Грубым опиливанием снимают значительный слой металла. Чистовым опиливанием добиваются определенной точности изготовления, требуемых размеров детали. Отделочным опиливанием подготавливают поверхность деталей к отделке, делают ее более ровной.

2. Инструменты для опиливания.

Сущность опиливания заключается в резании мелких частиц материала (опилок) отдельными резцами, имеющимися на рабочей части напильника. Напильник представляет собой стальной брусок определенного профиля и длины, на поверхности которого имеется насечка (нарезка). Насечка образует мелкие и остроконечные зубья.

Насечка на рабочих частях напильников может быть одинарной, или простой, двойной (основной и дополнительной), или перекрестной, а также точечной, или рашпильной. (приложение2)

Напильниками с одинарной насечкой снимают широкую стружку, равную длине всей насечки. Их применяют при опиливании мягких металлов. Перекрестная насечка размельчает стружку, поэтому напильники с такой насечкой применяют при опиливании твердых металлов.

По числу основных насечек на 10 мм длины рабочей части напильники подразделяют на следующие номера:

О и 1 - драчовые напильники (крупные зубья, служат для грубого опиливания);

2 и 3 - личные напильники (более мелкие зубья, которыми выполняют чистовую обработку);

4 и 5 — бархатные напильники (самые мелкие зубья, предназначены для отделки поверхностей деталей).

Напильники выпускают в основном длиной от 100 до 400 мм.

По форме рабочей части напильники делятся на плоские, квадратные, трехгранные, круглые, полукруглые, ромбовидные и ножевидные (приложение1) .

Небольшие напильники (толщиной или диаметром 2. 3 мм) с мелкой насечкой называют надфилями. Их применяют для обработки в труднодоступных местах: мелких отверстий, в углах и др. (приложение 3)

Изготавливают напильники из инструментальной стали. Ручки напильников обычно делают из древесины (березы, клена и др.). Для предохранения ручки от раскалывания на ее конец насаживают стальное кольцо.

3. Приемы опиливания.

(Учитель сопровождает рассказ показом приемов опиливания.)

Для выполнения опиливания заготовку закрепляют в тисках. Чтобы предохранить заготовку от вмятин при зажиме, на губки тисков надевают нагубники из мягкого материала. Закрепляют заготовку так, чтобы опиливаемая поверхность выступала над уровнем губок тисков на 8. 10 мм.

В зависимости от того, какой вид опиливания будет выполняться - черновое, чистовое или отделочное, подбирается соответствующий напильник: драчовый, личной или бархатный. При выборе напильника надо также учесть, что длина рабочей части должна быть больше размеров обрабатываемой поверхности в направлении опиливания. Длина напильника должна быть такой, чтобы можно было совершать рабочие движения опиливания .

Готовясь к работе, встают вполоборота к тискам, левую ногу ставят на полшага вперед и влево . Высота тисков должна быть такой, чтобы при наложении напильника правой рукой на губки тисков в локтевом сгибе образовался прямой угол. Важное значение имеет правильная хватка инструмента. При опиливании напильник берут правой рукой за ручку, при этом закругленный конец ее должен упираться в ладонь, большой палец располагается сверху и вдоль ручки, а остальные пальцы охватывают ручку напильника снизу. Ладонь левой руки накладывают почти поперек напильника на расстоянии 20. 30 мм от края его носка.

Чтобы напильник срезал стружку, его нужно при движении прижимать к обрабатываемой поверхности обеими руками. При этом усилия нажима на напильник правой и левой рукой должны быть различными. При движении напильника вперед (рабочий ход) постепенно увеличивают вначале небольшой нажим на ручку правой рукой и одновременно уменьшают сильный вначале нажим левой руки на носок напильника. Движение напильника назад (холостой ход) осуществляют без нажима. (приложение 4)

Наиболее рациональной скоростью трудовых движений или темпом опиливания считается 40-60 двойных (рабочий и холостой) ходов в минуту.

Для обработки узких плоскостей на тонких деталях применяют поперечное и продольное опиливание . При поперечном опиливании за один проход напильника снимается больший, чем при продольном, слой металла. Однако положение напильника неустойчивое и трудно получить ровную плоскость.

Опиливание широких поверхностей ведут перекрестным способом . При рабочем ходе напильника его зубья срезают небольшие слои металла и оставляют на поверхности заготовки сетку — следы в виде перекрещивающихся рисок. Там, где ровность поверхности нарушена, эта сетка не образуется.

Получают ровную плоскую поверхность детали также с помощью кругового опиливания . Этот способ применяют обычно в тех случаях, когда нужно удалить с поверхности отдельные выпуклости.

При опиливании параллельных плоскостей сначала обрабатывают окончательно одну плоскость, которую принимают за базовую. Затем размечают положение другой плоскости.

Опиливание плоскостей, расположенных под прямым углом друг к другу, также начинают с обработки базовой плоскости. Опилив ее и проверив качество поверхности, опиливают расположенную под углом поверхность.

Качество опиливания плоских поверхностей проверяют на просвет с помощью проверочной или обычной линейки, прикладывая ее вдоль, поперек и с угла на угол обработанной поверхности . Просвет везде должен быть одинаковым. Качество опиливания плоскостей, расположенных под прямым углом друг к другу, проверяют угольником, плотно прижимая колодку угольника к базовой поверхности и проводя перо к проверяемой стороне. В случае опиливания параллельных плоских поверхностей точность получаемого размера между этими плоскостями и их параллельность контролируют штангенциркулем . Измерения выполняют в нескольких местах.

III. Практическая часть.

1. Организация рабочего места.

Учащиеся выполняют задание каждый на своем рабочем месте. Для выполнения работы понадобятся верстак, тиски, напильники, слесарные угольники, линейки, заготовки.

2. Вводный инструктаж. Задание:

1) выправьте вырубленные заготовки (объект труда подбирается с учетом разработанной ранее технологической карты изделия из сортового проката);

2) опилите наружные поверхности заготовок;

3) проверьте при помощи линейки и слесарного угольника качество полученных поверхностей.

Правила техники безопасности.

1) Заготовка должна быть надежно закреплена в тисках.

2) Ручка напильника должна быть исправной, без трещин и прочно насажена на хвостовик напильника.

3) При рабочем ходе напильника не допускаются удары ручки о заготовку.

4) Нельзя охватывать носок напильника левой рукой. Особенно это опасно при обратном ходе напильника и может привести к травме.

5) Нельзя сдувать опилки или удалять их голыми руками. Для уборки верстака использовать щетку.

6) Соблюдать правила хранения напильников: хранить на подкладках из мягких материалов; оберегать от попадания воды, масла и наждачной пыли; предохранять от ударов, повреждающих зубья напильника; очищать напильники проволочной щеткой.

3. Текущий инструктаж.

Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущие наблюдения учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.

Возможные ошибки и их причины:

2) вмятины и повреждения необрабатываемых поверхностей заготовки происходят из-за сильного ее зажима в тисках без предохранительных губок;

3) неточность размеров опиленной поверхности - это, как правило, результат неточности измерений, неисправности измерительного инструмента;

4) задиры и грубые царапины на обрабатываемой поверхности возникают из-за работы тупым, забитым опилками напильником.

4. Заключительный инструктаж.

Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ; разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших; разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде.

IV. Итоговая часть.

1. Установка на следующий урок.

На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки металлов и сплавов. Учащиеся получат новые знания и приобретут умения отделки изделий из сортового проката.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Опиливание металла.

Образовательная –

- сформировать умения по опиливанию металла;

- усвоить ТБ при опиливании.

Развивающая -формировать умение обучающихся самостоятельно планировать и осуществлять технологический процесс выполнения работ комплексного характера;

-формировать основы творческого подхода к трудовой деятельности, культуры труда

Воспитательная – совершенствовать нравственное воспитание обучающихся;

- продолжить формирование сознательной потребности к труду;

Тип урока : урок по изучению трудовых приёмов.

2. Повторение изученного материала.

Гибка - способ обработки металла давлением, при котором заготовке или ее части придается изогнутая форма.

Правка и рихтовка представляют собой операции по выправке металла, заготовок и деталей, имеющих вмятины, выпучены, волнистость, коробления, искривления и другие.

Рубкой называется слесарная операция, при которой с помощью режущего инструмента (зубила и др.) и ударного инструмента (слесарного молотка) с поверхности заготовки или детали удаляются лишние слои металла или заготовка разрубается на части.

Резка металла - это операция по разделению металлических заготовок на части. В зависимости от формы и размеров заготовок резку проводят ручной ножовкой, ручными, силовыми или рычажными ножницами.

3.Изучение нового материалла.

Опиливание – это операция по снятию лишнего слоя металла режущим инструментом напильником.

Напильник – это стальной стержень определенного сечения, на гранях которого выполнена насечка

Напильники выполняются из углеродистой инструментальной стали У10А, У13, У13А.

1)Способы и виды опиливания:

Виды опиливания:

а) черновая в) чистовая с) отделочная

Способы опиливания:

а) напильниками в) механизированными инструментами с) на станках

С помощью напильников обрабатывают плоскости, криволинейные поверхности, пазы, канавки, отверстия различной формы, поверхности, расположенные под разными углами, и т.д.

2) Инструменты и приспособления для опиливания.

Для опиливания металла применяют напильники .


Общее устройство напильника

hello_html_c01e75c.jpg

Получение зубьев у напильника.

Насеканием – на пилонасекательных станках с помощью специального зубила.

Фрезерованием или шлифованием.

Виды насечек.

Одинарная – для мягких материалов (латунь, медь, алюминий ) См. рисунок.

Двойная (перекрестная) – для твердых материалов (чугун, сталь) См. рисунок.

Рашпильная – для обработки неметаллов (дерево, оргстекло, кожа. кость) См. рисунок.

Дуговая – для мягких материалов (медь, алюминий). См. рисунок.

Классификация напильников.

I. Напильники общего назначения.

По форме напильники бывают:

Плоские длина напильников бывает: от 100 до 400 мм

Квадратные У10А, У13А.

II. Специальные напильники – для обработки специальных сплавов.

а) Тарированные – для обработки изделий из легких сплавов.

б ) Алмазные – для обработки и доводки твердосплавных материалов.

III. Надфили – это мелкие напильники для ювелирных, граверных работ и зачистки в трудно доступных местах. По форме они такие же, как и напильники общего назначения – плоские, трехгранные, круглые и т.д.

IV. Рашпили – для обработки неметаллов (дерево и т.п.)

V . Машинные напильники – применяются для опиловочных станков с вращательным движением.

Уход за напильниками.

Предохранять от ударов (хранить на деревянных подставках).

Не допускать попадания влаги (коррозия).

Не допускается попадания масла (напильник будет скользить, теряется острота зуба).

Применять напильники только по назначению.

Новые напильники лучше обрабатывать сначала мягкие материалы или натирать мелом.

Напильники очищают кордовой щеткой.

4.Закрепление полученных знаний.

Выбор напильников.

Выбирается тип напильника (от формы обрабатываемой поверхности).

Выбирается длина напильника (от размеров детали).

Выбирается номер насечки (от вида обработки и размеров припуска).

Длина ручки напильника берется в полтора раза длиннее хвостовика напильника.


Цель: Обучить учащихся слесарной операции по опиливанию металла, научить учащихся правилам ТБ при опиливании металла.

Задачи:

Образовательная: Обучить учащихся слесарной операции по опиливанию металла, научить учащихся правилам ТБ при опиливании металла.

Развивающая: Развивать творческие способности и познавательный интерес учащихся в области металлообработки, совершенствовать приемы и навыки работы со слесарными инструментами.

Воспитательная: Прививать учащимся любовь к труду и уважение к людям труда, способствовать воспитанию самостоятельности, веры в свои силы, воспитание технологической культуры, профориентация учащихся.

Материально-техническое оснащение урока: слесарные инструменты, напильники, приспособления, слесарные тиски, металломатериал, компьютер.

Содержимое разработки

Разработка урока по технологии

учитель технологии: Зимин О.В.

Тип урока: комбинированный.

Цель: Обучить учащихся слесарной операции по опиливанию металла, научить учащихся правилам ТБ при опиливании металла.

Образовательная: Обучить учащихся слесарной операции по опиливанию металла, научить учащихся правилам ТБ при опиливании металла.

Развивающая: Развивать творческие способности и познавательный интерес учащихся в области металлообработки, совершенствовать приемы и навыки работы со слесарными инструментами.

Воспитательная: Прививать учащимся любовь к труду и уважение к людям труда, способствовать воспитанию самостоятельности, веры в свои силы, воспитание технологической культуры, профориентация учащихся.

Материально-техническое оснащение урока: слесарные инструменты, напильники, приспособления, слесарные тиски, металломатериал, компьютер.

I.Организационный момент:

-Проверка готовности рабочих мест учащихся.

-Контроль посещаемости учащихся.

II. Постановка целей и задач урока.

III. Изучение нового материала.

План изложения нового материала (презентация):

А) Способы и виды опиливания

Б) Инструменты и приспособления для опиливания.

В) Типы напильников, виды насечек.

Г) Рабочая поза и хватка напильника.

Д) Приемы работы при опиливании.

Е)Техника безопасности при опиливании металла.

А) Опиливание металла – это слесарная операция по срезанию с заготовки слоя металла (припуска) с помощью напильника для получения требуемых размеров, формы и заданной шероховатости поверхности.

Способы опиливания:

а) напильниками в) механизированными инструментами с) на станках

С помощью напильников обрабатывают плоскости, криволинейные поверхности, пазы, канавки, отверстия различной формы, поверхности, расположенные под разными углами, и т.д.

Виды опиливания:

а) черновая в) чистовая с) отделочная

Б) Инструменты и приспособления для опиливания.

Напильник – это многолезвийный режущий инструмент, обеспечивающий сравнительно высокую точность и малую шероховатость обрабатываемой поверхности заготовки (детали). Он представляет собой стальной брусок определенного профиля и длины, на поверхности которого имеется насечка (нарезка). Насечка образует мелкие и острозаточенные зубья, имеющие в сечении форму клина.

Классификация инструментов для опиливания:

а) по виду насечек в) по числу насечек (величине зубьев) с) по длине рабочей части д) по назначению (в зависимости от выполняемой работы) е) по профилю сечения рабочей части

Приспособления для опиливания:

Копиры различной формы, рамки цельные, рамки раздвижные, наметки плоскопараллельные.

В) Типы напильников по назначению:

Напильники общего назначения – выполнение общеслесарных работ, опиливание заготовок различных форм и сечений.

Надфили – зачистка деталей, выполнение лекальных и граверных работ.

Рашпили – обработка мягких металлов, кости, кожи, древесины и других материалов.

Типы напильников по числу насечек:

Драчевые – черновое опиливание заготовок для снятия большого припуска металла (до 0,5 мм)

Личные – чистовое опиливание для снятия малого припуска металла (до 0.15 мм)

Бархатные – точная отделка, шлифование и доводка деталей

Типы напильников по профилю сечения рабочей части:

Плоские, квадратные, трехгранные, круглые, полукруглые, ромбические, ножовочные.

Одинарная (простая) – опиливание мягких металлов и неметаллических материалов.

Двойная (перекрестная) – опиливание чугуна, стали и других твердых материалов.

Рашпильная – грубая обработка древесины, кожи и других мягких материалов.

Г) Рабочая поза и хватка напильника.

Большое значение при опиливании металла имеют рабочая поза (положение корпуса и ног работающего), держание (хватка) инструмента и координация усилий рук.

Корпус держите прямо и с поворотом на пол-оборота к оси тисков. Левую ногу отставьте на полшага вперед и влево, а правую отнесите назад так, чтобы угол между осями ступней был примерно равным 60 - 70 о . Правая рука в локтевом изгибе образует в исходном положении угол 90 о .

Правой рукой возьмите напильник так, чтобы ручка упиралась в ладонь, четыре пальца обхватывали ее снизу, а большой палец находился сверху. Ладонь левой руки наложите на носок напильника на расстоянии 20…30 мм от его края.

Д) Приемы работы при опиливании.

В процессе опиливания необходимо координировать усилия нажима на напильник (балансировка). В исходном положении нажим левой рукой делайте наибольшим, а правой – наименьшим. При рабочем ходе нажим левой рукой уменьшайте, а правой - увеличивайте.

Наиболее рациональным темпом опиливания считается 40-60 двойных ходов в минуту.

Опиливание начинается, как правило, с проверки припуска на обработку, который должен обеспечить изготовление детали по размерам, указанным на чертеже, проверив размеры заготовки, определяют базу, т.е. поверхность, относительно которой следует выдерживать размеры детали и взаимное расположение ее поверхностей.

Если степень шероховатости поверхностей на чертеже не указана, то заготовки опиливают только драчевым напильником. При необходимости получить более ровную поверхность опиливание заканчивают личным напильником.

Способы обработки плоскостей напильником:

А) Косой штрих В) Поперечный штрих С) Перекрестный штрих

Д) Продольный штрих Е) Круговой штрих

Е) Текущий инструктаж при опиливании металла:

1. Надежно закрепляйте заготовку.

2. Не поджимайте пальцы левой руки при обратном ходе напильника.

3. Проверяйте прочность насадки ручки и ее исправность.

4. Не работайте напильником без ручки или с треснувшей ручкой.

5. Не сдувайте стружку и не сметайте ее руками, используйте щетку-сметку.

6. Нельзя руками проверять качество обработанной поверхности.

7. Не допускайте падения на пол инструментов и заготовок.

IV . Практическая работа.

Работы по опиливанию плоских поверхностей.

V . Анализ выполнения практической работы.

VI. Сдача инструментов и заготовок.

VII. Уборка рабочих мест

(Привести себя в порядок, помыть руки).

VIII. Подведение итогов урока.


-75%

Читайте также: