Конспект учиться говорить и писать

Обновлено: 07.07.2024

В этой разработке хочется показать, как можно использовать приемы исследовательской деятельности учащихся на уроке по теме: Публицистический стиль, стилевые и языковые особенности, жанры. Особое внимание уделяется именно повторению и закреплению ЗУН по данной теме, и акцент ставится на особенностях публичной речи и навыков полемического общения учащихся. Повторение изученного проводится с помощью приемов исследовательской деятельности и, следовательно, направлено на формирование исследовательской и коммуникативной компетенций учащихся.

Цели: образовательная: обобщить ранее полученные учащимися знания о публицистическом стиле речи; познакомить учащихся с лексическими, синтаксическими особенностями публицистического стиля; формировать языковые компетенции учащихся в области стилистики; закрепить навыки правописания; развивающая: содействовать развитию коммуникативных компетенций; воспитывающая: способствовать воспитанию гражданских чувств; здоровьесберегающая: динамическая пауза.

Оборудование: раздаточный материал, портрет Д.С. Лихачёва, алгоритм “Стили речи”.

Ход урока

2. Речевая разминка. Слайд №1 (см. презентацию).

Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь. Паче же всего гордости не имейте в сердце и уме, но скажем, смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу.

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте.

(Из “Поучения Владимира Мономаха”)

– Какова цель автора “Поучения. ”? (дать наставления молодежи, поучение)

- Как лексика влияет на тон текста? (текст должен прочитываться с интонацией наставления, поучения)

– Прочитайте, соблюдая правильную интонацию. (Два-три ученика читают, остальные рецензирует).

3. Слово учителя: Мы продолжаем с вами говорить о стилях речи. Тема нашего урока: Публицистический стиль речи, стилевые и языковые особенности, жанры.

- От литературы древнерусской вернемся к лексике современной.

4. Словарная работа (ученики заполняют пропущенные буквы). На доске:

Кол. едж целеустр.мление р.шающий
Оск.рбить ц.вилизация предвыб.рная к.мпания
Прав.судие собств.н.ость мил.сердие
Справ.дливость б.скорыс.ный безв.змез.ный
Конс.нсус конс.лидация д.вальвация
Трансн.ц.ональный комм.нике публ.цистика

- Какие из них вам не знакомы? Подчеркнуть на доске.

1.Выберите правильное значение слов. Записывают в тетрадь. Слайд № 2

Б) транснациональный (2)

В) девальвация (3)

Г) консолидация (4)

Е) публицистика (6)

2) выходящий за пределы одного государства, одной нации

3) понижение курса национальной валюты по отношению к золоту, к какой-либо иностранной валюте

4) упрочение, укрепление чего-либо

5) общее согласие по спорному вопросу

  1. Подберите однокоренные слова к слову публицистика: публицист, публицистический, публика, публичный, опубликовать.

Публицистика – произведения, посвященные актуальным проблемам.

Публицист – автор публицистических произведений, т.е. произведений на общественно-политические темы

Публичный – осуществляемый в присутствии публики (публичное выступление)

Опубликовать – что-то объявлять, предавать гласности в печатном органе.

- К какому стилю речи относятся слова, над которыми мы провели словарную работу.

-Умение строить устные высказывания, дискутировать, отстаивать свою точку зрения – это проявление публицистического стиля. Именно собственное мнение, собственная позиция – характерные приметы этого стиля. Иногда мы, подобно господину Журдену (“Мещанин во дворянстве” Мольера), который удивился, что, оказывается, всю жизнь говорил прозой, не подозреваем, что используем публицистический стиль.

Вы замечали, что часто в спорах нам не хватает аргументов, убедительности, умения слушать и слышать собеседника – тогда спор может перерасти в ругань, а то и в драку. В таком споре истина никогда не родится. Если же мы подойдем к этому более сознательно, то сможем добиться большего в отношениях с людьми: сможем убедить их, воздействовать на них, добиться от них понимания и поддержки.

Здесь, однако, кроется некая опасность. Человек, хорошо владеющий словом, приемами риторики, может обратить свой талант к добру. Если же человек обладает подобными способностями, но лишен нравственного стержня, он может принести огромный вред. Наиболее яркий пример такого вреда – выступления лидеров гитлеровской Германии перед своим народом, игра на национальных чувствах народа. Какой трагедией это кончилось общеизвестно.

Примеров положительного воздействия публицистики можно найти немало в отечественной истории, начиная со “Слова о полку Игореве”.

- вспомните другие примеры публицистического пафоса русской литературы.

( “Путешествие из Петербурга в Москву” Радищева, стихи Пушкина “К Чаадаеву”, “Послание в Сибирь”, Лермонтов “Смерть поэта” и др.)

Владение публицистическим стилем речи необходимо не только журналистам, юристам, но и всем нам, кто не хочет слепо следовать чьим-либо указаниям и призывам, кто имеет собственное мнение и хочет научиться формировать его в условиях современного информационного бума.

- Слово публика (значение: люди, народ) произошло от латинского слова общественный. Таким образом, публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.

Публицистический стиль – это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты разных функциональных стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного.

7. Работа с текстом. Понаблюдаем на конкретном тексте, отрывке из книги Д.С. Лихачева “Земля родная”, за стилевыми и языковыми чертами публицистического стиля.

Учитесь говорить и писать

Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. А ведь бывает и так, что человек не говорит, а “плюется словами”. Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе.

И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

Если вам приходится часто публично выступать - на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.

Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.

Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: “Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде”.

– Призывность отличительная черта публицистического стиля.

  • Актуальна ли проблема, поднятая Д.С. Лихачевым? (Да. Сейчас многие считают эти умения никому не нужными, а под интеллигентностью понимают только наличие высшего образования).

– Задача публицистики – сформировать определенное отношение многих людей к значимым проблемам: общественным, политическим, экономическим, философским, бытовым, моральным.

- Автор публицистического текста хочет быть понятым своими читателями, хочет вызвать интерес у слушателя. Поэтому характерная черта текстов изучаемого стиля доходчивость.

– В публицистическом стиле могут использоваться слова в переносном значении и слова так называемой “газетной образности”. Это стандартные сочетания слов, которые сближают публицистический стиль с языковыми шаблонами официально-делового стиля. Например: белое золото – хлопок, огненные годы – военные годы.

– Определите, что обозначается следующими сочетаниями слов:

голубые дороги – водные пути,

битва за урожай – уборка урожая,

черное золото – нефть,

зеленый щит земли – лес,

королева спорта – легкая атлетика.

- Итак, мы рассмотрели стилевые и языковые черты публицистического стиля. Зафиксируем полученные знания в виде таблицы.

страстность. Призывность, Актуальность.

– совмещение торжественной лексики и раз говорных средств;

– побудительные и восклицательные предложения;

- Теперь, когда мы определили особенности публицистического стиля, обратимся снова к “Поучению” и попытаемся увидеть их в этом тексте, написанном еще в 1117 году.

– Насколько древний текст отражает черты стиля? Для более полного ответа пользуйтесь материалами таблицы. ( прямое обращение к собеседнику, экспрессивность, эмоциональность, нравственный вопрос, поднятый в тексте…)

– А к какому жанру относится проанализированный нами текст Д.С. Лихачева “Учитесь говорить и писать? (Статья.)

- По своей композиции текст публицистического стиля напоминает какой тип речи? (напоминает научное рассуждение: а) выдвигается важная общественная проблема; б. анализируются и оцениваются пути её решения в) делаются выводы

2. Напоминает диалог, где автор сам высказывает мысль и задаётся вопросом, справедливо ли его утверждение.)

8. Вывод по теме урока предлагаю записать в виде диктанта – цитаты – высказывание Д.С.Лихачева, ученого – филолога, блестяще владеющего языком.

Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок развития речи в 7 классе

Выборочное изложение по тексту статьи Д.С.Лихачёва

учиться выражать свои мысли правильно, в соответствии

с нормами литературного языка; написать изложение, выбрав

развивать связную устную и письменную речь;

воспитывать у обучающихся уважение к русскому языку, как

главной сокровищнице человеческой мысли.

I . Организация урока.

Вспомним пословицы о языке (ребята по очереди зачитывают пословицы и поговорки).

1Учитель читает текст.

2.Словарная работа. Досконально, мировоззрение, многозначность, многозначительность, эмоции, формулировать, формировать, расхожее понятие, жаргонное выражение, интеллигентный, аудитория, расположение духа, раскованность, эрудиция.

Если обучающиеся не могут объяснить, то даёт толкование слов подготовленный ученик.

4. Тип речи (1 ученик чертит на доске схему).

5. Фронтальная беседа с классом:

- Какова основная мысль текста?

- На сколько частей можно разделить текст?

- Какова основная мысль каждой части текста?

6. Составление плана текста (работа в тетради).

За своим языком надо следить постоянно.

Самая большая ценность народа – это язык.

Вернейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит.

Язык человека – это его мировоззрение и его поведение.

Говорить нужно правильно, точно и экономно.

Выступление перед аудиторией должно быть интересным и содержать одну основную мысль.

Умение писать хорошо нужно всем.

V . Пересказ статьи по плану.

VI . Выбор учащихся.

VII . Чтение текста изложения учителем второй раз. Тексты собираются.

VIII . Обучающиеся пишут изложение.

УЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ И ПИСАТЬ

Язык – самое выразительное, чем человек обладает, и если он перестает обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком – устным и письменным – надо следить постоянно.

Самая большая ценность народа – язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.

Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель личных качеств – качеств человека, который пользуется языком народа.

Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, его лицо и по ним судим о человеке, иногда впрочем ошибочно, то язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

А на самом деле он потому и обзывает своими циничными выражениями и насмешливыми прозвищами те или иные предметы, людей, действия, что он не уверен в себе.

Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает.

И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Не заставляйте окружающих выслушивать свои длинные речи, не красуйтесь в своем языке: не будьте самовлюбленным болтуном.

Если вам приходится часто публично выступать – на собраниях, заседаниях, просто в обществе знакомых, - то прежде всего следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Следите за временем. Это необходимо не только из уважения к окружающим – это важно, чтобы вас поняли. Первые пять минут слушатели могут вас слушать внимательно; вторые пять минут они только делают вид, что слушают вас, а на двадцатой минуте перестают делать вид и начинают перешептываться о своих делах, а когда дойдет до того что вас прервут или начнут друг другу что-нибудь рассказывать, - вы пропали.

Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным для вас. Можно даже читать доклад, но читайте его с интересом. Если выступающий с интересом для себя рассказывает или читает и аудитория это чувствует, то и слушателям будет интересно. Интерес не создается в аудитории сам – интерес внушается аудитории выступающим. Конечно, если тема выступления неинтересна, из попыток внушить интерес слушателям ничего не выйдет.

А уметь хорошо писать нужно не только писателю и ученому. Даже хорошо, свободно и с известной долей юмора написанное письмо другу характеризует вас не меньше, чем ваша устная речь. Через письмо дайте почувствовать себя, свое расположение духа, свою раскованность в обращении к симпатичному вам человеку.

Тема урока:Понятие о публицистическом стиле: особенности, жанры, сфера употребления. Создание высказывания в публицистическом стиле.

Тип урока:комбинированный

Ход урока: I Речевая разминка.

- Прочитайте текст про себя.

Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь. Паче же всего гордости не имейте в сердце и уме, но скажем, смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу.

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте.

- Дает ли право употребление в тексте глаголов в повелительном наклонении читать его тоном приказа?

- Как лексика влияет на тон текста?

-Прочитайте, соблюдая правильную интонацию.

II Работа по теме.

1. - Мы продолжаем говорить о стилях речи. Вспомним, какие стили вы уже знаете, и воспроизведем известную ещё с 5 класса схему.

разговорный

Стили речихудожественный

книжныйнаучный

официально-деловой

2. - Чтобы окончательно завершить схему, осталось познакомиться ещё с одним стилем - публицистическим - и выявить его стилевые черты и языковые особенности.

- Внесем в схему название стиля и запишем тему урока.

- Начнём со словарно-орфографической работы: публицистический, публика, публицист, опубликовать, публицистика.

- Какой общий корень имеют слова?

- Слово публика (значение: люди, народ) произошло от латинского слова общественный.

- Таким образом, публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.

Публицистический стиль - это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты разных функциональных стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного.

Учитесь говорить и писать

Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем обладает человек. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

Если вам приходится часто публично выступать – на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.

Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.

- Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, каким должен быть текст публицистического стиля? Присущи ли ему эмоциональность, страстность? С каким стилем это сближает публицистику? (Эмоциональность роднит публицистику с художественным стилем.)

- К чему призывает автор прочитанного нами текста? (Постоянно учиться говорить и писать.)

- Призывность - отличительная черта публицистического стиля.

- Актуальна ли проблема, поднятая Лихачевым? (Да. Сейчас многие считают эти умения никому не нужными, а под интеллигентностью понимают только наличие высшего образования.)

- Задача публицистики - сформировать определенное отношение многих людей к значимым проблемам: общественным, бытовым, политическим, экономическим, философским, моральным. Интерес к общему роднит публицистику с научным стилем.

Автор публицистического текста хочет быть понятым своими читателями, хочет вызвать интерес у слушателей. Поэтому характерная черта таких текстов - доходчивость.

- Посмотрим, какие синтаксические средства языка, позволяющие усилить ее воздействие на читателей и слушателей, характерны для публицистической речи?

- Найдите в тексте:

побудительные (по цели высказывания) и восклицательные (по эмоциональной окраске) предложения;

риторические вопросы (на которые отвечает сам автор);

параллелизмы (сходное построение предложений текста).

- Как вы думаете, к кому обращается автор?

- Каким образом завершается текст и с какой целью это делает автор? (В публицистическом стиле часто используются литературные цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки.)

- Определите, что обозначается следующими сочетаниями слов:

белая смерть - сахар,

битва за урожай - уборка урожая,

черное золото - нефть,

зеленый щит земли - лес,

королева спорта - легкая атлетика,

голубые дороги - водные пути.

- Итак, мы рассмотрели стилевые и языковые черты публиц. стиля. Надо отметить, что не в каждом тексте можно найти полный набор этих признаков.

- Публицистике свойственен непосредственный контакт с аудиторией. Где реализуется публицистический стиль в устной и письменной речи?

В результате работы с текстом должна получиться таблица:

- Насколько древний текст отражает черты стиля? Для более полного ответа пользуйтесь материалами таблицы.

5. - Основные стилевые черты и языковые особенности наиболее конкретно выражаются в разных жанрах, свойственных публицистическому стилю.

- Запишем их и дадим толкование:

Статья - научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.

Очерк - небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).

Отзыв - отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.

Рецензия - критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме и т. п.

Фельетон -газетная или журнальная статья на злободневную тему с использованием сатирических и юмористических приемов изложения.

В.Г. Белинский сказал, что между этими жанрами нет точно обозначенных границ. Однако каждый из них имеет особое назначение и свою композицию.

- Какие жанры публицистического стиля вам знакомы, вы с ними работали с 5 класса.

- Попытайтесь определить незнакомые жанры по их толкованию, которое мы записали.

(У каждого ученика на парте 2 текста: заметка и рецензия)

6. - Познакомимся ещё с одним жанром публицистического стиля - интервью. Слово интервью - английское - это беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам.

-Посмотрим, как строится интервью (записывают в тетрадь)

1) В самом начале интервью журналист представляет слушателям своего собеседника или собеседник по просьбе журналиста представляется сам.

2) В основной части - беседа журналиста с тем человеком, у которого берется интервью.

3) В заключительной части журналист просит своего собеседника рассказать о планах на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит за интервью.

7. Подведение итогов.

2. Составить интервью с воображаемым собеседником - киногероем

или героем прочитанного литературного произведения.

Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано.

Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение.

Автор

лихачев земля родная краткое содержание

Профессия и патриотизм

В первой главе автор рассказывает о том, что у каждого человека в жизни должна быть одна глобальная цель. Помимо кратковременных и небольших поступков, человек должен стремиться к чему-нибудь действительно великому. Очень важно быть увлеченным своей профессией. Более всего это касается педагогов и врачей – они должны по максимуму служить на пользу обществу. Лихачев говорит о том, что такой целью является любовь и защита Родины, своего народа. Это такое чувство, которое будит в человеке скрытые ранние силы, защищает его от неприятностей и неудовлетворенности. При этом Дмитрий Сергеевич делает акцент на том, что человек должен попытаться узнать о прошлом всех народов и национальностей. Любовь к своему народу должна быть присуща каждому.

д с лихачев земля родная краткое содержание

Об интеллигентности

Не быть смешным

лихачев земля родная краткое содержание брифли

Большое в малом

лихачев земля родная читать краткое содержание брифли

Молодость – вся жизнь

лихачев земля родная полное и краткое содержание

Ещё Дмитрий Сергеевич говорит о том, что человеку с друзьями легче идти по жизни. Они помогут пережить сложные моменты, разделить горе и радость. На самом-то деле, радость, которой нельзя ни с кем поделиться, это вовсе и не радость. Но все же стоит быть внимательным, и не принимать в друзья первого встречного. Таких людей надо выбирать терпеливо и внимательно. Понятное дело, что если хорошие отношения завязались, то дальше, по идее, все должно идти как по маслу. На самом деле, все куда сложнее. Очень важно присматриваться к человеку, замечать его особенности, мелкие детали в поведении. Также важно знать то, как ваш друг реагирует на успехи других. Горе пережить с другом не так сложно, как пережить радость. Когда случается беда, жалость и сопереживание сами стучат в наше сердце. Когда же у человека все отлично, много радостей, позитива, а у самого в жизни все идет наперекосяк, то оставаться верными и искренними друзьями намного труднее.

Учиться говорить и писать

Так к чему клонит Лихачев? Разговор ведется к тому, что, умея красиво и правильно выражать свои мысли, человек получает в руке мощнейшее оружие. Правильно построенная речь может избавить человека от многих проблем, а также подарить ему множество новых привилегий.

Лихачев делает акцент на том, что язык - это не только показатель народа, но также и личных качеств каждого отдельного человека. Но если речь может дать столько преимуществ, то почему необходимо хорошо писать? На самом деле, умение красиво излагать свои мысли на бумаге нужные не только поэту или писателю. Это умение необходимо каждому человеку, который хочет писать письма, вести дневники и украшать бумагу при помощи пера. А на случае, если кто-то скажет о том, что для этого нужен особый дар, автор дает маленькую подсказку: чтобы научиться, надо делать.

Литература

лихачев земля родная краткое содержание главы из книги

Через всю книгу автор несет мысль о том, что следует читать классические произведения, поскольку те проверены временам. Такие произведения помогают лучше понимать окружающий мир и людей. Но Дмитрий Сергеевич не ханжа, он настаивает и на том, чтобы молодежь читала современную литературу. Главное, к чему призывает автор, это не суетиться, ведь при этом тратиться самое дорогое, что есть в жизни человека – его время.

Возвышать друга

академик лихачев земля родная краткое содержание книги

Память

Также автор делает акцент на том, что без памяти нет совести. По сути, не будь этого процесса в нашей голове, общество бы осталось на первобытном уровне развития! Именно память является той двигательной силой, которая заставляет нас сравнивать, делать выводы, становится лучше.

Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

И если вы хотите быть по-настоящему ---------------, образованным и ----------- человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

Если вам приходится часто публично выступать - на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были ------------. Это важно, чтобы вас поняли.

Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть ------------ и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.

Карта текста

1) Прочитай текст.

2) Ответь на вопросы:

– Какие функции характерны для данного текста?

– К чему призывает автор прочитанного нами текста?

– Актуальна ли проблема, поднятая Д.С. Лихачевым?

6) При аргументации своего выбора используй клише:

-Я не согласен с этим утверждением (с вашей позицией, точкой зрения, версией)

-Я согласен с этим утверждением (с вашей позицией, точкой зрения, версией)

-Что значит / означает…, когда вы говорите о…
7) Прослушай авторский вариант и вставь слова в таблицу.

8) Вставь нужные слова в текст, перечитай его.

9) - Докажи, что выделенные в тексте слова являются ключевыми: проведи стрелочки, показав связи данного слова с другими ключевыми словами текста.

10) Ответь на вопросы:

– Какие синтаксические средства языка, позволяющие усилить ее воздействие на читателей и слушателей, характерны для публицистической речи?

11) Языковой анализ текст:

побудительные (по цели высказывания) и восклицательные (по эмоциональной окраске) предложения;

риторические вопросы (на которые отвечает сам автор);

параллелизмы (сходное построение предложений текста).

- Найди в тексте антонимы.

- Найди жаргонные выражения.

- Найди слова книжной речи.

- Найди слова разговорной речи.

- Найди в тексте слова и выражения, использованные в переносном значении.

Читайте также: