Конспект туристического похода в средней группе

Обновлено: 07.07.2024

Цель: способствовать повышению двигательной активности детей в ходе туристической прогулки, с использованием подвижных игр и спортивных упражнений.

- активизировать фантазию и воображение детей в процессе двигательной деятельности;

- развивать координацию движений, ловкость, быстроту, выносливость, целеустремленность, умение ориентироваться в пространстве, быстро реагировать на смену движений;

- формировать умение соблюдать правила подвижных игр;

- побуждать детей к сотрудничеству и инициативе, участию в играх;

- формировать положительную самооценку каждого ребенка;

- добиваться у ребят положительных эмоций, используя нетрадиционный материал и методики на занятии;

- способствовать общему укреплению здоровья детей.

Интеграция образовательных областей:

- углублять знания детей о природе, о времени года, его приметах;

- способствовать расширению кругозора детей (ориентировка в пространстве, во времени);

- развивать умение детей сравнивать предметы (шишки);

- способствовать формированию знаний детей о сходствах и различиях хвойных деревьев (ель, сосна).

- активизировать самостоятельную связную речь детей путем импровизации диалогов, высказываний;

- способствовать обогащению словарного запаса детей, введение нового понятия: хвоя, хвойное дерево;

- способствовать развитию свободного общения с взрослыми и сверстниками.

- развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, учитывать мнение других детей, высказывать собственное мнение;

- закреплять навыки безопасного поведения во время туристических прогулок (правила поведения в пути);

- развивать доброжелательное отношение друг к другу.

- способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира;

- способствовать поднятию эмоционального настроения и мотивации к последующим действиям посредством художественного слова (стихотворение).

1. Общий сбор. Беседа приметы весны.

2. Напомнить о правилах поведения в пути.

3. Путь на стадион школы.

4. Первая остановка – стадион.

5. Возвращение в детский сад (другой дорогой).

6. Вторая остановка лес (середина пути).

  • Наблюдение и сравнение сосны и ели. Сбор шишек для поделок, сравнение шишек.

7. Третья остановка - сосновый молодняк.

8. Возвращение в детский сад.

Инвентарь: мяч футбольный (1 шт.), скакалки (8 шт.), маска волка, бубен, рюкзак, пиктограмма, стрелка-указатель, карточки настроения, обруч, рулетка, корзинка.

Ход всего мероприятия:

Выход из детского сада. Небольшая беседа с детьми.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите какой сегодня прекрасный день. Солнце светит ласково, хорошо обогревает землю, птицы поют свои веселые песни, появляются первые цветы. Вот послушайте пожалуйста стихотворение.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весной…..

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвой!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

- О каком времени года говорится в стихотворении?

- О каких приметах весны идет речь? Расскажите, пожалуйста, о приметах весны. Дети в свободной беседе рассказывают о приметах весны.

  • Разбиваемся на пары и двигаемся парами друг за другом;
  • Во время пути никто не отстает и не бежит вперед направляющего;
  • На стадионе внимательно слушает воспитателя и инструктора;
  • Со стадиона мы пройдем другой дорогой, но также парами друг за другом.

Путь на стадион лежит вдоль жилого дома, сбербанка, центральный вход школы, ворота на стадион.

Первая остановка - стадион.

Инструктор: - Вот мы и добрались. Что же изменилось? (Обобщает ответы детей.)

На лыжах мы уже не покатаемся, но зато у нас много в запасе других игр. Очистилась от снега баскетбольная площадка, и мы можем спокойно поиграть в разные игры. Вот сейчас пришло время заглянуть в мой рюкзак.

(Достает из рюкзака пиктограмму.) Как вы думаете что это? А в какой игре можно использовать эту пиктограмму? (Ответы детей.)

Полоса препятствий (1 раза):

- Ходьба по трубам, с опорой руками о большую трубу.

- Обруч – подлезание в обруч.

Сбор на баскетбольной площадке. Выполнение упражнений на дыхание.

Инструктор: - Молодцы, ребята. Сейчас мы посмотрим, что еще лежит в рюкзаке. (Достает из рюкзака два флажка синий и красный.) Флажки, а как их можно использовать? (Ответы детей, обобщая ответы детей, инструктор подводит их к игре вагончики.)

Упражнения выполняются подгруппами, каждая подгруппа работает с одним предметом 2 – 3 мин.

Воспитатель выдает скакалки девочкам и следит за выполнением прыжков через скакалку.

  • Останови и отбей мяч.
  • Передача мяча по кругу.

Инструктор делает подачу мяча каждому мальчику поочередно. Ребенок должен остановить мяч и сделать обратную подачу.

Инструктор: - Молодцы, ребята. Мы хорошо с вами поиграли. А теперь пора заглянуть опять в рюкзак. (Достает из рюкзака маску волка.) Как можно использовать этот предмет? (Ответы детей.)

На последнем сборе детей в круг, выполняют упражнение на дыхание.

Инструктор: - Зайчики просыпаются, лапки потянули вверх, делаем глубокий вход носом, выдох через рот.

Небольшой опрос детей по выбранным ими карточек.

Путь в детский сад, вторая остановка

Дети выстраиваются парами друг за другом. Выходят через школьные ворота, вдоль школы (школа с левой стороны). Во время пути наблюдение за изменениями в природе. Делается остановка посередине пути, проводится в форме беседы сравнение сосны и ели. Чем похожи? Чем отличаются?

Подходят к сосновой поляне (молодняк), здороваются, наблюдают, рассказывают, что это маленькие сосны, можно их посчитать, измерить.







Кикиморы:Звала Ягуся?
Баба – Яга: Звала, помощь ваша нужна. Нужно устроить спортивные соревнования нашим непрошеным гостям.
Кикиморы:Это мы можем. (помогают семьям поделятся на две команды)

- Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса,
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ –
Это мой… (велосипед)

- Если бросишь, он подскочит,
Бросишь снова, мчится вскачь,
Ну, конечно – это… (мяч)

- Тот, кто снаряд спортивный кружит,
Тот очень стройный скоро будет (обруч)



Родители должны договорить предложение и предлагать свои мудрости.
- Если хочешь быть здоров… (закаляйся)
- Двигайся больше - … (проживёшь дольше)
- Каждый кузнец … (своего здоровья)
- Кто спортом занимается, … (тот силы набирается)
- Кто любит спорт, … (тот здоров и бодр)
- Чистота … (зоолог здоровья)
- Береги платье с нову, … (а здоровье с молоду)
- В здоровом теле - … (здоровый дух)
- Где здоровье, … (там красота)
- Держи голову в холоде, … (живот в голоде, а ноги в тепле)
- Чеснок да лук … (от семи недуг)
- Чистая вода - … (для хвори беда)

Игры по интересам.





Спортивная игра волейбол. Волейбольная сетка натягивается между соснами в соответствии роста детей. Команды по первому сигналу перебрасывают мячи через сетку. На второй сигнал, игра прекращается. Подсчитывают мячи, команда с меньшим количеством побеждает, затем игра продолжается. Длительность игры примерно 10 секунд.


Спортивная игра футбол. Строятся ворота из стоек с флажками. Папы – вратари, дети забивают мячи в ворота. Подсчитывают, кто больше забил голов.
В конце подводится итог мероприятия. Родители награждают детей шоколадными медалями.

Родители постановили:
- Больше времени посвящать детям, личным примером воспитывать положительные качества в ребёнке.
- Участвовать в спортивных и оздоровительных мероприятиях в ДОУ.
Костёр потушен, мусор убран, с отличным настроением и лёгкой мышечной усталостью отправляются по домам.

Задачи:
1.Совершенствовать навыки ходьбы, ползания, прыжков, бега.
2.Развивать ловкость, быстроту, умение ориентироваться в пространстве.
3.Способствовать развитию речевой и познавательной активности.
4.Воспитывать чувство коллективизма уверенности в себе, желание дойти до намеченной цели.

Атрибуты: Подснежники, тюльпаны, шишки, мешочки с песком, корзина, кирпичики призы - медали, табло для счета с нарисованными цифрами, костюм петрушки, фонограмма.

Ведущий. Сегодня мы с вами отправимся в поход. Придется преодолеть много препятствий, чтобы попасть на волшебную поляну, на которой мы можем зарядится энергией земли и солнца, услышать пение сказочных птиц. Итак, шагом марш!

Дети перестраиваются в круг и под музыку выполняют комплекс упражнений.

Ведущий. Вот мы и набрались сил и готовы к походу. Давайте рассмотрим карту, на которой обозначен наш путь. Рассматривание карты (план маршрута).

Ведущий. Вот мы и рассмотрели карту и теперь знаем, какие препятствия нам предстоит преодолеть. Готовы? Шагом марш.

Воспитатель: Отдохнули? Продолжим путешествие. Дети выходят на спорт площадку под музыку. Проходят по кругу, затем одна команда остановилась на одной стороне круга, а другая на другой противоположной, лицом друг к другу.

закреплять умение образовывать прилагательное от существительного (река - речной, гора – горный, море – морской, степь – степной).

Развивающие задачи:

развивать речевую активность, умение участвовать в беседе, выражать свою точку зрения;

развивать логическое и творческое мышление,

развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

Воспитательные задачи:

воспитывать интерес к активному отдыху,

воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, заниматься.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Использование современных образовательных технологий:

- технология исследовательской деятельности;

- информационно-коммуникационная технология (использование интерактивной доски).

Предварительная работа:

Ход образовательной деятельности

- какие вещи понадобятся в походе,

- куда их сложить,

- как одеться для похода,

- какие опасности могут встретиться на пути.

Дети, если мы с вами будем путешествовать по лесу? Какое это будет путешествие? Правильно, лесное. А по реке? (речное).

- по горам – горное,

- по морю – морское,

- по степи - степное.

А по воздуху можно путешествовать? На чем? (На воздушном шаре, на самолете, на вертолете).

Молодцы, а теперь можно начинать сборы. Как вы думаете, как лучше одеться для похода? Одежда должна быть удобной, непромокаемой, не стеснять движений.

- Почему вы выбрали куртку, а не пальто?

- Нужно ли надеть головной убор? Какой лучше? Почему?

- Какую обувь выбрать для похода? Почему не подойдет обувь на высоком каблуке? Почему не подойдут сандалии? Молодцы, ребята, вы настоящие туристы.

А теперь подумайте, куда можно сложить вещи, собираясь в поход?

Верно, рюкзак, он висит за спиной, руки свободны, ими можно на что-то опереться, за что-то зацепиться, подать руку другу. Молодцы.

Почему неудобно путешествовать с чемоданом, сумкой или корзиной?

В походе у туристов на свежем воздухе всегда бывает хороший аппетит. Пища, приготовленная на костре, особенно вкусна. Но вот чем и из чего есть, из чего пить? Давайте разберемся, какая посуда нам подходит, а какую не стоит брать в поход и почему? (Дети подходят к столу с посудой).

Исследовательская деятельность. Посмотрите, на столе много всякой посуды. Отберите только ту посуду, которую смело может взять с собой турист.

- Почему вы решили взять пластиковые тарелки, а не керамические?

- Почему не стоит брать стеклянные стаканы?

- Почему вы не взяли электрический чайник?

- Куда можно налить чай, чтобы он остался горячим?

- Какие ложки и вилки можно взять в поход? (Можно и металлические, и пластмассовые. Пластмассовые: хорошо, что легкие - плохо, могут сломаться. Металлические: хорошо, что прочные – плохо, что тяжелые).

- Правильно, чтобы отдохнуть, покушать. Ведь туристы очень долго ходят пешком (предложить детям сесть на ковер).

Динамическая пауза

Мы юные туристы

Мы выбрали местечко

У чистой, быстрой речки.

Вода нас освежила -

Нам личико умыла.

Поплавали мы дружно.

Еду готовить нужно.

Разбили мы палатку

И в ней уснули сладко (имитация движений).

А теперь встали, потянулись,

Раз нагнулись, два нагнулись,

Влево, вправо повернулись.

Ну вот мы размялись после привала. Теперь пора возвращаться из похода домой (идем друг за другом).

Игра на эмпатию.

Но вот, ребята, первая опасность. Налетел ветер и запел свою песню (у-у-у). Как ветер дует? (повторить вместе). Деревья закачались, зашумели. Как? Ветер нагнал тучи и закапал дождь. Сначала капли падали тихо, а потом дождь стал усиливаться, и начался ливень. (стучим по ладошке сначала одним пальцем, затем двумя, тремя – по очереди, затем всеми).

Полил холодный дождь. Мы все сжались, нам холодно, плечи подняли, голову втянули в плечи (дети имитируют движения).

Как вы себя чувствуете, когда попадаете под такой дождь? Какое у вас настроение? (ответы детей).

Но вот дождь перестал, снова выглянуло солнышко, настроение у нас улучшилось. Что остается на земле после дождя? (Лужи). Посмотрите, у меня в руках длинные ниточки голубого цвета. Я вам их сейчас раздам, и вы попробуете выложить из них лужи (дети выкладывают на полу лужи). Лужи бывают самой разной формы.

Вот сколько луж появилось после дождя. Давайте посмотрим, на что они похожи? (ответы детей).

Заключительная часть.

Пора возвращаться домой. Только не наступайте в лужи, а то промочите ноги.

Ну вот, довольные, счастливые, веселые мы вернулись в группу.

Кем мы с вами сегодня были? Да, туристами.

- как нужно одеваться, обуваться в поход?

- куда лучше сложить вещи? (ответы детей).

- какую посуду взять с собой?

Автор: Карязова Наталия Владимировна, инструктор по физической культуре, МКДОУ Аннинский д/с ОРВ " Росток".
Данный материал может быть полезен инструкторам по физической культуре, воспитателям старших групп.


Физинструктор: Кто устал?
Все: Не унывай!
Физинструктор: Кто идти захочет с нами –
Все: Песню нашу запевай!
Дети поют походную песню.
Дети отвечают на вопросы инструктора.
1.Какие виды туризма вы знаете? (велосипедный, пеший, лыжный, горный, автомобильный).
2.Какие части света вы знаете? (Север, юг, запад, восток).
3.Где восходит солнце? (На востоке).
4.Где заходит солнце? (На западе).
5.Какие вы знаете съедобные грибы? (Подберезовики, подосиновики, грузди, лисички, опята).
6.А несъедобные? (Поганки, мухоморы, ложные опята, ложные лисички).
7.Какие лесные ягоды можно есть? (Малину, землянику, ежевику, рябину).
8.А какие нельзя? (Волчью ягоду, вороний глаз, бузину).
9.Каких зверей надо опасаться в лесу? (Волка, кабана, медведя, лося).
10.Можно ли пить воду из рек, озер, из других источников? (Нельзя, воду можно пить только после фильтрации и кипячения, кипятить не менее 10 минут).
11.В чем несут все необходимое, когда идут в поход? (В рюкзаке).
12.Где спят туристы? (В палатке).
13.В чем готовят еду? (В котелке).
14.Над чем висит котелок, когда готовят еду? (Над костром).
15.Из какого дерева лучше разжигать костер? (Из ели).
16.Что является постелью в походе? (Спальный мешок).
17.Как называется предмет, с помощью которого мы узнаем части света? (Компас).

Ребята, сейчас какое время года?( Осень). Предлагаю вам поиграть с осенними листочками.
Раз, два, три вокруг себя повернись и в листочек превратись. Подул ветер и поднял все листочки вверх, листики полетели, закружились. Ветер стих, и листочки опустились на землю. Опять подул ветерок – листочки полетели.
В это время инструктор переодевается в старичка-лесовичка.
Воспитатель: Ой. Кто это? На поляну выходит лесовик.
Лесовик. Это я - седой старик,
Называюсь Лесовик.
Этот лес я сторожу.
За порядком здесь слежу.
Воспитатели, дети и родители. Здравствуй, Старичок-Лесовичок!
Лесовик. Здравствуйте, дети. Зачем пожаловали?
Дети. Мы, дедушка, в лес пришли погулять, поиграть, отдохнуть, полюбоваться природой.
Лесовик. Знаю я, как вы гуляете, отдыхаете !Муравейники разоряете, цветы топчете, насекомых, зверей обижаете. Не пущу вас в лес!
Воспитатель. Лесовичок, наши дети лес любят и уважают, пословицы про него знают.
Дети.
"Лес - богатство и краса береги свои леса";
"Лес и вода родные брат и сестра,
"Враг природы тот, кто лес не бережет",
"Лесная сторона не одного волка, а и мужика досыта кормит",
"Для города каждое дерево дорого",
"Срубить дерево - пять минут, вырастить - много лет",
"Кто с дерева кору снимает, тот его убивает",
"Одна искра целый лес сжигает",
"Не мудрено срубить, мудрено вырастить",
Воспитатель. Ребята знают, как вести себя в лесу.
Лесовик: сейчас проверим ,как вы знаете правила поведения в лесу. (Показывает детям и родителям картинки, с изображением знаков разрешающих и запрещающих то или иное действие в лесу. Дети отвечают.



Он в походе очень нужен,
Он с кастрюлей очень дружен.
Можно в нем уху варить,
Чай душистый кипятить.
(Котелок).

На привале нам помог,
Суп варил, картошку пек.
Для похода он хорош,
А вот в группу, не возьмешь.
(Костер).
Весной одевается, осенью раздевается. (Лес, парк)
Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)
Ее всегда в лесу найдешь – пойдем гулять и встретим:
Стоит, колючая, как еж, зимою в платье летнем. (Ель, сосна).
5.Прыжки в парах в обруче.
6. эстафета " Самый ловкий". Необходимо пролезть в обруч и не задеть его.


Лесовик подводит итоги соревнований и объявляет победителя.
Лесовик. Молодцы, ребята! Теперь я вижу, что вы и умные, и смелые, и ловкие , умелые! За то, что вы хорошо себя в моем лесу ведете вот вам от меня подарочек, дары леса.( отдает корзинку яблок). Мне было с вами очень интересно и весело, но пора дальше охранять лес. До свидания!
Воспитатель: И нам понравилось в лесу, правда, ребята. Мы скоро к тебе опять придём! Придём, ребята?
Дети: Да!
Дети: До свидания, дедушка лесовичок
Инструктор: А теперь ребята, все подойдите ко мне и давайте помоем тщательно руки, пришло время подкрепиться!

Родители в это время накрывают самодельный стол, наливают детям чай из термосов. Делятся впечатлениями. После того как все поели, дети самостоятельно организовывают игры по желанию (забрасывание мяча в кольцо, прыжки на скакалке, футбол).

Инструктор: Наш поход подходит к концу. Перед тем, как уйти, необходимо проверить не оставили ли вы после себя мусор.
Возвращение в детский сад тем же маршрутом.

Читайте также: