Конспект трудовой деятельности ручной труд в подготовительной группе

Обновлено: 07.07.2024

1) Консультация для родителей группы на тему: “Народная тряпичная кукла” с демонстрацией презентации по данной теме.

2) Беседа с детьми на тему: “История возникновения тряпичных кукол” - рассматривание фотографий и иллюстраций с изображением куколок.

3) Беседа с детьми на тему: “Народные игрушки”

4) Разучивание стихов, загадок, пословиц о куклах.

  • Мультимедиа для демонстрации презентации.
  • Иллюстрации народных кукол.
  • Различные народные игрушки.
  • Музыка – классика для детей.
  • Волшебный сундучок для сюрприза.
  • Материалы для изготовления куколок.

I. Организационный момент

Дети и воспитатель стоят на ковре.

Воспитатель приветствует всех, кто пришел на открытое занятие в группу. Затем задает вопрос: “ Ребятки, а почему же у нас так много людей в группе?”

Ответы детей: - К нам пришли гости, наши мамы, наши бабушки, наши педагоги,

В-ль: - А как вы думаете, что мы как хозяева должны сказать гостям?

В-ль: - Молодцы, ребятки столько ласковых , нежных и волшебных слов , вы сказали нашим гостям. А теперь давайте и мы с вами тоже присоединимся к ним (дети садятся за столы к своим родным).

Воспитателю с целью создания комфортной обстановки на занятии предлагает провести игру: “Ласковые слова” - мяч передается соседу справа и ласковое слово адресовано именно ему. Воспитатель начинает игру.

II. Основное занятие

Я своей подружке Кате
Одеваю утром платье
Одеваю ей сапожки
На резиновые ножки
И веду по переулку
Утром Катю на прогулку.

Ну, что, ребятки, догадались, это кто?

Ответы детей: - Кукла.

Воспитатель ставит на стол “Волшебный сундучок” и достает оттуда современные куклы, сделанные из разных материалов. Раздает по одной кукле в руки детей и просит назвать из чего сделаны их куклы.

Ответы детей: - Резина, пластмасса, керамика, матерчатая заводская и т.д.

В-ль: - А чем они еще отличаются?

Ответы детей: - Одеждой, прической, цветом волос, цветом глаз, обувью и т.д.

В-ль: - Ребятки, а откуда игрушки появляются у вас дома или в детском саду?

Ответы детей: - Из магазина.

В-ль: - Да, правильно, мы их покупаем в магазинах, а откуда они появляются там?

В-ль: - Ну, конечно же, молодцы ребятки, наши игрушки делают на фабриках. Ребятки, а вот скажите мне, пожалуйста, где же брали игрушки в старину, когда не было таких магазинов и фабрик игрушек.

Ответы детей: - Делали своими руками.

В-ль. Ставит на стол поднос с разными игрушками (Дымковской, Филимоновой, Матрешкой, Богородской, Каргапольской), и просит детей рассказать о них, что они знают? (промысел, из чего сделаны).

Ответы детей. (затрудняются, воспитатель подсказывает)

В-ль: - Ребятки, а среди них есть куколки?

В-ль: - А скажите, пожалуйста, из чего делали наши предки своих куколок?

В-ль: - Да, молодцы детки, их делали из лоскутков материи и назывались они тряпичными куклами.

Воспитатель достает из “Волшебного сундучка” тряпичных кукол собственного производства, и просит их сравнить с матерчатыми куклами заводского производства. Чем они отличаются?

Ответы детей: - Ручками, ножками и другой одеждой и нет лица.

В-ль: - Да, правильно. Основным отличием народных тряпичных кукол от наших современных – является безликость. Наши предки считали, что если у куклы будет лицо, она станет одушевленной и может нанести вред их ребенку, вместо того, чтобы оберегать его от неприятностей и различных бед.

Ребенок читает стих про куклу.

Волосы льняные
На них ленточки цветные
С лоскутков ее скрутили.
В сарафанчик нарядили.
Вот она какая, яркая, забавная.
Тряпичная красавица.

В-ль: - Ребятки, давайте немного отдохнем и вспомним физкультминутку, которую мы с вами стали разучивать накануне нашего занятия.

Наша куколка сидела (дети сидят на стульчиках как куколки)
Да решила погулять (тихонько встают и ходят как куколки на ровных ногах и ручки в строну)
Наша куколка гуляла
И играла и плясала (выполняют действие)
Приседала и скакала
Наша куколка моргала (Моргают глазками)
Быстро глазки закрывала
А потом их открывала
Наша куколка устала
И присела отдыхать. (Садятся на места)

Воспитатель просит детей и гостей, сесть поудобнее и предлагает посмотреть презентацию - “Куколка Счастье”

Первая часть презентации о куколке составила воспитатель.

Вторую часть пошаговое изготовление куколки взяла из интернета.

Воспитатель начинает показ презентации, сопровождает рассказом.

После слайда со стихотворением:

Куколка “Счастье” просто загляденье
Взрослым и детям всем на удивленье
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить.
Вам придется, не ленится
И старанье приложить.

Предлагает немного передохнуть и поиграть в различные игры.

1) “Перетяжки”- гимнастическая палка, мальчики с двух сторон. На полу лежит канат, кто заступит, тот проиграл.

2) “Кто быстрее?” - мамы, бабушки и девочки соревнуются, кто быстрее скрутит веревочку дойдя до центра.

3) “Перенести шарик без рук” - Мамы с мамами, девочки с девочками зажимают животами.

Воспитатель благодарит всех участников за активное участие, умение и старание! Мы хорошо отдохнули и теперь самое время заняться нам куколкой.

Воспитатель раздает пакетики с заготовками для будущих куколок. На столы кладет красные нитки и ножницы для всех участников процесса. Показывает своих куколок “счастья” сделанных специально для этого занятия. Обращает внимание гостей на характерные особенности (коса, ручки, обутки).

Ребенок читает стихотворение:

Здесь уголок, там уголок
Завяжем ловкий узелок
И кукла получилась.
Она нам будет оберег
В дому достаток сохранит
Семью от злобы защитит.
Конечно, всем нам нравится
Такая вот красавица!

Воспитатель включает презентацию с пошаговым изготовлением куколки. Во время слайдов подходит к родителям и детям, подсказывает или помогает, если они затрудняются.

Ребенок читает стихотворение:

Вот сверну я тряпочку
В лоскуточки наряжу
Сверху ниткой обвяжу
Получилась не игрушка
А любимая подружка.

Воспитатель напоминает, что использование украшений для куколки, это личное дело каждого. Каждый видит куколку по-своему. Самое главное не как оформляется и делается куколка, а какие мысли и думы при ее изготовлении вас посещают. Мысли должны быть светлыми и радостными. Тогда ваша куколка будет источником вашего счастья и вашей семьи. Чего я вам искренне и желаю!

III. Окончание работы

Воспитатель приглашает всех гостей на ковер и просит показать друг другу своих куколок (дети обсуждают игрушки).

Ребенок читает стихотворение.

Вот все куколки – подружки
Не похожи друг на дружку
В сарафанах распрекрасных
Эти куклы наши.

В-ль: - Мы очень хорошо с вами поработали и можем поиграть с вами игру: “У Маланьи, у старушки”.

У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Жили семеро детей
Жили семеро сыновей (все идут по кругу, один ребенок в центре)
На словах: каких сыновей? (все останавливаются и повторяют все движения за ребенком в центре)
Вот таких сыновей!! (показывает)
Вот с такими бровями
Вот с такими ушами
Вот с такими носами
Вот с такими усами.
Они ничего не ели
Целый день они сидели
Все на матушку глядели.
Но разом делали - Вот так!! (повторяем движения ребенка и застываем на месте)

Воспитатель благодарит всех за прекрасную и интересную работу, за то, что смогли прийти к нам на занятия. Приглашает гостей на следующее занятие, где будут делать игрушку “зайчик на пальчик”.

Словарная работа : длинноухий, короткохвостый, лисий, волчий, медвежий, беличий, зайчиха, зайчонок, зайчата.

Материал: мяч, схема изготовления поделки, бумажные заготовки, ножницы, клей, клеёнки, салфетки, клеевые кисточки, бумажные игрушки животных, колокольчик, макет леса.

Ход занятия:

(Договориться. Поиграть вместе.)

Воспитатель - Мальчики ещё маленькие и не умеют договариваться.

(Можно ещё купить зайчика и подарить им.)

Воспитатель - А вы знаете, где делают игрушки?

Воспитатель - Кто работает на фабрике игрушек?

(Художники, дизайнеры, мастера.)

Воспитатель- Правильно, ребята. Я предлагаю открыть в нашей группе фабрику игрушек, а вам быть мастерами. Как мы можем назвать нашу фабрику?

Воспитатель - Из каких материалов можно сделать игрушки?

(Ткань, бумага, пластмасса, мех, кожа, дерево, металл.)

Воспитатель - А из какого материала мы сможем изготовить зайцев?

Воспитатель - Давайте поиграем, и вы мне расскажите, какого зайца вы сделаете. Отвечать будет тот, у кого мяч.

Воспитатель - Что бы зайцы у вас получились забавные, весёлые, смешные художники с фабрики игрушек прислали схему. Она поможет вам в изготовлении игрушки. Давайте её рассмотрим и расскажем, как мы будем изготавливать зайца. Рассказывать будет тот, у кого указка.

Работа со схемой по цепочке .

Воспитатель - А сейчас, мастера, занимайте свои места и приступайте к работе.

Дети садятся за столы .

Воспитатель - Давайте вспомним правила безопасного обращения с ножницами.

(Концы ножниц нужно направлять только вверх. После работы ножницы убирать в стаканчик кончиками вниз.)

Во время работы звучит спокойная музыка.

- Никита, с чего начнёшь работу?

- Какая фигура получилась?

- Настя, куда нужно отогнуть угол?

- Полина, что ты сейчас делаешь?

Воспитатель - Ребята, на фабрике объявляется перерыВоспитатель В выставочном зале представлена коллекция бумажных игрушек. Пройдите и посмотрите, какие игрушки есть в коллекции.

(Лиса, заяц, медведь, белка и т. д.)

Воспитатель - Ребята, мне кажется, что всем этим животным чего-то не хватает?

Воспитатель - Кто-то перепутал все хвосты у игрушек. Давайте поможем им разобраться.

Хвосты лежат по кругу. Под музыку дети бегут по кругу, с окончанием музыки берут хвост и называют чей он.

Воспитатель -Молодцы, ребята. Прикрепите к игрушкам хвосты. А нам пора продолжить работу.

Под спокойную музыку дети изготавливают туловище, лапы, хвост зайцу.

- Даня, какой формы будет туловище у твоего зайца?

- Как ты его сделаешь?

- Полина, из какой фигуры можно сделать высокий конус?

- Настя, как можно сложить полоску бумаги, чтобы вырезать 4 лапы?

Воспитатель - Внимание! Внимание! Художники изготовили для ваших игрушек костюмы. Выберете для своего зайца костюм.

Дети выбирают заготовки, наклеивают их на игрушки.

Воспитатель - Что ты выбрал для своей игрушки? Кем будет твоя игрушка?

(Моя игрушка будет мамой зайчихой. А у меня папа заяц.)

Воспитатель - Я вижу наши игрушки готовы. Давайте ими полюбуемся. Несите их в выставочный зал.

Дети рассматривают игрушки.

Воспитатель - Как вы думаете, какой игрушкой захотели бы поиграть малыши? Почему? У нас получилась целая заячья семья. Найдите маму – зайчиху. Почему ты так решил? А где папа – заяц? Почему? Кто ещё есть в заячьей семье? Найдите зайчонка – девочку и т. д. Какие зайчата? (Весёлые, смешные, игривые.)

Воспитатель - А теперь давайте поиграем с игрушками в прятки. Где живут зайцы? (В лесу.) Давайте поселим их в игрушечный лес и спрячем от лисицы.

Дети прячут зайцев в лесу.

Воспитатель - Куда спрятался твой зайчонок?

- Где сидит мама-зайчиха?

- Откуда выглядывает папа-заяц?

Воспитатель - Ребята, сегодня вы все были хорошими мастерами. А сейчас каждый сам оценит свою работу. Выберете себе кружок. Красный круг означает, что ты работал отлично, зелёный – хорошо, а синий – тебе много помогали.

Воспитатель - Ребята, вечером мы подарим игрушки малышам, чтобы они больше не ссорились. А сейчас наша фабрика игрушек закрывается. Наведите порядок на своих рабочих местах.

-воспитать бережное отношение к планете и её ресурсам.

-втулка от туалетной бумаги;

-двухсторонняя бумага коричневого цвета, бумагабелого (розового, бежевого) цвета;

-готовые глазки для игрушек;

-кусочек синельной проволоки коричневого цвета.

Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, что вы делаете с мусором, собирающимся у вас дома?

(Ответы детей)

Воспитатель: - А где ещё можно использовать пластиковые бутылки, коробки, фантики, одноразовую посуду?

(Ответы детей – можно сделать различные поделки)

Воспитатель показывает втулку от туалетной бумаги.

Воспитатель: -Ребята, вот из этого материала, который вы выбрасываете, мы изготовим поделку.

Воспитатель: -Скажите мне, что это за бросовый материал?

(Ответы детей - втулка от туалетной бумаги)

Воспитатель:-Правильно. И, если вы сейчас отгадаете мою загадку, то узнаете какую игрушку мы будем сегодня делать.

Воспитатель загадывает загадку:

Прибыла из жарких стран,

Там жила среди лиан
И, за хвост на них повиснув,
Уплетала я банан.
(Ответы детей – обезьяна)

Воспитатель:- Вот, такую забавную игрушку сегодня мы с вами будем делать. Её можно использовать как ёлочную игрушку или как украшение для комнаты, а ещё с ней можно будет, просто, интересно играть.

Воспитатель:- Ребята, посмотрите на образец и скажите мне, что потребуется для того, чтобы ее изготовить?

(Ответы детей -втулка от туалетной бумаги, цветная бумага, клей)

Воспитатель: -А какие инструменты во время работы нам пригодятся?

(Ответы детей – ножницы)

– Давайте вспомним правила техники безопасности с ножницами.

1. Передавать кольцами вперёд

2. Не держать ножницы остриём вверх

3. Резать материал на виду.

– И ещё нужно соблюдать общие правила.

1. Хорошо устроенное рабочее место сделает твой труд более приятным.

2. Постоянно поддерживай порядок на рабочем столе.

3. После работы убирай всё на место.

Воспитатель:- А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и приглашаю вас на физкультминутку.

Физкультминутка:

Рано утром на полянке так резвятся обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ! Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх, кто поднимет выше всех?
Руки вниз – и наклонились, на пол руки положили.

А теперь на четвереньках погуляем хорошенько.

А потом мы отдохнем, посидим и спать пойдем.

Воспитатель: -А теперь приступим к работе.

- Отмерьте нужный отрезок из коричневой бумаги, приставив к ней втулку.
- Обклейте бумагой втулку. Обязательно нанесите клей не только на кончики бумаги, но и на саму втулку.

- Нарисуйте и вырежьте из коричневой бумаги уши и лапки, а из белой /розовой, бежевой/ бумаги вырезаем овал для мордочки и 4 круга для внутренней части ушей и лапок.

- Наклеиваем овал-мордочку на втулку, а круги на уши и лапки.

- Приклеиваем уши и лапки к втулке.

- На мордочку приклеиваем готовые глазки для игрушек (можно нарисовать), прорисовываем фломастером рот, нос.

- Вставляем хвостик из синельной проволоки.

В завершение нашей с вами работы я, предлагаю устроить мини- выставку

ваших поделок. Я также пополню эту выставку своей работой. Теперь вы можете внимательно рассмотреть и сравнить все выполненные вами изделия.

Воспитатель выставляет поделки детей на стол.

Воспитатель:-Ребята, посмотрите на свои работы и скажите, какими получились ваши поделки?

(Примерные ответы детей-красивыми, аккуратными, интересными, смешными и т. д.)

Воспитатель:-Вам они нравятся? А, какие качества вам потребовались для того, чтобы у вас получились такие поделки?

(Примерные ответы детей: -трудолюбие, дисциплинированность, аккуратность, внимательность, организованность, ответственность, творчество и т. д.)

Воспитатель:- Я сегодня тоже очень довольна результатами вашего труда. Скажите, а мы достигли цель, которую поставили перед собой в начале занятия? Дали вторую жизнь ненужной вещи?

Программное содержание: продолжать знакомить детей с оригами, воспитывать аккуратность, терпение, старательность.

Материалы: два квадрата из бумаги (большой и маленький), клей, салфетка, клеёнка, ножницы, простые карандаши, фломастеры.

-Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок. Возле теремка огород, и выращивают там мышка зерно, а зайка - морковь. Повадился к зверушкам кто-то по ночам в огород ходить, морковку с зёрнышками воровать.


-Для туловища надо взять квадрат побольше, для головы - квадрат поменьше. Голову сделать совсем просто. Нужно сложить квадратик по диагонали:




Приступим к изготовлению туловища. Сначала сложим квадрат по диагонали. Затем загибаем углы квадрата к линии сгиба.









3. -Ребята, какие вы молодцы. Каких хороших собачек вы сделали. Теперь в огород зверят ни один вор не проберётся!

Читайте также: